Ремонт Дизайн Мебель

Разведывательно–водолазная команда. Великая отечественная - под водой Жизни, отнятые морем

В истории ВМФ СССР времен Великой Отечественной войны немало героических и трагических страниц. Одна из самых заметных связана с подводной лодкой «Щ-408». В боевой биографии этой субмарины был только один боевой поход, ставший для нее последним. Но после того как «щука» (так на флоте называли подлодки серии «Щ») не вернулась из похода, среди советских моряков стала ходить легенда о «балтийском «Варяге».

Вышедшая в боевой поход в мае 1943 года «Щ-408» была обнаружена финской авиацией и катерами. Когда «Щ-408» вновь всплыла, противник был уверен, что экипаж сдастся в плен, поскольку ситуация казалась безнадежной. Но командир «щуки» капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение вступить в бой с противником в надводном положении, используя артиллерийские орудия. После ожесточенного боя, в ходе которого экипаж «щуки» уничтожил два финских катера, советская подлодка вновь ушла под воду, так и не спустив флага. Противник, не имея точных сведений о том, затонула ли лодка из-за повреждений, или вновь скрылась на дне, продолжал бомбить место погружения глубинными бомбами.

Долгое время место гибели «Щ-408» оставалось загадкой, даже несмотря на довольно точное описание боя финской стороной. Поисковики не оставляли попыток найти точное место гибели подлодки. Лишь недавно российские дайверы смогли точно обнаружить место гибели лодки (в стороне от того места, в котором ее традиционно искали) и, осмотрев, пролить свет на гибель боевого «щуки».

О том, как была найдена легендарная подлодка и о том, что удалось узнать о последнем бое ее экипажа, АиФ.ru поговорил с участником проекта «Поклон кораблям Великой Победы», дайвером-исследователем, оператором Разведывательно-водолазной команды Иваном Боровиковым .

Андрей Сидорчик, АиФ.ru: — Иван, найденная подлодка, это действительно знаменитый «балтийский «Варяг»?

Иван Боровиков: — Да, это «Щ-408», погибшая в 1943 году. «Щ-408» — это единственная лодка, которая вступила в открытый артиллерийский бой с надводными силами противника. Для подводного флота это уникальный случай, поскольку подводные лодки обычно использовали свои орудия для уничтожения небольших судов, не оснащенных серьезным вооружением, в первую очередь, рыболовецких и торговых. Артиллерийская дуэль подводной лодки с боевыми кораблями противника — ситуация исключительная.

— Поисковики долго не могли обнаружить лодку. Как все-таки удалось напасть на ее след?

— «Щ-408» долго не удавалось найти потому, что она оказалась не в том месте, на которое указывали финские и немецкие военные источники. Причин этому может быть две: либо финны очень сильно промахнулись с координатами, хотя это маловероятно, либо подлодка после последнего погружения оказалась способной пройти еще пару миль, пытаясь уйти от преследования.

Мы дали координаты нашим друзьям из финской команды Subzone, они вели поиск при помощи гидролокатора, и обнаружили на дне тень объекта, очень похожего на подводную лодку. Мы совершили погружение к объекту, и он был идентифицирован как подлодка «Щ-408».

«Командир „Щ-408“ погиб при артобстреле»

— Удалось установить новые данные об обстоятельствах гибели лодки?

Павел Семёнович Кузьмин. Фото: Commons.wikimedia.org

— При осмотре «Щ-408» были обнаружены многочисленные следы от попаданий снарядов, что говорит о том, что подлодка действительно вела интенсивный артиллерийский бой. Около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, причем видно, что они явно не первые, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина . Согласно уставу, он во время надводного боя должен был выходить на мостик с личным оружием. Судя по тому, что автомат остался снаружи «Щ-408», командир «щуки», скорее всего, погиб при артобстреле.

Финны, участвовавшие в бое, говорили, что видели артиллерийские попадания в лодку, видели, как погибали артиллерийские расчеты «Щ-408» и их заменяли другими людьми. Та картина, которую мы увидели на дне, соответствует описанию сражения, приводимому финской стороной.

При этом мы не увидели серьезных повреждений на корпусе лодки. Судя по всему, удары по «Щ-408» с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, судя по всему, до последнего боролся за живучесть лодки.

— В материалах о «Щ-408» существуют определенные разночтения. По одним источникам, поврежденная лодка затонула, не спустив флага. По другим, после артиллерийского боя она совершила погружение, рассчитывая скрыться от противника. К какому выводу пришли вы?

— Скорее всего, «Щ-408» ушла на погружение. По всей видимости, вследствие повреждений «щука» потеряла плавучесть и не смогла всплыть. Экипаж остался на борту и погиб спустя несколько дней после артиллерийского боя.

«Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе»

— Поисковые работы в районе обнаружения «Щ-408» полностью завершены?

— По возможности, мы бы сделали еще 1-2 погружения, но в целом, все, что можно было там посмотреть, мы уже посмотрели. К сожалению, в этом районе жидкий ил, в который «Щ-408» погружена примерно по ватерлинию, что не позволяет осмотреть корпус целиком, в частности, торпедные аппараты.

Кадр youtube.com

— Насколько соответствует действительности информация о том, что власти Эстонии запретили установку мемориальной таблички на корпусе «Щ-408»?

— У эстонцев очень серьезное отношение к тому, что находится на дне. Там очень много затонувших кораблей, и у них очень жесткие и строгие правила, которые запрещают какие-либо действия, связанные с подводными объектами. Это касается и установки мемориальных табличек. У финнов похожие правила, но они разрешили нам установить мемориальные таблички на лодках, обнаруженных в территориальных водах их страны. Мы направили запрос Эстонии с просьбой разрешить установку мемориальной таблички. Ответа пока не получили, эстонцы размышляют.

— Каковы дальнейшие планы вашей группы?

— Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе, будем работать над их поиском.

Экспонаты музея, посвященного подвигу «Балтийского Варяга». Фото: Кадр youtube.com

Что происходило после гибели лодки?

24 мая 1943 года финнами на поверхности воды был зафиксирован выброс большого количества масла, пузырей и мусора. Спустя сутки финское командование сочло, что лодка уничтожена. Советская сторона знала только, что «Щ-408» была втянута в бой с превосходящими силами противника и затем не вернулась на базу. О том, что случилось со «щукой», впервые удалось узнать после выхода Финляндии из войны в 1944 году.

