Ремонт Дизайн Мебель

Значение слова «оксюморон. Оксюморон — что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона)

0 После того, как в предыдущей статье, я рассказал про такое забавное словцо, как Аксемора, значение и происхождение термина, то настало пора более подробно рассказать о родоначальнике этого жаргонизма.На нашем сайте сайт вы сможете найти множество ответов на свои вопросы по таким тематикам, как уличный сленг , английский жаргон, тюремное арго и многое другое. Поэтому не забываем добавлять нас в закладки. Ну, а сегодня, как я уже сказал выше, мы поговорим об "основоположнике" Аксемора , слове Оксюморон , что значит вы можете прочесть немного позже.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось посоветовать вам ещё парочку интересных публикаций по тематике наука и образование. Например, что значит Морфей , что такое Прерогатива , как понять слово Левиафан , кто такие Иллюминаты и т. п.
Итак, продолжим, что значит Оксюморон перевод ? Этот термин в русский язык попал из немецкого "Oxymoron ", в который был заимствован из древнегреческого "ὀξύ-μωρον", и буквально переводится, как "острая глупость".

Оксюморон - слово обозначает крайне нелепое выражение, состоящее из противоречащих друг другу понятий


Оксюморон - это соединение двух слов, зачастую противоположных по смыслу, например "горячий, как лёд"


Порой некоторые не особо грамотные пользователи, пишут данный термин, как "аксеморон ", что в корне неверно. Некоторые задаются вопросом, что такое Оксюморон, и вообще зачем его вообще придумали?

Обычно оксюморон используют, когда хотят заострить внимание читателя, на какой-нибудь детали. Например выражение "живой труп", или "холодная ярость" некоторых заставляет впадать в ступор. У них появляется вопрос, возможно ли вообще такое? У других подобное высказывание может вызвать неожиданные и странные ассоциации, а у некоторых может вызвать улыбку.

В каких ситуациях обычно используют Оксюморон? Обычно, его применение оправданно в тех случаях, где необходимо в нескольких словах привлечь внимание к своей персоне или работе. Поэтому, подобные словосочетания можно встретить в названиях различных книг, фильмов и даже театральных представлений.

После того, как ваше сознание натыкается на подобные головокружительные обороты речи, мозг начинает активно включаться в работу, пытаясь вообразить невообразимое, при этом включается правое полушарие, которое у человека отвечает за творчество. А ведь именно для этого, создатели фильмов или писатели придумывают такие "кричащие " заголовки, чтобы у вас появился интерес к их работе.

Кроме того, подобная образность мышления присуща поэтам, именно такие заковыристые фразы придают особую пикантность их творениям.

Примеры Оксюморона в стихах

Поэты используя в своих произведениях оксюморон, стараются добиться того, что два слова потеряли своё первоначальное значение, и в итоге создали что-то необычное, совершенно новое. Значит у человека должно возникнуть острая необходимость прочесть это произведение, посмотреть фильм, ну а стихи читать и перечитывать без конца и края. Отличное подспорье для любого творца, не так ли?

Порой слово Оксюморон употребляют для сгущения красок, например "добрая жестокость " или "громкая тишина". Издавна в народе ходит крылатая фраза - "краткость сестра таланта". А именно эта особенность присуща Оксюморону, поскольку он всегда состоит из двух слов, короче уже некуда.
В любом произведении, такое словосочетание придаёт некую особенную выпуклость, обладает неким эффектом неожиданности. Порой перед читателями стихотворения встаёт логический парадокс, и каждый волен для себя сделать только свои выводы.

Кстати, слышали вы о таком словце, как "трагикомедия "? Я уверен, что слышали, в нём чётко прослеживаются след оксюморона поскольку слово противоречит само себе. Вообще, подобные выражения обычно создают люди с творческой "жилкой", поэтому подобные словечки используются обычно у стилистов, модников, интеллигентов, живописцев и подобной братии.

Среди людей, которые трудятся на ниве создания рекламы, оксюморон весьма востребован, ведь они очень легко запоминаются, причём настолько въедаются в сознание индивидуума, что тот неделями не может от него "избавиться".
Кстати, вы знали, что даже строители используют оксюморон, даже не подозревая об этом, например "жидкие гвозди", существует забавная жидкость, которую используют для фокусов и приколов, так называемая "сухая вода ", разработанная в США в 2004 году.

