Ремонт Дизайн Мебель

Как и почему проводилась депортация крымских татар. Почему Сталин депортировал крымских татар Депортация казанских татар из крыма

18 мая 1944 года началась депортация крымскотатарского народа.
Операция по депортации началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась в 16:00 20 мая. На её проведение карательным органам потребовалось всего 60 часов и свыше 70 эшелонов, в каждом из которых было по 50 вагонов. Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек.

Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев тех, кто сопротивлялся или не мог идти, часто расстреливали на месте. В дороге ссыльных кормили редко и часто солёной пищей, после которой хотелось пить. В некоторых составах ссыльные получили еду в первый и в последний раз на второй неделе пути. Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще.

Официально основанием для высылки было объявлено массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей. При этом депортация не коснулась большинства крымскотатарских коллаборационистов, так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины. Тем, кто говорит о том, что все крымские татары были предателями и пособниками фашистов, приведу немного цифр.
Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, после демобилизации также были подвергнуты депортации. Всего за 1945-1946 годы в места депортации было отправлено 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. В 1952 году (после унёсшего много жизней голода 1945 года) только в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6057 участников войны, многие из которых имели высокие правительственные награды.

Из воспоминаний переживших депортацию:

«Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей - в окно... »

«Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили из вагона и оставляли на станции, не давая хоронить».



«О медицинском обслуживании и речи не могло быть. Люди пили воду из водоёмов и оттуда запасались впрок. Воду кипятить возможности не было. Люди начали болеть дизентерией, брюшным тифом, малярией, чесоткой, вши одолевали всех. Было жарко, постоянно мучила жажда. Умерших оставляли на разъездах, никто их не хоронил».

«Через несколько дней пути из нашего вагона вынесли умерших: старушку и маленького мальчика. Поезд останавливался на маленьких полустанках, чтобы оставить умерших. ... Хоронить не давали».

«Моя бабушка, братья и сестры умерли в первые месяцы депортации, не дожив до конца 1944 года. Мама без сознания в такую жару с умершим братом пролежала три дня. Пока ее не увидели взрослые».

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупированном немцами Крыму, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах из-за отсутствия нормальных условий проживания (в первые годы люди жили в бараках и землянках, не имели достаточного пропитания и доступа к медицинскому обслуживанию). Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы. Так, по данным ОСП УзССР только «за 6 месяцев 1944, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года умерло 16 052 чел. (10,6 %)».

В течение 12 лет до 1956 года крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах, в частности запрет на самовольное (без письменного разрешения спецкомендатуры) пересечение границы спецпоселения и уголовное наказание за его нарушение. Известны многочисленные случаи, когда люди приговаривались к многолетним (до 25 лет) срокам лагерей за то, что навещали родственников в соседних посёлках, территория которых относилась к другому спецпоселению.

Крымские татары были не просто выселены. Они подверглись предумышленному созданию для них таких жизненных условий, которые были рассчитаны на полное или частичное физическое и моральное уничтожение народа с тем, чтобы о них забыл мир, а сами они забыли к какому роду-племени принадлежат и ни в коем случае не помышляли о возвращении в родные края.

Тотальная депортация крымских татар была величайшим предательством со стороны советской власти, поскольку основная часть мужского населения крымских татар, призванная в армию, продолжала в это время воевать на фронтах за ту же советскую власть. На фронт в 1941 году было призвано около 60 тысяч крымских татар, 36 тысяч погибли, защищая СССР. Крыме того, 17 тысяч крымскотатарских парней и девушек стали активистами партизанского движения, 7 тысяч - участвовали в подпольной работе.

Нацисты сожгли 127 крымскотатарских деревень за то, что их жители оказывали помощь партизанам, 12 тысяч крымских татар убито за сопротивление оккупационному режиму, а более 20 тысяч - насильно угнаны в Германию.
Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар — участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

По окончательным данным, из Крыма было депортировано 193 865 крымских татар (более 47 тысяч семей).
После депортаций в Крыму двумя указами от 1945 и 1948 годов были переименованы населённые пункты, названия которых имели крымскотатарское, немецкое, греческое, армянское происхождение (всего более 90 % населённых пунктов полуострова). Крымская АССР была преобразована в Крымскую область. Автономный статус Крыма был восстановлен лишь в 1991 году.

В отличие от многих других депортированных народов, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до 1974 года, фактически же — до 1989 года. Массовое возвращение народа в Крым началось лишь в конце «Перестройки».

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕПОРТАЦИИ:
Крымскотатарский народ лишился:
- родного края, в котором предки, осваивая землю, с XIII века сформировались как народность, назвав свой край на родном языке Крымом, а себя крымскими татарами;
- памятников материальной культуры, созданной руками талантливых представителей народа в течение многих веков.
У крымскотатарского народа ликвидировали:
- начальные и средние школы обучения на родном языке;
- высшие и средние учебные заведения, специальные и профессиональные, технические училища с преподаванием на родном языке;
- национальные ансамбли, театры и студии;
- газеты, издательства, радиовещание и другие национальные органы и учреждения (Союзы писателей, журналистов, художников);
- научно-исследовательские институты и учреждения по изучению крымскотатарского языка, литературы, искусства и народного творчества.

