Ремонт Дизайн Мебель

Психология чему учит мужчина ребенок. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной

Как правило, этапы развития личности ребенка делят на три этапа: до года, от года до шести, от шести до тринадцати лет, и от четырнадцати и старше. Это связано с тем, что в эти периоды проявляются свои особенности.

В возрасте до года младенец – не имеет значения, мальчик или девочка – привязан к маме. И в принципе, основные составляющие режима малыша предполагают участие мамы. Естественно, все члены семьи поочередно помогают искупать младенца, сходить с ним на прогулку и т.д. Но каждые два часа ему нужна мама. И это справедливо и в отношении девочек, и в отношении мальчиков.

Дальше подходит время готовить ребенка в ясли, кто желает, или в детсад – тогда еще есть время для этого. Но, по мнению психологов, мальчиков отдавать в ясли как раз не желательно. И если есть возможность хотя бы до трех лет оставить его дома, стоит этот шанс использовать. Дело в том, что мальчики гораздо хуже девочек переносят разлуку. И время адаптации в детском саду (а в среднем оно составляет не меньше месяца) у мальчиков дольше – вплоть до года. А девочки привыкают к новому коллективу и обстановке гораздо легче и быстрее.
Говорят, что мальчики вообще гораздо больше нуждаются в проявлениях любви, словно напитываются ею в семье. Очень важно, чтобы мамы мальчиков больше разговаривали с ними и вместе играли. В возрасте до трех, и даже до шести лет мама для мальчика стоит на первом месте. Хотя это вовсе не означает, что папам стоит в первые шесть лет отстраниться. Любому ребенку нужна полноценная семья. Тем более, что без папиной твердой руки и дисциплины преодолеть кризис трехлетнего возраста было бы сложно. Ведь мамы гораздо легче идут на поводу у маленького капризули, а это может осложнить отношения с малышом и аналогично – его с окружающими людьми на многие годы.

Воспитывая сыновей, далеко не все родители четко понимают как правильно воспитывать мальчика и когда заканчивается одна стадия взросления и начинается другая. Но когда пытаешься отслеживать изменения в характере ребенка из года в год, понимаешь, что отчасти психологи правы. Так, некоторые мамы, в одиночку воспитывающие сыновей, огорчаются, что в определенном возрасте сын стремится больше времени проводить в мужском коллективе. В идеале – с отцом, если его нет – с дедушкой и т.д. И действительно, это особенно заметно, когда ребенок идет в школу. Не случайно, в общении мальчиков десяти-тринадцати лет беседы об отцах достаточно частое явление.

Итак, до шести лет сын вполне комфортно чувствует себя в обществе мамы, лет с шести и до тринадцати-четырнадцати на первом месте у мальчика мнение и авторитет отца. Но нужно быть готовыми к тому самому переходному возрасту, когда родители уходят на время на второй план, когда сложившаяся в семье система отношений между родителями и сыном начинает давать сбои. В это время, как показывает опыт многих поколений, крайне важно найти достойного наставника для сына. Раньше это был опыт ученичества, когда подростков на два-три года отдавали на обучение другому мужчине.

И действительно, пытаясь самоутвердиться, подросток принципиально не слышит советов родителей, потому что не желает, чтобы к нему относились, как к ребенку. И тот же совет от другого человека – может казаться ему не лишенным смысла. Собственно, задача наставника – подготовить подростка к взрослой жизни, научить принимать взвешенные решения и помочь поверить в свои силы.

И все-таки разные

Сегодня в моде «унисекс», гендерное равенство и прочие новомодные ценности. Но, что бы нам ни внушали средства массовой информации, мальчики и девочки с рождения играют в разные игры, и даже в кубики играют по-разному: мальчики строят башни, а девочки – выстраивают горизонтальные конструкции. Девочки гораздо чаще стремятся поддержать новеньких в коллективе, а мальчикам для знакомства нужно гораздо больше времени, они предпочитают держаться в стороне. Казалось бы, дети есть дети. Но опыт многих поколений показывает, что различия в воспитании мальчиков и девочек неизбежны. И учитывать это крайне важно для них самих.

Роль отца и матери в воспитании мальчика 6-13 лет

Сейчас все чаще дети воспитываются в неполных семьях. И мальчиков часто воспитывают мама, бабушка, в лучшем случае дед. А ведь лет с шести для мальчика крайне важно видеть рядом с собой мужчину, который сможет его научить, собственно, мужчиной стать.

Нам, матерям, нужно быть крайне внимательными в этот момент. Ведь даже наши отзывы о мужской половине могут отпечататься в мозгу ребенку и впоследствии отравить ему жизнь. И мы должны, что называется, следить за своими высказываниями в адрес мужчин. Ведь на кону не только психологическое здоровье собственного ребенка, но и отчасти картина его будущей жизни. Да, одинокая мать может вырастить прекрасного сына, главное своей чрезмерной опекой и заботой не превратить его в неженку, или «мимозу».

Если же есть папа или дедушка, дядя или старший брат, то роль образца мужественности в жизни ребенка предстоит сыграть им. Но что делать? И как правильно воспитывать мальчика?

Папа в центре внимания

Лет с шести мальчики просто обожают находиться именно в мужской компании. И хотя они по прежнему любят маму, стараются ассоциировать себя с мужской половиной семьи. Походы в гараж, езда на велосипеде, игра в футбол и так далее – становятся любимыми занятиями для мальчика, особенно те из них, которые предпочитает папа или дедушка.

Конечно, в это время папам настоятельно рекомендуют присмиреть и олицетворять собой эталон мужчины. Но это женский взгляд на проблему воспитания. Мальчикам рано или поздно придется вливаться в социум, и они должны знать, как себя вести в той или иной ситуации, учиться общаться с разными людьми. И конечно же, своего папу или деда они любят и знают такими, какие они есть. Стоит ли ради «идеального результата» экстренно перевоспитывать всю семью? Ведь главное, чтобы это общение между сыном и папой доставляло удовольствие им обоим.

Равнодушие хуже ненависти

Психологи и ученые не раз доказывали, что равнодушие – самая опасная эмоция в отношениях. Подтверждение тому – поведение мальчиков, которых игнорируют собственные отцы. Иногда это происходит в силу занятости, частых командировок или сдержанного темперамента отца.

Но результатом такого равнодушия может стать крайне агрессивное поведение ребенка. Если сын раз за разом устраивает в школе провокации, дерется со сверстниками, грубит учителям, эту причину стоит рассмотреть в первую очередь. Мальчику после шести лет общение с отцом крайне необходимо. И поскольку речь идет о собственном сыне, родителям нужно позаботиться о том, чтобы оставалось время и силы для общения мальчика с мужской половиной семьи. В идеале – с отцом или дедом.

