Ремонт Дизайн Мебель

Функции, уровни, правила самораскрытия. И.П.Шкуратова. Мотивация самораскрытия в межличностном общении

Шкуратова И.П. Самовыражение личностив общении // Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н.Ермакова ИВ.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.241-265.

Глава 3.2. Самовыражение личности в общении

1. Функции и индивидуальныеособенности самовыражения личности в общении

Двадцатьпервый век начался как век коммуникации. Расширение сети Интернета, развитиемобильной телефонной связи привел к коммуникативному буму. Никогда ещечеловечество не общалось так интенсивно, и так экстенсивно, оно напоминает потревоженныйулей, который гудит миллиардами голосов.

Фактически каждый человекпредставляет собой транслятор информации, небольшую станцию, которая посылаетмного разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новыепроблемы, связанные с общением. Психология должна помочь каждому человеку непотеряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс межличностнойкоммуникации.

Проблемасамовыражения личности в общении становится темой все большего числаисследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых,приверженность отечественных психологов гуманистической психологии, главнойидеей которой является представление о человеке как субъекте собственногоразвития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, сменапарадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего наизучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастаниемличной инициативы и активности современного человека.

Под самовыражением личности в общении нами понимается широкийкруг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек используетдля передачи информации о себе другим лицам и создания определенногообраза себя.

В зарубежной психологии проблемасамовыражения личности в общении изучается через два феномена: самораскрытия,под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, исамопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенноговпечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по даннойпроблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а такжефакторам, их детерминирующим.

Человек является сложным объектом восприятия, поскольку онявляется носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основномпо визуальному и аудиальному каналам. Можно выделить несколько уровнейсамовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности исоответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания.

1. Непроизвольное невербальное самовыражение.

2. Произвольное самовыражение с помощьюневербальных средств.

3. Произвольное речевое и/илиневербальное самовыражение, соответствующее внутреннему состоянию личности;

4. Произвольное речевое и/илиневербальное самовыражение, направленное на формирование искаженногопредставления о своей личности.

По мере перехода отпервого уровня к четвертому усиливаетсяосознанность, целенаправленность, а также степень искусственности, совершаемыхличностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмещены этиуровни самовыражения. Например, речевое поведение может протекать четвертомуровне, т.е. нести искаженную информацию о человеке, а невербальное поведение вэто же время может разворачиваться на третьем уровне, т.е. выдавать истинныечувства.

Намипредлагается выделять следующие функции самовыражения.

1. Экзистенциальная функция состоит втом, что, посылая информацию о своей личности, человек утверждает факт своегосуществования и претендует на то, чтобы окружающие включали его в социальноевзаимодействие.

2. Адаптивная функция проявляетсяв том, что самовыражение, в первую очередь, направлено на включение конкретногочеловека в сложную социальную систему, поскольку человек действует какисполнитель большого числа социальных ролей, которые ему предоставляетобщество.

3. Коммуникативная функция являетсягенетически исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью,адресована другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла.

4. Идентификационная функция состоит втом, что самовыражение личности направлено на отражение ее принадлежности копределенным социальным группам или к психологическим типам. Это позволяетаудитории сразу опознавать личность как представителя некоторой социальнойобщности.

5. Функция регуляции межличностныхотношений основана на том, что количество посылаемой информации, ее содержание,периодичность, взаимность, приводит к определенному характеру межличностных отношений. Люди выстраивают своиотношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции,позиции и знака отношений.

6. Преобразовательная функция состоит втом, что самовыражение одной личности вызывает определенные изменения в техлюдях, которые стали адресатами полученной информации. В них могут произойтиизменения с разным знаком (социально желательные или негативные), разные по величине(чужой пример может даже стать толчком к смене стиля жизни), самовыражение может затронуть разное числолюдей (поклонников или противников такого стиля презентации себя). Все этобудет зависеть от масштаба личности и степени новизны ее вклада в разработкутрадиции самовыражения.

7. Функция саморегуляции обусловленатем, что самовыражение служит средством согласования Я-концепции личности и ееповедения. Самовыражение способствует также сбросу эмоционального напряжения иразрядки.

8. Функция самовоплощения связана с тем,что, выражая себя в общении с другими людьми, человек создает в ихсознании образ себя, который существуетнезависимо от его земного существования. Пользуясь опосредованными формамисамовыражения (письменные тексты, портреты, фотографии, аудио и видеоматериалы) человек увековечивает себя, как представителя определенной эпохи игеографической среды.

Людисущественно различаются по тем средствам, которые они используют длясамовыражения в общении, и по тем задачам, которые они перед собой ставят вэтой связи. Анализ литературы позволяет выделить семь основных характеристик,которые важны для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности вобщении.

1.Степень осознанности ицеленаправленности посылаемой информации осебе. Люди очень существенноразличаются по способности к управлению процессом формирования впечатления осебе у окружающих. В западной психологии процесс контроля над собственнымпроизводимым впечатлением получил название самомониторинга. М.Снайдер выявил,что люди, склонные к самомониторингу, больше следуют социальным нормам, лучшеконтролируют свое самовыражение, больше подражают окружающим, болеедемонстративны и конформны (4).

2. Естественность или искусственностьсоздаваемого образа. Это один из ключевых моментов в проблеме самовыраженияличности в общении. Часто он решается упрощенно путем отнесения естественностии искренности к феномену самораскрытия, а искусственности и искажений образа кфеномену самопрезентации. На самом деле, самораскрытие имеет очень много видов,и далеко не во всех из них человек остается полностью искренним. Кроме того, самораскрытие никогда небывает абсолютно полным и фактологичным. Всякий рассказ о себе содержит«литературную» составляющую, в которую входит интерпретация случившегося,жанровые моменты, ориентация на ожидания аудитории и многое другое, что уводитрассказчика от истинного события. Самопрезентация также имеет очень много форм,начиная от презентации черт, действительно присущих субъекту, до предъявления абсолютно неверной информации о себе. Каждый человекпользуется всей палитрой возможностей самораскрытия и самопредъявления взависимости от требований ситуации и собственных мотивов, однако, соотношениеправдивой и искаженной информации, а также границы допустимой лжи у каждойличности свои.

3. Активность самовыражения личностив общении. Применительно к самораскрытию она может быть определена через такиехарактеристики как его объем, длительность и частота. В самопредъявленииактивность проявляется в стремлении личности быть в центре внимания окружающих,в демонстративности поведения, в использовании стратегий инграциации исамопродвижения. Как правило, активность самовыражения более характерна длялиц, стремящихся к лидерству, общественному признанию, развитию своейпрофессиональной карьеры.

4. Широта самовыражения личности. Онаможет быть определена по количеству сфер общения, на которые распространяетсятрансляция личностью своих характеристик. Прежде всего, этосемейно-родственная, деловая и дружеская сферы общения. Через сферы контактногообщения человек выходит на более широкие социальные общности, в которых онтакже может себя презентировать. К ним относятся профессиональные,национальные, религиозные, партийные, клубные и прочие социальные группы.Следующий уровень презентации связан с государственным уровнем, а еще болеевысокий уровень – с международным влиянием. Широта самовыражения связана с масштабом личности, с ее возможностьюоказывать влияние на события разного социального уровня.