Вы хотите ещё примеров на тематику Оксюморона ? Их есть у меня, более того, в конце статьи я сделаю большую выборку. Сейчас займёмся ретроспективой, и попытаемся найти эти забавные выражения в прошлом.
В СССР было очень много подобных фраз, хотя по большей части они ни у кого не вызывали дискомфорта, например "общественная собственность". Сегодня мы все привыкли, что собственность может быть исключительно личная, но у советов было всё иначе. Ведь, если рассмотреть это выражение шире, то выясним, что к слову "собственность", отлично подходят такие понятия, как "обособление", "отделение", а общественное - это неделимое. Здесь на лицо явное противоречие.

Многие граждане, кто родился в СССР наверное помнят словосочетание "почётная обязанность ", которое у современных подростков просто не укладывается в голове. Чуть позже, в разгар демократии возникло устоявшееся понятие, как "не выплаченная заработанная плата", но ведь слово плата, подразумевает уже свершившееся действие.

Многие книги в своих названиях используют оксюморон, приведу вам несколько интересных примеров:

  1. "Честный Вор" Блик
  2. "Слепящая тьма" Кестлер
  3. "Невыносимая лёгкость бытия" Кундера
  4. "Старый Новый год" Фанайлова
  5. "Бесконечный тупик" Галковский
  6. "Горячий снег" Бондарёв
  7. "Живые мощи" Тургенев
  8. "Честный вор" Достоевский
  9. "Барышня-крестьянка" Пушкин
  10. "Богатый нищий" Мартынов
  11. "Вверх по лестнице ведущей вниз" Кауфман
  12. "Красноречивое молчание" Браун
  13. "Конец Вечности" Азимов
  14. "Обыкновенное чудо" Шварц
  15. "Оптимистическая трагедия" Вишневский
  16. "Живой труп" Толстой
  17. "Мёртвые души" Гоголь
  18. "Моё взрослое детство" Гурченко
В некоторых стихотворениях поэты используют противоречивые и даже парадоксальные словосочетания для усиления эффекта.


Ну, а теперь, я хочу предложить вам примеры Оксюморонов, которые мне действительно понравились, и я решил собрать их в одном месте:
  • откровенная политика
  • швейцарский беженец
  • неудержимый тихоня
  • горькое счастье
  • аморфный активист
  • счастливый пессимист
  • ласковый мерзавец
  • мощное бессилие
  • волнистая гладь
  • сложная простота
  • кричащая тишина
  • весело грустить
  • безмолвный крик
  • женатый холостяк
  • маленький гигант
  • бесконечный предел
  • единодушные разногласия
  • добровольное насилие
  • искренний лжец
  • летняя шуба
  • правдивая ложь
  • оригинальные копии
  • тусклый блеск
  • звенящая тишина
  • виртуальная реальность
  • сладкие слезы
  • сладкая горечь
  • Старый Новый год
  • жидкие гвозди
  • грустная радость
  • страшно красивый
  • честный политик
  • мутная ясность
  • мягкая жёсткость
  • упрямое согласие
  • публичная тайна
  • неуклюжая грация
  • заклятый друг
  • долгий миг
  • леденящий пыл
  • падение вверх
  • пламенный лед
  • ловкий растяпа
  • воспитанный хам
  • доброжелательный враг
  • пить за здоровье
  • наглая скромность
  • бесноватый

Такие средства речи, как метафора, абсурд, парадокс, ирония, становятся особенно актуальными в сложные периоды социальных потрясений. Среди них важное место занимает оксюморон. Он до сих пор является мало изученным явлением.

Взаимоисключающие понятия

Сочетание взаимоисключающих самостоятельных понятий образует оксюморон. Примеры из художественной литературы это подтверждают: «неочевидное очевидное» (Гете), «нарядно обнажённая» (А. Ахматова), «радость страданья» (А. Фет), «невыносимая лёгкость бытия» (М. Кундера).

