Ремонт Дизайн Мебель

Что защищают в аспирантуре. Забудьте об армии. Последние советы раздела «Работа & Карьера»

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области.

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру , подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

Недавно я закончил университет и получил свой красный диплом магистра. Настало время делать выбор, идти в аспирантуру в моем университете или не идти. Привычка искать ответы на цепочку вопросов "Зачем?"-"Что тебе это даст?"-"Зачем тебе нужно то, что тебе это даст?" привела меня в некоторый ступор при размышлении о продолжении обучения в аспирантуре в моем университете. Нужно уточнить, что под собой я понимаю себя, свою семью и свое окружение.

Немного предыстории.

На пятом курсе я нашел возможность ходить на занятия вместе с аспирантами. В результате, к концу пятого курса я выслушал аспирантские курсы по философии, психологии и педагогике, английскому языку, сдал допуск к кандидатскому экзамену по английскому (как соискатель), вчитывался и вдумывался в философию которую преподавали, написал и защитил реферат по работам Хантингтона "Столкновение цивилизаций" и Фукуямы "Конец истории?", получил допуск к кандидатскому по философии, прочитал пару докладов на местном форуме, сьездил на SECR 2008.
На вопросы друзей "Ты идешь в аспирантуру?" я отвечал: "Я делаю шаги к поступлению в аспирантуру, но я еще не имею цели туда попасть, т.к. не определил, зачем мне это нужно". Мне нравились занятия по философии и я реально получал кайф от изучения этого предмета, так же как и от психологии с педагогикой. За этими курсами я бы мог пойти в аспирантуру, но они достались мне и без этого.
Вскоре после защиты диплома, имея на руках все необходимые документы, я сдал кандидатский минимум по иностранному языку по специальности, на отлично. И это все при том, что я не ответил на тот момент на вопрос "Зачем?".
А потом был кандидатский экзамен по философии, который я сдал на 2. Не буду скрывать, что этой оценкой я, похоже, удивил всех, кого только можно было. Разочаровал и огорчил талантливых преподавателей, которые судя по моей активности на практических занятиях, насколько я понял, ожидали от меня чего-то большего; Некоторые мои сокурсники эту двойку восприняли как шутку...
Я бы сказал, что это была моя первая двойка за все время обучения в университете - но это было бы не правдой. Эту двойку я получил уже после получения диплома:-)

Фактор выбора

Думаю, что в определенной степени, человек - tabula rasa, чистый лист, суждения и мировоззрение которого формируются окружением с момента рождения. Однажды он начинает сознательно копаться в собственном мировозрении, включается и формирует мировоззрение других людей... По жизни, на меня постоянно воздействовали разные и противоречивые мнения. Прежде всего, мнения родителей, потом - сотрудников, преподавателей, друзей, героев книг, соседей, и еще куча разных мнений, заблуждений и предрассудков... Кто-то хотел, чтобы я пошел в аспирантуру, и считал, что это - правильно. Другие говорили: "зачем это тебе нужно?" и побуждали цепочку размышлений. Третьи говорили: "твой выбор, думай своей головой".
Я пришел к тому, что нужно спрашивать других людей, слушать, что они говорят, но думать своей головой, самостоятельно принимать решения и действовать.
Я спрашивал разных людей. Спрашивал аспирантов, спрашивал тех, кто только что защитился, тех, кто защитился уже давно, тех, кто учился в аспирантуре но так и не защитился (есть те, что сожалеют об этом и те, что не сожалеют), спрашивал однокурсников, соискателей, умных студентов, что младше, людей, которые вообще не шли учиться в институт, родителей, преподавателей и сотрудников. Я получил целый спектр ответов. Далее - краткие, что особенно запомнились.
"Я не знаю, зачем, но это - точно круто!".
"Если есть возможность - нужно использовать".
"Степень не помешает. За предметы буду договариваться, основное время - работать. Степень - это уже что-то. Как минимум - страховка". Нужно еще добавить, что для этого человека аспирантура еще решает вопрос армии и официального пристанища.
"Хочу работать преподом." - "Но ведь у них маленькие зарплаты." - "Но можно брать взятки, за одну сессию можно поднять до 35 штук гривен, если лектором...".
"Я иду, потому что могу. Потом, на работе, мне дадут зарплаты на 50$ больше, чем другим. И пенсия будет больше".
"Кошу от армии".
"Чтобы получить степень. Да и деньги не плохие - стипендия 800 грн в месяц на дороге не валяется. Есть люди, которые работают по 8 часов в день целый месяц, чтобы получать 800 грн в месяц. Учиться в аспирантуре не так накладно по времени."
"Спроси об этом у моей мамы"
"У меня есть проект, я хочу над ним работать и развивать его. Буду двигать науку."
"Закрепиться, застраховаться, получить стабильную работу..."

