Ремонт Дизайн Мебель

День Службы горючего Вооружённых Сил Российской Федерации (1 фото). День службы горючего вс рф

17 февраля отмечают свой профессиональный праздник представители Службы горючего Вооружённых сил Российской Федерации. Официально эта служба является составной частью Тыла ВС России, однако в истории существует немало примеров того, когда военнослужащие Службы горючего выполняли поставленные перед ними задачи фактически во фронтовых условиях. Роль Службы горючего и в современной армии сложно переоценить.


Точкой отсчёта в истории Службы горючего (СГ ВС) стал 1936 год. 79 лет назад по приказу тогдашнего главы Народного комиссариата обороны Климента Ворошилова создаётся Управление по снабжению горючим РККА (впоследствии Служба горючего Вооружённых сил СССР). История сохранила имя первого руководителя СГ ВС. Этим человеком стал Николай Николаевич Мовчин (1896-1938). Ещё до официального создания Службы горючего Николай Мовчин стал одним из инициаторов формирования прообраза структуры. Речь идёт об Управлении снабжения горючим Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Николай Мовчин – это военный специалист, известный ещё и своими работами по истории Красной Армии, а также созданием мобилизационной стратегии. В 1935 году он получил звание полковника, которое, к сожалению, стало последним в его военной карьере. Дело в том, что примерно через 1,5 года после его назначения на пост главы Управления по снабжению горючим РККА полковник Мовчин был арестован и впоследствии расстрелян по приговору суда (так называемое «дело Тухачевского»). Реабилитировали Николая Николаевича посмертно - в августе 1956 года.

Пожалуй, наибольший вклад в дело развития СГ в советское время внёс человек, которого по праву называют патриархом Службы горючего. Это Василий Васильевич Никитин, который стоял у руля СГ ВС СССР около трёх десятилетий. Именно при генерале Никитине Служба горючего прошла, как сейчас модно говорить, через основные этапы структурного реформирования. Принял Василий Васильевич СГ в состоянии, которое можно было охарактеризовать, как в своё время написала газета «Красная Звезда», «получай – выдавай». За время же руководящей работы Василия Никитина СГ ВС СССР существенно расширилась, приобретя дополнительный функционал. Служба превратилась в полномасштабный сегмент боевого обеспечения, так как растущая численность и мощь армии ставили перед службами тыла новые и новые задачи, решения которых были отнюдь не простыми.

Во время Великой Отечественной войны Василий Никитин входил в состав оперативной группы Управления службы горючего. Спустя некоторое время он возглавил отдел Службы, и на его плечи легли обязанности по своевременному обеспечению горючим армий и дивизий. Военнослужащие, входившие в подразделения Службы горючего, нередко совершали настоящие подвиги, транспортируя топливо для военной техники прямо на передовую.

По сути, солдаты Службы горючего во время войны – это герои, которые оставались в тени славы лётчиков, танкистов, десантников, моряков, однако это никак не умаляет их вклада в общую героическую победу, добытую титаническим трудом и беспримерным мужеством. Понимали роль бойцов службы горючего и на фронте. Своевременная доставка топлива часто решала исход того или иного локального противостояния, которые в свою очередь собирались в общую картину разгрома гитлеровской армии.

Служба горючего при Василии Никитине превратилась ещё и в сегмент организации научной работы по совершенствованию характеристик топлива. В первую очередь речь идёт об изменении формулы реактивного топлива. В такой научной работе самое непосредственное участие принял сам генерал Никитин. Василий Никитин стал одним из разработчиков системы транспортирования горючего для военных целей с помощью трубопроводов. Именно Никитин в своё время предложил решить проблемы, связанные с доставкой топлива советским войскам в Афганистан, с помощью монтажа трубопровода. Совместными усилиями военнослужащих Службы горючего и Трубопроводных войск трубопровод в Афганистане начал функционировать, обеспечив поставки топлива для войск. Общая протяжённость двух направлений трубопровода в Афганистане составила более 1200 км. Через этот инфраструктурный объект было перекачано 5,4 млн. тонн горючего – около 80% от всего объёма поставок.

В том числе и за эти заслуги Василий Никитин был объявлен Лауреатом Государственной премии, став и для новых поколений военнослужащих настоящим образцом служению делу, с которым связал свою судьбу.

