Ремонт Дизайн Мебель

Качества, которыми должен обладать психолог-консультант. Эссе - Каким должен быть психолог

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фун­дамент профессиональной успешности психолога..

На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова, ) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие ва­рианты «защит-разочарований»:

1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель - это обычный чело­век, с обычным набором недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.

2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологи­ческих дисциплинах или во всех психологии сразу). Студент на­чинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скуч­ной».

3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может ока­заться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творчес­кая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлече­ний», можно решить и своими, студенческими, силами.

4. Разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент по­нимает, что скорее всего он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется до­вольствоваться маленьким заработком, ведь, как известно, пси­хологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики (Пряжников, Пряжникова, 2001, с. 414-415).

Какие личностные качества побуждают людей заниматься пси­хологией? Владимиру Мих Бехтереву приписывают фразу: «Психологи - с психинкой, неврологи - с нервинкой». Примеров такого рода хва­тает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты - нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состо­явшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты - неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминани­ям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны. Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключитель­но высок (Дружинин, 2001, с. 31). Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психи­ческого качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации ощущение своей непохожести на других людей и побуждает чело­века к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, ком­плекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией (Дружинин, 2001, с. 31).

Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирает­ся на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к пси­хике другого как загадке, разгадку которой нужно найти самому. Душеведческая направленность ума - результат его жизни, порож­денный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рацио­нальными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходи­тельность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний (Дружинин, 2001, с. 32).

Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных ка­честв, которые отличают психологов-исследователей от психологов-практиков. С помощью 16-факторного опросника, который позволял построить их «профессиональные портреты», изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личност­ных черт.

Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Для психолога-практика:

Эфф. = 0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N

Для психолога-исследователя:

Эфф. = 0,31А+0,78В+0,47N

где А - «готовность к контактам», N - «умение поддерживать кон­такт», В - «общая интеллектуальность», Н - «ненасыщаемость кон тактами с другими людьми».

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду обще­ния. Для успеха его профессиональной деятельности это важные I факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессио­нальной деятельности. В то же время «общая интеллектуальность» оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практи­ческая психологическая работа.

К.А. Рамуль утверждает, что для каждого ученого, в том числе и психолога, необходимы следующие черты личности:

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие; умение ладить с людьми

Эмпирических исследований, посвященных этой теме, пока не­много (Аминов, Молоканов, 1992; Молоканов, 1995), Анализ литературы, проведенный Т.А. Верняевой и ее эмпири­ческое исследование (Верняева, 1997, с. 48), показали, что для пси­холога-исследователя необходимы те же общие свойства личности которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки! Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того, что в большинстве исследовательских ситуа­ций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследо­вателя и испытуемого, они оказываются абсолютно необходимы,

Большое знание для практического психолога имеют коммуника­тивные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог дол­жен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической инту­ицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекатель­ность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» вклю­чает в себя 5 блоков качеств личности:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, на­ блюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманис­ тической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, уме­ ние быть внимательным, умение слушать, тактичность, уме­ ние устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувство юмора

Для психолога важны определенные эмоциональные свойства личности, в частности, непринужденность, естественность и ис­кренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная ста­бильность. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопере­живанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и уме­ние сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть син­дром сгорания и коммуникативной перегрузки.

К значимым волевым качествам относятся настойчивость, тер­пеливость, самообладание, уверенность, необходимые для успеш­ной работы психолога-консультанта. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важно, когда у психолога отсутствует чрезмерная самоуверенность и вера в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога оттал­кивает клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать ин­дивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазви­тию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенса­ции собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть ус­пешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются оди­наково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу необходимо формировать инди­видуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и желание переделать себя.

Кроме общих требований есть еще и ряд специальных, особых требований, касающихся практики проведения психологического консультирования и в особенности проведения психологического консультирования по деловым вопросам. Здесь, как и во всех других случаях психологического консультирования, психолог для того, чтобы быть в состоянии дать разумные и эффективные рекомендации клиенту, сам должен хорошо знать то дело, по поводу которого он консультирует клиента.

Что касается вопросов профессионального консультирования психолог должен хорошо знать психологию труда, формы и методы профориентации и отбора лиц на основе профессиограммы и психограммы.

Если у психолога-консультанта нет собственного жизненного опыта участия в соответствующем деле, то такой опыт необходимо приобрести до того, как приступить к проведению психологического консультирования.

