Ремонт Дизайн Мебель

Описание внешности из произведения маленький принц. Герои и характеристика рассказа "маленький принц"

В сказке Сент-Экзюпери “Маленький принц” герой – золотоволосый мальчик, изучающий мир людей, ищет смысл в их занятиях, поступках и взглядах на жизнь. Рассказ автора-лётчика – совсем не детское произведение: мысли-истины, вложенные в уста маленького героя, способен правильно понять только взрослый человек. Это не умаляет ценности сказки-повести для маленьких читателей, в каждом возрасте книги Экзюпери воспринимаются по-разному. В произведении “Маленький принц” главный герой символизирует детскую чистоту и непосредственность, наивность, доброту и искренность.

Характеристика героев “Маленький принц”

Главные герои

Маленький принц

Маленький золотоволосый мальчик, хозяин небольшой планеты, на которой есть 1 роза и три вулкана. По-взрослому умный, мыслящий малыш. Он одинок. Путешествует по планетам и удивляется “странностям” взрослых людей. Чтобы вернуться на свою планету, просит змею укусить его, это вынужденный шаг. Символ верности, мудрости, чистоты, вечного детства.

Автор

Лётчик, вынужденный приземлится в пустыне, чтобы починить неполадки самолёта. Он знакомится с маленьким принцем и привязывается к нему. Вместе они находят воду, спасаются от жажды.

Лис

Зверёк, желающий быть приручённым. Подружился с мальчиком, научил его приручению и раскрыл главный секрет.

Роза

Гордая, обидчивая, капризная. Её семя занесло на планету маленького принца случайно, она долго “прихорашивалась”, прежде чем раскрыться. У розы трудный характер, она любит себя и ждёт заботы и комплиментов. Просит помощи для защиты от ветра, боится насекомых и зверей (которых на планете нет). Много кокетничает и манерничает. Когда понимает, что маленький принц покидает планету, признаётся ему в любви, желает счастья, ни в чём не винит. Просит уходить, не желая, чтобы он видел её слёзы.

Второстепенные персонажи

Господин с багровым лицом

Живёт на отдельной маленькой планете. Всю жизнь складывает цифры, повторяя, что он серьёзный человек. Никого не любил, не радовался цветам, не замечал звёзд.

Король

Живёт один на небольшой планете, его мантия покрывает её полностью. Гордый, но добрый. У него нет подданных, только старая крыса. Король мыслит логически, однако считает, что ему повинуются все небесные светила. Предлагает маленькому принцу остаться с ним, стать министром и судить себя (ведь это – самое сложное).

Монарх предлагает судить крысу, приговаривать к смертной казни, а потом – миловать. Ведь крыса одна, нужно её беречь.

Честолюбец

Живёт один на маленькой планете, встречает принца с радостью, он рад, что кто-то будет ему поклоняться. Объясняет, что такое честолюбие, просит аплодировать много раз подряд.

Пьяница

Его планету маленький гость посетил после честолюбца. На ней не было ничего, кроме пустых и полных бутылок. Пьяница рассказал, что пьёт, потому что ему совестно за то, что он пьёт…Эту планету мальчик покинул быстрее всех остальных.

Деловой человек

Всё время считает звёзды, очень занят. Живёт на планете 54 года, ему некогда болеть, и нет времени для отдыха. За все эти годы его отвлекали от работы 2 раза: майский жук, случайно залетевший к нему, и приступ ревматизма. Важность работы серьёзного человека заключается в том, что он подсчитывает звёзды, записывает их количество и владеет ими, закрывая в сейфе на ключ. Маленький принц видит в нём сходство с пьяницей.

Фонарщик

Зажигает и гасит фонарь каждую минуту согласно уговору.

Географ

Старик-географ, который не знает ничего о своей планете, так как не путешествует по ней. Записывает данные планеты Маленького принца и советует ему посетить Землю.

Змея

Первая, кого встретил мальчик на Земле. Она не кусает его, но предлагает обратиться к ней, когда он устанет от всего. К её “услугам” обращается малыш, чтобы вернуться на свою планету.

Для читательского дневника будет полезно ознакомиться с описанием основных и второстепенных персонажей сказки. В этом списке есть герои, проживающие на всех планетах, которые посетил Маленький принц, а так же те, кого он встретил и приручил на Земле.

