Ремонт Дизайн Мебель

Что такое ассертивность в психологии. Ассертивность — определение,тренинг, видео упражнения

УДК 154.2 И.В. Лебедева

РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ И АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье ассертивность рассмотрена как интегральное качество личности, от которой в значительной мере зависит возможность человека стать успешным в жизни; определены структурные компоненты ассертивности: целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, настойчивость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, выделены особенности ассертивного поведения человека; представлена модель развития ассертивности, включающая в себя приемы развития ассертивности на учебных занятиях по любому предмету, технологии развития личностных черт, детерминирующие ассертивность, психотренинги. Приведены результаты реализации модели развития ассертивности, демонстрирующие позитивные изменения личностных черт, определяющих ассертивность личности.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, развитие, психотренинг.

development of assertiveness and assertive behavior of a person

The article deals with assertiveness as an integral personal quality, it mainly influences on the opportunity to be successful in life, the structural components of assertiveness: purposefulness, self-confidence, self-dependency, initiativeness, self-control, emotional stability, persistence, resoluteness, self-exactingness and exactingness to others, reflexiveness are defined. assertiveness The model of the development, including methods of development of assertiveness during the lessons of any subjects, technologies of development of personal qualities, psychological trainings determining assertiveness, is presented.

Key words: assertiveness, assertive behavior, development, psychological training.

Ассертивность является важным личностным качеством, необходимым для результативной деятельности человека. Наличие этого качества личности особенно значимо в условиях перехода страны к рыночным взаимоотношениям в сфере экономики, в период глобального экономического кризиса, когда достижение успеха в предпринимаемой деятельности зависит от целеустремленности, инициативности, настойчивости, активности, энергичности, работоспособности, уверенности в себе человека.

В связи с этим правомерно рассматривать актуальным и значимым развитие интегрального личностного качества - ассертивности учащихся как одной из основных задач системы образования и воспитания страны. Разработка и внедрение в психолого-педагогическую практику системы развития ассертивных качеств учащихся может стать новым научно-практическим направлением в решении проблемы подготовки учащихся к активной, эффективной, социально значимой деятельности в будущем. Решение такой задачи требует знаний о психологической сущности понятия ассертивности.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной, генерализированной характеристикой активности человека, ассоциируется с такими качествами личности, как целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабиль-

ность, настойчивость, напористость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, умение доводить начатое дело до конца. Эти же черты личности составляют структуру ассертивности.

Ассертивность характеризуется умениями выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, способностью к социальной и личностной адаптации в существующих условиях и проявляется в любой ситуации независимо от характера ее содержания. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий.

Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха в деятельности, готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности, конструктивным подходом к решению проблем, стремлением сделать что-то быстро и хорошо, достичь высокого уровня в различных сферах деятельности человека, если при этом еще является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным. Направленность активности ас-сертивной личности в значительной мере определяется ее ценностными ориентациями.

Под ассертивным поведением понимают само-утверждающее поведение, обусловленное субъек-тностью личности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельности, независимости от других и обстоятельств, в умении отстаивать свои права и мнение при самоуважении и уважении к другим людям. Таким образом, «формирование ассертив-ности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками» .

Обоснование необходимости развития ас-сертивности личности впервые представлено в теории американского психолога А. Солтера, который использовал понятие ассертивности в тренинге поведения пациентов и рассматривал ассертивное поведение как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, мироощущения в целом, в противовес к двум самым деструктивным способам - манипуляции и агрессии.

Целенаправленное формирование ассертив-ности и ассертивного поведения осуществляется в тренингах начиная с 60-х гг. ХХ в. (А. Солтер). В настоящее время тренинги ассертивности широко используются в психотерапевтической практике.

В систему развития ассертивности могут войти как целенаправленно организованные мероприятия на учебных занятиях по любому предмету, так и занятия в специально сформированных тренинговых группах.

На учебных занятиях формирование личностных черт учащихся, необходимых для ассертив-ного поведения, как показывает наша практика, можно осуществлять на основе реализации принципов развития познавательной активности учащихся, и это сильно зависит от мастерства педагога. В соответствии с этими принципами учитель (преподаватель) оказывает психологическое воздействие на учащихся интересным кратким рассказом, демонстрацией опытов, неожиданными вопросами, необычным поведением и т.п., чтобы завладеть их вниманием и вызвать у них любопытство. Затем умело поставленными вопросами учитель любопытство, возникший интерес превращает в любознательность, создавая проблемную ситуацию, акцентируя внимание на кажущихся противоречиях в предлагаемой для рассмотрения ситуации или в наблюдаемых яв-

лениях - у учащихся возникает познавательная потребность и начинается активная умственная деятельность, направленная на разрешение возникшей проблемы. Учителем поощряются любые варианты решения проблемы, преложенные учащимися, что способствует развитию уверенности, самостоятельности, независимости, инициативности. В процессе обсуждения вариантов решения проблемы под руководством компетентного учителя учащиеся учатся уважать мнения других, контролировать себя, свои высказывания, эмоции и поведение. После обсуждения возможных вариантов разрешения проблемы, их достоинств и недостатков делается обобщенный аргументированный вывод. Постепенное усложнение предлагаемых учащимся учебных проблем при сохранении у них интереса к процессу разрешения проблемных ситуаций способствует развитию у них настойчивости, решительности, умений доводить начатое дело до конца. Таким образом, систематическое, последовательное включение учащихся в процесс приобретения новых знаний и умений будет способствовать развитию всех личностных качеств, составляющих структуру ассертивно-сти.

