Обучение чтению. Стихи-диалоги, рассказы-диалоги - прошу помощи. Картотека готовых литературных диалогов для развития диалогической речи у дошкольников Диалог между девочек в детском саду
Длинное, но любимое. 8-)
***
Сергей Михалков
Трезор
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил всё, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез чёрный - не узнать.
Влез в кувшин - Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улёгся на кровать Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!
***
Усатый-полосатый
Маршак Самуил
Жила-была девочка. Как её звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, -
Сорока ещё нет.
А всего четыре года.
И был у неё... Кто у неё был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котёнок.
Стала девочка котёнка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котёнка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, - что такое?
Хвостик - на подушке,
На простынке - ушки.
Разве так спят?
Перевернула она котёнка, уложила как надо:
Под спинку -
Перинку.
На перинку -
Простынку.
Под ушки -
Подушки.
А сама пошла ужинать.
Приходит опять,- что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят?
Вот какой глупый котёнок!
Захотела девочка котёнка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла
И мочалку
Раздобыла
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котёнок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котёнок!
Стала девочка учить котёнка говорить:
Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Всё "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котёнок!
Стала девочка котёнка кормить.
Принесла овсяной кашки
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски -
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котёнок: - Мало!
Вот какой глупый котёнок!
Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы и попали котёнку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать -
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнёт - и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждёт на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша...
Коротка кошачья лапа -
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котёнок!
Закутала девочка котёнка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит:- Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у неё мохнатые лапы,
а усы, как у папы?
Девочка говорит:- Она давно не брилась.
А котёнок как выскочит, как побежит,- все и увидели,
что это котёнок - усатый, полосатый.
Вот какой глупый котёнок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом.
А девочка тоже выросла, стала ещё умнее и учится
в первом классе сто первой школы.
***
Токмакова
Гном
К нам по утрам приходит гном.
В Москве приходит прямо в дом!
И говорит все об одном:
-Почаще мойте уши!
А мы кричим ему в ответ:
- Мы точно знаем, гномов нет! -
Смеется он: - Ну нет так нет.
Вы только мойте уши!
***
Разговор старой Ивы с Дождем
Токмакова Ирина
Восемь - у доpоги,
Девять - на лугу...
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две - под стаpой елью,
Возле стога - шесть...
-Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
- Тоpоплюсь pомашки
Все пеpесчитать,
Десять - на опушке,
Под осиной - пять...
Hу как пpосчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдpуг на всех не хватит
У меня воды!
***
Берестов Валентин
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, почитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Где спит рыбка
Токмакова Ирина
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
06.05.2004 10:13:38, Nata
1 0 -1 0 |
Короткие
***
Что ореховый куст сказал Зайчонку
Токмакова Ирина
Стой, Зайчонок, не беги
По тpопинке yзенькой,
Лyчше ты побеpеги
Хвостик свой кypгyзенький.
Лис кpадется вдоль тpопы.
Вpяд ли ищет он гpибы!
Вопрос и ответ
***
Тетя Тротт
Английский фольклор (пер. С.Маршака)
Тетя Тpотт и кошка,
сели y окошка.
Сели pядом вечеpком
поболтать немножко.
Тpотт спpосила: "Кис-кис-кис,
ты ловить yмеешь кpыс?"
..."М-мyp"- сказала кошка,
помолчав немножко.
Маршак (англ. песенки и стишки
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И съев по булке с маслицем
Успели так замаслиться
Что мыли этих феечек,
Из трех садовых леечек
***
Шалтай-Болтай сидел на стене
Шалтай-Болтай свалился во сне
Вся королевская конница
Вся королевская рать
Не может Шалтая
Не может Болтая
Шалтая-Болтая
Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать.
***
Маленькая девочка,
Скажи где ты была?
Была у старой бабушки
На том конце села.
– Что ты пила у бабушки?
– Пила с вареньем чай.
– Что ты сказала бабушке?