19 января 1944 года «Божьей милостью король Великобритании, Ирландии и британских владений за пределами Британских островов, защитник справедливости и император Индии» Георг VI своим эдиктом присвоил капитан-лейтенанту Кузьмину звание почетного члена Ордена Британской империи посмертно.

Мемориальная доска на ул. Подводника Кузьмина в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org / Екатерина Борисова

Советскими наградами моряки отмечены не были. По мнению исследователей, командование не хотело заострять внимание на операции, завершившейся неудачно.

В начале 1960-х история последнего боя «Щ-408» была опубликована в советской прессе. В Ленинграде появилась улица Подводника Кузьмина, названная в честь командира «щуки», в одной из городских школ появился Музей подводного плавания имени Кузьмина.

Щ-408

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Общие сведения

Подводная лодка «Щ-408», как и все лодки типа «Щ» была разработана в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Это были дизель-электрические лодки относящиеся к среднему классу. За время войны была потеряна 31 лодка типа «Щ» из 44 построенных. Среди потопленных лодок есть и «Щ-408».

История создания

Предшественники

Предшественниками подводных лодок типа Щ («Щука») Х-бис серии были лодки типа Щ («Щука») Х серии . Лодки серии X-бис от предыдущей серии отличались очень незначительно.

Постройка и испытания

Энергетическая установка и ходовые качества

На «Щ-408» стояло два четырехтактных бескомпрессорных дизеля 38К8 по 800 л.с. для движения в надводном положении и два главных гребных электродвигателя ПГ5 по 400 л.с. для движения в подводном положении. Также на лодке было установлено два электродвигателя экономического хода по 20 л.с., которые соединялись с двумя гребными валами ременной эластичной передачей. Это было сделано для снижения шумности.

Вспомогательное оборудование

В проходивших по бортам лодки булям были расположены цистерны главного балласта, а в оконечностях легкого корпуса - носовая и кормовая цистерны. Только цистерна средняя, уравнительная и быстрого погружения находились внутри прочного корпуса. Для продувания цистерн главного балласта на лодке были установлены турбокомпрессоры.

Экипаж и обитаемость

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Было установлено два 45-мм орудия 21-К. Одно находилось перед рубкой на палубе, а второе на самой рубке.

Также на лодке имелось два 7,62-мм пулемета.

Модернизации и переоборудования

В связи с коротким сроком службы до гибели, лодка не проходила модернизаций.

История службы

Повреждения рубки «Щ-408» после столкновения с сетевым заградителем «Онега».

26 сентября 1941 года в 21 час 32 минуты подводная лодка «Щ-408» при переходе из Кронштадта в Ленинград совершила столкновение с сетевым заградителем «Онега». В результате этого столкновения у лодки были следующие серьезные повреждения: пробоина в прочном корпусе и деформация тумбы зенитного перископа. Виновным в столкновении признали военкома Базарова И.Т., но командира лодки Дьякова понизили в звании и перевели на «С-9» . А его место занял капитан-лейтенанта Кузьмина П.С., который был до этого командиром «С-9». Лодка была направлена на завод №194 в Ленинграде для ремонта.

12 октября 1941 года на подводной лодке «Щ-408» был поднят Военно-морской флаг. 16 января 1942 года был утвержден приемный акт.

22 июня 1942 года в 12 часов 17 минут и 12 часов 50 минут лодка, находясь в ковше Адмиралтейского завода, получила два попадания артиллерийских снарядов. Один из снарядов попал в надстройку в районе 30-31 шпангоутов , где хранилась краска, и вызвал пожар. Второй пробил борт ниже ватерлинии в районе 52-54 шпангоутов в 5-м отсеке. Команде БЧ-5 пластырь завести не удалось, и их командир, капитан-лейтенант Моисеев, отдал приказ об оставлении отсека. Вскоре подводная лодка села на грунт кормой , имея крен на правый борт в 21°.

23 июня 1942 года водолазы ЭПРОНа сумели завести пластырь и откачать воду. После этого субмарину завели в док, где она проходила ремонт до октября 1942 года.

25 октября 1942 года при артобстреле рядом с лодкой на пирсе взорвался 210-мм снаряд. От взрыва подводная лодка получила две пробоины в прочном корпусе. Одну в районе 24-35 шпангоутов, а вторую в районе 27-28 шпангоутов. Также осколками были осыпаны надстройка , ограждение рубки и були, но они получили не столь значительные повреждения. Для ремонта лодку направили в Кронштадтский морзавод, где она находилась до января 1943 года.

В апреле 1943 года на лодке завершили монтаж миноотводов и прибора ПАМ-К. Корпус покрыли изоляционной мастикой.

В ночь с 7 на 8 мая 1943 года «Щ-408» при обеспечении пяти быстроходных тральщиков «БТЩ-210», «БТЩ-211», «БТЩ-215», «БТЩ-217», «БТЩ-218», шести сторожевых катеров и двух катеров-дымзавесчиов перешла из Кронштадта к маяку Шепелевский. Тут она легла на грунт. В ночь на 9 мая лодка совершила переход к острову Левенсари.

9 мая 1943 года в 4 часа 40 минут лодка легла на грунт в двух милях от бухты Норре-Каппельлахт. А в ночь с 10 на 11 мая «Щ-408» отшвартовалась в самой бухте.

В ночь с 18 на 19 мая 1943 года субмарина в обеспечении пяти сторожевых катеров и семи катеров-тральщиков перешла в точку погружения на Восточном гогландском плесе и начала переход на позицию в Норчёпингской бухте.

19 мая 1943 года при форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и по одним данным повреждена немецким самолетом, а по другим не получила повреждений.

Гибель

Подводная лодка «Щ-408» в осажденном Ленинграде.

21 мая 1943 года лодка была обнаружена по масляному следу в районе острова Вайндло силами немецких ПЛО . Тут же на место обнаружения подошли быстроходные десантные баржи 1-ой группы 24-ой десантной флотилии и сбросили в этом месте пять глубинных бомб . После бомбометания они легли в дрейф и стали наблюдать за районом.