Тест по произведению

аленький принц - главный герой сказки, кото­рый прилетел со своей маленькой планеты на Зем­лю. Перед тем он совершил долгое путешествие по самым различным планетам, которые были населе­ны «странными взрослыми». У Маленького принца свой мир, по­этому столкновение с миром взрослых рождает у него массу вопросов и недоумений. Потерпевший аварию летчик занят устранением неполадок в са­молете. На рассвете задремавший пилот слышит то­ненький голос ребенка: «Пожалуйста… нарисуй мне барашка!» Так рассказчик знакомит читателя с Маленьким принцем, столь чудесным образом появившимся среди пес­ков Сахары. Путешествие Маленького принца, которое он пред­принял, поссорившись со своей розой, встречи с ко­ролем, честолюбцем, пьяницей, деловым человеком, географом - единственными обитателями малень­ких планет - позволили автору сделать вывод: «Да, странный народ - эти взрослые! Пустяки кажутся им важными, а главного они не видят. Вместо того, чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других лю­дей, и сушат свои мозги дурацкой цифирью, и те­шатся жалкой мишурой, и оскорбляют своей суетой и алчностью красоту закатов и восходов, полей и песков. Нет, не так надо жить!» Маленький принц не встретил на планетах никого, кто бы мог быть его другом. Лишь образ фонарщика выгодно отличается от дру­гих образов тем, что он верен своему долгу. И эта верность хоть и бессмысленная, но надежная. Маленький принц встречается на Земле с Лисом и по его просьбе по­степенно приручает его. Они становятся друзьями, но расстаются. Мудрой заповедью звучат слова Ли­са: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Самыми дорогими в этой жизни для Маленького принца становятся Лис и покинутая им ро­за, потому что они - единственные в мире. Появле­ние Маленького принца в пустыне, его явление летчику, потерпев­шему аварию, - это символическое напоминание взрослому о его «внутренней родине», а его «смерть», исчезновение и горе, вызванное этим, - трагедия взрослого, в душе которого погибает ребенок. Именно ребенок воплощает в себе все самое доброе, чистое, прекрасное. Поэтому писатель с горечью говорит о том, что взрослые, расставаясь с детст­вом, нередко забывают о вечных, нетленных цен­ностях; они озабочены важными, на их взгляд, ве­щами и ведут скучное, унылое существование. А люди должны жить по-другому, им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны бубенцы звезд в ночном небе. И оттого, что Сент-Экзюпери не уверен, удастся ли ему внушить людям свою - их соб­ственную! - правду, сказка так грустна, так пе­чальна.

Содержание "Маленького Принца" трудно передать, потому что или нужно написать одну строчку, так как декорации ко всем диалогам героев повести просты, или переписать всю книгу, если не дословно, то по несколько предложений на каждую главу. А лучше цитировать целыми абзацами. В двух словах - это воспоминания Экзюпери о Маленьком принце и нескольких днях, которые они провели вместе, затерянные в пустыне Сахаре, вплоть до смерти (или освобождения) Принца.

Звездный мальчик встречался с характерными персонажами во время путешествия и разговаривал с ними и автором (книга написана от первого лица). Любовь к единственному спутнику жизни - основная тема. "Маленький принц" также обращается к самым волнующим вопросам человеческого бытия. Если их перечислить списком, это покажется скучным - уже столько написано. Страх смерти, противостояние отцов и детей, материализм, мир детства - кого удивишь очередной сказкой обо всем этом? В чем же поразительный секрет популярности повести "Маленький принц"? Отзыв о ней можно коротко выразить так: она в десятке самых издаваемых художественных произведений ХХ века.

Жанр

Как признается в начале книги сам Экзюпери, жанр "Маленького принца" он затрудняется определить, называя книгу повестью-сказкой. Есть общепринятая классификация для литературных произведений, которая ориентирована на сюжет, объем и содержание. "Маленький принц", согласно ней, - это повесть. В более узком смысле - аллегорическая повесть-сказка с иллюстрациями самого автора.

Антуан де Сент-Экзюпери и Маленький принц

Повесть во многом автобиографичная. Но не в прямом смысле, хотя были в жизни Экзюпери многочасовые перелеты, авиакатастрофы, гибельная пустыня и жажда. Такова книга потому, что Маленький принц - это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. Нигде об этом не сказано прямо.

Но на протяжении повествования Экзюпери оплакивает свои детские мечты. Легко, без драмы, даже с некоторым юмором пересказывает комичные сюжеты из его общения со старшими родственниками в детстве. Он хотел бы остаться ребенком, каким является его новый друг, но поддался и вырос в приземленного и прагматичного летчика. Вот такой вышел оксюморон. Летчик, который вынужден возвращаться на грешную, раздираемую войной землю с неба, а душа все рвется к звездам. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Роза

Консуэло, жена автора - это прототип Капризной Розы. Главная героиня повести простодушная, если не сказать недалекая, красивая и очень непоследовательная, наверное, как и все женщины. Если подбирать для описания ее характера одно слово - манипулятор. Принц видел все ее уловки и хитрости насквозь, но заботился о своей красавице.