Мама как мама нужна всегда

Многие мамы, сами того не замечая, перестают проявлять нежность к своим повзрослевшим сыновьям. Особенно, если в семье есть более младшие дети. Но парадокс в том, что чем старше становятся сыновья, чем ближе к переходному возрасту, тем большая уверенность в маминой любви им нужна. Представьте, если даже взрослому человеку для эмоционального комфорта нужно не меньше восьми объятий в день, можно ли лишать проявлений нежности своего сына! Если мама в силу воспитания или темперамента эмоционально холодна, у сына во взрослой жизни могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом. В дальнейшем такие люди замыкаются в себе, скупы на проявления чувств и часто эгоистичны. Да и со своими сверстниками тоже.

Так хочется, чтобы наши дети всегда чувствовали себя любимыми и полноценными. Да, безусловно, зависит их мироощущение не только от них самих, но и от того вклада, который в его становление внесли родители. Будет ли сын открыт миру, или оградится от него. Будет ли он открыт для общения или замкнется в себе на долгие годы. Многое зависит и от нас, родителей.


Особенности воспитания сына от четырнадцати и старше

Как бы ни модно было рассуждать о гендерном равенстве, совершенно очевидно, что воспитание мальчика и воспитание девочки должны строиться на разных принципах. Да, переходный возраст – сложный период и в жизни подростка и в жизни его родителей. Это как болезнь. Ее просто надо пережить. Как бы нелегко это ни было.

Наверное, многие помнят свои 14-16 лет, когда появляется непонимание между тобой и родителями, когда ты задумываешься о многих жизненно важных вещах – от самосознания до своей роли в обществе. Когда ты мечешься между одиночеством и доказать свое право быть собой. Но когда ты подросток, проблемы видятся иначе. И попытки родителей достучаться и помочь советом просто бессмысленны – в это время вы чаще всего говорите на разных языках.

Но оставить попытки достучаться до своего повзрослевшего ребенка тоже не выход. Да, он пытается вести себя как взрослый, он ищет себя в этом мире, но пока его нельзя упускать из вида. Слишком мало жизненного опыта, его еще нет, и слишком много соблазнов и желающих воспользоваться юношеской наивностью. Вы должны деликатно направлять своего мальчика. А он – знать, что в любой ситуации у него есть надежный тыл, что его поймут и поддержать. И выручат.

Не пугайтесь, это гормональный взрыв

Сложно представить, но в подростковом возрасте уровень гормонов, а поскольку речь идет о мальчиках, то тестостерона резко увеличивается – примерно в 5-8 раз. Значительные перемены происходят в характере. Если когда-то нам, родителям, пришлось пережить первый переходный возраст ребенка – трехлетний рубеж, теперь все эмоции и связанные с этим сложности помножьте на n. И если тогда было достаточно уговоров и родительской принципиальности, теперь потребуется терпение и дипломатия. В противном случае ребенок может просто отстраниться и сложные проблемы, с которыми столкнется, будет пытаться решать на стороне. И кто окажется рядом – вопрос…

Достойные примеры со стороны?

Кажется парадоксальным, но найти общий язык членам одной семьи редко удается. Отчасти потому, что родители по инерции требуют от сына беспрекословного подчинения, им сложно преодолеть стереотипы и начать воспринимать своего сына-подростка как личность, принять его право на собственное мнение.

В то же время подросток стремится уйти из под опеки, и если раньше воспринимал советы родителей спокойно, сейчас реагирует на них неадекватно и жаждет противоречий. Что делать? Утверждают, что в древности или у разных племен и народов мальчиков-подростков отдавали в ученики к чужим людям. Как правило, такими учителями и наставниками на пути взросления для них становились другие мужчины. В этом случае наладить личностный контакт было легче и подростку, и взрослому. И к родителям он возвращался лишь через два-три года, когда переходный возраст оставался позади, а характер был уже сформирован.

В том, что есть в этом опыте рациональное зерно – сомневаться не приходится. Конечно, в современном мире чаще всего такими учителями становятся тренеры, учителя. Особенно в тех случаях, когда отношения между воспитанником и тренером были более-менее доверительные.

Берегите нервы!

Нам, родителям, часто трудно признать, что даже имея самые демократические отношения с ребенком, справиться с проблемами его взросления нам не по плечу. И в этом возрасте просто необходим арбитр, который во время жарких споров и препирательств с собственным ребенком смогут занять нейтральную позицию. Наверное, не случайно к аналогичному выводу приходили разные поколения и разные народы.

Родители хотят вырастить сыновей настоящими мужчинами, сильными и мужественными. Однако, психология воспитания мальчика 5 лет – настоящее искусство. Возраст идеален для впитывания важных, полезных для жизни, вещей. Мальчишки уже вырабатывают свой стереотип поведения, родителям придется приложить немало усилий.

Как воспитывать мальчика 5 лет?

Родителям нужно помнить о том, что воспитание мальчика 5 лет - постоянный, непрерывный труд. К этому возрасту ребенок уже многое понимает, различает одежду, интонацию голоса, манеру поведения. У него появляется собственное мнение, зачастую не совпадающее с мнением родительским.

Как правильно воспитывать мальчика 5 лет? Начните налаживать тесный, доверительный контакт. Его наличие поможет понять ребенка, его желания, страхи и мысли. Родители – становятся друзьями взрослеющего ребенка, постепенно выстраивая правильные отношения. Учите сына хорошим манерам. Он уже ходит в детский сад, научите помогать девочкам, воспитателям, пожилым людям.

Ответственность и общение. Умение вести себя в обществе, помогать людям, поможет в будущей взрослой жизни. Доверяйте сыновьям домашние дела. Пускай будет одно простое поручение, например, поливать цветы, но оно регулярное и обязательное. Тем самым прививаем ответственность.

Наказания. Сведите к минимуму наказания, по возможности исключите их совсем. В этом возрасте дети протестуют, и они могут отрицательно сказаться на поведении. Разговаривайте, объясняйте, почему нельзя совершать те или иные поступки.

Кружки. Замечательный возраст, чтобы отдать сына в секцию. Спросите, чем он хочет заниматься, предложите свои варианты. Физические нагрузки, творчество должны сопровождать воспитание ребенка 5 лет постоянно.

Практически советы для воспитания мальчика 5 лет:

  • окружите заботой. Папа в первую очередь уделяет внимание сыну в этом возрасте. Так, он вырастет уверенным в себе, общительным, добрым;
  • покупайте игрушки подходящие для мужских профессий. Самое время для набора инструментов, пожарных машин, самолетов. В игровой форме расскажите о важности профессий;
  • развивайте мужские качества, доброту, отзывчивость. С малых лет готовьте к взрослой, семейной жизни. Если у ребенка есть страхи, постарайтесь помочь от них избавиться;
  • следите за проявлением агрессии. Играйте в спокойные совместные игры, зачастую агрессию вызывает недостаток внимания со стороны родителей.

На самом деле, не сложно воспитывать 5 летнего мальчика. Главное, не забывать уделять ему достаточно внимания, показывать свою любовь. В основном, воспитание сына 5 лет ложится на плечи мамы, но папе обязательно нужно участвовать и проявлять заботу. Папе достаточно выделять пару часов для игр и общения с сыном наедине.