У крымскотатарского народа уничтожены:
- кладбища и могилы предков с надмогильными камнями и надписями;
- памятники и мавзолеи исторических личностей народа.
У крымскотатарского народа отняты:
- национальные музеи и библиотеки с десятками тысяч томов на родном языке;
- клубы, читальни, молитвенные дома - мечети и медресе.

Фальсифицирована история формирования крымскотатарского народа как народности и уничтожена исконная топонимия:
- переименованы названия городов и сел, улиц и кварталов, географические названия местностей и т.п.;
- переделаны и присвоены народные легенды и другие виды народного творчества, созданные веками предками крымских татар.

И День борьбы за права крымскотатарского народа. #Буквы собрали шокирующие, но важные факты о депортации крымских татар и ее последствиях.

1. ДЕПОРТИРОВАЛИ ДАЖЕ ВЕТЕРАНОВ

Общеизвестно, что формальным поводом для депортации крымских татар – коренного народа Крыма – стало обвинение в коллаборационизме. В постановлении Государственного комитета обороны СССР № ГОКО-5859 от 11.05.1944 о выселении крымских татар с исторической родины утверждалось, что многие из них предавали Советский союз, переходили на сторону противника и даже вступали в немецкие карательные отряды. Что хуже, “крымские татары особо отметились своими жестокими расправами с советскими партизанами и помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного вывоза советских граждан в немецкое рабство”, утверждали авторы документа. В их представлении депортация была симметричным ответом.

Но следует помнить, что до войны и в период с 22 июня 1941 до 9 мая 1945 в РККА из Крымской АССР было в общей сложности призвано около 21 тыс. крымских татар. В ходе войны на территории автономной республики было сформировано четыре Крымских дивизии. Одна из них (Евпатория) была почти сразу расформирована из-за нехватки оружия, но эта проблема вскоре сказалась и на обороноспособности других звеньев. Большинство мобилизованных татар, впрочем, воевало не на территории АССР, а на Закавказском и Юго-Западном фронтах.

Многие советские историки приводили цифру – около 20 тыс. крымскотатарских дезертиров. В постсоветское время украинские историки приходят к выводу, что это цифра завышена в разы. В период боев за Крым без вести пропало не более 4,9 тыс. крымчан, причем невозможно утверждать, что все они перешли на сторону врага – вероятно, многие как раз-таки присоединились к партизанским отрядам. При этом в ходе войны погибли более 3 тысяч крымских татар.

Семью известного советского летчика Амет-хана Султана также депортировали

Демобилизованных тоже подвергали депортации – число депортированных крымских татар-ветеранов оценивается почти в 9 тыс. человек. Людей, эвакуировавшихся из Крыма до начала оккупации и вернувшихся домой к весне 1944 года, также выслали.

2. НА СБОРЫ ДАВАЛИ 15 МИНУТ

Когда вечером 17 мая солдаты на грузовиках начали прибывать в некоторые деревни, татары, по обычаю, предлагали им разделить стол, вспоминает Сабе Усеинова. Но к 19:00 гости перешли на официальный тон и стали прикладами выгонять людей из домов. Многие в суматохе не успевали взять с собой документы.

Время, отпущенное на сборы, зависело от прихоти командующего группой солдат, поскольку предписанные 2 часа на сборы практически никому не давались. Правда, есть свидетельство о том, как семье Чайлака было позволено напечь перед отправкой лепешек – как раз примерно 2 часа отсрочки. Обычно давалось 10-15 минут, а порой и того меньше: в Ак-Баше – 7, в Бахчисарае – 5.

Понятно, что собрать за такой промежуток времени дозволенные 500 кг вещей на семью представлялось невозможным. Любые официальные разрешения, включая положенные спецпоселенцам пайки, превращались в насмешку.

3. ВСЕГО БЫЛО ДЕПОРТИРОВАНО БОЛЬШЕ 190 ТЫС. ГРАЖДАНСКИХ

В телеграмме НКВД на имя Сталина сообщалось, что из Крыма депортировали 183 155 человек (после демобилизации в 1945 году эта цифра увеличится). Большую часть крымских татар (151 тыс.) выслали в Узбекистан. Меньшие группы оказались в Казахстане, Таджикистане, Марийской АССР и на Урале.

“В ходе выселения татар арестовано антисоветских элементов 1137 чел, а всего за время операции 5989 чел”, – сообщалось в телеграмме от 20 мая 1944 года, адресованной Берии.

Общее число депортированных в ней составляет уже 191 тыс. Последний поезд пришел к местам спецпоселения 8 июня. В этот день сам товарищ Берия докладывал из Ташкента, что умер в пути 191 человек – т. е. примерно каждый тысячный. Несомненно, эта цифра существенно приуменьшена.

