Ремонт Дизайн Мебель

Юсуповых на мойке. Дворец Юсуповых на Мойке. Источники и дополнительная информация

Попадая в Санкт-Петербург, всегда теряешься от того, как все успеть посмотреть и везде побывать. В этом городе собрано столько памятников архитектуры, музеев и других достопримечательностей, что глаза разбегаются.
Сегодня хочется рассказать об одном из самых красивых и хорошо сохранившихся дворцов Северной столицы - о Дворце Юсуповых на Мойке. Этот дворец является лишь одним из 57 имений одной из самых богатых семей российского государства, но именно он заслужено является визитной карточкой этого семейства. Забегая наперед, скажу сразу, что посещать этот дворец нужно в последнюю очередь, так как по сравнению с ним, многие другие дворцовые строения просто меркнут.

Первое деревянное сооружение на месте существующего дворца принадлежало членам царской семьи. Начиная с 1726 года, имением владел Семеновский полк, далее его купил П.И. Шувалов. Дворец принадлежал генералу до 1795 года, а потом его выкупила сама Екатерина II и подарила его графине А.В. Браницкой.
Вот здесь достаточно интересный момент. По официальной версии Браницкая была племянницей Потёмкина, любовника Екатерины II, а из других источников можно найти информацию, что Браницкая являлась также любовницей Потёмкина. Так что имеет место быть версия, что подарив имение Александре Браницкой, Екатерина II просто напросто откупила от нее своего фаворита. Где правда, а где ложь сейчас конечно никто точно не знает. Александра владела дворцом 35 лет.
В 1830 году за четверть миллиона рублей дворец был куплен Б.Н. Юсуповым и до 1917 года оставался во владении его семьи. За этот период дворец кардинально изменил свой внешний вид и внутреннее убранство, коим мы и можем насладиться в настоящее время. Кроме красоты и великолепия, этот дворец «прославился» еще тем, что здесь в 1916 году от руки Феликса Юсупова и других заговорщиков был убит Григорий Распутин.
После того, как имение выкупил Юсупов, там началась масштабная перестройка. Благодаря тому, что в денежных средствах князь не был стеснен, над перестройкой работали не только русские, но и итальянские мастера. Все отдельно стоящие постройки были объединены в единый ансамбль, были посажены сады и оранжереи, изменено внутреннее убранство комнат. Нужно сказать, что на протяжении всего владения дворцом, Юсуповы постоянно что-то перестраивали, доделывали и переделывали по последнему слову моды.
После революции дворец был национализирован, и здесь проводились экскурсии. Однако в 1925 году из него начался массовый вывоз предметов интерьера. В военное время в здании располагался госпиталь. С 1960 году дворец является памятником истории федерального значения.

Для осмотра представлено два этажа дворца, экскурсия по которым займет около 1,5 часов. Дворец можно посетить либо с экскурсоводом (500 рублей), либо самостоятельно с аудиогидом (700 рублей +1000 рублей залог за прибор), просто побродить по залам не получится. Подробную информацию об экскурсиях можно посмотреть на официальном сайте дворца. За фотосъемку придется дополнительно заплатить 150 рублей. Надеяться на то, что получится незаметно сфотографировать на телефон не стоит, так как за вами будут пристально наблюдать музейные работники. Так что запасайтесь наличными деньгами, заряжайте аккумуляторы фотоаппарата и в путь.

Если вы пойдете на экскурсию с аудиогидом, то вас снабдят картой-схемой дворца. Ведь там так легко заблудиться!


Проходя по Парадной лестнице на второй этаж, невозможно не заметить ювелирной лепнины, которой украшены колоны и потолок.

В холле парадной лестницы размещена великолепная люстра.


С лестницы попадаем в Гобеленовую гостиную, из названия которой ясно, чем декорирована комната. Здесь также есть деревянные панели, украшенные резьбой. Примечательный тот факт, что почти все элементы внутреннего убранства дома были сделаны российскими мастерами.



Парадная спальная комната княгини выполнена в голубом цвете. Конечно, она предназначалась не для сна, а для приема гостей.


Большая ротонда поражает своим куполообразным потолком, расписанным чудесными цветочными орнаментами и ангелочками.


Синяя, Зеленая и Красная гостиные названы так, потому что выполнены в соответствующем цвете. Все, начиная от мебельных гарнитуров, и заканчивая отделкой стен, соответствует названию.



В Зеленой гостиной поразил шикарный камин, покрытый малахитом.


Огромная люстра Танцевального зала, мраморный камин с ангелочками, шикарные потолки коридоров, ведущих в другие комнаты... Просто не хватает слов, чтобы описать всю эту роскошь.



В задах дворца выставлены многочисленные произведения искусства - скульптуры и картины.