Папе необходимо активно участвовать в воспитании мальчика, чтобы ребенок рос коммуникабельным и уверенным в себе. В этом возрасте рекомендуется начать знакомство с рабочим инвентарем: отвертка, молоток, плоскогубцы. Ребенок с интересом станет помогать папе, чувствуя себя взрослым мужчиной.

Следует помнить о куклах. Мальчикам любопытно переодевать, купать, укладывать куклу спать. Вследствие этого у мальчиков вырабатывается ласковая и заботливая позиция к маленьким детям формируется способность быть внимательными отцами.

Половое воспитание мальчика 5 лет

Наступает время, и дети становятся самостоятельными. Половое воспитание мальчика 5 лет играет важную роль при становлении его как личности. В это время дети осознают отличия мальчиков от девочек по половым признакам. Сыновья хотят быть похожими на папу и ждут момента взросления.

Вопрос, откуда берутся детишки, волнует детей, им это интересно. Родителям трудно подобрать верные слова и наставления. Подготовьтесь к ответам на вопросы, запаситесь знаниями об анатомии и физиологии. Не смущайтесь, малыш по голосу это чувствует.

В данный момент правильно отвечайте на все вопросы, которые интересны ребенку. Для облегчения задачи приобретите книги для детей и родителей, в которых простым языком написаны ответы на каверзные вопросы. Приучайте сына к гигиеническим ежедневным процедурам. Ребенок научится самостоятельно подмываться, ознакомится с обнаженным телом, и не будет стесняться при взрослении.

Про появление детей, расскажите о любви между мужчиной и женщиной, а потом про рождение малыша. Чем сказочней, и менее реалистичная история, тем лучше. Ответы – простые и понятные. Не читайте детям медицинские книги, они их не поймут. Половое воспитание мальчика ложится полностью на отца. На подсознательном уровне папа и сын понимают друг друга, также это способствует развитию доверительных отношений. В будущем мальчик будет делиться своими мыслями и проблемами.

Во время рассказов избегайте тем о насилии. Предупреждайте о таком, но не запугивайте. Разговаривать о сексе в этом возрасте тоже рановато. Достаточно рассказов о том, что мужчины – защитники девочек. Вырастить настоящего мужчину поможет теплая, дружественная атмосфера в семье. Дети ориентируются на отношения между родителями, в будущем часто копируя их поведение.

Воспитание – это не ограничения и запреты. В первую очередь это проявление любви, доверие. Родителям нельзя забывать о том, что мальчик будет иметь свое мнение даже в таком возрасте. Его нужно наставить на верный путь, давая советы.

Следует приучать к галантному обращению с девочками. Мальчикам необходимо понимать, они защитники девочек, помогать им, заботиться о них. Такое отношение необходимо продемонстрировать папе в общении с мамой, бабушкой и остальными представительницами слабого пола.

Советы психолога по воспитанию мальчика 5 лет

В возрасте 4-5 лет дети стремительно развиваются. Усложняется их восприятие мира, воображение, улучшается внимание и интеллект, изменяется поведение. На данном этапе, когда мальчик уже подрос и не требует такой опеки, как в возрасте одного - двух лет, некоторые родители начинают уделять воспитанию меньше времени.

Однако, если вы хотите чтобы ребенок гармонично развивался, усваивал правильные нормы поведения и позже был успешным в школе – этого делать ни в коем случает нельзя.

Воспитывать пятилетнего мальчика нужно, прежде всего, помогая ему усвоить главные нравственные ценности, приобрести необходимые жизненные способности и умения.

Для этого нужно постоянно общаться с сыном: обращать внимание на разные ситуации, происходящие на ваших глазах. Например, увидев драку мальчишек во дворе, необходимо обратить внимание сына на нее и выразить свое отношение к этому действию. Можно объяснить ребенку, что драка – это не способ решения разногласий, можно все уладить мирным путем.

Есть и другой вариант: спросить сына, как бы он поступил, оказавшись в такой ситуации. Это вырабатывает у ребенка способность мыслить и анализировать и позволяет получить первый жизненный опыт.

Все советы по воспитанию мальчиков пяти лет можно свести к следующему:

  • помогайте ребенку познавать мир и развиваться, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы, учите нормам общения в обществе;
  • начинайте воспитывать в сыне мужской характер: пусть больше общается с папой, наблюдает за ним, помогает в различных домашних делах;
  • вместе играйте в различные развивающие игры, начинайте готовиться к школе: учиться читать и считать;
  • развивайте в ребенке стать активность и выносливость: гуляйте с сыном, пусть на улице он побегает (на детской площадке), пообщается со сверстниками – это поможет направить его энергию в игры, а не баловство;
  • поддерживать стремление контактировать с девочками;
  • формировать умения и навыки, работоспособность, которые пригодятся мальчику в школе. Прививать любовь к знаниям, чтобы ребенок с нетерпением ожидал поход в школу.

Важно так же не забывать окружать ребенка любовью и заботой, но главное не переусердствовать с опекой. Следуйте данным в статье рекомендациям, и из маленького мальчика вырастет настоящий воспитанный мужчина.

Психология мальчиков в пятилетнем возрасте подразумевает формирование у них основных черт характера, которые они понесут через всю жизнь. Поэтому важно в это время начать воспитывать в сыне мужские качества: смелость, выносливость, уверенность в себе.

Воспитание пятилетнего мальчика включает активные игры, общение со сверстниками на игровой площадке и в детском саду. Рекомендуется покупать сыну игры для мальчиков: пистолетики, машины, конструкторы; рассказывать ему о разных мужских профессиях: полицейский, пожарный.

Как правильно воспитывать мальчика, чтобы вырастить из него настоящего мужчину? Этот вопрос неустанно волновал всех мам во все времена. Кто оказывает основное влияние на мальчика?

Психологи не могут однозначно ответить на данный вопрос. Однако определенно доказана первостепенная роль матери в формировании характера ребенка в ранний период его жизни.

В раннем детстве (дошкольный период) именно мама постоянно находится рядом с ребёнком и её роль в жизни малыша является наиболее значимой.

В раннем возрасте к каждому ребенку независимо от его половой принадлежности необходима материнская забота, ласка и любовь. Чем больше любви дарит мать своему ребенку, тем более эмоционально и физически здоровой личностью он вырастает.

Правильное воспитание мальчика в 2 года

Необходимо заметить, что пока ребенку не исполнилось два года, нет существенной разницы в воспитании мальчиков и девочек. Воспитание будет одинаковое, так как в столь раннем возрасте малыш ещё не идентифицируют себя по половому признаку.

Но к двум годам положение вещей меняется, так как мальчик начинает уже относить себя к мужскому полу и понимать что он пусть маленький, но мужчина. В два года у мальчика улучшаются двигательные навыки и координация движений, он уже значительно лучше бегает и прыгает.

