Ремонт Дизайн Мебель

Самооценка в психологии: понятие, виды, характеристика и методы определения. Самооценка личности и ее составляющие

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения. Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека. Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка личности

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности. На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

3 типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны. Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать. Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя. Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу». В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Люди с адекватной самооценкой реально оценивают свои силы и возможности по отношению к делу, которое перед ними. Такие личности ставят перед собой четкие цели, которых добиваются, трезво смотрят на вещи. Так же адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Чем более зрелой личностью является человек, тем более адекватная у него самооценка.

Заключение

То, какая самооценка личности сформировалась на выходе развития, будет влиять на уровень и качество жизни индивида в обществе. Осознавая себя, понимая и принимая определенным образом, человек строит жизненные планы, создает свое окружение и живет в этом мире. Являясь важным звеном в развитии индивидуальности, самооценка человека определяет уровень уверенности в себе и удовлетворенности своей жизнью.

Министерство образования и науки РФ

Башкирский государственный педагогический университет

Реферат

Самооценка

Выполнила:

студенка 402 группы ФП

Калимуллина Л. Р.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное”) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

Доброго времени суток уважаемые читатели блога!
«Для того чтобы тебя ценили нужно ценить себя самого». Если не будете относиться к себе с уважением, то не стоит ожидать того же от окружающих. Люди подсознательно считывают, какого именно отношения мы ожидаем. И не разочаровывают нас.

Поэтому, если вы не цените себя, то другие будут делать то же самое. Поэтому сегодня будем разбираться с тем, что такое самооценка и что она дает человеку.

  • Самооценка: что это?
  • Нужно ли себя оценивать?
  • Какая бывает самооценка

Самооценка: что это?

Грубо говоря, самооценка — это то, как человек оценивает свои возможности и личные качества.

Для определения самооценки чаще всего используется три критерия:

  1. Что человек о себе думает?
  2. Что человек по поводу себя чувствует? (гордится или чаще чувствует себя униженным, никчемным);
  3. Как человек себя ведет? (можно держаться робко, запуганно, уверенно, нагло и т. д).

Ответив на все три вопроса можно поставить себе оценку. Полученный результат и будет отражать отношение человека к себе.

Но не стоит думать, что такая процедура происходит один раз в жизни, а потом результат сохраняется. Мы оцениваем себя каждую секунду. Особенно это видно по женщинам.

Признайтесь, кто не разглядывал себя в каждой витрине, каждый раз убеждаясь, что сегодня выглядит на все 100. И наоборот, если звезды не сошлись и женщина проспала, не успела накраситься, просто в плохом настроении (нужное подчеркнуть), то вряд ли она будет ловить свое отражение.

Так что самооценивание — это процесс, он длится всю нашу сознательную жизнь.

Однако бывает так, что «оценка» зависит не только от нашего ощущения, а и от того, что говорят нам окружающие. Особенно это влияет на детей.

Если малыша хвалить (за дело, конечно), то он будет лучше к себе относится во взрослой жизни.

А если ребенку постоянно показывают, что он недостоин хорошего отношения, то будучи взрослым, он потратит большую часть своей жизни на то, чтобы доказать другим, что он ничем не хуже. И еще вопрос, принесет ли ему этот процесс удовольствие.

Нужно ли себя оценивать?

Оценивать себя необходимо. Однако, как вы уже поняли, самооценка — это сложная штука. Если сегодня что-то получилось, то вы на коне. А завтра все может быть не так и радужно.

Необходимость самооценки:

  1. Дает понятие о том, что сейчас происходит в вашей жизни. Двигаетесь в правильном направлении или то, что вы делаете заставляет чувствовать вас несчастным;
  2. Помогает найти сильные стороны своего характера;
  3. Дает возможность обнаружить и ликвидировать негативные стороны характера;

Внимание! Во время оценки не стоит сравнивать себя с другими. Поверьте, всегда найдется тот, кто выше, умнее, сильнее и вообще по жизни молодец. Такое оценивание-сравнение рано или поздно приведет к снижению веры в себя, разочарованию в своей жизни или даже к депрессии.

Поэтому если вам так уж необходимо сравнивать себя с кем-то, то вспомните себя на пару лет моложе и проведите сравнительный анализ. Отметьте, в каких аспектах вы стали сильнее и умнее. А в каком направлении стоит еще немного поработать.

Как происходит формирование самооценки?

Мы учимся оценивать себя с детства. И поскольку у ребёнка нет критического мышления и вся полученная информация воспринимается как чистая стопроцентная правда, взрослый человек продолжает оценивать себя так же, как ему говорили в детстве.

Поэтому, если у вас есть дети, то не стоит их перехваливать или заставлять стремиться к идеалу. Похвала или наказание всегда должны быть уместными. Кстати, если наказываете детей, то обязательно объясните за что именно.


Обратите внимание! Если не помочь ребенку вовремя (а механизмы формирования самооценки прививаются с детства и до подросткового возраста включительно), то во взрослой жизни у человека появляются сложности с поиском своего места в мире и налаживанием социальных контактов.

