Ремонт Дизайн Мебель

Методы и приемы повышения качества обучения. Методы и приёмы повышения качества образования на уроках математики. Методы проблемного обучения

Основные особенности приемов и методов обучения

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения .

Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала.

В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Впрочем, приемы и методы обучения иногда могут быть взаимозаменяемыми. Так, если во время урока учитель использует метод подачи нового материала и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей наглядности и лучшего усвоения изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема.

Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов -- преподавания и обучения.

Виды педагогических приемов в обучении

Тема 8. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения - это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения - составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация - как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют

своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) - конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи - это уже нормативно-описательная модель метода.

Метод обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.

С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - массовым способом взаимодействия учителя и ученика.



Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на раз

Itrrae активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место в ней отводилось ручному труду, - деятельности различного рода, а также работе учащихся с е литературой, в процессе которой у детей формировалась са-\ мостоятельность на основе использования собственного *. опыта. Утвердились частично-поисковые, исследователь-■ ские методы.

Однако независимо от роли, которую в разные периоды

развития образования отводили тем или иным методам

обучения, ни один из них, будучи использован исключи-ч, тельно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. > Ни один метод обучения не является универсальным. В " учебном процессе следует использовать разнообразные ме-

тоды обучения.

8.2. Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется % большое количество методов обучения. В этой связи возни-I. кает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и | более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закла- ! дывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической I цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

приобретения знаний;

формирования умений и навыков;

применения знаний;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения Может быть применена для решения любой дидактической Юдачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются Группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы ■сем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места $есед в дидактическом процессе выделяют различные их |дады: вводные, или вступительные; беседы-сообщения но-%ых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные. I Одной из разновидностей беседы является собеседование. I Лекция - монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения ма-^риала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, ^системным характером освещения знаний, j Различают научно-популярные и академические лекции. , Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной. | Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изуче-»ния нового материала по темам или крупным разделам. Учебная дискуссия как метод обучения основывается на | обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти |взгляды отражают или собственные мнения участников ■дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода - возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, так-как в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование - обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста - разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование - дословная выдержка из текста. При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование - краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование - написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка - сведения о чем-либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др.;

составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) - составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

Пиктографическая запись - бессловесное изображение.
Мы рассмотрели словесные методы обучения. Втору о

группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при «которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со t* словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для рас-* крытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутрен-, ним устройством.

|, Метод иллюстраций предполагает показ предметов, J процессов и явлений в их символьном изображении с по--.. мощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, t схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее ч время практика наглядности обогатилась целым рядом но-" вьгх средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в це-„ лом, используется демонстрация, когда же требуется осоз-| нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение - формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практи-

| ческие работы.

* Упражнение - многократное (повторное) выполнение

I учебных действий (умственных или практических) с це-| » лью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

(Устные упражнения способствуют развитию культуры j 4 речи, логического мышления, памяти, внимания, познава-

I тельных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т.д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скат-кин).

Характер познавательной деятельности - это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. . Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, - экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных затрат времени.

Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения - это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

| Интенсивные методы используются для организации

Обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы

" при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) - обучение средствами внушения; гипнопедия - обучение во сне; фармакопедия - обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе

Изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Для профессии педагога развитые навыки и умения общения, способность и готовность к общению, коммуникативная компетентность являются существенной профессиональной характеристикой. Это связано со спецификой педагогического труда, где общение, его средства, модели, стили, формы и методы составляют основу, на которой базируется вся профессионально-педагогическая деятельность.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.

Главные усилия, в свете реформы системы образования, направленны на государственное материально- техническое, информационное (новые учебные планы, программы, учебники) и коммуникационное (новые средства, формы, методы учебно-воспитательной работы, методические рекомендации и пособия) обеспечение педагогических систем.

Под педагогическими системами мы понимаем взаимосвязь структурных и функциональных компонентов, подчиненным целям воспитания, образования, обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Педагог в современных педагогических системах – руководитель, организатор педагогического взаимодействия, управляющее звено системы.

В деятельности педагога едва ли не самым важным и сложным является выбор средств и способов решения педагогических задач, обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, а значит и успешность деятельности самого педагога. Стиль педагогической деятельности непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия субъектов образовательного процесса, выбор педагогом средств и способов решения педагогических задач, способствует или препятствует успешности обучения, формированию межличностных отношений в учебной группе.

Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам предоставлены права и свободы: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). А также определены обязанности: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?». В неразрывной связи с методами обучения находятся формы обучения, виды занятий и средства обучения.

Выбор преподавателем методов обучения является одним из важнейших аспектов проблемы продуктивной педагогической деятельности. Сложность данного вопроса заключается в обусловленности выбора метода обучения чрезвычайно большим числом факторов. Ю.К. Бабанский предлагает при выборе метода обучения учитывать шесть основных параметров, которые включают в себя все многообразие факторов: закономерности и принципы обучения; цели и задачи обучения; содержание предмета; учебные возможности обучающихся; особенности внешних условий; возможности самих преподавателей.

Методы обучения – способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их личностные качества и способности, формируется научное мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к трудовой деятельности. Вместе с содержанием и организацией учебно-воспитательной работы они исторически изменяются и совершенствуются.

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Выбор методов зависит от особенностей учебного предмета, целей и задач обучения, возрастной и индивидуальной специфики обучающихся, уровня образованности, развития и воспитания слушателей и курсантов, материально-технической оснащенности учебного заведения, способностей и возможностей преподавателя, его мастерства и личных качеств, времени на решение дидактических задач.

Проблема классификации методов обучения является одной из острых проблем современной дидактики. Согласно Ю.К. Бабанскому, разработавшего классификацию методов обучения, имеются все основания выделять в деятельности педагога три важнейших компонента: организационно-действенный, стимулирующий и контрольно-оценочный. Отсюда целостный подход к деятельности предполагает существование трех больших групп методов обучения:

а) методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (благодаря им обеспечивается процесс опосредствования личностью учебной информации);

б) методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (благодаря им обеспечиваются важнейшие функции регулировки учебной деятельности, ее познавательной, волевой и эмоциональной активизации);

в) методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (благодаря им педагоги и учащиеся осуществляют функции контроля и самоконтроля в ходе обучения).

Выбор методов обучения, их соотношение в ходе занятий зависит от следующих условий:

Закономерностей и вытекающим из них принципов обучения;

Форм обучения, то есть от организации учебного процесса;

Целей и задач обучения;

Учебными возможностями учащихся: возрастными (физическими, психическими); уровнем подготовленности (образовательной и воспитательной); особенностями учебной группы.

Особенностями внешних условий (географических, производственного окружения и прочих).

Возможностями самих педагогов: их предшествующим опытом, знанием типичных ситуаций процесса обучения, в которых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов, уровнем их теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, умением избрать оптимальный вариант, уровнем методического мастерства, личностными качествами.

Используются следующие методы обучения:

а) по степени управления: под руководством преподавателя, самостоятельная работа; б) по источнику получения знаний:

Словесные методы (устное изложение учебного материала, объяснение учебного материала, обсуждение учебного материала);

Наглядные методы (показ, демонстрация);

Практические методы (упражнение, тренировка, практическая работа).

Метод как категория дидактики органически связан со всеми структурными компонентами педагогической системы. Можно предположить, что выбор метода обучения определяется совокупностью взаимосвязи метода с каждым из структурных компонентов педагогической системы. С позиций системного подхода, проблема оптимального выбора состоит в выяснении зависимости между методом обучения и структурными компонентами: субъектом и объектом педагогического воздействия, предметом их совместной деятельности и целью обучения. Поскольку сам метод обучения входит в содержание компонента средств педагогической коммуникации, постольку здесь не идет речи о взаимосвязи вышеозначенных составляющих. Одновременно можно поставить вопрос о связи методов и форм обучения, так как этот компонент входит в понятие о формах обучения. На самом деле, для проблемы выбора метода обучения значимой является его детерминированность именно четырьмя указанными структурными компонентами. Эта детерминированность обусловлена самим процессом педагогической деятельности, где выбор метода осуществляется на определенном по форме занятии. В современной дидактике проблема оптимального выбора методов обучения понимается в контексте зависимости выбора от ряда факторов внутри конкретной формы обучения.

Выбор преподавателем методов обучения является одним из важнейших аспектов проблемы продуктивной педагогической деятельности.

Методы обучения взаимосвязаны и применяются в определенных сочетаниях. Метод устного изложения часто сочетается с обсуждением и показом, упражнение – с показом, показ – с объяснением (изложением).

Качество обучения во многом зависит от организации образовательного процесса, тех форм, в которых он осуществляется.

