Ремонт Дизайн Мебель

Избавление от магического мышления пострадавших (страдающих) от абьюза. Александр невеев - магическое мышление

Когда-то давно, когда я еще был подростком, глубокой ночью я смотрел одну из частей фильма ужасов «Кошмар на улице вязов». И вот юноша-инвалид, который уснул и во сне подвергся нападению Фредди Крюгера, встал со своей инвалидной коляски, превратился в могущественного мага и поразил страшного маньяка чудесными молниями.

В реальной жизни нам тоже часто хочется фантазировать о том, что в сложной ситуации мы вдруг встаем во весь рост, расправляем наши плечи, возглашаем громким голосом могучие заклинания, хлопаем в ладоши, ударяем тяжелым посохом по земле, взмахиваем волшебной палочкой, и в результате выходим победителем, попираем врагов и посрамляем обидчиков.

Но могут ли подобные фантазии стать явью? И, если могут, то в чем секрет: в раскрытии собственных скрытых ресурсов? В чудесной трансформации? В расширении сознания? В пробуждении кундалини? В раскрытии чакр? В обретении магических сил (как бы они не назывались)? Или же весь секрет в реалистичном взгляде на сложную ситуацию и качественном анализе наших возможностей и ограничений, наших сильных и слабых сторон, причем таком анализе, который сопровождается эффективными действиями, совершаемыми в реальном мире, а не в воображении, астрале или мыслях?

В той серии «Кошмара» маньяк-убийца отмахнулся от магических молний, взял новоявленного мага за горло, сказал «прости, сынок, я не верю в магию», рассмеялся и убил инвалида. А как в реальной жизни? Что происходит с людьми, которые возомнили себя магами?

На самом деле, жизнь зачастую гораздо менее драматична, чем кино, а современные «маги» могут прожить свою жизнь, так и не поняв, что всю жизнь обманывали сами себя и играли в бирюльки. С другой стороны, известно много случаев, когда магическое мышление приводило к разрушению семьи и карьеры или вообще не давало человеку ни найти работу, ни создать семью, делало человека рабом секты, вгоняло в сумасшествие, и даже доводило до самоубийства.

Поэтому давайте разберем магическое мышление насколько это возможно подробнее.

Фактически магическое мышление во всех его многочисленных формах и аспектах сводится к одному простому заблуждению:

желать, значит, получить желаемое .

Отсюда все прочие магические по своей сути установки:

  • мы притягиваем то, о чем думаем;
  • с нами происходит то, чего мы боимся;
  • вселенная предназначена для того, чтобы исполнять наши желания;
  • мысли материальны;
  • если вы чего-то сильно захотите, это у вас появится;
  • секрет не в том, что мы делаем, а в состоянии ума, в котором мы это делаем;
  • мысли как миллионер и станешь миллионером;
  • и т.д. и т.п.

И если такое когнитивное искажение, как наивный реализм сводится к формуле «что я вижу, то и есть», то магическое мышление сводится к формуле «что я хочу, то и получу» или «о чем я думаю, то и произойдет». Причем тут имеется и обратная форма: «чего я не хочу, то и произойдет», «чего я боюсь, то и случится».

В рамках магического мышления мы постоянно видим воздействие наших желаний на действительность, но на самом деле мы всего лишь принимаем желаемое за действительное. Мысля магически, мы обманываем сами себя, создаем для себя иллюзорный мир. И подобно тому, как фокусник не является магом, магическое мышление не позволяет нам познать истину, а лишь создает для нас разнообразные иллюзии.

Но при всех проблемах и ошибках, которые порождает магическое мышление, его притягательная сила очевидна:

  • не кто-то управляет моей судьбой, моей жизнью, а я сам!
  • пусть я источник своих собственных проблем, но все-таки я источник !
  • именно Я влияю на то, что со Мной происходит!

Да, искушение магического мышления еще сильнее, чем искушение змея книги Бытие: змей говорил «будете как боги», а магическое мышление нашептывает «ты уже Бог!»

Ну, или не Бог, а маг. Или еще не маг, но скоро будешь. Просто измени что-то внутри себя, начни мыслить позитивно, займись визуализациями и медитациями, пройди через чудесную трансформацию, получи посвящение и сразу обретешь магические способности, получишь в руки контроль над собственной судьбой и штурвал собственной жизни.

И даже если в случае магического мышления будет идти речь о том, что мы не осознаем наших мыслей и желаний, о влиянии подсознания, вытесненных воспоминаний, подавленных желаний и неосознанных мотивов, льстивая колыбельная магического мышления все равно весьма эффективно будет убаюкивать наш разум, раздувая наше Эго и подлизываясь к нашему Я.

Конечно, все эти идеи, которые, с одной стороны, удовлетворяют нашу потребность в контроле, в предсказуемости, с другой стороны, базируются на когнитивном искажении под названием «иллюзия контроля».

Причем мы не только подвержены магическому мышлению сами по себе, нас еще и специально магическому мышлению обучают. Тысячи гуру, экстрасенсов, целителей и прочих внушают нам на все лады, что наши мысли материальны, что с нами происходит именно то, о чем мы думаем, что чем ярче мы визуализируем наше желание, тем быстрее мы получим то, чего хотим, что всякие там позитивные аффирмации («я богат! я успешен! я популярен у женщин!») на самом деле могут привести нас к успеху.

По сути, магическое мышление - это вера в магию. Причем в современном мире, к сожалению, магия, алхимия, шаманство мимикрируют, они научились прикидываться наукой, авторскими методами, научно обоснованными технологиями и даже медициной и психологией. Так что если вы верите в различные современные формы магии, такие как гомеопатия, народная медицина, сыроедение, цигун, экстрасенсорика, соционика, НЛП, биоэнергетика, трансерфинг реальности, психотерапия и пр., то вы подвержены магическому мышлению.