Зачем люди идут в аспирантуру?

На самом деле, у каждого - свои специфические мотивы. И на каждый мотив - свои факторы. Но можно выделить какие-то общие или распространенные мотивы.

1. Делать ДЕЛО

Люди, которые идут в университет двигать науку или преподавать, ставят своей целью делать это качественно, получают кайф и от процесса, и от результата. Деньги их волнуют мало, ситуации они до взяток не доводят, этих людей приятно вспоминать. Дело, сделанное с любовью, не может быть плохим. Как правило, они умеренны в своих потребностях и в сумме денег, которую хотят получать. У них есть где жить, и есть, что есть. Возможно, есть другая работа, где они работают "за деньги". От научной/преподавательской работы они получают кайф и занимаются этим для души. Это - их призвание. Таких людей мало, и большая часть из них - Ученые и Преподаватели от Бога. Я очень уважаю и люблю этих людей. И я бы хотел работать с ними.

2. Получить степень

Хочу поставить ударение, что я не смог вспомнить ни одного человека, чьим мотивом было "стать к.т.н.-ом", но я много раз слышал мотив "получить степень". Цель "получить степень" имеет в большинстве случаев два мотива.
Выгода . Например, кто-то мечтает уехать за границу, и, поскольку там наши титулы якобы котируются, думает получить там лучшую работу/зарплату, кто-то в нашей стране рассчитывает на повышенную научную пенсию, прибавку к зарплате или лучшую должность. Если работать преподом в универе - степень и научное звание однозначно нужны, т.к. их наличие повышает почасовую ставку преподавателя.
Тщеславие . Желание иметь "корочку" - довольно первобытное желание, сродни желанию индейца повесить на себя красивую побрякушку, чтобы остальные смотрели и завидовали. А в электронных письмах в подписи можно было добавить заветные буквы PhD. Похоже на желание иметь малиновые штаны в фильме "Кин-дза-дза", чтобы другие цаки носили, приседали и "ку" делали. Ну или хотя-бы обращались на Вы. А еще была возможность в споре, когда все аргументы уже исчерпаны, невзначай использовать манипулятивную фразу типа "Я - к.т.н., а Вы, простите, кто?".
"Тщеславие - мой любимый грех" - говорил Джон Милтон (в исполнении Аль Пачино) в фильме Адвокат Дьявола.
Но, формальное возвышение с помощью титулов, а не дел, приводит к тому, что титулы перестают цениться. Например, к.т.н человек, или нет - играет для меня чуть ли не последнюю роль при определении его профессиональной компетенции. Если титулы покупают - вскоре они обесцениваются и ничего не значат. Люди ими уже не гордятся, не смотрят на них и не ценят. Дипломы уже давно не вешают на стенку и не демонстрируют, а складывают в ящичек.
Я решил, что для себя нужно ответить на вопросы: "Зачем тебе степень?", "Что тебе это даст?", "Зачем тебе нужно то, что это даст?".

3. Для общего развития, получить "легкие" деньги, закосить от армии, отдохнуть.

Достаточно соблазнительный комплекс причин, ради которого много людей попадают в аспирантуру. Интересное общение, при желании, обеспечено. Люди в аспирантуре собираются, как правило, грамотные и образованные, так что компания - интересная. Также это как-то финансируется стипендией около тысячи гривен, которые, кстати, на дороге не валяются. Кому надо - дается отсрочка от армии на три года, по истечении которых в нашей стране уже не призывают по возрасту. А еще, это - способ еще три года побыть студентом, адаптироваться к жизни, что-то доказать себе, типа "Я смог!" (если надо доказывать). Возможно, что если страна все-таки преодолеет кризис в системе образования, у преподов будет хорошая зарплата. Так что даже есть какая-то перспектива. Но эти люди обычно серьезно подзабивают и не защищаются в срок. Аспирантура - это серьезно, если и заниматься, то заниматься надо серьезно и посвящать этому время, добиваясь цели. В противном случае - это холостой ход.

"Отстраненный" взгляд.