Сегодня Служба горючего решает задачи по хранению, транспортировке топлива по суше, морю и воздуху. Специалисты СГ ВС РФ выполняют заправочные работы, обслуживая сотни складов, автоматизированных пунктов выдачи топлива, заправочных пунктов и баз различного подчинения.

Если в 2010 году годовой оборот горючего в ВС РФ составлял около 8 млн. тонн, то теперь эта цифра выросла почти на 50%. Это говорит о повышении интенсивности деятельности ВС РФ, что в свою очередь даёт повод говорить и о повышении обороноспособности.

«Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих и ветеранов Службы горючего ВС (всех «горючников») с профессиональным праздником!

Излишне говорить о значении армии, вооруженных сил для любой страны, сказано и написано по этому поводу достаточно много. Сильная армия - сильное государство. Но, что стоит выделить и подчеркнуть, так это то, из чего складывается сила армии, чем обеспечивается ее боеспособность. В первую очередь, это, безусловно, тщательно обученный и подготовленный личный состав, а во вторую - наличие необходимого количества современной боевой техники, всегда исправной и готовой к применению. Но необходима и третья составляющая для обеспечения жизнедеятельности первых двух. Это, конечно, все службы тылового обеспечения: личному составу нельзя обойтись без жилья, продовольственного и вещевого довольствия, а боевой технике - без технического обслуживания и, самое главное, горючего. Как в прежние времена кавалерия не могла обходиться без фуража, так и всякая машина без топлива представляет собой просто набор железа. Поэтому, для полноценного функционирования современной армии, совершенно необходимо такое тыловое подразделение, как Служба обеспечения горючим. Служащих такой структуры принято чествовать в день их профессионального праздника - Дня Службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации, который отмечается нами 17 февраля.

История праздника День Службы горючего ВС РФ

17 февраля 1936 года, решением Генерального Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, была учреждена самостоятельная структура в составе Главного управления Тыла - Служба горючего Вооруженных Сил. Если точнее, то прообраз этой службы появился в РККА еще в 1933 году: в подчинении Главного Управления вооружения и технического снабжения было организовано специализированное подразделение «Управление по топливу РККА», которое через несколько месяцев получило другое, более полно отражающее характер и род своей деятельности, название - «Управление снабжением горючим и смазочными материалами РККА». Пройдя ряд структурных изменений, связанных с переподчинением в составе Главного Управления Тыла, Служба горючего, окончательно определившись со своим «местом под солнцем», начала активно развивать свои филиалы во всех частях Вооруженных Сил СССР. А в качестве своего профессионального праздника Служба горючего определила дату своего рождения - 17 февраля.

Практика боевых действий Красной Армии полностью подтвердила правильность принятого решения об организации в составе Управления Тыла обособленного войскового отдела, занимающегося исключительно снабжением боевой техники горючим. Речь идет о боевых действиях РККА еще до начала Великой Отечественной войны, в частности, о столкновениях с частями японской армии в пограничных конфликтах на озере Хасан и реке Халхин-Гол в течение 1939 года. Так, на протяжении двух недель столкновений на Хасане, наша армия потребила более 8 000 тонн горючего, а за два месяца боев на Халхин-Голе - около 80 000 тонн! Тем не менее, несмотря на такое увеличение темпов потребления топлива, подразделения Службы горючего ни разу не подвели действующие войска, всегда своевременно и в полном объеме удовлетворяя их потребности.

Безусловно, разразившаяся в 1941 году Великая Отечественная война, стала для Службы горючего самым строгим экзаменатором. Значительно (в десятки и сотни раз) возросли требуемые объемы поставок, очень увеличилась протяженность коммуникаций снабжения, что, в свою очередь, потребовало колоссального увеличения штата личного состава, который требовал определенной подготовки. В качестве одного из примеров решения Службой технических проблем, можно привести решение об организации абсолютно нового вида войсковых подразделений, специализировавшихся на прокладке полевых магистральных трубопроводов (ПМТ). Эти трубопроводы очень быстро монтировались прямо по месту, а затем, так же быстро разбирались и перевозились на новые места. Для этого требовались солдаты не только с отработанными до автоматизма навыками монтажников, но и с очень большой физической силой и выносливостью.

