Ремонт Дизайн Мебель

Али ибн абу талиб - четвертый праведный халиф. Абу Талиб был верующим: диспут шиита и суннита Кто был ибн абу талиб

Али ибн Абу Талиб (р.а.) - один из самых уважаемых мусульман, который внёс в историю развития ислама большую лепту. Многие судьбоносные моменты первых лет распространения религии Аллаха связаны с его личностью.

Полное имя Али (р.а.) звучит как Али ибн Абд Манаф ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши . Ввиду того, что его отец носил прозвище «Абу Талиб», к имени Али чаще добавляли именно его - Али ибн Абу Талиб (р.а.). Кроме того, у него ещё было несколько собственных прозвищ - Хайдар («лев»), Муртада («заслуживший довольство»). Последнее ему дал сам Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Биография Али

Дата рождения 4-го праведного халифа приходится примерно на 599 год (по Милади). Согласно некоторым источникам, он родился внутри Каабы, что является экстраординарным событием, так как история иного подобного случая не знает. Отец Али - Абу Талиб - был братом отца Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) - Абдуллаха . После того, как Мухаммад (с.г.в.) потерял своих родителей, он воспитывался в семье Абу Талиба. Когда он женился на Хадидже (р.а.), Али (р.а.) уже стал воспитываться в их семье.

Али является первым ребёнком, принявшим ислам. Он сделал это в десятилетнем возрасте. Некоторые источники в связи с этим называют его и первым мужчиной, кто уверовал в миссию Мухаммада (с.г.в.). Однако в данном вопросе есть определённые разногласия - кто-то отдаёт пальму первенства Зайду ибн Харисе (р.а.), другие говорят об Абу Бакре (р.а.).

В отношении наследия Али (р.а.) у мусульман, к сожалению, нет единого мнения. Споры о его роли в становлении ислама и развитии уммы после смерти Пророка (с.г.в.) перетекли в масштабный , проявления которого с новой силой можно наблюдать в настоящее время.

Достоинства четвёртого праведного халифа

1. Во время переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину Али (р.а.) для спасения своего двоюродного брата решил принести себя в жертву и улёгся спать на его место. К счастью, ему удалось избежать смерти, однако сам факт такого действия говорит о степени уважения, которое Али (р.а.) проявлял к Посланнику Всевышнего (с.г.в.).

2. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) воспитывал Али (р.а.) . Между ними были родственные связи сразу по нескольким линиям. С одной стороны, они приходились друг другу двоюродными братьями. С другой - Али (р.а.) женился на дочери Пророка (с.г.в.) - Фатиме. Кроме того, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) часто подчёркивал уровень познания Али (р.а.) вопросов религии, его умение понимать самые глубокие и, соответственно, непростые проблемы вероисповедания.

3. В сборнике хадисов имама Муслима можно встретить изречение, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) сравнивает Али (р.а.) с Харуном (а.с.), который был наместником Мусы (а.с.). Существенное отличие здесь в том, что Мухаммад (с.г.в.) является Заключительным посланником, после которого учение Всевышнего уже не будет подвергаться коррекции посредством новой пророческой миссии. Этот хадис часто используется шиитами для обоснования своего видения Али (р.а.) как наследника Мухаммада (с.г.в.) и главного претендента на пост халифа. Некоторые шииты занимают весьма радикальную позицию и отвергают право занятия поста главы государства мусульман тремя предшествовавшими Али (р.а.) праведными халифами. Однако большинство исламских богословов не согласны с этой позицией. Они отмечают, что Харун (а.с.) был наместником Мусы (а.с.) при его жизни. Если следовать этой логике, то правом на халифат должен обладать в большей степени Абдулла ибн Мактум , которого Пророк Мухаммад (с.г.в.) часто оставлял вместо себя за управляющего в Медине. Примечательно также, что Харун (а.с.) умер раньше Мусы (а.с.). То есть в данном случае строить прямую аналогию с Али (р.а.) и Мухаммадом (с.г.в.) нельзя.

5. Али (р.а.) был в числе тех десяти мусульман, кому Райская обитель была обещана ещё (согласно хадисам от Ахмада, Тирмизи, и ибн Маджи).

Смерть Али

Али ибн Абу Талиб (р.а.) умер в возрасте 63 лет, став жертвой нападения со стороны хариджита Абдуррахмана ибн Мулджима . Это произошло в пятницу, в 21-й день месяца Рамазан. В момент убийства четвёртый праведный халиф ислама занимался тем, что будил мусульман на утреннюю молитву. Его погребли в городе Эн-Наджаф (мусульманское кладбище этого города представлено на фото) , который находится на территории современного Ирака. В настоящее время на месте его могилы находится мечеть, носящая имя самого Али (р.а.). Его правление длилось 4 года.

Али (602-661) - четвертый "праведный" халиф (с 656 гоад) в арабском халифате; происходил из племени курейш. Последователь, соратник, двоюродный брат и зять Мухаммеда (муж его дочери Фатимы). Был избран халифом в обстановке народного восстания в Медине, в ходе которого был убит халиф Осман (656). Опираясь на демократические слои арабских племен, Али вел борьбу с курейшитской знатью. Однако Али не смог добиться успеха в войне с Муавией, наместником Сирии и предводителем этой знати, что привело к расколу в среде приверженцев Али - шиитов. Выделившиеся наиболее последовательные противники аристократии - хариджиты - убили Али. Об Али создано много легенд в мусульманской, особенно шиитской, литературе.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907; Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

