Ремонт Дизайн Мебель

Проект "здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях" проект на тему. Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в доу методическая разработка на тему Здоровьесберегающие технологии в доу на муз занятиях

Аурика Сергеева
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности , в процессе которых успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке , обогащается переживаниями ребёнка, активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковых отношений».

Н. А. Ветлугина

взрослого тем, что он очень хрупкий. Поэтому требуется бережное и очень осторожное отношение к нему. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом , которым ребёнок пользуется с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку , ладовое чувство, музыкально – слуховое представление, чувство ритма. Поэтому в первую очередь должен быть продуман песенный репертуар, доступный по содержанию, прост методически и по тексту. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке , приобретают умения и навыки. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука. У детей младшего дошкольного возраста иногда наблюдаются небольшие уплотнения на голосовых связках, так называемые «узелки крикунов» . В основе данного заболевания лежат перенапряжение голосовое и длительная травматизация голосовых складок. Для того, чтобы этого не случилось, прежде всего необходимо :

Создать благоприятную атмосферу для певческого слуха;

Не допускать форсирования звука детьми, как во время пения, так и во время разговорной речи;

Учить детей говорить друг с другом спокойно, без напряжения и крика.

Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него будет звонкое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и «почувствовать» свой голос, тогда он начнёт петь естественным голосом. Если же этого не произошло, необходимо прибегнуть к упражнениям :

Речевые игры (развивают слух и чувства ритма) ;

Пальчиковые игры (соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием);

Игровой массаж (тонизирует нервную систему) ;

Игроритмические упражнения (способствуют развитию воображения) ;

Валеологические песенки (подготавливают голос к пению) ;

- музыкотерапия (снимает напряжение и восстанавливает спокойное дыхание) .

В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка , так как знакомые любимые песни он может петь в любое время по собственному желанию.

Соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха;

Организация благоприятной звуковой атмосферы в группе и вне её;

Подбор репертуара детских песен, соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников;

Устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования : своевременное лечение ренитов, заболевания ушей, верхних дыхательных детей.

Действительно следует оберегать детей от простудных заболеваний – не допускать громкого разговора в сырую холодную погоду, а также – не позволять пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии.

Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание , но всегда поёт эти звуки «про себя» , с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов подчёркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребёнку. «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребёнка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и её подобие не станут тождественны…»

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ :

Старайтесь, как можно чаще слушать музыку с детьми ;

С ребёнком разговаривайте ровным тоном, не повышая голос;

Не поощряйте пение песен для взрослых;

Старайтесь соблюдать речевой режим дома и на улице.

Пение – сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только «чисто певческие» органы, но и сердечно – сосудистая нейроэндокринная системы, которые отвечают на пение изменением пульса, артериального кровяного давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Даже, более того, систематические занятия пением играют оздоровительную роль , улучшает дыхание и кровообращение.

Только совместные усилия педагога и родителей помогут решить задачи развития детского голоса и его охраны.

Публикации по теме:

Консультация «Здорвьесберегающие технологии. Ритмопластика и логоритмика на музыкальных занятиях» № слайда Содержание работы Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Одним из условий полноценного развития детей дошкольного.

Уважаемые коллеги, хочу поделится свои мастер-классом, который у меня прошёл очень интересно и хорошо. Чтобы воспитателям было интересно.

XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с компьютером, дети очень рано начинают использовать его.

Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке. Подготовила Стоценко Ирина Владимировна. От состояния здоровья детей во многом.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Подготовила музыкальный руководитель Мащенко Е. В. Музыкально-оздоровительная работа.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система здоровье сберегающих музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: - валеологические песенки - распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии,

Дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все используется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Вся работа проводится совместно с логопедами, физкультурным руководителем, воспитателями и обязательно под наблюдением медицинских работников ДОУ.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
- Валеологические песенки - распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
Например:
Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.
положительно влияет на обменные процессы, играющиеважную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Например:
1."Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