Оксюморон представляет расположенные рядом два понятия, где одно из них определяет другое. Они взаимно отталкиваются, противоречат и логически исключают друг друга: «низкий небоскреб», «невыносимая прелесть», «неудержимый тихоня», «очередь в ад». Оксюморон в русском языке сначала воспринимался как «неправильное соединение идей в одно целое» (Н.Остолопов, 1821 г.). Но он независимо присутствовал в литературе, хотя его толкования в словарях появились только в начале ХХ века.

Яркий художественный оборот

Поставив рядом два отрицающих друг друга события, что сделать не просто из-за психологической инертности, мы можем создать оксюморон. Текст, содержащий всего 2 слова, вскрывает внутренние противоречия между явлениями, объединяя несовместимое.

Оксюморон представляет собой прекрасный и глубокомысленный художественный оборот. В названиях произведений классиков часто используется оксюморон. Примеры из художественной литературы: «Бесконечный тупик», «Горячий снег», «Конец вечности». У поэтов он звучит необычно и ярко: «горькой мне была услада» (А. Ахматова), «грустная радость» (С. Есенин). Умышленное соединение в нем противоположных по смыслу понятий очевидно, но выявляется и новое смысловое единство. При этом эффект словосочетания существенно усиливается.

Борьба определений

В оксюморонах смысловое содержание подавляется эмоциональным. Например, в сочетаниях «очаровательный уродец», «убогая роскошь» у второго понятия снижается значимость за счет первого. Слово «убогая» имеет слабое предметно-логическое значение, а в большей степени является субъективной оценкой роскоши. Но оценка может иметь чисто эмоциональный оттенок, например, в выражении «Ужасно рад!». А в сочетании «маленький великий человек» эпитет полностью меняет смысл следующего за ним сложного слова на обратное. Без этой эмоциональной оценки фраза будет звучать не так эффектно. Объединение противоположностей создает определенный стилистический эффект. Эмоциональное определение часто употребляется как метафора, например, в выражении «весело грустить».

Умышленное создание внутреннего противоречия

В оксюморонах понятия исключают друг друга, но при этом находятся в гармонии и выделяют внутренние смысловые противоречия. Если в сочетании двух компонентов одновременно нет двух разнотипных значений: эмоционального и предметно-логического, то это оказывается логической ошибкой, а не реализацией художественной цели. Их неуместное употребление также не может создать оксюморона. Его главной функцией является выражение отношения к событию. Невозможно объяснить суть толкования, если автор не понимает того, о чем говорит.

Умышленное создание внутреннего противоречия рождает оксюморон. Сочетание «белая ворона» является катахрезой — стилистической ошибкой, поскольку в нем нет противоречия. Скорее всего, это неправильное сочетание несовместимых понятий. Слово «стрелять» ранее означало, что в качестве оружия применяется лук или арбалет. Никто не говорит: «Выпустить пулю из ружья» - хотя это будет правильней. Выражение «цветное белье» стало привычным, а вначале оно было только белого цвета.

Далеко не каждая пара несовместимых понятий образуют оксюморон. Примеры из художественной литературы показывают, что даже великие классики, как Л.Толстой, могут ошибаться: «...облокотивши на руку...голову...». Здесь имеет место обычная стилистическая ошибка.

в русском языке

В отличие от катахрезы оксюморон парадоксален. Через него пытаются найти решение, совмещая «умное с глупым», создавая «преднамеренную случайность» или перемещаясь «назад в будущее». В психологическом смысле - это единственный способ разрешения ситуации, когда «вода и пламя должны существовать вместе».

Оксюморон содержит целый набор речи: иронию, метафору, парадокс, аллюзию. Самой распространенной средой его "обитания" являются стихи. Оксюморон там встречается больше всего для создания комического эффекта. Это естественно, поскольку парадоксальная информация вызывает реакцию в виде смеха.

При первом восприятии, из-за подчеркнутой нелогичности, особенно высока значимость, которую имеет оксюморон. Примеры из художественной литературы: «дикой, грозной лаской полны» (Е. Баратынский), «невинная страсть» (Ф. Тютчев). Войдя в обиход, оксюмороны теряют свою остроту и превращаются в обычные метафоры. Некоторые из них динамичны во времени, могут снова возрождаться, преодолевая стереотипность в новых формах. Другие прочно остаются в роли метафор: «догорели синие метели», «море синее кипит» (С. Есенин).