5. Вариативность презентируемыхобразов. Эта характеристика проявляетсяв способности менять образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия.Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большимколичеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостьюситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумяфакторами можно условно выделить кросс-партнерскую вариативностьсамопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведенияв зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативнуювариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требованийситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативностисвоего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремленияуправлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее какпроявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьмив способности менять свой имидж и манеру поведения (4).

6. Нормативность или окультуренностьсамовыражения личности. Выше уже говорилось о том, что человек в своемсамовыражении должен находиться в определенной ролевой позиции. Каждаясоциальная роль содержит предписания относительно ее исполнения, которыесуществуют в виде традиции в культуре, к которой сам человек себя относит. Впрошлом эти предписания были очень жесткими, и человек, отходивший оттрадиционного поведения в рамках социальной роли, жестоко наказывался, вплотьдо изгнания из общества. Современный мир предоставляет человеку широкиевозможности для выбора, как самих ролей, так и вариантов их исполнения с опоройна разные культурные традиции. Большое влияние на выбор способа презентациисебя в общении с окружающими людьми оказывают механизмы идентификации личности,поскольку человек стремится к тому, чтобы его воспринимали не только как частноелицо, но и как представителя определенной социальной общности.

7. Креативность самовыражения личности. Каждый человекимеет возможность взять готовый образ дляисполнения социальной роли или привнести в ее исполнение новые аспекты,основанные на личном опыте. Креативные люди создают новые возможности выражениясебя через одежду, речь, используемые стратегии самопрезентации, которые затемстановятся достоянием масс.

Выделенныеиндивидуальные особенности самовыражения личности имеют устойчивый характер имогут служить основанием для прогноза поведения личности в конкретном актеобщения.

2. Самораскрытие в межличностномобщении: виды, характеристики и функции

Исследованиесамораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматриватьчеловека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенныхее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие исаморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологиистали работы А.Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось какнеотъемлемое свойство человеческой природы.

С.Джурардопределил самораскрытие как процесс сообщения информации о себе другим людям;сознательное и добровольное открытие другому своего Я (1). Содержаниемсамораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии,текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления отпроизведений искусства, жизненныепринципы и многое другое.

Потребностьв самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена,поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не толькопсихологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний.У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимомудругому. Самораскрытие играетцентральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оноявляется показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви,дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказываюто себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящениедругого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я»от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выраженияличности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным,социально-демографическим и ситуативным (3). Он может протекать внепосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, сиспользованием вербального и невербального каналов передачи информации, бытьориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

Покритерию источника инициативы самораскрытие может быть добровольным илипринудительным. Степень добровольности бывает разной: от горячего желаниясамого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях до«вытягивания» этой информации партнером. Рассказ о себе в условиях допросаможет быть примером принудительного самораскрытия.

Повиду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственноеи опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие наблюдаетсяв ситуации физического контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, впроцессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованноесамораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста,электронного текста в Интернете. Непосредственное самораскрытие даетвозможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и всоответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять илисворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковываетговорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейдпридумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента,лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневнойжизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений) по телефонуили в письменном виде. Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает ихбольшого количества информации, передающегося по невербальному каналу(интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большойотсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: вфоруме можно общаться в режиме реального времени.

Особойформой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, какправило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событийсвоей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степениинтимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневниковпо-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернетесуществуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщегообозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора.Газетные или интернетные объявления о желании вступить в любовные или дружескиеотношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесьпреобладает самопредъявление личности.

Большоевлияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано.В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация,называется мишенью самораскрытия. Чаще всего, мишенью является одинчеловек, причем его характеристики (социально-демографические и личностныеособенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяютсодержание и формальные характеристики самораскрытия. Иногда мишеньюсамораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги поработе, попутчики в купе поезда). В этом случае, как правило, снижается степеньинтимности сообщаемой информации, еедетальность. Особой формой являетсясамораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтическихгруппах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия ираскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себеинформацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишеньюсамораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всегочеловечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерамимогут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации,автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются отпредыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание ксвоей персоне создать определенное впечатление о себе. Оно включает большойэлемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

Покритерию дистантности и формализованности общения самораскрытие бывает личностным и ролевым. Ролевое самораскрытиеразворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный моментвремени. Например, находясь в роли пациента на приеме у врача, человек рассказывает о себе главным образомто, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимныхподробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевомуровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии,дружбы, любви, которые и являютсяосновой для самораскрытия. Характер этих отношений регулирует направленность исодержание самораскрытия.

Постепени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренноеи подготовленное . Когда человек в процессе общения спонтанно раскрываетинформацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногдаэто бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другомулицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием.Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания влюбви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которойэто будет сделано.

Ещеодин важный показатель самораскрытия это степень искренности субъектасамораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой осебе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной иабсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в этосообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием.

Помимовышеназванных особенностей, самораскрытие обладает целым рядом характеристик,которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещениякакой-либо определенной темы. В противоположностьэтому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещениекаких-то аспектов своей личности. Некоторые авторы связывают с глубиной интимность раскрываемой информации. На наш взгляд, это неправильно, так как интимностьсвязана с тематикой самораскрытия.

Исследованиязарубежных и отечественных психологов показали, что существуют открытые изакрытые темы. Открытые темы характеризуются высоким самораскрытием и содержат,как правило, нейтральную информацию об интересах и вкусах, отношениях и мненияхчеловека. К закрытым темам относят информацию о сексуальной сфере, о телечеловека, его личностных качествах и финансах. Самораскрытие по этим темамявляется интимным, так как оно касается того, что человек больше всегоскрывает. В США тема источников и объема доходов является более закрытой, чемтема здоровья.

Широта самораскрытияопределяется количеством информации и разнообразиемтем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект можетзатронуть только одну тему или же несколько тем. Глубина и широта самораскрытия составляютобщий его объем (или интенсивность). Люди очень различаются по степенисамораскрытия, что отражает введенное С. Джурардом понятие «норма открытости».

Избирательность самораскрытия отражает способностьличности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разнымилюдьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристикахсамораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Однилюди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот жерассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

Дифференцированность самораскрытия можно определить, какспособность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы.Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем иглубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности идифференцированности позволяет судить о гибкости самораскрытия, котораяотражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости отсобственных целей, характеристик ситуации и партнера.

Эмоциональность самораскрытия характеризуется общейэмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативнойинформации, сообщаемой о себе. Для передачи своих чувств в момент самораскрытиячеловек использует вербальные средства (употребление метафор, эпитетов и т.п.),паралингвистические (скорость речи, громкость и т.п.) и экстралингвистические(паузы, смех, плач) средства.Самораскрытие может быть хвастливое, развлекающее, жалобное, поучающее.

Продолжительность самораскрытия измеряется по времени,затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественногоповедения. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию междуслушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченныетемы.

Итак, основнымихарактеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которыевместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношениепозитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики),гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Еслисоставить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев,то она будет иметь следующий вид.