22 мая 1943 года в 2 часа 50 минут лодка всплыла и вступила в бой с БДБ . В 2 часа 55 минут с нее было получено донесение:

Но оторваться от противника лодке не удавалось. Согласно данным немецкой стороны БДБ попали в субмарину несколько раз из 75-мм и 20-мм орудий. Этими попаданиями они сильно повредили носовую часть лодки. Ответным огнём лодка добилась нескольких попаданий 45-мм снарядов по баржам, но уничтожить их не смогла. После этого «Щ-408» погрузилась под воду не спустив боевого флага.

К этому времени в район столкновения подошли финский минный заградитель Routsinsalmi и сторожевой катер VMV-6 , которые тут же сбросили в районе масляного пятна серию бомб. В 4 часа 50 минут на поверхности появились пузыри воздуха, большое количество саляры и масла, а так же куски дерева.

Высланные с острова Левансари восемь истребителей И-153 и И-16 лодку не обнаружили и потеряв два самолета вернулись на базу. Через 8 часов в район острова Вайндло было послано еще десять ЛА-5, но и в этот раз было потеряно два самолета, а повредить или уничтожить силы ПЛО они не смогли.

Оставшиеся наблюдать за районом силы немецких ПЛО еще два или три дня слышали стук о металлический корпус доносившийся с морского дна, советские моряки пытались заделать пробоины. Балтийские подводники боролись до последней возможности и приняли геройскую смерть, но не спустили перед врагом советского Военно-морского флага.

Судьба останков лодки

Мемориальная табличка установленная на месте гибели лодки.

В первый раз участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» пытались найти «Щ-408» в июле 2015 года. За исходную точку для поиска они взяли координаты из финских архивов. Но эта попытка оказалась неудачной.

22 апреля 2016 года останки подводной лодки «Щ-408» были обнаружены на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны. А уже 1-2 мая ее обследовали водолазы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По их данным субмарина практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Однако корпус подводной лодки погружен по ватерлинию в грунт и все обнаруженные водолазами повреждения относятся только к артиллерийскому бою. Все люки на лодке в закрытом состоянии, это свидетельствует о том, что никто из экипажа даже не пытался спастись.

На месте гибели лодки в море дайверы установили мемориальную табличку.

Командиры

Награды

Сама лодка наград не имела. А вот командир подводной лодки Кузьмин П.С. был посмертно награжден орденом Британской империи 5-ой степени примерно через год после гибели субмарины.

См. также

Галерея изображений

Видео

подводная лодка X-бис серии.

    Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    26 сентября 1941 года при переходе из Кронштадта в Ленинград подводная лодка под командовнием старшего лейтенанта Н.В.Дьякова столкнулась в Морском канале с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на подводной лодке пробит прочный корпус, погнута тумба перископов. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать на ремонт, а ее командиром стал капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович .

    22 июня 1942 года, когда лодка стояла у стенки завода № 194, она вновь была повреждена в результате попадания двух снарядов. Через образовавшиеся пробоины внутрь корабля поступила вода. V отсек был затоплен. Второй снаряд нанес повреждения в надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт.

    16 октября «Щ-408» перешла в Кронштадт. 25 октября у борта лодки взорвался 210-мм снаряд. Субмарина вновь получила 2 осколочные пробоины в прочном корпусе. 5 членов экипажа субмарины были ранены.

Штурман «Щ-408» старший лейтенант И.М. Орлов (слева) с неизвестным капитан-лейтенантом. Фото из архива А.А. Купина.

    В свой первый боевой поход лодка вышла только 7 мая 1943 года. 18 мая она покинула Лавенсари. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения 19 мая «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и повреждена немецким самолетом, а 22 мая она по масляному следу обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО противника в районе зарядки у острова Вайндло. К этому времени у преследователей был израсходован боезапас глубинных бомб, практически полностью потраченный на бомбежку «Щ-303» , поэтому десантные баржи из состава 1-й группы 24-й десантной флотилии ограничились сбросом 5 глубинок и легли в дрейф. Вскоре терпение немцев было вознаграждено; подлодка всплыла на поверхность. Оторваться от противника в надводном положении субмарине не удалось. В завязавшемся артиллерийском бою несколько 45-мм снарядов с «Щ-408» поразили баржу «F-188», в ответ немцы добились нескольких попаданий из 75-мм и 22-мм орудий в носовую часть подлодки. За те 10 минут, пока шел бой с «Щ-408» успели передать просьбу о помощи: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место Вайндло». Вылетевшие с Лавенсари на помощь подводной лодке восемь «И-16» и «И-153» были перехвачены истребителями противника и, потеряв две машины, вернулись на аэродром, не выполнив задачи. Так как это были последние самолеты на острове, командир базы не хотел ими рисковать. Только спустя 8 часов на помощь лодке командование ВВС КБФ выслало десять «Ла-5», но и они, потеряв две машины, не добились успеха.

    Вскоре подошедший к месту боя финский минзаг «Руотсинсалми» и сторожевой катер «VMV-6» поставили точку в драме «Щ-408». После сброса глубинных бомб на поверхности воды появились пятна масла и куски дерева. Противник проводил наблюдение за районом до 25 мая, после чего подводная лодка посчиталась уничтоженной и охота прекращена.

Виртуальный музей подводной лодки «Щ-408»

Подводная лодка «Щ-408» на дне. Фото Ивана Боровикова, 2016 г.

    22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» . По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись.

    Вместе с «Щ-408» погибло 40 человек . Именем командира подводной лодки П.С. Кузмина названа улица в Петербурге.

Многие жители Ленинграда-Санкт-Петербурга знают или бывали на улице Подводника Кузьмина. Она названа именем командира подводной лодки Щ-408.

3 мая 2016 года в Финском заливе, в 30 километрах от эстонского города Верг, российские поисковики спустили на воду венки на месте гибели советской подлодки «Щ-408» в 1943 году.
Около недели назад после долгих поисков ее нашла экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», она покоится в территориальных водах Эстонии. Руководитель проекта Константин Богданов рассказал журналистам, что российские дайверы хотят установить мемориальную табличку на корпусе подлодки, однако пока не удается получить разрешение на это от эстонских властей.
По законам Эстонии, объяснил Богданов, нельзя не только поднимать погибшие объекты, но даже прикасаться к ним. Запрещается даже поднять грунт со дна, поэтому было решено совершить погружение, набрать возле подлодки морской воды, наполнить ею фляги и передать родным погибших подводников.

