Ремонт Дизайн Мебель

Краткое содержание котлован платонова по главам. Андрей Платонов, "Котлован": анализ. "Котлован" Платонова: проблематика произведения

Увольняют с механического завода по причине «роста слабосильности» в герое и «задумчивости среди общего темпа труда». Вощев берет мешок с вещами и отправляется куда глаза глядят.

Так он сначала приходит к оврагу, где собирается заночевать. Перед сном он размышляет о своей полезности или неполезности для этого мира. Проснувшись утром, мужчина отправился прямиком в завком - «защищать свой ненужный труд», но там говорят, что он человек несознательный, так как стоял и думал посреди производства, а это недопустимо.

Уйдя ни с чем из завкома, Вощев решает добраться до другого города. Там на пустыре он находит теплую яму для ночлега, но в полночь его будит какой-то человек, который косит рядом с героем траву, растущую в этом месте уже много лет. Оказывается, что на пустыре скоро будет «каменное дело»: будут рыть котлован для строительства «общепролетарского дома».

По настоянию косца Вощев отправляется спать в барак, где уже отдыхают несколько «худых, как смерть» мастеровых. Герой ложится, чтобы согреться, среди двух работников и засыпает до самого утра.

***
Утром мастеровые, собравшись над спящим Вощевым, обсуждают, годится ли тот для их коллективного труда. Затем наступает время обеда. Все садятся за общий стол и самый активный среди работников человек по фамилии Сафронов предлагает взять Вощева в труд, так как «люди нынче стали дороги, наравне с материалом».

***
Героя отводят на пустырь и дают ему лопату. Вощев, хоть по-прежнему и не видит смысла существования, хочет наблюдать его хотя бы в других ближних людях. Ради этого он даже готов «пожертвовать на труд все свое слабое тело».

Вместе с ним на поле трудятся бригадир артели Никита Чиклин, Сафронов и худой мастеровой Козлов с «бледным голосом ребенка», копающий медленнее всех. Участвует в процессе также и инженер Прушевский. Так бригада работает до самой ночи.

***
В артель приходит новый человек - товарищ Пашкин. Он осматривает котлован и сообщает мастеровым, что нужно копать быстрее, поэтому присылает на «каменное дело» новых людей. Решено продолжать работу по постройке «общепролетарского дома», погрузив барак в овраг. Так прошел еще один день.

Вечером в бараке начинается активная беседа между работниками. Вощев говорит, что хочет уйти из артели. Он не доволен, что мастеровые только роют землю и спят, а на самом деле ничего о жизни не знают и никакого смысла не видят. Работники артели начинают спорить между собой на эту тему, но вскоре все уже укладываются спать.

Не спит только Чиклин. Он вспоминает свою молодость: то, как его однажды поцеловала дочь хозяина кафельно-изразцового завода, где он работал много лет назад. Тогда девушка ему не понравилась, но после он почему-то часто с тоской думал о ней.

Тут в барак входит Прушевский. Он говорит, что тоже не может уснуть один, поэтому Чиклин предлагает ему остаться на ночь у них. Сам Чиклин, покинув спящую артель, отправляется побродить на свежем воздухе.

***
Утром Козлов выгоняет Прушевского из барака, сказав, что инженеру не место среди рабочих. На улице Прушевский встречает Чиклина и рассказывает ему о том, что в молодости, работая в том самом городе, где они находятся сейчас, он встретил прекрасную девушку. Сейчас он ее бы очень хотел увидеть вновь.

Чиклин понимает, что это та самая девушка, которая его когда-то поцеловала. Герои размышляют, что стало с ней, и хотят ее отыскать.

Рытье котлована идет своим чередом. Новые работники постепенно осваиваются в артели. Пашкин регулярно навещает строительство и подгоняет мастеровых, чтобы те еще ускорили темп. Вощев по-прежнему ищет истину и мечтает о будущем, в котором все должно стать «общеизвестным». Сафронов решает поставить в бараке радио, чтобы быть в курсе последних событий «культурной революции».