Служба горючего ВС РФ: предмет работы отрасли

Если в прошлые века задача подобных служб тыла состояла только в своевременном и полнообъемном перемещении грузов, то в нынешние времена Служба обеспечения войск топливом и горюче-смазочными материалами, используя накопленный опыт, дает определенные рекомендации производителям по унификации продукции. А это может быть достигнуто только совместной работой, как производителей боевой техники, так и производителей топлива и ГСМ. Скажем так: чем меньше будет сортов и модификаций смазочных материалов, тем проще будет его доставка и комплектация. Тем не менее, учитывая наличие в войсках техники самого разного назначения, с самыми различными требованиями, как к топливу, так и к смазке (в том числе и по температурным параметрам), задачи Службы горючего проще не становятся. Кроме того, доставляя на позиции всю необходимую продукцию, представители Службы несут полномерную ответственность не только за количество, но и за качество поставленного материала, так как от этого зависит полноценная и качественная работа машин и механизмов. А для определения качества топлива и машинных масел, проведения их экспресс-анализа, требуются как необходимое оборудование, так и соответствующие специалисты.

Здесь уже на помощь специалистам Службы приходит весьма специфическая наука - химмотология, созданная доктором технических наук, профессором Папком К.К. Эта наука изучает порядок определения разных технических характеристик горюче-смазочных материалов, их качества и особых условий применения.

Есть профессии мало заметные поверхностному взгляду, но от исправной работы представителей которых очень многое зависит. Безусловно, к таким специальностям относится деятельность многочисленных работников Службы горючего ВС РФ. Значимость боеготовности сил армии для нашей страны всегда была велика, а без налаженной работы Службы горючего поддерживать эту готовность попросту невозможно. Даже странно, что на официальном уровне до сих пор не установлен для этой структуры собственный профессиональный праздник.

История

В 1936 году именно 17-го февраля согласно приказу № 24 за подписью Наркома Обороны Советского Союза вышел приказ о создании новой структуры – «Управления по снабжению горючего», впоследствии – «Службы горючего Вооружённых сил Советского Союза». Первым её главой стал инженер-полковник Николай Мовчин. В дальнейшем новое ведомство с честью выполняло возложенные на него обязанности и обеспечило победы нашей армии во всех многочисленных вооружённых конфликтах, в которых ей пришлось с тех пор участвовать вплоть до наших дней.

Естественно, что с распадом СССР название структуры несколько изменилось, но прежними остались и суть её деятельности, и ответственный, компетентный подход к своему делу. До сих пор, к сожалению, профессиональный праздник военнослужащих и работников ведомства празднуется полуофициально, на общественных началах и именно в годовщину основания Службы – то есть 17 февраля. Большинство военных считают, что подобное положение должно быть исправлено.

Традиции

Поскольку официального статуса дата 17 февраля не имеет, то празднование её производится внутри ведомства. Хотя и охватывает огромное количество людей. Ведь в составе Службы горючего состоят и постоянно работают:

  • специальные центры по обеспечению войск топливом и техническими средствами;
  • многочисленные части трубопроводных войск;
  • базы и склады;
  • ремонтные предприятия и службы;
  • специализированные лаборатории и транспортные подразделения, множество вспомогательных организаций;

Имеется даже собственный НИИ.

Во всех этих структурах 17 февраля проходят торжественные собрания, вручаются награды, премии и подарки наиболее отличившимся специалистам. Ну а праздничное застолье ждёт уже дома, так как на службе военным выпивать не положено.

Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает Служба горючего ВС РФ, основанная 17 февраля 1936 года как Управление снабжения горючим РККА. Уже тогда стало ясно, что будущая война — война моторов, а бензин стали называть «кровью войны». Постоянный «кровоток» и обеспечивает эта служба на протяжении десятков лет.

Понятно, что история снабжения войск топливом началась гораздо раньше — как только в российской армии появились машины и корабли с двигателями, работающими на нефтепродуктах. В 1877 году в России началась эксплуатация первого в мире танкера «Зороастр». Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (242 тонны) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. В 1900 году на русском флоте было 20 эсминцев типа «Новик», работавших на мазуте, а к концу 1917 года их стало уже 30.