Последней миссией «Щ-408», или, как ее ласково прозвали, «Щуки», было найти выход в Балтийское море через минные поля. В поход она отправилась 18 мая 1943 года. Враг вскоре выследил ее и около двух дней вел за ней погоню. Сначала ее расстрелял самолет противника, затем по ней велась атака глубинными бомбами, в результате «Щука» получила серьезные повреждения.
Капитан-лейтинант Павел Кузьмин, командовавший подлодкой, принял решение всплыть – чтобы дать бой. Когда корпус субмарины появился над водной гладью, артиллерийские орудия на ней были повернуты в сторону противника.
Бой был неравным, изрешеченная «Щука» ушла на дно, но так и не спустила флаг. Еще двое суток акустики отмечали на ней удары: это экипаж пытался отремонтировать субмарину и всплыть. Однако это не удалось, все подводники погибли.

Поиски «Щуки» вели российские и финские поисковики. Россияне передали финнам архивные документы и определили район поиска, те вышли в море, установили координаты подлодки, а затем была проведена серия совместных исследовательских погружений.
По словам Константина Богданова, подлодка находится в двух милях от тех координат, которые были указаны в архивных документах. На палубе дайверам удалось разглядеть следы боя, орудия повернуты в сторону противника, все люки задраены, экипаж, по мнению поисковиков, внутри. Лодка изъедена ржавчиной и изрешечена снарядами противника, однако корпус хорошо сохранился, уцелела даже деревянная противоминная обрусовка, сохранились антенны.

В вашем браузере отключен JavaScript
Ссылка на публикацию с видео на сайте ТВ Звезда

О героической судьбе экипажа ПЛ Щ-408, повторившем подвиг экипажей "Варяга", СКР "Тумана" рассказано в книгах Л.А.Курникова и С.А.Гурова

Л.А.Курников
ПОДВОДНИКИ БАЛТИКИ

Подвиг и трагедия Щ-408

Командование флота стремилось вывести подводные лодки на балтийские коммуникации противника как можно быстрее. Это диктовалось интересами фронта. А искать «дыру» в Нарген-Порккалаудском заграждении каждой лодке всё равно предстояло самостоятельно. Место, где удалось бы пройти одной, было практически невозможно точно обозначить для других. Надеяться же на то, что где-то найдутся широкие «ворота», свободные от сетей и мин, не приходилось. И если прорыв этого рубежа был вообще возможен, то поиск проходов не одной лодкой, а двумя-тремя одновременно, вероятно, мог быстрее привести к успеху. Так, во всяком случае, смотрели на это тогда.
Вторую подлодку, Щ-408, находившуюся с 11 мая на Лавенсари, командующий флотом приказал отправить в боевой поход 19 мая.
Погрузившись там же, где восемь дней назад начала самостоятельное движение Щ-303, капитан-лейтенант Кузьмин пошёл дальше не через Нарвский залив, как Травкин, а северным маршрутом. И доказал его проходимость: эта подлодка успешно преодолела Гогландский рубеж. А для зарядки аккумуляторов Щ-408 всплыла там, где заряжалась Щ-303, – в районе острова Вайндло.
Однако Кузьмину здесь не повезло: «Щуку» обнаружил и атаковал противолодочный самолёт. Она успела погрузиться, не получив серьёзных повреждений, но разрывы сброшенных самолётом бомб, по-видимому, нарушили герметичность какой-то из топливных цистерн. Весьма вероятно, что именно маслянистый след соляра позволил быстро появившимся катерам вцепиться в «Щуку», и от них никак не удавалось оторваться.
Так начались подвиг и трагедия экипажа Щ-408. о которых очень немногое смог передать по радио её командир. Полнее представить происшедшее помогли доклады вылетавших туда и включавшихся в морской бой лётчиков.

Преследование лодки катерами, шедшими по её следу, продолжалось более двух суток. Даже при самом экономном маневрировании под водой, она должна была за это время израсходовать почти весь заряд батареи. Вероятно, появились и повреждения от бомбёжки. Около трёх часов ночи 22 мая от Кузьмина была принята краткая радиограмма, для передачи которой надо было хотя бы на минуту подняться на поверхность. В ней говорилось, что противник непрерывно бомбит лодку, не даёт всплыть для зарядки.
– Прошу помочь авиацией,– радировал командир Щ-408.
По приказанию командующего флотом в район острова Вайндло были посланы истребители. По дальности это место находилось на самом пределе их полётных возможностей. Затем вылетела ещё одна группа самолётов. Им пришлось вступить в бой с истребителями противника, но они штурмовали и вражеские катера, и, насколько я знаю,– небезрезультатно.

Однако уничтожить или разогнать те силы, которые гитлеровцы стянули в этот район, близкий к их базам, флотские лётчики не могли. Они были не в состоянии надёжно прикрыть подводную лодку на таком удалении от своих аэродромов, хотя и пытались помочь ей до самого конца неравного боя. Лётчики видели, как Щ-408, которая, вероятно, не могла больше оставаться под водой из-за повреждений корпуса или просто потому, что в отсеках уже нечем было дышать, всплыла, как выскочили наверх расчёты двух 45-миллиметровых орудий и открыли огонь по катерам.
Наши подводники (думаю, это можно сказать о каждом экипаже) всегда были внутренне готовы к тому, что всплытие перед лицом более сильного врага и огневой бой с крайне малыми шансами на победу, станут единственной альтернативой неизбежной гибели в морских глубинах. Я рассказывал, как при таких всплытиях на палубу выходили не только орудийные расчёты, но и моряки, вооружённые автоматами и гранатами.

И как ни мала вероятность благоприятного для подводников исхода подобных действий, не укладывающихся в обычные понятия о тактике подводных лодок, бывало, что дерзость и отвага командира спасали обречённый, казалось бы, корабль. Вспомним, как вырвалась из лап врага С-4, которую гитлеровцы считали настолько своей добычей, что уже обозначили её место на грунте плавучими вешками.
Но капитан-лейтенант Кузьмин, его боевой замполит капитан-лейтенант Круглов и весь экипаж Щ-408 вряд ли могли рассчитывать, что им удастся как-то обмануть противника. Не те были обстоятельства, не та обстановка. А одолеть в огневом артиллерийском бою на короткой дистанции по меньшей мере пять сторожевиков, имевших в сумме не менее десяти скорострельных орудий, практически невозможно. Подводники пошли в свой последний бой с единственной реальной целью – нанести, прежде чем погибнуть, какой-то урон врагу.
Этой цели экипаж Щ-408 достиг. Лётчики видели, как один катер, по которому вела огонь подлодка, стал тонуть, как охватило пламенем другой. После выхода из войны Финляндии потопление лодкой Кузьмина двух противолодочных катеров нашло подтверждение в финских официальных документах.

