Ремонт Дизайн Мебель

Совершение намаза по мазхабу имама абу ханифы. Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы (Ханафитский мазхаб) Намаз по абу ханифы

(с огласно мазхабу Имама Абу Ханифы )

Сказано в Священном Коране:

"Книга эта, несомненно, наставление для тех,

Кто, (гнева) Господа страшась

Смирен и праведен (в своих деяниях),

Кто верует в Незримое,

Строг в совершении молитв

И щедр в подаянии из благ,

Которыми его Мы наделили" .

(Коран:2 ; 1-3)

"Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи. Истинно, хорошие дела уничтожают плохие. Это есть напоминание для вспоминающих".

(Сура "Худ", 114).

"Ищите помощи Аллаха с терпением и намазом, истинно он - великая тягота, но только не для смиренных".

(Сура "Аль-Бакара", 45)

Сказал Посланник Аллаха:

"О, Абу Зар, когда мусульманин читает свой намаз ради Аллаха, грехи спадают с него, как опадают листья с сухого дерева". (Передал Абу Зар)

"Пропустивший один намаз, подобен тому, кто потерял всю свою семью и богатство". (Передал Науфиль бин Муавия)

Хвала Всемогущему Создателю, к Которому обращаемся за помощью, на Которого уповали и уповаем, Которого просим оградить нас от плохих помыслов и деяний. О Аллах, даруй больше величия и почетности Пророку Мухаммаду и сохрани Его общину.

ОЧИЩЕНИЕ

Религия Ислам зиждется на чистоте. Мусульманин, совершающий намаз, предстает перед Аллахом, поэтому от него требуется соблюдение чистоты тела, одежды и места моления. Наша религия придает большое значение также внутренней чистоте человека, то есть мусульманин должен быть чист душой и сердцем так же, как он чист внешне. Чистого любит Аллах и люди. Аллах сказал в Коране: "Воистину, Аллах любит кающихся и очищающихся (совершающих ритуальные омовения)". (Коран: 2: 222). А в хадисе Пророка Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: "Чистота - половина веры".

1. ИСТИНДЖА

Истинджа - это обязательное удаление нечистот после мочеиспускания или опорожнения кишечника. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, больше всего наказаний в могиле будет от нее (мочи)". (Передал Муслим).

Правила совершения истинджа

1. Если нечистоты жидкие, то они смываются водой

2. Если возможно полное удаление густых нечистот без воды, то взамен ее можно использовать плотный, шершавый материал (бумага, ткань, и т.д.). При этом очищение производится промоканием не менее 3-х раз (до полного удаления нечистот). Лучше использовать сначала плотный материал, а затем воду.

3. Нельзя использовать для истинджа спирт, дорогие ткани, кости, кровь, стекло, почетные предметы (хлеб, бумага с информацией по Исламу и т.п.)

4. Очищение совершают левой рукой, а правой рукой льют воду

2. ВУДУ (АБДЕЗ) - ТАХАРАТ

Буду (малое омовение) - это промывание и протирание некоторых частей тела в определенном порядке. При этом на теле не должно быть изолятора, препятствующего протеканию воды (лак на ногтях, пятно масляной краски и т.п.). О пользе совершения вуду наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо - грехи совершенные глазами, когда протирает голову - грехи совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе".

Что нельзя делать без вуду

3.Совершать намаз

4.Прикасаться к Корану;

5.Совершать Саджда-тилауат - земной поклон, который следует сделать прочитавшему или услышавшему определенные аяты Корана;

6.Совершать ритуальный обход (Тауаф) вокруг Каабы.

Фарды вуду

Действия, без совершения которых омовение считается недействительным:

1. Мыть лицо -1 раз;

2. Мыть руки, включая локти, -1 раз;

3. Протереть 1/4 часть головы - 1 раз;

4. Мыть ноги, включая щиколотки, -1 раз.

Порядок совершения вуду

Сначала следует засучить рукава Затем, по возможности, повернуться в сторону Кыблы и, сделав намерение совершить омовение ради Аллаха, произнести "Агузу-билляхи минаш-шайтанир-раджим Бис-милляхир-Рахманир-Рахим":

1. Вымыть кисти рук 3 раза Если есть кольцо, то сдвинуть его, чтобы под ним протекла вода;

2. Три раза правой ладонью набрать в рот воды и тщательно прополоскать его;

3. Трижды правой рукой набрать в нос воды, а левой высморкаться;

4. Три раза вымыть лицо (границы лица от начала волосяного покрова на лбу и висках до подбородка (у женщин включая нижнюю часть челюсти) и от правого уха до левого);

5. Вымыть вначале правую руку, включая локоть, - 3 раза, затем 3 раза вымыть левую руку таким же образом;

6. Намочить правую ладонь и протереть ею голову - 1 раз;

7. Намочить руки и указательными пальцами протереть внутри, а большими пальцами - снаружи ушных раковин тыльной стороной остальных пальцев каждой руки протереть шею - 1 раз;

8.Мыть ноги, включая щиколотки, начиная с правой ноги, - 3 раза, Важно обращать внимание на то, чтобы вода протекла между пальцев;

9. После завершения омовения повернуться к Кыбле и произнести слова свидетельства Ислама - Калимаи шахада (см Прил 1 текст 23);

10. Есть дуга (мольба, обращенная к Аллаху), которое желательно читать после совершения омовения (см Прил 1 текст 1);

Омовение считается полным, даже если ду"а не прочитано.

Макрух (нежелательное порицаемое действие) при совершении вуду:

1. Излишняя трата воды;

2. Экономия воды без необходимости;

3. Плескание воды на лицо и другие части тела;

4. Разговор во время омовения без необходимости;

5. Совершение омовения в грязных местах.

Обстоятельства, при которых нарушается омовение:

1. Выделение из любой части тела крови (вытекшей за пределы раны), гноя или жидкости из раны;

2. Рвота (полный рот);

3. Выделение слюны, половина или большая часть которой состоит из крови;

4. Выделения (кал, моча, газы, выделения из половых органов);

5. Сильное опьянение и обморок;

6. Громкий смех во время намаза;

7. Сон (лежа или прислонившись к чему-либо).

Уважительная причина.