Первые моторы Первой мировой

В российской императорской армии уже в 1914-м году был сформирован первый бронеотряд. Всего же на фронтах Первой мировой в войсках использовалось до 10000 легковых и грузовых автомобилей, 700 самолетов и порядка 300 броневиков. На железных дорогах действовал мотоброневагон «Заамурец». Ежемесячный расход горючего составлял более двух тысяч тонн автомобильного и до 450 тонн авиационного бензина. Для подвоза топлива и боеприпасов в дивизионе зенитных броневиков «Руссо-Балт» тип «Т» были даже специальные бронемашины. Всего же в войска за годы войны было поставлено 1,2 миллиона тонн горючего.

В середине 30-х годов был разработан специальный бронированный транспортер топлива на базе легкого танка Т-26 . Он был предназначен для снабжения танковых подразделений на передовой, но в серию так и не пошел.

Хасан и Халхин-Гол

Боевое крещение служба приняла в 1938-м году, во время конфликта с японскими войсками на озере Хасан. Тогда было израсходовано 8,5 тысяч тонн горючего, а на Халхин-Голе — в десять раз больше: 86,7 тысяч тонн было поставлено для танков, бронемашин, грузовиков и тягачей. Несмотря на многосоткилометровое «плечо подвоза» механизированные части РККА были обеспечены достаточном количеством бензина и солярки.

Великая Отечественная. Борьба за нефть

Но самая сложная задача возникла перед службой горючего в годы Великой Отечественной. В 1941-м году были потеряны значительные запасы топлива, нефтеперерабатывающие заводы эвакуировались из Одессы, Херсона, Бердянска. В Грозном и Баку начались активные буровые работы для увеличения объемов добычи. Недаром в 1942-м Гитлер направил свой главный удар на Сталинград. Ведь захватив его, он открывал путь не только к главным нефтепромыслам СССР на юге, но и перерезал важнейшую речную магистраль, по которой нефть и нефтепродукты доставлялись в центр страны. Но даже когда противник подступил к Волге, баржи — под огнем — продолжали перевозить такое нужное горючее. Всего же армия и флот за годы войны потратили более 16,4 миллионов тонн топлива.

«Второй Баку»

В годы войны для увеличения объемов добычи нефти началась активная геологоразведка в регионе Поволжья и Урала, названном «Вторым Баку». Так появились нефтегазопромыслы в Татарстане, Башкортостане, Ухте и Нарьян-Маре.

Бензин для блокадного Ленинграда

Ленинград, осажденный гитлеровскими войсками, нуждался буквально во всем. По дну Ладожского озера был проложен трубопровод длиной 27 километров, по которому в город поставлялось топливо. С июня 42-го по март 43-го по нему было перекачено более 47 тысяч тонн горючего всех видов.

«Дорога жизни» через Саланг

Для обеспечения группировки советских войск в Афганистане были построены магистральные полевые трубопроводы протяженностью 1200 километров, по которым для 40-й армии было доставлено 5,4 миллиона тонн нефтепродуктов. Трубы пытались повредить всеми способами, а мирные жители стремились добыть немного содержимого для обогрева жилищ. Служба горючего постоянно устраняла последствия аварий и диверсий.

Топливо вместе с другими грузами шло через тоннель Саланг. Боевики постоянно устраивали засады на советские конвои, и профессия водителя автоцистерны с горючим была смертельно опасной.

Огонь, вода и не медные трубы

Профессионалы строительства мобильных трубопроводов не раз участвовали в спасательных операциях во время чрезвычайных ситуаций. Трубопроводные подразделения службы горючего подавали не бензин, а воду, чтобы потушить пожары. В том числе жарким летом 2010-го. Два трубопроводных батальона перекачали более одного миллиона тонн воды, чтобы затушить и обводнить горящие торфяники. 15 августа 2010 года командир трубопроводного взвода лейтенант Николай Кузьмин попал в огненную ловушку вместе со своим подразделением, но, проявив мужество и профессионализм, провел бойцов через огонь, за что был награжден Орденом Мужества.