Подводная лодка Щ-408 ведёт неравный бой с пятью боевыми катерами противника. Картина художника И.Родионова

Лётчики видели, как «Щука» скрылась под водой с развевавшимся над рубкой военно-морским флагом. Трудно с абсолютной определённостью сказать, погибла ли она от полученных пробоин (они, несомненно, были) или же командир принял решение вновь погрузиться. Первое – вероятнее. Как бы там ни было, какие-то отсеки лодки, опустившейся на грунт, оставались незатопленными, и находившиеся в них моряки продолжали бороться за живучесть корабля. Мне самому довелось потом слышать от финских офицеров, побывавших тогда в том районе, что в течение многих часов акустики их катеров улавливали доносившиеся со дна звуки ударов по металлу: подводники, сохранившие до конца твёрдость духа, пытались заделать пробоины, устранить повреждения.

Командир подводной лодки Щ-408 Павел Семёнович Кузьмин

Доблесть моряков Щ-408 поставила эту балтийскую подлодку в отечественной морской истории в один ряд с легендарным «Варягом», североморским сторожевиком «Туман» и другими кораблями, экипажи которых повторили их подвиги. Такие корабли поистине бессмертны.
В Ленинграде, от набережной которого ушла эта подводная лодка в свой последний поход, есть теперь в Кировском районе, за Нарвской заставой, улица Подводника Кузьмина с мемориальной доской на угловом доме, напоминающей о том, что совершили молодой командир и его героический экипаж во славу Родины, во имя грядущей Победы.

Улица подводника Кузьмина

22 мая 1943 года ПЛ «Щ-408», преодолевшая гогландский противолодочный рубеж, была обнаружена и атакована самолетом противника. Попытка экипажа ликвидировать повреждения в подводном положении не удалась, к тому же лодку демаскировало масляное пятно на поверхности. Не имея возможности оторваться от противника, командир принял решение всплыть и принять бой с пятью катерами врага. Из-за тяжелых повреждений, полученных в бою, лодка затонула. Экипаж погиб вместе с кораблем, приняв героическую смерть, но не спустил военно-морского флага перед врагом.

Новая «Щука»

Щ-408 в блокадном Ленинграде

Начало Великой Отечественной войны ПЛ «Щ-408» встретила в составе учебной бригады подводных лодок КБФ в Кронштадте. Степень технической готовности ее составляла 80 %. К концу сентября 1941 года лодка была ускоренно принята в состав Балтийского флота и начала подготовку к переходу из Кронштадта в Ленинград на отработку задач боевой подготовки. 26 сентября в Морском канале ПЛ «Щ-408» столкнулась с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на лодке был пробит прочный корпус и погнута тумба перископа. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать в ремонт, который закончился только к весне следующего года. 22 июня 1942 года «Щ-408» находилась у стенки завода № 194 (им. Марти) в Ленинграде, устраняя замечания, выявленные при отработке курсовых задач. Здесь она вновь была повреждена в результате попадания двух артиллерийских снарядов противника, обстреливающего город.

Через образованные пробоины внутрь лодки начала поступать вода. Пятый отсек был затоплен полностью. Второй снаряд нанес сильные повреждения надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт. 16 октября многострадальная «Щука» перешла в Кронштадт, но и здесь ее преследовали печальные события. 25 октября 1942 года у борта лодки взорвался 210-мм немецкий снаряд. Подлодка вновь получила две осколочные пробоины в прочном корпусе. Пять членов экипажа были ранены и отправлены в госпиталь. Казалось, полоса неудач не закончится, но личный состав сумел переломить ситуацию и «Щ-408» к маю 1943 года была готова к выполнению боевого задания. Трудная, очень трудная задача выпала на долю Павла Семеновича Кузьмина в том суровом для балтийских подводников сорок третьем году. Степень сложности ее и трудности преодоления не представлял на флоте никто.

Щ-408-Днём 22 июня 1942г. в лодку попало два снаряда, 5-й отсек затоплен, повреждена надстройка

Стальные клещи

К 1943 году противник значительно усилил минные заграждения на противолодочных рубежах в Балтийском море. Кроме того, в наиболее узком месте Финского залива – на линии нарген-порккалаудской позиции – были установлены два ряда противолодочных сетей, которые полностью перекрыли залив на всю его глубину. В районе между гогландским и порккалаудским рубежами действовали пять поисково-ударных групп противника, из двух-трех кораблей каждая, и осуществлялось патрулирование самолетами. На островах и побережье были установлены артиллерийские батареи. Эти силы и средства образовали единую противолодочную зону глубиной более 150 миль. Нигде до и в ходе Второй мировой войны не создавалось таких сильных противолодочных рубежей, как в Финском заливе.

Подводная лодка «Щ-408»

Средняя подводная лодка типа «Щ» (заводской № 513), Х-бис серия. Заложена 23.04.39 на заводе № 194 в Ленинграде, спущена на воду 04.06.40 и 22.09.41 включена в состав КБФ.
Водоизмещение: надводное 590 т, подводное 708,3 т; длина: 58,75 м; ширина: 6,4 м; осадка: 3,95 м; мощность: дизеля 2x800 л. с., электромотора 2x400 л.с.; скорость хода максимальная: надводная 14,25 уз., подводная 8,92 уз.; дальность плавания экономходом: над водой (8,5 уз.) 4 000 миль, под водой (2,5 уз.) 100 миль; глубина погружения: до 90 м; автономность: 20 (45) суток; вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2х45-мм орудия (1000 сн.),
2x7,62-мм пулемета; экипаж: 40 человек, из них 7 офицеров.