2."Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

3."Собачка" (закаливание зева)
И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей,
- тренировка силы вдоха и выдоха,
- развитие продолжительности выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например:
1."Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
2."Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
- Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Например:
1."Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
2.(Игровой массаж)
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
- Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывать то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают говорить, речь становится связанной, эмоциональной. Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей. Этот жанр им близок, понятен, интересен.
Например:
"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)
- Речевые игры.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевые игры (речевое музицирование) необходимы, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию можно добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевые игры возможность пантомимы и театрализации. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Например:
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
- Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности….
Классика:
01. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
02. И.С.Бах. "Шутка".
03. И.Брамс. "Вальс".
04. А.Вивальди "Времена года"
05. Й.Гайдн. "Серенада"
06. Д.Кабалевский "Клоуны"
07. Д.Кабалевский "Петя и волк"
08. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
09. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
10.И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
01. "Антошка" В.Шаинский
02."Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
03."Будьте добры" А.Санин
04."Веселые путешественники" М.Старокадомский
05."Все мы делим пополам" В.Шаинский
06."Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
07."Если добрый ты" Б.Савельев
08."Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
09."Настоящий друг" Б.Савельев
10."Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
01.Л.Боккерини "Менуэт"
02.Э.Григ "Утро"
03.А.Дворжак "Славянский танец"
04.Лютневая музыка XVII века
05.Ф.Лист "Утешения"
06.Ф.Мендельсон "Песня без слов"
07.В.Моцарт "Сонаты"
08.М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
09.М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
10.К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
01.И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
02.Л.Бетховен "Лунная соната"
03.К.Глюк "Мелодия"
04.Э.Григ "Песня Сольвейг"
05.К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
01.Н.Римский-Корсаков "Море"
02.Г.Свиридов "Романс"
03.К.Сен-Санс "Лебедь"

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности

Литература.
1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
3. Кэмпбелл.Д. «Эффект Моцарта». (М.1999г.)
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», - 2004 г.)
5. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка .
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором , воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
НАПРИМЕР
Фонопедические упражнения
Упражнение «Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «А-а!»,
затем воют: «У_у!»,
а потом визжат: «И-и!»
Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто.
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Она сказала: -Ш-ш-ш-ш!
Потом сказала: - С-с-с-с!
3атем сказала: -Х-х-х-х!
Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно: - К-к-к-к!
И так обычно: - Т-т-т-т!
Потом легонько: - П-п-п-п!
И очень твердо: - Б-б-б-б!
Музыкотерапия
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности - Классические произведения:
1. Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка».
2. Вивальди А. «Времена года».
3. Гайдн И. «Серенада».
4. Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк».
5. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
6. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо».
7. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
8. Рубинштейн А. «Мелодия».
9. Свиридов Г. «Военный марш».
10. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета).
Детские песни:
1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М.Минков).
5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).
6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
7. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).
8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляц­ковский, Б. Савельев).
9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Глад­ков).
10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Эн­тин, Г. Гладков).
Музыка для пробуждения после дневного сна - Классические произведения:
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»,
«Рассвет на Москва-реке».
9. Сен - Сане К. «Аквариум».
10. Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро»,
«Песня жаворонка».
11. Шостакович Д. «Романс».
12. Шуман Р. «Май, милый май!».
комплекс профилактических упражнений«ВЕСЕЛОЕ ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым
гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Мастер- класс

«Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ, в контексте ФГОС».

Цель:

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.

Задачи:

Раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

Познакомить с методикой их проведения;

дошкольников в музыкальной деятельности;

Распространить педагогический опыт по применению

здоровьесберегающих технологий;

Познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы, провести с вами мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Начать нашу встречу я хочу со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Я предлагаю вам встать в круг. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего мастер-класса, я предлагаю вам присесть.

На сегодняшний день ФГОСы диктуют нам новые условия, новые правила, акцент делается на всестороннее развитие ребенка и конечно же на применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности.

А начнем мы с вами с точечной гимнастики «Будь здоров», которую мы с детьми используем практически на всех музыкальных занятиях. Данная гимнастика очень эффективна в период обострения заболеваемости у детей, тем более дети ее могут выполнять и самостоятельно дома.