При организации тренинговых занятий с учащимися по развитию у них ассертивного поведения мы руководствовались следующими положениями.

1. Общей целью тренингов является расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Достижению целей тренинга способствуют:

Предварительное выявление психологических проблем участников тренинговой группы;

Создание условий для свободного и откровенного обсуждения имеющихся у участников проблем в межличностных отношениях;

Изучение участниками тренинга психологических механизмов эффективного взаимодействия и общения людей (на семинарских занятиях).

При проведении занятий в психокоррекционных группах и индивидуальных консультаций необходимо придерживаться личностноразвивающей стратегии, предполагающей преобразование негативных проявлений мотивационных, интеллектуальных, аффективных, поведенческих структур личности.

2. Ассертивный тренинг имеет целью формирование уверенности в себе, уверенного поведения в обществе, в межличностных отношениях

без проявления агрессивности. При этом под уверенностью в себе понимают способность человека откровенно, честно и прямо выдвигать и претворять в жизнь собственные потребности, цели, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения так, чтобы подвести других людей к принятию их в расчет во взаимоотношениях .

3. Уверенность в себе предполагает наличие у субъекта:

Субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь собственные притязания);

Готовности и способности адекватно реализовать себя (владеть собственными притязаниями и добиваться их реализации);

Свободы от страха и заторможенности (склонности регистрировать и обнаруживать собственные притязания);

а также умений:

Объяснять причины реагирования решительным «нет» в ответ на какое-нибудь предложение собеседника без чрезмерно извинительного тона, но как можно быстрее и короче;

Просить объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное;

Смотреть прямо в глаза при общении, выбирать и контролировать свое невербальное поведение;

Выражая досаду или критику, комментировать свое отношение к обсуждаемой проблеме, а не к личности, важно ненавязчиво подсказать альтернативное решение проблемы;

Воспользоваться заготовками уместных уверенных образцов поведения, которые показали свою продуктивность в соответствующих ситуациях в прошлом опыте;

Анализировать свои агрессивные выходки и находить способы управления подобными ситуациями в дальнейшем (Wolf J.L., 1975; Walen S., 1992).

4. Тренинг ассертивности представляет собой тренировку уверенности в себе путем коррекции: нерационального (неразумного, нелогичного) поведения; представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному поведению; мыслей, связанных с осуждением себя за неуместные проявления, суждения в общении, препятствующие достижению намеченных целей. Тренинг ассертивности способствует формированию ассертивности индивида на основе выполнения упражнений по развитию настойчивости, готовности к разумному компромиссу,

коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, толерантности, ценностных ориентаций, эмпатии. однако психологу следует помнить, что самым трудным в психокоррекционной работе является формирование у человека умений изменить себя, умений стать другим.

5. В качестве ключевых положений тренинга ассертивности выделяются следующие права человека:

Судить о своем поведении, мыслях и эмоциях, нести ответственность за последствия их проявления;

Устанавливать разнообразные контакты с окружающими людьми;

Выдвигать требования, критиковать поведение и взгляды других;

Открыто обращать внимание на себя, на собственные цели и интересы;

Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение;

Решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

Менять свое мнение и взгляды на основе анализа ситуации, рефлексии своего поведения;

Совершать ошибки и отвечать за них;

Сказать: «Я не знаю»;

Не зависеть от доброй воли других людей;

На нелогичные решения;

Сказать: «Я тебя не понимаю»;

Сказать: «Меня это не интересует» .

6. Изменение поведения индивида с ориентацией на позитивное проявление ассертивности может происходить в том случае, если меняется восприятие и осознание участником психотренинга самого себя, своих ценностных ориентаций (поскольку человек ведет себя в соответствии с Я-концепцией, т.е. со своими представлениями о себе).

Поведенческий тренинг ассертивного поведения с предъявлением модели можно проводить в соответствии с теорией социального научения А. Бандуры , в основе которой лежит процесс моделирования поведения формированием когнитивного образа определенной поведенческой реакции путем наблюдения за поведением лич-ностно значимых людей.

Научение через наблюдение регулируется процессами внимания, сохранения образа наблюдаемого, двигательного воспроизведения его поведения, мотивации к овладению наблюдаемым поведением. А. Бандура выделяет чистое подра-

жание (когда копирование внешнего поведения людьми происходит без осознания последствий этого поведения) и викарное научение (когда субъекты осознают последствия действий, которым они подражают).

Важной отличительной чертой теории социального научения А. Бандуры является учет уникальной способности человека к саморегуляции. Саморегуляцию А. Бандура рассматривает как регуляцию поведения внутренними средствами индивида и, прежде всего, высшими интеллектуальными способностями (способностями оперировать символами), которые посредством вербальных и образных репрезентаций создают ориентиры для будущего поведения в условиях реальной среды.