Отзывы о Консуэло де Сент-Экзюпери, конечно, не могут быть столь односторонними. Одно то говорит о ее великодушии, что, несмотря на частую жизнь врозь и постоянный страх перед гибелью отчаянно смелого мужа-пилота, она оставалась с ним. Его характер был непростой. Не в смысле злобы и агрессии, а как раз в чрезмерной открытости, чем пользовались многочисленные любовницы. Несмотря на все это, брак не распался, пока их не разлучила смерть. После многих лет была опубликована их переписка, из которой явно видно, что Консуэло была музой Экзюпери, гаванью, где укрывалась его душа. И хотя темперамент самой Консуэло, которую друзья называли “сальвадорским вулканом”, в образ тихого домашнего очага вписывался не всегда, любовь между ними была всепрощающей.

Издание книги

Кажется, что книга далась Экзюпери легко. Но переводчик первого издания на английский язык Льюис Галантьер вспоминала, что он переписывал по многу раз каждый лист рукописи. А также нарисовал к повести замечательные картинки гуашью. Экзюпери писал книгу в момент острого политического противостояния во всем мире - нацистская Германия начала Вторую мировую войну. Эта трагедия живо отзывалась в душе и сердце патриота. Он говорил, что будет защищать Францию и не сможет остаться вдали от поля боя. Несмотря на все попытки друзей и начальников оградить уже популярного писателя от тягот и опасности, Экзюпери добился зачисления в боевую эскадрилью.

В 1943 году книга была опубликована в США на английском языке, где в Нью-Йорке проживал тогда писатель, вынужденный покинуть оккупированную Германией Францию. И сразу после этого повесть вышла и на французском - родном языке автора. Лишь через три года на родине Экзюпери издали "Маленького принца", автора не было в живых уже два года. И Экзюпери, и Толкин, и Клайв Льюис создали удивительные фэнтези-сказки. Все они творили в первой половине страшного для Европы ХХ века. Но так и не узнали о том, насколько их произведения повлияли на поколения после их жизней.

Пьяница

Чудо, сотворенное Экзюпери в "Маленьком принце", - это диалоги героев и Принца. Разговор с Пьяницей на очередной планете в путешествии мальчика, очень короткий по сравнению с другими, тому ярчайший пример. Всего четыре вопроса и ответа, но это лучшее изложение теории порочного круга вины, известного психологического явления, на объяснение и обоснование которого именитые психологи потратили многие страницы, а надо было включить в их труды цитату из "Маленького принца".

Это лучшая терапия для зависимых людей. Язык повести прост и ясен, но беспощадно обнажает всю глубину проблемы, причиняет боль и врачует. В этом волшебство книги "Маленький принц" - глубокое раскрытие самых потаенных, но насущных проблем всего человечества на примере одного разговора с одним индивидуумом. Об этих трудностях рода людского не принято разговаривать публично или с детьми.

Слепой, ведущий слепого

И эти диалоги ведут ребенок и разные взрослые. Маленький принц и герои - слепцы, желающие еще и поучать других жизни, и чистое дитя. Ребенок беспощаден в своих вопросах, бьет по больному, видит суть. При этом только задает правильные вопросы. Большинство персонажей-оппонентов остаются слепы и продолжают поучать всех вокруг, не видя собственной немощи.

Но читатель повести прозревает и узнает себя то в одном, то в другом персонаже. Начинает путь к свету и автор "Маленького принца".

Фонарщик

Фонарщик - единственный представитель взрослого мира, который, хотя и ворчливый, но положительный персонаж. Он верен своему слову, пусть исполнять его уже не нужно. Но все же после встречи с ним остается послевкусие из сомнения и надежды. Кажется, что не так мудро слепо следовать обещанию, утратившему смысл. Хотя жертвенность Фонарщика вызывает уважение. Но приходят на ум примеры матерей, которые горят для своих детей, но душат любовью, не переставая жаловаться на усталость, ничего не предпринимая, чтобы найти возможность отдохнуть. И все-таки, каждый раз, когда зажигается звезда-фонарик, есть надежда, что кто-то на нее взглянет. Принц особо выделил его среди всех знакомых с разных планет, оценив красоту его работы.