Четвертый «праведный» халиф

Али ибн Аби Талиб аль-Муртада («Желанный»), Абу-л-Хасан (около 600–21.01.661) - четвертый «праведный» (рашидун) халиф (с 656), первый шиитский имам. Сын Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба (не поздн. 539–619) и Фатимы бинт Асад, принадлежавшей к роду хашим мекканского племени курайш, Али был двоюродным братом (по отцу) Мухаммада. С 7 лет воспитывался в семье будущего пророка ислама и одним из первых (по шиитской версии - вторым, после жены Мухаммада, Хадиджи) безоговорочно принял новую веру (610). В 623 Али женился на младшей дочери Мухаммада, 17-летней Фатиме (606–632/33), которая родила ему трех сыновей - аль-Хасана (624/25–669), аль-Хусейна, Мухсина (умер в младенчестве) и двух дочерей - Зайнаб и Умм Кульсум. После смерти Фатимы Али женился еще 8 или 9 раз и имел многочисленное потомство, однако самую заметную роль в истории ислама сыграли его сыновья аль-Хасан и аль-Хусейн и их потомки. Али находился рядом с Мухаммадом на протяжении всей его пророческой деятельности и принимал участие во всех делах мусульманской общины (умма). Перед битвой при Бадре (624) одолел в традиционном единоборстве язычника аль-Валида ибн Утбу и отличился в самом сражении. За отвагу, проявленную в этом бою, был прозван «Асадулла» («Лев Аллаха») и получил в награду меч «Зу-л-фагар» («Обладающий позвонками»). В битве при Ухуде (625) лично защищал Пророка. При завоевании Мекки (630) был знаменосцем мусульман.

Позиция Али в отношении избрания Абу Бакра халифом после смерти Мухаммада (632) не совсем ясна. По одной из версий, Али не принимал участия в выборах «заместителя посланника Аллаха», так как был занят подготовкой похорон Пророка и присягнул Абу Бакру только через полгода. По другим данным, Али был противником избрания Абу Бакра, но был вынужден согласиться с его кандидатурой, поддержанной большинством сподвижников Мухаммада. Когда перед смертью (634) Абу Бакр призвал мусульман присягнуть Омару ибн аль-Хаттабу, Али вновь оказался лишенным власти. В годы правления второго «праведного» халифа (634–644) Али входил в число его ближайших советников и не принимал непосредственного участия в первых араб. завоевательных походах. После смерти Омара халифом стал Осман (644–656), проводивший политический протекционизм, что вызвало недовольство представителей рода омейя, охватившее широкие слои мусульман. В этих условиях Али представлялся многим идеальным правителем. В апреле 656 у Медины стали лагерем ополчения из Египта, Куфы и Басры, выступившие против халифата Османа и требовавшие его отречения от власти. Али открыто не поддерживал цели оппозиционеров, но и не смог удержать мятежников от убийства третьего «праведного» халифа (июнь 656). Новым халифом был провозглашен Али (24.06.656). Данный исход вызвал недовольство некоторых влиятельных курайшитов и среди них: вдовы Мухаммада, Аиши бинт Аби Бакр (613/14–678), видных сподвижников Пророка - Талхи ибн Убайдаллаха и аз-Зубайра ибн аль-Аввама, а также представителей рода омейя, главным действующим лицом которых стал наместник Сирии Муавийя ибн Аби Суфьян (?–680). В стране развернулась гражданская война. Объединившись и собрав под своими знаменами до 3 тыс. человек, оппозиционеры двинулись походом из Хиджаза на Басру и укрепились в ней. Вскоре сюда во главе 20-тысячного войска подошел Али. В развязавшейся так называемой «верблюжьей битве» (дек. 656) халиф одержал победу.

Главным противником Али остался только Муавийя. Весной 657 армии противников двинулись навстречу друг другу и в середине мая встретились у местечка Сиффин, где развернулось крупное пятидневное сражение. Сирийские воины прибегли к хитрости и, прикрепив к своим копьям свитки Корана, призвали халифа «следовать Книге Аллаха» и согласиться на третейский суд, который должен был разрешить спор: кто, Али или Муавийя, более достоин, чтобы стать во главе мусульманской общины и Халифата. Недовольная таким исходом дела и разочаровавшись в Али как вожде, значительная часть его войска покинула его лагерь. Этот раскол среди недавних сторонников Али привел к появлению первого ответвления в исламе в лице представителей религиозно-политической группировки хариджитов. Третейский суд не пришел к единому решению, и Али был поставлен перед необходимостью бороться на 2 фронта. Сначала он решил покончить с «внутренними» врагами и 17 июля 658 у местечка ан-Нахраван (Ирак) наголову разбил войско хариджитов, что не прибавило ему популярности в среде сторонников. Ослаблением позиций Али воспользовался Муавийя, объявивший себя халифом в Дамаске (660). Участь самого четвертого «праведного» халифа решила ненависть со стороны хариджитов. 19 января 661 спасшийся в числе немногих после битвы при ан-Нахраване хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам опустил свой меч на голову Али в мечети Куфы. Испытывая невыносимые боли, то и дело теряя сознание, Али продержался два дня. Перед смертью, согласно распространенному преданию, он распорядился привязать свое тело к верблюду и похоронить себя там, где уставшее животное опустится на колени. Пройдя 20 км, верблюд прилег, и исполнители последней воли покойного похоронили халифа, став вокруг лагерем. Так возник город Эн-Неджеф. По другой версии, Али завещал похоронить себя в Куфе и сделать могилу незаметной, чтобы хариджиты не смогли надругаться над телом. Так или иначе, но уже к концу IX в. точное местонахождение могилы Али считалось утерянным.

После смерти Али его личность стала легендарной, а сам халиф был причислен к числу самоотверженных и бескорыстных «рыцарей ислама», героев, мученически погибших за веру (шахид). Еще при избрании первого халифа (632) выделилась группа мусульман, поддерживавших кандидатуру Али в качестве наиболее достойного преемника Мухаммада и ратовавших за передачу власти в умме и государстве по наследству прямым потомкам Пророка от его дочери Фатимы. Со временем сторонники данного подхода сложились в «партию Али» («аш-шиат Али») и стали именоваться как шииты.

А. А-Г. Алиев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 286-287.