Если в продолжение всего периода времени для чтения намаза у человека не прекращаются обстоятельства, нарушающие омовение (например выделение мочи, крови, гноя из раны и т.п.), то это является уважительной причиной считать, что омовение человека не нарушено Он может читать другие намазы (например, када или нафиль), брать в руки Коран и т.д.

Если у него не было других обстоятельств, нарушающих омовение, помимо этой уважительной причины, то омовение у такого человека нарушается только по истечении времени каждого намаза. До тех пор, пока у него существует данная уважительная причина, человек вновь делает омовение только при наступлении времени следующего намаза.

Это облегчение нашей религии для тех, у кого есть такого рода уважительные причины.

3. ГУСУЛ

Гусул - это полное омовение, при котором на теле человека не остается ни одного сухого места. Есть обстоятельства, при которых человек обязан совершить гусул

1. Состояние джунуб, которое вызывают следующие причины:

Половая близость;

Выделение спермы у мужчин и аналогичной жидкости у женщин, даже если не было полового акта (как в состоянии бодрствования, так и во время сна);

2. После завершения менструации (для женщин);

3. По окончании периода послеродового очищения (для женщин).

Что нельзя делать без гусул.

3. Прикасаться к Корану;

4. Совершать ритуальный обход (Тауаф) вокруг Каабы;

5. Без необходимости заходить в мечеть.

Если нет основания для совершения гусул-фарда, то желательно выполнить гусул-сунну для таких случаев, как Джума и праздничный намазы.

Фарды гусул

Действия, без выполнения которых гусуль не считается совершенным:

1. Полоскание рта;

2. Полоскание носа;

3. Омовение всего тела (не допуская того, чтобы на теле осталось сухое место).

Порядок совершения гусуль:

1. Произнести "Бисмилляпир-Рахманир-Рахим", сделать намерение совершить гусуль ради Аллаха;

2.Вымыв кисти рук, обмыть половые органы;

3. Набрав правой рукой в рот воды, тщательно прополоскать рот до гортани - 3 раза Если человек соблюдает пост, то следует обращать внимание на то, чтобы не проглотить воду;

4. Набрать правой рукой в нос воду и высморкнуть левой рукой - 3 раза;

5. Совершить Вуду;

6. Мыть голову 3 раза;

7. Мыть правую сторону тела, затем левую сторону - по 3 раза Стараться при этом протирать рукой промываемые части тела;

8. Напоследок облить все тело водой так, чтобы не осталось сухого места; величиной даже с кончик иглы.

На что надо обращать внимание при гусуль.

Тщательно мыть пуповину, ушные раковины, между зубами, под бровями, корни волос, усов, бороды, дырки для сережек на мочках ушей. Во время гусуль не читается ду"а.

Стараться не поворачиваться в сторону Кыблы, если не прикрыты места большого аурата (часть тела от пупка и по колено включительно) не разговаривать без необходимости.

Если человек, которому необходимо сделать гусуль предварительно прополоснув рот и нос, войдет в водоем (бассейн, озеро море и т.д.) и, намочив там все тело, выйдет, то считается, что он совершил гусуль.

4. ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ У ЖЕНЩИН

1.Хайд - менструация. У женщин по достижении совершеннолетия возникает особое состояние, которое называется менструацией. Это состояние наступает ежемесячно в определенные дни. Обычно менструация продолжается до 55-ти лет, но у некоторых женщин она заканчивается и раньше.

Период менструации у женщин колеблется от трех до десяти дней, в течение которых выделения могут временно прекращаться. Но эти дни также считаются периодом хайда.

По окончании менструации следует сделать гусуль - эго фард. Пропущенные во время хайда намазы возмещать не следует потому, что Всевышний Аллах простил это.

2.Нифас - послеродовое очищение. Особое состояние у женщин после родов называют "нифас" ("послеродовое очищение") Период нифас начинается с момента рождения ребенка и продолжается максимум сорок дней (минимальное время не определено). При завершении нифаса женщина должна сделать гусуль и приступить к выполнению намаза, даже если не истекли указанные сорок дней. Если были дни, в которых прекращались выделения, а затем вновь возобновлялись, - они также считаются нифасом.

Совершение гусуль после нифаса - фард. Пропущенные намазы не возмещаются.

3.Истихаза . Если период менструации длится меньше трех дней, то женщина должна выждать три дня, не совершая намаз. Например, если выделения длились один день, то она ждет еще два дня, затем совершает гусуль. Пропущенные в эти два дня намазы также не возмещаются. Если менструация длится больше десяти дней или нифас - больше чем сорок дней, то по окончании указанного максимального срока (даже если выделения не прекратились), женщина должна сделать гусуль и приступить к совершению намаза Выделения, продолжающиеся сверх максимального срока, считаются такой же уважительной причиной (когда вуду" не считается нарушенным), как кровотечение из носа или из другой части тела.

В период хайда и нифаса нельзя:

4. Прикасаться к Корану;

5. Совершать ритуальный обход (Тауаф) вокруг Каабы;

6. Заходить в мечеть;

7. Совершать половой акт.

5. ТАЯММУМ

Таяммум - это ритуальное очищение без использования воды. Он заменяет вуду или гусуль в определенных случаях Таяммум является даром Аллаха Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и нам, Его последователям, который облегчает соблюдение гибады.

В каких ситуациях совершается таяммум:

1. Если нет необходимого для совершения омовения (вуду или гусуль) количества чистой воды.

2. Если есть вода, но нет возможности ее использовать.

3. Если есть раны или болезнь, по причине которых нельзя использовать воду.

Фарды таяммум:

1. Намерение;

2. Двукратный удар руками о чистый песок или о то, что содержит песок;

3. Протирание с первым ударом - лица, со вторым ударом - рук.

Порядок совершения таяммум:

1. Сначала закатываются рукава до локтей;

2. Делается намерение о совершении вуду или гусуль;

3. Ладони в раскрытом виде ударяются о песок или о то, что содержит песок. Если руки пыльные, то, ударив их друг о друга, следует стряхнуть пыль;

4. Ладонями протирается лицо;

5. Второй раз так же ударяют руками о песок;

6. Сначала левой ладонью протирают правую руку, включая локоть, затем правой ладонью протирают левую руку, включая локоть;

Обстоятельства, нарушающие таяммум:

1. Все, что нарушает омовение, нарушает и таяммум;

2. При обнаружении воды или возможности использовать воду.