Кстати, магическое мышление - это частный случай так называемого драматического мышления . В рамках драматического мышления мы оцениваем происходящее с нами сюжетно, упрощенно, эмоционально. При этом одни взаимосвязи просто не принимаются во внимание, другие - предельно упрощаются, одни факторы, влияющие на ситуацию, гиперболизируются, выпячиваются, тогда как другие (как правило, этих факторов большинство) игнорируются.

Мыслящий драматически человек подобен рыбаку, который рассказывая небылицы о том, как выловил большую рыбу, насыщает свой рассказ неожиданными поворотами сюжета, описывая подробности, которых не было, и умалчивая о вполне обыденных моментах, которые реально имели место.

Действительно, объяснять, например, свое заболевание нездоровым образом жизни скучно. В этом нет захватывающего сюжета. В рамках такого описания нельзя выйти за рамки повседневной действительности. Ну курил человек много лет подряд, ну ел жирную жареную пищу, ну вел малоподвижный образ жизни, ну выпивал при каждом удобном случае, что тут необычного?

Гораздо увлекательнее считать, что внезапное ухудшение здоровья связано с тем, что кто-то навел порчу, сглазил, что высшие силы подают знак о необходимости двигаться дальше по пути духовного роста. А уж если повезло, и болезнь отступила, то конечно, объяснять это спонтанной ремиссией или регрессией к среднему тоже как-то скучновато, да и не знают люди о таких явлениях.

И тогда возникает вполне себе интересный сюжет для низкопробной беллетристики:

«однажды я заболел, понял, что на меня навели порчу и решил освоить способы энергетической защиты, и сейчас я полон сил, здоровья и получаю деньги, обучая других людей тому, как защищаться от темных искусств».

«однажды я заболел. Я понял, что это знак того, что дальше так жить нельзя. Я обратился к оккультным трудам, много читал и в результате стал вегетарианцем и принял буддизм. И теперь я счастлив и духовно росту каждый день».

И это еще хорошо, если сюжеты столь радужны, болезнь проходит, а увлечение эзотерикой не приводит к разрушению семьи, карьеры и здоровья, к попаданию в секту, к суициду. А ведь такое тоже нередко происходит с теми, кто привык мылить магически.

Но насколько правильные выводы можно сделать с помощью магического мышления? Соответствует ли действительности все то, что нам нашептывают всевозможные гуру, учителя силы мысли, наставники по чудесной трансформации?

Очевидно, что человек, подверженный магическому мышлению подобен Дон Кихоту, который борется с безобидными мельницами, думая, что это драконы. Но под влиянием магического мышления мы не только направляем наши усилия в пустоту, мы еще и не направляем их туда, куда их стоило бы направить. Мы не только не видим настоящих причин наших проблем, но и считаем причиной наших проблем то, что такой причиной не является, и то, что вообще не существует.

Скажу больше, в этом мире практически нет проблем, которые можно решить по щелчку, простым взмахом волшебной палочки или приемом волшебной таблетки. Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, носят системный характер, являются многофакторными и многоаспектными. Более того, многие из них в принципе нельзя решить. Но нам не хочется рассматривать все эти факторы, анализировать все эти аспекты, нам не хочется смириться с неизбежным и принять реальность, нет, нам хочется все упростить, сгладить, и, главное, нам хочется избежать наказания и других закономерных последствий нашего собственного поведения.

Если, например, мы всю жизнь не прислушивались к предупреждениям Минздрава о вреде курения и заработали в результате какое-нибудь хроническое легочное заболевание, то нам гораздо легче будет поверить в какой-нибудь чудодейственный метод доктора Коновалова, чем признать, что мы сами по собственной глупости и слабоволию нанесли непоправимый вред нашему собственному здоровью.

Еще тяжелее, конечно, принять тот факт, что целый ряд проблем со здоровьем являются неизбежными следствиями закономерного старения организма. И тут снова приходят на помощь различные современные маги: гуру омолаживания, народные целители, экстрасенсы, специалисты по психосоматике, йоги, шаманы.

Конечно, стремление в любой ситуации искать выход, не сдаваться, искать решение похвально, но магическое мышление вам найти выход не поможет, мысля магически, вы сделаете неверные выводы и примите ошибочное решение. Магическое мышление собьет вас с верной дороги и заведет в тупик или заманит в безвылазную топь. Магическое мышление бросит все ваши силы на борьбу с ветряными мельницами и отвлечет ваше внимание от настоящих драконов.

Так что не тратьте вашу жизнь на веру в магию, не теряйте свое время на магическое мышление, смотрите на мир реалистично, смело взгляните в лицо обстоятельствам и постарайтесь решать свои проблемы, не ища легких путей и хитроумных приемов, не пытаясь обмануть реальность и, самое главное, не вводя в заблуждение самого себя.

Назрела потребность поговорить о магическом мышлении, как «прикладном применении» и мировоззрения. У меня складывается ощущение, что наше общество стремительно возрождает данный стиль мышления, причем в разнообразнейших формах и вариациях - от религиозных до политических.

Итак, определимся: магическое мышление — это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования, присущих людям с магическим мышлением.

Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность. В общем, в самом глобальном смысле это так и есть, но в нашей ситуации она приобретает следующую форму: случайностей — не бывает. Поэтому, если происходит что-то неожиданное — это результат чьего-то замысла. Самым универсальным магическим механизмом здесь является концепция кармы, позволяющая в принципе устранить из мира всякую случайность. Потому что если допустить в сознание мысль о том, что со мной или с миром может произойти все, что угодно, и при этом безо всякого моего или чужого замысла, то это, с одной стороны, обнажает мою незначительность перед лицом Вселенной, а с другой — лишает ощущения хотя бы иллюзорной, но безопасности. Например, идет человек по дороге, наступает на муравья — и тот погибает. Есть ли тут чей-то высший замысел, или данное обстоятельство — результат стечения множества обстоятельств, и если бы человек замешкался на секунду, то погиб бы другой муравей? Для спокойствия выживших муравьев будет лучше, если бы гибель их сотоварища была бы признана не случайной. И что при помощи специальных действий и анализа ситуации можно избежать повторения ситуации.