В этой обстановке командование КБФ к маю 1943 года подготовило на прорыв в Балтийское море первую группу из трех подводных лодок. Первой 11 мая покинула остров Лавенсари гвардейская ПЛ «Щ-303» под командованием капитана 3-го ранга И. В. Травкина. Она успешно форсировала гогландскую противолодочную позицию. Но затем ее постигла неудача – в районе нарген-порккалаудской позиции она трижды попадала в противолодочные сети и подвергалась преследованию кораблями противника. И только благодаря выдержке и находчивости командира лодка была спасена. С большим трудом «Щ-303» удалось оторваться от преследования и вернуться в базу.

Поход в бессмертие

Не дождавшись от «Щ-303» радиограммы о форсировании второй минно-артиллерийской позиции, командование приказало Кузьмину выйти в море. В ночь на 19 мая 1943 года ПЛ «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта П.С.Кузьмина вышла с рейда острова Лавенсари на позицию в Балтийское море. До точки погружения на восточном Готландском плесе ее сопровождали пять сторожевых катеров «морских охотников» и семь катеров-тральщиков. Далее лодка продолжала движение самостоятельно и благополучно форсировала готландский противолодочный рубеж. Через три дня подводники доложили, что лодка получила незначительное повреждение, ввиду того что противник не дает возможности зарядить аккумуляторную батарею. В штабе флота приняли срочные меры – выслали штурмовики и истребители к месту нахождения «Щ-408». Внезапным ударом они рассеяли скопление вражеских кораблей, один сторожевик и два катера противолодочной обороны гитлеровцев потопили. Немцы направили в этот район свою истребительную авиацию. В небе завязались жаркие воздушные бои. Наши летчики потеряли четыре истребителя, два Ла-5 и по одному И-16 и И-153.

Кузьмин Павел Семенович, капитан-лейтенант, командир ПЛ «Щ-408»

Родился 2 января 1914 года. Русский. Член ВКП(б) с 1937 года. В РККФ с 1933 года. В 1938 году с отличием окончил ВМУ им. М. В. Фрунзе и был назначен командиром БЧ-1 ПЛ «Щ-303». В октябре 1940 года окончил спецкурсы командного состава при Учебном отряде подводного плавания им. С. М. Кирова и был назначен помощником командира на ПЛ «С-9», где и принял боевое крещение, вступив в Великую Отечественную войну. 6 октября 1941 года подводнику Кузьмину было присвоено воинское звание капитан-лейтенант, а 24 октября он уже принял под свое командование строящуюся ПЛ «Щ-408».
К весне 1943 года подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта П. Кузьмина вступила в строй. Трудолюбивый, требовательный и способный, Павел Кузьмин хорошо подготовил экипаж к первому боевому походу, но самостоятельно на столь сложное и опасное задание он шел впервые.
Павел Семенович Кузьмин погиб вместе со своим кораблем в первом боевом походе. Именем командира ПЛ «Щ-408» названа улица в городе Санкт-Петербурге. Посмертно офицер- подводник награжден орденом Британской империи «За заслуги» V степени.

В ночь на 22 мая в районе острова Вайндло «Щ-408» была обнаружена по масляному следу и атакована финскими кораблями противолодочной обороны: шестью сторожевыми катерами «УМУ» и минным заградителем «Риилахти», которые преследовали ее в течение трех суток. В последнем донесении, полученном в 2 часа 58 минут 22 мая, командир сообщил, что от взрывов глубинных бомб подводная лодка имеет повреждения топливных цистерн, и просил выслать авиацию против преследующих ее кораблей. Под водой шла нечеловеческая борьба за живучесть подводной лодки. Возглавлял ее опытный инженер-механик балтийского подплава, профессионал своего дела и уважаемый всеми в экипаже офицер – командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Курбатов Петр Павлович. Вражеские корабли трое суток преследовали субмарину. Топливная цистерна оказалась повреждена, и след соляра на поверхности был верным ориентиром местонахождения лодки. «Щ-408» полностью истратила запас электроэнергии, концентрация углекислого газа на лодке стала угрожающей. Наша авиация, израсходовав боезапас, улетела, а враг опять мертвой хваткой сжимал кольцо. Все ближе и отчетливее грохотали новые и новые взрывы. Наступила критическая минута, и командир отдал последний приказ: «Всплывать на поверхность! Принимаем бой!»

Курбатов Петр Павлович, инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5 ПЛ «Щ-408»

Родился в 1914 году в городе Новороссийске. В 1938 году окончил дизельный факультет ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского и был назначен начальником спец, отделения родного училища, затем – начальником курса, инженером лаборатории ДВС, преподавателем.
С началом Великой Отечественной войны инженер- старший лейтенант Курбатов был направлен в распоряжение военного совета Сибирского военного округа. С 1943 года он командир БЧ-5 ПЛ «Щ-408» КБФ.
25 мая 1943 года Петр Павлович погиб как герой в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками вместе с экипажем подводной лодки.
В июне 1943 года инженер-капитан-лейтенант Курбатов исключен из списков начсостава ВМФ как погибший в боях за Родину.

Принимаю бой

Враг не сразу понял маневр. Лодка всплыла. На кораблях противника возникло некоторое замешательство, возможно, радостное облегчение: «Сдаются! Прекратить огонь!» Но иллюзия предвкушаемой победы была недолгой. На флагштоке лодки затрепетал военно-морской флаг, и две 45-мм пушки открыли огонь. Подводники вступили в артиллерийский бой с пятью катерами. Неравная схватка длилась два часа. Меткими выстрелами комендоры потопили два катера. Получив повреждения и задымив, вышел из строя третий, но и лодка имела несколько попаданий в прочный корпус. Часть прислуги орудий полегла, но раненые и оставшиеся в живых не покидали боевых постов. Вода поступала в прочный корпус, дифферент на корму увеличивался. Мостик был изрешечен осколками, и там уже никого не оставалось. Носовое орудие расстреляло весь боезапас, и врагу отвечала лишь одна кормовая пушка. Когда прогремел последний выстрел, вода побежала по настилу палубы, и над лодкой с оставшимся героическим экипажем сомкнулись волны седой Балтики. Вражеские корабли еще долго находились в районе, где погрузилась «Щука», надеясь, что кто-нибудь всплывет. На лодке остались живые. Шумопеленгаторы вражеских кораблей улавливали звуки тяжелых ударов по металлу. Подводники, видно, пытались заделывать пробоины, но скоро все стихло... К утру 23 мая группа финских кораблей была усилена минным заградителем «Руотсинсалми» и авиацией. 24 мая после неоднократных бомбежек на поверхности воды появилось большое количество масла и пузырей. 25 мая противник посчитал, что подлодка уничтожена.