– “Спасибо и прощай”
***
Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь?
– Не стреги меня пока, дам я шерсти три мешка,
Один мешок – хозяину, другой мешок – хозяйке,
А третий – детям маленьким на теплые фуфайки.
***
Кошка Вилли Винки ходит и глядит:
Кто не снял ботинки? Кто еще не спит?
Стукнет вдруг в окошко или дунет в шель
Вилли-Винки-крошка лечь велит в постель.
***
Берестов
Спит будильник. Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов приятных нам желает.
"Баю-бай! Баю-бай!"
Вот что значит этот лай.
***
Чайки
Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки! Где ваш дом?
На земле? На воде?
Или в синей вышине?
- Ну, конечно, на земле!
На земле рождаемся.
- Ну, конечно, на волне!
На волне качаемся.
- Ну, конечно, в вышине!
В вышине летаем.
Вот где, вот где мы живем!
Вот где обитаем!
(Валентин Берестов).
***
Берестов
Открытка
Отворяй, Лиса, калитку,
Получай, Лиса, открытку!
На открытке есть картинка:
Хвост морковки и дубинка.
А написано в открытке:
СОБИРАЙ СВОИ ПОЖИТКИ
И УБИРАЙСЯ ИЗ НАШЕГО ЛЕСА!
С ПРИВЕТОМ
ЗАЯЦ
***
Заяц-барабанщик
Берестов Валентин
За уши зайца
Hесут к барабану.
Заяц ворчит:
"Барабанить не стану!
Hет настроения,
Hет обстановки,
Hет подготовки,
Hе вижу морковки!"
06.05.2004 10:14:29, Nata
1 0 -1 0 |
И еще:
***
Лукашкина.
Ну почему молоко убежало?
-Просто кастрюля бока ему сжала!
На огонь поставила,
Кипеть заставила: терпи!
-Мне молоко жалко...
-Ему было жарко!
Кипело, отдувалось,
Тихонько поднималось!
Дрожало, дрожало,
Решилось: побежало!
-... И теперь нам эти каши
Есть и не придется даже!
***
Разговор в темной комнате.
Знаешь, там за занавеской
кто-то дышит и молчит...
-Это кит.
-Чья-то тень крадется - видишь?-
по стене на потолок...
-Это волк.
-Кто-то скрипнул дверцей шкафа...
-Домовой.
-Отчего тебе не страшно?!
-Ты со мной.
***
Бородицкая.
Убежало молоко
Убежало молоко.
Убежало далеко!
Вниз по лестнице
Скатилось,
Вдоль по улице
Пустилось,
Через площадь
Потекло,
Постового
Обошло,
Под скамейкой
Проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице
Летело,
Вверх по лестнице
Пыхтело,
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!
***
Несполушный светлячок
С рассветом
Улегся в кровать светлячок.
Ему говорят:
"Повернись на бочок!"
"Светло на дворе!"-
светлячку говорят.-
Хорошие дети
Давно уже спят!"
Глаза светлячок прикрывает
И ждет:
Когда же из комнаты
мама уйдет?
Сегодня ему никак не дежится:
Он с солнечным зайцем
Решил подружиться!
***
Г. Сапгир
ВСТРЕЧА
Как-то раз на дне стакана
Карлик встретил Великана
- Как же ты пролез в стакан? -
Удивился Великан.
***
Роман Сеф
-Здравствуй, ветер,
Что невесел?
-Плохо мне,
Бедняжке:
Разбежались
По волнам Все мои "барашки".
Я пасу их,
Стерегу,
Но сберечь их
Не могу.
Исчезает мое стадо
На скалистом
Берегу.
***
Лагздынь
Медвежонок
Бродит мишка у берлоги,
В желтых листьях вязнут ноги.
-Ты чего вздыхаешь, мишка?
Пошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый,
Промокнув глазенки лапой:
-Матушка-медведица
На меня все сердицтся...