Видысамораскрытия

Критерий

Виды самораскрытия

1. источник инициативы

добровольное и вынужденное

2. вид контакта

непосредственное и опосредованное

З. мишень самораскрытия

одному лицу или группе

4. дистантность

личностное и ролевое

5. преднамеренность

непреднамеренное и подготовленное

6. степень искренности

истинное или псевдосамораскрытие

7. глубина

глубокое и поверхностное

тематическое или разноплановое

9. эмоциональность

аффективное и нейтральное

10. эмоциональный тон

позитивное или негативное

Самораскрытие пронизываетткань межличностного общения людей, выполняя целый ряд важных психологическихфункций.

1.Оно способствует психическому здоровью личности коммуникатора.

2. Самораскрытиеразвивает личность, потому что оно содействует самопознанию и самоопределению.

3. Оно является средствомсаморегуляции личности благодаря механизму эмоциональной разрядки, уяснениюпроблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональнойподдержки от собеседника. Последнее существенно снижает психическое напряжениечеловека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.

Самораскрытиеважно и для реципиента. Оно помогает ему лучше узнать субъекта самораскрытия, атакже даёт ему ощущение того, что в нём нуждаются, что ему доверяют. В целом,самораскрытие способствует развитию и поддержанию межличностных отношений.

3 . Влияние личности реципиента и отношений с ним напроцесс

самораскрытия

Вотечественной психологии влияние фактора времени знакомства на процесссамораскрытия рассматривается в работе А.К.Болотовой (2). Она опирается напредставления С.Альтмана и Д.Тейлора, которые анализируют взаимноесамораскрытие в процессе развития отношений с позиции теории социальногообмена. С их точки зрения, самораскрытие должно быть взаимным и постепенным.Если кто-то из партнеров начинает форсировать события и давать слишком многоинтимной информации о себе, то внезапность и несвоевременность такогосамораскрытия может даже привести к разрыву отношений. Данные авторы считают,что если люди ориентированы на долгосрочные отношения, то они самораскрываютсямедленно и пошагово, если же отношения заведомо непродолжительны, тосамораскрытие может быть сразу глубоким и легким (как, например, с попутчиком вкупе поезда).

Взаимная открытостьявляется необходимым условием развития отношений на начальных этапах. Когдаотношения укрепились, ответная откровенность не обязательно должна следоватьнемедленно за самораскрытием партнера. Но если оно не наступает на длительномотрезке времени, то отношения ухудшаются.

В исследовании К.Левина иМ.Кнаппа было показано, что если люди длительное время не ощущают взаимности в самораскрытии со стороны другдруга по мере углубления эмоциональных отношений, то их отношения никогда недостигнут стадии интеграции (2). Люди,находящиеся в длительных интимных отношениях(например, супруги), более избирательны в темах ответного самораскрытия в адрессвоего партнера, чем по отношению к малознакомым людям. Видимо, это связано сбольшими последствиями для близких людей взаимного самораскрытия.

Л.Б.Филоновпроанализировал стадии развития межличностных отношений, выделил функциональноеназначение каждой стадии и изменение личностных состояний партнеров по общению (6).

1 стадия. Накопление согласия .У партнеров складывается представление о желательности и возможности выстраиванияотношений. Обе стороны стремятся к согласию в оценках.

2 стадия. Поиск общих интересов .Партнеры ищут поле общих интересов. Темы общения нейтральны: хобби, спорт,политика.

3 стадия. Принятие личностныхкачеств партнера и принципов общения , которые он предлагает. Самораскрытиена уровне личностных особенностей, привычек, принципов.

4 стадия. Выяснение качеств,опасных для общения . Более глубокое зондирование партнера. Вызов наоткровенность в сфере недостатков. Попытки самораскрытия в области негативныхсобственных качеств, иногда в завуалированной форме.

5 стадия. Адаптация партнеров другк другу . Принятие личностных особенностей друг друга. Углубление взаимнойоткровенности на основе большего взаимного доверия.

6 стадия. Достижение совместимостив паре . Распределение ролей, формированиесистемы отношений. Формирование чувства «мы». Выявление образа мыслей и образажизни партнера. Самораскрытие на уровне смыслов и жизненных планов.

Каквидно из краткой характеристики стадий развития отношений, самораскрытиевыступает, с одной стороны, средством развития отношений, а с другой стороны,их результатом. Оно движется от нейтрального и поверхностного к интимному иуглубленному.

Существуетмного доказательств того, что от поведения реципиента в очень большой степени зависит процесссамораскрытия и удовлетворенность результатом самораскрытия.

Всовременной психолингвистике признается активная роль слушателя. Адресат(мишень самораскрытия) является полноправным участником коммуникативного актана всем его протяжении. Если же иметь ввиду диалоговую модель общения, которая наиболее характерна для ситуациисамораскрытия между близкими людьми, то в ней происходит постоянная сменапозиций коммуникатора и реципиента.

Однойиз важных проблем психологии личности и социальной психологии является изучениеособенностей личности реципиента, способствующих более полному и легкомусамораскрытию коммуникатора. Есть целый ряд профессий (журналисты, врачи,юристы, психологи), для которых способность вызывать других людей наоткровенность является профессионально важным качеством. Эффективность любоговида психотерапии строится на доверии клиента психотерапевту и готовностидавать о себе интимную информацию.

Зарубежныеисследователи называют людей, умеющих вызывать собеседника на откровенность, «opener», что дословно переводится с английского языка как «открыватель». Л.Миллер,Дж.Берг и Р.Арчер в 1983 году разработали опросник, состоящий из 10 пунктов,направленный на диагностику этой способности (8). В нем испытуемому предлагаютоценить, насколько он склонен выслушивать чужие признания, и может ли онусилить чужую откровенность. Большинство зарубежных исследований, связанных спроблемой вызывания на откровенность, основывается на применении этой методики.

С.Р.Колвин и Д.Лонгуэйл исследовали личностныеи поведенческие особенности людей, способных вызывать самораскрытие партнера пообщению (8). Ими было выявлено, что женщины оценивают свою способность вызыватьчужое самораскрытие выше, чем мужчины. Дополнительный опрос испытуемых позволилобнаружить, что при заполнении этой методики они придерживаются разныхстратегий. Женщины, отвечая на вопросы, представляли себе, как правило, свойпрошлый опыт общения с незнакомыми людьми, а мужчины – свой прошлый опыт общенияс друзьями и родственниками. Кроме того, оказалось, что и мотивация вызыванияна откровенность партнера у них различалась: женщины это делали для того, чтобыинициировать новое знакомство, а мужчины – для того, чтобы определитьвозможности партнера в оказании помощи им самим. Это подтверждает данные обольшем эгоцентризме и прагматической ориентации в общении мужчин по сравнению с женщинами.

В исследовании Д.Шаффер и Л.Пегалис изучалось, как влияет на успешность интервьюера способность опрашиваемого вызывать партнера на откровенность(12). С этой целью было образовано 72пары из незнакомых между собой девушек-студенток с крайними значениями поспособности вызывать партнера на откровенность. Обнаружилось, что интервьюеры свысокой способностью были более умелыми только в том случае, когда бралиинтервью у девушек с низкими способностями. Наоборот, девушки с низкимизначениями по опроснику Миллера лучше проявляли себя, когда интервьюироваливысоко способных девушек. Авторы считают,что в последнем случае опрашиваемые с высокими социальными умениями оказывалиположительное влияние на неумелых интервьюеров. Они снимали у них напряжение, что приводило к лучшейситуации общения, что в конечном итоге способствовало большему самораскрытиюопрашиваемых.