Чиклин снова находится в ностальгическом настроении. Он приходит на то место, где его поцеловала дочь кафельщика и видит под старой лестницей «куда-то ведущую дверь».

За этой дверью находится помещение, в котором на полу лежит старая больная женщина, а рядом с ней сидит ее маленькая дочь. Женщина просит девочку уходить далеко-далеко из города, когда ее (матери) не станет, иначе, если люди узнают, кто ее родил, то сразу же «уморят».

Через несколько минут девочка засыпает, а женщина умирает. В усопшей Чиклин, наблюдающий за этой сценой со стороны, узнает некогда поцеловавшую его девушку. Мужчина берет девочку на руки, согревает ее своим теплом и, стараясь не тревожить ее сон, долго держит ребенка у себя на коленях.

В барак к мастеровым Пашкин привозит радиорупор, поэтому теперь работники артели в курсе всех новостей. Так проходит еще одна ночь, а утром на пороге появляется Чиклин с девочкой.

Теперь Чиклин зовет ее дочкой и решает воспитывать в революционном духе. Герой также хочет отвести Прушевского на место гибели женщины, чтобы показать ему ее. Инженер хоть и сомневается, что это та самая девушка, приглянувшаяся ему в молодости, все равно жалеет о ее несчастной судьбе. Чиклин закладывает камнями вход в комнату, чтобы обеспечить мертвой покой.

Девочка, которую, как оказалось, зовут Настя , обладает «революционным умом». Она говорит, что даже не хотела рождаться, пока не было Ленина и Буденного, называет свою усопшую мать «буржуйкой» и считает, что времена этого класса давно прошли. Поэтому все буржуи умирают. Еще она знает, что плохих людей надо всех убивать, так как хороших очень мало.

Чиклин делает девочке постель из принесенного в барак гроба, сколоченного для крестьян. Во второй гроб мужчина помещает игрушки ребенка, чтобы у того был свой «красный уголок».

Настя продолжает жить в бараке и спать на животе у Чиклина. Все мастеровые любят девочку.

Пашкин по-прежнему переживает из-за низкого темпа работы артели. Также он переживает, что «бедняцкий слой деревни» заскучал по колхозу, и потому туда надо «бросить что-нибудь особенное из рабочего класса, дабы начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма».

В деревню решено послать Сафронова и Козлова. В итоге герои умирают, осуществляя свою миссию, и для них Чиклин забирает Настины гробы. Девочка недоумевает: «…ну что ты будешь делать?!»

Чиклин вместе с Вощевым отправляются в село - «сторожить политические трупы». Там Чиклин убивает ни в чем не повинного «писчего мужика», а деревенские активисты убивают «вредителя» Сафронова и Козлова. Затем вечером в селе организуется похоронная процессия.

Утром председатель местного колхоза (активист) проводит собрание с целью организации колхозной жизни. Бедняков направляют на работу в колхоз, кулаков - на раскулачивание. С этой целью Вощев и Чиклин сооружают из бревен плот, на который планируется посадить «ликвидируемые классы» и отправить их по реке в море и далее.

***
Вернувшись домой, Чиклин находит в бараке испуганную плачущую Настю, которая думала, что он больше не вернется к ней никогда, если ушел. Герой берет девочку на руки и отправляется в местную кузницу. Там работает молотобойцем медведь, который знает все кулацкие дома на селе и может их показать.

Чиклин вместе с Настей уводят медведя из кузницы и проводят по деревне. Всех найденных кулаков сажают на плот и отправляют в дальнее плаванье. В деревне начинается всеобщее веселье.

В деревне заболевает Настя. У девочки поднимается сильный жар, и она все время просится к маме.

В селе Чиклин убивает активиста. Мужики решают отправить его тело вниз по реке, также как кулаков на плоту. Вощев становится председателем колхоза.

Состояние Насти ухудшается, поэтому Чиклин несет девочку обратно к котловану. Мимо барака проходят люди, но никто не останавливается, чтобы проведать ребенка, так как все думают только об одной коллективизации. К утру Настя умирает.

Чиклин, пытаясь не думать о своем горе, роет мерзлую землю котлована. Вощев так же сильно, как и он, переживает смерть девочки. Он не понимает, зачем теперь ему нужен смысл жизни и истина, если «нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем».