Лис

Самая знаменитая цитата "Маленького принца" принадлежит этому персонажу. "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил!" - сказал он Принцу. Лис - источник основного урока, который выучил Принц. Повстречались они после горького разочарования главного героя - прекрасная Роза оказалась одной из пяти тысяч таких же, ничем не примечательный цветок с плохим характером. Огорченный ребенок лег на траву и заплакал. После встречи с Лисом Принц понял, что ему важно вернуться на свой маленький астероид к любимой Розе. Это его ответственность перед ней, и чтобы исполнить долг, он должен умереть.

Вторая важная истина, которую открыл Лис новому другу: зорко одно лишь сердце, а глазами не увидишь главного. Именно после разговора с Лисом Принц раскаялся в отношении к Розе и понял, что зря принимал близко к сердцу ее слова. Надо было любить ее такой, какая она есть, не обижаясь на простодушные выходки.

Географ и другие

Стоит быть благодарным Географу хотя бы за то, что он рассказал Принцу о Земле. В остальном - еще один крючкотвор, который считал, что его работа фундаментальная и вечная. Они все похожи - эти глупые, важные, великовозрастные люди. Деловой человек, Честолюбец, Король, Географ - эти герои "Маленького принца" со значительным видом делали бесполезные вещи и не могли остановиться и задуматься. "Но нет, я человек серьезный, мне некогда!". Одно слово - взрослые.

Планета с неплохой репутацией

Такой отзыв в "Маленьком принце" о планете Земля дает Географ. Экзюпери гораздо менее воодушевлен о ней и иронизирует. Два миллиарда взрослых, которые раздуваются от собственной значимости, легче пустоты по сравнению с их большой планетой.

Желтая змейка

Змейка - это первое живое существо, которое встретил на Земле Маленький принц. Она - сама смерть. Ядовитая настолько, что после ее укуса жизнь длится полминуты. Удивительный собирательный образ. Говорит загадками, как сфинкс. Змея - образ древнего искусителя из Библии, который посеял смерть и этим занят до сих пор. Злая, вредная тварь, которая пожалела Принца. Но только до поры, предсказав, что они еще встретятся, и чистый Мальчик со звезды будет ее искать по доброй воле.

Учится Принц, учится читатель

После каждой встречи Маленького принца, читатель постигает новую истину про себя самого. Принц тоже отправился путешествовать, чтобы учиться. В книге прямо прописаны лишь два факта - он стал несчастным из-за придирок Капризной Розы и решил путешествовать с перелетными птицами. Есть впечатление, что он устал от своей красавицы и бежал. Но, хотя она так думала и извинилась перед его отлетом за дурное поведение, причина его отлета - поиск знания.

Чему он научился в конце путешествия? Он научился любить свой прекрасный, но единственный во всем мире колючий цветок с трудным характером. В этом самая главная мысль "Маленького принца" - любить того единственного, кто послан тебе судьбой, вопреки всему, даже дурному в нем. Чтобы любовь делала его совершенством.

Отцы и дети

Еще одна главная мысль Маленького принца - противостояние мира взрослых и детей. Первый представлен в основном худшими своими членами - от забулдыги до жадины. Он неприкрыто осуждается Экзюпери, воспоминания которого из детства печальны. Чем старше он становился, тем более скрывал свой внутренний мир, учился быть "как все". Он постоянно подчеркивает, что быть взрослым и лицемерным - одно и то же. Взрослый мир на протяжении всего повествования постоянно удивлял Принца. Это тонкий и значимый момент - Принц изумлялся и не всегда понимал, а однажды до слез рассердился, но ни разу никого не осудил. И это очень помогает впускать внутрь сердца и принимать уроки от него. И дети, и взрослые лучше учатся и с радостью меняются к лучшему только в атмосфере доверия и принятия.

Христианские параллели

Для расширения кругозора и восприятия новых идей, которые в силу другого мировоззрения не приходят на ум естественным образом, интересно ознакомиться с отзывом о "Маленьком принце" христиан.

Книга "Маленький принц" своей аллегоричностью похожа на Библию. Она тоже научает мягко и ненавязчиво, через притчи. Как бы дерзко это не звучало, временами Принц напоминает Христа. Но это и неудивительно. Когда Господа попросили назвать главнейшего в Небесном Царстве, он поставил перед толпой спорящих мужчин двухлетнее дитя. Принц, как собирательный образ, впитал всю детскую непосредственность, открытость, доверие, беззащитность.