Я прошу "Дай, мама, меда!"
А она: "Поспи полгода!..."
***
тоже любимые, но длинные:
Над нашей квартирой
(Э. Успенский)
Над нашей квартирой
Собака живёт
Лает собака
И спать не даёт
Спать не даёт
Нам!
А над собакою
Кошка живёт,
Мяукает кошка
И спать не даёт
Спать не даёт
Собаке
Ну а над кошкою
Мышка живёт
Мышка вздыхает
И спать не даёт
Спать не даёт
Кошке
Ночью по крыше
Дождик стучит
Вот потому-то
И мышка не спит
Мышка не спит
Всю ночь.
В небе печальные
Тучи бегут
Тучи рыдают
И слёзы текут
Слёзы текут
Дождём!
А тучи обидел
Маленький гром,
Который по тучам
Стучал кулаком
Стучал кулаком
Ба-бах!
***
Л.Зубкова
Апельсин
Мы делили
апельсин
Много нас
А он - один
Эта долька -
для ежа!
Эта долька -
Для чижа!
Эта долька-
Для утят!
Эта долька-
Для котят!
Эта долька -
ля бобра!
А для волка -
Кожура!
06.05.2004 11:00:49,
Приветствую, мои дорогие.
Начнем сегодня, пожалуй, с вопроса к вам. С чего можно начать развивать разговорную речь ребенка?
А ведь правда же! Ведь в начале своего пути словарный запас для свободного разговора вашего малыша находится на самом низком уровне - если не говорить, что его совсем нет. Да и «не свободно» поговорить тоже не всегда получается. Так какой же выход? А выход такой: диалоги для детей на английском.
Удивительно, но эта методика нашла отклик в сердцах как многих детишек, так и их родителей. Секрет здесь прост: вы можете читать или слушать простые диалоги - на первых порах я бы даже советовала мини-диалоги, - разбирать в них отдельные слова и фразы и рассказывать их. Читайте их с переводом, слушайте их в аудио и учитесь.
Если вы озабочены тем, как развить навык чтения на английском языке у своего ребенка, предлагаю вам пройти — он содержит в себе пошаговые уроки с картинками и аудио. Заходите и пробуйте — вам и вашему чаду понравится!
Сегодня я дам вам несколько различных вариантов, на различные темы и различной сложности.
Практика речи для дошкольного возраста отличается своей простотой и тематикой. Таким маленьким деткам проще всего запомнить то, что их окружает: цвета, животных, семью и т.д. Начнем, пожалуй, с диалогов «Приветствие» и «Знакомство». Например:
-Hi.(Hello/Good morning/Good afternoon/Good evening)
-Hi.
-What is your name?
-My name is Maria. And yours?
-My name is Diana.
-Привет
. (Привет /
Доброе утро
/
Добрый день
/
Добрый вечер
)
-Здравствуй.
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Мария.
А тебя?
-Мое
имя
Диана.
Это самый простой вариант, с которого можно начать. Развить разговор дальше можно, например, вот таким образом:
-How old are you?
-I am five years old. And how old are you?
-I am six years old.
-Сколько тебе лет?
-Мне пять лет.
А сколько тебе лет?
-Мне шесть лет.
-Do you speak English?
-Yes, I do. Do you speak English?
- Yes, I do.
-Ты говоришь по-английски?
-Да.
А ты говоришь по-английски?
— Да.
А еще можно использовать такое дополнение:
-Where are you from?
-I am from Moscow. And you?
-I am from London.
-Откуда ты?
-Я
Из Москвы.
А ты?
-Я из Лондона.
Это то самое элементарное, что вы можете сделать со своим малышом уже сегодня.
А вот варианты, например, для 2 класса на тему семья:
-How many family members do you have?
-I have 4 family members. A mother, a father, me and my older sister. And you?
-I have a father, a mother. I do not have any sisters or brothers.
-This is my mother Tanya and this is my father Vadim. My sister is Olya. She goes to school already.