Система ученых степеней была не всегда, а появилась не так уж давно. Это - иерархия. Пирамида. В ее основе много студентов и бакалавров, уровнем выше - уже меньше магистров, аспирантов - еще меньше, еще меньше кандидатов, совсем мало докторов, очень мало академиков. Это чем-то похоже на структуру армии. Система построена таким образом, чтобы отсеивать то, что не вписывается в правила системы. Это - хорошо, но всякая палка о двух концах и, система, таким образом, оставляет в иерархии только тех людей, которые ей подходят. Головокружительные идеи вместе с изобретателями вечных двигателей идут лесом. Также миновали аспирантуру Эйнштейн и Тесла, Эдисон и Билл Гейтс...
Но, хороший физик без докторской степени - сейчас скорее исключение. А вот хороший программист без степени - скорее правило. Все специфично. Кто, где, когда - все важно и каждый фактор имеет значение. Сейчас речь идет о системе, как я ее увидел своими глазами в моем техническом институте, который выпускает компьютерных и околокомпьютерных специалистов.
Когда фильтры в системе начинают работать "неправильно", система перестает выполнять функции, для которых строилась. Поступают не те люди, которые обладают знаниями, а те, которые "должны" поступить: дети преподавателей, чьи-то родственники, люди, которые платят деньги, и прочие "хорошие" мальчики и девочки с нужными связями. Университет порой напоминает большую семью, когда вдруг узнаешь, что вот те два человека - родственники... Да и не является ли соблазнительной возможность пристроить сына себе под крылышко на кафедру, когда вы работаете завкафедрой...
Со временем система вырождается и некоторое время существует в вырожденном состоянии. А потом все понимают, что происходит кризис, после которого количественные изменения перейдут в качественные... То, в чем все были уверены, оказывается зыбким и текучим, и приходится опять приспосабливаться... Да так, чтоб спать - на мягком в тепле, кушать - вкусно, а вдыхать - благовония...
Некоторые люди считают, что система там насквозь коррумпирована и не имеет ничего общего с настоящей наукой, а именно наука должна быть основной деятельностью в аспирантуре. Одни говорят "в этом навозе я не хочу ходить даже в резиновых сапогах - сгнило там все, к сожалению". Другие тоже уверены, что все коррумпированно и универ - большая "семья", но они принимают ситуацию и используют это с выгодой. Встроиться в большую семью и сидеть возле большой кормушки - очень даже выгодно, хоть и может быть противно то, что прийдется изменить собственные принципы, чтобы фильтр тебя пропустил и ты прижился в "семье". С волками жить - по волчьи выть . Но это - не правило. В универе много умных и хороших людей, а система не так уж и коррумпированна. Кроме выгоды есть еще душа, совесть и нервные клетки... Поступить в универ, отучиться там и закончить его - можно честно и без связей/взяток. Тому есть множество примеров. В универе, несмотря на все, есть классные люди и они действительно учат. Так что учиться там - стоит. И не только там. Впрочем, все - субъективно.
Несмотря на все "за" и "против", в аспирантуру идет очень много умных и хороших мальчиков и девочек. Но, я знаю, что не меньшее, а даже большее, количество не менее умных и прекрасных людей держатся подальше от аспирантуры и прекрасно себя чувствуют.