Последний разговор Экзюпери с Маленьким принцем на тему смерти как освобождения от оков тела грустный и светлый. Легкая, невесомая душа летит в лучший мир (в желанное для Принца место - к его Розе). Принц учит затерянного в пустыне великовозрастного пилота, что не надо бояться смерти.

Стоит потратить совсем немного времени, чтобы прочитать это замечательное художественное произведение, но следует приготовиться повстречать отражение своей души. Потому что лучший отзыв о "Маленьком принце" - это зеркало сердца, ведь самое главное можно увидеть только им.

В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал ещё один рисунок - удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду - по их словам, следовало побольше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал лётчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, - и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам - об удавах, джунглях и звёздах. И лётчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.

Это произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолёта: лётчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок - крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумлённый лётчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планетки под названием «астероид В-612» - разумеется, номер необходим только для скучных взрослых, которые обожают цифры.

Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана - два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Лётчик не сразу понял, какую опасность представляют баобабы, но потом догадался и, чтобы предостеречь всех детей, нарисовал планету, где жил лентяй, который не выполол вовремя три кустика. А вот Маленький принц всегда приводил свою планету в порядок. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат - особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появился чудесный цветок: это была красавица с шипами - гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной - он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.

Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые - очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей - пьяница, на четвёртой - деловой человек, а на пятой - фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться - к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!

На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своём цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида ещё не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своём покинутом цветке.

Седьмой была Земля - очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и лётчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. И ещё Лис сказал, что зорко одно лишь сердце - самого главного глазами не увидишь. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за неё в ответе. Он отправился в пустыню - на то самое место, где упал. Так они с лётчиком и познакомились. Лётчик нарисовал ему барашка в ящичке и даже намордник для барашка, хотя раньше думал, что умеет рисовать только удавов - снаружи и изнутри. Маленький принц был счастлив, а лётчику стало грустно - он понял, что его тоже приручили. Потом Маленький принц нашёл жёлтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Змея может всякого вернуть туда, откуда он пришёл, - людей она возвращает земле, а Маленького принца вернула звёздам. Лётчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно - пусть лётчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеётся, лётчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов.

Лётчик починил свой самолёт, и товарищи обрадовались его возвращению. С той поры прошло шесть лет: понемногу он утешился и полюбил смотреть на звезды. Но его всегда охватывает волнение: он забыл нарисовать ремешок для намордника, и барашек мог съесть розу. Тогда ему кажется, что все бубенцы плачут. Ведь если розы уже нет на свете, все станет по-другому, но ни один взрослый никогда не поймёт, как это важно.

«Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве».Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи. Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Идейный замысел сказки. «Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении»- эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни. Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны. Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

У каждого есть такие книги, которые он перечитывает несколько раз. Произведения, которые оказывают влияние на ход мыслей и восприятие жизни. К таким относится творение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Детская сказка, переведенная более чем на 180 языков, является уже хрестоматийным произведением, которое изучается в большинстве учебных заведений мира. Любимая книга не только детей, но и взрослых - настолько она проникновенна, жизненна и одновременно проста.

«Маленький принц»: содержание основных моментов

Французский писатель Экзюпери завершил работу над произведением в очень трудное время - в 1943 году. В разгар Второй мировой войны и появился «Маленький принц». Книга-сказка, книга-притча, книга-предсказание - все определения неспособны уместить в себе философский, социально-культурный и психологический смысл произведения. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - легендарная фраза, знакомая каждому. А таких в этой книге еще очень много.

27 фрагментов, красочные авторские иллюстрации автора и жизнь маленького мальчика в большом мире - вот из чего состоит «Маленький принц». Тема довольно проста, но наполнена огромным философским значением. Что есть добро? Кто такой человек? в согласии с собой и окружающим миром?

Повествование строится вокруг рассказов необычного мальчика - пришельца с астероида Б-612. Его встретил потерпевший крушение в пустыне летчик, ранее мечтавший стать художником, но под давлением требований «взрослой» жизни изменивший свое намерение. Маленький принц рассказывает о его жизни на родной планете, о встречах с цветком Розой, о путешествиях на соседние астероиды и знакомствах с различными взрослыми, населявшими ее: Королем, Пьяницей, Честолюбцем, Фонарщиком, Географом и Деловым человеком. Каждый из этих персонажей показывает все пороки, которыми наделен взрослый мир: властолюбие, зависимости, тщеславие, гордыню и прочие. Крайним пунктом путешествий Принца стала Земля, где он знакомится с будущим другом Лисом. Этот персонаж рассказывает мальчику о настоящих истинах, которые никто не должен забывать. Афоризмы Лиса «Маленького принца» знают все, ведь это настоящий справочник мудрости.