Участвовали бойцы службы и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Питьевая вода шла по «военным» трубам в разрушенные землетрясением города Армении в 1989-м. А в 2014-м трубы, проложенные военными, стали наполнять уже Северо-Крымский канал, чтобы обеспечить города Крыма водой, которой Украина пыталась лишить жителей мятежного полуострова.

Горючее для современной армии

Ежегодно ВС РФ потребляют около двух миллионов тонн различных видов топлива и масел. Для своевременного снабжения в ближайшие годы будет закуплено более 900 грузовиков-цистерн. Также планируются внедрение новых легких композитных труб из стеклопластика, разработка арктического автотопливозаправщика, универсальной лаборатории, контейнеров для транспортировки компонентов жидкого ракетного топлива и автомобильного топливозаправщика для ВДВ.

Службы тыла незаслуженно забываются. О них не услышишь в рекламных речах военкомов и вербовщиков. В их честь не дают грандиозных концертов. Но это никак не умаляет значение их деятельности. Ни один род войск не способен вести активные боевые действия без доставки боеприпасов, питания, горючего, ремонта техники.

Военнослужащие Службы горючего (СГ) выполняют задачи обеспечения, как в мирное время, так и в условиях военных действий.

Значение Службы в условиях ведения современных войн сложно переоценить. Солдаты и офицеры отмечают свой праздник 17 февраля .

Исторически служба ещё молода. В преддверии наступающей войны руководство страны создаёт управление снабжения горючим. Развитие танковых войск и авиации не осталось незамеченным. Своевременное обеспечение ГСМ становится важней задачей. За пять лет до Великой Отечественной К. Ворошилов подписывает приказ о создании СГ ВС.

Возглавил службу в сложный период ее становления, русский военачальник – Николай Николаевич Мовчин. Он вёл разработки структуры службы до официального приказа. Созданная им стратегия мобилизации в последующие десятилетия легла в основу мобилизационной деятельности страны. К сожалению, полковник Мовчин был арестован по «делу Тухачевского» и расстрелян в 1938 году. Доброе имя Мовчина восстановлено осенью 1956 года.

Серьёзное испытание прошли военнослужащие буквально в первые годы становления службы. На озере Хасан войска израсходовали 8000 тонн топлива за две недели. За лето 1939 года служба поставила войскам на Халхин-Гол 87000 тон ГСМ. Зимние условия войны с Финляндией потребовали поставить 217000 тонн.

Огромный вклад внесён в развитие СГ в советское время генералом Никитиным. Бессменный руководитель службы на протяжении трёх десятков лет, смог реформировать её работу, доведя функционал до автоматизма. Части и подразделения превратились в сложный сегмент структуры обеспечения. Обрастая дополнительными структурами, служба быстро обеспечивала растущие потребности вооружённых сил.

В Великую Отечественную Никитин руководил одним из отделов Службы. Он обеспечивал непрерывные поставки ГСМ в армии и дивизии. Военный период показал, что военнослужащие ГС такие же советские бойцы, способные на самопожертвования ради своей Родины. Солдаты и офицера каждодневно совершали подвиги, осуществляя подвоз горячего на передовую под огнём противника. Их вклад в дело Победы не менее важен, чем подвиг десантников, танкистов, лётчиков. Вовремя доставленное горячее порой решало исход сражений, влияя на общее положение дел фронта.

При генерале Никитине в службе началась научная работа по улучшению топливных характеристик. В основном это касалось реактивных видов топлива. Генерал был одним из разработчиков транспортной системы трубопроводов. Его усилиями такая система была применена в Афганистане. Совместные усилия СГ и трубопроводных войск позволили создать транспортную сеть протяжённостью 1200 километров.

Сегодня в ведении службы оперативные вопросы хранения и транспортировки ГСМ в любую точку страны или мира. Доставка осуществляется морем, по воздуху и суше. Военные специалисты осуществляют заправку, обслуживают склады, автозаправки и базы разного назначения.

Рост оборота горючего в армии и флоте говорит о постоянном совершенствовании нашего оборонного потенциала, готовности вооружённых сил отразить любую атаку вероятного противника.

С чувством огромного уважения поздравляем ветеранов, солдат, офицеров Службы горючего с профессиональным праздником!