Специфика технической аспирантуры

Завихрение. Аспирантура по профилю информационных технологий специфична. Все большие и серьезные исследования делаются в лабораториях больших корпораций или в сотрудничестве с ними. В моей области нужно напрямую спрашивать научного руководителя "С какой фирмой вы сотрудничаете?". Потому что если ни с какой - то есть ли тогда смысл заниматься этим исследованием? Тогда это похоже на завихрение, маленькую турбулентность в хвосте потока исследований, фронт и основная часть которых происходят в недрах лабораторий Samsung, Google, Microsoft, Intel, других фирм и некоторых западных университетов. Другие области - другое дело. Впрочем, в завихрении тоже можно "поймать рыбу" :)
Скорость обновления технологий. Компьютерные технологии эволюционируют очень быстро. Психологическое, лингвистическое, медицинское и другое гуманитарное образование, полученное 20 лет назад, сейчас намного более актуально, чем компьютерное образование 20-ти летней давности. Грубо говоря, в университете нас много учили технологиям, которые умерли, принципам, которые устарели, прививали навыки, которые никогда не будут использованы. Большую часть пригодившихся знаний, полученных за время обучения в университете, я получил на рабочем фронте, самостоятельно изучая предмет. Я убедился, что имеет место и работает следующее утверждение: "скажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; вовлеки меня — и я научусь."
Много людей попадают в мотивационный кризис, когда вдруг поступают в техническую аспирантуру. Они не знают, зачем она им. Но они уже как бы начали, а бросать на середине не хорошо... и все тянется дальше... По статистике за какой-то из прошедших годов, которая (подозрительно случайно) попала мне на глаза в отделе аспирантуры, в универе у нас есть две кафедры, где высокий процент защитившихся (вовремя): философия - 80% (4 из 5, персональный подход), защита информации - тоже какая-то цифра, вроде больше 40%. Все остальные кафедры колеблятся на уровне 30% и менее.
Стоит упомянуть еще про один случай. Сейчас я мало читаю, и много вдумываюсь. Так вот, после защиты я увидел на полке книгу, которую еще не читал и читать не планировал (а стояла она там лет десять). Айзек Азимов "Мертвое прошлое". Спонтанно взял и прочитал. Я не знаю, что именно побудило меня прочитать именно эту книгу... но там я нашел такую мысль, которая так или иначе повлияла на принятие моего решения.
"Ральф Ниммо не имел специализированного университетского диплома и гордился этим.
Специализированный диплом, - объяснял он как-то Джонасу Фостеру, в дни, когда оба они были значительно моложе, - это первый шаг на пути к гибели. Человеку жалко не воспользоваться полученной привилегией, и вот он уже готовит магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. И в конце концов ты оказываешься глубочайшим невеждой во всех областях знания, кроме крохотного кусочка выеденного яйца."
"Свой ум нужно оберегать и не загромождать его единообразными сведениями, пока не достигнешь зрелости, а вместо этого тренировать его в логическом мышлении и снабжать широкими представлениями, и в результате можно получить могучее орудие в свое распоряжение..."

На благо всего человечества

Может это смешно, но я думал об аспирантуре в свете принесения пользы миру, вклада в общее дело, деяния на благо всего человечества. И пришел к тому, что в университетах трудятся очень много очень умных людей, но их труд над диссертацией проходит зря. Написанные диссертации идут в корзину. Их читает очень мало людей, и при этом ничего не происходит, не запускается цепь событий, которая приводит к изменениям. А если ничего не происходит - нет вклада. Я думаю, что глобальной пользы от одной качественной лекции/книги/статьи/песни/фотографии будет больше, чем от одной диссертации, что одна статья или лекция, в среднем, может привести к большему количеству действий и изменений в мире, чем одна диссертация.
Да, я утрирую, но я делаю это, чтобы подчеркнуть контура и грани.

Выбор субъективный. Каждый выбирает для себя

Еще раз нужно повторить, что выбор субъективный. Каждый выбирает для себя. Есть люди, которые получили степень и рады. Есть люди, которые получили степень и считают что зря потратили столько сил и времени. Есть люди, которые не получили степень, а хотели бы. Почти все считают, что ученая степень и опыт не будет лишним. Подчеркну, что "не будет лишним", а это - совсем не означает "необходима". Если есть желание, тема, есть время и средства, есть где жить, есть научный руководитель, интерес, и естество не противится реальному положению вещей - очень даже можно заниматься.
Но даже, если этих условий нет, кто хочет - найдет возможности;
кто не хочет - причины
.
В конечном счете, выбираете Вы.
И Вы несете ответственность за Ваш выбор.
P.S. Спасибо всем людям, кто был смел поделиться своими мыслями и принял участие в формировании моего видения вопроса. Дата публикации: 16.11.2013

Этим вопросом задаются многие. Однако по-настоящему проблемным этот вопрос становится уже после того, как вы поступили в аспирантуру. Итак, давайте рассмотрим основные концепции...

Что это такое

Аспирантура нужна для того, чтобы получить кандидатскую степень. Если вы только закончили ВУЗ и получили статус магистра или специалиста, то можете поступить в аспирантуру.

В теории, аспирантура нужна для того, чтобы воспитывать научные кадры, которые бы двигали науку вперёд. Однако на деле всё совсем по-другому...

Дело в том, что аспирантура как кузница научных кадров давно себя изжила. Правда стоит оговориться, многое зависит от конкретного ВУЗа. Однако в глобальном плане аспирантура перестала быть чем-то важным и необходимым.
Особенно это чувствуется, когда ты только-только туда поступил.

Ты думаешь, что будешь там получать гениальные советы, общаться с гениальными учёными, двигать науку вперёд... Но на деле всё оказывается совсем не так. Получение кандидатской - это 90% бюрократии и 10% науки. Кандидатскую защищает не самый умный, а самый ушлый.

Статистику найти легко. Заходите на любой форум аспирантов и видите причины для поступления. Как показывает статистика, только 10% идут в аспирантуру ради, собственно, науки. Итак, вот вам список...