Халифат Али ибн Абу Талиба (656-661)

Четвертый халиф Али ибн Абу Талиб родился в 602 году в благородной мекканской семье, принадлежащей к роду Хашима. Воспитанный Мухаммедом, глубоко преданный делу ислама, Али был одним из шести наиболее близких к Мухаммеду людей и одним из десяти сахабов Пророка. Он был искренним и честным, отличался редкой щепетильностью в вопросах веры, был чужд честолюбия и стяжания. Али участвовал в битвах при Бадре, у горы Ухуд, где получил шестнадцать ран, и почти во всех походах Мухаммеда. Он вошел в историю ислама под именами Лев Аллаха, Попечитель, Избранный.

К концу правления халифа Усмана Али ибн Абу Талибу было уже за пятьдесят. Это был невысокий, полный, очень смуглый человек с длинной белой бородой и большими глазами, отличавшийся, несмотря на полноту, необыкновенной физической силой.

Еще при избрании первого халифа сторонниками прав Али на халифат выступили три сахаба: Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и Салман ал-Фариси. В Дамаске Абу Зарр (ум. в 653 г.) в присутствии наместника Сирии Муавийи проповедовал против роскоши и жадности ставленников Усмана и о праве на халифат представителей семьи Пророка, то есть Али и его сыновей от Фатимы - Хасана и Хусейна. Муавийя отослал Абу Зарра в Медину к халифу Усману.

Сторонником Али был и Абдаллах ибн Саба, принявший ислам еврей из Йемена, начитанный в Священном Писании. Он указывал, что у каждого из прежних Пророков был помощник, васи. У Моисея - Аарон, у Иеремии - Варух, у Иисуса - апостол Петр. Таким же васи у Мухаммеда был Али.

Принцип наследственности высшей власти в Халифате приверженцы Али основывали на том, что халиф должен происходить из семьи Пророка. Но это право Али оспорили потомки рода Омейи и, прежде всего, Муавийя ибн Абу Суфьян, считавший, что после Усмана именно он должен стать халифом. В Египте Али был поддержан Мухаммедом ибн Абу Бекром; Басра выдвинула кандидатом Тальху; а Куфа, во главе с Маликом ал-Аштаром, выступила на стороне аз-Зубайра. При таком раскладе от Медины потребовали провести выборы халифа. Али выразил готовность стать халифом при условии, если его признают Тальха и аз-Зубайр. Те согласились, хотя позже заявили, что сделали это под давлением сторонников Али.

Через восемь дней после смерти халифа Усмана, Али ибн Абу Талиб в результате проведенных выборов был провозглашен халифом. Ему не присягнул Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 677 году), сподвижник Мухаммеда, победитель персов, мужественный и прямой человек. Впрочем, позже он и Муавийю не признал в качестве халифа.

Свою деятельность в качестве главы государства Али начал с того, что сместил ставленников Усмана с главных постов в Халифате. Этим он нажил себе множетво сильных и могущественных врагов. Вместо Ибн Амира наместником в Басре халиф назначил Усмана ибн Хунейфа, вместо Абу Мусы в Куфе - Аммара ибн Шихаба, вместо Ибн Абу Сарха в Египте - Кайса ибн Саада, вместо Ялы ибн Мунья в Южной Аравии - Убайдаллаха ибн Аббаса. Амр ибн ал-Ас, ожидая наместничества в Египте и не получив его, тут же перешел на сторону Муавиии. После того как войско и придворные присягнули Али, Муавийя начал плести интриги. Призыв к мести за смерть Усмана заставил всех Омейядов сплотиться вокруг него, а то, что они занимали в Халифате не последние должности, ослабило положение сторонников Али. В то же время халиф не позволял себе отвечать противникам в духе Муавиии, и все его действия оставались в рамках закона. В конце концов, это оказалось исторически правильнее, как и все дальновидные, взвешенные решения халифа.

Тальха и аз-Зубайр, присягнув Али, как они говорили, по принуждению, собрали своих сторонников и двинулись в Басру. С ними заодно была и Аиша, которая, по свидетельству сподвижников Пророка, не могла сказать об Али ничего хорошего. Когда это войско, растянувшееся по дороге, увидел бывший наместник Куфы Сайд ибн ал-Ас, он воскликнул: "Куда вы идете? Взгляните через плечо - мщение сидит позади вас, на спинах ваших верблюдов". Он хотел сказать, что мстители должны были сначала отомстить себе за то, что не защищали халифа, когда он был в опасности, а отсиживались в Мекке.

Тальха и аз-Зубайр, войдя в Куфу, устроили в городе настоящее сражение, в котором погибло много сторонников Али и просто защитников справедливости и законной власти. Призывы Али решить спор путем переговоров не были услышаны. Наконец, в Куфу прибыл сын халифа Хасан в сопровождении Аммара ибн Ясира и объявил, что Али выбрал Куфу местом своей резиденции, которая переносится в нее из Медины. Тальха и аз-Зубайр ушли к Басре и вскоре захватили ее, изгнав наместника Ибн Хунейфа, который присоединился к Али в Зу-Каре. Вскоре сюда же прибыли сторонники Али, еще остававшиеся в Басре и Куфе. Так составилось войско, готовое защищать халифа, численностью до двадцати тысяч человек. Но Али не хотел сражаться с мусульманами и ждал, когда Аллах вразумит Тальху и аз-Зубайра, упорно распространяющих клевету и призывающих к мщению за Усмана. Али согласился на переговоры с бунтовщиками, даже когда те потребовали удаления от халифа всех, кто его поддерживал, под предлогом, что они тоже считаются соучастниками убийства халифа. С небольшим отрядом Али выступил к Басре. Но во время переговоров оставленные в Зу-Каре сторонники Али с присоединившимися к ним соплеменниками напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра. Переговоры были сорваны. В этом сражении у Басры, получившем название "Битва верблюда" - ал-Джамал (Аиша, сидевшая на верблюде, была для войска Тальхи и аз-Зубайра талисманом, подобно тому, как в древности таким талисманом для сражающихся были передвижные бетилы), - Тальха и аз-Зубайр погибли, Аиша попала в плен. Али, выслушав от нее потоки брани и проклятий, отпустил ее восвояси. После этого Аиша прожила в уединении до 678 года.