На строительство «общепролетарского дома» из колхоза приходит множество новых работников. Все они вместе с Чиклиным работают с таким усердием, будто хотят «спастись навеки в пропасти котлована».

Чиклин для Насти целых пятнадцать часов подряд роет специальную могилу, в которую бережно кладет девочку. Попрощаться с ребенком приходит также медведь, который бережно трогает Настю лапой.

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета произведения лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистичный гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того периода, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, неспособность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Главные герои

Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Размышлял о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.

Чиклин – пожилой рабочий, старший в артели землекопов с огромной физической силой, нашел и забрал к себе девочку Настю.

Жачев – мастеровой-калека без ног, который передвигался на тележке, отличался «классовой ненавистью» – не переносил буржуазию.

Другие персонажи

Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.

Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.

Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.

Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.

Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.

Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».

Активист в деревне.

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину уйти спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен будет стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая целовала его в молодости. Мужчина забрал девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву было «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .

Козлов стал председателем главкома кооператива, теперь он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню для организации колхозной жизни, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .

На Организационном Дворе собрался народ. Чиклин и Вощев из бревен сколотили плот «для ликвидации классов» , чтобы отправить на нем «кулацкий сектор» по речке в море. В деревне поднимается плач, люди горюют, забивают скот и переедают до рвоты, лишь бы не отдавать свое хозяйство колхозу. Активист зачитывает перед народом список, кто пойдет в колхоз, а кто на плот.

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На организационном дворе «заиграла призывающая вперед музыка» . Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ, не переставая, плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Вощев «собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы» – «не полностью соображая» , он скопил «вещественные остатки потерянных людей» , которые жили без истины и теперь, предъявляя вещи к описи, он «посредством организации вечного смысла людей» добивался «отмщения за тех, кто тихо лежит в земной глубине» . Активист, занеся хлам в доходную ведомость, выдал его Насте в качестве игрушек под роспись.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начал работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его устраняют от руководства. В расстройстве, он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина бы в недоумении и «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работа и с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и исторической реалией. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован – ребенок, как символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Тест по повести

Тест для проверки знания краткого содержания:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1312.

Главный персонаж Вощев, работает на механическом заводе, откуда его уволили, мотивировав это тем, что ему не достаточно сил, чтобы и дальше расти и работать. Уйдя в другой город, он устроился землекопом на строительство единого здания, куда должен был переселиться весь пролетариат. Туда часто является товарищ Пашкин, проверить, какими темпами идет работа. Он председатель окрпрофсовета, ратующий за социализм во всех проявлениях. Иногда он говорит рабочим о том, что социализм без них обойдется, а вот люди проживут свою жизнь зря. Приходя после трудового дня, Вощев, лежа, мечтает о скором счастье, которое должно было прийти в его жизнь.

Один из рабочих по фамилии Сафронов предлагает поставить радио, чтобы узнавать о новых директивах пораньше остальных. Безногий инвалид Жачёв против этого. На заброшенном заводе, Чиклин нашел женщину при смерти, с дочкой. Поцеловав ее, он по губам вспомнил ее, они когда-то встречались. Девочку он забрал с собой. Пашкин установил радиорупор в бараке, и теперь все слушают непрерывные тирады лозунгов. Сафронову хочется сказать что-нибудь в ответ голосу из рупора. Вечером рабочие, после ужина, расспрашивают девочку, которую привел Чиклин о ее семье. Но та, помня о наставлениях матери не говорить, кто ее отец, рассказывает, что не хотела родиться при буржуях, а при Ленине родилась.

Вскоре Сафронова и Козлова убивают. Вощев и Чиклин собирают плот, дабы посадить на него раскулаченных и отправить в море. Для помощи берут медведя, работающего в кузне, он хорошо помнит все дома, в которых раньше работал. Спустив кулаков в море, и наведя порядок в деревне, рабочие тоскуют, что закончилась работа. Вернувшись в город, оказывается, что все занесено снегом, а маленькая Настя заболела. К утру девочка умерла. Вощев, стоя над девочкой, не видит дальнейшего смысла существования. Чиклин, взяв лопату, начинает усердно копать.