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешняя сторона организации учебного процесса; внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Формы обучения – это организационная сторона учебного процесса, отражающая условия, в которых происходит обучение.

Форма обучения – самостоятельный вид занятия, характеризующийся конкретным, присущим только ему ведущим методом обучения, сущностными характеристиками и другими признаками, которые делают данную форму обучения тождественной себе самой и отличной от других форм. Форма обучения – это специальная конструкция самого процесса.

Формы обучения определяют состав и группировку обучающихся, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, специфику деятельности обучающих. Формы обучения отражают организационную сторону процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и обучаемых, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме.

Выбор формы обучения на занятии зависит главным образом от цели занятия и категории обучающихся. Формы обучения непрерывно совершенствуются, появляются их новые разновидности. Необходимо отметить, что формы в ходе обучения используются в тесной связи с методами обучения. Совокупность форм и методов обучения определяет вид занятий.

Важнейшим условием эффективности проведения занятий является грамотное применение форм и методов обучения.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия преподавателя с курсантами при решении образовательных задач.

Формы обучения - организационные стороны учебного процесса, отражающие совокупность условий, в которых осуществляется обучение: цель учебного мероприятия и порядок его проведения, состав обучаемых, продолжительность учебного мероприятия, материально-техническое обеспечение, а также характер действий руководителя занятий и обучаемых.

Формы обучения подразделяются на группы:

по степени управления - проводимые под руководством обучающего и самостоятельную подготовку; по организации обучаемых – на индивидуальные, групповые и коллективные;

по месту проведения - на местности (объектах полевой учебно-материальной базы, в поле), объектах учебно-материальной базы, в учебных классах; на постах и технике;

по целевому назначению – на учебно-плановые и контрольно- проверочные;

по характеру учебной деятельности - на теоретические, практические и смешанные.

На данный момент методические материалы по совершенствованию методов и форм образовательного процесса не получили должной проработки и их выбор и применение вызывает у преподавательского состава затруднение, особенно у начинающих преподавателей. Недостаточно рассматривается и изучается данный вопрос и на учебно-методических сборах преподавательского состава вуза.

Актуальной остается задача разработки и совершенствования методических материалов по методике обучения, выборе и применении передовых методов и форм проведения групповых занятий. Учебно- методические сборы являются одним из основных элементов совершенствования педагогического мастерства преподавательского состава.

Необходимость обеспечения высокого качества образования, успешности профессиональной деятельности педагога в современных условиях требует развития творческих уровней его педагогического мастерства и оптимизации педагогического взаимодействия в образовательном процессе. В современных научно-педагогических исследованиях убедительно доказано, что принципиальное решение проблемы повышения качества подготовки специалистов может обеспечить только перенос акцентов на методы, формирующие системное мышление и обусловленную этими методами организацию педагогического взаимодействия.

Одна из дидактических закономерностей – результаты обучения зависят от применяемых методов, средств и форм, для достижения результата необходимо оптимальное сочетание и соотношение методов, средств и форм обучения.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

3. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Суще­ствуют и другие определения методов обучения.

Методы обучения есть способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педа­гогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и раз­вития (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и органи­зации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различ­ных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материа­лом (И. Ф. Харламов).

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных дей­ствий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образо­вания, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г. М. Коджаспирова).

Несмотря на различные дефиниции, даваемые этому понятию дидакта-ми, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом совместной работы педагога и учащихся по организа­ции учебной деятельности. Если же речь идет только о деятельности педа­гога, то уместно говорить о методах преподавания, если же только о дея­тельности учащихся - то о методах учения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесооб­разного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обу­чения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обес­печивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познава­тельной деятельности учащихся.

Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи спо­собы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельно­сти учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными понятиями в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и измен­чивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (час­тей, приемов). С помощью приема не решается полностью педагогиче­ская или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Мето-


ды обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И на­оборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы.

В одних ситуациях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначе­ние. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным ме­тодом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонст­рирует наглядные пособия, то демонстрация их выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения, основные знания уча­щиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения вы­ступают как прием, а демонстрация как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не явля­ется их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятель­ности.

Правило обучения - это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответ­ствующий методу прием деятельности. Другими словами, правило обучения (дидактическое правило) - это конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило выступает описательной, нормативной моделью приема, а сис­тема правил для решения определенной задачи - это уже нормативно-опи­сательная модель метода.