Какая бывает самооценка

В психологической литературе встречается огромное количество классификаций.

Наиболее часто используемые виды:

  • Низкая

В этом случае человек слишком критично к себе относится. Постоянно стремится к идеалу. В детстве человек часто слышал от своих родителей, что он неумеха и ни на что не годится.

При таком воспитании развивается неуверенность в себе. Во взрослой жизни при низкой самооценке сложно принимать решения, проявлять инициативу или брать на себя ответственность.

Относясь к себе уничижительно можно не реализовать себя в жизни (как личной, так и профессиональной) и получить комплекс неполноценности;

  • Нормальная (адекватная)

Характеризуется способностью человека реалистично оценивать свой потенциал и возможности. При этом присутствует оптимальный уровень критичности к себе, что помогает развиваться и достигать новые цели.

Адекватное оценивание своих сил дополняется такими качествами как готовность к переменам, умение сохранять внутреннее равновесие, инициативность;

  • Завышенная

Такие люди отличаются высокомерием, их часто могут сравнивать с Нарциссом из хорошо известного нам мифа. Мнение такого человека часто расходится с мнением окружающих, при этом он всегда остается уверен в своей правоте.


Как определить уровень самооценки

Определить уровень самооценки довольно просто. Для этого достаточно пройти психологический тест.

Внимание! Не используйте популярные тесты, они вряд ли составлены по всем правилам, а значит никто не может поручиться за достоверность результата.

В качестве одного из профессиональных тестов предлагаю методику М. Розенберга. Для его заполнения не нужно тратить много времени, поскольку состоит он из 10 вопросов.

Обратите внимание! Все без исключения психологические тесты имеют одну особенность: полученный результат через некоторое время может быть уже не актуален.

Например, сегодня вы заполните тест М. Розенберга и окажется, что уровень самооценки (самоуважения) у вас низкий. Но послезавтра вы узнаете, что ваша работа настолько понравилась начальнику, что он выписал вам огромную премию.




Как вы думаете, если пройти тест сразу же после этого известия, останется ли самооценка на прежнем уровне? Думаю, что она однозначно повысится!

Также не стоит забывать, что у всех нас бывают плохие дни, когда нам кажется, что мы ни на что не годны. Это, конечно, неприятно, но чаще всего так наш мозг сигнализирует нам об усталости (физической или психологической). Поэтому в этом случае через несколько дней отдыха вы снова почувствуете себя нормально.

И еще одно: если у вас заниженная самооценка и никак не получается её поднять, то рекомендую обратиться к специалисту. Помните, что если долго находиться в подобном состоянии, то можно испортить себе всю жизнь. А оно вам надо?

Итак, на сегодня у меня все. Искренне надеюсь, что у вас все хорошо с уровнем самооценки. Если же нет, то помните, что все поправимо.

Главное, работать над собой. В следующих статьях мы с вами еще будем обсуждать особенности работы с самооценкой, поэтому подписывайтесь на обновления блога. И не забывайте делиться интересными материалами с друзьями в социальных сетях.

До встречи!

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина.)

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

Итак, в ходе исследования мы уже установили, что под самооценкой, в психологической науке, понимается произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценки личности, а именно:

По реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;

В зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой ;

По временному отношению, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;

По сфере распространения выделяют общую , частную и конкретно-ситуативную самооценку;

В зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (у ряда авторов называется конструктивной и деструктивной );

В зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой . Маклаков А.Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Итак, существует нормальная самооценка, или как еще говорят - адекватная , низкая и завышенная, соответственно - неадекватная . Эти виды самооценки являются самыми важными и определяющими, поскольку именно от их уровня зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, поступки, качества, деяния. Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот - ничтожности. Следует отметить, что отдельные авторы используют словосочетание "оптимальная самооценка", к которой большинство психологов относят следующие уровни:

Средний уровень;

Выше среднего уровня;

Высокий уровень.

При этом все уровни, непопадающие в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

- низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);

- низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название - эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности). Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. сост.Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2006. - 672 с.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной. При этом адекватность самооценки личности определяется соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Первый способствует адекватности, а второй действует в направлении обратной действительности. Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку индивиду сложно признать хаос внутри себя. Многие ошибочно полагают, что завышенный уровень самооценки - это неплохо. Однако такое мнение является не совсем корректным, поскольку, отклонения самооценки в ту или иную сторону очень редко способствуют плодотворному развитию личности.

Так, люди с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал, которые часто полагают думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно. При этом они уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. По причине этого окружающие стремятся избежать общения с ними.

Откровенно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства - "я самый правильный", а также комплексом двухлетних детей - "я лучше всех". Человек с завышенной самооценкой идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение. При этом такой индивид преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Нередко такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие. Человек с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид:

Высокое положение головы,

Прямую осанку,

Продолжительный и прямой взгляд,

Откровенно заниженная самооценка личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих. Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества. Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерно:

Втянутость головы,

Нерешительная походка,

При разговоре отвод глаз в сторону.