А от вида Домашнего театра захватывает дух. В царские времена этот театр был сердцем культурной жизни и собирал на свои постановки всю знать, даже члены царских семей приходили насладиться театральным действием. Надо заметить, что театр и до сих пор является действующим и вмещает 176 человек. Расписание постановок можно посмотреть на сайте дворца.



Сохранилась история, что князь Н.Б. Юсупов путешествую по Европе «влюбился» в лестницу, расположенную в одной итальянской вилле. Так как хозяин виллы сказал, что лестница продается только вместе со зданием, то в тот же миг сделка была совершена. Лестницу переправили в Петербург, а сама вилла так и осталась стоять без надобности. Так во дворце появилась лестница, которая ведет в партер домашнего театра.

Малая картинная галерея - когда-то эти стены украшали шедевры лучших художников.


В Юсуповском дворце удивительной красоты паркеты, собранные из десяткой пород дерева.


Потолок в венецианском коридорчике, который ведет в дубовую гостинную. Композиция "Триумф Геркулеса".




На первом этаже тоже много помещений, изыскано украшенных.

Гостиная Генриха II названа так потому, что комната выполнена в стиле ренессанса, модного во времена правления короля Генриха II. Все деревянные элементы комнаты, начиная от панелей и заканчивая мебелью, выполнены из массива груши. Обивочная ткань мягкой мебели - это шерстяная ткань ручной работы середины XIX века. Вообще, примечательным является тот факт, что до наших дней сохранилась подлинное убранство комнат и то, что дворец не был разграблен в советское время.



Далее идет библиотека князя, где за стеклами тяжелых деревянных шкафов можно рассмотреть редкие старинные книги. Воображение так и рисует: вот ты взял старинную книгу на французском языке (неважно, что я его не знаю))), сел за прекрасный стол на мягкое кресло и наслаждаешься чтением под легкий треск дров в камине. Долго нам здесь задержаться не удалось, идем дальше, так как еще много чего интересного предстоит увидеть. Княгиня Юсупова

Княгиня Юсупова

Ну, и конечно, в подвале здания есть комната подвальная столовая, где был убит Распутин. Сейчас это отдельная экскурсия, которая проходит только один раз в день, так что если хотите на нее попасть, то билеты на нее нужно покупать с утра в день посещения. Комната дополнена восковыми фигурами участников этого преступления. Экспозиция продумана настолько хорошо, что если бы в чашках еще шел пар от чая, то можно было чувствовать себя соучастником.

Осматривая владения семейства Юсуповых, понимаешь, что кроме огромного количества денег, эта семья обладала еще и потрясающим вкусом. Обилие роскоши, золота, редких экспонатов искусства очень умело соединены в единый ансамбль.
Сегодня в этом дворце помимо посещения действующего театра, можно также арендовать понравившиеся комнаты и провести там кофе-брейки, банкеты, свадьбы или дни рождения.
На этом поставим точку. Хочется пожелать вам прекрасных неспешных экскурсоводов, которые расскажут более детально историю каждой комнаты и в общем историю семейства Юсуповых. Отдыхайте познавательно!

Большой выбор отелей в Петербурге здесь

Тысячелетняя история знатного княжеского рода Юсуповых берет свое начало от ногайского правителя Юсуфа (Юсупа), предводителя Ногайской Орды. В 1563 году его сын Иль-мурза явился в Москву и стал служить русскому царю Иоанну IV. С тех пор Россия стала родиной для потомков ногайского хана. Все следующие поколения верно служили русскому престолу, занимали высокие посты и завоевали множество почестей. О богатстве рода Юсуповых ходили легенды.

К концу XIX в. во владении семьи находилось более 50 имений в 17 губерниях Российской империи. Одним из самых знаменитых владений рода является дворец в Санкт-Петербурге.

Истоки возникновения дворца на Мойке

В начале XVIII в. земли на берегу реки Мойки в Санкт-Петербурге были отданы во владение племяннице императора Петра I Прасковье Иоанновне. Именно там была выстроена усадьба, с которой и начинается история Юсуповского дворца. Прасковья Иоанновна владела усадьбой вплоть до 1726 года. В 1726 году она перебирается в Москву и перед отъездом дарит свой особняк лейб-гвардии Семеновского полка. Пребывание гвардейского полка на территории усадьбы продолжалось до 1742 года.

В середине 1740 гг. гвардейцам отводят новую слободу, а имение входит в состав владений графа Петра Шувалова. Для него на месте бывшей усадьбы был построен дворец в стиле барокко, в котором граф принимал важных гостей. В 1754 году во дворце Шувалова проходило празднование по случаю рождения нового императора России – Павла Петровича.

Сын Петра Шувалова, молодой граф Андрей Петрович продает особняк и в 1770 году приглашает французского архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота для строительства нового дворца, выше по течению реки. Результатом его работы стало возведение роскошного особняка в форме вытянутой буквы «П».