3. При устранении причины, по которой человек делал таяммум (например, заживление раны).

6. МАСИХ

Масих (хуфф) - это специальная кожаная обувь. После совершения вуду человек, надевший на ноги масих, при повторном совершении омовения их не снимает, ему достаточно только протереть их. Это одно из облегчений в нашей религии. Хуфф должен соответствовать следующим условиям:

1. Должен быть не ниже уровня щиколотки;

2. Должен выдержать путь в 12 тысяч шагов или больше;

3. На нем не должно быть дырки, диаметром в 3 мизинца ноги (независимо от того, порван масих или распорот);

4. Должен быть толстым, чтобы держался на ногах без шнурков;

5. Вода не должна просачиваться внутрь масиха (при кратковременном окунании в воду).

Масихи надеваются в состоянии омовения ("вуду"") Срок действия масихов:

Для тех, кто не находится в путешествии - в течение 24-х часов с момента первого (после надевания масиха) нарушения вуду;

Для путешественника - 3 дня и 3 ночи (т е 72 часа) с момента первого нарушения "вуду"".

По истечении этого времени необходимо совершить омовение с мытьем ног.

Как делается протирание масихов (хуффов) - (кожанных носков).

Совершается омовение в обычном. Когда очередь доходит до омовения ног, то мочат правую руку и тремя разведенными пальцами протирают верхнюю часть правого масиха, начиная с кончиков пальцев и до уровня щиколотки включительно. Затем так же левой рукой протирают масих на левой ноге. Подошва масиха не протирается.

Что нарушает протирание масихов:

1. Все обстоятельства, нарушающие омовение ("вуду"") При следующем совершении "вуду"" ноги не моют, а лишь протирают масихи.

2. Снятие масиха (намеренное или случайное) Если у человека, находящегося в состоянии вуду" был снят один или оба масиха, то вуду не нарушается. В этом случае требуется совершить лишь омовение обеих ног.

Протирание повязки.

1 .Если на теле есть рана, закрытая повязкой, то при совершении вуду или гусуля эта повязка снимается, чтобы вода попала на тело.

2. Если же нельзя снять повязку или мытье раны может повредить здоровью, то следует один раз протереть мокрой рукой по повязке.

3. Если на рану нанесено лекарство, и она не перевязана и если попадание воды не повредит, то это место моется. Но если вода может нанести вред здоровью, то в этом случае рана только протирается. Если же и протирание вредно, то место раны не протирается.

7. ВИДЫ ВОДЫ, СВЯЗАННОЙ С ОЧИЩЕНИЕМ

Вода делится на два вида

- Мутлякъ . К этому виду относится дождевая, талая, озерная, речная, морская, ключевая или колодезная вода, если она ни с чем не смешана.

Мутлякъ в свою очередь делится на пять подвидов:

1.Чистая сама по себе и очищающая вода - это вода, которая не изменила ни цвета, ни вкуса, ни запаха и ранее не была использована Ее можно использовать для гусуля, вуду, приготовления пищи и т п;

2.Вода чистая и очищающая, но использование которой нежелательно. Это вода, которая ранее была использована кошкой, курицей или хищными птицами (такими, как ястреб, сокол и т.п.). Считается макрухом использовать эту воду для гусуля, вуду, если есть другая чистая вода. Если нет другой чистой воды, то использование такой воды не считается макрухом;

3. Вода чистая сама по себе, но не очищающая. Это вода, которая ранее была использована для гусуля или вуду. Такую воду не используют для совершения ритуальных омовений (гусуля и вуду);

4. Нечистая вода. Это непроточная вода, в которую попали нечистоты. Вода, которая осталась после собаки, свиньи или хищных животных, также считается нечистой, и она не пригодна для очищения. Но если объем такой воды больше 60 см3, то вода считается чистой пригодной для омовения;

5. Сомнительная вода. Это вода, оставшаяся после использования ослом или мулом. Эта вода пригодна для очищения от нечистот. Ее не используют для совершения гусуль или вуду, если имеется чистая вода. Если же нет чистой воды, то ею можно сделать омовение, но затем следует совершить таяммум, т.к. есть сомнение, является эта ли вода чистой или нет.

- Мукаяд . Это вода, сильно изменившая хотя бы одну из своих основных характеристик - цвет, запах, вкус - в результате смешивания с каким-либо чистым веществом (молоком, чаем, фруктовым или овощным соком и т.д.). Такая вода не используется ни для совершения гусуля, ни для вуду.

8. НАДЖАС

Наджас - это нечистое вещество, оскверняющие тело человека его одежду и место моления Наджас подразделяется на два вида:

1. Легкая. К ней относятся:

Кал птиц не разрешенных к употреблению в пищу (например ястреб, ворона)

Моча животных, разрешенных к употреблению в пищу (лошадь, корова, баран и т п)

2. Тяжелая. К ней относятся:

Кал, моча и выделения из половых органов человека;

Кал животных, разрешенных к употреблению в пищу;

Кал, моча, слюна, мясо и шкура животных, запрещенных к употреблению в пищу (собака, волк и т д.);

Мясо, кости, невыделанная кожа животного, умерщвленного не по Шариату;

Свинья (вся целиком, даже обработанном виде);

Кал разрешенных к употреблению в пищу птиц (гусь, курица и т.д.);

Падаль, трупы;

Кровь, гной лимфа, выделения из больных глаз;

Опьяняющее вещество;

Рвотная масса;

Не является наджасой:

1. кал голубей и воробьев;

2. кровь рыб, блох;

3. жидкость, выделившаяся из разрешенного мяса;

4. кровь и жир водных животных;

5. слезы, слюна и мокрота человека;

6. шерсть, высохшая кость, жидкость из носа животных (кроме свиньи и собаки);

7. выделанная кожа животных (кроме свиньи) умерщвленных не по Шариату;

8. мясо и невыделанная кожа животных (кроме свиньи), умерщвленных по Шариату;

9. опьяняющее вещество ставшее уксусом;

10. парфюмерия, содержащая легко испаряющийся спирт.

