Ремонт Дизайн Мебель

Технологическая карта урока по русскому языку "предложение". Технологические карты Урок с технологической картой по русскому языку

Технологическая карта конструирования урока

в условиях реализации ФГОС

Предмет, класс

Русский язык, 5

Тема урока

Правописание приставок пре- и при-.

Тип урока

Изучение нового материала

Используемые педагогические технологии

Технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока

Ознакомление с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-

Задачи урока

Образовательные:

    Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

    Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

    Повторить морфемный разбор слов;

    Развить умение формулировать определение понятий;

    Обогащать словарный запас учащихся;

    Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

    Осуществление системно-деятельностного подхода;

    Развитие внимания;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

    Воспитание интереса и уважения к родному языку;

    Воспитание ценностного отношения к слову;

    Развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

    Уважительное отношение к родному языку;

    Стремление к речевому самосовершенствованию;

    Пополнение словарного запаса;

    Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2. Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5 . Проведение морфемного анализа слов.

Оборудование

Экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»(авторы: (Е.А. Быстрова, Л.В.Кирибеева, Ю.Н.Гостева)

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы и формы работы

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Подготовка обучающихся к работе на уроке, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, психологический настрой

Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Принцип психологической комфортности

Коллективная

Личностные, коммуникативные

2. Актуализация знаний

Совершенствование знаний, умений и навыков

Организует игру «Веришь – не веришь» Подтвердить данные определения на тему «Морфемика»

Письменно отвечают на вопросы условными знаками. Правильное утверждение - цифра 1, неверное – 0.

Индивидуальная

познавательные

3. Постановка учебной цели

Организация и целенаправленность деятельности обучающихся,

Создает проблемную ситуацию, предлагает определить тему и цель урока, конкретизирует их

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цель урока, оформляют тетрадь

Развитие критического мышления через чтение

Коллективная

Регулятивные (самостоятельное формулирование темы и цели урока)

4. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, первичного запоминания изучаемого материала

Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила написания приставки ПРЕ-, ПРИ-

1. Вместе с учителем выводят правило написания приставки ПРЕ- в словах.

2. Работают в группах. Прочитав небольшой текст, находят слова с приставкой ПРИ- и делают вывод, в каких случаях пишется данная приставка

Коллективная

Групповая

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, обобщение, рассуждение)

5.Первичное закрепление новых знаний

Развитие умения применять новые знания.

Организует работу, включающим тренировочные упражнения

Выполняют упражнение 79 учебника (по вариантам), выявляют слова, в которых ПРЕ и ПРИ не являются приставками, а входят в состав слова

Индивидуальная

Коллективная

Регулятивные (работа со словами)

6. Физкультминутка

(пауза релаксации)

Организует физкультминутку

Выполняют упражнения

Коллективная

7. Закрепление изученного материала

Закрепление полученных знаний

Организует работу по закреплению правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-, проводит распределительный диктант, тест

Распределяют словосочетания в нужную графу

Работа в парах

Индивидуальная

Познавательные (опираются на уже известное), коммуникативные (способ взаимодействия, сотрудничества

8. Рефлексия деятельности

Обобщение, вывод, самооценка

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает

Каждый анализирует свои достижения

Коллективная

Познавательные, регулятивные

9. Домашнее задание

Сообщение информации о домашнем задании, методики его выполнения

Предлагает выбрать задания на выбор: задания трудные – на «5», средней трудности – на «4», легкие – на «3».

Выбирают и записывают домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

- А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа- часть слова без окончания.

4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень - главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова. (слайд 1)

Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . (слайд 2)

Лист достижений

ученика(цы) 5 класса_________________________

по теме «Правописание приставок пре-при»

«Веришь – не веришь»

Работа в группах

Распределительный диктант

Оценка учителя

Общая оценка



3. Постановка учебной цели.

Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и).

А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).

Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока.

Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.)

Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

4. Усвоение новых знаний.

Прекрасная погода,

Приятели мои,

Два неразлучных друга-

Приставки Пре- и При- .

Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос: «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.

Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ). (слайд 3)

Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь.

- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске - ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ) (слайд 4)

- Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?(когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу)

ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка. (работа в группах)

1 группа

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Слегка, едва, чуть-чуть:

Пришёл, привстал, затем прилёг-

Не хочет снова в путь.

- Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске

ПРИКУСИЛ, ПРИГОРЕЛО, ПРИШЁЛ, ПРИВСТАЛ, ПРИЛЁГ. (слайд 5)

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

2 группа

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл, поезд - «прибыл» , пароход – «приплыл», космонавт «прилетел» из Вселенной, конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. (слайд 6)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

3 группа.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. (слайд 7)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Присоединение, прибавление)

4 группа.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. (слайд 8)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?(Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».)

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

5. Работа с учебником .
- Сверим наши выводы с учебником (§9, стр.47,48).
- Есть расхождения? Нет?
- Проблема решена? (Да).

6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)

Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. Это будет вашим домашним заданием. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа, 2 ученика работают у доски).

Закончили? Давайте проверим.

Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик)

В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить. Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.

2) Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили.
А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.

7. Закрепление изученного материала.

- Следующее задание - распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу.

1. Распределительный диктант.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы) (слайд 9)

2. Тест

1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр…рекаться, пр…одолеть

б) пр…лестный, пр..красный

в) пр..прыгнуть, пр..вратить

г) пр..городить, пр..мудрый

2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..выкаю, пр..глашаю

б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)

в) пр..творить (мечту), пр..выкаю

г) пр..шить, пр…града

3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..сутствовать, пр..рода

б) пр…близить, пр..града

в) пр..гласить, пр…неприятный

г) пр..смотреться, пр…тяжёлый

4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..одолеть, пр..града

б) пр..ставка, пр…дворный

в) пр..казать, пр…вязать

г) пр..кратить, пр..вратить

5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..учить, пр..рвать

б) пр..интересный, пр..годится

в) пр…морский, пр..зидент

г) пр..­одолеть, пр…длинный

6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..милый, пр…коснуться

б) пр...неприятный, пр..дворный

в) пр..усадебный, пр..рвать

г) пр…бежать, пр…плыть

7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..кусить, пр..открыть

б) пр..вокзальный, пр..клеить

в) пр..тащить, пр..винтить

г) пр..интересный, пр…любопытный

Проверьте себя по слайду. У вас должна была получиться 5.

(слайд 10)

А если не получилось, не стоит огорчаться. На следующем уроке обязательно получится.

3. Игра «Одним словом».

Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется «Одним словом». Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Спросить еще раз (переспросить)

Расположенный у берега (прибрежный)

Очень добрый (предобрый)

Сесть на краешек (присесть)

Немного открыть окно (приоткрыть)

Заболеть, но не сильно (приболеть)

Нарушитель закона (преступник)

Очень скверный (прескверный)

Участок около школы (пришкольный)

Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент)

8. Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

6.Какая форма работы вам понравилась больше?

Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Домашнее задание

А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)

Выберите одну карточку для работы.

1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»

Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия, а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».

Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».

Из снежного плена.

Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес…. в движение. Всё оживает.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.

Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).

3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».

«Корректор». Исправьте ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел Иванушка на предорожный камень и презадумался.

Завершая урок, хочу

пожелать вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Технологическая карта урока.

Предметная область: русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: постановочный;

Цель урока: формирование представления о значении родного языка в жизни каждого человека ; организация знакомства учащихся 1 класса с учебником, устной и письменной видами речи в предметной области «Русский язык» по теме: «Виды речи».

Учебные задачи :

Изучить виды речи;

Сформировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Формирование патриотических взглядов, чувства гордости за свою Родину;

Знакомство с этническими и национальными ценностями российского общества.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

Уметь формулировать цель урока при помощи учителя;

Уметь высказывать свое мнение по отношению к проходимому материалу;

Формирование объективной оценки своей работы на уроке и умение вносить необходимые коррективы;

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в учебнике;

Уметь планировать свой ответ на основе поставленной задачи;

Находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД:

Уметь грамотно излагать свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Обговаривать с одноклассниками и учителем основные правила общения в коллективе, стараться их выполнять .

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

О владение общими представлениями единства и многообразия языкового пространства России, осознание значения русского языка для человечества.

Средства (оборудование):

учебник по русскому язык (УМК «Школа России »)

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД урока:

Организация класса.

«Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок!

Если будешь ты стараться,

Не стесняться, не бояться,

Отвечать и понимать,

То, конечно, непременно

Все на свете будешь знать!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, настраиваясь на работу.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Проявлять заботливое отношение к одноклассникам;

Проявлять внимание на протяжении всего урока;

Развивать доброжелательность по отношению к окружающим;

Формировать готовность к сотрудничеству.