Такимобразом, можно сделать вывод о том, что самораскрытие зависит от многихфакторов, связанных с личностями субъектов коммуникации и отношениями, вкоторых они находятся в данный момент.

4. Стратегии и тактики самопредъявления

В зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявленияявляется вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этойпроблеме обусловлен его большой практической значимостью, поскольку каждыйчеловек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другойстороны, стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров пообщению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал,свидетельствующий о влиянии многих социально-психологических и личностных характеристик субъекта самопредъявленияи его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разныхстратегий и тактик презентации своего образа (1, 5, 7).

Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актовличности, разделённых во времени и пространстве, направленных на созданиеопределённого образа в глазах окружающих. Тактика самопредъявления – этоопределённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегиясамопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременнымявлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненнойситуации.

Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 годусоздали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную нацелях и тактиках, которые используютлюди в общении с окружающими (9). По их мнению, самопрезентация позволяетчеловеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживаявлияние в межличностных отношениях.

1. Стремление понравиться – инграциация.Эта стратегия рассчитана на властьобаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить исоглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казатьсяпривлекательным.

2. Самопродвижение – демонстрациякомпетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоитв доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казатьсякомпетентным.

3. Примерность – стремление служитьпримером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоитв демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждатьдругих людей. Цель - казаться моральнобезупречным.

4. Запугивание – демонстрация силы,которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основнаятактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.

5. Демонстрация слабости или мольба.Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основнаятактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

По зарубежным данным наиболеераспространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку онисоответствуют социально-одобряемому поведению.

Р.Баумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, различающихся поспособам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: «ублажающаястратегия» – направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете,управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешнейнаграды – одобрения; «самоконструирующая» – критерии и награды внутри самого человека,человек поддерживает и укрепляет свое «идеальное Я», которое и производитвпечатление на окружающих (10).

Д.Тедески и Линдсколд выделяютутверждающий и оборонительный видстратегий:

· утверждающаястратегия предполагает поведение,направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих;

· оборонительнаястратегия направлена на восстановление позитивной идентичности и устранение негативного образа(11).

Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создатьпозитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание,запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществленаА.Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделиласобственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации (11).

В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку насоздание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активностисубъекта в создании образа и степеньпроявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основесочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.

1. Позитивное самопредъявление. Девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активныено не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этойгруппе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служениепримером. Основные тактики следующие:

· Гретьсяв лучах чужой славы. Она была впервые описана Р.Чалдини, который занималсяизучением психологии влияния. Она основана на ассоциировании себя с известнымии уважаемыми людьми.

· Ассоциированиесебя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себякак участника сражения или стройки).

· Усилениезначимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, скоторыми ему довелось общаться.

· Демонстрациявлиятельности. Человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствийот своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

· Демонстрация идентификации с аудиторией. Человекдемонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.

2. Наступательное самопредъявление. Основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ созданияжелаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесьприменяются следующие тактики:

· Подрывоппозиции. Сообщается негативная информацияо конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

· Критическаяустановка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзиюкомпетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

· Критикав адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости состороны критикующих. Например, политикичасто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.

· Изменениетемы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.

3. Предохранительноесамопредъявление. Ставит перед собой цель не выглядетьплохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путемухода от взаимодействия с другими людьми.

Тактики, применяемые в этом случаеследующие:

· Избеганиепубличного внимания;

· Минимальноесамораскрытие.

· Осмотрительноесамоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и освоих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможетподтвердить свое мастерство.

· Минимизациясоциального взаимодействия.

4.Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеетустановку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило,разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-тонежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чемоно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторонупозитивного.

Для этойстратегии характерны следующие тактики самооправдания.

· Отрицаниесобытия. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым егообвиняют.

· Изменениеинтерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человекпризнает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.

· Диссоциация.Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремитсяотмежеваться от него.

· Оправдание.Человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументыв свою пользу.

· Извинения.Человек утверждает, что не могпоступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.

· Признаниевины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Этитактики могут разворачиваться последовательно по мере того, как обвиняющаясторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могутиспользоваться и отдельно.

Этаклассификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления.В работах М.Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, котораясостоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся отнего действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут(4). Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потомучто другие стратегии, выделенные Э.Джонсом и Т.Питманом, основаны надемонстрации превосходства над партнером. Если человек на самом деле былспособен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнестик разряду манипулятивных тактик.

Психологическиблизкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самимчеловеком на пути к достижению цели, которая изучалась С.Стивеном и Э.Джонсоном(4). Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативнымифакторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществамиконкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной,поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него былсильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победавдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышаетпозитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценитсясамоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в СШАпринесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открытозаявлять о своих успехах и способностях.

М.Лири ссоавторами выделяют такую тактику, как красование (11). В английском языке онаполучила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, которыйбыл влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточносложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтомусубъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которуюрассчитано оформление его внешности.

В заключениенеобходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления взависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуютнаиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют егоимиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста,принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своихличностных особенностей.

Литература

1. Амяга Н.В. Самораскрытие исамопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.- С. 37-74.

2. Болотова А.К. Психология времени вмежличностных отношениях. М.: изд-во МПСИ, 1997. 120 с.

3. Зинченко Е.В. Самораскрытие личностикак социально-психологическое явление // Прикладная психология, 1998, №5,с.59-69.

5. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентациякак фактор формирования впечатления о коммуникаторе и рецепиенте // Мирпсихологии, 1999, № 3, с.132-139.

6. Филонов Л.Б. Психологические аспектыустановления контактов между людьми. Методика контактного взаимодействия. Пущино,1982. 40 с.

7. ШкуратоваИ.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, изд-воФолиант, 2004, с.267-283.

8. Colvin C.R., Longueuil D. ElicitihgSelf-Disclosure: The Personality and Behavioral Correlates of the Opener Scale //Journal of Research in Personality, 2001, 35, pp. 238-246.

9. Jones E.E., Pittman T.S. Toward ageneral theory of strategic self-presentation // Psychological perspectives ofthe self. Hillsdale, NJ:Erlbaum, 1982, pp. 231-263.

10.LearyM.R., Kovalsky R.M. Impression management: a literature review andtwo-component model // Psychological bulletin, 1990, vol.107, No.1, pp.34-47.

11.Sсhutz A.Assertive, Offensive, Protective and Defencive Styles of Self-presentation: aTaxonomy // Journal of psychology interdisciplinary and applied. 1997, vol.132,pp.611-619.

12.ShafferD. R., Pegalis L. The “opener”: Highly skilled as interviewee // Personalityand Social Psychology Bulletin, 1990, vol. 16(3), pp.511-520.