Избавление от наджасы

1. Сначала удаляется объем наджасы;

2. Три раза последовательно промывают в проточной воде и отжимают (если это одежда) место, где была наджаса;

3. Если требуется очистить вещь, которую трудно отжимать (ковер, одеяло, шуба) то следует промыть ее 3 раза, каждый раз давая воде стечь полностью;

4. Если объем наджасы удален, но троекратным промыванием не удалось полностью избавиться от ее цвета или запаха, то считается, что наджаса удалена;

5. Гладкие предметы (нож, стекло и т д) достаточно хорошо протереть, но лучше промыть водой;

6. Если наджаса высохла, то достаточно ее просто соскоблить. Если мокрая, - обязательно промыть 3 раза;

7. Если человек забыл, куда попала наджаса, то следует промыть 3 раза предполагаемое место. Это будет считаться удалением наджасы.

НАМАЗ

9. ВРЕМЕНА НАМАЗОВ

В течение суток совершается пять намазов: каждый - в свое определенное время. Нельзя выполнять намаз ни раньше, ни позже положенного для него времени. Несвоевременное чтение намаза без уважительной причины является большим грехом. Сказано в Священном Коране, означающее: "Воистину, намаз для верующих предписан в строго определенное время" (Коран: 4: 103 ).

Время утреннего намаза "Ас-Субх" (Эртден намаз)- с начала истинного рассвета, т.е. появления на горизонте светлой полосы и до появления верхнего края диска солнца.

Время полуденного намаза "Аз-Зухр" (Кюн орта намаз) - с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада, и тень начинает увеличиваться, и продолжается до тех пор, пока длина тени не будет равняться одной или двум длинам предмета.

Время послеполуденного намаза "Аль-Аср" (Экинди) начинается, как только заканчивается намаз "Аз-Зухр", и продолжается до полного захода солнца (до момента, когда солнечный диск скроется за линией горизонта).

Время вечернего намаза "Аль-Магриб" (Ашхам) начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката.

Время ночного намаза "Аль-Иша" (Джассы) начинается с окончанием времени намаза "Аль-Магриб", продолжается до наступления времени намаза "Ас-Субх".

Время намаза "Аль-Витр" (Ютюр намаз) - время ночного намаза; намаз Аль-Витр читается после намаза "Аль-Иша".

Время намаза "Аль-Джума" - время намаза "Аз-Зухр" пятничного дня.

Время намаза "Ат-Тарауих" - время намаза "Аль-Иша" в месяце Рамадан.

Время праздничного намаза - спустя примерно 50 минут после восхода солнца праздничного дня и продолжается до тех пор, пока солнце не будет в зените.

В течение суток есть времена, когда намаз не читается:

1. Восход солнца.

2. Когда солнце находится в зените.

3. Заход солнца.

Примечание: во время захода солнца можно читать только намаз Аль-Аср этого же дня, если он не был выполнен.

10. ВИДЫ НАМАЗА

1. Фард - обязательный намаз.

2. Уаджиб - намаз, близкий к обязательному.

3. Нафиля - дополнительный намаз.

Фард (Фарыз):

1. Ежедневный пятикратный намаз:

Намаз Ас-Субх (Эртден намаз): 2 ракагата фард;

Намаз Аз-Зухр (Кюн орта намаз): 4 ракагата фард;

Намаз Аль-"Аср (Экинди намаз): 4 ракагата фард;

Намаз Аль-Магриб (Ашхам намаз): 3 ракагата фард;

Намаз Аль-"Иша (Джассы намаз): 4 ракагата фард;

2. Джума - пятничный намаз (обязателен для мужчин)

3. Намаз Джаназа (по усопшему) - "фард кифайа" (коллективная обязанность, т.е. обязанность, возлагаемая на весь джамаат; если кто-то из джамагьата ее выполняет, то с остальных эта обязанность снимается. Обязателен для мужчин).

Намазы уаджиб

1. Намаз "Витр": 3 ракагата.

2. Праздничные намазы (праздников "Аль-Фитр" и "Аль-Адха"): 2 ракагата.

Намазы нафиля

Нафиль-намазы намазы делятся на:

1. намазы, которые совершаются дополнительно к намазам-фардам:

Сунна-намазы, которые совершаются до или после выполнения пяти фард-намазов; они делятся на:

a) сунна муаккада, т.е. намазы, которые Пророк Мухаммад выполнял постоянно; их желательно выполнять всегда;

b) сунна гайри муаккада, т.е. намазы, которые Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, выполнял иногда;

Сунна-намаз "Ат-Тарауих", который совершается каждую ночь месяца Рамадан;

2. намазы, которые совершаются независимо от фардов (эти намазы называются также мустахабом или мандубом); они совершаются в любое (кроме запрещенного) время с намерением получения сауаба.

Вот некоторые из них:

Намаз "Ад-Духа". Совершается через 40 минут после окончания времени утреннего намаза. Он может включать от 2-х до 12-ти ракагатов;

Намаз "Ат-Тахаджуд". Совершается после полуночи (желательно в последнюю треть ночи); этот намаз может включать от 2-х до 12-ти ракагатов;

Намаз "Ат-Тахият-уль-масджид". Совершается при посещении мечети и состоит из 2-х рака"атов.

Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (699–767 гг.; по хиджре 80–150 гг.) - выдающийся факых и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Некоторые относят его к первому поколению после Пророка (ат-таби‘ун). Другие считают, что он относится ко второму поколению (атба‘у ат-таби‘ин) . Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Отвергнув предложение халифа Мансура занять должность главного судьи Багдада, был заключен в тюрьму, где и скончался. Первый систематизатор фикха. Автор трактатов «Аль-фикх аль-акбар», «Муснад аби ханифа» и др.

Абу Ханифа сыграл в развитии мусульманского богословия и права роль, которую трудно переоценить. Он вошел в историю Ислама с титулом аль-имам аль-а‘зам (величайший имам). Абу Ханифа родился во время правления омеййадского халифа Абдуль-Малика ибн Марвана в семье богатого торговца шелком, происходившего из среды иранских мавали - людей, получивших покровительство того или иного арабского племени. Абу Ханифа относился к племени Теймуллы ибн Са‘лаба ибн Бакра ибн Ваиля.