Сядьте поудобнее и начнем…(звучит спокойная релаксирующая музыка)

Детский точечный массаж делается не дольше 15 минут. Он проводится с помощью надавливаний и вращательных движений в разные стороны. Если манипуляции имеют профилактическую цель, то воздействие должно быть слабым, лечебную - посильнее.

Точка Область воздействия Результат
1 Стимулируется скорейшее выздоровление и активное выведение мокроты при кашле, бронхите. Улучшается кроветворение.
2 Область вилочковой железы Укрепляется гортань. Нормализуется работа вилочковой железы, повышается способность сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.
3 Под ушком, в области нижней челюсти Точечный массаж этой зоны нормализует обмен веществ ребенка, процесс обращения крови, ее гормональный и химический состав. Способствует: укреплению защитных функций глотки, гортани, исчезновению хрипоты, улучшению голоса.
4 Шея за ухом Стимулируются защитные функции задней поверхности глотки и гортани, активизируется обмен веществ во всем теле. Происходит нормализация вегетососудистого тонуса. Прекращает кружиться и болеть голова.
5 Зона 1 грудного и 7 шейного суставчиков позвоночника

Укрепляются защитные функции органов дыхания (бронхов, трахеи, гортани, глотки), пищевода, а также сердечно-сосудистая система.

6 Две симметричные области у основания крыльев носа Точечный массаж этой зоны активизирует работу гипофиза. Происходит стимуляция защитных функций носоглотки, гайморовых пазух. Ускоряется развитие речи ребенка, исчезают ушные боли, происходит профилактика заикания, уменьшается разбалансированность вестибулярного аппарата.
7 Парные зоны, расположенные в начале бровей Улучшается кровообращение полости носа, зрение. Исчезает косоглазие. Проходят боли в голове. Активизируется внимание, память.
8 Точки на ушках, между раковиной и личиком С помощью массажа улучшается слух, нервная система, происходит нормализация массы тела и роста.
9 «Прищепки»- щиплем уши сверху вниз Происходит общее укрепление всех органов
10 «Чебурашка»- тянем уши вверх, вниз, в стороны общее укрепление организма
11 На кистях, между указательным и большим пальцами стимуляция работы мозга
12 Точка между бровей (третий глаз) Стимулирует умственную деятельность, работу мозга, укрепляет иммунитет
13 Точка «крупинки» косточки на основании носа Улучшается носовое дыхание, кровообращение
14 Точка на подбородке от стресса и страха Улучшается работа нервной системы и всего организма

Манипуляции необходимо выполнять строго в последовательности от первой точки до последней. Массаж парных точек проводится одновременно. Если какие-то движения вам были неприятны, то необходимо снизить силу воздействия. Если вы испытываете болезненные ощущения, нужно проверить органы, соответствующие этим точкам, а на сами места воздействовать чаще, доводя их чувствительность до нормальной.

Следующим этапом нашего мастер класса будет кудалини -йога. Эта форма объединяет в себе несколько видов деятельности - стретчинг, релаксацию и ритмопластику. Йога для детей очень похожа на игру, в которой дети изучают свое тело, превращаясь в животных, растения и предметы. Все упражнения рекомендуется выполнять с закрытыми глазами.

(Звучит релаксирующая музыка)

Упражнение «Ом»- руки сложены у сердечного центра, произносим ом и слушаем вибрацию всего тела.

1 упражнение – «Голова»- повороты головой вправо и влево, на вдох -вправо, на выдох - влево, используется брюшное дыхание.

2 упражнение- «Езда на верблюде»- и.п. сидя, на вдох вытягиваем и открываем грудь вперед, на выдох-округляем спину, имитируя покачивание при езде на верблюде.

3 упражнение – «Шторы»- акцент делаем только на выдрхе, выполняется скрещивание рук перед собой.

4 упражнение- «Свеча»- дыхание спокойное, руки сложены ладошка к ладошке над головой, ладошки открываются, имитируя горение свечи.