Ни в коем случае не нужно ограничивать двигательную активность малыша, а наоборот необходимо создавать все условия для благоприятного физического развития.

К двум годам у мальчика появляется стремление во всем помогать маме. Необходимо всячески поощрять интерес ребенка к домашнему труду.

Огромное значение в жизни двухлетнего ребенка занимает игра.

Поэтому с помощью игры можно привить ребенку общественно значимые навыки и качества, такие как организованность, аккуратность, чистоплотность, трудолюбие.

При общении с ребенком мужского пола не следует в своей речи по отношению к нему употреблять такие уменьшительно-ласкательные обозначения как «зайчонок» или «лапочка». Это может привести к чрезмерной изнеженности малыша, что не есть хорошо для мальчика.

Правильное воспитание мальчика в возрасте 3-ох лет

В три года малыш мужского пола уже четко осознает, что он маленький мальчик. И здесь в этом возрасте особенно необходимо сформировать у ребенка адекватную самооценку. Ребенок должен испытывать удовольствие от осознания того, что он маленький мужчина и гордится этим.

Папам не нужно отстраняться от общения с сыном, считая его еще слишком маленьким. Потому что в возрасте 3-ох лет для маленького мальчика именно папа как никто другой становится примером для подражания. Мальчик начинает проявлять повышенный интерес к папе и хочет во всём на него походить.

Мальчики в три года очень активные, подвижные и неугомонные существа. Поэтому им необходимо обеспечить двигательное пространство. Рекомендуется как можно больше времени проводить с трехлетками на свежем воздухе, совершая длинные и увлекательные прогулки.

Хорошо если каждый раз это будут новые места, которые надо изведать вместе с ребенком.

Каждый день устраивайте для своего сына маленькое путешествие.

Развиваясь физически, пробуя свои силы, исследуя окружающий мир, маленький путешественник непременно будет развиваться и интеллектуально. Само разнообразие окружающей действительности, интересный и увлекательный мир вокруг будут давать богатую пищу для ума ребенка, развивая его кругозор.

Движение это жизнь! А для маленького ребенка движение это основа основ! Движение, свежий воздух, теплое ласковое солнце, голубое небо над головой, простая здоровая пища, чистая вода и любящий взрослый рядом, готовый ответить на все детский вопросы – вот, пожалуй, и все что необходимо для полноценного развития ребенка в данном возрастном периоде.

В возрасте 3-ох лет, как мальчики, так и девочки становятся крайне любопытными и начинают задавать много вопросов. Родителям нужно внимательно относиться к данной любознательности детей и стараться как можно полнее и интереснее отвечать на заданные вопросы.

Правильное воспитание мальчика в 4 года

4 года это важный этап в развитии личности ребенка. Маленький мальчик учится проявлять свои эмоции, то есть начинает развиваться эмоциональная составляющая его личности. И здесь очень важно для взрослого не подавлять эмоции малыша, а наоборот научить его адекватно их выражать.

Мальчикам здесь приходится особенно сложно, ведь им постоянно внушает окружающее их общество, что мальчики не должны плакать или слишком бурно радоваться, так как это прерогатива девочек. Однако эта позиция в корне неправильная!

Если мальчики будут постоянно подавлять свои эмоции, они вырастут скрытными и неуверенными в себе людьми.

Ведь если человек накапливает в себе всё негативное, все обиды и разочарования и не имеет моральной возможности выплеснуть хоть малую их часть наружу, то, неизбежно, что это отразится и самым тяжелым образом на его .

Правильное воспитание мальчика в 5 лет

Пятилетний мальчик уже полностью осознает себя маленьким мужчиной. В 5 лет у мальчика возникает романтическая привязанность к матери. Мама становится идеалом женщины.

Некоторые мальчики в этом возрасте начинают говорить своим мамам комплименты и замечать любые изменения во внешнем облике (новое платье, новый цвет волос).

Мальчики часто говорят своей маме, что она самая красивая. Нередко в этом возрасте мальчики заявляют своим мамам, что они на них женятся.

С пятилетнего возраста папа должен проявлять активное участие в развитии и воспитании сына. Выполняя мужскую работу по дому отцу желательно привлекать своего ребенка к активному участию.

Именно папа должен воспитывать и развивать в сыне мужские качества характера.

Мама же может способствовать развитию у сына таких качеств личности как доброта и сострадание, взаимопомощь и поддержка, рыцарское отношение к представительницам прекрасной половины человечества.

Правильное воспитание мальчика подростка

Где-то между 11 и 14 годами жизни милые и послушные мальчики становятся просто бунтарями. Мальчики начинают отдаляться от родителей, так как больше не считают их авторитетными людьми. Родителям здесь не стоит обижаться.

Необходимо понимать, что ребенку самому сейчас крайне не просто, так как в его организме происходят колоссальные изменения. Мальчик начинает превращаться в юношу и этот процесс довольно болезненный и не простой.

Чтобы из маленького мальчика вырос настоящий мужчина, необходимо приложить к этому немало стараний. О том, что мальчик должен расти здоровым и хорошо учиться, в данном случае речи идти не будет. Это и так понятно. Разговор пойдет о психологической стороне воспитания, а также о педагогических нюансах и тонкостях, помогающих сформировать в малыше истинные мужские качества.

Некоторые современные нюансы воспитания мальчиков

Одно из самых главных условий (независимо от того, мальчик это или девочка) – присутствие рядом взрослого человека. Малыш стремится подражать взрослому человеку и брать с него пример. В первую очередь, таким примером для мальчика должен быть мужчина. Лучше, если это отец, но может быть и старший брат, и дедушка, и дядя, и учитель, и даже совсем посторонний человек.

Однако проблема в том, что в настоящее время чаще всего ребенка окружают не мужчины, а преимущественно женщины. Воспитатели в детском саду – женщины. Большинство школьных учителей – тоже. Детские врачи – опять-таки женщины. Кроме того, многие мальчики сейчас растут в неполных семьях, причем, в большинстве случаев – рядом с мамой, а не с папой.

Но даже если семья полная, это еще не факт, что мальчик будет рядом с папой. Многие отцы , считая, что этим должна заниматься мама. Другие отцы в силу своей инфантильности неспособны к полноценному воспитанию сыновей. Третьи – загружены на работе до такой степени, что ни на что другое им не хватает сил и времени. Поэтому волей-неволей воспитывать сына и стараться, чтобы он вырос настоящим мужчиной, приходится маме.

Чем мальчики отличаются от девочек

Этот вопрос не так прост, как может показаться. Еще до недавнего времени считалось, что кроме первичных половых признаков, никаких других отличий между новорожденными девочками и мальчиками нет. Однако последние исследования показали, что это далеко не так. Девочки и мальчики с самого рождения отличаются по множеству физиологических и психологических признаков. Благодаря этим признакам, с самого начала жизни мальчики и девочки развиваются по-разному.