По сообщению его современников, в возрасте 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил паломничество в Мекку (хадж), во время которого ему удалось увидеть последних оставшихся в живых асхабов - сподвижников Пророка, в частности, Абдуллаха ибн Хариса. От них будущий богослов мог услышать рассказы о том, как поступал или что говорил Пророк в той или иной ситуации. Также он встретил великого сподвижника Анаса ибн Малика, который с раннего возраста на протяжении десяти лет находился рядом с Пророком, помогая ему в повседневных делах.

В юности Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование на своей родине в Куфе. Среди его учителей были авторитетные ученые того времени - ‘Ата ибн Рабах, Хишам ибн ‘Урва, Нафи‘. В возрасте 22 лет он становится учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Сулеймана аль-Аш‘ари. В его кружке Абу Ханифа провел восемнадцать лет, вплоть до смерти наставника. А затем на протяжении десяти лет сам возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. У него обучались и получили знания по мусульманскому праву такие известные ученые, как Абу Юсуф аль-Кады, Мухаммад ибн аль-Хасан, Зуфар ибн аль-Хузайл, Нух аль-Джами‘а и другие.

Многие сообщают о том, что Абу Ханифа был богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно углубленным в раздумья, сторонящимся пустого, бесполезного общения. Мухаммад ибн Джабир сказал: «Абу Ханифа был немногословным, редко смеющимся, размышляющим, угрюмым подобно тому, кого недавно постигла беда (неприятность)». Также Ибрахим ибн Саид аль-Джавхарий передает, что Абу Ханифа обязал себя давать один динар как милостыню при клятве Всевышним во время разговора . На благодеяния он выделял сумму, равную семейным затратам.

Ночи великий имам проводил в молитвах и ду‘а. Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа каждую ночь в одном ракяате полностью прочитывал Коран, порой совершал ночной и утренний намазы с одним омовением.

Яхья аль-Хаманий передает со слов своего отца следующее: «Я сопровождал Абу Ханифу на протяжении 6 месяцев и ни разу не видел его совершающим утреннюю молитву, кроме как с омовением ночной».

Супруга Абу Ханифы сказала: «Я не помню ночи, которую бы он провел во сне. Абу Ханифа летом спал между полуденной молитвой Зухр и послеполуденной ‘Аср и в первую часть ночи зимой».

Чтение всего Корана в одном ракяате

Муса‘ар вспоминал: «Однажды я зашел в мечеть и увидел человека, совершающего намаз. Мне понравилось его чтение. Я стоял, пока он не прочитал седьмую часть Корана, и подумал, что сейчас уже сделает поясной поклон, но этого не случилось. Потом он достиг трети, и я опять ожидал совершения поясного поклона. Затем он прочитал половину. Далее чтение молитвы шло в том же порядке, пока не был прочитан весь Коран в одном ракяате. Я посмотрел на него и узнал в этом человеке Абу Ханифу».

Хариджа ибн Муса сообщил, что Коран в одном ракяате был полностью прочитан четырьмя людьми: ‘Усманом ибн ‘Аффаном, Тамимом ад-Дарий, Са‘идом ибн Джубейром и Абу Ханифой. Асад ибн ‘Амр сообщал: «Абу Ханифа совершал утреннюю молитву с омовением ночной на протяжении 40 лет. По ночам в одном ракяате он прочитывал весь Коран. И его плач был слышен настолько явственно, что соседи чувствовали в своих душах сострадание к нему».

Этот человек вобрал в себя ту мораль, к которой нас призывает Ислам. Примером тому являются нижеприведенные случаи.

Однажды некий человек сказал имаму: «Побойся Бога!» Имам вздрогнул, побледнел и, опустив голову, ответил: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах! Насколько сильно нуждаются люди в тех, кто говорил бы им это».

Также, когда имама сильно бранил один человек, тот произнес следующие слова: «Да простит тебя Господь! Он знает во мне противоположное тому, что ты сказал».

Абу Ханифа был одним из самых авторитетных богословов своего времени. Шаддад ибн Хаким сказал: «Я не видел более знающего, чем Абу Ханифа в его время». Великий имам аш-Шафи‘и произнес следующие слова: «Люди черпают знания по мусульманскому праву у Абу Ханифы» или «люди в мусульманском праве подобны детям при сравнении с Абу Ханифой».

Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа увидел себя во сне раскапывающим могилу заключительного Божьего посланника и собирающим его кости. Сон очень сильно напугал его, и он попросил у Ибн Сирина, являвшегося одним из его друзей, растолковать увиденное. Ибн Сирин сказал: «Ты тот, кто соберет Сунну Пророка и воскресит ее».

Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка в своем учении и при отсутствии решения того или иного вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа следовал «иджтихадур-ра’й», то есть он давал заключение посредством развития мнения, проистекающего из Корана и Сунны. Данное утверждение основано на следующем высказывании имама Абу Ханифы, услышанном Абу ‘Исматом: «То, что передано от посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), бесспорно принимаемо (используемо). То, что передано от его сподвижников, мы применяем и не выходим за рамки сказанного ими. Что же касается того, что вне этого, то они - мужчины и мы - мужчины», то есть каждому Бог дал право думать, анализировать и высказывать свое мнение. Ибн Хазм сказал: «Все приверженцы Абу Ханифы пришли к единому мнению о том, что в его мазхабе слабый по своей достоверности хадис (да‘иф) стоит выше (наиболее первостепенен), чем проведение сравнительной аналогии (кыяс) и мнение, основанное на религиозных положениях (ра’й)». Да, Абу Ханифа в своих трудах в первую очередь опирался на Священный Коран и хадисы, высказывания сподвижников, а затем - кыяс и мнение. Но в нормах шариата, основанных на двух последних критериях, не было принуждения. В доказательство этому есть следующее изречение имама, переданное Исма‘илом ибн Хаммадом: «То, что мы смогли извлечь, лишь мнение. Мы никого не принуждаем придерживаться его и не говорим о необходимости принятия его каждым. Тот, у кого есть лучше, пусть принесет». Также Абу Ханифа сказал: «Мы знаем, что это - мнение. И оно - лучшее, чего мы смогли достичь. А если кто придет с наилучшим, то мы примем у него».