Люди, гибнущие в авиакатастрофах, под рухнувшими домами, под колесами автомобилей — они гибнут в результате некого высшего замысла, закона кармы, или просто потому, что в неудачное время оказались в неудачном месте? Люди, которые выживали во всех этих передрягах — их спасла Высшая сила, или та же нелепая случайность, которая уничтожила остальных? Спокойнее, намного спокойнее будет принять первый вариант, как бы он ни звучал — Бог, карма, Судьба и так далее. На случайность повлиять невозможно. А идея всеобщей закономерности позволяет «просчитывать» ее. Например, уверовать в то, что раз нечто спасло тебя сейчас, значит, будет спасать и впредь. В этом отличие магического мышления от реалистического — повышение ощущения безопасности организуется за счет подбора правильной интерпретации, а не за счет конкретных практических действий (в случае с муравьями — сменить маршрут, по которому они бегают).

Еще один аспект первой базовой установки — вера в «сделанность мира», характерная для детского возраста. Помню, как моя младшая дочка ответила на вопрос, знает ли она, откуда берутся пеньки. «Ну, сначала люди сделали дерево, а потом бревно, а потом его срубили и пенек получился». Люди сделали мир — это установка в детском возрасте. Во взрослом возрасте эта установка трансформируется в идею всеобщей причинности — все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой словесной конструкции: «испытания нам даются для личностного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что что-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

Вторая базовая установка - вера в объективность собственного субъективного опыта (если я это чувствую — то это правда, это не может быть иллюзия, самообман, галлюцинация). Это безусловное доверие собственному восприятию. Если я видел инопланетян, которые меня похищают, то скорее приму мысль о существовании инопланетян, чем мысль, что я сошел с ума. Но как раз наше восприятие — крайне субъективная и недостоверная вещь. Девушки, страдающие нервной анорексией, представляют самый наглядный пример: несмотря на то, что они выглядят как скелеты, себя они видят совершенно иначе. Кривое зеркало восприятия отражает жир, а не кости. И это кривое зеркало (правда, разной степени кривизны) — у всех у нас. Без исключения. Вспомните персонажа из «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К.Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в собственную объективность является «здравый смысл» - совокупность житейского опыта, и в силу этого он может быть как очень точно отражающим реальность (в той сфере, в которой у человека действительно много опыта), и очень далеким от истинности (там, где непосредственного опыта — нет). Здравый смысл по определению ограничен, обусловлен жизнью человека. Хорошая вещь, если помнить о границах его применения.

Наконец, третьей установкой выступает вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир . Если добавить еще классический магический принцип «симпатии» - «подобное притягивает подобное», плюс первую базовую установку о том, что случайностей не бывает, и подкрепить все верой в собственную объективность, то можно получить идею о том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события, а плохие мысли — все плохое. И при этом подтвердить на собственном опыте... Вспоминаю про поверье среди советских солдат во время Великой Отечественной — не писать свои имя и фамилию на специальных бумажках, которые служили в Красной Армии вместо опознавательных жетонов. Если напишешь — накличешь смерть... И тот, кто выжил, мог сослаться на справедливость этого суеверия. Забыв о миллионах тех, кому не помог этот магический ритуал.

Не думай о смерти — и смерть исчезнет. Это как ребенок верит: спрячешься под одеялом - станешь незаметным для родителей, или для всяких страшилок... Есть в этой третьей установке скрытая, но подразумеваемая идея грандиозности человека, даже отдельно взятого (ведь я могу своими мыслями влиять на происходящее во Вселенной!). Идея, понятная в маленьком первобытном мире, откуда и берет свое начало мифологическое сознание с магическим мышлением. Человек силою мысли и ритуала может заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью...

Помимо трех базовых установок можно назвать и ряд производных от них особенностей магического мышления современного человека.

Вера в особую значимость символов и событий . Если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая отмеряет, что должно с нами произойти, то она может посылать нам и знаки/знамения. Совпадение — это не совпадение, а некий знак. Сигара — это всегда что-то еще, кроме простой сигары. Сон — обязательно несет в себе некий скрытый смысл. Среди психологов такая вера — не редкость, особенно среди студентов. Меня как-то студентка спросила: «Я вчера шла по льду и упала, тогда как другие люди не то что не упали, но даже ни разу не подскользнулись. Это ведь не случайно, я себя за что-то наказываю? Что бы это значило?».

Сильная зависимость мышления от красивого мифа . Здесь мы снова возвращается к мифу как источнику магического. Данную особенность магического мышления проиллюстрировал биолог Д.Миллер.

«Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у древнего костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира...
Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, страдающими от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в ползу этих гипотез...».
Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этими плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам было нескучно... Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал эту тайную мудрость во сне прошлой ночью»
(Д.Миллер, пер.А.Маркова).

Я уверен, что вторая история будет восприниматься как более привлекательная. Когда начались баталии сторонников Дарвина с церковью, одним из главных «аргументов» против идеи того, что человек и обезьяна имеют общего предка, был именно нравственно-эстетический - «неужели вам нравится считать себя произошедшим от обезьяны?!». Это не очень красивая история, верно. Идея о том, что ты - от некой высшей силы, или что в тебе кроются неведомые резервы организма, намного привлекательнее. А эмоции, как уже известно, оказывают серьезное влияние на ход наших мыслей.

Красивых и завораживающих историй, которые при этом сильно льстят нашему самолюбию, существует в современном мире немало. К.Кастанеда с его Доном Хуаном, истории про «мудрость толтеков», друидов, фильм «Секрет», трансерфинг В.Зеланда и многое-многое другое. Но мне интересно следующее: многие ли из тех, кто с увлечением читал Кастанеду и верил ему, серьезно задавал себе вопрос о том, правду ли вообще писал данный автор, существует ли на самом деле Дон Хуан и его учение, или это — талантливое литературное произведение? И не более? Когда я слышал о «мудрости толтеков», я интересовался тем, что знает рассказчик про этих самых толтеков/тольтеков, каковы первоисточники данной информации, какие тольтекские тексты он читал? То же самое спрашиваю про знатоков «ведических тайн» - "откуда дровишки", если в четырех известных Ведах ничего подобного не содержится? Известно ли читающему книгу про знания друидов о том, что до нас не дошло НИ ОДНОГО текста, написанного друидами ни в целом, ни о своем учении — в частности?