Жачёв грустит о девочке и, размышляя о жизни и коммунизме, решает, что жить ему незачем и нужно напоследок убить Пашкина. Он уезжает на своей телеге в город. Чиклин выкапывает глубокую яму для девочки, чтобы звуки жизни никогда не добрались до нее.

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие персонажи
  4. Краткое содержание
  5. Заключение

О произведении

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета произведения лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистичный гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того периода, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, неспособность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Главные герои

Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Размышлял о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.

Чиклин – пожилой рабочий, старший в артели землекопов с огромной физической силой, нашел и забрал к себе девочку Настю.

Жачев – мастеровой-калека без ног, который передвигался на тележке, отличался «классовой ненавистью» – не переносил буржуазию.

Другие персонажи

Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.

Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.

Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.

Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.

Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.

Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».

Активист в деревне.

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину уйти спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен будет стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая целовала его в молодости. Мужчина забрал девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву было «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?
» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .

Козлов стал председателем главкома кооператива, теперь он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню для организации колхозной жизни, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .

На Организационном Дворе собрался народ. Чиклин и Вощев из бревен сколотили плот «для ликвидации классов» , чтобы отправить на нем «кулацкий сектор» по речке в море. В деревне поднимается плач, люди горюют, забивают скот и переедают до рвоты, лишь бы не отдавать свое хозяйство колхозу. Активист зачитывает перед народом список, кто пойдет в колхоз, а кто на плот.

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На организационном дворе «заиграла призывающая вперед музыка» .
Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ, не переставая, плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Вощев «собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы» – «не полностью соображая» , он скопил «вещественные остатки потерянных людей» , которые жили без истины и теперь, предъявляя вещи к описи, он «посредством организации вечного смысла людей» добивался «отмщения за тех, кто тихо лежит в земной глубине» . Активист, занеся хлам в доходную ведомость, выдал его Насте в качестве игрушек под роспись.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начал работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его устраняют от руководства. В расстройстве, он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина бы в недоумении и «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работа и с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и исторической реалией. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован – ребенок, как символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Тест по повести

Тест для проверки знания краткого содержания:
Краткое содержание «Котлован» |

Завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.

Краткая история создания

Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период. Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».

Название

Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.

Тематика

Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Персонажи

В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.

Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.

Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, - фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.

Композиция

Повесть состоит из двух частей. Первая – городская. В центре повествования – копание котлована. Вторая – деревенская. Здесь основное внимание уделено созданию колхоза и раскулачиванию. Такая композиция возникает не случайно. Она соотносится с речью Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР», произнесенной в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов. В ней особенное внимание уделялось вопросу «уничтожения противоположности между городом и деревней». В финале действие возвращается в котлован – композиция закольцовывается.

Языковые особенности

«Котлован», как и другие платоновские произведения, отличает особенный язык. Одна из ключевых его особенностей – индивидуально-авторские сочетания. Они выполняют функции средств художественной изобразительности, а также помогают отразить авторскую философию, обратить внимание читателей на проблемы, волнующие автора.

Литературное направление и жанр

В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: «Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?». Платонов ответил: «Никаким, имею свое». Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.

Согласно определению самого Платонова, жанр «Котлована» - повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия.

“В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: “Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься”.

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает ее руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он “поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми”.

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. “Темп тих, – говорит он рабочим. – Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете”.

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: “Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио”.

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает ее мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает ее с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов – о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: “Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!” Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: “Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!”

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают ее, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин – и она стала. Сафронов заключает: “И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!”