Известия ТРТУ

Тематический выпуск

рованными и психопатическими чертами характера (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Результаты нашего эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений, акцентуаций характера и риска суицидального поведения в подростковой среде свидетельствуют, что подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Также найдены взаимосвязи изучаемых характерологических и поведенческих особенностей с готовностью к саморазрушающему поведению; высокая степень суицидального риска в большинстве случаев наблюдается у подростков с аффективно"-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера в сочетании с авторитарным или агрессивным стилем межличностных отношений. Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают, что у акцентуированных подростков при нарушении межличностных отношений склонность к суицидальному поведению возрастает. Это в свою очередь, дает возможность разработки и применения дифференцированного подхода при оказании помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению Вместе с тем это небольшое эмпирическое исследование может служить одной из первых попыток комплексного изучения факторов суицидального поведения, а в перспективе объединения сил представителей различных наук в исследовании этого трагического феномена нашей жизни.

Зинченко Е.В.

САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Личностное самораскрытие, понимаемое нами как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений. Самораскрытие предполагает сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам. С его помощью человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с представлениями о нем окружающих. Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окружающих. Как считает Э. Гоффман, оно способствует определению реципиентом ситуации общения, дает возможность понять собственные ожидания и ожидания партнера. Согласно В. Дерлига, нежелание раскрываться может привести к изоляции от общества. В целом самораскрытие выступает как сложный социально-психологический феномен, имеющий значимые последствия для каждого из субъектов общения.

С точки зрения значимости для коммуникатора, самораскрытие личности в общении выполняет ряд важных функций, одной из которых является укрепление психического здоровья субъекта. Кроме внутренней гармонизации, психическое здоровье обеспечивается также гармонизацией отношений с окружающим миром. Именно поэтому самораскрытие вносит свой существенный вклад в его поддержание. Раскрытие своего «Я» другому человеку жизненно необходимо для индивида. С. Джурард назвал его условием и признаком существования полноценной личности. По его мнению, здоровая личность всегда будет стремиться к тому, чтобы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек. Самосокрытие же, как утаивание от партнера личной информации, свидетельствует о дистрессе. Как утверждает Х. Каплан, отчужденное отношение к миру лежит в основе различных невротических и социопатических состояний личности. Согласно Э. Фромму, удовлетворение потребности в человеческих связях, в слиянии с другим человеческим существом не-

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

обходимо для поддержания психического здоровья.

Вопросу связи самораскрытия с психическим здоровьем было посвящено довольно много зарубежных исследований. Эта связь оказалась неоднозначной, и мнения авторов разделились. Ряд из них обнаружили положительную корреляцию между этими феноменами, другие - отрицательную, некоторые исследователи сделали вывод об отсутствии данной связи. П. Козби объясняет низкую степень корреляции между показателями самораскрытия и психического здоровья их криволинейной зависимостью. Он выдвигает гипотезу о том, что люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным -средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. Эту гипотезу подтвердили в дальнейшем А. Чайка и В. Дерлига. Интересными в этом смысле представляются и результаты исследования Х. Каплан, которые выявили большую степень психического здоровья у девушек, чем у юношей. При учёте влияния фактора пола на самораскрытие, они могут являться косвенным доказательством существования связи самораскрытия с психическим здоровьем личности, так как многие исследователи сходятся во мнении, что для лиц женского пола характерен больший объём самораскрытия, чем для лиц мужского пола. В пользу указанной связи свидетельствуют и данные Пэйдж, М. Рэнди и др. о том, что психическое здоровье в детском и подростковом возрасте в значительной степени связано с переживанием чувств одиночества и изоляции.

Самораскрытие имеет зачастую катартический эффект. Высказанная вслух личная информация как бы отчуждается от субъекта, что сопровождается облегчением переживания. Как было доказано зарубежными исследователями, на здоровье человека положительно влияет не только непосредственное, но и опосредованное самораскрытие. При последнем существенно снижается риск негативных последствий, что делает его более предпочтительным для коммуникатора. Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Согласно данным американских исследователей П. Пеннибейкер и К. Гувер, ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням.

В отечественных исследованиях получены данные, косвенно свидетельствующие о связи самораскрытия личности с её психическим здоровьем. Так, Н.Д. Семёнова установила, что у лиц, страдающих бронхиальной астмой, после психокоррекционных занятий, направленных на восстановление эмоциональной связи с миром, наблюдались положительные изменения в сфере общения и, как следствие, улучшилось психическое здоровье. Этот опыт работы подтверждает тезис Джурарда о том, что подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности.

Таким образом, существующие психологические исследования указывают на наличие сложных взаимосвязей между самораскрытием и психическим здоровьем личности. Данная проблема требует дальнейшего практического изучения и теоретического осмысления.

Самораскрытие может выполнять в общении различные функции.

1. Эмоциональная разрядка: после эмоционально напряженной ситуации появля­ется потребность рассказать другому человеку о пережитых эмоциях;

2. Прояснение собственных чувств (самопонимание): мы можем прояснить соб­ственные взгляды, мысли, установки, чувства, рассказав о них другим. При этом не­обязательно, чтобы другой был нам хорошо знаком.

3. Корректировка самовосприятия: наблюдая за реак­цией слушателя на наше самораскрытие, мы получаем информацию о верности или адекватности собственных оценок (так, другие люди могут подтвердить, что наши реакции выглядят «совершенно нормально», или, напро­тив, сказать, что мы все «изрядно преувеличиваем, раз­дуваем»)- Тем самым, самораскрытие становится важ­ным условием формирования или корректировки нашей ^Я-концепцйи».

4. Стимулирование взаимности: самораскрытие - дей­ствие, накладывающее психологические обязательства на другого, побуждая его к взаимности. В ряде ситуаций оно может быть использовано преднамеренно, с целью побу­дить другого к большей откровенности.

5. Формирование впечатления: информация о себе мо­жет быть использована для создания нужного образа: на­пример, рассказ о проблемах в семье имеет целью соз­дание образа человека, который нуждается в поддержке, рассказ о планах и перспективах позволяет создать образ уверенного и знающего человека.

6. Воздействие на развитие отношений; сообщение о чувствах и намерениях используется как способ продви­жения отношений (например, целью сообщения «я тебя люблю» или «я устал от тебя» может быть переведение отношений на соответствующий уровень).

Самораскрытие

добровольное открытие другому собственного «Я», своих субъективных состояний, тайн, наме­рений.

Описательное самораскрытие

сообщение другому фак­тов о себе, которые ина­че ему недоступны.

Оценочное самораскрытие

сообщение о наших взглядах, чувствах, пере­живаниях, отношениях с другими людьми.

Агрессивное самораскрытие

желзние говорить о себе, не считаясь с жела­нием другого.

Самораскрытие многомерно. Его можно оценивать, как минимум, по 5 самостоя­тельным параметрам:

а) объем сообщений личного характера;

б) степень их интимности для субъекта;

в) продолжительность, темп и скорость самораскрытия;

г) его эмоциональная тональность (хвастовство, бравада или смущение, стыд);

д) гибкость, способность личности регулировать свою откровенность в зависимо­сти от реакции собеседника и ситуации общения.

Полюсами, между которыми расположены различные уровни самораскрытия, яв­ляются такие психологические ценности, как открытость и интимность. Одна край­ность - агрессивное самораскрытие (до эксгибиционизма): желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого. Другая крайность - замкнутость, нежелание рас­крывать себя.

Таким образом, самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что *Менно, насколько полно, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает.

К правилам самораскрытия можно отнести взаимность, уместность, своевремен­ность.