Отсрочка от армии

Это самая частая причина. Если ты подлежишь призыву, то при поступлении в аспирантуру тебя спросят прямо: «Косишь от армии?». Если скажете «Да», то с вероятностью 80% вас не возьмут в аспирантуру (хотя, в коммерческую возьмут).
ВУЗу нужно, чтобы вы занимались наукой, а не избегали армии. Но тут есть множество нюансов.

В коммерческую аспирантуру поступить очень легко. А если у вас ещё красный диплом, то это будет сделать легче лёгкого. А учитывая, что ВУЗов с аккредитованной аспирантурой очень много, то проблемы в поступлении нет. Если же у вас в дипломе много четвёрок, но вы хоть раз участвовали в конференции, то вас тоже возьмут. Если же у вас тройки, то поступить будет невозможно.

К тому же, платить за 3 года аспирантуры намного дешевле, чем покупать себе военный билет. А большинство парней к моменту завершения ВУЗа уже имеют работу или свой бизнес. И бросать всё это на год, ради того, чтобы бесплатно работать?!!! Армия - это не то место, где нужно быть. Хотя если вы хотите военную карьеру или правоохранительную, то армия вам будет нужна.

Но не нужно думать, что аспирантуры набиты «косящими» - это не так. Ведь в аспирантуру идут те, кто имеет хоть какую-то склонность к науке. А потому, со временем, вы начинаете проникаться наукой и забываете о первоначальной причине поступления в аспирантуру.

«Задроты»

Это вторая по популярности причина. Если говорить человеческим языком, то в аспирантуре много тех, кто привык учиться. У таких людей нет работы, они - вечно учащиеся. Среди них встречаются те, кто не хочет лишаться студенческого духа. Они боятся мира.

Если такие люди всё-таки защищают кандидатскую, то становятся вечными преподавателями. Пичаль:(

Если ТЫ один из таких людей, то одумайся и начни работать! Аспирантура без практики - время на ветер.

Те, кто двигают науку

В чистом виде не встречаются. Обычно это те люди, которые действительно полезны для российской науки. Однако они преследуют целью либо карьеру, либо деньги, либо славу. Такие люди редко становятся преподавателями. Обычно они получают высокие должности или уезжают за границу.

Таких людей легко отличить. Они уже в начале 5-го курса находят себе научного руководителя и уже начинают публиковаться и печататься.

Карьеристы

Это уже взрослые люди. Кандидатская корочка им нужна для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Особенно это касается чиновников, которые «засоряют» самые вкусные места в юридических ВУЗах.

Остальные

Есть такие люди, которые учатся в аспирантуре, но не понимают, зачем они это делают. Думается, что виной этому особое стечение жизненных обстоятельств. Некоторые люди просто следуют «волне».

А вообще, каждый решает сам за себя, зачем ему нужна аспирантура. Особенных успехов добиваются аспиранты технических и экономических специальностей.
От ваших действий зависит то, кем вы станете. Вы можете стать очередным преподавателем без перспектив, а можете стать именитым учёным или применить свои знания для увеличения капитала. Собственно, деньги - это единственный критерий успешности человека...

Свои причины и своё мнение вы можете оставить в комментариях.

Спасибо за внимание!


Последние советы раздела «Работа & Карьера»:

Когда нужно увольняться с работы
Вакансия, которая переживет кризис: менеджер по продажам

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Эта статья для тех, кто никак не может решиться идти или не идти в аспирантуру после окончания ВУЗа? Многие бывшие и нынешние студенты бояться своей будущей неопределённости.

Вот окончат они ВУЗ, а что потом? Ведь на высокооплачиваемую работу вас вряд ли возьмут прямо с учебного порога. Так? Так. А работать за копейки сейчас никто не хочет. Всё-таки Россия - это страна возможностей как-никак. Не хочется же вам прозябать на непрестижной работе в молодые годы?

Может, лучше, перед тем как влиться в ряды работающих людей, следует повысить своё образования, чтобы будь более конкурентоспособным на рынке труда? Давайте, разберёмся, нужно всё-таки поступать в аспирантуру и если нужно, то зачем.

Для тех, кто не в курсе, аспирантура - это послевузовское образование. Как говорят в англоязычных странах - postgraduate («после окончания»). Обычно аспиранты учатся 3 года (бывает и 4). Существуют бюджетные и платные места, всё как в ВУЗе.

Идти ли в аспирантуру или нет?