Тестостерона в крови у мальчиков намного больше, чем у девочек. А вот эстрогена, наоборот, больше у девочек. По-разному у мальчиков и девочек работает мозг. Когда девочка принимает какое-то решение или совершает какое-то действие, у нее в этом случае работают оба полушария мозга. У мальчика в точно такой же ситуации задействовано лишь правое полушарие.

Поэтому психология и восприятие мира у мальчиков и девочек существенно отличаются. Мальчики намного чаще попадают в авантюрные ситуации. Кроме того, они чаще совершают аварии и преступления. По этой же причине среди мальчиков в три раза больше самоубийств и попыток самоубийства, чем у девочек.


И это еще далеко не все врожденные психологические характеристики мальчиков. Чтобы правильно воспитать мальчика, необходимо знать:

  • Из-за особенностей нервной системы и слухового аппарата мальчики не могут долгое время выдерживать высокие звуки. Низкие тона ими воспринимаются намного лучше. В первую очередь, это следует учитывать маме и стараться не повышать голос на сына. Когда мама кричит, ребенок думает не о смысле сказанных мамой слов, а о том, как ему лучше защититься от высокого мамина голоса;
  • Мальчишкам всегда важно, как оценивается их деятельность. При этом оценка должна быть как можно более конкретной, разложенной «по полочкам»;
  • Мальчику, в отличие от девочки, намного труднее соблюдать какие-то стереотипы: правила поведения, распорядок дня, приведение себя в порядок;
  • Физическая работа мальчикам дается намного легче, чем умственная.

Все это необходимо стараться учитывать при воспитании мальчиков.

Как правильно воспитывать мальчика: общие правила

За все время своего существования человечество изобрело немало способов воспитания мальчиков. Существует славянский, казачий, спартанский, германский, скандинавский способы – всех не перечесть. Несмотря на разность воспитательных методик, все эти способы объединяет одно: сделать из мальчика настоящего мужчину. Поговорим об этом подробнее (разумеется, с поправкой на то время, в котором мы живем).

Вначале коснемся общих правил воспитания:

  • Очень важно, когда малыш обладает чувством собственного достоинства. Это формирует в нем самостоятельность. Конечно, при этом нужно следить, чтобы такое чувство не могло перерасти в детское самодурство и тиранию над родителями;
  • Начиная с самого раннего возраста, мальчику надо давать понять, что любое начатое дело всегда необходимо доводить до конца;
  • Мальчик должен заниматься спортом. Спорт дает очень многое: вырабатывает физическую выносливость и ловкость, повышает самодисциплину и то, что принято называть «чувством локтя» (особенно в командных видах спорта), учит с достоинством переживать поражения и не злорадствовать над побежденным противником;
  • Одно из самых главных достоинств настоящего мужчины – чувство ответственности за людей, которые находятся с ним рядом, а также за то дело, которое он выполняет. Этому чувству ребенка необходимо учить с самых ранних лет. Иначе – взамен появится , который затем перерастет во взрослый эгоизм;
  • Еще одно чувство, которому необходимо научить ребенка с самого раннего возраста – милосердие. Это очень нужное чувство для формирования настоящего мужского характера: оно включает в себя любовь, сострадание, стремление помочь другому человеку и многое другое.

От правил общих к правилам конкретным

1) Сыну нужно давать как можно больше свободы. При этом нужно понимать: свобода – это не вседозволенность. Какие-то разумные ограничения всегда должны присутствовать. Плохо, когда такие ограничения перерастают почти в тотальный запрет.

Фраз типа «Не бегай быстро – разобьешь коленку», «Не влезай – упадешь», «Не трогай – поранишься», «Не делай – мы сами» и тому подобных мальчик должен слышать как можно меньше. Воспитание чрезмерной прилежности, аккуратности, осторожности, благоразумия почти наверняка приведет к искажению его мужской природы. Он будет расти неуверенным, всего бояться, у него могут развиться нервные заболевания, аллергии, он может часто болеть. Воспитанный в духе «нельзя», мальчик не способен вступиться за слабого или за девочку, дать отпор обидчику. Ему будет сложно преодолевать трудности и стремиться к достижению каких-либо разумных целей, т.е., он вырастет не настоящим, а инфантильным мужчиной.

2) У мальчика должен быть положительный пример, которому бы он подражал. Начиная с трехлетнего возраста, мальчишка в силу своей природы отдаляется от матери и пытается сблизиться с теми мужчинами, которые его окружают. Когда ребенку исполняется шесть лет, общаться с мужчинами становится для него необходимостью. В этом возрасте он стремится подражать мужчинам, пытается повторять их слова, имитирует их поведение и т. д. Лучших пример для подражания – отец. Поэтому папа должен проводить с сыном как можно больше времени.

Но современные реалии таковы, что нередко папы с малышом рядом нет и быть не может по причине того, что ребенок растет в неполной семье. В таком случае маме нужно постараться, чтобы ее сын хотя бы изредка мог общаться с каким-то другим мужчиной: дедушкой, дядей, каким-то другим родственником. Или, как вариант, отдать сынишку в кружок или спортивную секцию, где тренер – мужчина. Пытаться познакомить ребенка с «чужим дядей» по понятным причинам крайне нежелательно.

Как вариант, можно реального мужчину заменить вымышленным. Для этого детские психологи советуют найти книжного или киношного персонажа, обладающего истинными мужскими качествами. А еще лучше – отважно воевавшего на фронте или героически трудившегося дедушку или другого родственника. Повесив его портрет на стену, маме нужно как можно чаще рассказывать об этом персонаже или дедушке, обсуждать с сыном его поступки, ненавязчиво сравнивая эти поступки с поступками сына. Вольно или невольно мальчик будет сравнивать себя и свои поступки с поступками книжного персонажа или героического дедушки, что поможет ему сформировать у себя истинные мужские качества.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


3) Для воспитания настоящего мужчины нужна благоприятная семейная атмосфера. Всякий ребенок нуждается, чтобы в семье царили взаимопонимание, любовь, уважение, гармония. Мнимая или истинная суровость отца по отношению к сыну должна быть в пределах разумного. Отец, так же, как и мать, должен быть нежным к сыну. Этим он не избалует ребенка а, наоборот, поможет ему вырасти любящим, чутким, не закомплексованным, способным проявить сочувствие.

4) Мальчик должен не бояться выражать то, что он чувствует. Открытое выражение чувств – это очень важно для формирования характера. Если мальчику захотелось плакать – пусть он поплачет, и не надо его упрекать в том, что это «не по-мужски». Наоборот, надо понять: таким образом ребенок дает понять, что ему плохо. Сочувствие, утешение и совместные попытки – это намного лучше, чем высмеивание и упреки.

То же самое и в отношении проявляемой ребенком радости. Отмахнуться от детского смеха, или совсем не обратить на это внимание – неразумно. Наоборот, надо разделять с сыном радость, понимая, что, скорее всего, он гордится своими первыми мужскими успехами и победами. Совместная радость по этому поводу вселит в мальчишку уверенность в себе, что немаловажно для формирования настоящего мужского характера.