-My mother’s name is Alina, my father’s name is Nikita.
-Сколько вас в семье?
-Нас четверо
. Мама
, папа, я и моя старшая сестра
. А сколько вас?
-У Меня есть
мама
, папа. Я не
имею ни сестер,
ни братьев
.
-Это
моя мама
Таня а
это мой
папа
Вадим
. Моя сестра
Оля
. Она
уже ходит в школу
.
Имя
моей
мамы
Алина
, имя моего
папы
Никита
.
Для учеников 3 класса можно соединить диалог и игру «I can see something blue… ». Например:
-I can see something red…
-It’s an apple. It’s a towel. It’s a shoe.
-I can see something green…
-It’s a flower. It’s a coat.
-I can see something yellow…
-It’s a ball.
-Я
могу
видеть
что-то красное
...
-Это яблоко.
Это
полотенце
. Это
ботинок
.
-Я
могу
видеть
что-то зеленое
...
-Это
цветок
. Это
пальто
.
-Я
могу
видеть что-то
желтое
...
-Это
мяч
.
Разговоры про животных помогут быстро выучить нужную лексику.
-Do you have a pet?
-Yes, I have a rat. His name is Bonny. Do you have a pet?
-I already have two dogs and a fish.
-What are their names?
-My dogs" names are Dilly and Tisha, and my fish is called Loopy.
-У тебя есть домашнее животное?
-У меня есть
крыска
. Его
зовут
Бонни
. У тебя есть домашнее животное?
-У меня
уже есть две
собаки и
рыбка
.
-Как их зовут?
Имена
моих
собак
Дилли
и
Тиша
, а мою
рыбку
зовут
Лупи
.
Хороший вариант тематики - это хобби. Например:
-Do you like football?
-Yes, I do. My favorite football team is Barcelona. And you?
-I do not. I like basketball and tennis. What about reading?
-I like reading. I read several books per week. And do you like reading?
-I do not. I like watching films. My favorite films are “Harry Potter” and “Star Wars”.
-Тебе нравится футбол?
-Да.
Мой
любимая футбольная команда
Барселона
. А тебе?
-Мне нет.
Я
люблю баскетбол
и теннис.
Как насчет
чтения
?
-Мне нравится читать.
Я читаю
несколько книг
в неделю
. А ты
любишь
читать?
-Я нет.
Я
люблю смотреть
фильмы
. Мои
любимые
фильмы
«
Гарри Поттер» и «
Звездные войны».
В дополнение к предыдущему можно добавить следующее:
-How did you spend your summer?
-We went to the sea. The town was beautiful and the sea was very warm. And you?
-I was in the village with my grandparents. We played football with my brother and swam in the lake.
-Как
ты провел
лето?
-Мы
ездили
к морю
. Город
красивый
, и море очень теплое
. А ты?
-Я
был
в деревне
с
бабушкой и дедушкой
. Мы играли
в футбол
с моим братом
и
плавали в
озере
.
Для учеников 5 класса, у которых уже есть хорошая лексическая база, можно соединить все эти диалоги, и один за одним раскрывать все эти темы: приветствие, знакомство, семья, животные, хобби и т.д.
Что я хочу сказать напоследок, мои дорогие, так это то, что с помощью таких мини-разговоров ваши малыши быстро могут выучить новые слова, а также избавиться от страха разговоров. Могу дать вам несколько советов:
- не пытайтесь сразу охватить что-то большое и сложное - идите маленькими шагами к своей большой цели.
- будьте уверены, что ваш ребенок знаком со всеми словами, когда вы что-то проговариваете. Выученные наизусть слова, смысл которых так и остается неизвестным, не принесут абсолютно никакой пользы .
- комбинируйте использование такого метода с какой-нибудь игрой, чтобы малыш естественным образом запоминал лексику.