Возвратившись в Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 103-107.

Далее читайте:

Литература:

Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 29–31;

Аль-Гамиди, аль-Хусейнан. Праведные халифы. Н. Новгород., 2004;

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 18–19;

Беляев Е. А. Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье. М., 1965;

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1–3. М., 1989, 1993, 1998;

Компании, Фазлуллах. Имам Али. Кум (Иран): организация культуры и исламских связей, 1997;

Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. М., 2007. С. 39–40;

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. 2-е изд. СПб, 2007;

Сейд Абдул-Хусейн Шарафоддин. О руководстве имама Али (в письмах). [Б. м. ]:, 1998.

SarasinW., Das Bild Alis bei den Historikern der Sunna, Diss., Basel, 1907;

Levi della Vida G., Il califfato di Ali, secondo il Kitb al-asraf di al-Baladuri, "Riv. degli studi orientali", Roma, 1913, anno 6, fasc. 2.

Аль-Куфа – древний город, расположенный к югу от столицы Ирака Багдада, один из главных городов, построенный мусульманами во время правления халифа Уумара ибн Хаттаба, в 17 году по Хиджре.

Превратившись в центр управления в Ираке и место расположения крупного военного гарнизона, противостоявшего персидской армии, он тем самым стал домом для мусульман-мухаджиров.

А в 36 году по Хиджре – и в столицу халифата, в связи с переездом сюда четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который остался здесь до конца своей жизни.

Перенос столицы халифата из Медины в Куфу явился важнейшим событием не только в истории исламского государства,но и главным событием, произошедшим во время правления господина Али (да будет доволен им Аллах).

В этом городе был маленький домик, в котором халиф Али жил со своими детьми а в его дворе – колодец, водой из которого пользовалась семья, и который сохранился до сегодняшнего дня.

Али (да будет доволен им Аллах) провел в этом городе четыре с лишним года, перенеся сюда государственную резиденцию амира, которая размещалась в соборной мечети Аль-Джами’а.

В мечети находилась и скамья подсудимых для решения проблем конфликтующих сторон.

После Пророка (мир ему и благословение) не было красноречивее человека и лучшего проповедника, чем Али ибн Абу Талиб.

Во время проповедей с языка этого мудреца изливались хикматы, наполняя слух и сердца людей.

19 числа месяца рамазан в 40-м году по Хиджре в минарете этой мечети на ли было совершено покушение.

Отсюда дети забрали его домой до того, как он совершил свой последний вздох. Внутри его дома есть маленькая скамья, на которую уложили Али. На ней он и скончался через два дня после покушения.

Здесь же его и омыли. Место захоронения тщательно скрывали. Говорят, что перед смертью он завешал своим сыновьям, Хасану и Хусейну, похоронить его в определенном месте в Неджефе, что в 10 километрах от Куфы.

Так как действия по его захоронению были строго засекречены, это место десятки лет оставалось неизвестным, и о нем не знал никто, кроме самых близких и родных.

Причиной такой секретности явился тот факт, что хавариджи (да воздаст им Аллах тем, что они заслуживают), один из которых, по имени Абдуррахман ибн Мульждим, и стал убийцей Али, жаждали мести. Поэтому сподвижники и жители Куфы боялись, что если место захоронения станет известным людям, хавариджи повредят могилу.

Когда Али было примерно 5 лет, его отец Абу Талиб (дядя Пророка (мир ему и благословение)) обеднел.

Пророк (мир ему и благословение) (еще до начала пророчества) предложил ему взять Али под свою опеку, оставил мальчика в своем доме и воспитывал. Именно его воспитанию Али ибн АбуТалиб обязан своими лучшими нравственными качествами.

В результате этого баракатного воспитания Али не разделял господствовавших в Мекке языческих убеждений и ни разу в жизни не поклонялся идолам.

Поэтому, упоминая его имя, произносят: «КАРРАМА ЛЛАХУ ВАДЖХАХУ», т.е. «Да возвеличит Аллах его лицо».

Он еще в детстве заметил особенности Пророка (мир ему и благословение). Поэтому задолго до того, как Пророк провозгласил о своей миссии, Али узнал и полюбил его. Известие же о пророчестве лишь усилило те чувства к Пророку, что были в его сердце. Поэтому ничто не помешало ему уверовать в него и последовать за ним.

Али оставался с Пророком (мир ему и благословение) в Мекке, претерпев вместе с ним все неприятности, в том числе и блокаду, устроенную курайшитами.

Известно, что курайшиты хотели убить Пророка (мир ему и благословение) в ночь, когда он решил совершить хиджру в Медину. Чтобы враги не догадались об отсутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение), именно Али лёг в его постель, в результате чего план курайшитов провалился. Среди всех сподвижников Пророк (мир ему и благословение) избрал для этого именно Али, не только из-за его храбрости, но и потому, что у Али находились его аманаты и был уверен, что, опасаясь за их сохранность, язычники не убьют Али.

После совершения хиджры, в Медине, Али продолжал играть важную роль в жизни мусульманской общины.

Во втором году по Хиджре, Пророк (мир ему и благословение) выдал за него замуж свою дочку Фатиму и она родила ему Хасана, а потом Хусайна.

Пророк (мир ему и благословение) назвал их этим именам и радовался.

Потомство Пророка (мир ему и благословение) осталось только от них (зурият Хасана и Хусайна).

Выдавая свою дочь, госпожу Фатиму, за Али, хотя желающих засватать ее было очень много, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Она является частью меня! Мне неприятно то, что неприятно ей, и меня радует то, что радует ее. Она будет у тебя аманатом ».