5) Не надо бояться открыто признавать свои ошибки. Умение сказать самому себе «я не прав» и извиниться за свою неправоту – еще одна важная черта мужского характера. Мама и папа не должны опасаться того, что открытое и искреннее признание их неправоты перед сыном повредит ему и уронит в сыновьих глазах их родительский авторитет. Наоборот, это ему во многом поможет: видя, что родители перед ним искренние и готовы попросить прощения, сын, беря с них пример, также вырастет способным осознавать свои ошибки и просить за них прощения.

6) Мальчик должен научиться сопереживанию. Помочь родителям или друзьям, уступить старушке место в автобусе, накормить птиц или бездомного котенка – все это первичные признаки сопереживания и сострадания. Роль родителей в этом случае чрезвычайно важна. Необходимо объяснять малышу, что в этом нет ничего особенного и так он должен поступать всегда, потому что это – поступки настоящего мужчины.

7) Воспитание в мальчике храбрости и отваги. Этим свойствам характера малыш должен учиться с самого раннего детства. Защитить слабого, не испугаться сильного, не бояться темноты, мужественно переносить боль – все это проявления мальчишечьей отваги, из которой впоследствии сформируется настоящая мужская храбрость и отвага. Не следует делать трагедий из того, что иногда ваш сын возвращается домой с разбитым носом: драка для мальчика – это очень важный элемент самовоспитания, именно она формирует в нем стойкость и отвагу. Обязанность родителей (в особенности, отца) – выяснить причины драки, и если сын дрался за правое дело, похвалить его, объяснив при этом, что лучше все же в следующий раз постараться обойтись без драки.


Следует прививать мальчику чувству прекрасного. Такое чувство крайне необходимо настоящему мужчине, иначе он может вырасти в «однобокое» существо с сильными мышцами, но ущербной душой. Нужно стремиться к тому, чтобы с самого раннего детства мальчик мог отличать красивое от безобразного – как вокруг себя, так в собственной душе. Научившись таким различиям, он затем вырастет мужчиной, способным оценить красоту природы, картины, женщины, музыки и т. д.

9) Необходимо учить ребенка обращаться с техникой. Учитывая, что в современной жизни техника играет очень важную роль, настоящий мужчина должен в ней разбираться. Понятно, что требовать каких-то особо глубоких познаний в компьютере, стиральной машине или автомобиле от ребенка не следует, но элементарные познания в этой области необходимы. Тут, опять же, очень важен пример папы, который должен как можно чаще вместе с сыном ремонтировать вышедшие из строя бытовые приборы и технику, попутно разъясняя, что и как в них устроено.

10) Ребенок должен получать правильное половое воспитание. Это также очень важное условие формирования будущего мужчины. В первую очередь, мальчика надо : разумеется, будет лучше, если этому ребенка станет учить отец. Следующая родительская задача – объяснить сыну, что он мужчина, а девочки – это противоположный пол.

Причем, объяснений общего плана здесь недостаточно. Крайне важно научить мальчика правильно себя вести с представительницами противоположного пола – девочками. Начиная с 10-12 лет, мальчикам нужно знать общие сведения о том, что такое секс и . Кроме того, им следует рассказать о тех изменениях в интимном плане, которые с ними произойдут и разъяснить, что это – естественный процесс и этап взросления всякого мужчины.

Понятно, что это далеко не все требования к воспитанию мальчиков. Кто-то может добавить и свои требования и правила, которые также должны способствовать тому, чтобы из мальчика вырос полноценный мужчина.

Особенности воспитания мальчика от рождения до подросткового возраста

  1. От рождения до 3 лет. До того, как ребенку исполнится три года, его пол особого значения не имеет. И мальчика, и девочку воспитывают почти одинаково. В этот период малыш больше находится с мамой, чем с папой. Мама ребенка кормит, ухаживает за ним, обеспечивает его комфорт и безопасность. Первые слова и первые шаги мальчик и девочка произносят и делают одинаково.
  2. От 3 до 4 лет. С трехлетнего возраста дети способны отличить папу от мамы, дядю от тети – то есть, могут различать всех, кто их окружает, по признакам пола. Здесь родителям уже нужно уделять специфическое внимание своему сыну – то есть, воспитывать в нем такие мужские качества как силу, выносливость, ловкость, храбрость. Мальчик пока может играть как «мальчишечьими», так и «девчоночьими» игрушками. Не следует этого опасаться: это ни коим образом не отразится на формировании его мужского характера.
  3. От 5 до 7 лет. Этот возрастной период мало чем отличается от предыдущего. По-прежнему главным для малыша (независимо от того, мальчик он или девочка) является родительская забота, нежность и ласка. Хотя время от времени мальчику надо напоминать, что он – именно мальчик, а не девочка. При таком напоминании мальчик начинает осознавать себя как представитель мужского пола, и к семи годам обычно отдаляется в эмоциональном плане от матери и становится ближе к отцу.
  4. От 8 до 10 лет. Обычно в таком возрасте у мальчика окончательно формируется убеждение, что он представитель мужского пола. Родителям здесь отводится особая роль. Они должны постараться, чтобы между ними и их сыном оставались прежние доверительные отношения, что очень пригодится, когда сын станет подростком. Ближе к 10 годам мальчик может проявлять агрессию, грубить родителям и поступать им наперекор. Бояться этого не следует: таким способом сын проявляет инстинктивные признаки мужчины – отстаивание собственного мнения и своей территории.
  5. Подростковый возраст. Воспитание сына подросткового возраста – это целенаправленное привитие ему многих базовых мужских качеств: ответственности за свои слова и поступки, правдивости, храбрости и т. д. Роль родителей по-прежнему имеет немаловажное значение, однако вместе с тем сын-подросток уже стремится вырваться из-под родительской опеки, проводя длительное время со сверстниками и друзьями. Именно в подростковом возрасте у мальчика обычно проявляются те качества, которые были заложены в нем раньше. Поэтому так важно воспитывать в мальчике настоящего мужчину с самого раннего возраста.