Центральная часть дворца имела три этажа, в то время как боковые стороны были двухэтажные. Со стороны реки была обустроена въездная арка, которая вела во внутренний двор, где располагался парадный вход во дворец.

Сам граф Андрей Шувалов проживал во дворце в период с 1781 по 1789. Когда граф скончался, его наследники продали особняк в казну. Но недолго он пустовал.

В 1795 году в знак особого расположения Екатерина II дарит имение своей фрейлине, племяннице графа Г.А. Потемкина - графине Александре Браницкой.

В 1830 году племянник Александры Браницкой, не кто иной, как Борис Николаевич Юсупов покупает у нее имение за 250 000 рублей. Борис Николаевич(1794-1849) – действительный статский советник, гофмейстер Двора, Петербургский предводитель дворянства, имел репутацию человека прямодушного, искреннего и при этом практичного. Его супругой была княгиня Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина (1809-1893), которая считалась одной из первых красавиц высшего столичного света.

Именно с тех пор малозаметный особняк на Мойке превращается в великолепный Юсуповский дворец, образец петербургского аристократического интерьера.

Дворец во владении Юсуповых

Сразу же началась капитальная реконструкция особняка, которая длилась с 1830 по 1838 годы. Руководил перестройкой знаменитый архитектор Академии Художеств А.А. Михайлов. Прежде всего, особняк увеличился в размерах – с восточной стороны появился новый трехэтажный корпус. Боковые ризалиты высотой поравнялись с центральной частью особняка.

24 колонны украсили самый большой зал дворца – Банкетный, расположившийся в новом корпусе. Дворцовые флигели, объединенные в единое строение, украсили картинные галереи, там же был обустроен домашний театр, вместимостью до 180 человек. Юсуповский домашний театр сразу стал изюминкой дворца и центром светской жизни Санкт-Петербурга. Именно в нем впервые была осуществлена постановка первого действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». На сцене театра выступали многие прославленные артисты своего времени. На театральных постановках и представлениях, устраиваемых Юсуповыми, можно было видеть многих высокопоставленных особ, среди которых нередко были представителей императорской семьи.

Над интерьерами Юсуповского дворца трудились как итальянские архитекторы, так и русские мастера. Этот период ознаменовался появлением во дворце Танцевального зала, Зеленой, Синей, Императорской гостиной, Большой ротонды. Въездная арка со стороны Мойки была сломана, а вместо нее построена роскошная Парадная лестница, ведущая прямо в залы дворца. На территории усадьбы по проекту А.А. Михайлова появились сад и садовый павильон, цветочные оранжереи.

1840 год ознаменовался новой реконструкцией. Под руководством архитектора Бернара Симона во дворце появился Зимний сад и Гобеленовая гостиная. В Гобеленовой гостиной были размещены три фламандских шпалеры и французский гобелен, которые были подарены князю Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича Юсупова) Наполеоном I.

В данный момент подлинники шпалер находятся в Эрмитаже, а во дворце в оригинальных резных обрамлениях XIX в. находятся копии, выполненные на холсте. Это три шпалеры XVII в. из серии «Калидонская охота», произведенные во Фландрии. Их названия: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра». Там же находится копия французского гобелена XVII в. «Дети-садовники».

Николай Борисович Юсупов продолжил реконструкцию дворца, пригласив архитектора Ипполита Монигетти. С именем этого архитектора связано появление во дворце Белой и Музыкальной гостиной, Буфетной первого этажа и реконструкция Парадной лестницы.

Но этим воображение Юсупова не ограничилось. Есть история, согласно которой, путешествуя по Европе, он посетил одну итальянскую виллу. Роскошная мраморная лестница в ней так приглянулась ему, что он захотел ее купить. Но оказалось, что лестницу можно приобрести только вместе с виллой. Так и было сделано. В результате лестница в 1859 году была привезена в Санкт-Петербург, а в 1963 году архитектор Александр Степанов установил ее при входе в партер домашнего театра.

С именем архитектора Александра Степанова связана самая масштабная и значимая модернизация Юсуповского дворца. Именно он руководил работами по электрификации, проведению водяного отопления, канализации и водопровода в здание дворца, которые были осуществлены в 1890 году. В то же время перестройке подверглись и другие помещения: Мавританская и Дубовая гостиные и домашний театр.

Очередные изменения в интерьере были приурочены к свадьбе князя Феликса Феликсовича Юсупова и великой княжны Ирины Александровны, племянницы Николая II, которая состоялась в 1914 году. Целая плеяда архитекторов: Андрей Белобородов, Андрей Вайтенс, Сергей Чехонин и Владимир Конашевич трудились над созданием Большой гостиной, Большого зала, Столовой и других помещений.