Жизнь аспиранта несколько отличается от жизни обычного студента, хотя и тот, и другой получают знания. Только в аспирантуре, по большому счёту, вы будете получать знания самостоятельно, для нужд своей кандидатской диссертации, в то время как студенты, в большинстве своём, получают новую информацию посредством слушания лекций и посещения семинаров, т.е. от какого-нибудь преподавателя.

А что вообще происходит в аспирантуре, и чем она может вам помочь при устройстве на работу?

Хороший вопрос, который требует детального ответа. Если вы пойдёте обучаться в аспирантуру, то вас ждёт примерно следующее.

Если в ВУЗе «на выхлопе» вы должны написать дипломный проект, который подтверждает, что вы овладели навыками своей специальности, то в аспирантуре планка повышается. Там вы уже должны под конец своего обучения представить собственную научную работу по интересующему вас вопросу.

Что это значит? Это означает, что вы должны за годы своего обучения в аспирантуре «перелопатить» не одну сотню разных книг, научных журналов, статей и т.д.

Затем, на основе прочитанного материала, сформировать своё научное видение той проблемы, над которой вы работаете. Затем свою кандидатскую диссертацию вы представляете перед комиссией, которая и решает - присуждать ли вам учёную степень кандидата N наук или нет.

От чего зависит их решение? В первую очередь, от того, что сможете ли вы доказать, что в своей кандидатской работе отражён совершенно новый (ваш собственный) взгляд на исследуемую проблему, т.е. есть ли в вашей работе то, что продвигает науку на шаг вперёд по данному вопросу.

Если в ВУЗе, вы можете, почти не опасаясь, «копипастить», т.е. вставлять в якобы свою дипломную работу «куски» текста из разных книг, то в аспирантуре такой фокус не пройдёт. Там очень строгие требования к использованию чужих мыслей. Короче говоря, чужое за своё вам выдать вряд ли удастся. Придётся работать, причём упорно работать.

Зато, если вы защитите свою работу перед строгой комиссией, вы будете очень далеко в интеллектуальном плане от большинства людей, т.е. от ваших потенциальных конкурентов.

Обычно, те люди, которые оканчивают аспирантуру с хорошими или отличными результатами, больше не задумываются над денежной проблемой. Её просто не будет, чего над ней задумываться?

Хотя есть множество примеров, когда кандидаты N наук работают обыкновенными рабочими на стройках, заводах, дворниками и т.д.

Почему, спросите вы? Они же ведь сумели защититься перед комиссией, значит, они обладают большими знаниями, чем среднестатистический человек? А вот и нет. Скорее всего, такие «кандидаты» заказывали свои кандидатские диссертации в какой-нибудь конторе (благо их сейчас пруд пруди, средняя цена кандидатской: 25-40 тысяч рублей).

Защитив свою кандидатскую, они приходят на работу, обоснованно рассчитывая, что им дадут высокооплачиваемое место. Аннет! Даже если и да, то по истечению небольшого количества времени, такого неблагочестивого «кандидата» вычислят и попросят на все 4 стороны.

Ведь вычислить лже-кандидата очень просто. Он банально не будет соответствовать заявленной компетенции.

Вот вам и объяснение низких зарплат интеллигенции. Просто это никакая не интеллигенция, а обыкновенные люди, решившие прорваться на вершину общества путём обмана. Причем, по большому счёту, самообмана. Система редко пропускает несоответствующие элементы. Она как Касперский блокирует «вирусы».

Однако, если человек действительно способный и честный, если он действительно доказал посредством своей кандидатской работы, что он что-то стоит в научном обществе, система это одобряет и «пихает» его в высший класс. Всё просто до безумия.

Поэтому, в следующий раз, когда вам скажут, что после окончания аспирантуры человек работает обыкновенным менеджером в обыкновенной компании, намекая на то, что аспирантура - это пустая трата времени, вспомните эту статью. Может быть человек, о котором вам говорят, и есть тот самый «вирус», которого система не пускает дальше.

Надеемся, вы поняли, что аспирантура - это серьёзное мероприятие, которая требует серьёзных людей и серьёзного подхода к обучению. Вы именно такой человек?

Вы сильный духом, целеустремлённый, но всё ещё раздумываете над тем, идти ли в аспирантуру или нет ? Тогда посмотрите, с чем вам предстоит столкнуться, если вы всё-таки решитесь пойти учиться после ВУЗа. Вы к этому готовы?

Минусы обучения в аспирантуре

Сначала давайте начнём с минусов учёбы в аспирантуре. Их не так много, как плюсов, однако, мы хотим вас предостеречь от поспешных решений. Итак, поехали!