Поистине, Али участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) во всех сражениях, совершая героические поступки. В Медине ему поручались многие ответственные дела.

Он говорил: «В разгар самых ожесточенных битв мы искали защиты возле Пророка (мир ему и благословение), прятались за ним. И никто из нас не оказывался ближе к врагу, чем он. Ведь он – лучший из воинов, знающий свое дело.

До сих пор сохранились следы пребывания Али в районе Хандака, указывающие на то, какую роль он сыграл, находясь на передовой в происходивших здесь битвах.

Спускаясь от мечети аль-Фатх, в которой во время сражений Ахзаба (или Хандака) размещался штаб командования Пророка (мир ему и благословение), мы подошли к мечети имени Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), расположенной в том месте, где он командовал одним из полков.

Именно здесь был выкопан хандак (т.е. широкий окоп), имевший в том бою такое важное зачение. Али сыграл в этой битве очень важную роль, показав себя настоящим героем.

Пророк (мир ему и благословение) тогда спросил у сподвижников: «Кто заберет у меня этот меч, заслуживая его?», т.е. обещая мне сражаться врагами, пока не сломает его.

И тем, кто взял этот меч из его рук, был Али ибн Абу Талиб.Али (Да будет доволен им Аллах и каррамаху ваджахагьу) проявил в бою при Хандаке свою мощь, когда убил Аамра ибн Вуд аль-Амири, который перепрыгнул через ров в сторону мусульман, тем самым бросив им вызов. Это была вершина героизма, проявленного в том сражении.

Вот эта мечеть, носящая имя Али ибн Абу Талиба (каррамаху ваджахаху).

Али также прославился тем, что записывал за Пророком (мир ему и благословение. вахю. Именно он записал текст мирного договора «Сульхуль Худайбия» и был свидетелем его заключения.

В 8 году по Хиджре Али поехал в Йемен, где провел один год. Напоминанием о его пребывании там служит носящая его имя мечеть в нынешней столице Йемена, Сане.

Известно, что жители Йемена стали мусульманами мирно, добровольно, без кровопролития. Они толпами принимали религию Аллаха.

К ним были отправлены сподвижники для того, чтобы исполнять обязанности кадиев (т.е. шариатских судей), а также для разъяснения и распространения Ислама.

После смерти Пророка (мир ему и благословение) сподвижники разделились на две группы: Али совершил его омовение и с семейством Пророка мир ему и благословение) начал готовиться к похоронам, а другие встали на защиту единства исламского уммата поэтому он не присоединился к собравшим в местечке Сакиф Бану Сагид, которые вынесли решение назначить халифом Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Позже Али, как и остальные, принес Абу Бакру присягу (или клятву подчиняться, т.е. бай’ат).

Али играл важную роль во время правления Абу Бакра, Умара и Усмана (да будет доволен ими Аллах). Они советовались с ним при принятии различных шариатских решений, вынесении судебных заключений.

Однажды Умар даже сказал: «Если бы не Али, то Умар пропал бы».

У Али были хорошие отношения со всеми халифами: и с Абу Бакром, и с Умаром, и с Усманом.

Он рассматривал себя в качестве их помощника и стремился облегчить им выполнение обязанностей правителей.

Когда возникла смута, в которой Усман пал шахидом, Али был готов пожертвовать своими сыновьями Хасаном и Хусайном, желая, чтобы они охраняли халифа и противостояли хаосу, возникшему по вине стекавшихся в Медину смутьянов.

Перед смертью Умара для избрания халифа были отобраны 6 человек, в числе которых был и Али. Посоветовавшись, они приняли решение выбрать халифом Усмана. Али вместе со всеми дал «бай’ат» и ему, став одним из его приближенных.

И когда 18 числа месяца зуль-хиджа в 35 году по Хиджре Усман был убит, халифом назначили Али.

После убийства Усмана все алимы и другие сподвижники единогласно решили, что во всем уммате не было человека лучше Али. Он (да будет доволен им Аллах) был ближайшим родственником Пророка (мир ему и благословение) обладал обширными знаниями Корана и ильму, участвовал во всех газаватах, всегда проявляя героизм совершил хиджру, он был первым из детей, принявших Ислам.

И вся умма без сомнений согласилась, что именно он достоин стать предводителем мусульман.

После избрания халифом Али стали называть разными прозвищами как, например, «Амир-уль-му‘минин» (предводитель правоверных) или «Имам» (т.е. предстоятель на молитве).

Со временем последнее прозвище стало подобно собственному имени, настолько часто его присоединяли к имени Али, ибо он был настоящим имамом. Али (да будет доволен им Аллах) действительно стал имамом во всех отношениях: имамом по богобоязненности, имамом по знанию ильму, имамом по достоинству, имамом по опережению в Исламе (его принятии), имамом по близости (родству) к Пророку (мир ему и благословение) имамом в нападении и в отступлении, в сражении и в вынесении решений суда, а также во многом другом.

Во время правления Али в халифате была проведена большая работа по укреплению городов и государства в целом. В частности, была создана полиция, открыты центры для обслуживания людей, чьи права были каким-то образом ущемлены.

Такие центры назывались «дар-уль мазалим» («дома притесненных») и служили образцами восстановления справедливости, возвращая имущество, отнятое нечестным путем.

Нет сомнений в том, что его правление халифатом, основанное на справедливости, было безупречным. Его поступки были подобны поступкам халифов-предшественников.

Он также ходил по базарам и расспрашивал о делах и проблемах торговцев и других жителей, за которых был ответственен перед Всевышним.

Д.п.: Однако, в те 5 лет и несколько месяцев, что он был у власти, появились неизбежные у каждого правителя проблемы с оппозиционерами.

Члены той группировки, которая противостояла господину Али, конечно, были несправедливыми. Таково единогласное мнение ученных алимов, об этом же свидетельствует хадис Пророка (мир ему и благословение), сказавшего: «О Али, тебя убьет группа несправедливых».