Убийство Распутина

Юсуповский дворец знаменит не только великолепными образцами аристократического убранства XVIII-XIX вв., но и одним важным историческим событием. В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Юсуповском дворце был убит Григорий Распутин. Загадочная личность - сибирский крестьянин, он имел репутацию прозорливца, целителя и приобрел всемирную известность, будучи другом семьи и духовным наставником императора Николая II.

Апартаменты князя Феликса Юсупова и его жены, расположенные в левом крыле дворца, образовывали «гарсоньерку», или отдельную квартиру внутри особняка, которая и стала местом кровавой драмы. Интерьер ее включал в себя полукруглую прихожую, восьмиугольную зеркальную туалетную комнату, столовую, кабинет и спальню. Сейчас там находится отдельная экспозиция, воспроизводящая историю убийства Распутина.

Отправляясь по приглашению князя Юсупова во дворец, Распутин не подозревал о приготовленной западне.

Убийц было трое – монархист Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и сам хозяин дома. Согласно рассказу убийц, Распутин был сначала отравлен пирогом с цианистым калием, потом застрелен, избит гирей и утоплен в реке. После каждого умерщвления святой старец воскресал из мертвых, чем страшно пугал своих убийц, пока этому не положили конец, сбросив его тело в Неву. Это мистическое повествование опровергают показания медицинского вскрытия, согласно которому смерть наступила в результате трех выстрелов. В то же время, в теле не было обнаружено следов яда и признаков утопления. Существует еще одна версия, согласно которой убийцей Распутина был английский разведчик Освальд Рейнер.

Тем не менее, экспозиция Юсуповского дворца, воспроизводящая место преступления, следует классической версии смерти Григория Распутина, изложенной убийцами.

Судьба дворца после революции 1917 года

В 1919 году Ф.Ф. Юсупов вместе с семьей и родителями эмигрировал в Западную Европу. Жил сначала в Англии, затем во Франции, опубликовал три книги о жизни в России и в эмиграции. В 1919 году Г. Зиновьевым и А. Луначарским был подписан декрет, согласно которому имение князей Юсуповых было национализировано.

До середины 1920-х гг. дворец существовал в качестве музея «дворянского быта». С 1919 года в нем размещалась картинная галерея. В 1924 году открылась выставка, посвященная убийству Григория Распутина. Затем было принято решение использовать здание для других целей, и началось расформирование коллекций. Экспонаты залов вывозились довольно беспорядочно, в результате чего часть из них попала в другие музеи, а судьба других ценнейших экспонатов не выяснена до сих пор. Большое количество экспонатов находится в коллекции Государственного Эрмитажа.

Спустя некоторое время здание особняка было отдано под Дворец культуры работников просвещения (Дом учителя). В годы Великой Отечественной Войны, как и во многих памятниках архитектуры в то время, в особняке расположился госпиталь. Дворец сильно пострадал от обстрелов и ударов авиабомб. В 1946 началось восстановление поврежденных залов.

В 1960 году дворец князей Юсуповых получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Юсуповы и дворец в настоящее время

Дочь Ф.Ф. и И.А. Юсуповых Ирина Феликсовна (1915-1983) в 1938 году в Риме вышла замуж за графа Н.Д. Шереметева, в 1942 году от этого брака родилась дочь Ксения. В 1965 году Ксения Николаевна Юсупова-Шереметева вышла замуж за Илиаса Сфири, грека по национальности. У Ксении и Илиаса Сфири дочь Татьяна и две внучки – Марилья, 2004 года рождения, и Жасмин-Ксения, родившаяся в 2006.

"В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь»."

Интерьеры Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
и фрагменты мемуаров последнего из князей Юсуповых.

Красная гостиная. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший (1887-1967):

" Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный.

При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.

Родился я таким хилым, что врачи дали мне сроку жизни - сутки, и таким уродливым, что пятилетний братец мой Николай закричал, увидев меня: «Выкиньте его в окно!».

Я родился четвертым мальчиком. Двое умерло во младенчестве. Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, даже, напротив, гордился. «Смотрите, - кричал я прохожим на улице, - какой я красивый!». Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер. "


2.


Домовая церковь Юсуповского дворца, Санкт-Петербург. Устроена и оформлена по проекту архитектора В.А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский Дворец на Мойке.

" В детстве переболел я всеми детскими болезнями и долго был слабым и чахлым. Худобы своей очень стыдился, не знал, что сделать, чтоб растолстеть. С надеждой прочел я рекламу «Восточных пилюль». Тайком принялся их глотать, но без толку. Лечивший меня врач, заметив коробочку у меня на тумбочке, спросил, в чем дело. Когда я сознался, он захохотал и велел мне их выкинуть. <…>

3.