" Общее правило взаимности гласит, что откровенность и доверие требуют ответно- г ° отклика, тем самым углубляя общий уровень интимности, или коммуникации.

Y Невозможно раскрываться перед людьми, которые не проявляют к вам интереса. Одни психологи объясняют это тем, что доверие, будучи лестным, вызывает симпа­тию, расположение, а знаком симпатии служит взаимная откровенность; другие скло­няются к теории справедливости: поскольку всякая откровенность считается ценной, человек, выслушав чужую исповедь, чувствует себя обязанным отплатить тем же, независимо от степени своей симпатии к собеседнику.

При этом ряд исследований показывает, что нам больше нравятся люди, которые раскрываются на том же уровне интимности, что и мы. Если кто-то раскрывает перед нами более интимные личностные детали, это оценивается нами как вторжение на вашу интимную территорию. Если, наоборот, мы раскрываемся на более интимном уровне, чем другие, - мы чувствуем себя уязвимыми и глупыми.

В одном эксперименте (Чайкин и Дерлега) две актрисы импровизировали сцену знакомства в студенческом кафе. Каждая проделывала это двумя способами: на очень высоком и очень низком уровне самораскрытия. После этого снятые на видеопленку сцены их встречи были показаны испытуемым ь четырех комбинациях: 1) обе жен­щины проявляют высокий уровень самораскрытия; 2) обе - низкий; 3) и 4) одна про­являет высокий уровень самораскрытия, вторая - низкий, и наоборот.

На высоком уровне самораскрытия одна из актрис рассказывала о своих отноше­ниях с первым сексуальным партнером и о реакции ее родителей, вторая - о своих ссорах с матерью и возможном разводе родителей. На низком уровне женщины гово­рили о студенческих проблемах, вспоминали, как поступали в институт, какие лек­ции слушают и т. д. Основной результат - привлекательность обеих женщин была выше, когда они раскрывались на одном уровне интимности. Нарушение нормы вза­имности снижало привлекательность, но по разным причинам: та, что раскрывалась очень мало, выглядела холодной, та, что очень сильно - неуместной, неадекватной.

Правило уместности и своевременности звучит следующим образом: слишком полное и чересчур поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития личных взаимоотношений или не учитывающее состояние собеседника, приемлемый для него уровень диалога, воспринимается как нарушение границ интимности, по­пытка вторжения во внутренний мир, что побуждает собеседника замкнуться или Даже прервать контакт.

УМЕСТНАЯ ЦИТАТА

«"Мы с Вами Свои" - тоттип отношений, который необходим для гарантии их проч­ности. Они отличаются психологической близостью, взаимной авторитетностью парт­неров, положительной эмоциональной оснащенностью. Оно обладает наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости, длительности своего существования, при­носит наибольшее удовлетворение партнерам, в нем наиболее полно удовлетворя­ется потребность человека быть значимым для других. Именно в умении постоянно возвращаться на высоту "Мы с Вами Свои", несмотря на помехи и подножки во взаи­мопонимании, состоит психологическая культура, наука и искусство общения. При­чем "Вы" должно быть встречным. Это реально лишь тогда, когда оба открыты влия­ниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям ближнего, не требуя "стать та­ким, как я хочу". Здесь возникает удивительное - отношения не стареют и не увяда­ют. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияние. Вместо перехо­да на стадию "Мы Чужие" (точнее - "Мы с Тобой Чужие") отношения продолжают расти в направлении "Мы с Вами Свои"».

Человек – социальное существо, это заложено в нем природой. Люди, лишенные возможности эмоционального контакта с другими, чаще всего сходят с ума или как минимум зарабатывают нервное расстройство. У общения есть свои правила и законы, предполагающие определенные этапы сближения – знакомство, обмен мыслями, интересами, личным опытом, тайнами и чувствами. Этот процесс практически всегда движется по одному сценарию.

Самораскрытие в общении является одной из важнейших его составляющих. С одними людьми мы раскрываемся максимально, с другими не можем сблизиться совсем. Это зависит от того, насколько сходны взгляды, интересы, личная мораль, увлечения, достоинства и недостатки. Не зря говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Наиболее открыты мы с теми, кто может нас понять, наиболее стеснены с теми, чьи взгляды и образ жизни значительно отличаются от наших.

Одна из главных проблем многих людей – самораскрытие в межличностных отношениях, его полное отсутствие либо излишняя доверчивость. Само по себе это не корень бедствий, а симптом более глубоких психологических ран. Поэтому сегодня мы поговорим о сближении с людьми и трудностях самораскрытия.

Самораскрытие личности в общении происходит постепенно: когда мы знакомимся с новым человеком и налаживаем с ним контакт, это значит, что у нас уже есть хотя бы одна точка соприкосновения. Не важно, работаете вы в одном кабинете или встретились на форуме любителей рыбалки. Это – точка отсчета, после которой люди начинают интересоваться: а похож ли на них новый знакомый в чем-то еще? И чем больше общего будет найдено, тем больше шансов, что двое станут друзьями или возлюбленными.

Мы начинаем делиться общей информацией, поначалу выкладывая ту, распространение которой не сможет причинить вам вреда. В каком районе живем, замужем/женаты, есть дети, где родились, какую еду любим и какую музыку слушаем. Это первичное «прощупывание» почвы, которое должно определить – имеется ли обоюдное желание идти на контакт.

После него наступает следующий этап – обмен принципиальными позициями. Политика, религия, гендерные и финансовые вопросы. Эта информация также может быть доступной широкому кругу людей и при этом не стать оружием против вас. Что такого в том, что вы патриот своей страны или считаете, что женщине место на кухне? Или вы любите пить пиво, а ваш новый друг – сторонник здорового образа жизни? Но именно здесь обычно и начинаются расхождения – если участники общения понимают, что их позиции противоречат друг другу, самораскрытие на этом заканчивается.

Более глубокое сближение начинается всегда с того, что один из собеседников делится чем-то личным – проблемами в семье, симпатиями к общему знакомому, какими-то тайнами. Если вторая сторона с интересом выслушивает и дает советы – это еще не показатель. Самораскрытие и обратная связь – вот два важных компонента дружбы и тесного общения. Когда в ответ на откровения другой человек отзывается такой же открытостью, делится своими переживаниями, проблемами и радостями – тогда начинает налаживаться душевная взаимосвязь.

Последний этап – выражение чувств: любви, привязанности, грусти, беспокойства. Если человек готов сказать и продемонстрировать человеку все, что чувствует в данный момент – это вершина самораскрытия.

Таково течение событий нормально: мы не делимся личным с теми, кому не доверяем, чтобы не распускали сплетни, не злорадствовали и не могли воспользоваться этой информацией в своих целях. Мы рассказываем о том, что важно, близким людям – друзьям, родителям, возлюбленным, братьям и сестрам. У каждого есть один либо несколько таких людей, которые поддержат и выслушают.

Такой алгоритм самораскрытия является наиболее приемлемым:

1. Первая точка соприкосновения;
2. Поверхностная информация;
3. Принципы и позиция;
4. Переход на более глубокий уровень, личное раскрытие;
5. Раскрытие чувств и эмоций.