Всем-всем ребятам и их родителям рекомендую пройти вот такой курс от Lingualeo «Для самых маленьких » . Этот онлайн курс — в игровой и очень приятной форме — увлечет вашего ребенка и заставит его просить вас «А я хочу еще поиграть в английский» . Моей дочке он до сих пор нравится)), хотя мы его приобретали уже приличное время назад.
Вот и все, мои дорогие. Надеюсь, что эти материалы помогут вам в изучении языка. Более того, еще больше материалов вы можете получить, подписавшись на рассылку моего блога. Совершенствуйте свой английский с моей помощью каждый день.
Английский язык можно выучить разными способами. Одним из наиболее эффективных ключей на пути к достижению результата является использование диалогов. Диалоги на английском для детей – отличный способ развить мышление, обогатить словарный запас, научиться манерам вежливости. Особенность диалогов в том, что в нем принимают активное участие оба собеседника, которые должны спрашивать и отвечать.
Чтобы речь получилась связной и грамотной, нужно хорошенько подумать, перед тем как ответить. Причем тут включается в игру чисто детская черта характера – каждый хочет быть лучше другого. Впрочем, эта черта не только детская, взрослым она тоже присуща. В любом случае ребенок будет стараться ответить хорошо и быть умнее собеседника. А это разогревает интерес к урокам и заставляет усердно учиться. Вперед за новыми знаниями!
- Hello!
- Hello! Nice to see you!
- Nice to see you too!
- Are you our new classmate?
- Yes, I am.
- We are glad that you are in our group. What is your name?
- My name is Andriy. And yours?
- I am Henry. Do you like cakes?
- Yes, of coursе!
- Come with us in canteen. There are very delicious sweets!
- Yes, great. Come!
И перевод =>
- Привет!
- Привет! Рад видеть тебя!
- Рад видеть тебя тоже!
- Ты наш новый одноклассник?
- Мы рады, что ты в нашей группе. Как тебя зовут?
- Меня зовут Андрей. А тебя?
- Меня зовут Генри. Ты любишь кексы?
- Да, конечно!
- Пойдем с нами в столовую. Там очень вкусные сладости!
- Да, отлично. Пойдем!
Этот диалог может быть немного сложным для совсем маленьких. Но ним мы хотим показать, что диалоги могут быть самыми разными и фразы в них можно варьировать. Приведем еще один пример =>
- What is your name?
- My name is Vadim. And what is your name?
- My name is Sasha. I want to be your friend.
- Yes, sure. Let us be friends!
А теперь перевод =>
- Привет!
- Привет!
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Вадим. А как тебя зовут?
- Меня зовут Саша. Я хочу быть твоим другом.
- Да, конечно. Будем друзьями!
Приведем разговорные фразы на английском, в которых расскажем, как детки отдыхали летом =>
Первый диалог:
- Hello! Glad to see you after summer holidays!
- I am glad to see you too! Are you satisfied with your vacations?
- Yes, very. I were in village where my close friends live. We swam in river and took fish. And what about you?
- I were in Turkey. My parents decided to see this beautiful country. We ate delicious sweets and made marvelous photos. I am very happy!
- Amazing! We had incredible holidays!
Обратите внимание на выражение to take fish (рыбачить ). Означает то же самое, что и to fish, только to take fish – более разговорного характера!!
Перевод =>
- Привет! Рад видеть тебя после летних каникул!
- Я тоже очень рад видеть тебя! Ты доволен своим отдыхом?
- Да, очень. Я был в деревне, где живут мои близкие друзья. Мы купались в реке и ловили рыбу. А как насчет тебя?
- Я был в Турции. Мои родители решили увидеть эту прекрасную страну. Мы ели очень вкусные сладости и сделали чудесные фотографии. Я очень счастлив!
- Изумительно! У нас были потрясающие каникулы!
Второй диалог:
- Hi! Are you Sarah?
- Hi! Yes, I am.
- I am your new neighbour. I want to be your friend.
- Sure! Nice to see you!
- Do you want to come with me in our school canteen?