С точки зрения А. Бандуры, саморегулируе-мые побуждения усиливают активность в нужном направлении в основном благодаря мотивационному влиянию ожидаемых и реальных результатов активности. Уровень мотивации поведения определяется ценностью достигнутых результатов и соответствием поведения требованиям норм поведения.

Саморегуляцию в теории социального научения Бандуры можно рассматривать как форму адаптивной активности индивида для приспособления к условиям среды с опорой на индивидуально-личностные механизмы поведения, обусловливаемые направленностью, мотивами, ценностными ориентациями, убеждениями личности.

Научение через наблюдение и моделирование действий осуществляется при наличии мотивации или в том случае, если мотивация возникает на основе удовлетворения результатами своей познавательной деятельности человека .

На практике используются различные технологии развития ассертивности и ассертивного поведения личности, которые показали свою эффективность.

Технология «Заигранная пластинка» способствует развитию умений человека спокойно повторять снова и снова без объяснений причин те суждения, которые, по его мнению, верны и способствуют достижению целей совместной деятельности и исключают возможность манипулирования друг другом.

Технология «Игра в туман» формирует способность спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать ошибки как вполне возможные, на которые указывает оппонент. «Игра» позволя-

ет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться.

Игра в «Свободную информацию» способствует развитию умений находить в словах собеседника ту информацию, которая интересует участника тренинга или которая кажется ему важной; эта игра позволяет избегать смущений в разговоре, стимулирует перевести разговор на тему о самом собеседнике.

Использование технологии «негативное заявление» способствует развитию умений собеседника признавать свои ошибки и вину без извинений, стимулирует к высказыванию критики в адрес оппонента, вынуждает оппонента быть более ас-сертивным без попыток манипуляции партнером, способствует улучшению взаимоотношений.

Технология «Самораскрытие» способствует развитию умений признавать как положительные, так и отрицательные стороны своего характера, поведения, стиля жизни, позволяет освободиться от свойственных человеку ощущений непонимания его окружающими людьми, от беспокойства или вины в связи с этим.

Технология «Разумный компромисс» способствует формированию готовности к компромиссу без ущемления собственных интересов, желаний, чувств.

Ко всем применяемым на практике технологиям психокоррекции предъявляются такие требования, выполнение которых обеспечивало бы психологическую эффективность и относительно быстрый психокоррекционный эффект.

«Выбор адекватного практического метода или совокупности методов - это в значительной мере дело личного вкуса, опоры практического психолога на собственный опыт. В ситуации оказания помощи многое определяется потенциалом личностных возможностей конкретного специалиста, ибо инструментом оказываются методы, как бы сплавленные, сопряженные с его собственной психологической организацией» .

Методами ассертивного тренинга являются: поведенческие упражнения, ролевые игры, упражнения в соответствии с инструкциями и самоинструкцией в домашних условиях, упражнения в соответствии с моделями ассертивного поведения с установлением обратной связи с помощью видеороликов.

Психотренинги учащихся старших классов общеобразовательной школы по повышению позитивной ассертивной направленности активности мы проводили с учетом результатов исследований

Р.М. Грановской и в соответствии с опробованной ранее моделью активности и изменения поведения , направленной на решение личных проблем участников тренинговой группы:

Созданием условий для расширения представлений о себе и окружающем мире, о позитивных способах взаимодействия с окружающим миром и отношения к самому себе;

Оказанием помощи в выборе эффективных способов ассертивного взаимодействия на основе анализа альтернативных способов взаимодействия, а также соблюдением принципов реализации целей тренинга:

Гуманистичности, предполагающей ценностное отношение к себе и другим людям;

Осознанности, предполагающей рефлексию своего поведения;

Реализации приобретенных качеств ас-сертивности в практике деятельности, общения и познания .

Принятая нами и приспособленная для решения задач по развитию ассертивности модель изменения поведения включает в себя четыре стадии: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Стадия подготовки начинается со знакомства участников друг с другом с использованием различных приемов, с установления доверия между участниками и психологом, ведущим тренинг и придерживающимся соучастной стратегии контакта. Проводится психодиагностика ассертив-ности участников с использованием теста «Ас-сертивны ли вы?», а также самодиагностика для осознания индивидом необходимости изменить себя. Одним из эффективных средств самодиагностики является составление списков «мои достоинства», «мои недостатки». Анализ таких списков (например, из 7 признаков) облегчает выбор целей избавления, искоренения, уменьшения тех личностных черт (к примеру: тревожности, чувства неполноценности, раздражительности, зависимости от чужого мнения и т.п.), которые, по мнению индивида, могут препятствовать развитию, являются нежелательными. Выявление таких личностных черт способствует определению цели развития желаемых черт, детерминирующих ассертивность и ассертивное поведение.