Семейная фотография Юсуповых

Оказался я с характером. И теперь без стыда не вспомню, как мучил я воспитателей. Первой была няня-немка. Сперва она растила моего брата, потом перешла ко мне. Несчастная любовь к секретарю отца свела ее с ума. Думаю, мой дурной нрав довершил дело. Отец с матерью, насколько помню, поместили ее в лечебницу для умалишенных, где пребывала она, пока не выздоровела. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой, женщине замечательно доброй, преданной, ставшей отчасти членом семьи. <…>

4.

Феликс

Учился я плохо. Гувернантка думала подхлестнуть меня, взяв соучеников. Но я все равно зевал, ленился и дурным примером заразил товарищей. "

5.

Франсуа Фламенг / François Flameng (1856-1923). Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с сыновьями в Архангельском, 1894 / Princess Zinaida Yusupova with two sons at Arkhangelskoe. Oil on panel. 75 x 59 cm. Signed l.r.: François Flameng (...) 1894. via

" Наши зимние и летние переезды оставались неизменны: зимой Петербург - Москва - Царское Село; летом Архангельское, осенью на охотничий сезон усадьба в Ракитном. В конце октября мы выезжали в Крым.

За границу мы ездили редко, зато частенько брали нас с братом родители в поездки по собственным заводам и именьям. Они были многочисленны и рассеяны по всей России, а иные столь далеко, что доехать до них нам не удалось никогда. Одно из имений, на Кавказе, у Каспийского моря, простиралось на двести верст. Нефти там было столько, что она, казалось, хлюпала под ногами, и крестьяне наши смазывали ею колеса у телег.

На дальние поездки у нас имелся частный вагон, где устраивались мы с большим комфортом, нежели даже в собственных домах, не всегда готовых принять нас. Входили мы в вагон через тамбур-прихожую, какую летом превращали в веранду и уставляли птичьими клетками. Птичье пенье заглушало монотонный перестук колес. В салоне-столовой стены обшиты были панелями акажу, сидения обтянуты зеленой кожей, окна прикрыты желтыми шелковыми шторками. За столовой - спальня родителей, за ней - наша с братом, обе веселые, ситцевые, со светлой обшивкой, дальше - ванная. За нашими апартаментами несколько купе для друзей. В конце вагона помещенье для прислуги, всегда многочисленной у нас, последняя - кухня. Еще один вагон, устроенный таким же образом, находился на русско-германской границе на случай наших заграничных поездок, однако мы никогда им не пользовались.

В каждом нашем путешествии нас сопровождала масса людей, без которых отец не мог обойтись. Матушка не любила многолюдья, но с отцовыми друзьями всегда была приветлива. Зато мы их ненавидели, ведь они отнимали у нас матушку. Честно говоря, ненависть была взаимной.

6.


Юсуповский дворец на Мойке

Петербург расположен в устье Невы, за что получил названье Северной Венеции. Был он одной из красивейших европейских столиц. Невозможно передать, как хороша Нева с набережными розового гранита и блистательными дворцами вдоль… Всюду в идеальном строе зданий очевиден гений Петра и Екатерины Великих.

Императрица Александра Федоровна заказала декоратору-немцу решетчатую ограду сада перед Зимним дворцом. Зимний построен был в начале XVIII века императрицею Елизаветой Петровной. Дворец сей - создание архитектора Растрелли. Решетчатая ограда порядком обезобразила здание, а все же шедевр остается шедевром.

7.

Николаевский зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов.1895. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург - город не исконно русский. Сказался вкус императриц и великих княгинь, родом иностранок, как правило, немок, на протяжении двух веков, а еще присутствие дипломатического корпуса. Немного оставалось семей, хранивших традиции старой Руси. Русские аристократы стали космополитами. Поклонялись они иностранщине и то и дело ездили за границу. Хорошим тоном было посылать мыть белье в Париж и Лондон. Почти все матушкины знакомые нарочно говорили только по-французски, а русский коверкали. Нас с братом это злило, и отвечали мы старым снобкам только по-русски. А старухи говорили, что мы невежи и увальни. Но мы и ухом не вели. Напыщенной знати предпочитали мы людей проще, безалаберных и веселых.

Что до чиновников - эти были, как и все чиновники, просто жадны и бессовестны. Льстили начальству и думали о наживе. Патриотизма в них не было ни на грош. А так называемая интеллигенция сама не знала, чего хотела. Ее разброд и анархия на пользу отечеству не шли. Интеллигенты-агитаторы настраивали народ против знати. Вдобавок знать и сама вызывала зависть и ненависть. Когда при Керенском она взяла власть, то оказалась ни на что не способной.

8.