Минный заградитель Руотсинсалми

Мышеловка для подплава

Из пяти подводных лодок, перед которыми была поставлена задача форсировать Финский залив, ни одной не удалось преодолеть противолодочные сети нарген-порккалаудского рубежа, при этом четыре лодки погибли. Командование КБФ временно отказалось от использования подводных лодок на вражеских коммуникациях. Задача нарушения морских сообщений противника была возложена на военно-воздушные силы флота. С июня 1943 года эта задача решалась, главным образом, торпедоносной авиацией. Действия подводных лодок были возобновлены только во второй половине 1944 года, после выхода из войны Финляндии (04.09.1944 г.) и перебазирования части подводных лодок КБФ на полуостров Ханко и в Турку.

Возвращение из небытия

Разбирая после войны финские архивы и донесения в одном из штабов противолодочных сил бывшего союзника Германии, командование КБФ получило информацию о том, каков был последний час подводной лодки «Щ-408». Как стало известно из этих документов, «Щ-408» не удалось оторваться от преследования. Вражеские самолеты и отряд кораблей, усиленный минным заградителем «Руотсинсалми», преследовали ее до 25 мая. По данным финского историка П. О. Экмана, «Щ-408» погибла 25 мая 1943 года к югу от острова Кери от глубинных бомб, сброшенных на нее минным заградителем «Руотсинсалми». Немецкие авторы считают, что «Щ-408» была потоплена 26 мая 1943 года кораблями 31-й флотилии тральщиков.

Все остается людям

В память о мужественном подводнике, коммунисте, командире героического экипажа ПЛ «Щ-408» Павле Семеновиче Кузьмине решением Ленгорисполкома в 1964 году бывшая Оборонная улица в Дачном районе города Ленинграда была переименована в улицу Подводника Кузьмина. В Центральном военно-морском музее на стенде прорыва блокады Ленинграда экспонируется портрет героя- подводника Павла Кузьмина, его именные часы, полученные за отличное окончание Военно-морского училища им. М.В.Фрунзе, диплом об окончании Высших специальных курсов командного состава подводного плавания им. С.М.Кирова.
Герои не умирают. Они бессмертны!



Полный список членов экипажа подводной лодки Щ-408
1. Кузьмин Павел Семенович , 1913 г.р., капитан-лейтенант, командир ПЛ. Родился в г. Грозном.
2. Круглов Александр Фёдорович , 1911 г.р., капитан-лейтенант, заместитель командира по политчасти. Родился в дер. Свинцово Московской обл.
3. Орлов Игорь Михайлович , 1917 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1-4. Родился в г. Казань.
4. Долголенко Петр Кондратьевич , 1914 г.р., старший лейтенант, помощник командира ПЛ. Родился в г. Новороссийск.
5. Белокопытов Геннадий Иванович , 1917 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3. Родился в г. Нерчинск Читинской обл.
6. Курбатов Петр Павлович , 1914 г.р., инженер-капитан 3 ранга, командир БЧ-5. Родился в г. Новороссийск.
7. Борзенко Николай Иванович , 1922 г.р., лейтенант медицинской службы, старший фельдшер. Родился в г. Краснодар
8. Муранов Мефодий Иванович , 1912 г.р., капитан-лейтенант, дивизионный связист. Родился в г. Старобельск Ворошиловградской обл.
9. Колпаков Николай Андреевич , 1912 г.р., мичман, боцман. Родился в дер. Мячево Ярославской обл.
10. Бритвин Василий Николаевич , 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения рулевых. Родился в дер. Верхний Быстров Нюксенской р-н Вологодской обл.
11. Брагин Николай Дмитриевич , 1920 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой. Родился в дер. Малая Брагина Кожевенский р-н Новосибирской обл.
12. Покровский Никита Иванович , 1921 г.р., краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Лепнинка Фатежского р-на Курской обл.
13. Путешев Николай Сергеевич , 1920 г.р., краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Андреев-Наволок Кондопожского р-на Карело-Финской ССР
14. Волкодамов Павел Степанович , 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков. Родился в г. Черкесск Карачаево-Черкесский автономный округ.
15. Ракитский Алексей Карпович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения комендоров. Родился в с. Яцено Камышевский р-н Курской обл.
16. Дряхлов Николай Григорьевич , 1912 г.р., главный старшина, старший группы торпедистов. Родился в г. Тамбов
17. Евстигнеев Василий Петрович , 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов. Родился в дер. Нестерово Новозавидовский р-н Калининской обл.
18. Пилипенко Григорий Захарович , 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист. Родился в с. Манотинцы Перятинский р-н Полтавская обл.
19. Смирнов Михаил Николаевич , 1920 г.р., краснофлотец, торпедист. Родился в дер. Сандыревка Фекрманский р-н Ивановская обл.
20. Финогенов Николай Иванович , 1912 г.р., главный старшина, старшина группы (командир отделения радистов). Родился в дер. Бабино Луковниковский р-н Калининской обл.
21. Москалевский Владимир Григорьевич , 1921 г.р., краснофлотец, радист. Родился в с. Марьинка Марьинского р-на Донецкой обл.
22. Сапунов Николай Григорьевич , 1923 г.р., краснофлотец, ученик-гидроакустик. Родился в г. Пенза
23. Старостин Михаил Афанасьевич , 1912 г.р., мичман, старшина группы электриков. Родился в г. Москва.
24. Глазачев Павел Васильевич , 1913 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения электриков. Родился в г. Шенкурск Архангельской обл.
25. Воеводин Борис Михайлович , 1919 г.р., старший краснофлотец, старший электрик. Родился в с. Болтино Ладский р-н Мордовской АССР
26. Александров Анатолий Дмитриевич , 1919 г.р., краснофлотец, электрик. Родился в дер. Сахаровка станции Валово Тульской обл.
27. Иванов Иван Петрович , 1920 г.р., краснофлотец, электрик. Родился в дер. Паршино Волдайского р-на Ленинградской обл.
28. Романин Георгий Андреевич , 1913 г.р., главный старшина, старшина мотористов. Родился в г. Ленинград.
29. Зорин Михаил Петрович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов. Родился в дер. Лычна Устюженского р-на Вологодской обл.
30. Родионов Петр Артемович , 1920 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения мотористов (моторист?). Родился в г. Уфа
31. Шкатулов Василий Герасимович , 1916 г.р., старший краснофлотец, старший моторист. Родился в г. Москва
32. Гуменюк Василий Афанасьевич , 1916 г.р., старший краснофлотец, моторист. Родился в г. Киев
33. Кириллов Николай Васильевич , 1921 г.р., краснофлотец, моторист. Родился в г. Новый Оскол Курской обл.
34. Артамонов Анатолий Михайлович , 1913 г.р., главный старшина, старшина группы трюмных. Родился в дер. Марьино Устюжского р-на Вологодской обл.
35. Линьков Николай Романович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных. Родился в дер. Волоково Себерский р-н Псковская обл.
36. Онищенко Алексей Дмитриевич , 1920 г.р., краснофлотец, трюмный. Родился на шахте 2/7 "Лидиевка", Донбасс
37. Рябов Николай Алексеевич , 1921 г.р., краснофлотец, трюмный. Родился в дер. Старая Русса Новгородской обл.
38. Осташев Василий Васильевич , 1921 г.р., краснофлотец, кок. Родился в с. Осиевщина Подпорожского р-на Ленинградской обл.
39. Фомин Петр Ефимович , 1920 г.р., краснофлотец, строевой. Родился в с. Каменьподольное Должанского р-на Орловской обл.
40. Самойленко Константин Максимович , 1918 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения СКС. Родился на станции Должанка Краснодарского края
41. Кроличенко Иван Корнеевич , 1920 г.р., старший краснофлотец, командир отделения гидроакустиков. Родился в с. Березовка Белолуцкого р-на Ворошиловградской обл.