Таким образом, средства выразительности в русском языке могут меняться ролями.

Где скрыт оксюморон?

Оксюмороны могут обнаружиться в самых неожиданных случаях, например, в жанровых обозначениях: «трагикомедия», «роман в стихах». Парадоксально звучит «невыплаченная зарплата». Художники часто пользуются приемом сочетания несочетаемого. Для этого используются другие средства: соотношения размеров, острота силуэтов, напряженность цветов и линий, карикатуры.

Заключение

Оксюморон основан на двуедином противопоставлении, создавая из отношения противоположностей единое целостное явление. Он может быть простым приемом словоупотребления, а также одним из способов понимания и отображения действительности.

Это как бы ошибочная стилистическая фигура, использующая слова с полярно противоположными значениями.

И ещё что такое оксюморон

Сочетание несочетаимого во всём противоречии смыслов. Но чисто психологически оксюморон помогает разъяснить самые запутанные, необъяснимые ситуации. Ярко окрашенная часто приживается в речи настолько, что люди перестают вздрагивать и удивляться, услышав оксюморон.

Примеры - оксюморон прижившийся

Очень часто и довольно обыденно звучат характеристики: мужественная женщина, женственный мужчина, честный мошенник (Мавроди), гуманный живодёр (отравил собаку в парке, чтобы дети не боялись), интеллигентный бандитизм (политика Соединённых штатов), а уж как словосочетание вообще никого не удивляет.

Классические оксюмороны

Ещё чаще оксюмороны придумывают. Ведь что такое оксюморон? Это, помимо всего прочего, показатель присутствия у оратора или писателя. Наверняка каждый улыбнётся, услышав или прочитав такое: нанести вред и причинить пользу , весёлые поминки - порвали три баяна. Поэтому не только пишущий народ старается изо всех сил. Конечно, есть великолепные примеры. Оксюморон от Гоголя, от Достоевского, от Тургенева, от Толстого, от Бондарева, от Зиновьева. Как можно забыть "Мёртвые души " или же "Горячий снег ", "Зияющие высоты " или "Обыкновенное чудо ".

Современные оксюмороны

Однако много и современных оксюморонов рождено с претензией выжить: невыплаченная зарплата уже никого не удивляет. А нарядная обнажённость не только изумляет, но и восхищает поэтикой. Жизнь уходит в бесконечный тупик . Покупайте бездокументарные ценные бумаги ! Живительная эвтаназия русского языка. Новаторские традиции неистребимы! "Оптимистическая трагедия " тому порукой и "С широко закрытыми глазами ". Особенно креативна в этом плане Дарья Донцова. Чуть не каждое название её книг - оксюморон. Это в современной литературе является достаточно распространённым когда противоречие смыслов помогает быстрее вникнуть в смысл описываемого явления и крепче его запомнить. И стилистический эффект налицо: оксюморон даже используется в тренингах для раскрепощения "детскости" внутри взрослого человека. Вспомните Чуковского: страшный великан - это кто? Таракан, всего лишь.

Неологизмы

Главным условием создания оксюморона является умышленный характер внутреннего противоречия в словосочетании. Виртуальная реальность - один из самых удачных оксюморонов современности. Честный вор - тоже уже может относиться не только к Деточкину, но и к Навальному. А уж справедливый суд ! Старая новость - превосходное определение информации в век высоких технологий. Оксюморон как таковой даже не совсем определение, он очень близок к действию. Поэтому особо одарённые литераторы придумали неологизм: оксюморонить , например. Замечательно звучит: реформы оксюморонят . Главное - всем всё понятно, значит, определение в точку. Вот мы и разобрались, что такое оксюморон.

Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации .

Примеры

  • Оксюморон нередко используется в названиях прозаических литературных произведений («Горячий снег» , «Живой труп », «Мёртвые души », «Невыносимая лёгкость бытия », «Бесконечный тупик », «Конец Вечности »), фильмов («Обыкновенное чудо », «С широко закрытыми глазами », «Правдивая ложь », «Маленький гигант большого секса », «Завтра была война », «Плохой хороший человек », «Взрослые дети », «Общество мёртвых поэтов », «Назад в будущее »), музыкальных групп (Led Zeppelin - «свинцовый дирижабль», Blind Guardian - «слепой страж», Оргия Праведников), видеоигр (LittleBigPlanet).
  • Оксюмороны используются для описания объектов, совмещающих противоположные качества: «мужественная женщина», «женственный мальчик».
  • В романе «Маятник Фуко » герои Умберто Эко фантазируют об «университете сравнительных ненужностей» с кафедрой оксюмористики. В качестве предметов изучения этой кафедры автор приводит «урбанистику кочевых племён», «народную олигархию», «новаторские традиции», «диалектику тавтологии» и пр.
  • В названии праздника «Старый Новый год ».
  • Оксюмороны часто используются в рекламе и не всегда добросовестно. Например, выражение «инвестиции на рынке форекс» - пример профессионального оксюморона, так как частный валютный рынок по своей природе не может являться объектом инвестиций , только спекуляций (в экономической литературе часто встречается попытка разделить спекуляцию и инвестиции; однако единого мнения нет. Подробнее смотрите в статье «инвестиции »).
  • Само слово «оксюморон» (букв. «остроумно-глупое») является оксюмороном. (См. Рекурсия).

Следует различать оксюмороны и стилистические комбинации слов, характеризующих различные качества: так, например, словосочетание «сладкая горечь» является оксюмороном, а «ядовитый мёд», «найденная потеря», «сладостные мучения» - стилистическими комбинациями.

См. также

Напишите отзыв о статье "Оксюморон"

Примечания

Ссылки

  • в Литературной энциклопедии
  • Е. Репин, Н. Репина.
  • Николаев А. И. // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. - Иваново: ЛИСТОС, 2011. - С. 140-147.

Отрывок, характеризующий Оксюморон

– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.

Оксюморон, оксиморон это стилистическая фигура, состоящая в сочетании несочетаемого по смыслу; противоречивое единство, разновидность парадокса. Оксюморон считают также разновидностью антитезы, однако антитеза есть противопоставление понятий и явлений, их принципиальное разграничение, т.е. ее функция фактически противоположна функции Оксюморона. Оксюморон часто используется в поэзии.

Примеры использования Оксюморона:

У А.С.Пушкина - «печаль моя светла» («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», 1829), «Люблю я пышное природы увяданье» («Осень», 1833), у А.А.Ахматовой - «весенняя осень» («Небывалая осень построила купол высокий…», 1922), «Так парадно обнажена» (« без героя», 1940-62). Оксюморон нередко становятся заглавиями: «Английская испанка» (1613) М.Сервантеса, «Мертвые души» (1842) Н.В.Гоголя, «Листья травы» (1855) У.Уитмена, «Живой труп» (1900) Л.Н.Толстого. Оксюморонно жанровое обозначение «стихотворение в прозе». Для Нового времени Оксюморон является «роман в стихах», а также «повесть в стихах», возникшая в России в 18 веке и ставшая важнейшим жанром для романтиков. Оксюморон может возникнуть непреднамеренно, как стилистическая небрежность. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Сон» (1841) «знакомый труп» - в сущности, Оксюморон, который выглядел бы комично, если бы не глубокий трагизм общего тона и не свойственная сну атмосфера, размывающая границы между воображением и явью, жизнью и смертью.

К Оксюморону близка синэстезия - объединение впечатлений, полученных разными органами чувств. В России ее стал широко практиковать В.А.Жуковский. Показательна элегия «Вечер» (1806): «О тихое небес задумчивых светило… Как бледно брег ты озлатило!» (собственно оксюморонная синэстезия). У Б.Л.Пастернака солнце «покрыло жаркой охрою Соседний лес…» («Август», 1953) - метафорическая синэстезия. Из прозаиков большой интерес к синэстезии проявлял В.В.Набоков.

Слово «оксюморон» произошло от греческого oxymoron, что в переводе означает остроумно-глупое.