Принц - кто он?

Маленький принц - олицетворение ребенка, который живет в каждом взрослом. живая, творческая и небезразличная душа, которой с возрастом не дают жить. Обрастают мелкими проблемами, перестают ценить природу и окружающих людей, думают, что все знают, теряют любознательность и интерес ко всему происходящему. Соседние астероиды - это те же многоэтажки, в которые возвращаются после работы люди. Однообразные, не знающие, как зовут соседа. Примером взрослого, который еще не потерял внутреннего ребенка, помнит в своих мечтах, является Художник.

Детская душа Принца несет в себе и способность к самопожертвованию - он должен во что бы то ни стало следить и ухаживать за своей Розой, ведь он ее приручил.

«Истина не лежит на поверхности»: философские мысли в «Маленьком принце»

Все детали, описанные в книге, - это метафоры и символы, через которые проходит Маленький принц. Афоризмы Лиса и самого мальчика - это простые на самом деле вещи, истины, о которых ведут диалог герои.

Например, баобабы, ростки которых каждое утро срывал Маленький принц, чтобы они не разорвали Планету. Эти растения символизируют как внешнее зло (фашизм), так и внутреннее - ростки злобы в душе человека. Их нужно искоренять и не давать им поглотить себя.

Кроме того, нужно сохранить свою внутреннюю красоту. Как в случае с Фонарщиком. Когда вечером он зажигал фонари, казалось, загорается новая звезда или распускается цветок. Даря эту красоту миру, Фонарщик становится единственным, по мнению Принца, кто думает о ком-то, кроме себя.

«Маленький принц» - книга с простым сюжетом, но бесконечным потоком философских размышлений на тему добра и зла, душе человека, красоты внешней и внутренней, охраны окружающей среды, настоящей любви и одиночества, ребенка и взрослого.

Символизм во всех деталях

Кроме баобабов, жителей астероидов, других планет, есть много других символов.

Роза - символ любви, женской сущности. Красивая снаружи, она всегда нравилась Принцу. Но после разговора с Лисом он понимает, что видит и ее внутреннюю красоту, он осознает, что в ответе за нее, и готов пожертвовать жизнью ради нее.

Пустыня, в которой происходят действия, - это жаждущий добра мир. Он опустошен войнами, враждой и эгоизмом. В таком мире, как и в пустыне без воды, невозможно выжить.

«Маленький принц»: афоризмы о человеке

Любые дороги в мире, так или иначе, приведут к человеку, - говорит в своей сказке Экзюпери. «Маленький принц» помогает понять, что стремление к внешнему материальному делает человека ограниченным, черствым и эгоистичным. Он способен видеть окружающий мир только через призму его стоимости и только таким образом дает оценку «красиво - некрасиво». Отсюда и тотальное одиночество современного человека.

Не все взрослые становятся неспособными видеть духовную красоту. Те, кто находит в жизни место творчеству, открытости к общению и познанию, дают возможность своему внутреннему ребенку выжить. Судить нужно самого себя, но это самое трудное, как говорит произведение.

Афоризмы о жизни и любви

Тема любви представлена в произведении отношениями Принца и его Розы. Приручить, как считает Лис, - это создать невидимые узы между собой и объектом любви. Это сделать мир добрее. Невозможно найти настоящих друзей и любовь, если не отдать им частичку своей души. Любить - это смотреть в одном направлении, как говорит известные миру слова «Маленький принц».

Афоризмы о жизни в произведении раскрывают саму суть бытия. Мальчику и Художнику удается понять, что истинная жизнь гораздо шире, чем реальное существование человека на Земле. И только открытой душе дано осознать, что истинный мир открывается в вечных ценностях: настоящей дружбе, любви и красоте. «Искать надо сердцем», - продолжает «Маленький принц» афоризмы.

Отношение человека к окружающему миру должно начинаться с Умылся сам - приведи в порядок и Планету. Экзюпери удалось предвидеть экологические проблемы населения Земли, к которым привела нерациональная деятельность людей.

Кому и зачем стоит прочитать эту сказку?

Трудно представить более душевную и добрую книгу, чем «Маленький принц». Афоризмы Экзюпери давно стали известны всему миру. Складывается впечатление, что все произведение состоит из крылатых слов - настолько емкие, понятные и наполненные смыслом все фразы книги.