Но это все частности, главное — красивая история, рассказанная, что очень важно, уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем ученый, который постоянно делает те или иные оговорки и 100% гарантий не дает. Красивая история дополняется двумя последующими особенностями магического мышления.

Вера в наличие «тайного знания» . Дон Хуан обладал тайным знанием, как и тольтеки. В Каббале зашифровано тайное знание. Г.Гурджиев написал свои тексты крайне непонятно для того, чтобы уберечь свое тайное знание от профанов. Мудрецы в Гималаях сидят в пещерах, и владеют тайным знанием. Монахи Шао-линя обладают тайным знанием. Египетские жрецы — те вообще рекордсмены по тайным знаниям и способам их зашифровки. Психологи и психотерапевты — люди, обладающие тайным знанием:)). Тамплиеры, масоны, секретное мировое правительство... Все обладают секретным тайным знанием. Примечательно, что о содержании этих тайных знаний почему-то хорошо осведомлен тот, кто про них рассказывает. Авторы нашумевшего магического по содержанию фильма "Секрет" уже названием своим намекали на тайное знание, и в самом начале прямо заявили, что они им владеют и сейчас откроют слушателям.

Эклектика . Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично. Карма уживается с торсионными полями, шаманские практики — с христианским постом, современная фармакология — с гомеопатией, современные психотерапевтические практики — с религиозной философией. Я уже видел объявления в стиле «психотерапевт, таролог, рунолог» (т. е. он использует в своей практике карты Таро и руны, причем действительно разбавляет ими обычную психотерапевтическую работу). Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приемов, надерганных из различных систем по принципу «мне нравится» или «оно так работает».

Вера в наличие чудесного спасителя-мага . Им может быть кто угодно — от психолога до сотрудников ЖКХ, которые вот вдруг возьмут и начнут добросовестно исполнять свои обязанности (как по волшебству, без наших усилий). Психотерапевт Д.Бьюженталь написал про эту очарованность, желание поверить в мага-волшебника в психотерапии: «Несколько лет назад один молодой человек, живущий на другом конце континента, написал мне о том воздействии, которое оказала на него моя книга, и о своих надеждах на изменение и рост. Мы обменялись несколькими письмами, а затем он прислал мне письмо, где сообщил, что собирается в Лос-Анджелес и хочет встретиться со мной. Мы договорились о времени его визита в мой офис... Войдя ко мне, молодой человек с порога сказал, что предполагает бросить работу и переехать, чтобы проходить у меня терапию. Но уже через пятнадцать минут он расплакался. Он плакал от того, что разочаровался во мне. Я имею в виду, что он разочаровался во мне как в человеке...». Очарованность чем-либо и кем-либо неизбежно приводит к разочарованности.

Но наибольшей силой обладают все-таки «чудесные спасители» - колдуны, маги, гадалки. Если человек не видит способов решения своих проблем, то он, в силу второй великой веры магического мышления, считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов нашего обыденного познания.

Главное идея магического мышления: этот мир управляем и предсказуем, я — значимая часть этого мира и способен управлять частью реальности посредством мысли и некоторых ритуалов (магии). Если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают большими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему. За стенами данных установок прячется дикий, хаотичный и до конца никогда не предсказуемый мир. Мир, в котором нет всемогущества, всесильных фигур, мир ограничений и самоограничений.

Я нередко встречал людей с таким мышлением во время работы. Они в своих мыслях нередко наделяют психолога некими могущественными силами и ждут, когда же он скажет волшебные слова, после которых все станет ясно и понятно, и все переживания уйдут. «Но вы же психолог и я же плачу вам деньги!» - говорит клиент, если начинает понимать, что чуда не будет, и что перед ним — живой человек, а не шаман. А чуда — хочется. Ведь сущность чуда в контексте самопомощи — это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае — при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала или мантры.

  • Мы путаем магическое мышление с позитивным. Нам приятно думать, что силой мысли мы способны изменить мир вокруг. На самом деле мы меняем отношение к окружающим и они отвечают взаимностью.
  • Магическое мышление свойственно детям. Они пока не могут отличить реальность от фантазии.
  • Иллюзия контроля над миром, которую порождает магическое мышление, мешает реалистично оценивать ситуацию.

«Ты не получаешь того, чего желаешь, просто потому, что не научилась мыслить позитивно, - втолковывает мне приятельница, которая третий год посещает тренинги позитивного мышления. - Чтобы избавиться от одиночества, нужно мысленно «попросить», чтобы кто-то одарил тебя любовью. А если с другим человеком возник конфликт, представь, как помещаешь своего обидчика в пузырь или в кокон - и он перестанет вызывать у тебя негативные чувства».

Полагая, что применяет уроки позитивной психологии, на самом деле моя подруга погрузилась в мир магического мышления.

«Очень часто позитивное мышление мы путаем с магическим, - комментирует гештальт-терапевт Нифонт Долгополов, - однако между ними существует огромная разница. Магическое мышление - это иррациональная вера в то, что силой своих мыслей мы можем изменить реальность, повлиять на других людей, предметы или события.

В логике магического мышления достаточно представить, вообразить то, к чему мы стремимся, и все устроится само собой, без каких-либо усилий с нашей стороны. В то время как в позитивном мышлении есть одно существенное дополнение: наши мысли и наш позитивный настрой меняют не окружающий мир, но наши действия. И только через них уже оказывают влияние и на окружающий мир».

Настраиваясь на то, что сможем найти общий язык с собеседником, мы начинаем себя вести доброжелательно, внимательно, дружелюбно - и разговор получается. Здесь нет никакого волшебства. Так же не оказывают непосредственного влияния на мир и негативные мысли - зато они делают нас более уязвимыми, мы теряем веру в себя.

Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, - результат магического мышления

«На сверхпопулярных тренингах или курсах позитивного мышления на самом деле обучают принципам магического мышления, - соглашается юнгианский аналитик Лев Хегай. - Интерес к нему понятен: гораздо проще «ловить волну удачи», «мыслить прекрасными перспективами развития Земли», «посылать в мир волны любви и принятия» в надежде дождаться взаимности, нежели учиться выстраивать отношения с другими людьми, понимать их чувства, выражать свои эмоции, справляться с потерями».

Иллюзия всемогущества

Магическое мышление - естественный способ мышления маленьких детей, которые еще не в состоянии отличить фантазии от реальности. Им кажется, что «хотеть» и «сделать» - одно и то же.

«Для младенца мир и его собственное «Я» составляют единое целое, - объясняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе». - Это означает, что источник всех событий он воспринимает как внутренний: если ему холодно и мать, заметив это, его согревает, у ребенка возникает переживание магического добывания тепла им самим. Ребенок еще не в состоянии осознать, что контроль находится вне его самого - в других (отдельных от него) людях».

Однако, взрослея, ребенок примиряется с тем, что ни он, ни какой-либо другой человек не обладает неограниченными возможностями. След магического мышления остается и в зрелом возрасте. Благодаря этому ощущению всемогущества, пережитому в раннем детстве, мы испытываем чувство собственной компетентности, ощущаем свою эффективность.

Часто магическое мышление «пробуждается» в нас в те моменты, когда мы ощущаем свою вину за то, что случилось с кем-то из знакомых нам людей. Например, когда уходит из жизни человек, которого мы не любили. Мы чувствуем свою вину, словно наши мысли могли спровоцировать его смерть. Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, тоже результат магического мышления. Но мы не боги, чтобы творить мир лишь силой своего желания.

Защита от страха

Вера в то, что силой мысли можно влиять на явления природы, людей или события, была свойственна всем первобытным людям. В течение долгого времени антропологи полагали, что бизоны и лошади, изображенные в пещерах Ляско и Альтамиры (Франция), воспроизводят сцены реальной охоты.

Сегодня они уверены в том, что рисунки животных - свидетельство магического мышления древних людей (так называемая охотничья магия). С их помощью предки пытались задобрить судьбу, чтобы она оказалась благосклонной и обеспечила им обильную добычу на охоте. Первым такое предположение в начале ХХ века сделал французский археолог Саломон Рейнак.

«Магическое мышление защищало древних людей от страхов перед непонятным и опасным миром, - объясняет Нифонт Долгополов. - Они верили в то, что могут его контролировать, влиять на ход событий. Мечты и фантазии помогают и нашим современникам «скрыться» от своих экзистенциальных страхов, от страха смерти, потери близких, и в этом смысле магическое мышление защищает».

Судьба... или все-таки невроз?

Но магия первобытного мышления опасна: она создает иллюзию контроля над миром и лишает возможности реалистично оценивать ситуации, людей и самих себя. Еще Зигмунд Фрейд заметил, что некоторые люди все время находятся в плену драматических жизненных сценариев, живут так, словно их преследует какой-то неумолимый рок.

Они влюбляются - партнер их бросает без видимой причины. Они женятся - жена умирает, потому что страдала от неизлечимой болезни. Друзья их предают, дела приходят в упадок. Все происходит так, как будто некая сила или рок подталкивает их к неприятным ситуациям или сводит с такими людьми, которых следовало бы избегать.

Позитивное мышление и отличается от магического тем, что состоит в трезвой оценке всех вариантов развития событий

Для психоаналитиков в этих жизненных историях нет никакой черной магии. Эти люди страдают от «невроза судьбы»: бессознательное чувство вины подталкивает их к тому, чтобы наказывать самих себя. Бесполезно идти к колдуну, который снимет заклятие. Рок будет преследовать человека до тех пор, пока он не осознает, какие желания или поступки кажутся ему такими «преступными», что вызывают настолько сильное бессознательное чувство вины. И, несомненно, помочь здесь может не колдун, но хороший психотерапевт или психоаналитик.

Избавление от иллюзий

«Недавно по пути в аэропорт я попала в пробку и, если бы не упражнение, которому научилась на тренинге, могла опоздать на самолет, - рассказывает мне моя позитивно мыслящая подруга. - Я представила себе шоссе и изо всех сил сконцентрировалась на мысли, что сейчас машины наконец поедут быстрее».

Слушая рассказ приятельницы, которая все же успела на самолет за пять минут до окончания регистрации, я думала о том, что гораздо позитивнее было бы не ехать в час пик через весь город на такси либо выехать хотя бы на полчаса раньше.

«Подлинное позитивное мышление как раз и отличается от магического тем, что состоит в реалистичном отношении к жизни и к собственным возможностям, в трезвой оценке всех (и неприятных) вариантов развития событий, - уверен Лев Хегай. - Но часто очень сложно отказаться от детской веры в то, что мы можем добиться желаемого, влияя на людей или события. Трудно признать факт, что жизнь полна неопределенности и тревог, что нужно принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Но именно такое отношение к жизни действительно позитивно».

И тогда вы окунётесь в бездну собственной вечности, собственной бесконечности.

Вы вдруг осознаете вполне физически, что ваш век исчисляется не годами, а вечностью, что вы сами представляете собой вечность и бесконечность одновременно”.

Хотелось бы сразу отметить, что на эту тему существует достаточно много публикаций и статей. Достаточно много точек зрения. Ряд точек зрения в данной статье по поводу магического мышления, магического видения мира - не просто рассуждения, предположения или гипотезы. Это точки зрения, подтверждённые не только теорией, но и реальной практикой. Дело ведь как раз в том и состоит, что все кто мыслит "не совсем стандартно", как это ни парадоксально, как раз и обладают в той или иной степени "магическим” мышлением.

Не стандартность мышления имеет, несомненно, органичное сочетание "рационального” стиля мышления и "иррационального” стиля мышления. Причём последнее (иррациональное) не просто там присутствует, а является базовой основой магического мышления. Естественно, наиболее осведомлённая часть общества вполне осознанно не просто догадывались об этом. Они несомненно использовали эти механизмы для достижения определённых целей, либо социальных, либо религиозных.