1. Чтобы учиться в аспирантуре, нужны аналитические способности и желание к познанию. Вы можете часами просиживать над книгами в поисках необходимой информации? Нет? А это придётся делать, если вы собираетесь учиться в аспирантуре. Помимо поиска информации, вам ещё предстоит её анализировать, «вычленять» главное, «отбрасывать» второстепенное.

Как у вас были дела в ВУЗе с высшей математикой? В аспирантуре она вам очень пригодится. А есть ли у вас желание углубляться в какой-нибудь вопрос? Быть иногда «занудой», доказывая окружающим свою точку зрения?

Эти и другие качества вам понадобятся, если вы нацелились обучаться в аспирантуре. Хорошенько посмотрите на себя и честно скажите: есть ли у меня подобные качества или хотя бы их зачатки?

Если нет, и вы пока ещё не выпускник ВУЗа, а только дальновидный студент (молодец!), но желание учиться там очень большое, тогда вам нужно постараться их выработать. Как? А очень просто. Участвуйте во всех научных конференциях, проходящих в вашем ВУЗе. «Прививайте» себе привычку научной работы.

2. Денежная проблема.

Если вы собрались учиться в аспирантуре, то, скорее все, поначалу вы столкнётесь с тем, что у вас будет очень туго с деньгами.

Вам уже будет около 22-23 лет, и естественно, что вам деньги будут очень нужны. Можно, конечно, параллельно работать, только это будет то же самое, как в поговорке про двух зайцев. Концентрируйтесь на чём-нибудь одном (лучше, на аспирантуре) или ищите такую работу, которая будет по минимуму вас отвлекать от учебного процесса.

Такую работу сейчас найти не составит труда. Например, работа фрилансером вам может принести неплохой доход на первых порах.

Под конец аспирантуры, обычно аспирантам дают легальное разрешение заработать денег. Вам предстоит учить студентов уму-разуму. Да, может там и будут платить «крохи», но хоть что-то.

Поэтому, если вы решили поступать в аспирантуру, тогда заранее продумайте варианты вашего материального содержания в течение 3 лет вашего обучения. Большинство молодых людей не идут в аспирантуру именно потому, что их отпугивает денежная проблема.

Надеемся, вы не «простачок», который думаете «как все». В современном мире можно найти бесчисленное количество возможностей заработать денег. Поэтому, мы очень рассчитываем на то, что в не свернёте с намеченного пути поступать в аспирантуру из-за денежной проблемы.

Если вы талантливы и умны, то дайте своему таланту дорогу, не губите его в зародыше!

3. Долгий «выхлоп»

Ну, и, наверное, самый главный минус обучения в аспирантуре состоит в том, что плоды своего труда вам предстоит пожинать через какое-то время. В то время как ваши друзья и знакомые работают и зарабатывают деньги, покупая на них разные вещи, вы будете читать книги. Вы будете учиться.

Но это минус как бы вымышленный. На самом деле, вы будете инвестировать в себя. А инвестиции - это залог успеха практически любого богатого и успешного человека. Только мало кто знает, что богатые и успешные люди сначала инвестируют…в себя. И не деньги (хотя и их тоже), а знания. Ведь знания сейчас очень дорого стоят.

Современный мир переполнен товарами, услугами, а вот люди с качественными знаниями — нет. Информацией - да. А знаниями - нет.

Блин, сейчас можно скачать практически любую книгу бесплатно, пройти любой видеокурс не заплатив ни копейки. Нужные знания так легко достать и «впитать» их в себя. Но также легко и не сделать этого. Выбор лишь за вами

Поэтому, не тревожьтесь, что все вокруг при деньгах, а вы всё как бедный студент. Во-первых, вы далеко не бедный (в духовном плане-то уж точно), а, во-вторых, у вас в 1000 раз больше шансов стать «большим и уважаемым» человеком после окончания аспирантуры, чем у ваших знакомых без кандидатской степени. Главное, запомните, что всегда нужно отдаваться любимому занятию полностью, тогда и «выхлоп» случится мощнее и заметно быстрее.

Плюсы аспирантуры

Теперь настала очередь вам рассказать о тех плюсах, которые сулит вам обучение в аспирантуре. Их гораздо больше, чем минусов. Ниже мы приведём лишь самые весомые, чтобы показать вам, что самообразование, которое подразумевает обучение в аспирантуре - это ключ к вашему будущему успеху.

1.Повышение образования.

Сегодня как никогда ценят образованных людей. Уже создано очень многое: есть и технологии, и опыт. Нет главного - людей, которые могут всем этим успешно управлять и координировать действия.