Справедливыми были те, кто последовал за Али. На его стороне была правда и он сам, несомненно, заслуживал должности правителя. Но все же, его судьба была предопределена Аллахом.

И мы не должны вмешиваться в то, что произошло между сподвижниками.

Когда Али спросили: «Что ты скажешь о жителях Шама, т.е. о Му’авии и его последователях?» он ответил словами, которые, мне кажется, нам всем надо запомнить и следовать им. Это образец, как следует поступать по отношению к тем, кто нам противостоит, когда обстановка накаляется и может привести к пролитию крови.

Он сказал:

«Мы едины, и у нас один Господь,И один Пророк,

И одна Книга (т.е. Коран), и Кибла тоже одна!

И этим разногласием мы не укрепляем их иман, а они не укрепляют наш».

Т.е. разногласие между нами возникло не из-за основ нашей религии, не из-за нашей веры, а из-за пролитой крови Усмана и методах решения второстепенных вопросовВ то время между ним и Му’авией случился инцидент разрешения конфликта на основе Корана. Это произошло возле горы, которую и сегодня называют «Тахким», что значит «решение вопросов на основе Корана», в районе города Ма ’ан на юге Иордании.

В 250 км к югу от Аммана, восточнее города Ма’ ан, расположено селение «Узрух». На его окраине и находится эта гора.

Однако, эта попытка не увенчалась успехом разногласие не исчезло, и вскоре произошла битва Нахраванд» с хавариджами, отрицавшими решение Тахкима и выступившими против Али.

Здесь, в Узрухе, два великих сподвижника – Абу Муса аль-Аш’ари в качестве представителя Али ибн Абу Талиба и Амр ибн Аас со стороны Му’ авии ибн Абу Суфьяна встретились, чтобы вынести решение на основе Корана.

Ибо после завершения боя (битвы при Сиффине) воины Му’ авии (да будет доволен им Аллах) подняли на копьях Коран (демонстрируя, что будут согласны с решением, вынесенным на его основе).

И поныне на вершине горы «Тахким» сохранились развалины замка сподвижников, подтверждающие этот случай между Али и Му’авией.

Да, Тахким был проведен, но сведения об этом событии, дошедшие до нас, весьма противоречивы и делятся исследователями на три категории: достоверные, «слабые» (т.е. не подтвержденные) и выдуманные.

Достоверно то, что мусульмане единогласно решили избрать Абу Мусу Аш’ари в качестве представителя Али (да будет доволен им Аллах), а Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах) – Му’ авии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) и считать принятое ими решение обязательным для всех мусульман.

Именно такая задача и была поставлена в договоре Тахким. Это достоверный факт.

События развивались таким образом до тех пор, пока человек, назвавшийся Абдурахманом ибн Мульджимом, не нанес Али (каррама ЛЛаху ваджгьау) предательский удар саблей в мечети г. Куфы. Али (да будет доволен им Аллах) прилагал все силы для объединения мусульман, но получил смертельную рану.

Своими выдающимися качествами этот великий человек был одарен от Аллаха. Этим он отличился от других, это сделало его примером для подражания всех последующих поколений воинов и ученых, обладающих скромностью, набожностью и доброжелательностью.

Да смилуется Всевышний Аллах над отцом Хасана – Али (да будет доволен им Аллах), и да сделает его довольным Собой.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как Джафар летал по раю с ангелами». Хадис передал Тирмизи в «Суннан», и шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих Тирмизи».
Речь идет о Джафаре ибн Абу Талибе (да будет доволен им Аллах), родном брате повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах). Джафар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал: «Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль-Гассани убил аль-Хариса ибн Умайра (да будет доволен им Аллах), которому было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры.
Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр (да будет доволен им Аллах), призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, проводил воинов да Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий (византийский император) во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам (да будет доволен им Аллах), обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.» (Конец цитаты от Мубаракфури).
Таким был Джафар (да будет доволен им Аллах)! Такими были сподвижники! Клянусь Аллахом! Сердца мусульман должны переполняться чувствами гордости, воодушевления после прочтения истории битвы у Муты.

Другой историк, Ибн Хишам писал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Хузаа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приведи мне детей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!» (Конец цитаты ибн Хишама).
В этом отрывке есть одно важное указание современным мусульманам. Мусульманам, которые привыкли открывать стол, готовить еду, и собирать людей по четвергам, когда скончается кто-то из близких. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!». Пищу следует приготавливать не семье, которая понесла утрату, а для семьи, которая понесла утрату. Ведь их так и так постигло горе, и оно лишь увеличится и ляжет еще более тяжким бременем, если они вынуждены будут кормить сборище людей, третьего, седьмого числа, каждый четверг, потом еще на сороковой день.

Фильм о четвертом праведном халифе, повелителе правоверных Али ибн Абу Талибе.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ‘АЛИ
‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, являлся сыном дяди посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мужем его дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, одним из праведных халифов и одним из десяти, которым был обещан рай. Имя его отца − ‘Абд Манаф бин ‘Абд аль-Мутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф. ‘Али получил прозвище “Абу-с-сибтейн” (отец двух внуков), то есть отец внуков пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, аль-Хасана и аль-Хусейна. Кунья ‘Али − Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана). Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ему прозвище “Абу тураб”. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там ‘Али и спросил: «А где же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, & , пришёл туда (и увидел), что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб, вставай, о Абу Тураб!»

КАК‘АЛИ ПРИНЯЛ ИСЛАМ
‘Али был первым ребёнком, принявшим ислам. В то время он жил на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который воспитывал его и заботился о нём, чтобы помочь своему дяде облегчить бремя забот о детях. ‘Али остался жить в доме Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и после начала пророчества. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал его к исламу, и ‘Али уверовал в него, когда ему было 8 или 10 лет.