Типичные ошибки при воспитании мальчика

Конечно, в таком сложном деле, как воспитание в мальчике качеств настоящего мужчины, без ошибок не обойтись. Этого не надо бояться: ошибки нужно знать, чтобы в дальнейшем их не повторять. Вот перечень наиболее распространенных родительских ошибок:

  • Проявление чрезмерной суровости: родители считают, что именно таким способом они могут воспитать в сыне мужественность. Такой педагогический подход может привести к тому, что ребенок замкнется, станет агрессивным или начнет лгать. Кроме того, у него могут развиться нарушения нервной системы (тики, судороги, заикания, припадки);
  • Подгонка ребенка под некий вымышленный «идеал» без учета при этом его индивидуальных особенностей;
  • Потакание капризам и эгоистическим наклонностям малыша, в результате чего в нем могут сформироваться не истинные мужские качества, а эгоизм и инфантильность;
  • Непоследовательность, или, иначе говоря, упреки и похвала за совершение одного и того же поступка. Поступая так, родители способствуют тому, что их сын перестанет различать, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно;
  • Частые родительские ссоры в присутствии сына;
  • Несогласованное родительское поведение, выраженное в том, что кто-то из них все ребенку запрещает, а другой, наоборот, слишком многое позволяет;
  • Частая критика сына и сравнение его с другими детьми не в пользу ребенка;
  • Навязывание негативных установок типа «Из тебя ничего не получится», «Ты ничего не умеешь», «С тобой не будет дружить ни одна девочка» и т. д. В результате ребенок может в это поверить и перестать интеллектуально, физически и духовно развиваться;
  • Игнорирование роли физического воспитания и чрезмерный акцент на науку. Наиболее правильный подход в этом случае – разумное чередование того и другого. Сила и выносливость – далеко не самые последние качества мужской личности.
  • Мамам на заметку!


    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Воспитание мальчиков — неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров.

Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова «Мужичок-с-ноготок», герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.

Причем трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей», — писал исследователь русского крестьянского быта, историк Миненко Н.А. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине. Однако в XX веке все изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а все равно практически в любой школе учителей на порядок меньше, чем учительниц.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью

На наших психологических занятиях мы даем мальчикам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху — самое важное, внизу — самое, на их взгляд, несущественное. Результат впечатляет. Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что еще умение вышивать гладью не называют! А вот смелость если и присутствует, то на одной из последних ступенек.

Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях? — «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвешься, не трогай, не лезь, не смей…» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?

Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему? — Да потому что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка ДЛЯ СЕБЯ, воспитывают таким, КАКОЙ ИМ УДОБЕН.

И не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это недальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.

Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, типа «В какой школе ты учишься?», «Какие фильмы любишь?»), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже все было не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольными у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр. В них он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов.

«Раньше столько читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером, — горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в замкнутый круг. Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой. Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративность.

«Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас все принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит совсем на другое, да еще наврет с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким, — жалуется мама такого ребенка, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.

В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую «группу риска».

Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, другой мальчик — забросить учебу, увлечься тяжелым роком и дискотеками, пуститься во все тяжкие в поисках легких денег, пристраститься к водке или наркотикам. Т.е., даже здоровье ребенка, т.е. цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, — и та не будет достигнута!

Школа мужества

Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из характера ребенка. Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на гору под палящим солнцем. А до вершины ни много – ни мало — полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоем со старшим братом, которому самому-то еще только-только, как у Некрасова, «шестой миновал»… Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя.

Но думаю, большинству матерей такой подход не по нервам. Лучше предпочесть золотую середину. Для начала сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими там под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.

Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные. Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них «меньше аллергии». Но я убеждена, что тут дело в другом. Если у ребенка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой «аллергии» у него на нее нет! А вот когда взаимопонимание отсутствует, когда банальная чистка зубов перерастает в ПРОБЛЕМУ, тогда «аллергия», конечно, появляется.

Нет, просто отцы сами были мальчишками и не окончательно позабыли свое детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышленышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чем они уступают сыновьям, а в чем, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному.

В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: «Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» Подобное «воспитание» приводит к тому, что лет в 5-6 малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался — неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и НЕ заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность:»Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».

Вообще почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Как известно, люди, слышавшие когда-то в младенчестве иностранную речь, впоследствии легко овладевают этим языком и отличаются хорошим произношением, даже если начинают учить язык с нуля спустя много-много лет.

То же самое происходит и с представлениями о жизни и людях. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии незримо руководят многими нашими поступками. Трех-четырегодовалому ребенку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки. Я уже писала, что сыновей полезно знакомить с мужскими профессиями.

Помимо всего прочего, это отвлечет ребенка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточенность. Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл… Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота — это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.

Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Ну, а папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо.

И уж тем более недопустимо кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Таким образом можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать.

«Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках — женских, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, впрочем, везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям».

Одиноким мамам очень важно взять на вооружение сей нехитрый прием. Ведь среди подростков «группы риска» большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится с лихвой.

Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. В том же самом садике ребята настолько привыкли пропускать девочек вперед, что однажды, когда воспитательница забыла об этом правиле, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек. Мы на занятиях в нашем психологическом театре тоже хвалим мальчишек за благородство, когда они соглашаются, чтобы девочки выступили первыми. И видим, как благотворно это сказывается на их самооценке и на взаимоотношениях в группе.

Пойдя в школу, ребенок переходит в другую возрастную категорию, становится «большим». Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его, чтобы он уступал в метро место пожилым людям.

А с какой готовностью мальчишки, даже четырехлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Еще бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит…

Подвижные игры

Это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребенку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они не перевозбуждались. И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят случится нервный срыв.

Мальчики вообще в среднем более шумные и воинственные, чем девочки. Это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать, возвышать, элевировать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку».

Романтизируйте ее, предложив ему мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите ему для этого картонные латы и меч. Купите какую-нибудь красочную, интересную книжку или видеокассету, которая заставит заработать его фантазию.

Где живет герой?

Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Что поделать? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Теме подвига отдали дань практически все русские писатели. Можно сказать, это одна из ведущих тем отечественной литературы. Помните, как много значили для современников Пушкина герои войны 1812 года? А какую славу снискал молодой Толстой своими рассказами о героической обороне Севастополя!

И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Менялись времена, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка на героизм оставалась неизменной. Ярчайший тому пример — усиленная «ковка» новых героев после революции. Сколько стихов было о них сложено, сколько фильмов снято! Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались.

Для чего это было нужно? — Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики — авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители.

А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются глаза при слове «подвиг»! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Казалось бы, откуда в них это? Ведь сейчас героизм не в почете.

Сейчас гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов, по меньшей мере, неразумно. Но в том-то и дело, что в подобные мгновения включаются механизмы бессознательного. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

И вот, пожалуй, впервые в русской истории подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела. И попробовали было обойтись без нее.

Теперь мы пожинаем первые плоды, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам есть над чем призадуматься.

Спасителю папы — приз!

Несколько лет назад мы разработали анкету для подростков, посвященную героизму. Вопросы там простые, но очень показательные. Например: » Нужны ли герои?», «Хотел ли бы ты быть похожим на какого-нибудь героя? Если да, то на кого?», «Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?» Еще недавно большинство мальчишек отвечали утвердительно. Теперь все чаще пишут «нет».

В последней подростковой группе, с которой мы занимались, семь мальчиков из девяти (!) заявили, что герои не нужны, похожими они на героев быть не хотят и о подвиге не мечтают. А вот девочки на все три вопроса ответили: «Да».