5 упражнение- «Свеча сзади»- руки сложены ладошка к ладошке за спиной.

6 упражнение- «Стрела»- руки тянутся вперед ладошка к ладошке, имитируя полет стрелы.

7 упражнение- «Орел»- руки в стороны одна ладошка смотрит вверх, другая- вниз, руки меняем по очереди.

8 упражнение- «Дерево»- и.п. – стоя на одной ноге, вторая прижата к другой ноге, руки на вдох прижимаем ладошка к ладошке над головой, на выдох- открываем, движения повторяются несколько раз.

9 упражнение – «Водопад» - завершающее на вдох руки поднимаем вверх, на выдох- опускаем вниз- имитируя падающий водопад. После выполнения упражнений рекомендуется спокойно посидеть и послушать свое дыхание, отгоняя посторонние мысли, как походящие облака.

При разработке данного комплекса дыхательной гимнастики я учитывала:

  • эффективность каждого упражнения для оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

Итак, начнем… для начала сделаем глубокий вдох и глубокий выдох.

1 упражнение- «Дышим разными ноздрями»- вдох через правую выдох через левую ноздрю, по очереди закрываем то одну, то другую ноздрю пальцем.

2 упражнение – «Дыхание огня» - быстро дышим носом, при это используем брюшное дыхание йогов.

3 упражнение- «Кошечки» - руки перед грудью, как лапки кошечки, вдох через рот, выдох через нос, нюхаем мяско, рыбку, молочко.

4 упражнение – «Насос»- вдох через нос, выдох через рот, имитируем накачивание колес.

5 упражнение «Шарики»- на вдох поднимаем руки вверх, на выдох опускаем вниз на звук «с».

6 упражнение «Пастушок»- подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

7 упражнение - «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).

8 упражнение - «Охота» - закрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т.д.)

9 упражнение - «Пушка» - на вдох поднимаем руки вверх, задерживаем дыхание, накапливая весь негатив, который в вас скопился, на выдох опускаем руки на слог пух, освобождаясь от всего негатива.

Рефлексия

Уважаемые коллеги мы сегодня с вами плодотворно поработали и ознакомились с некоторыми здоровье сберегающими технологиями, которые я применяю в своей практике. А теперь я хочу на память о нашей встрече подарить вам буклеты, которые будут служить вам подсказкой в вашей работе.

Наша память сохраняет из 100% информации:

10% - то, что мы слышим;

50% -то, что мы видим;

90% - то, что мы делаем.

Вносите в вашу образовательную деятельность больше действий, творите, выдумывайте и вас и ваших воспитанников всегда будет ждать только успех.

Всем удачи!

Спасибо за внимание!

Евгения Захарова
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Введение.

Первоочередная задача нашего государства - воспитание здорового образа жизни у детей и подростков. В большинстве образовательных учебных заведениях России выдвигается в приоритет воспитание и образование, связанное с охраной и развитием здоровья ребенка .

В связи с новыми нормативами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка , требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и в художественно – эстетическую образовательную область.

(слайд 1)

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей . (слайд 2)

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии » можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии , это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы , которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения . К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии , использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и , которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Педагоги нашего детского сада, в том числе и мы -музыкальные руководители , пытаемся комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения . Выстраивая ОД «Музыкальная деятельность » , основное внимание мы уделяем специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности : снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с детьми становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.

Основная форма музыкальной деятельности в нашем ДОУ - музыкальная деятельность , в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Система предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий (слайд 3)

Речь с движением;

Пальчиковая гимнастика и игровой массаж;

Психогимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Валеологические песенки-распевки;

Ритмопластика и логоритмика

Сказкатерапия и музыкотерапия .

Речь и движением или речевые игры. (слайд 4)

музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Мы используем речевые игры Т. Боровик и Т. Тютюнниковой, текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. Речь с движением :

Стимулирует развитие речи

Развивает пространственное мышление

Развивает внимание, воображение

Воспитывает быструю реакцию и эмоциональную выразительность.

Пальчиковые игры. (слайд 6)

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку .

Игры развивают речь ребенка,

Двигательные качества,

Совершенствуют внимание и память,

Повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму,

Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,

Формируют образно-ассоциативное мышление.

Психогимнастика. (слайд 8)

Психогимнастика направлена на :

Снять психологическую напряженность, снизить мышечное утомление;

Снизить агрессию,помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;

Развить коммуникативные способности;

Совершенствовать тактильную память;

Повысить сплоченность группы;

Воспитать способности к согласованному взаимодействию;

Формировать вербальные и невербальные средства общения;

Формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);

Формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе ;

Повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;

Формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

Дыхательная гимнастика (слайд 10)

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

Способствуют восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой и находятся под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается : подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра .

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца , головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Мы используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой.

Артикуляционная гимнастика. (слайд 13)

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» .

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.

Фонопедические упражнения и игры (слайд 14)

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В . Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Валеологические песенки - распевки. (слайд 16)

С них я начинаю практически все музыкальные занятия . Несложные, добрые тексты и мажорного характера музыка поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей и подготовливают их к пению.

Сказкотерапия. (слайд 17)

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.

Развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление;

Раскрывает душу ребёнка, помогает наладить контакт;

Развивает фантазию ребёнка и раскрепощает его;

Помогает корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины, лжи и т. д) ;

Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Ритмопластика (по А. И. Бурениной) (слайд 18)

Основная направленность - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального » ) инструмента. Музыкально -ритмические движения развивают музыкальный слух , и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Способствует :

Усовершенствовать коммуникативные способности.

Развивают выносливость, силу;

Формируют правильную осанку;

Повышается прыгучесть и подвижность суставов;

Улучшается координация движений.

Развиваются музыкально -ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух , память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой .

Кратковременные музыкально - ритмические движения под музыку , вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

Раскрепощает ребенка в психологическом плане;

Помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников;

И напоследок, в ритмопластику, как здоровьесберегающую технологию , включают специальные занятия на расслабления. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.

Музыкотерапи и релаксация . (слайд 19)

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна

под соответствующую музыку , используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка , звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. При релаксации задействованы все органы чувств у детей;

Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут :

1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией ;

2. Продуманы методические приемы : специальные музыкальные упражнения , игры, задания;

3. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Нами подобраны специальные музыкальные произведения и рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада.

Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта . Будучи исключением из

исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения :

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт» ).

2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня» , «Камаринская» , «Калинка» )

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Музыкально -терапевтическое занятие (урок здоровья , пятиминутка здоровья , оздоровительная пауза ).

Каждое музыкально -терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз :

1. Установление контакта.

2. Снятие напряжения.

3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.

Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения , игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой ). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку .

Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает

расслабляющее действие. Например, «Аве Мария» , Баха-Гуно, «Голубой Дунай» , Штрауса-мл.

Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.

Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку , разработанную В . И. Петрушиным :

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку . Известно, что сон

рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей . Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) .

2. П. И. Чайковский «Времена года» .

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная» .

4. Бах-Гуно «Аве Мария» .

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей » ).

Музыка для вечернего времени способствует снятию

накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии :

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей » ).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» .

3. Музыка для здоровья («Легкие» ).

4. Бах «Органные произведения» .

5. А. Вивальди «Времена года» .

Результаты музыкально- оздоровительной работы (слайд 20)

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

Повышение уровня речевого развития;

Снижение уровня заболеваемости;

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Список литературы

1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, уп-ражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. -Волгоград : Учитель, 2011.

2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения : про-ектирование, тренинги, занятия/ сост. Н. И. Крылова. - Волгоград : Учитель, 2009.

3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт . Е. В. Михеева.

5. Здоровье современных дошкольников. авт. М. А. Руднова

6. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

7. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания » . (М. «Просвещение» 1976г.)

8. Костина Э. П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород. 2001г.)

9. Д. Кэмпбелл «Эффект Моцарта» . (М. 1999г.)

10. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия » . (М. 1999г.)

11. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)