КАЧЕСТВА ‘АЛИ
‘Али, да будет доволен им Аллах, отличался своими знаниями и умом и приобрёл известность своим красноречием, смелостью, мужеством преданностью и неуклонным выполнением взятых на себя обязательств. Он чуждался блеска этого мира, любил уединяться по ночам и предпочитал простую одежду и грубую пищу. Он с уважением относился к религиозным людям, был близок с неимущими и обращался к миру этому с такими словами: «Жизнь твоя коротка, общество твоё презренно, а значение твой ничтожно. Ах, ах, сколь мало припасов, сколь далёк путь и сколь он безлюден!»

ЗАСЛУГИ ‘АЛИ
Заслуги ‘Али, да будет доволен им Аллах, многочисленны, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ты от меня, а я от тебя», а также слова ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, оставаясь довольным им».
Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбара он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу».
(Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал
− (Услышав это, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) поднялись (со своих мест и разошлись, и каждый) надеялся на то, что (знамя вручат) ему, а наутро они направились (к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) и каждый из них хотел, чтобы (знамя) вручили ему, однако он спросил: «Где ‘Али?» Ему сказали, что у него болят глаза, и он велел позвать ‘Али к себе. (Когда он явился, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было.

А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вручил ‘Али знамя, и через него Аллах даровал мусульманам победу.

Как и другие достойнейшие сподвижники, ‘Али, да будет доволен им Аллах, был готов жертвовать ради исламского призыва собственной жизнью и своим достоянием. Он был первым, кто намеревался в случае необходимости пожертвовать собой ради посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Именно он, зная о том, что многобожники сговорились убить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, улёгся в его постель в ту ночь, когда пророк покинул Мекку вместе с Абу Бакром. ‘Али принимал участие во всех военных походах мусульман, за исключением похода на Табук.

ПРАВЛЕНИЕ ‘АЛИ
После убийства ‘Усмана мусульмане избрали халифом ‘Али, который стал отказываться от этого и выразил желание быть вазиром, а не халифом. Однако другие сподвижники настаивали на своём, стремясь выйти из трудного положения, в котором они оказались. Дело в том, что после несправедливого убийства ‘Усмана мятежники не только стали хозяевами положения в Медине, но и угрожали убить членов совета (шура), виднейших сподвижников и всех мухаджиров, которых сумеют схватить, если не найдут никого, кто согласился бы стать халифом. Они говорили: «Берегитесь, о жители Медины! Мы даём вам два дня и клянёмся Аллахом, что если вы не решите этот вопрос, то на следующий день мы непременно убьём ‘Али, Тальху, аз-Зубайра и многих других людей!» Когда ансары и мухаджиры стали настаивать, ‘Али счёл своим долгом выполнить их просьбу и подчинился. В субботу 19-го зу-ль-хиджжа он явился в мечеть и поднялся на минбар, после чего мухаджиры и ансары принесли ему присягу. Среди присягнувших были аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Тальха бин ‘Убайдуллах.

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ,ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВЛЕНИЮ ‘АЛИ
Аллаху было угодно, чтобы смута продолжалась и после убийства ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, когда новые её волны, поднятые с помощью козней и хитростей врагов ислама, стали испытанием для мусульман, однако в предустановлении Аллаха проявляется Его мудрость, и Ему ведомо предопределённое И
После принесения присяги ‘Али предпринял следующие шаги:
1. ‘Али сместил тех наместников ‘Усмана, на которых жаловались люди, а также тех из них, кто был не согласен с политикой нового халифа.
2. ‘Али решил отложить наказание убийц ‘Усмана до тех пор, пока его власть не укрепится, и он не заручится поддержкой мусульман из разных провинций Халифата

ОТНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СПОДВИЖНИКОВ К ШАГАМ ‘АЛИ
Некоторые наместники подчинились приказу о смещении, но нашлись и такие, которые отнеслись к этому неодобрительно. Среди них был наместник Шама Му‘авийа бин Абу Суфйан, хотя он и признавал преимущество ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.
Причина его неподчинения заключалась в том, что он настаивал на необходимости воздаяния преступникам равным (кисас) до принесения присяги, что и положило начало разногласиям. Таким образом, всё, что случилось между ‘Али и Му‘авийей, явилось результатом попыток найти самостоятельное решение, а не следствием борьбы Му‘авийи за власть. Вот почему приверженцы сунны и согласия считают, что оба они получат награду, но награда того, кто был прав, будет двойной, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда».
Результатом использования ненавистниками ислама этих разногласий стали две достойные сожаления битвы между мусульманами, в которых представители каждой из сторон отстаивали то, что представлялось им правильным.
Первой была так называемая “верблюжья битва”, состоявшаяся в 36 г. х./56 г. Причиной её явилось то, что ‘Аиша, Тальха и аз-Зубайр, да будет доволен всеми ими Аллах, в сопровождении множества людей направились в Басру, желая добиться примирения и прекращения смуты, которая возникла после избрания халифом ‘Али. Они поступили так, ибо в Коране сказано: «Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей друг с другом
Узнав о том, что ‘Аиша направляется в Басру, ‘Али во главе своих войск выступил ей навстречу, желая добиться примирения. Указанием на это служит то, что, когда кто-то спросил ‘Али: «Чего ты хочешь и куда ты направляешься?» − он ответил: «Что касается наших желаний и намерений, то они состоят в примирении, если с этим согласятся те, кто находится вместе с ‘Аишей». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы выслушаем их оправдания, воздадим им должное и уйдём». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы не станем их трогать, пока они не тронут нас». Этот человек спросил: «А если они не оставят вас в покое?» ‘Али сказал: «Мы будем защищаться от них». Этот человек сказал: «Тогда прекрасно!» Через некоторое время состоялась встреча ‘Али с ‘Аишей и теми, кто был вместе с ней. На этой встрече они достигли взаимопонимания, после чего обе армии мирно провели ночь в своих лагерях. Однако те, кто разжигал огонь смуты, а именно ‘Абдуллах бин Саба’ и его приспешники опасались, что, если стороны окончательно придут к согласию, это создаст угрозу для их безопасности. На рассвете они разделились на две группы, одна из которых атаковала лагерь ‘Али, а другая − лагерь ‘Аиши. В обоих лагерях люди, которые решили, что их обманули, схватились за оружие, и между ними разгорелся жестокий бой. Он продолжался, пока верблюду, на котором в паланкине сидела ‘Аиша, не подрезали поджилки. Её сторонники рассеялись, и бой закончился. Что касается ‘Аиши, то она вернулась в Мекку после того, как ‘Али, который снабдил её всем необходимым, пешком проводил её до предместий Медины, а брат ‘Аиши, Мухаммад бин Абу Бакр, и его дети провожали её в течение дня пути.
Второй из битв, явившихся результатом вышеупомянутых разногласий, которые были использованы ненавистниками ислама, стала битва при Сиффине. Ранее мы уже упоминали о причине этих разногласий. Перед битвой при Сиффине сторонники ‘Али и Му‘авийи, да будет доволен Аллах ими обоими, в течение шести месяцев обменивались посланиями, и этот факт служит убедительным доказательством того, что и тот, и другой стремились не к сражению, а к примирению. Началу битвы предшествовали следующие события:
1. Стычки между сторонами, которые происходили из-за источников воды. В борьбе за эти источники, находившиеся под контролем воинов Му‘авийи, победили сторонники ‘Али, которым удалось оттеснить сирийцев. Однако после этого ‘Али, да будет доволен им Аллах, разрешил воинам Му‘авийи брать воду.
2. После этого столкновения между сторонами продолжались с переменным успехом. Никто не мог добиться решающей победы, хотя некоторое преимущество было всё же на стороне ‘Али. Несмотря на длившееся не один день сражение, воины противоборствующих сторон встречались друг с другом по ночам и вели беседы.