Регулятивные:

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

Уметь оценивать правильность выполнения собственных действий;

Осуществлять не только самоконтроль, но и взаимоконтроль;

Понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий;

Настраиваться на успешную, плодотворную работу;

Выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

Объективно оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Ориентироваться

в учебнике, бережно

к нему относиться;

Коммуникативные:

Умение высказывать своё

мнение, прислушиваться к мнению других;

Излагать свои мысли в устной форме.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Подготовка

к основному

этапу занятия.

Знакомство

с учебником «Русский язык»

На доске записаны слова учить, учебник, учитель

- Ребята, у нас с вами урок русского языка. Давайте прочитаем название учебника, с которым нам предстоит работать. Что вы можете сказать о его названии?

- Как вы думаете, почему эту книгу называют учебником?

- Предлагаю вам немного полистать учебник, посмотреть, что там есть различные правила и упражнения, которые нам предстоит изучить.

- Обратите внимание на доску. Что объединяет записанные на ней слова ?

- Учебник называется «Русский язык».

- С помощью учебника дети узнают новые слова, научатся правильно их произносить и писать.

- Слова на доске объединяет общая тема «Школа. Учеба».

Формулирование темы и цели урока (учебник, с. 5, 6)

- Теперь мы будет изучать такой интересный и нужный предмет как «Русский язык» и начнем с раздела, который называется «Наша речь». Давайте вместе прочитаем, что нам предстоит узнать, и чему мы сможем научиться на уроке.

Какая тема урока?

- Еще раз зачитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. Это очень важно, так как цель нашего урока: найти ответ на этот вопрос.

Чему мы сегодня должны научиться?

Слушают учителя.

Читают.

Тема урока «Виды речи»

- Какая бывает речь?

Различать виды речи, знать о их роли и значении в жизни человека.

Введение в тему урока.

Какая бывает речь? (Упр. 1, 2).

- Внимательно посмотрите на схему и ответьте мне на вопрос: Что вы знаете о речи?

- Давайте прочитаем текст. Что нового вы
узнали о видах речи? Какая
речь появилась раньше, устная или письменная?

Рассматривают схему, пробуют составить по ней рассказ.

Читают предложенный текст, отвечают на вопросы к нему.

Физкультминутка

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались.

Вправо, влево наклонялись.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

Под руководством учителя выполняют упражнения

Роль русского языка (упр. 3).

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Давайте прочитаем предложение. А вы когда-нибудь общались с детьми других национальностей?

- На каком языке вам приходилось разговаривать?

Все жители нашей большой многонациональной страны России разговаривают на русском языке, потому что он является нашим национальным государственным языком

Рассматривают рисунки.

Читают предложение.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя.

Списывают предложение после работы с Памяткой 5 «Как научиться правильно списывать предложение».

Обобщение и закрепление знаний и способов действий

Назовите тему урока?

Чему ты сегодня научился?

- Какая бывает речь?

- Приведите примеры устной, письменной, внутренней речи.

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

Представьте, что вы оказались на пьедестале, попробуйте оценить свою работу на уроке.

Какая часть урока показалась вам самой сложной?

- На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?

Какой вид работы понравился вам больше всего?

Зеленые жетоны прикрепляют к пьедесталу

Красный жетон клеится на ту часть доски, где были затруднения в ходе работы.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивание

У меня есть один жетон на весь класс. Подумайте и решите, кому из ребят он достанется. Кто был сегодня самым активным?

Определяют, кому вручить жетон

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55

г.Улан-Удэ», Республики Бурятия.

Технологическая карта

открытого урока русского языка 2 класс УМК ПНШ

Подготовила учитель начальных классов

Гурылева Евгения Владимировна

Предмет : русский язык

Класс : 2 класс

Тип урока : обобщение и систематизация знаний

УМК : ПНШ

Технологическая карта

Тема

Повторение по теме «Орфография»

Цель

Обобщить и систематизировать знания по теме «Орфография», обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфографических задач.

Задачи

Содействовать развитию орфографической зоркости, умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Способствовать развитию интереса к предмету.

Формируемые УУД

Личностные : учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные : волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные : анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Орфограмма, корень слова, родственные слова, проверочные слова

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Н.А. Чуракова. Учебник Русский язык 1 часть, М.Л. Каленчук Русский язык 2 часть, Т.А. Байкова Тетрадь для самостоятельной работы №1, С. И. Ожегов Словарь русского языка, орфографические словари у каждого учащегося на парте;

Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки, лист самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

1. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на положительном эмоциональном уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

    Прочитайте эпиграф урока.

    О каком времени года говорит поэт?

    Для кого из вас зима - тоже «краса волшебная»?