На стадии осознания будущие участники тренинговых групп принимают идею о возможности совершенствования своих личностных ка-

честв, определяющих успешное взаимодействие с окружающими людьми и достижение успехов в жизнедеятельности. Проводится анализ результатов тестирования и самодиагностики, выявляются причины неассертивного и непродуктивного стиля взаимодействия, и происходит осознание и оценка возможных альтернатив нежелательному поведению.

На стадии переоценки принимается решение об изменении поведения. Изменению поведения способствуют не только когнитивные процессы рефлексии, но и аффективные и оценочные процессы анализа поведения. На этой стадии в процессе тренингов, деловых игр и проигрывания проблемных ситуаций индивид становится все более независимым, способным осознать последствия проявления нежелательных личностных черт, принять решение изменить свое нежелательное поведение в общении, деятельности и познании.

На стадии действия участники тренинга предпринимают попытки реализовать в реальной обстановке знания и умения, приобретенные в психотренинговых группах, для продуктивного взаимодействия в общении. В случаях, когда член группы нуждается в совместном с руководителем анализе результатов таких попыток, руководитель предлагает ему рассмотреть альтернативные действия в сложившейся ситуации взаимодействия с другими и выбрать наиболее подходящие, по его мнению, действия. При этом руководитель просит участника аргументировать свой выбор. При групповом обсуждении результатов применения знаний и умений, приобретенных в психотренинговой группе, в реальной обстановке при встрече с трудностями, проблемами каждый член группы может получить поддержку выражением открытого и доверительного сочувствия, понимания, помощи. Одобрение результатов станет поощрением за осуществление изменений в поведении.

Реализация системы развития ассертивности и ассертивного поведения учащихся старших классов общеобразовательной школы привела к позитивному изменению личностных черт, детерминирующих ассертивность. Об этом свидетельствуют результаты тестирования учащихся по шестнадцатифакторному личностному опроснику Р. Кэттелла (16 PF), представленные на рисунке 1.

С Е G H I L NOQ2Q3

Рис. 1. Сравнительные показатели личностных черт, определяющих ассертивность испытуемых в начале обследования и после завершения цикла работ по развитию ассертивности

Примечание: по вертикали отложены показатели выраженности личностных черт в стэнах, по горизонтали - факторы.

3. Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕРСЭ, 2003.

4. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С.7-21.

6. Грановская РМ. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007.

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.Г. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция стратегий тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С.68-76.

Лебедева Инга Викторовна - соискатель института развития образовательных систем Российской академии образования, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» (Красноярск).

Lebedeva Inga Victorovna - competitor of the Institute of development of educational systems of Russian Academy of Education, teacher-psychologist of Secondary comprehensive school № 91 (Krasnoyarsk).

УДК 378.18 А.В. Быкова, Е.М. Калмыкова

активизирующая роль тренинговых занятий

В РАЗВИТИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен малоразработанный подход к проблеме развития самоактуализации личности средствами тренинговых занятий на примере тренинга креативности и этнопсихологического тренинга. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о значимости развития самоактуализации личности студентов с использованием тренингового метода. Эффективность проведенных тренинговых занятий подтверждена статистически.

Ключевые слова: самоактуализация личности, тренинг креативности, этнопсихологический тренинг, студенчество.

A.v. Bykova, E.M. Kalmykova

activizing role of training sessions in the development of self-actualizing of students’ personality

The article represents the approaches to the problem of self-actualization development with the help of creativity training and ethnopsychological training. The results of the held researches prove the importance of training in the process of self-actualization development. The effectiveness of the training is statistically proved.

Key words: self-actualization, creativity training, ethnic-psychological training, students.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию ассертивности учащихся старших классов привела к улучшению показателей по таким личностным качествам, как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, независимость, самостоятельность, самоконтроль, упорство, ответственность, обязательность, смелость, реалистичность, расчетливость, которые определяют ассертивное поведение человека.

Литература

1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005.

2. Oxford dictionary of Psychology. Second edition. Andrew M. Colmen. Oxford Press, 2006.

□ в начале

Ассертивность – это способность отстаивать личные границы, защищать собственные цели и интересы, при этом сохраняя уважение к окружающим людям, давайте подробнее рассмотрим, что такое ассертивность. Развитие ассертивности помогает достичь более высокого уровня эффективности в рабочей обстановке. Стоит понимать, что определение ассертивности разница от понятия агрессивность.

В условиях карьерного роста, постоянной конкуренции, человек достаточно часто переходит в нападение. Причиной этому, может быть различные типы поведения или отсутствие навыков и опыта. Несколько рекомендаций, которые описаны в этой статье, позволят развить ассертивность, при этом не прибегая к насильственным формам по отношению к другим людям.

Отсутствие внутренней агрессии

Если внутри человека таиться агрессия, то при первой возможности она обязательно проявиться. К примеру, кто-то другой нарушит ваши личные границы, симметричный ответ такому поведению, это все та же агрессия. В этом случае, факт нападения может вновь вернуться, тогда человек неосознанно становиться на зыбкий путь. Существует другой вариант – завышенные и жесткие требования к окружающим людям, директивные указания, а это свидетельствует о наличии агрессии внутри. Спокойствие и уверенность, дипломатичность и справедливость, вот что способно вызвать благодарность и уважение. При этом, развитие ассертивности происходит в ускоренном темпе, помогая стать человеку прекрасным лидером.