Само собой разумеется, что определенный стиль общения предполагает разный уровень самораскрытия. С партнерами можно сотрудничать десятки лет, но не стать друзьями, в рабочем коллективе также существуют свои границы открытости. Самый высокий уровень предполагается и даже обязан быть в семье, где связь между людьми самая крепкая.

Но существуют два типа личностей, имеющих проблемы с самораскрытием. Те, кто скрытен даже с родными людьми и те, кто открыт с каждым встречным. Почему они так себя ведут и как формируются подобные линии поведения?

Партизан

Он никому не говорит о том, что происходит в его жизни, никто не знает, что творится в его голове. Самая распространенная причина этому – внутренние страхи и неумение открываться, спровоцированные либо сценариями из семьи, либо психологическими травмами. Обычно это происходит оттого, что когда-то на искреннее самораскрытие ему ответили холодностью, пренебрежением или насмешками. Печально, что в таком положении зачастую оказываются люди ранимые и нежные – они бы хотели подарить свою любовь всему миру, но им уже на взлете обрубили крылья.

Часто неумение самораскрываться тесно связано с отчуждением от собственного «Я». В таких случаях у человека отсутствует контакт с собственной личностью, он не понимает собственных чувств и переживаний, и, запутавшись, замыкается. Чаще всего такие люди вырастают в семьях, где родители тоже были замкнуты и не научили ребенка делиться с ними своими эмоциями.

С замкнутыми людьми порой можно поговорить обо всем на свете, кроме них самих. Часто они ищут утешение в алкоголе – так проще принимать себя, быть более раскованным и совершать эмоциональные поступки.

Всем обо всём

А вот и наш антипод – он рассказывает самые интимные подробности своей жизни каждому встречному и поперечному. Среди знакомых он слывет «немножечко того», ведь среднестатистические люди так не поступают. Интересно, что эта проблема имеет те же корни, что и предыдущая – неприятие и неодобрение себя, к которым примешивается неискоренимое чувство вины. Человек не уверен, что живет правильно, что его поступки верны, поэтому рассказывает о них всем окружающим в надежде, что его поддержат. Источник бед снова нужно искать в детстве – так бывает, когда родители не одобряли ребенка и не хвалили его, но зато упрекали и наказывали за любую провинность.

Ему всю жизнь будет казаться, что он поступает неправильно. И особенно трудно будет в тех случаях, когда человек понимает, что действительно оплошал. В случае же, когда гадость делают по отношению к нему – он снова ищет вину в себе. И снова обращается к окружающим, чтобы услышать: «Ты не виноват». И не слышит.

Как с этим бороться?

Поскольку у этих проблем похожие первопричины, то и методика борьбы одна и та же.

Выражаться через свое «Я»

Человека, неспособного самораскрываться и боящегося контакта, часто выдают попытки спрятаться за безликими фразами: «Мы решили сделать…», «Предлагается такой вариант». Если вы узнали себя, постарайтесь как можно чаще выражать свои предложения, мысли и чувства через форму «Я» - это помогает наладить контакт с собой.

Избавиться от чувства вины

В случае, когда у вас в жизни не все гладко, не нужно брать вину на себя. Бросил любимый человек, уволили с работы, поломалась техника… Не нужно тут же корить себя и искать причины в своем поведении. Ситуация может быть вполне объективной. Успокойтесь и посмотрите со стороны – если вы старались избежать этого, но не смогли, значит, вашей вины в этом нет. Может, все даже к лучшему – кто знает, что ожидает за новым поворотом? Избавив себя от чувства вины, вы автоматически освободитесь от необходимости рассказывать всем подряд свою биографию или наоборот, скрывать ее за семью печатями (о том, как избавиться от чувства вины можете узнать из нашей статьи).

Учитесь понимать свои чувства

Это очень трудно тем, кто всегда замкнут. Поэтому можно начинать с простого: признаваться в них самому себе. Иногда собственные переживания становятся откровением, если соскрести с них налет страхов и самообмана.

Поняв, что творится внутри вас, вы сможете научиться выражать свои настоящие чувства и говорить людям об эмоциональных потребностях. И самое главное здесь – переступить через страх, что могут снова обидеть, не понять, оттолкнуть. Среди сотен чужих всегда найдутся родные души тех, кто примет, поймет и поддержит.

Самораскрытие – это то, без чего довольно трудно жить. Часто говорят: «Я чувствую себя одиноким, хотя кругом много людей». Все оттого, что нет тех, с кем можно полностью раскрепоститься, пустить в душу, найти общий язык. Научится правильно и уместно раскрываться крайне важно, ведь эмоциональные связи с людьми для нас жизненно необходимы – одиночество на необитаемом острове и одиночество в толпе очень похожи. Если не с кем поговорить по душам – накапливается стресс, проявляются депрессивные состояния, возрастает нервозность. И чтобы суметь по-настоящему самораскрыться, нужно уметь находить золотую середину в общении, позволяющую оставаться на должной дистанции с общей массой знакомых и в то же время быть по-настоящему близким с родными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение

Самопредъявление – один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, который стал интенсивно исследоваться в работах интеракционистов (Ч. Кули, Дж. Мид). Наиболее активно и целенаправленно эта проблема разрабатывается в 80-х годах ХХ в. Самопредъявление описывается как способность человека быть готовым к «выражению, а также презентации себя другим людям… и использованию этих знаний в качестве своего рода направляющих, обеспечивающих контроль за собственным поведением и его управлением» (Snyder, 1974, с. 528). До 1980-х годов механизмы «управления впечатлением» учитывались только в плане их негативного влияния на взаимодействие людей, поскольку считалось, что актуализация подобных механизмов приводит к систематическим ошибкам в эмпирических исследованиях проблемы межличностного общения. Позднее, благодаря целому ряду работ (Schlenker, 1980; Buss, Briggs, 1984; Tetlock, Manstead, 1985; Arkin, Baumgardner, 1986; Baumeister, 1986; Schlenker, Weigold, 1992), эта проблема становится столь же актуальной, как и агрессия, совладающее поведение, невербальное общение и многие др.

Некоторые авторы считают «управление впечатлением» универсальным механизмом, являющимся частью любого процесса межличностного общения, необходимого для достижения человеком определенных жизненных целей (Goffman, 1959; Schlenker, 1980). Это своеобразная инструментальная характеристика личности, позволяющая ей оценивать особенности ситуации и другой личности (группы людей), для того чтобы правильно преподносить информацию о себе и добиваться определенного эффекта.

Другая позиция основана на оценке «управления впечатлением» как специфического механизма, запускающегося в особых условиях у людей определенного склада характера (Buss, Briggs, 1984; Snyder, 1974). Согласно этой точке зрения, самопредъявление тесно связано с мотивами лжи и обмана, с тенденцией манипулировать другими людьми для оптимально успешного и быстрого достижения поставленных целей.

Какую бы точку зрения мы ни рассматривали, следует учитывать, что в основе этого процесса лежат определенные мотивы личности и ее представления о своей идентичности, об идентичности партнера по общению, а также представления о том, каким образом осуществлять контроль информации о некотором объекте манипуляции или субъекте взаимодействия.