Поэтому спрос на высокообразованных людей сейчас как никогда высок. На действительно высокообразованных, а не на «вирусы». Поэтому, если вы выберете путь дальнейшего повышения своего образования, поступив в аспирантуру, то, скорее всего, вы приблизитесь на шаг к успеху.

Тот опыт, который вы получите, изучая научные труды лучших учёных по вашей проблеме, вам очень сильно пригодится в практической деятельности.

Вы будете компетентнее любого среднего специалиста в вашей области. Время советской «уравниловки» прошло, настало время успешных людей и … «простачков». Кем быть, решать только вам! Аспирантура двигает вас вверх по социальной лестнице и с эти трудно поспорить. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши интеллектуальные способности соответствовали потребностям современного общества, тогда вам жизненно необходимо учиться в аспирантуре.

2. Личностный рост.

Помимо глубоких знаний, которые вам даст аспирантура (а на самом деле, ваше самообразование), вы также будете расти как личность.

Ведь во время обучения вам предстоит участвовать в огромном количестве всевозможных научных конференций, где собираются лучшие умы.

А среди лучших личностей, ваша личность волей-неволей будет расти. Вы это очень скоро почувствуете на себе. Если вы станете сильной личностью, то вас будут меньше тревожить жизненные проблемы. Как вы думаете, почему влиятельные люди стали такими? Всё потому, что у них есть сильный стержень, который успешно противостоит внешним угрозам.

Другим доказательством, что сейчас личностный рост - это очень важная составляющая вашей жизни, является то, что почти на каждом углу можно найти объявления курсов по повышению самооценки, ораторским способностям, стрессоустойчивости и т.д.

Всё это в совокупности и есть личностный рост. Раз интернет пестрит такими объявлениями, значит, на подобные услуги есть спрос. А если есть спрос, значит это важно для современных людей.

Ведь сейчас всё очень быстро меняется, появляется много нового. Всё это приводит к тому, что люди не могут нормально жить, т.к. они подвержены различным стрессам, проблемам и т.д.

Однако вам это будет грозить в меньшей степени, ведь вы будете после окончания аспирантуры знать, как относиться ко всему, что происходит в этом мире. Будете-будете знать, чувство знания функционирования системы (мира) обязательно вас настигнет.

Поэтому, если вы собрались учиться в аспирантуре, то вы сделали шаг на пути к самосовершенствованию. Подобное качество очень цениться в современном мире.

3. Карьерные возможности.

Конечно, большинство людей идут в аспирантуру для того, чтобы в дальнейшем быть человеком с высокооплачиваемой работой. Деньги, конечно, правят миром, но это отчасти.

Миром правят разумные люди, которые принимают самые ответственные решения. Окончив аспирантуру, вы вступите в неофициальный клуб «рулящих». Именно те, кто управляют, всегда получают больше простого рабочего. Всегда!

Только деньги не должны быть вашей самоцелью. Самое главное для вас, это то, чтобы вы смогли применить полученные знания с пользой для общества.

Если вы будете добросовестно работать, то деньги придут сами собой. Получив глубокие знания в аспирантуре, примените их с пользой для людей. И тогда наш мир станет немного лучше. Из таких, на первый взгляд, небольших дел, и стоятся великие дела. Помните об этом.

4. Забудьте об армии.

Этот пункт касается мужской части.

Во-первых, если вы поступите в аспирантуру сразу же после окончания ВУЗа, то вы автоматически получаете отсрочку на весь период своего обучения (если, конечно это очная аспирантура).

А во-вторых, если вы успешно защитите свою кандидатскую работу, и вам присвоят учёную степень кандидата N наук, то об армии вы можете вообще забыть. По Федеральному закону "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ" от 28.03.1998 N 53-ФЗ вы освобождаетесь от службы в Вооруженных силах России. Вот так вот.

Вывод : В данной статье мы рассмотрели вопрос, который интересует выпускников ВУЗов - идти или не идти в аспирантуру после окончания ВУЗа.

Если вы всё-таки решили туда поступать, тогда вы должны знать, что вас там ожидает. Во-первых, вам предстоит по окончанию обучения представить аттестационной комиссии свою кандидатскую диссертацию по интересующей вас научной проблеме.

Это что касается смысла обучения. Во-вторых, вы должны трезво оценить свои способности: сможете ли вы там учиться или нет? И, в-третьих, мы рассказали вам о тех привилегиях, которые вам может дать аспирантура после её окончания. Выбор за вами!

Делайте всё на совесть, и наш мир станет лучше!