Выбирайте собственную реакцию

Ассертивность в психологии – это осознанность, что никак не связанно с агрессией. То есть человек умеет самостоятельно выбирать свою реакцию, тем самым реагируя на раздражитель. Во время конфликтных ситуаций, формируется привычка задавать себе некоторые вопросы: «Как на данную ситуацию повлияют мои поступки/слова?», «Эта ситуация, каким-либо образом затрагивает мои интересы?». Подобные вопросы, предоставляют некоторый резерв времени для осмысления своих чувств и выбора модели поведения.

Развитие ассертивности у должностных лиц

Не опасаясь за свое поведение, ассертивный начальник умеет формировать активное сотрудничество в своем коллективе. Он не пытается самоутвердиться и не навязывает собственное мнение, как любит делать агрессивный руководитель. В работе современного шефа, сотрудничество – это главный момент в работе. Встречая не одобрение подчиненного, ассертивный начальник не станет пытаться подавить его, а постарается проанализировать причины несогласия. «Что необходимо для того, чтобы данная задача была сделана?», «Каким образом, мы можем наши усилия объединить?» - такие вопросы задают те руководители, которые высоко себя ценят.

Способность признавать собственные ошибки

Развитие ассертивности предоставляет возможность верно оценивать свою деятельность, то есть эффективность работы и потраченное время, что в нужный момент позволяет отказаться от не правильного и неэффективного плана. Ассертивный человек способен это сделать, даже если придётся признать свою неправоту. Основная масса людей, неспособны спокойно принимать на свой счет любую критику. Они как правило, включают защитную реакцию или отвечают нападками, тем самым полностью закрываясь. Ассертивный работник может адекватно и спокойно реагировать на критику, используя ее для лучшего выполнения своих обязанностей.

Спокойный, однако не робкий

Если человек обладает внешней тактичностью для других она может показаться . Главное, чтобы в любых желаниях присутствовало уважение к окружающим и забота о своих интересах. Ассертивность – это сложный навык, который требует некоторого времени для максимального развития. Простое правило окажет вам помощь, если вы сошли с верного пути. Следует во время каждого совещания – общения с руководством, коллегами, четко формулировать свои цели и потребности. Желательно их записать, чтобы после окончания обсуждения свериться с поставленными задачами.

Не забывать о своих жизненных и рабочих целях

Нужно создать в коллективе комфортные условия, так как от наличия гармонии среди своих коллег напрямую зависит производительность труда. Основную часть жизни, мы посвящаем работе, поэтому отношения в коллективе очень важны.

Мы подробно рассмотрели, и дали определение, что такое ассертивность . Развитие ассертивности – это навык, который позволяет достигнуть личных целей, в тоже самое время, не противореча целям других людей, что дает хорошую атмосферу в коллективе, большую производительность труда и достаточно высокий уровень жизни.

Ассертивность Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

АССЕРТИВНОСТЬ

(англ. assertiveness ) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение А. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии , однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным. Не путать с ассортативностью . (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Ассертивность

   АССЕРТИВНОСТЬ (с. 58) - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права . В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно.

Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью стала пониматься определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим модным понятием - самодостаточность . В самом деле, содержание этих понятий пересекается почти полностью, и, наверное, можно было бы ограничиться последним, тем более что его значение достаточно ясно. Однако и термин ассертивность (вероятно, в силу необъяснимой склонности отечественных психологов вместо родного языка изъясняться на пиджин-инглиш) получил у нас распространение, хотя еще и не успел войти ни в один психологический словарь.

   Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в трудах американского психолога А.Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии - в частности противопоставление самореализации бездушному манипулированию людьми, а также трансактного анализа.

В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам - манипуляции и агрессии. Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать. Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется своих чувств, боится показать свое подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится манипулятивным приемам, учится отвечать агрессией на агрессию или просто на критику, пускай даже справедливую. Если такая тактика и дает эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а, наоборот, обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта.

Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками. Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Эрика Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет - то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчетно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссером всей постановки.

По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних, якобы негодных. Вот эти волшебные права, или правила.

   Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

Вы имеете право менять свои взгляды.

Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

Вы имеете право на нелогичные решения.

Вы имеете право сказать: «Ятебя не понимаю».

Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ассертивность" в других словарях:

    ассертивность - сущ., кол во синонимов: 1 уверенность в себе (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    АССЕРТИВНОСТЬ - Личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Ассертивность - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ассертивность - ассерт ивность, и … Русский орфографический словарь

    Ассертивность - социальное качество личности, проявляю­щееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    АССЕРТИВНОСТЬ - – самопродвижение или продвижение своей воли. Автор методики – американский ученый А. Салтер, который дал А. такое определение: «уметь настаивать на своем, убеждать». Развитие А. требует обучения спонтанным реакциям, соответствующему проявлению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (assertiveness). Отстаивание и защита своих прав … Психология развития. Словарь по книге

    ассертивность - Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей … Словарь по гештальт-терапии

    Ассертивность, или настойчивое поведение, - – поведение и представления, имеющие в своей основе стремление отстоять собственные интересы или интересы других людей. Многим людям знакомы социальные ситуации, причиной которых служит недостаток ассертивности. Ситуации, когда человека… … Словарь-справочник по социальной работе

    Тренинг ассертивности (assertiveness training) - Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Ассертивность. Высказаться. Сказать "нет" . Установить границы. Получить контроль , Кинг Патрик. Кто принимает решения в вашей жизни вместо вас? Убедитесь, что обладаете достаточной ассертивностью, чтобы самому выбирать, что делать, и противостоять давлению совсех сторон. Всю свою жизнь…

Под ассертивностью в психологии понимается такое поведение личности, при котором она умеет отстаивать собственные позиции, при этом не вступая в конфликт и не ущемляя права окружающих. Быть гибким в общении – значит уметь осознавать индивидуальные границы и уметь их защищать во взаимодействии с разными людьми. Всякое общение подразумевает взаимный обмен мнениями, принятие в той или иной степени чужой позиции. Множество людей не замечают того, как собеседник начинает ими открыто манипулировать. Принципы ассертивности помогают избежать такой ситуации. Они основываются на верности своей душе, которая всегда жаждет самопознания и раскрытия собственного потенциала.

На самом деле ассертивность – это подлинное искусство . Ведь важно так выстроить взаимодействие с окружающими, чтобы у человека не возникало повода обвинить вас в невнимательности или душевной черствости. Некоторые люди не умеют выстроить таких индивидуальных границ, которые помогли бы им оставаться в нейтральном состоянии. Именно, когда человек остается спокойным при любых обстоятельствах, он может всецело управлять собственной жизнью. Научиться этому можно, но необходимо приложить определенные усилия.

Принципы ассертивности

Принципы ассертивного поведения в психологии достаточно известны каждому человеку. Просто не все готовы принять на себя ответственность быть самим собой. Применение таких способов поведения позволяет оставаться целостной и гармоничной личностью. Таким человеком нельзя манипулировать, никто не сможет воспользоваться его внутренними жизненными ресурсами. Рассмотрим более подробно сами принципы.

Позитивное мышление

Удивительно, насколько люди иногда вязнут в собственных переживаниях, погружаясь в мрачные мысли! Они не замечают, как жизнь стремительно проносится мимо, унося с собой новые перспективы и возможности. Позитивное мышление поможет избежать негативных проявлений и общей ситуации безысходности. Ассертивность в этом случае помогает формировать положительное отношение к жизни. Человек начинает осознавать, что он во многих случаях волен поступать так, как велит ему голос совести. Просто не все умеют радоваться новому дню, встречать утро с подлинным позитивом. Множество людей не хотят просыпаться, идти на ненавистную работу. Формирование позитивного мышления поможет выработать открытое отношение к жизни.

Самоуважение

Без этой важной составляющей невозможно добиться ничего существенного в жизни. Самоуважение способствует реализации заложенного потенциала. Человек, который любит и уважает себя, начинает проявлять больше терпимости к окружающим, нежели тот, который привык во всем подстраиваться под мнение большинства. Принципы самоуважения базируются на принятии своих истинных желаний и намерений. Когда личность не противится своим внутренним порывам, то имеет возможность жить в ладу со своей собственной индивидуальной сущностью. Такой результат дорогого стоит, отражает силу характера конкретно взятой личности.

Цельность характера

Эта составляющая помогает достигать в жизни значительного успеха. Тот, кто чувствует себя самодостаточным, смелее решается на самые отчаянные поступки, не боится произвести дурное впечатление. Быть целостным – значит принимать себя таким, какой есть на самом деле, без прикрас и оговорок. Цельность характера невероятно завораживает, притягивает к себе восторженные взгляды. Такой человек выглядит красивым и самодостаточным, чем непременно завоевывает расположение окружающих. Цельность характера обязательно ощущается при общении. С таким человеком хочется разговаривать как можно дольше и больше. Окружающие невольно начинают прислушиваться к его мнению, поддерживать беседы.

Поиск компромисса

Ассертивность подразумевает умение уважать мнение окружающих. Его принципы базируются на поиске дополнительных альтернатив и возможностей. Поиск компромисса для достижения своих целей необходим для того, чтобы комфортно чувствовать себя в обществе. Человек, готовый учитывать мнение окружающих, несомненно, заслужит уважение и признание. В трудных ситуациях необходимо искать такие пути, которые помогли бы найти взаимно выгодное решение.

Честность

Ассертивность обязательно подразумевает, что человек будет оставаться честным с самим собой и окружающими. Люди будут чувствовать в нем непревзойденную силу и могущество. Такая личность невероятно располагает к себе, взывает доверие и уважение. Честность необходима для построения крепких и гармоничных отношений. Быть ответственным за результат своих действий – это тоже честность. Ее принципы затрагивают повседневные реалии человеческой жизни. Чем более открытым будет человек, тем больше вероятности у него выстроить действительно прочные отношения с теми, кто находится рядом. Ассертивное поведение помогает оставаться неуязвимым и самодостаточным, не обижая при этом никого.