Гостиная Генриха II. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Патриотизма не было и в театре. На столичных императорских сценах вплоть до середины XVIII века русских пьес не ставилось вообще. Почти все актеры были иностранцы. Первый русский театр был основан только при Елизавете Петровне в 1756 году стараньями советника ее - князя Бориса Юсупова. Новый толчок - уже при Екатерине, поручившей прапрадеду моему все императорские театры. Можно сказать, князь Николай - основатель русской сцены, устоявшей вопреки всем историческим потрясениям. В России рухнуло все, кроме нее.

Первым открыл Европе русское искусство Сергей Дягилев, и благодаря ему наши опера и балет прославились во всем мире. Незабываемы их первые выступления в парижском Шатле в 1909 году. Дягилеву удалось собрать лучших артистов: был тут Шаляпин - незабвенный Годунов, художники Бакст и Бенуа, танцовщик Нижинский, балерины Павлова и Карсавина, и многие, многие! Русские артисты мгновенно прославились в мире, как в России, у иных появились ученики, школа русского императорского балета сохраняется и по сей день. Правда, актеры наши, вообще русский драматический театр известен Западу мало. Только в России могли быть поняты наша классика и фольклор. Пьесы Островского, Чехова, Горького русские любили всегда. Мы с братом Николаем не пропускали ни одного хорошего спектакля и с иными замечательными актерами знакомы были лично.

9.


Танцевальный зал. 1830-е. Архитектор А.А. Михайлов. Художники П. Скотти, Б. Медичи. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад.

Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Две-три залы, гостиных да галереи с картинами сохранили дух XVIII века.

10.

Домашний Театр. 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. 1899. Архитектор А.А. Степанов. Художник Э.К. Липгарт. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра. <…>

11.


Подвальная столовая. 1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Музейная экспозиция «Убийство Григория Распутина». Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении.

В бельэтаже находились отцовские апартаменты, окнами на Мойку. Комнаты были некрасивы, но уставлены всякими редкостями. Картины, миниатюры, фарфор, бронза, табакерки и проч. В ту пору в обжедарах я не смыслил, зато обожал, видимо наследственно, драгоценные камни. А в одной из горок стояли статуэтки, которые любил я более всего: Венера из цельного сапфира, рубиновый Будда и бронзовый негр с корзиною брильянтов.

12.


Мавританская гостиная 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Рядом с отцовым кабинетом помещалась «мавританская» зала, выходившая в сад. Мозаика в ней была точной копией мозаичных стен одной из зал Альгамбры. Посреди бил фонтан, вокруг стояли мраморные колонны. Вдоль стен диваны, обтянутые персидским штофом. Зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал всех слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я - сатрап, а вокруг - рабы… Однажды придумал я сцену наказания провинившеюся невольника. Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь и вошел отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» - закричал он. И рабы с сатрапом бежали. С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещен.

13.


Напротив отцовских апартаментов последней в анфиладе была музыкальная гостиная, где хранили коллекцию скрипок, но музыкою не занимались.

14.

Малый танцевальный зал. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художник Н.А. Тырса, скульптор Б.И. Яковлев. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже. Тут же парадные залы, гостиные, ванные комнаты, галереи с картинами и в самом конце - театр. Бабушка, мать отца, брат мой и я жили на третьем этаже.

15.

Домовая церковь Юсуповского дворца была устроена и оформлена по проекту архитектора В. А. Кенеля в 1878-1880. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Тут же находилась домашняя часовня.

16.


Малая гостиная (Серебряный будуар) княгини Ирины - супруги Феликса. 1914-1916. Архитектор А.Я. Белобородов. Художники В.М. Конашевич, С.В. Чехонин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Главный уют был в матушкиных комнатах. Излучали они тепло ее сердца, свет ее красоты и изящества. В спальне, обтянутой голубым узорчатым шелком, стояла мебель розового дерева с маркетри. В широких горках красовались броши и ожерелья. Когда случались приемы, двери были нараспашку, любой мог войти полюбоваться дивными матушкиными брильянтами. Эта спальня была со странностью: порой раздавался оттуда женский голос и всех окликал по имени. Прибегали горничные, решив, что зовет их именно хозяйка, и пугались до смерти, увидав, что спальня пуста. Мы с братом тоже слыхали не раз эти странные зовы.

17-18.