Иногда, правда, это условие не удается полностью соблюсти, так как одному человеку практически невозможно быть хорошим знатоком всех возможных профессий и дел, в связи с которыми в психологическую консультацию могут обращаться клиенты. В данном случае для того, чтобы не оказаться дилетантом в соответствующем деле, психологу-консультанту рекомендуется вначале подробно расспросить клиента о том, какие виды деятельности или профессии его интересуют, ну, а если он уже работает, то чем профессионально занимается; узнать о характере его работы и о тех проблемах, которые возникают в ее процессе. Делать это надо, не стесняясь и открыто, с самого начала консультации честно признавшись клиенту в том, что в его профессии психолог-консультант разбирается недостаточно хорошо, а потому и не в состоянии дать сразу максимально эффективные и полезные советы.

Для делового консультирования больше всего подходит деловая обстановка, в которой проводится работа психолога-консультанта с клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает следующее.

Во-первых, такое консультирование лучше всего проводить непосредственно на рабочем месте клиента и в привычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче будет понять и практически выполнить, рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Самому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобраться в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наиболее правильное ее решение.

Во-вторых, в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на его личном примере.

В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента, который сам является деловым человеком и ценит соответствующие качества у других людей.

Наконец, в-четвертых, деловой подход к проведению психологического консультирования означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые результаты, стоимость и т.п.

Профессиональная консультация выполняет ряд функций , которые, с одной стороны, являются отражением основной ее цели, а с другой – указывают основные направления ее деятельности. Выделяют три основных функции профессиональной консультации:

- информационную, предполагающую сообщение школьнику информации о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов;

- диагностическую – обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии. В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов.

- коррекционную, заключающуюся в рекомендации оптанту (человеку, выбирающему профессию) соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней, а также коррекции профессиональных планов в случае рассогласования требований профессии и особенностей личности.

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться? Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное - профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку . Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме.

Еще одно важное качество - толерантность . Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность - будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям . Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность , иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого , ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями . Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.


Таким образом, основными профессионально важными качествами выступают следующие: развитые коммуникативные навыки (умение слышать и понимать другого, умение отнестись и задать вопрос, изложить и аргументировать свою точку зрения), умение управлять своими эмоциями, способность к эмпатии (сопереживание), умение хранить тайну, высокий уровень развития словесно-логического, образного и абстрактно-символического мышления, хорошая логическая и эмоциональная память, развитые устойчивость, переключаемость и объем внимания, высокая интеллектуальная работоспособность. Гибкость, объективность, доброжелательность, уверенность в себе, ответственность, наблюдательность, терпеливость, тактичность. Широкий кругозор и эрудированность. Склонность к работе с людьми и исследовательским видам деятельности.

Профессиональные качества работника - это качества, отличающие его от представителей других профессий (Большой энциклопедический словарь).

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач (Большой энциклопедический словарь).

Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип научной обоснованности и объективности.

Принцип уважения клиента.

Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

1. Энтузиазм по отношению к работе и ее задачам.

2. Прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду.

3. Дисциплинированность.

4. Способность к критике и самокритике.

5. Беспристрастие.

6. Умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с 126-135).

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

В области психологии специалист должен:

− знать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

− знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

− знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

− знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

− знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

− знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

− знать понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

− знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

− знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

− знать основные закономерности психологии образования;

− знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

− знать основные сферы и виды деятельности психолога;

− знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

− знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

− владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии

− владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

− концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

− открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

− эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

− аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

− энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

− уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

− уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

− богатое воображение, интуиция;

− высокий уровень интеллекта.

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти слова, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому практическому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций.

С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».

Рассмотрим общекультурные и профессиональные компетенции, которые должен освоить клинический психолог (здесь приведены лишь некоторые, с остальными можно ознакомиться, взяв Образовательный стандарт).

Общекультурные компетенции:

− способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1).

− способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).

− способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

Профессиональные компетенции:

Готовность к активной коммуникации и информационно - аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

Готовность инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

Владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21).

Технические средства, используемые на лекции - мультимедийное сопровождение.

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться?

Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное — профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку . Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме…

Еще одно важное качество — толерантность . Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность — будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям . Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность , иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого , ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями . Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере — это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Все профессионально важные качества вы можете оценить сами у себя (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь психолог должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения).