Как повысить уровень ассертивности

Быть чутким, восприимчивым и смелым – это прерогатива сильного человека. Он полностью принимает на себя ответственность за происходящие изменения в жизни. Ассертивность подразумевает, что личность полностью отдает себе отчет за все, что с ней происходит. Как повысить ассертивность? Рассмотрим подробнее.

Самоутверждение

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, необходимо стараться как-то реализоваться в жизни. Применение своих индивидуальных способностей помогает почувствовать в полной мере свою значимость. Самоутверждение – это реальный способ занять определенное место среди людей, обрести значимое положение. Только делать это надо без ущерба для окружающих. Недопустимо кого-то подставлять или вредить ради достижения своих целей. Как правильно и безболезненно самоутвердиться в жизни? Нужно, прежде всего, понимать, к чему хочется прийти в результате. Без ясного осознания этого момента невозможно добиться ничего существенного. Постепенное движение к желаемой цели рано или поздно приведет к удовлетворительному результату.

Спокойствие

Ассертивность как качество характера подразумевает, что человек практически в любых обстоятельствах должен оставаться невозмутимым . Конечно, окружающие порой могут вывести из себя и даже раздражать. Важно не терять присутствие духа, не распылять эмоции понапрасну. Спокойствие внутреннее и внешнее способствует сохранению энергии. Нет ничего дороже вашего внутреннего состояния, ведь от него зависит и настроение, и физическое самочувствие. Целостный человек берет на себя ответственность за результат. Он действует смело, открыто и предприимчиво.

Таким образом, ассертивность – важная черта характера. Такая личность начинает чувствовать себя намного счастливее своих коллег и даже родственников. Эту необходимую составляющую нужно стараться развивать в себе. Быть подлинным, жить в единстве со своей внутренней сущностью – мечта каждого человека. Но проблема заключается в том, что не каждый оказывается способным чувствовать себя счастливым. Не каждый действительно принимает на себя ответственность за совершаемые действия. Люди порой не могут отказаться от ожиданий окружающих.

Суббота, 25 Авг. 2012

Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.

- Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

- Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.

- Почему же вы отказываетесь?

- Не хочу.

- Вы не сочувствуете детям Германии?

- Сочувствую.

- Жалеете по полтиннику?

- Нет.

- Так почему же?

- Не хочу.

Это - диалог из знаменитого «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Почему профессор Преображенский вдруг заинтересовал психологов? Потому что он, несомненно, был умным человеком и знал азы ассертивного поведения.

Оно облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки - будь то навязчивые продавцы в магазинах, ленивые коллеги по работе, вечно сующие во все свой нос соседи и т.д. и т.п. При этом совсем не обязательно кому бы то ни было из них грубить! Гнуть свою линию можно и нужно не только жестко, но и изящно - по всем правилам психологии!

Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” - настаивать на своём, утверждать, заявлять, остаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.

Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.

В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а другого приучили добивайся, иди к цели, не давать себя в обиду.

Однако при этом уважали ли наши права, считались ли с нашим мнением? Уважать своего ребенка умеют не многие. Любят, заботятся, опекают, а вот с уважением сложнее. Модели человеческого поведения удивительно схожи с детско-родительскими взаимоотношениями. Воспитание - тяжелый труд. Родители стараются во благо ребенка, зачастую приучая его быть пассивным или агрессивным, учиться манипуляциям. Уроки детства мы усвоили и продолжаем действовать привычным способом.

В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения - и в большой степени от него зависит полученный результат.

Мы можем вести себя пассивно - то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов, подчиняться решениям других и в результате терять контроль над происходящим.

Можем вести себя агрессивно - то есть бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.

Кстати, нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких говорят «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная агрессия может выражаться в отказе выполнить просьбу, в бездействии или открытом саботаже.

Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.

При манипулировании человек действует, скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за то, что “не оправдал ожиданий” становится печальным и несчастным, заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.

Но есть и третий вариант поведения - ассертивность , «золотая середина» между агрессией и пассивностью.

Определите свой тип поведения.

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.

Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.

При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.

Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Я не позволю Вам использовать меня и не буду атаковать Вас за то, что Вы такой, как Вы есть.

ЦЕЛЬ

Общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.

  • Активное слушание
  • Твердый, спокойный голос
  • Прямой контакт глаз
  • Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела
  • Громкость голоса, подходящая к ситуации
  • Использование: «Я», «Я люблю, хочу...», «Я не хочу...»
  • Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»
  • Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось...»

ВЫГОДА

Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности.

Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.

РАСПЛАТА

Друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление.

БАЗОВЫЕ ПРАВА АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей.

  • У меня есть право выражать свои чувства
  • У меня есть право выражать свои мнения и убеждения
  • У меня есть право говорить «да» или «нет»
  • У меня есть право менять свое мнение
  • У меня есть право сказать «Я не понимаю»
  • У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей
  • У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей
  • У меня есть право просить о чем-то других
  • У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты
  • У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились
  • У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их
  • У меня есть право быть нелогичным, принимая решения
  • У меня есть право сказать «Мне все равно»
  • У меня есть право быть несчастным или счастливым

А вот типы поведения от которых мы часто пытаемся освободиться да не всегда получается!

ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы нарушаете Ваши собственные права, так как не выражаете свои чувства, мысли и убеждения, а, следовательно, позволяете другим нарушать Ваши права.

Пассивное или неассертивное поведение может также означать выражение мыслей и чувств в такой извиняющейся и скромной манере, что другие просто не обратят на них внимание.

Пассивный человек позволяет другим топтаться по себе, как по коврику в коридоре. Неассертивные люди думают, что они не контролируют события, находятся под контролем и не имеют возможности действовать самостоятельно. Они не позволят своим потребностям иметь преимущество над потребностями других. Они позволяют другим принимать за них решения, даже если знают, что в последствии они будут об этом жалеть. Они чувствуют себя беспомощными и бесправными.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Со мной все равно не считаются, поэтому можете мной пользоваться. Мои чувства, потребности и мысли менее важны, чем Ваши.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Позаботьтесь обо мне и телепатически поймите мои чувства и потребности. Разве Вы будете любить/уважать меня, если я буду ассертивным? Я должен защитить Вас от боли.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

За неуверенностью скрыть глубинный страх, не соответствовать ожиданиям других.

ЦЕЛЬ

Умиротворить другого и избежать конфликта и неприятностей любой ценой.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Позволить событиям проходить мимо
  • Ходить вокруг да около - не говорить о себе, о том, что в действительности имеешь в виду
  • Ни к месту извиняться мягким, неустойчивым голосом
  • Быть нечетким, избегать прямого взгляда
  • Избегать телесных контактов - отступить от других, сутулить плечи
  • Моргать или смеяться при выражении гнева
  • Прикрывать рот рукой
  • Использовать фразы: «Если это не будет слишком затруднительно для Вас» и «Но все равно делайте, что хотите...»

ВЫГОДА

Вы награждены за свою беззаветность. Если что-то пойдет не так, Вы, как пассивный наблюдатель, не будете обвинены. Другие будут защищать Вас и проявлять заботу. Вы избегаете, оттягиваете или прячете конфликт, которого боитесь.

РАСПЛАТА

Если из-за недостатка ассертивности Вы позволили отношениям развиваться не так, как Вам хотелось бы, то изменить это очень сложно. Вы ограничиваете себя, создав в глазах других представление о себе как о хорошем, мягком человеке, и не более того. Вы ограничиваете себя в проявлении искренних негативных эмоций (гнева, презрения и др.). Вы страдаете от этого, рисуя по ночам в своем воображении картинки собственной уверенности и искренности.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы защищаете свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это становится неприемлемым и нарушает права другого человека. Превосходство достигается путем унижения других. Когда Вам угрожают, Вы атакуете.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого. Кроме того, человеческий организм не может жить долго в состоянии стресса и начинает давать сбои.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Мне не важно, что Вы чувствуете. То, что важно для Вас, совершенно безразлично для меня.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Я «сделаю» тебя до того, как это сделаешь ты. Я здесь номер первый.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Вторжение в пространство других людей
  • Пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд
  • Родительские жесты
  • Угрозы: «Лучше поосторожней», «Если ты не...», «А ну-ка...» и др.
  • Прерывания: «Да что ты говоришь», «Не будь дураком» и др.
  • Оценивающие комментарии

ВЫГОДА

Другие делают то, что Вы хотите. Все идет так, как Вы хотите, и Вам нравится чувство человека, который сам управляет своей жизнью. Вы менее уязвимы в среде, отличающейся борьбой, враждебностью и конкуренцией.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

За агрессией всегда скрыта глубокая неуверенность в себе.

ЦЕЛЬ

Доминировать, побеждать, заставить другого проигрывать и наказать других.

РАСПЛАТА

Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого.

Помните: нет панацеи, гарантирующей 100%-е результаты.

Мануэль Смит сформулировал правила ассертивного поведения в книге «Тренинг уверенности в себе»:

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение

Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

4. Я имею право изменить своё мнение

Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

6. Я имею право сказать: «я не знаю»

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.

9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»

Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.

10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

Существует различные тренинги по развитию ассеривного поведения, например, у продавцов. Продавец на выходе узнает, что такое ассертивное поведение, сможет выработать личную установку на ассертивное поведение, осознает свои права и обязанности в контексте ассертивности, научится принимать критику и отстаивать собственную позицию, не идя на поводу у клиента.

Но у подобного корпоративного тренинга есть риски и эти риски связаны с готовностью руководства работать с сотрудниками практикующими ассертивное поведение, с уровнем развития корпоративной культуры их компании.

Представьте, что тот самый продавец приходит к своему начальству и ассертивно так говорит: «Уважаемый Владимир Иванович, после тренинга я понял, что меня не устраивают ваши методы управления, я не хочу больше исправлять ваши ошибки, и если вы хотите продолжить наше общение в поизитивном ключе, предлагаю для начала рассмотреть вопрос о повышении моей зарплаты».