Кабинет княгини (Малая белая гостиная). 1860-е. Архитектор И.А. Монигетти. Художник О. Руйи 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге


Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в доме на Мойке. Серов Валентин Александрович. 1900-1902 гг. Холст, масло. 181,5 х 133 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. via

Мебель малой гостиной когда-то принадлежала Марии Антуанетте. На стенах висели картины Буше, Фрагонара, Ватто, Юбера Робера и Греза. Хрустальная люстра прибыла из будуара маркизы де Помпадур. Бесценные безделушки стояли на столах и в горках: табакерки с эмалью и золотом, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с брильянтовой инкрустацией пепельницы. В вазах всюду цветы. Матушка обыкновенно сидела именно в этой гостиной. Когда никого не было, вечерами мы с братом здесь с нею ужинали. Круглый стол накрывали на три прибора и ставили хрустальные канделябры. В камине полыхало пламя, а огоньки свечей вспыхивали в перстнях на тонких матушкиных пальцах. Не могу без волненья вспомнить об этих счастливых вечерах в маленькой уютной гостиной, где прекрасно все - и хозяйка, и обстановка. Да, это были минуты настоящего счастья. Знали бы мы, какие несчастья придут за ним! <…>

19.


Гобеленовая гостиная. 1840-е. Архитектор Б. Симон. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Генерал Бернов, о котором я рассказывал выше, и матушкина приятельница княгиня Вера Голицына люто ненавидели друг друга и ругались при каждой встрече. Однажды вечером генерал был сильно не в духе и не захотел отвезти княгиню домой, хотя до ужина обещал. «Бог с вами, - сказала княгиня. - Дурак натощак и сытый - набитый». У Голицыной был артрит правого большого пальца, и она то и дело сосала его, говоря, что от этого болит меньше. И руку ее целовать я отказывался. Замуж она не вышла и о том жалела. «Жаль, что я старая девка, - твердила она матушке. - Так и не узнаю, как это бывает».

20.


Большая ротонда. 1858-1860. Архитектор И.А. Монигетти. Художники А. Виги, А. Травин. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

В Петербурге была у нас знакомая пожилая дама, вдова военачальника, вечно влюбленная - непременно в гвардейского генерала, командира полка. Мало, что верна, еще и страшна как смерть, о взаимности и думать нечего. Вдобавок ужасно белилась и румянилась и носила рыжий парик. Когда отца назначили на место генерала, вкупе с полком унаследовал он и непременную влюбленность дамы. Старуха ходила за ним по пятам, стояла у дверей клуба, где отец бывал после полудня, и, заметив его в окне, посылала ему воздушные поцелуи. Любовные письма ему она подписывала «твоя Фиалка». Летом в собственной карете она ездила за ним на маневры.

Великий князь Николай Михайлович был обожаем вдвойне - сразу двумя сестрами, старыми девицами. Каждое утро старухи прогуливались по набережной у его дворца. Одеты были одинаково, позади лакей в ливрее нес их меховые накидки, галоши, зонтики и двух облезлых мопсов. Когда великий князь выезжал и возвращался, старые идиотки делали глубокий реверанс.

Другие сестрицы, провинциалки, обе тоже незамужние, уродины и богачки, решили покорить Петербург. Вознаме-рясь принимать высшее общество, купили они в Петербурге блестящий особняк. Обставили его с крикливой роскошью, наняли модного повара и миллион слуг, одели их в яркие ливреи и немедленно разослали приглашенья всей столичной знати. В пригласительном билете, полученном отцом с матерью, писано было: «Дорогие князь с княгиней, полноте сидеть дома да грызть сухари. Будьте к нам на ужин в субботу в восемь». Родители пошли смеха ради. Не мудрено, что встретили они там всех своих друзей.

21.


Бильярдная (Турецкий кабинет) 1858-1860. Архитектор И.А.Монигетти. 1890-е. Архитектор А.А. Степанов. Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге

Разумеется, петербургский свет состоял не из одних шутов. Заезжие иностранцы в один голос твердили, что в России полно даровитых и образованных людей, что беседовать с ними приятно и интересно. А стольких чудаков и клоунов я знал потому лишь, что с ними весело было отцу. Дивлюсь матушкиным кротости и терпенью: вечно принимай эту братию и всем улыбайся. Но тут я, признаться, весь в отца. Меня влекли, да и теперь влекут всякие шуты гороховые, сумасброды и психопаты. По-моему, в их чудачествах - непосредственность и воображенье, которых так не хватает людям порядочным.
Каждую зиму в Петербурге у нас гостила моя тетка Лазарева. Привозила она с собою детей, Мишу, Иру и Володю - моего ровесника. Я уж писал, как отчаянно шалили мы с ним. Последняя шалость разлучила нас надолго.

22.

Около 1900. Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон старший (1856-1928), Зинаида Николаевна Юсупова, старший сын Николай и младший сын Феликс / Portrait of the family of Count Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston, c.1900. Family portrait of Princess Zinaida Yusupova (1861-1939), Felix Yusupov, Count Sumarokov-Elston (1856-1928) and their sons Nikolai and Felix (1887-1967). Nikolai would be killed.

Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку - приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики. Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!

23.