- Yes, come. Do you like bean soup?
- Oh, yes! I adore it!
- So come together. And then we will go home. I live near you.
- Good! I am happy that you are my new friend!
Перевод =>
- Привет! Ты Сара?
- Привет! Да.
- Я твоя новая соседка. Я хочу быть твоим другом.
- Конечно! Рада видеть тебя!
- Хочешь пойти со мной в нашу школьную столовую?
- Да, пошли. Ты любишь фасолевый суп?
- О, да! Обожаю его!
- Тогда пошли вместе. А потом пойдем домой. Я живу возле тебя.
- Хорошо! Я рада, что ты моя новая подруга!
В семье ждут прибавления. Лиза (5 лет) спрашивает маму:
— А что это у тебя живот всё больше и больше?
— Ела арбуз, проглотила семечку, теперь у меня в животе растёт новый арбуз! — отвечает мама.
Лиза прищуривает глаза и упирает руки в бока:
— А уж не беременна ли ты, голубушка?
Сыну 2 года 6 месяцев. Привёз его на прививку в детскую больничку.
Сидим в прививочной, ждём, пока тётя заряжает шприц. Вдруг, он
поворачивается ко мне и говорит:
— Я тебя пока в машине подожду, ладно?!
Летом сын (4 года) сидит и берёт в рот травинку так, как будто
курит. Говорит:
— Мама, смотри, я курю.
— Коля, ну курить же нельзя!
— Мама, да я же травку.
Возвращаемся с шоу фейерверков. Детёныш (3 года 6 месяцев) все 50
минут представления сидел, как завороженный. В машине прорвало.
Обнимает меня с заднего сиденья за шею:
— Мамочка, я такой счастливый! Спасибо, что ты меня родила.
Кирилл (2 года 1 месяц) на улице увидел выходящего из подъезда
мужчину и без лишних приветствий, обращается:
— Гулять пошёл?
Мужчина оторопело:
— Ага.
— Шапку надел?
— Да.
— И варежки надень. Холодно. Очень холодно.
В саду воспитатель говорит:
— Что делать? У нас два Коли.
Мой говорит:
— Зовите меня, Николай первый...
Стоит мой пятилетний сын в ванной, смотрит на своё «хозяйство» и
глубокомысленно изрекает:
— Я понял — вот он, конец позвоночника...
Антон (6,5 лет) спрашивает:
— Мам, я забыл, коровы, овцы, куры, гуси — как одним словом
называются? Скотина или сволочи?
Дочка:
— Папа, а когда закончится ремонт, мне сколько лет будет?
Моя младшая сестра как-то раз решила сама позвонить отцу на работу:
— Алло! Это папина работа? Позовите папу!
Отыскала на днях свой «дневник молодой Наташки-мамашки».
«Сыну 15 месяцев (сейчас 5,5 лет). Не могу ездить в общественном
транспорте, потому что помираю со смеха. Заходим, усаживаемся, сын
выбирает близстоящего молодого человека, мило улыбается и говорит:
— Папа!
Многие «папы» выходили на ближайшей остановке...»
Гуляли с сыном (2 года) в парке и увидели близнецов. Увидев их и
долго удивлённо разглядывая, говорит:
— А, где мой такой?!
Мама:
— Да, Вероника, наверное, мы тебя избаловали... Придётся тебя
наказывать!
— Как это — вы избаловали, а меня наказывать?
У родственников дочка давно клянчит братика или сестрёнку.
Мама ей объясняет:
— Ну пойми, дорогая, папа в рейсе, приедет не скоро, а без папы мы не можем ребёночка завести.
Но девочка быстро нашлась:
— Наоборот, давай сейчас заведём, а папа приедет, а мы ему скажем: «Сюрприз!»
Купила я себе серебряный гарнитур (браслеты и кольцо) на древнеегипетскую тему. Дочка (4 года) рассматривает внимательно, затем спрашивает:
— Мама, это Древний Египет?