Абу Ханифа уделял большое внимание хадисам и ученым, занимавшимся их изучением. Абу Юсуф передает следующие слова имама: «Мужчине допускается передавать только тот хадис, который он выучил наизусть с того момента, как его услышал». Кайс ибн Раби‘ сказал: «Абу Ханифа отправлял товар в Багдад. Там на него закупались вещи, которые привозились в Куфу. Из года в год он собирал прибыль, на которую покупал одежду, еду и все необходимое для ученых, изучавших Сунну. Передавая им это, он говорил: «Благодарите только Господа. Я не дал вам ничего из своего имущества, но дал лишь то, чем наделил меня Всевышний посредством вас».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наилучшие из моих последователей - это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем - следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих».

«За пустословные клятвы [когда нет серьезного намерения клясться] Всевышний не накажет вас [нет в этом ни греха, ни наказания, ни искупления], а отвечать вам за то, когда было намерение в сердце [когда клятва Всевышним серьезна и прочувствована]» (см. Св. Коран, 2:225).

«Будьте обязательны в тех договорах, которые заключаете между собой [также и в выполнении обещаний], и не нарушайте клятвы, которые даете осознанно и убежденно, ведь вы [клянясь Богом в подтверждение своей правдивости и обязательности] ставите Всевышнего в положение гаранта (поручителя) [поднимая ваши земные взаимоотношении на качественно иной уровень]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) знает все, что вы делаете [о чем вам следует припоминать, когда даете обещание или берете на себя ответственность]» (Св. Коран, 16:91).

Слово «имам» переводится как «предстоятель на молитве, религиозно грамотный и уважаемый человек». Но раньше этим словом называли именно крупных религиозных ученых и богословов. То есть «Имам» с большой буквы. Они были наставниками людей, душой общества, обладали глубокими познаниями в Божественных предписаниях, мудростью и являлись носителями высокой морали. Когда слово «имам» применяется в сочетании с именами великих богословов прошлого, таких, например, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль, то подразумевается именно последнее.

Пятничный намаз - это обязательный (фард) намаз, совершаемый коллективно (джамаат) во время полуденного намаза.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю (сура «Джум"а», аят 9).

قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى: {يَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ}الْجُمُعَة: 9

Тарик ибн Шихаб передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Собрание для пятничной молитвы – непременный долг каждого мусульманина, кроме четырёх из них, коими являются: раб, женщина, мальчик или больной человек» (а в другом месте: «или путешественник»). (Абу Давуд) Те, которые не обязываются на пятничный намаз, совершают обеденный намаз, а если вдруг они пойдут на джума, то совершения его хватает вместо обеденного.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из дней, в которые когда-либо поднималось солнце, является пятница. В этот день сотворён Адам. В этот день он введён в Рай. В этот день он выведен из Рая, в этот день покинул этот мир, в этот день простили ему ошибку, мир ему, в этот день будет Судный день, в этом дне есть промежуток, в котором, если верующий раб будет в это время в намазе и просит Всевышнего, то Всевышний ответит ему».

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "خَيْرُ يَوْمٍ طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ يَوْمُ الْجُمُعَةِ، فِيهِ خُلِقَ آدَمُ، وَفِيهِ أُهْبِطَ وَفِيهِ مَاتَ وَفِيهِ تِيبَ عَلَيْهِ، وَفِيهِ تَقُومُ السَّاعَةُ ، وَفِيهِ سَاعَةٌ لَا يُصَادِفُهَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ وَهُوَ يُصَلِّي يَسْأَلُ اللَّهَ شَيْئًا إِلَّا أَعْطَاهُ إِيَّاهُ ".

По поводу этого времени есть несколько мнений. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) считает, что оно длится с рассвета до восхода солнца, Тирмизи − после послеобеденного намаза пятничного дня и до захода солнца. Хасан и Абу Алия придерживаются того мнения, что этот благословенный промежуток появляется, когда солнце входит в зенит, Аиша (да будет доволен ею Аллах), − при азане на Джума, а Муслим - когда взойдет имам на минбар.

وفي ساعة الإجابة ستة اقوال: عن أبي هريرة: هي من طلوع الفجر إلى طلوع الشمس، الترمذي: بعد صلاة عصر الجمعة إلى غروب الشمس، الحسن وأبو العالية: عند زوال الشمس، وعائشة - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا -: عند أذان الجمعة. مسلم في "صحيحه ": إذ قعد الإمام على المنبر حتى يفرغ،

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение (гусль), какое совершают после большого осквернения (джанаба), а затем (рано) отправится (на молитву в мечеть), уподобится принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда; отправившийся (на молитву) во второй час уподобится принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час уподобится принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час уподобится принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час - принёсшему в жертву яйцо, когда же выйдет имам, ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха)» (Аль-Бухари).

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "مَنِ اغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ غُسْلَ الْجَنَابَةِ ثُمَّ رَاحَ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَدَنَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّانِيَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَقَرَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّالِثَةِ، فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ كَبْشًا، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الرَّابِعَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ دَجَاجَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الْخَامِسَةِ، فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَيْضَةً، فَإِذَا خَرَجَ الْإِمَامُ حَضَرَتِ الْمَلَائِكَةُ يَسْتَمِعُونَ الذِّكْرَ "

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах смывает малые грехи от пятничного дня до другого пятничного дня и от месяца Рамазан до следующего месяца Рамазан, если предостерегаться от больших грехов ». (Муслим).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Кто бы ни был, кто оставит подряд три пятничных намаза без дозволенной причины, Всевышний поставит печать на его сердце» (Ибну Маджа). Смысл хадиса: «Не войдёт в его сердце истинная вера».

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ تَرَكَ الْجُمُعَةَ ثَلاثَ مَرَّاتٍ تَهَاوُنًا بِهَا طَبَعَ اللَّهُ عَلَى قَلْبِهِ ».

Все алимы сошлись во мнении, что опровержение обязательности этого намаза является неверием.

Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятничной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:

1. Условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фард);

2. Условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.

Условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фард)

1. Быть мужчиной (не женщиной и не гермафродитом).

2. Быть свободным человеком.

3. Быть мукымом (не путником).

4. Быть здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было

пойти на коллективный намаз).

5. Быть зрячим (не слепым).

6. Иметь здоровые ноги (не быть парализованным).

7. Отсутствие других серьёзных причин, не позволяющих участвовать в пятничном намазе.

Условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза

1. Проведение пятничного намаза в городах и крупных населённых пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено). Сообщается, что "Али, (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не следует проводить ни пятничные, ни праздничные молитвы нигде кроме больших городов (миср джами") и крупных населенных пунктов» (Ибн Абу Шайба).

2. Присутствие главного имама или его заместителей в мечети.

3. Совершение намаза во время обычного полуденного намаза.

4. Пятничная молитва проводится в такое же время, как и полуденная. Это значит, что ни совершать, ни возмещать такую молитву до или после периода времени, установленного для совершения полуденной молитвы, нельзя. Передают со слов Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приступал к пятничной молитве, как только солнце начинало склоняться (Аль-Бухари).

َ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «كَانَ يُصَلِّي الْجُمُعَةَ حِينَ تَمِيلُ الشَّمْسُ »

5. Выступление с хутбой перед джамаатом.

Указанием на это служит хадис "Абдуллаха бин "Умара, (да будет доволен им Аллах) который сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха)всегда читал две хутбы и присаживался между ними» (Аль-Бухари).

6. Присутствие не менее трёх человек, помимо имама.

7. Общедоступность места совершения пятничного намаза.

Желательные действия пятничного дня

Желательно искупаться. Передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас (решит) прийти на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение» (Аль-Бухари). Одеть самую нарядную одежду, использовать самый приятный запах. Салман аль Фариси рассказывает от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Верующему мусульманину, совершившему купание, гигиену пятничного дня, использовавшему самый приятный запах, который он имеет, и вышедшему из дома, не будет делать различие между двумя мусульманами, совершившему затем свой обязательный намаз, сядет смиренно во время проповеди имама, Аллах очистит его от грехов в промежутке между этой пятницей и до наступления другой ». (Бухари, Муслим).

قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا يَغْتَسِلُ رَجُلٌ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، وَيَتَطَهَّرُ مَا اسْتَطَاعَ مِنْ طُهْرٍ، وَيَدَّهِنُ مِنْ دُهْنِهِ، أَوْ يَمَسُّ مِنْ طِيبِ بَيْتِهِ، ثُمَّ يَخْرُجُ، فَلا يُفَرِّقُ بَيْنَ اثْنَيْنِ، ثُمَّ يُصَلِّي مَا كُتِبَ لَهُ، ثُمَّ يُنْصِتُ إِذَا تَكَلَّمَ الإِمَامُ، إِلا غُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَهُ، وَبَيْنَ الْجُمُعَةِ الأُخْرَى ».

Передал Анас ибн Малик, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто рано утром в пятницу до утреннего намаза 3 раза скажет: Молю о прощении Аллаха. Нет божества, кроме Него, Вечно Живого, Вечно Сущего. Обращаюсь к Нему с мольбой" Аллах простит, даже если он будет иметь столько грехов, сколько пены в море» (Ибн Сунни).

Передают от Абу Умамы что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почаще призывайте благословение на меня в каждый день пятницы, ибо, поистине, благословения моей общины будут предоставляться мне в каждую пятницу, и тот из них, кто будет призывать больше благословений на меня, будет ближе всех ко мне степенью (в Раю)». (Байхакы)

Желательно сесть поближе к имаму, желательно сесть смиренно, оставив все разговоры, когда имам поднимается на минбар, из-за слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если ты в пятничный день скажешь: «Молчи» (имеется в виду рядом говорящему), и имам будет читать проповедь, то, поистине, ты совершил пустословие». (Бухари,Муслим).

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: " إِذَا قُلْتَ لِصَاحِبِكَ: أَنْصِتْ وَالإِمَامُ يَخْطُبُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ فَقَدْ لَغَوْتَ "

Тому, кто пропустит пятничную молитву, в качестве возмещения следует совершить полуденную молитву. Запрещается совершать полуденную молитву раньше пятничной без уважительной причины. Если же человек в силу каких-либо причин не может принять участие в пятничной молитве, желательно, чтобы он совершил полуденную молитву после того, как имам закончит проведение пятничной.

Тому, кто обязан принимать участие в пятничной молитве, порицается покидать город после полудня, не выполнив эту обязанность.

Библиография

«Фикх Муяссар» Шакик Рахман Надави, стр.165; «Мухтасар ильмхал» Хасан Анкан, стр.88;

«Сахих ибн Хаббан» 5том, стр. 7.

Материал приготовил преподаватель

медресе имени имама Абу Ханифа

Мухаммад - Фарук Азимов

Промежуток времени в течении которого человек должен успеть совершить утренний намаз — это время от начала расвета до начала восхода солнца. Длится оно примерно полтора часа. Во время восхода солнца (если оно уже начало подниматься за горизонтом) намаз нельзя читать. Если во время чтения намаза начнется восход солнца, то намаз портится.

Утренняя молитва состоит из двух намазов (сунна и фард) которые состоят из двух ракаатов. Сначала совершается намаз сунна, затем фард утреннего намаза.

Условия намаза таковы — человек должен быть в состоянии ритуального омовения, должна наступить время намаза, необходимо надеть соответствующую чистую одежду, (место чтения намаза тоже должно быть чистым), встать в сторону киблы и др.

Сунна намаз и фард утренней молитвы совершаются одинаково (за исключением того что мужчины в фард намазе такбиры и Коран читают вслух а в сунне про себя). Приведем пример чтения двух ракаатного намаза. В наглядной инструкции к намазу добавлены и аудиозаписи, не забываем их прослушиватьчтобы правильно произнести молитвы.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ УТРЕННИЙ НАМАЗ

1) Намерение (Ният)

Перед началом намаза первым делом нужно стать направившись в сторону киблы и мысленно произнести ният (намерение). Намерение делается чтобы не спутаться и конкретно определиться в том какой намаз совершается.