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают – и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков – для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, – по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: “Зачем колхоз привел?” “Мужики в пролетариат хотят зачисляться”, – отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. “Я урод империализма, а коммунизм – это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью”, – говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Вариант 2

Главный персонаж Вощев, работает на механическом заводе, откуда его уволили, мотивировав это тем, что ему не достаточно сил, чтобы и дальше расти и работать. Уйдя в другой город, он устроился землекопом на строительство единого здания, куда должен был переселиться весь пролетариат. Туда часто является товарищ Пашкин, проверить, какими темпами идет работа. Он председатель окрпрофсовета, ратующий за социализм во всех проявлениях. Иногда он говорит рабочим о том, что социализм без них обойдется, а вот люди проживут свою жизнь зря. Приходя после трудового дня, Вощев, лежа, мечтает о скором счастье, которое должно было прийти в его жизнь.

Один из рабочих по фамилии Сафронов предлагает поставить радио, чтобы узнавать о новых директивах пораньше остальных. Безногий инвалид Жачев против этого. На заброшенном заводе, Чиклин нашел женщину при смерти, с дочкой. Поцеловав ее, он по губам вспомнил ее, они когда-то встречались. Девочку он забрал с собой. Пашкин установил радиорупор в бараке, и теперь все слушают непрерывные тирады лозунгов. Сафронову хочется сказать что-нибудь в ответ голосу из рупора. Вечером рабочие, после ужина, расспрашивают девочку, которую привел Чиклин о ее семье. Но та, помня о наставлениях матери не говорить, кто ее отец, рассказывает, что не хотела родиться при буржуях, а при Ленине родилась.

Вскоре Сафронова и Козлова убивают. Вощев и Чиклин собирают плот, дабы посадить на него раскулаченных и отправить в море. Для помощи берут медведя, работающего в кузне, он хорошо помнит все дома, в которых раньше работал. Спустив кулаков в море, и наведя порядок в деревне, рабочие тоскуют, что закончилась работа. Вернувшись в город, оказывается, что все занесено снегом, а маленькая Настя заболела. К утру девочка умерла. Вощев, стоя над девочкой, не видит дальнейшего смысла существования. Чиклин, взяв лопату, начинает усердно копать.

Жачев грустит о девочке и, размышляя о жизни и коммунизме, решает, что жить ему незачем и нужно напоследок убить Пашкина. Он уезжает на своей телеге в город. Чиклин выкапывает глубокую яму для девочки, чтобы звуки жизни никогда не добрались до нее.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Настя Характеристика литературного героя Настя – маленькая девочка, сирота. Ее мать, дочка хозяина завода, умирает на этом заводе, уже давно заброшенном. Чиклин забирает Н. с тобой и приводит ее в барак к рабочим. Н. становится всеобщей любимицей. Все заботятся о Read More ......
  2. Прушевский Характеристика литературного героя Прушевский – “не старый, но седой от счета природы человек”. Инженер, спроектировавший “общепролетарский дом” и руководящий его строительством. П. задумал переселить весь пролетариат города в свой “монументальный новый дом”. Но герой не понимает внутреннего мира рабочих. Read More ......
  3. А. Платонов не принимал современный ему общественный строй, выражал свои взгляды на развитие советской России через художественное слово. Повесть “Котлован”, законченная А. Платоновым в 1930 году, стала известна широкому читателю только в 1987 году. Здесь в иносказательной форме, с помощью Read More ......
  4. Платонов родился в 1891 году в семье железнодорожного слесаря. Закончил церковно-приходскую школу. Литературный талант обнаружился в раннем возрасте. Работать начал в газете “Железный путь” в Воронеже. Затем переехал в Москву, где познакомился с Горьким. При первой встрече Горький назвал его Read More ......
  5. “Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реализации, обнаруживают тщетность своих инициатив” (И. Борисова). Как правило, они жертвы своих собственных Read More ......
  6. Исследователей “поражает близость” Платонова к китайскому утописту Ли Шипэю, спроектировавшему общество “равной затраты физических сил”, в котором неравенство людей преодолевается через “возрастную регламентацию работ и профессий (в 21 год все строят дороги; в 23-26 – дома; в 46-50 – все Read More ......
  7. Со страниц произведений А. Платонова перед нами встает мир странный, аномальный, неестественный. Это мир власти, направленной против человека мыслящего, “усомнившегося”, желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей с устранением несогласных превращает общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном Read More ......
Краткое содержание Котлован Платонов