Другой вариант — поспрашивать мнение окружающих вас людей либо обратиться… к психологу. Для психодиагностики.

(28)

В статье рассмотрены личные и профессиональные качества на примере практического психолога, однако, по нашему глубокому убеждению, данные качества просто необходимы всем специалистам в области душевного состояния и здоровья человека - психиатрам, наркологам, сексологам, психотерапевтам и другим.

Первый блок профессионально важных качеств психолога включает в себя направленность и мотивы профессиональной деятельности. Это, прежде всего, гуманистическая направленность личности, специфическая профессиональная направленность и гибкая "Я - концепция".

Второй блок - это требования, которые относятся к социально-перцептивным качествам человека, способность верно отображать социальные объекты, в частности - психологическая наблюдательность.

Третий блок - требования к качествам личности, связанные с процессом обработки и осмысления социальной информации. Это требования к социальному мышлению, его критичности, профессиональной рефлексии.

Четвертый блок - требования к качествам, связанным с передачей информации, общением.

Рассмотрим эти требования более детально. Заметим, что границы между очерченными комплексами качеств, которые складываются в блоки, достаточно условны.

Итак, первый блок. Личность психолога должна характеризироваться, прежде всего, гуманистической направленностью, которая проявляется в доброжелательности, выдержке, чуткости, искренности, дружбе, открытости, оптимизме в отношении детей и взрослых. Для практического психолога должна быть характерна и специфическая профессиональная направленность - интерес к человеку, его внутреннему миру как предмету познания и преобразования. Психолог не должен иметь стереотипов в системе межличностных отношений. Это - человек, который положительно воспринимает себя и других, спокойный, уверенный в своих гуманистических устремлениях, способный, безусловно, положительно относиться к тем, кому помогает. Кроме того практический психолог, как специалист, работающий с уникальным по своей сложности объектом - личностью, должен отличаться ярко выраженной мотивацией совершенствования, самосовершенствования и профессионального роста, с постоянным расширением спектра целей и мотивов профессиональной деятельности, обогащением "Я - концепции".

Второй блок профессионально важных качеств. Деятельность психолога предъявляет высокие требования к восприятию и вниманию. Психолог должен обладать особой психологической наблюдательностью - способность по, казалось бы, не значимым, на первый взгляд, мало заметным явлениям и признакам увидеть определяющие качества личности, черты характера, темперамента, воли, по едва уловимым изменениям в поведении понять состояние человека; заметить симптомы неблагополучия; быстро обнаружить наиболее сильные и наиболее слабые стороны личности, определить его статус в группе. То есть, высококвалифицированный психолог должен обладать умением добывать разностороннюю и глубокую информацию о психологических качествах личности за достаточно короткий период при непосредственном контакте с человеком. Развитая психологическая наблюдательность особенно нужна для более точного выделения и описания индивидуально-психологических особенностей и способностей людей. Надо не забывать, однако, что наблюдение - это сложный психический процесс, в котором восприятие тесно связано с деятельностью мышления (сравнение, различение, анализ), памятью, воображением и всей личностью наблюдателя, интересами, мотивами, направленностью.

В работе психолога большое значение имеют эмоционально-волевые свойства. Выдержка, самообладание, инициативность, смелость в общении и другие качества - имеют существенное влияние на успешность работы в условиях дефицита времени, в конфликтных ситуациях, а также в повседневной деятельности в "оптимальном режиме". Желаемыми характеристиками также являются: надежность, сдержанность, теплота, оптимизм, открытость, непринужденность, энергичность, приспособленность. Наличие у кандидата на профессию практического психолога противоположных качеств - непредсказуемость, импульсивность, враждебность, пессимизм, скованность, вялость, неприспособленность - может быть серьезным аргументом в пользу профессиональной непригодности этого человека.

Обязательно нужно определить еще одно серьезное требование к психологу - он должен нести личный ответ за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.

Следовательно, требования к практическим психологам очень высоки. Столь высоки, что возникает вопрос: может ли вообще существовать человек, который в состоянии в полной мере соответствовать этим требованиям? Ответ довольно прогнозируем - скорее всего, таких профессионалов встретить очень трудно.

Но мы сознательно даем идеальный портрет практического психолога, чтобы как можно больше расширить пределы самосовершенствования специалиста, а ввиду того, что профессиональный и личностный рост продолжается всю сознательную жизнь человека - то стремление соответствовать описанному портрету - и есть путь к выдающемуся профессионализму.

Не пропустите статью в тему "".