Намерение делается так, например перед сунной:

«Я намереваюсь совершить два ракаата сунны утреннего намаза» .

А перед фардом соответственно:

«Я намереваюсь совершить два ракаата фарда утреннего намаза»

(можно своими словами как вам удобно)

2) Произнесение Такбира

Сделав намерение приступаем к совершению намаза. Намаз начинается с такбира (такбир — произнесение слов «Аллаху Акбар»). Одновременно с произнесением такбира поднимаем руки на уровне плеч как на рисунке ниже. После данного действия намаз начинается и нельзя без уважительной причины прерываться от молитвы.

3) Кыям (стояние)

После произнесения такбира необходимо сложить руки на груди (как на рисунке ниже — правая ладонь ставится на левую руку) и приступить к чтению дуа «Сана»:

Cубханака Аллахумма уа бихамдика,

уа табаракасмука,

уа та’аля джаддука,

Аʼузу билляхи минаш-шайтанир-раджим,

бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим.

4) Чтение Корана (кыраат)

Далее читается сура «Аль-Фатиха» и еще одна любая короткая сура из Корана (мы для примера привели суру «аль-Каусар»). По окончании суры «Аль-Фатиха» следует произнести «Амин»(«Амин» произносится тихо ).

Сура «Аль-Фатиха»

Aр-Рахманир-Рахим

Mалики яумид-дин

Ихдинас-сыратоль-мустакым

(Амин – произносится тихо )

Сура «аль-Каусар»

Инна а’тойнакаль-каусар

Фасолли ли роббика уанхар

Инна шаниака хуаль-абтар

5) Руку’ (поясной поклон)

После чтения Корана произнеся такбир (Аллаху Акбар) молящийся совершает поясной поклон (смотрите рисунок). Женщины в отличии от мужчин сильно не нагибаются.

Находясь в руку, желательно три раза про себя произнести восхваление Аллаху:

«Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым» .

6) Выпрямление

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

«Раббана (ва) лякаль-хамд» .

7) Саджда (земной поклон)

Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар»

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

8) Сидение между земными поклонами

«Аллаху Акбар»,

9)Вторая саджда (земной поклон)

В намазе земной поклон всегда совершается два раза. Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар» и совершаем земной поклон. Второй поклон выполняется точно так же как первый произносим также 3 раза:

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

И с такбиром «Аллаху Акбар» встаем на ноги, начинается следующий ракаат намаза.

Обратите внимание после выполнения всех этих действий завершается один ракаат намаза и далее идет уже как повтор прежних действий (ракаат — это как совокупность определенных действий молящегося)

10) Второй ракаат. Стояние (кыям)

Следующий ракаат намаза начинается с кыяма (стояние). Вернувшись в положение кыяма, следует прочитать: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим

11) Чтение Корана (кыраат)

Сура «Аль-Фатиха»

Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин

Aр-Рахманир-Рахим

Mалики яумид-дин

Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин

Ихдинас-сыратоль-мустакым

Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим

Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

(Амин – произносится тихо )

Сура «аль-Ихляс»

Куль хуаллаху ахад

Аллаху-с-сомад
Лям ялид ва лям юляд

Ва лям якуль-ляху куфуан ахад

12) Руку’ (поясной поклон)

После чтения Корана произнеся такбир (Аллаху Акбар) молящийся совершает поясной поклон также три раза про себя произносим восхваление Аллаху:

«Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым» .

13) Выпрямление

Выпрямляясь после поясного поклона, необходимо произнести:

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

Выпрямившись, следует произнести:

«Раббана (ва) лякаль-хамд» .

14) Саджда (земной поклон)

Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар» , и опускаемся в земной поклон.

В данном положении желательно три раза тихо не спеша произнести слова восхваления Аллаха:

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

15) Сидение между земными поклонами

После первого земного поклона произнося: «Аллаху Акбар», сядьте на левое бедро, сложив обе ноги справа и разместив левую ногу на голени правой.

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах». Можно произнести (необязательно): «Робби гфир ли, робби гфир ли» .

Салят (молитва, намаз) – это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной – обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошёл до нас от Пророка(мир ему и благословение).

Вот почему большинство наших молитв остаются лишёнными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Всё, что от нас требуется, – это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше.

Прежде чем начинать молитву

Вы должны быть уверены, что всё нижеследующее сделано как положено:

1. Необходимо встать, обратившись в сторону Киблы.

2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, куда вы будете прикасаться лбом во время земного поклона (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение в поясном поклоне.

3. Обратите внимание на расположение стоп ваших ног – пальцы ног должны быть направлены в сторону Киблы.

4. Промежуток между обеими стопами ног должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки.

5. Если вы совершаете намаз джамаатом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой – это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой).

6. Когда вы стоите джамаатом, убедитесь в том, что ваши плечи тесно соприкасаются с плечами тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков.

7. Также порицается (макрух) совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично.

Когда вы начинаете молитву

1. Совершите ният (намерение) в своём сердце, что вы собираетесь совершить такую-то молитву, уточняя при этом, чем она является: фарзом, ваджибом или сунной. Желательно произносить слова намерения вслух.

2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону Киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей. Остальные пальцы должны быть направлены вверх. Есть те, кто, совершая молитву, поворачивает ладони в сторону ушей, а не в сторону Киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить.

3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими запястье левой руки и держите его таким образом. Остальные три пальца правой руки вытяните в сторону локтя.

4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, соединив их, как описано выше.

Стоя

1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего произнесите дуа «Санаи»; затем суру «Аль-Фатиха», затем дополнительную суру. Если вы следуете за имамом, то вы должны произнести только дуа «Санаи» и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама.

2. Слово «аминь» после суры «Аль-Фатиха» произносится про себя.

3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно – чем меньше посторонних движений, тем лучше, так как три движения, не относящихся к совершаемому намазу в одном ракаате, нарушают и делают намаз недействительным. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьёзной необходимости, используя минимум времени и усилий.

4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретёт определённый изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы всё-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла собой кривую линию).

5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого или прикройте рот внешней стороной левой кисти.

6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы прикасаетесь лбом во время земного поклона. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.

Алим Нурдинов