Несмотря на различия в мотивах, побуждающих человека к осуществлению «управления впечатлением», последнее имеет вполне определенные цели и стадии, поскольку является одним из механизмов самопредъявления. Оно побуждается мотивацией, смысл которой состоит в повышении самооценки, или избегании противоречий между реальным и идеальным Я, или в «ожидании подтверждения правильности установок на себя от других людей», либо в «желании осуществлять обратную связь для диагностики свойств, присущих личности». Стадии процесса самопредъявления можно представить следующим образом: возникновение мотивации, актуализирующей механизм самопредъявления; осознание личностью своей идентичности; формирование репрезентаций о партнере по общению; «искажение» информации о себе и «манипуляция аудиторией» с целью снижения уровня активации, побуждения. С нашей точки зрения, основной акцент при анализе самопредъявления делается на непосредственном изменении представлений о себе с целью «управления впечатлением», производимым на аудиторию.

Противоположным по значению и функциям является желание раскрыть (иногда даже излишне демонстративно) перед партнером своеобразие собственной личности, и тем самым опосредствованно влиять на динамику самооценки. Это процесс самораскрытия. Под самораскрытием понимается сообщение другим людям личной информации о себе, предъявление себя другим. В процессе самораскрытия человек улучшает стратегии межличностного общения, одновременно осуществляя познание себя как уникальной личности. В целом можно сказать, что «чем более выражено самораскрытие, тем меньше самопредъявление и наоборот» (Амяга, 1989, с. 13).

Самораскрытие нередко идентифицируют с самовыражением и именно потому, что оба процесса предполагают актуализацию проекции Я на какие-либо объекты реальности. Существенным отличием самораскрытия от самовыражения является, во-первых, обязательное наличие собеседника (реального или воображаемого), во-вторых, раскрытие своих намерений, потребностей и желаний. Самовыражение осуществляется в виде опосредствования, т. е. определения себя (Брушлинский, 2003) через продукты деятельности, общения, созерцания. Согласно К. А. Абульхановой-Славской (1991), «тот способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных задач, и есть самовыражение» (с. 99). Если же ребенку навязывают свой способ опосредствования, то его «…лишают возможности своевременно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться» (там же, с. 99).

Сопоставляя между собой механизмы самопредъявления, самораскрытия и самовыражения, мы обнаруживаем, что у них один информационный источник – знания человека о самом себе, но в первом случае эти знания часто сознательно искажаются для достижения некоторых прагматических целей, во втором случае они принимаются как таковые и правдоподобно (как правило, с помощью обычных языковых средств) открываются партнеру, а в третьем – осознаются и раскрываются с помощью механизмов обратной связи.

Самоопределение понимается как любая оценка, с помощью которой индивид получает информацию о себе (Ребер, 2000), или как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (Петровский, Ярошевский, 1990).

В большинстве случаев самоопределение относится к процедурам поиска и нахождения своего места в социуме (А. В. Петровский, М. Р. Гинзбург, Н. С. Лейтес, В. Ф. Сафин, П. П. Соболь). Так, согласно А. В. Петровскому (1979), самоопределение представляет собой осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от воздействия группового давления, или даже свободы от самого себя (Буякас, 2002), а по мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) – осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. Нередко его рассматривают как форму социализации или профессионального становления личности, либо считают синонимом или стороной самореализации.

Итак, самоопределение как категория обозначает место, осознанную позицию личности в социуме, «целостный процесс овладения субъектом личностно и социально значимыми сферами жизни соответственно поставленной цели, в которой он созидает себя, самореализуется и самоутверждается» (Сафин, 1986, с. 89).

Анализ показал, что в отличие от самопредъявления самораскрытие, самовыражение и самоопределение понимаются как процессы, с помощью которых личность осуществляет процесс самопознания: в самораскрытии – через отношение к ней другого человека, в самовыражении – через продукты взаимодействия и деятельности, в самоопределении – посредством установления социальной позиции. Предметом самораскрытия являются потребности и мотивы, предметом самовыражения – достижения, предметом самоопределения – социальные роли.

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Из книги Просвещенное сердце автора Беттельхeйм Бруно

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Воля к жизни При изучении статистики возникает вопрос, почему в концентрационных лагерях был большой процент просто умерших людей. В рапортах цифры колеблются от 20 % до 50 % и не дают возможности вывести общее число.Дело в том, что, например, в Бухенвальде

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

САМОРАСКРЫТИЕ В обучении психотерапевтов центральная роль отводится установлению контактов. Более подробно я расскажу об этом в главе 7. Я считаю, что в обучении необходимо делать акцент на готовность и желание психотерапевта углублять контакт, демонстрируя пациенту

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

САМОРАСКРЫТИЕ ТЕРАПЕВТА Психотерапевтам следует раскрывать свои чувства, как попытался сделать я на сеансе с Наоми. Немногие из моих рекомендаций вызывают такое неприятие у других терапевтов, как совет как можно больше раскрываться перед пациентом. Они терпеть этого не

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Творческое самовыражение Для того чтобы глубина и бурная энергия Посейдона выразилась в драматургии, поэзии и литературе, мужчине необходимо развить в себе архетип Гермеса. Гермес -- это вестник богов, который передает слова (и проводит души) с одного уровня на другой.

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Уверенное самовыражение Почему некоторые люди обладают каким-то природным даром - способностью привлекать к себе внимание окружающих и вызывать уважение, когда они говорят? Что заставляет других людей слушать их и уделять внимание каждому произнесенному ими слову? Это

Из книги Наши негласные правила. Почему мы делаем то, что делаем автора Уэйс Джордан

Глава 2 Целевое и системное самоопределение Целеустремленность Если у человека имеется необходимая мотивация для информационной «накачки» мозга, то построение и использование своей системы начнет со временем приносить хорошие плоды.Прогресс наступает незаметно, так

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Самоопределение Чтобы эффективно заниматься информационным культуризмом, полезно осознать свои индивидуальные особенности, которые сводятся к доминирующим достоинствам и недостаткам.В связи с этим полезно рассмотреть следующие теории.Теория первая – усиление

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Глава 6. Самовыражение Чего желает ваша душа? Есть ли у вас потаенные страсти? Если в эпоху нью эйджи появилось что-то действительно новое, то явно не открытие каких-то древних, всеисцеляющих методов дальневосточных лекарей, не вера в ангелов и духов и даже не

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Самораскрытие Вся эта проблема отыгрывания связана с более широким вопросом раскрытия своего контрпереноса аналитиком. Его трудно обсуждать вне конкретного контекста. В целом, для меня лично, кажется более приемлемым ошибиться в сторону нераскрытия. Юнг, очевидно,

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Самовыражение достойно уважения? Увлечения и хобби нужны любому человеку. Но что, если его хобби ставит под угрозу вашу любовь или просто отнимает слишком много времени?Оказывается, что хобби наших возлюбленных зачастую являются для нас, девушек, страшной головной

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Самораскрытие Как только человек начинает обращать внимание на те многообразные пути, по которым психическое способно себя выразить, он оказывается в начале процесса самораскрытия. Можно сказать, что первый контакт с обширной неизведанной и бесконечно богатой стороной

Из книги автора

9. Самоопределение В фильме 2010 года «Социальная сеть» о создании Facebook есть сцена, происходящая в ночном клубе. Основатель Napster Шон Паркер обращается к Марку Цукербергу. Привлекательный, хорошо одетый, потягивающий дорогие коктейли, крайне уверенный в себе, он