Феликсу 16 лет. Валентин Серов пишет портрет Феликса Юсупова, 1903

Нас с Володей заперли на десять дней в наших комнатах, строго запретив выходить. Вскоре тетка Лазарева уехала, увезла детей, и несколько лет Володи я не видел. "

Князь Феликс Юсупов. Мемуары, 1953

Князь Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон младший – единственный наследник богатейшего состояния.

Его супруга – княжна императорской крови Ирина Александровна в девичестве Романова (1895-1970), племянница императора Николая II, по матери – внучка Александра III (он был внуком Николая I), по отцу – правнучка Николая I.

Ранее :


// Пасха в аристократическом доме - фрагмент мемуаров Феликса Юсупова (1887-1967)

Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Дворцы и музеи не только полны настоящими сокровищами, произведениями искусства и историческими артефактами, но и хранят многочисленные тайны и загадки. Они будоражат воображение и создают особую мистическую, волшебную атмосферу, погружение в которую оставляет незабываемые впечатления.

Дворец старинного княжеского рода Юсуповых, расположенный на набережной Мойки, поражает не только роскошью интерьеров и богатством собранных здесь вещей, но тем, что является знаковым местом в русской истории.


История дворца

Территория на берегу Мойки, где сейчас располагается один из самых знаменитых дворцов рода Юсуповых, в начале XVIII века принадлежала племяннице Петра I Прасковье Ивановне. Потом поместье переходит к Семеновскому полку, а позже к графу Петру Шувалову, построившему здесь особняк в стиле барокко.

Сменив несколько владельцев, усадьба в 1830 году становится собственностью Николая Юсупова, происходящего из старинного княжеского рода потомков султана Ногайской орды. Род этот славился своим богатством, и князь мог позволить себе потратить огромные средства на перестройку дворца, над интерьерами которого работали лучшие итальянские мастера.

При Юсуповых дворец стал не просто роскошным особняком и своеобразным эталоном модных в XIX веке интерьеров. Здесь располагались картинные галереи, домашний театр, вмещавший до 180 зрителей, и оранжереи с редкими растениями.

После революции дворец стал музеем, хоть и утратил часть своих коллекций, экспонаты которых были переданы в Эрмитаж. В настоящее время можно посетить это удивительное здание и почувствовать атмосферу аристократических салонов позапрошлого века.


Сокровища рода Юсуповых

Род Юсуповых всегда отличался не только богатством, но и страстью к коллекционированию, предметом которого были редкие и часто баснословно дорогие картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.

Современники вспоминают бесконечные анфилады комнат, буквально заваленных сокровищами. На инкрустированных перламутром и слоновой костью столах, каминных полках, секретерах, горках стояли бесценные статуэтки, табакерки, зеркала, нефритовые и малахитовые шкатулки с драгоценностями. Чего только стоят описанные гостями дворца статуэтка Венеры, выточенная из цельного сапфира, и рубиновый Будда.

Не меньшее впечатление производили и картины известных художников: Буше, Ватто, Рембрандта и других. Недаром последний владелец дворца Князь Феликс Феликсович Юсупов говорил, что его дом похож на музей.

В 1917 году семья Юсуповых уезжает из Санкт-Петербурга в Крым, но, рассчитывая в скором времени вернуться, забирает с собой лишь сравнительно незначительную сумму денег. А сокровища были тщательно упакованы и спрятаны в нескольких специально оборудованных тайниках.

Часть из них была найдена, например, 70 сундуков столового серебра, коллекция старинных музыкальных инструментов, собрание рукописей знаменитых людей. Но, конечно, это далеко не все.

В 1918 году во дворце на Мойке работала Чрезвычайная комиссия, занимавшаяся поисками сокровищ, однако наиболее ценные из них найти так и не удалось. Например, до сих пор неизвестна судьба уникальной жемчужины «Перегрина», которая оценивалась более чем в миллион долларов.


Тайны подвалов Юсуповского дворца

Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.

В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашел свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотесанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.

Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина.

Он был приглашен во дворец на Мойке для того, чтобы познакомиться с женой хозяина Ириной. Здесь в глубоком подвале Григория сначала пытались отравить, но цианистый калий, которым были пропитаны любимые Распутиным пирожные, на него не подействовал. Не смог убить старца и выстрел в упор. Смертельно раненный в грудь императорский фаворит чуть не задушил Юсупова, а когда тому удалось вырваться, кинулся бежать.

Григорий смог выбить даже запертую дверь, и почти скрылся со двора. Его не остановили три выстрела в спину, и только четвертая пуля, попавшая в шею, сбила старца с ног. После еще одного выстрела в голову Распутин еще дышал, и заговорщики, загрузив тело в автомобиль, отвезли его к Малой Невке и сбросили в прорубь.

В настоящее время в подвале Юсуповского дворца создана экспозиция с восковыми фигурами, позволяющая представить детали того страшного и во многом непонятного убийства.