— Да, дочка.
Муж спрашивает:
— Дочка, а откуда ты знаешь, что это Древний Египет? Вдруг это Древний Китай?
— Папа, это у тебя часы — древний Китай, а у мамы — Древний Египет.
В гостях. Взрослые скромничают. Хозяйка говорит:
— Что же вы совсем не кушаете? Угощайтесь, неужели не вкусно?
Выходит ребёнок (4,5 года) и громко выдаёт:
— Здесь вам не дома, жрите, что дают!
Фразу принёс из садика...
Сына (5 лет) я за что-то поругала. Сел на пол, достал бумагу, карандаши, и «надувшись» мне:
— Тогда я тебя толстую нарисую!
Мы с мужем поженились, когда младшему третьему сыну было 3 года. Ну, раньше всё как-то руки не доходили. Некогда нам всё было.
За пару недель до самого, собственно события, средний сын (9 лет) спрашивает:
— Мама, что вы всё суетитесь с Аней (его крёстная), бегаете куда-то целыми днями, что это вы за платье карнавальное притащили?
Аня ржёт:
— Толик, это у тебя мама мозгами тронулась, замуж выходит.
Толик ошарашенно так:
— А папа знает?
Знакомая пыталась приучить сына спать в детской. Уснул с родителями, она его отнесла в детскую комнату. Минут через 15 возвращается и опять к родителям в постель. Мать его опять отнесла в детскую. Он опять вернулся. Она его в третий раз несёт на «место», а он сквозь сон:
— Ну, и долго мы так бегать будем?!
Взяла младшую дочку к себе на работу. Она там ходила-бродила, и зашла в кабинет директора. Сижу и слышу, как они там о чем-то говорят, и малая гордо сообщает:
— А моя мама ещё хрюкать умеет!
Моя дочь меня спрашивает:
— Мама, а во сколько часов я родилась?
Я ей:
— В двенадцать ночи.
А она мне испуганно:
— Ой, я тебя, наверное, разбудила?!
Бабушка увлечённо смотрит по телевизору показ мод. Антон (4 года):
— Бабушка, а что такое вечерний туалет?
Бабушка, не отрываясь от экрана:
— Ну, Антошка, представь, что девочка надевает своё самое нарядное платье, мальчик надевает свой самый красивый костюм...
Антон нетерпеливо перебивает:
— И они идут вместе какать?
На даче у нашей бабушки — простейший туалет типа «дырка в полу».
Когда Ане пришлось им воспользоваться, она попросила, чтобы её держали за руку. При этом всё время повторяла:
— Только держи меня крепко. Ты, ведь, помнишь, что я твоя самая любимая в мире девочка?
Смотрю новости, вбегает сын и кричит:
— Ой, Медведев!
Спрашиваю:
— А ты знаешь кто такой Медведев?
— Да — Путин.
Жена уехала в роддом на сохранение. Дома остались я, сын Святослав (4 года) и сын Егор (2 года). Готовить я умею только макароны. Так вот, сварил я им макарошек, слегка пересолил. Первый прибежал Свят, попробовал. Ничего не сказав, выходит из за стола. Идёт в детскую. В дверях встречает Егора, идущего кушать, берёт его за руку, уводит в детскую и говорит:
— Егор, не ешь. Ты у меня пока единственный брат...
Пришлось пригласить маму.
Пошли в магазин, а машину оставили под деревом. Пока ходили, прилетела стая пернатых и изрядно нагадили на крышу и капот. Пришлось машину загонять на мойку и мыть до состояния чистоты. После мойки мой сын посмотрел на машину и выдал:
— Ну вот, птички посмотрят на машину и скажут: «Какали, какали и всё зря!»
Сын в зоопарке спрашивает у отца:
— Папа, а если из клетки вырвется тигр и съест тебя, то на каком автобусе мне ехать домой?