Естественно это всегда предполагало использование этих способностей в развитии науки, искусства, медицины, психологии и т. д. И это было всегда. Но всегда присутствовало вполне определённое отношение к подобному стилю мышления, стилю существования. И вообще к подобным людям. Магическое мышление характерно для глубоко осознанных, всегда имеющих свою точку зрения, а значит свободных, трезво мыслящих творческих людей.

Кому это понравится? Ответ предельно ясен. Правда времена постепенно меняются. Таких людей обычно боялось по своему невежеству их окружение, хотя интуитивно понимали, что без них сложно обойтись. Сейчас большая часть человечества начало понимать, что неграмотным, не талантливым быть, в наше время, по крайней мере, хлопотно, да и стыдно. Хотя бывают этим даже и гордятся. Но это несколько иная тема.

Магический стиль мышления – как нестандартность мышления, это естественно одна из точек зрения и она верна в своей основе. В основе любого мышления, как известно, лежит СОЗНАНИЕ. Либо, иначе говоря, мышление - это проявление деятельности сознания, его непосредственное подтверждение. Иначе просто не бывает. Но, тем не менее, с другой стороны само по себе мышление, не просто проявление деятельности сознания, это одна из граней состояния сознания.

Его форма существования. Одно без другого просто не существует. Возникает парадоксальная, чисто обывательская ситуация – кто главней? Какая реальность первична, а какая вторична. Либо говоря более научно, какая реальность из них реальность "порождающая” а какая из них реальность - "порождённая”? Заметьте, практически в любых ситуациях, в любых рассуждениях доминирует одна и та же позиция, причинно – следственная.

Причина порождает следствие, а значит она главнее. А вот следствие оно естественно вторично. Но вот в чём незадача. Ведь следствие неизбежно превращается в причину сразу же, мгновенно в причину порождающую следующее следствие, причём это происходит одновременно. Но кто сказал, что этот процесс развивается исключительно в одном направлении? Кто это определил? Да никто. Это как это ни странно не является истиной.

Вполне закономерно, что следствие, непрерывно порождая причину (всё наоборот) развивает точно так же любой процесс в противоположном направлении. Наше сознание по большёму счёту (то есть наша суть), развивается и существует одновременно в двух временных потоках направленных в противоположных направлениях друг относительно друга и направленных в противоположных направлениях друг к другу.

Примером являются два поезда идущих в противоположных направлениях. И кто может утверждать движутся ли они на встречу, друг к другу, или уходят друг от друга? Исходя из принципа относительности, эти два процесса происходят одновременно. Для человека обыденного мышления это в лучшем случае просто гипотеза, либо полный не заслуживающий внимания бред, не имеющий никакого практического применения.

Для магического мышления, магического видения мира, это вполне нормальная позиция, имеющая вполне нормальное практическое применение в реальной жизни. Парадокс? Отнюдь. Парадокс существует в данной ситуации исключительно для людей с однонаправленным, линейным мышлением.

Почему мы сейчас об этом немного порассуждали? Дело в том, что несложно догадаться, что всегда существовал спор в среде человеческой, что первично – материя или сознание? Является ли сознание продуктом деятельности мозга (типичная позиция проктолога), либо наоборот? И много чего ещё. Проще говоря, магическое мышление – это многоплановое, одновременно разнонаправленное, многомерное мышление.

Это порой сложно понять c позиции "рациональной” грани сознания, но это факт. И вот здесь – то, как раз и выходит на сцену "иррациональная” грань сознания. "Иррациональное” имеет все характеристики квантовой жидкости*. "Иррациональная” грань сознания непрерывно, каждое мгновение обрабатывает поистине вселенский объём информации.

Это и есть непрерывный поток сознания, оперирующий поистине бесконечным объёмом эмоциональных значений, львиная доля которых просто никогда не выходят в осознаваемое пространство "Рациональной ” грани сознания – или дискретного потока сознания.

Хотелось бы отметить, что чрезмерное доминирование того, либо иного компонента (либо рационального, либо иррационального) в нашей деятельности всегда приводит к достаточно ярко выраженному перекосу.

И такое состояние как «магическое мышление» проявляется очень слабо, и весьма спонтанно. Мало того, оно осознанно не подконтрольно – случайно повезло, случайное озарение и т. д. Человек либо чрезмерно эмоционален и следовательно, просто реагирует на ситуацию (реактивный стиль поведения), и мышление при отсутствии ярко выраженных внешних стимулов переходит в вяло текущую стадию полусонного дремотного существования (пока не пнут и не подумаю шевелиться).

Яркий пример – позиция крокодила, позиция ленивого кота.

Мало того, здесь как обычно очень мало логики, трезвости мышления – ‘слов нет, одни слюни’. И естественно бесконечные и очень жёсткие, чаще всего безосновательные претензии и требования к внешнему окружению, внешнему миру.

Либо наоборот, человек чрезмерно рационален, чрезмерно логичен. И здесь будет наблюдаться иная крайность. Но и в том и в другом варианте результат один и тот же – практически полное отсутствие творческого состояния – (идеи рождаются случайно, а если и случаются, то в муках), и как обычно и у тех и у других всё те же претензии и бесконечные требования.

Это не по тому, что они «плохие», просто чаще они такие и есть. Человеку с магическим мышлением естественно это понятно, и он обычно знает, как действовать в таких случаях, при взаимодействии с людьми подобного стиля существования.

Естественно, если человек действительно желает выйти из этого непродуктивного состояния, из этого порочного круга, то он всегда найдёт пути в достижении своей цели.

Какие признаки соответствуют гармоничному, равновесному состоянию?

Человек с магическим стилем мышления и рационален и осознанно иррационален одновременно. Он не столько реактивен в своём поведении, сколько активен. Не столько ситуации формируют его, сколько он формирует ситуации. Он создаёт свою реальность, творчески соотнося себя с миром (смирение – быть в продуктивном диалоге с миром, а не быть рабом кем – то создающим в отношении вас обстоятельств), либо в агрессивной позиции относительно мира.