Даже ученица вспомогательной школы написала, что если мир останется без героев, некому будет спасать людей. Так что у девочек с представлениями о героизме все оказалось в порядке. Но это какое-то слабое утешение. Особенно впечатлил нас ответ на последний вопрос. Если вы помните, в начале 90-х годов в Балтийском море затонул паром. И во время катастрофы пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Тогда об этом много писали, и одна из молодежных газет обратилась к мальчику с призывом откликнуться — они хотели вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой и аморальной, что мы не могли на это не отреагировать. И включили в анкету вопрос о правомерности премирования человека призом за спасение папы. Еще пару лет назад практически все подростки писали, что, конечно, никакого приза не нужно. А многие поясняли: «Самая большая награда — то, что отец остался жив». Теперь мнения разделяются. В уже упомянутой подростковой группе девочки опять-таки ответили нормально, а мальчишки потребовали наград. Как вам такие защитники семьи и отечества?

Романтики с большой дороги

Но с другой стороны, юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем, в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии, которое резко затормаживается. Для олигофренов, например, вообще характерно выпадение романтической фазы (об этом писал один из известнейших психиатров проф. Васильченко Г.В.).

Так что, отринув настоящий героизм, многие подростки все равно его ищут. Но находят лишь суррогаты, о чем неопровержимо свидетельствует рост подростковой преступности. Закрыв подростковые клубы, мы просто вытеснили ребят в подворотни.

А отменив игру в «Зарницу», обрекли их на куда более вредную и засасывающую игру в мафию. Которая для многих быстро становится не игрой, а привычным образом жизни.

Ну, а для более спокойных, «домашних» ребят отказ от традиционной ориентации на героизм оказался чреват ростом страхов. А значит, и низкой самооценкой, ведь даже маленькие мальчики уже понимают, что трусом быть стыдно. И очень болезненно переживают свою трусость, хотя подчас стараются это скрыть под маской напускного равнодушия.

Очень характерно, что ребята, отрицавшие в анкетах нужность героизма, с одной стороны, панически боялись «крутых», а с другой, подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли среди героических черт характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на все ради достижения своей цели. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще с десяток лет.

Иногда — правда, довольно редко — приходится слышать: «Ну и что? Пусть будет каким угодно. Лишь бы остался жив». Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Он без многого может прожить, а без уважения — нет.

«Ура!» — закричал мой семилетний сын, узнав, что у его старшей сестры родился малыш. «Я был самым маленьким в нашей семье, а теперь я — дядя! НАКОНЕЦ-ТО МЕНЯ БУДУТ УВАЖАТЬ».

Даже опустившемуся алкашу важнее всего, чтобы его уважали. Именно этого, вкупе с выпивкой, ищет он в компании собутыльников. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина будет не в состоянии защитить свою семью и свою страну? Если любой бандит, умеющий стрелять, сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть его трусом?

«Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками», — сказал американский писатель К.Льюис. И с этим трудно не согласиться.

Эффект подсолнуха

«Ну, хорошо, — скажет кто-нибудь. — Я согласен, мальчик должен уметь постоять за себя. Пусть будет смелым, но в меру. А геройство зачем?»

Но человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним маячит высокая цель. Идеал, конечно, недостижим, но стремясь к нему, человек становится лучше. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. Зачем напрягаться, когда, в общем-то, я и так у цели? Когда и так сойдет?

Что, например, случится, если ребенка в первом классе не нацеливать на идеал чистописания – каллиграфическое письмо? Если позволять ему писать тяп-ляп, особенно не стараясь? — Собственно говоря, результаты мы видим на каждом шагу, ведь во многих школах именно так и поступили, решив, что нечего тратить полгода на освоение прописей, а лучше быстренько обучить детей безотрывному письму. В результате школьники в массе своей пишут как курица лапой. В отличие от их бабушек и дедушек, которые даже после простой сельской школы имели вполне сносный почерк.

А можно ли выучить иностранный язык, если не ориентироваться на идеал — овладеть языком в совершенстве, чтобы он стал родным? На самом деле идеал этот почти не достижим. Даже высокопрофессиональные переводчики в чем-то все равно уступят носителю языка, впитавшего его с детства. Но если бы они не будут стремиться к совершенству, то из них и переводчиков не получится. Они останутся на уровне людей, которые могут с грехом пополам объясниться в магазине, да и то больше при помощи жестов.

Точно такая же история происходит и с воспитанием смелости. Стать героем дано далеко не каждому. Но изначально занижая планку, а то и дискредитируя героизм в глазах ребенка, мы вырастим труса, который не сможет постоять ни за себя, ни за своих близких. Да еще будет подводить под свою трусость идеологическую базу: дескать, зачем сопротивляться злу, когда оно все равно необоримо? И наоборот, если «назначить» трусишку героем, он постепенно начнет подтягиваться, дабы оправдать это высокое звание. Примеров можно привести множество, но ограничусь всего одним.

Вадик ужасно боялся уколов. Еще при подходе к поликлинике он закатывал истерику, а в кабинете врача его приходилось держать вдвоем-втроем — с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни посулы, ни угрозы не помогали. Дома Вадик обещал все, что угодно, но при виде шприца уже не мог с собой совладать. И вот однажды все повторилось снова. С той только разницей, что папа, встречавший Вадика с мамой на улице, потихоньку сказал жене: «А давай ты мне скажешь, что Вадик вел себя героически. Посмотрим, как он прореагирует».

«Давай», — согласилась мама. Сказано — сделано. Услышав про свой героизм, Вадик сперва опешил, но потом, справившись с изумлением, согласился. И вскоре искренне поверил, что он спокойно дал сделать себе укол! Родители про себя посмеивались, считая это просто забавным происшествием. Но затем увидели, что поведение Вадика в поликлинике

начало меняться. В следующий раз он сам зашел в кабинет, и хотя заплакал, не выдержав боли, дело обошлось без криков и драк. Ну, а еще через пару раз и со слезами удалось справиться. Страх уколов был преодолен.

А если бы отец не назначил сына героем, а начал его стыдить, Вадик лишний раз убедился бы в своем ничтожестве, и у него совсем опустились руки.

Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам

Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы — море, всю не перечесть. Я назову лишь некоторые произведения. Мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста наверняка понравятся «Приключения Эмиля из Ленниберге» А.Линдгрен, «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Ветер в ивах» К.Грэма.

Имена же советских писателей: Олеши, Катаева, Рыбакова, Кассиля и др. и так у всех на слуху. У Л. Пантелеева есть целый цикл рассказов о подвигах. Да и русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Кроме того, вся наша (и не только наша!) история изобилует примерами героизма. Причем примеры можно подобрать на любой вкус.

Это и жития святых и биографии великих полководцев, рассказы о подвигах солдат и истории обычных мирных жителей, волею судеб вдруг вставших перед необходимостью защитить свою родину от посягательств врагов (напр., подвиг Ивана Сусанина). Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы желание.

По материалам книги Т. Шишовой