Лёве 6 лет. Идём с ним к невропатологу. Лёвка капризничает — врачи ему надоели. Я говорю ему:
— Этот врач ничего тебе не сделает, только разговаривать будет.
— И всё?
— Ну, может, ещё молоточком постучит, но не больно.
Приехали, заходим. Врач:
— Здравствуй, Лёвушка!
— Здравствуйте! Ну, где ваш топор?!
Надеемся, что мы подняли вам настроение, улыбайтесь чаще!
Оксана Калинина
Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог . Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи .
В начале работы, наблюдая за детьми своей группы, отметила их недостаточную речевую деятельность, неумение большей части малышей строить диалог , вести не стимулированную беседу. Учитывая результаты наблюдения, и исходя из актуальности развития диалогической речи для дошкольников , я поставила перед собой цель - развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения .
Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и др., что диалогу нужно учить , свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей .
Прежде всего, на начальном этапе для развития диалогической речи у детей в группе была создана предметно-развивающая среда , в которой представлены игры, способствующие развитию речи , предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики.
На мой взгляд, немаловажным фактором развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому зачастую сама являюсь инициатором интересных разговоров, использую любой повод, чтобы вступить в общение с детьми. Для разговоров с детьми я использую все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяется задачами воспитания и зависит от возрастных особенностей детей .
Особую роль в развитии диалогической речи отвожу художественной литературе. После прочтения литературного произведения я привлекаю внимание детей к диалогам героев , пересказываем или инсценируем их, тем самым ребята не только учатся выстраивать диалог , но и заимствуют различные формы общения для практического применения.
Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения.
Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей. Даю детям задания, ставящие их в ситуации, побуждающие вступать в диалог .
Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю детям поручения обратиться к сверстнику или взрослому и что-либо попросить, спросить или узнать, и всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог .
Чтобы обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик , знакомлю их с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование и др., при этом обучаю, как правильно вести диалог .
Особое внимание я уделяю составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т. д.) . После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей , является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму диалога , но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений . Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей , но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре , тем выше уровень игрового творчества детей .
Тематика игр оказывается самой разнообразной : она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.
Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей . Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески» . Воспитатель может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то педагог, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)
Игры с мячом : «Закончи предложение» (воспитатель, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра.. .. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу», «Мяч передавай – цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет воспитатель : высокий - низкий, широкий - узкий, «Мяч поймай цвет фрукта (форму , вкус) называй».
Дидактические игры - лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания : твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы : яблоко – какой формы ? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким. «Чудесный мешочек» , «Найди пару» - данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (односложные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов, «Закрытая книга» (взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем просит детей : сделай то же самое, что делает девочка и т. д., «Телефон» , «Сказочный зверь» ,
«расскажу – не расскажу» .
Игры парами («Я знаю…» , «Отгадай предмет, который я загадала» , «Закончи предложение» , «Съедобное - несъедобное» и др., в которых :
Закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией , полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи , звуковой культуры речи и т . д.);
Дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.
Сначала дети овладевают правилами общения в играх : соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста» .
Вывод :
В результате проделанной работы добилась умения детей участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы воспитателя, правильно задавать их. Диалог детей стал более насыщенным прилагательными, существительными и разными новыми словами. Теперь ребятам самим хочется задавать вопросы и узнавать много нового и интересного. У них есть интерес и желание общаться, используя диалог . В ходе бесед у детей наблюдается эмоциональный подъем, в котором они, пытаясь переговорить друг друга, рассказывают мне – что интересного с ними происходило.
Моя работа с ребятами находится в начале пути, но очень хочется научить детей полноценно общаться , используя речь, проявлять самостоятельность в высказываниях, свободу в выражении своих мыслей и чувств.
Список используемой литературы :
1. Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26
2. Игра как фактор развития диалога . Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9
3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста . Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114
4. Н. А. Песняева «Учебный диалог – желаемое или действительное?» М. 2008