ЗАВЕРШЕНИЕ СРАЖЕНИЯ И КРОВОПРОЛИТИЯ
Люди, придерживавшиеся искренних намерений, опасались, что в результате всех этих событий мусульмане уничтожат друг друга, хотели спасти их и добивались прекращения сражения. Об этом долго размышлял ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, и в конечном итоге ему в голову пришла мысль о третейском суде. Он поделился своими соображениями с Му‘авийей, который был весьма рад этому предложению. После этого его воины прикрепили свитки Корана к копьям и подняли их. Воины ‘Али перестали сражаться с ними, и бой прекратился, когда же было вынесено решение третейского суда, все воины вернулись к себе домой.

ГИБЕЛЬ ‘АЛИ, да будет доволен им Аллах
‘Али, да будет доволен им Аллах, умер 17-го рамадана 40 г. х./661 г., получив смертельную рану, которую нанёс ему один из хариджитов по имени ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам, решивший, что благодаря убийству повелителя правоверных он приблизится к Аллаху. Во время хаджжа в 39 г. х. ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам встретился в Мекке с двумя своими единомышленниками, и они стали вспоминать всё, что произошло между мусульманами, говоря: «О, если бы нам удалось убить предводителей заблудших и избавить от них страну!» ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам сказал: «Я избавлю вас от ‘Али». Его сообщник аль-Бара бин ‘Абдуллах сказал: «Я избавлю вас от Му‘авийи», а ‘Амр бин Бакр заявил: «А я избавлю вас от ‘Амра бин аль-‘Аса». После этого они условились, что всё это произойдёт в одну ночь, и ‘Абд ар-Рахману бин Мульджаму удалось смертельно ранить ‘Али, да будет доволен им Аллах, отравленным мечом, когда ‘Али шёл на утреннюю молитву, восклицая: «Молитва, молитва!» Что же касается его единомышленников, то им не удалось убить ни Му‘авийу, ни ‘Амра бин аль-‘Аса. Да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость и да воздаст Он ему благом!

ГОД ОБЪЕДИНЕНИЯ
После смерти ‘Али иракцы принесли присягу аль-Хасану бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими. Через некоторое время до Му‘авийи дошли слухи о том, что аль-Хасан собирает войска, чтобы продолжить войну с ним, и решил на всякий случай тоже собрать свои силы. В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:
− Аль-Хасан повёл на Му‘авийу свои отряды, подобные горам. ‘Амр бин аль-‘Ас воскликнул: «Поистине, противостоять им могут только подобные им!» В ответ на это Му‘авийа сказал: «Эй, ‘Амр, если эти перебьют тех, а те − этих, кто же тогда у меня будет заниматься всеми делами?» После этого он направил к аль-Хасану ‘Абд ар-Рахмана бин Самуру и ‘Абдуллаха бин ‘Амира, курайшитов из рода бану ‘абд шамс. Он велел им: «Ступайте к этому человеку, поговорите с ним и предложите заключить мир». Они явились к аль-Хасану и стали говорить с ним, склоняя его к миру. На это аль-Хасан бин ‘Али сказал им: «Поистине, мы − потомки ‘Абд аль-Мутталиба, и нам достались богатства, а эта община скоро захлебнётся в собственной крови!» Тогда они сказали: «Му‘авийа предлагает тебе то-то и то-то и просит тебя принять его предложения». Аль-Хасан спросил: «А кто мне поручится за это?» Они ответили: «Мы», после чего он уже ни о чём их не спрашивал, пошёл на уступки и согласился заключить мир.
Так закончилась смута, и Аллах привёл мусульман к примирению, что стало возможным благодаря уму и благочестию аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен им Аллах. Всё это послужило подтверждением слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые приводятся в “Сахихе” аль-Бухари. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я видел (находившегося) на минбаре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым (стоял) аль-Хасан бин ‘Али, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) смотрел то на людей, то на (Аль-Хасана), говоря: «Поистине, этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».