Настоящий маг понимает такое понятие как "смирение” именно в этом ключе, и здесь рабская психология – психология халявщика, либо агрессивная психология – обратная позиция той же самой рабской психологии просто не проходят. Ибо это просто не продуктивно. Или, проще говоря, маг не подчиняется чьей – то воле (психология раба), маг учитывает возникшие обстоятельства и в любом варианте активно разрешает ситуацию наиболее рационально.

Он не подчиняется закону – он использует закон как инструмент. Мало того и это чрезвычайно важно, он не станет обслуживать какие – либо чужие комплексы, также как и свои. Эта позиция, как вы понимаете, кардинально отличает человека магического мышления от человека обычного, социально обусловленного, а значит человека с социально обусловленным мышлением.

И эти признаки были весьма характерны всегда. Ещё в древние времена был сформулирован универсальный тезис, и он всегда гласил что: "Создающие правила живут по исключениям”. В данном варианте это не позиция махрового эгоизма, а как это ни странно, это позиция творческого поиска. Ведь всегда подчиняясь каким – то правилам, никогда не создашь исключений, чего-то не стандартного и не обычного.

Гений, с точки зрения обычного человека, всегда слегка сумасшедший, потому что нестандартен в своих решениях.

Гибкость мышления один из важнейших критериев магического мышления. А потому, любая нормальная система, любая школа, прежде всего главное внимание уделяет развитию нестандартности, гибкости, осознанной иррациональности мышления. Эффективность технологий в реальной жизни – вот важнейший показатель эффективности реальной магической школы. Здесь не только учат, как эффективно использовать магические алгоритмы для решения самых разных задач, здесь учат, как эффективно создавать алгоритмы для решения самых разных, порой и чаще нестандартных задач.

А это активная позиция сознания. Что это предполагает? Магическое мышление всегда предполагает активное взаимодействие с прошлым (прошлое у мага не ушедшая реальность, не область отжившего и невозвратного воспоминания, а вполне активная, живая реальность), с настоящим, и естественно с будущим. Для магического мышления будущее с одной стороны вероятностно (набор вероятностей), а с другой стороны, каждая вероятность это вполне реальная, живая, физически воплощённая и реализованная грань его существования.

В этой реальности, я всегда из набора вероятностных решений выбираю и реализую какую – то одну, но не все не реализованные в этой реальности вероятности это пустые мечты, и абстракции, а вполне физически воплощённые варианты в иных параллельных мирах. Именно потому магически мыслящий человек, всегда понимая это обстоятельство весьма аккуратен со своими мыслями, идеями.

Его мысль наполнена ясностью, конкретна, и очень точно направлена в цель – адресное мышление. Что это такое, адресное мышление, и как этого состояния достичь хотя бы в общем приближении? Он понимает, что каждая его мысль непременно физически подтверждается, но подтверждается только в этой реальности и ни где более. Другое дело, что всегда кроме понимания и осознания, нужна постоянная практика и дисциплина ума.

Дисциплина ума - непременный признак магического стиля мышления, магического восприятия мира. И в этом мире, и во всех иных вариантах его одновременного присутствия в иных мирах, в иных пространствах. Мы непрерывно порождаем и воплощаем свою реальность во всех реальностях, во всех пространствах одновременно. Есть такая простая древняя истина: "Надо всегда соответствовать своей мечте, своему будущему, ибо будущее не где – то там впереди, оно всегда присутствует и наступает прямо сейчас вместе с нашими мыслями”, "Переосмысливая и меняя сценарий всегда существующего прошлого, мы тут же меняем реальность в своём сейчас и естественно в своём завтра”.

Да это действительно так, мы можем мечтать о своём будущем здесь и сейчас, и создавать его. Но точно также мы можем мечтать о будущем своего прошлого здесь и сейчас и тоже создавать его. Всё взаимосвязано, всё порождает друг друга непрерывно и одновременно. И в то же время каждая вероятность как совершенно неповторимая и уникальная реализуется только один раз в своё время и в своей системе координат.

Для магического мышления также характерна позиция равнозначности в мире. Что это означает? О чём гласит этот принцип? "Всё в мире равнозначно в силу своей абсолютной неповторимости и своей абсолютной уникальности”. Каждый человек, каждое существо, каждая форма сознания представляет собой одну единственную и неповторимую "Вероятность” проявления мирового пространства сознания.

Заметьте, все формы в мировом пространстве сознания всего лишь вероятности и только в этом мы все равнозначны. Или как говорят древние – он это другой я и наоборот – я это другой он. Возможно это странно, но это факт. Из этого можно легко догадаться, что смерти действительно нет. Мы не только продляем себя в детях на генетическом уровне, мы в процессе своего существования порождаем в себе прогрессивно новую реальность, новую личность.

И когда заканчивается физическое подтверждение одной из нашей вероятностей, в тот же момент наше сознание на трасфизическом уровне начинает порождать самоё себя в новом физическом подтверждении. В форме новой совершенно уникальной и никогда неповторимой вероятности. Как говорится, там впереди, всё всецело зависит от самого себя. Надо лишь отметить, что прогрессивно развивается любое состояние, любая идея.

Любая программа может прогрессивно свёртываться, а может прогрессивно развёртываться, Всё в наших руках. Мысль постоянно, непрерывно порождает мир. Остановить этот процесс нереально даже на мгновение. Видимо, это не предусмотрено по сценарию. Даже если мы останавливаем внутренний диалог и создаём состояние абсолютного безмолвия, мы постоянно находясь в нём на самом деле – постоянно порождаем – создаём это безмолвие.

Мы постоянно порождаем в себе желание – быть в этом состоянии, быть в этом безмолвии. И заметьте, наше пространство сознания всегда относительно, относительно нашего нами порождаемого безмолвия. С одной стороны мы и есть это безмолвие, а с другой стороны, раз мы это осознаём и это порождаем, то мы непрерывно наблюдаем своё безмолвие, а значит мы одновременно и вне этого безмолвия.