История последнего похода и гибели подлодки Щ-408 стала одной из самых драматично-героических в истории операций Балтфлота в годы Великой Отечественной войны. Она погибла в мае 1943 года во время попытки прорыва на оперативный простор после боя с немецкими быстроходными баржами. Причем в деталях судьба подлодки стала известна только в мае 2016 года, после того, как она была обнаружена поисковой экспедицией «Разведывательно-водолазной команды». До этого момента была непонятна точная причина гибели лодки, а также установлено, почему она не находится на дне в тех координатах, которые указали финны после ее затопления.

Когда началась навигация 1943 года, выяснилось, что немцы даром времени не теряли. Финский залив был перегорожен противолодочной сетью с диаметром ячеек 1 метр. Кроме того, было поставлено множество минных полей. В результате выход на оперативный простор в Балтику стал для советских подлодок почти невозможным. Но перерезать снабжение Германии железной рудой из Скандинавии было очень важно, поэтому было принято решение попытаться прорвать заградительные рубежи пятью подлодками.

Сначала в поход ушла Щ-303, но она столкнулась с мощным противодействием немцев и израсходовав все запасы, ее командир принял решение возвращаться. Так как из-за постоянной борьбы с противолодочными силами немцев, он не выходил на связь, лодку посчитали погибшей и в поход пошла Щ-408, которой командовал Павел Кузьмин.

Щ-408 смогла пройти первую линию противолодочных заграждений, но потом из-за утечки масла или топлива ее заметили с финского самолета, а кроме того получилось так, что курсы возвращавшейся Щ-303 и шедшей вперед Щ-408 почти пересеклись около острова Вайндло. На хвосте у Щ-303 сидели противолодочные корабли немцев. В результате три быстроходные баржи начали преследовать Щ-408.

Преследование привело к тому, что на лодке заканчивался запас батарей и воздуха. В 2:50 ночи 22 мая 1943 года «Щука» всплыла в прямой видимости немецких кораблей и начала с ними артиллерийский бой. По отчетам немцев они попали в носовую часть лодки и около кормового орудия, причем после того, как он попали в район кормового орудия и его прислуга попадала, на место погибших встали другие матросы и продолжили бой, добившись попадания в немецкие корабли.

Командир Щ-408 Кузьмин, после подъема на поверхность, передал в штаб радиограмму:

«Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место - Вайндло».

Но авиация на помощь не пришла, согласно отчетам, не смогла пробиться. А подлодка после десятиминутного жестокого боя, по сообщениям немцев погрузилась кормовой частью вниз.


Дальше немецкие быстроходные баржи сменили два финских противолодочных корабля, которые обработали место погружения большим количеством глубинных бомб. В 04:50 на поверхности воды появился большой пузырь воздуха и обломки. Щ-408 погибла, советское командование спасти гибнущую практически в прямой видимости лодку не смогло.

Далее были предприняты еще три попытки прорыва подлодками С-9, С-12 и Щ-406. Все подложки погибли с экипажами, найдены в 2013 и 2017 году. После этого попытки прорыва заграждения в Финском заливе в навигацию 1943 года были прекращены.

В 2016 году Щ-408 нашли на глубине 72 метра. Лодка лежит на дне почти на ровном киле, с приподнятой кормой, оба орудия находятся в боевом положении, развернуты на левый борт, где как раз находились немецкие корабли. Командирский перископ остался в поднятом состоянии, рубочный и аварийные люки закрыты, в рубке лежит ППШ. Повреждений от обстрела немного, есть попадания в рубку, в том месте, где должен был находиться командир. Также заметны повреждения от глубинных бомб.

Судя по обнаруженному водолазами, командир подлодки погиб во время ночного боя, об этом говорит отверстие от снаряда и оставленный ППШ.


Кроме того, судя по всему подлодка не получила критических повреждений от обстрела и глубинных бомб. Более того экипаж, по всей видимости, пытался всплыть, так как кормовые цистерны продуты, а корма приподнята, хотя по описанию немцев, подлодка пошла на погружение кормой вниз. Но носовые цистерны, скорее всего, были повреждены в ходе боя, поэтому запасов сжатого воздуха и плавучести для подъема на поверхность не хватило. А те пузыри, которые видели финны, скорее всего, были попыткой продуть носовые цистерны и всплыть. Но воздуха не хватило.