  • Красива зима в нашем крае! Зима - великая мастерица на выдумки! Чего только не увидишь зимой! В каких только зимних забавах не поучаствуешь! Назовите, что вы любите делать зимой.

    Сегодня на уроке мы повторим правила проверки слов с парными согласными и безударными гласными в корне слова. А помогать нам будет главный почтальон Деда Мороза.. А кто он, вам нужно отгадать:

    Три шара, ведро, морковка

    И для глаз - два уголька;

    Палки-руки вставим ловко:

    Лепим мы...(снеговика)!

    Минутка чистописания.

Актуализация опорных знаний.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для организации обобщения и систематизации

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал.

У учащихся листы самооценки по каждому этапу работы

1 .-Внимательно и красиво записываем число.

и м з а е 1 ряд

а м о с р з о 2 ряд

Запишите красиво. Следите за правильным написанием, высотой, наклоном букв.

Подчеркните те буквы, которые получились у вас красивыми.

Составьте слова из этих букв (зима, мороз)

Какие буквы лишние и почему? Как догадались?

С какими трудностями встретились при написании слов?

    Что помогло вам правильно написать эти слова?

Орфограммы мы изучаем в разделе русского языка, который называется

«Орфография», это и есть тема нашего урока. Сегодня мы будем повторять изученные орфограммы. А вот какие орфограммы мы будем сегодня повторять - это вам предстоит самим догадаться.

- Какой этап работы мы прошли?

Продолжаем работу.

Знать признаки родственных слов, понятия «корень слова», «орфограмма», «орфографическая задача», правописание словарных слов

3. Словарная работа.Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

Формулируют тему урока.

Следующий этап. Словарная работа..

    Слова, которые мы будем сегодня записывать очень нравятся нашему гостю Снеговику, а почему, вы догадаетесь, когда соберете их.

Их обычно шьют из кожи,

Но из шерсти вяжут тоже

В них любой зиме назло

Пальцам рук всегда тепло. (перчатки)

Подчеркните все орфограммы.

Имеются ли здесь родственные слова?

Допишите еще в этот ряд два родственных слова. Объясните почему они родственные.

Как мы проверяли опасные буквы в словах?

Как еще можно проверить?

Какие цели поставим перед собой? Повторять будем какие орфограммы?

Уметь находить изученные орфограммы

4. Самостоятельная работа с самопроверкой Обобщение и систематизация знаний

Цель.

Уточнить способы подбора проверочных слов для разных частей речи

Определяют, по каким признакам объедены слова существительные в группы. Составляют алгоритм подбора проверочных слов для орфограмм корня.

Работа с учебником

С. 172, упр.137(142). Прочитайте задание.

Самостоятельная работа.

Уметь подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова

5. Физкультминутка для глаз на тему «Зима» (презентация)

Цель: смена характера деятельности путем двигательной активности.

6. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить умение в подборе проверочных слов для решения орфографических задач в корне слова

Проводит инструктаж обучающихся.

Работа в группах

Каждая группа выбирает командира и он выходит, чтобы получить конверт с задание и время на его выполнение. Требование действовать сообща, поддерживать друг друга.

http://piratepad.net/OGzWhp1GQ4

http://piratepad.net/PUMFOK0mU8

http://piratepad.net/qfKRSnbH36

Давайте проверим выполненную работу и оценим себя.

Уметь выделять из группы слов слова на указанную орфограмму в задании, подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова

7.Итог урока

Какую цель ставили перед уроком?

Удалось ли ее достичь?

Как вы считаете, нужно продолжить эту работу на следующих уроках?

8. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Своей работой на уроке я…

Мне больше всего удалось…

    Теперь я могу…

Было интересно…

Знания, полученные на уроке помогут мне …

Я хочу поблагодарить одноклассников...

Мое настроение…

9. Домашнее задание

Повторять правила.

1.Из христоматии списать 3 предложения, почеркнуть орфограммы.

2.П.т. №62 (с.50)

1 группа 2 группа

Задание. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

3 группа.

4 группа. Придумать название к тексту. Исправить ошибки. Доказать свой ответ.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

1 группа. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

2 группа. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

3 группа. Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово:

х…лодный - _________ ястре… - _________

тр…пинка - __________ арбу… - __________

з…мля - ________ гвоз…ь _________

4 группа. Придумать название к тексту. Исправить ошибки.

Ударил сильный морос. В лису холодно. Трищат сучья и стволы деревьев. Ветер тихо кружит снек. Он скрипит под нагами. Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В лесу стоит тешина.