"Я думаю свою мысль” – сказал удав из мультфильма про удава и его друзей. В данном варианте можно сказать – находясь в состоянии безмолвия, я непрерывно думаю своё безмолвие. Я везде и нигде одновременно. Я и наблюдатель и наблюдаемое одновременно и непрерывно. Возможно, многие скажут, а не много ли уделяется внимания в данном варианте принципу относительности? Естественно нет.

Это один из фундаментальных принципов на базе, которого, существует и прогрессивно развёртывается программа дискретного потока сознания.

Дискретный поток и воплощает собой принцип относительности. Каждое мгновение человек меняется и естественно, он, перейдя в другое функциональное состояние, не соответствует той системе координат, в которой находился мгновение назад. Он с ней уже никак не совпадает и естественно оказывается в другой системе координат. И это происходит непрерывно, постоянно. Заметьте, он не перемещается в другую систему координат, он там оказывается.

И вот он уже относителен по отношению сам к себе, к своей прежней системе координат, он стал другим. И он вспоминает и воспринимает сам себя со стороны, как уже не просто другого человека, а как себя другого. Он имеет возможность сравнения себя сейчас, с собой предыдущим (понятие памяти). Всё познаётся в сравнении. Но, тем не менее, всегда параллельно и одновременно существуют два варианта.

Это когда я вспоминаю себя тогда со стороны. Я помню те события со стороны и это один вариант – внешний. И второй тип воспоминаний, это когда на пример снится сон, где я непосредственно переживаю те воспоминания, те события до мельчайших подробностей. Примером является состояние человека в глубоком трансовом состоянии, где он реально проживает какой – то период своей жизни. И если сейчас он видит плохо (возрастные дефекты зрения), а тогда видел прекрасно, то он видит, так как видел тогда.

Но обратите внимание, реально проживая то состояние, он уже не относителен относительно того события, он уже не знает про это сейчас, он находится там в своём воспоминании, в своей реальности. И он относителен того себя, что был до того. Он просто там живёт и этим всё сказано. Это как бесконечный фильм, состоящий из череды бесконечной последовательности образов – файлов. Как кинолента.

Каждый кадр относителен относительно другого кадра и между ними непреодолимая пропасть, пусть бесконечно малая, но пропасть**. И каждый кадр может знать о другом, только со стороны (внешний наблюдатель). Но как только он станет им, он уже не в состоянии знать о себе со стороны того будущего, он просто стал тем, кем был раньше. Вот так и каждый из нас. Мы одновременно существуем в каждом воспоминании – состояние целостности и в тоже время тотально относительны.

Какой интересный вывод возникает из этой ситуации. Каждый человек, каждое существо при тотальной целостности, непрерывности, одновременно состоит из бесчисленного числа (вариантов) бы мы сказали – проявляется в новой вселенной из ничего с точки зрения внешнего наблюдателя. А с другой стороны, он, переходя в другое функциональное состояние - порождает новую систему координат, он сам, меняясь, творит свою вселенную и сам ей соответствует.

Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление? Какое отношение имеет данное расам ей соответствует. Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление?

Какое отношение имеет данное рассуждение к реальной магической практике? Да самое непосредственное. Любой нормальный человек извлекает опыт, из каких – то вариантов своего прошлого существования, но заметьте, чаще всего это как банк данных здесь и сейчас. И очень редко кто задумывается, что можно не просто задействовать память, а можно реально задействовать те реальности, что существуют в нас в форме наших бесчисленных «Я» как мыслительных эволюционирующих центров.

Ведь каждое наше инвариантное «Я» это не просто некий динамический стереотип, замороженный в виде энергетического контура то, что обычно называют – «память». Это одна из наших вероятностных, по – своему неповторимых, постоянно развивающихся граней нашей же личности. И пусть эта наша вероятностная грань нашей личности поработает с вашей идеей именно как личность, а не как простой источник информации.

Представьте себе, к вам из вашего для вас гипотетического будущего, появляется не просто некто, а вы сами. И в диалоге с вами вручает вам свою идею из его (вашего) будущего. И вы вдруг осознаёте, что вы обогащённый собственной идеей из вашего же будущего придёте туда совсем иным – реальная связь времён. Вы реально налаживаете диалог с самим собой с прошлым, прошлое же начнёт налаживать реальный диалог с вами будущим.

Возникнет так называемый гиперпространственный, гипердинамический сверхвременной контур. К созданию своей трансперсональной, трансфизической реальности эти технологии имеют самое непосредственное отношение. Это совершенно уникальный динамический стереотип пространства сознания. Вы тем самым задействуете разные реальности своего пространства сознания по временной шкале и создаёте качественно иное пространство мышления.

Это и есть магическое видение мира, магическое мышление. По созданию подобной конфигурации сознания существуют вполне реальные технологии. И именно в процессе освоения данных технологий возникают интересные многомерные варианты восприятия мира. Хотелось бы отметить, что для создания подобной конфигурации используются двадцать два базовых функциональных состояния пространства сознания.

Это не совсем из области современной психологии, хотя имеет к этому отношение. Но о создании философских принципов подобных конфигураций речь пойдёт чуть позже в следующих статьях.

*Жидкий гелий – квантовая жидкость, обладает сверхтекучестью, металлический контур помещённый в жидкий гелий приобретает такое качество как сверхпроводимость, и однажды пропущенное по нему электричество движется не испытывая ни какого сопротивления. Жидкий гелий обладает одной интересной особенностью, он течёт одновременно из одной точки в противоположные стороны одновременно.

**Дискретное состояние либо пространства, либо времени всегда предполагает наличие между элементами - промежутков. Пусть эти элементы представляют собой бесконечно малые величины но, тем не менее, между ними всегда будут в наличии пусть бесконечно малые, но промежутки. И их наличие будет всегда иметь физическое подтверждение. Именно в этом их непреодолимость. В этом и состоит принцип дискретности.