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Пиотровская Марина Алексеевна

Класс: 3

УМК: Школа 2100

Предмет: Русский язык

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

Тип урока: Повторение, углубление и обобщение изученного

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок в разделе «Слово. Части речи и члены предложения». Что мы уже знаем об имени существительном (Раздел 4, урок 74)

Цель: Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать роль имен существительных в речи,постоянные и непостоянные признаки имен существительных, выполнять морфологический разбор имени существительного, умения отличать существительное от местоимения,находить в тексте

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

1.Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

3. формирование умения слушать и слышать собеседника;

4.развитие умения определять правила работы в парах, в группах;

5.формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока

**Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Фронтальная

Сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательным и активными. Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? Чего вы ждете от этого урока? Пусть наш урок пройдет под девизом «Грамоте учиться –всегда пригодиться»

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.

Отвечают на вопросы.

С хорошим настроением, чтобы все получилось.

Ждем чего-то полезного для нас.(Умеют оформлять свои мысли в устной форме, умеют слушать и понимать речь других-коммуникативные УУД. Регулятивные УУД:

Осуществляют самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать.)

Настрой на учебную деятельность

Дети выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание.

Актуализация знаний.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Создать ситуацию успеха.

Фронтальная

индивидуальная

Игра

Откройте тетрадь.

Что надо записать?

Языковая разминка. Запишите слова под диктовку.

    Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим

Какое слово вы подчеркнули два раза?

В каком слове есть другая орфограмма-буква? Проверьте по образцу. Оцените свою работу.

2. – Обозначьте все орфограммы.

3. – Разберите по составу слово

    Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

Тогда предлагаю вам сыграть в игру.

Я буду называть слова. Если существительное, то вы говорите

Что объединяет все эти слова? Что вы любите делать больше всего?

«да», если другая часть речи «нет».

Запись даты, «Классная работа». Записывают слова в тетрадях и по «цепочке» выходят к доске, записывая по одному слову: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха .

Тростник .

Егерь

Самостоятельно в тетрадях подчеркивают орфограммы.

Выполняют разбор слова.

(На основе анализа объектов делают выводы, о бобщают и классифицируют по признакам.-познавательные УУД; коммуникативные-оформляют свои мысли в устной форме)

Называют общий признак слов. Проверка с образцом на слайде презентации.

Оценка работы.

Имена существительные.

Играть.

Дети проверяют и оценивают результ, выбирают соответствующий смайлик.

Дети отвечают «да», «нет».

Различают и обозначают орфограммы.

Разбирают слово по составу, называют части слова.

Определяют количество букв и звуков.

Активация знаний о существительном как части речи.

Проверка по шаблону

Проверка по шаблону

Самооценка учащихся по листу самооценки.

Проверка по шаблону

3 .

Формулирование проблемы.

Фронтальная

Работа в группах

Прочитайте название нового большого раздела.

Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

Используется мотивирующий приём.

Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

Какой буквы не хватает? Какова её роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения.

Давайте составим план урока.

Что мы сейчас с вами делали?

с. 97 Чтение раздела

Перечисляют части речи и члены предложения.

На основе анализа объектов делать выводы.

Существительное

ь. Называют роль ь.

Имя существительное.

Дети вместе с учителем составляют план.

Формулировали тему урока. Составляли план.

Знают части речи, умеют выделять члены предложения

Сформулирована цель, проблема урока

Развитие умений.

Работа в группах, индивидуальная

Вспоминаем то, что знаем.

О какой особенности имён существительных свидетельствует упражнение 101?

Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи .

Задание для группы .

Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему?

2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).

Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

Выполнению предшествует коллективная беседа:

Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

Как изменяются имена существительные? (По числам.)

Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …

Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.) Первый пример ( избушке ) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.

одуш. неодуш.

охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.

Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.

внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.

Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.

окно – ср.р., ед.ч.

крыша – ж.р., ед.ч.

труба – ж.р., ед.ч.

кирпичи – м.р., мн.ч.

забор – м.р., ед.ч.

ворота – мн.ч.

сарай – м.р., ед.ч.

Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных .

3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)

Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Член предложения .

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстановка запятых в учебнике.

2) Списывание последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.

Вывод : Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Морфологический разбор имени существительного .

Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

5.

Итог урока.

По какому плану мы повторяли имя существительное?

Запишите ключевые слова на основе этого плана.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Называют план.

Перечисляют ключевые слова к уроку.

Ответы детей.

Выбор смайлика.

Домашнее задание

Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).