Люди в поездах умирали не только от голода (некоторые за весь путь получали казенную еду только раз), жажды, духоты, разнообразных болезней, но и от катастрофического стресса. Многочисленные свидетельства о трупах, выталкиваемых из окошек под крышей вагона, а в лучшем случае – оставленных без похорон где-то на полустанке, подтверждают тот факт, что смерти исчислялись тысячами. По подсчетам историков, за время транспортировки погибло более 7,8 тыс. человек.

Инфографика: Укринформ

4. АРАБАТСКИХ ТАТАР ЗАБЫЛИ ВЫСЛАТЬ – А ВСПОМНИВ, РАСПРАВИЛИСЬ С НИМИ

Из-за отсутствия документальных свидетельств многие считают трагедию на Арабатской стрелке мифом. Речь идет о крымских татарах, проживавших вдоль узкой полоски суши у Азовского моря. По какой-то причине жители Арабатской стрелки избежали депортации. Когда в 1945 году Богдану Кобулову доложили об упущении, он приказал очистить местность в течение двух часов (впоследствии срок был увеличен до суток). Немногочисленных крымчан собрали на пристани, погрузили в трюм старой баржи – или нескольких, – после чего отбуксировали в море и открыли кингстоны, задраив верхние люки.

Хотя о реальности и масштабах этого трагического эпизода сложно говорить наверняка, в пользу его правдивости говорят похожая акция в чеченском ауле Хайбах, где местных жителей, которых невозможно было вовремя депортировать, сотрудники НКВД сожгли в одной из конюшен.

Инсталляция Романа Михайлова “Радиф. Последний ребенок” – книга, которая сделана из металла железнодорожных грузовых вагонов, использовавшихся во время депортации

5. СПЕЦПОСЕЛЕНЦЕВ ОТПРАВЛЯЛИ В ТИФОЗНЫЕ СОВХОЗЫ

Заболеваемость крымских татар по сравнению с жителями Узбекистана была огромной. Главным разносчиком болезней, в том числе малярии и дизентерии, была грязная вода. Кроме того, советские власти пренебрегли опасностью распространения карантинных болезней. Еще до прибытия составов в Москву была отправлена телеграмма о том, что ни один населенный пункт Керменинского района Узбекистана не готов к приему поселенцев. Причина – распространение в нем двух форм тифа (Ф-1 и Ф-5). Обе формы крайне опасны и легко передаются от человека к человеку. Больные должны были быть полностью изолированы – но ничего подобного, конечно, не случилось. Крымские татары были отправлены в страдающие от тифа совхозы, не получали надлежащей медицинской помощи и умирали целыми семьями. В 1944-48 гг. смертность среди них была выше рождаемости почти в 7 раз.

6. ПРОПАГАНДА СТИГМАТИЗИРОВАЛА ДЕПОРТИРОВАННЫХ ТАТАР – И НЕ ТОЛЬКО КАК “КОЛЛАБОРАЦИОНИСТОВ”

Вдоль маршрута следования поездов с населением проводилась “разъяснительная работа”. Причём крымских татар выставляли не просто предателями социалистической родины и пособниками Гитлера, но буквально некими фантастическими чудовищами: опасными звероподобными существами и даже каннибалами. Историк Валерий Возгрин рассказывает: “В Андижане какая-то узбечка долго щупала голову сынишки Асанова Муртазы, пытаясь обнаружить рожки, хотя бы и маленькие совсем”. Местные или старались держаться от проходивших по станциям поездов подальше, или наоборот, заготавливали камни, чтобы швыряться в пришлых.

Житель пристанционного поселка Боз-Су вспоминал: “Все притихли. Ждали, когда откроется дверь. И вот сопровождающий открыл дверь, и весь народ подался вперёд - каждый со своим оружием. То, что предстало перед нашими глазами, описать сразу нельзя. Этого я до сих пор забыть не могу. Эти глаза, эти лица, эти живые трупы, смотревшие на нас из товарных вагонов, еле приподнявшись от пола на руках. Эти полуживые люди и сейчас у меня перед глазами и всегда они, всю мою жизнь встают передо мной, когда я смотрю в глаза крымских татар пожилого возраста. Мне кажется, что именно их я видел тогда на перроне”.

7. ТЫСЯЧИ УНИЧТОЖЕННЫХ БИБЛИОТЕК

Конечно, сталинская политика в отношении крымских татар не ограничивалась одним лишь физическим перемещением и уничтожением. Геноцид имел и свой культурный аспект. Было ликвидировано более 500 сельских национальных библиотек, 861 школьная (вслед за самими школами), несколько крупных библиотек и более 100 обширных частных коллекций. Книги на крымскотатарском языке, хранившиеся в русских библиотеках, также подверглись уничтожению – как правило, их сжигали.

“Крымские татары. Кто в Крыму не бывал, красоты не видал”. Открытка Е.М. Бем (1910)

Библиотечную коллекцию “Таврика” XIX века, куда входили редкие книги, рукописи, карты и рисунки, разграбили еще в начале оккупации Крыма, однако немцы не интересовались вывозом книг на языке крымских татар, а советское руководство – их спасением. В мае 1944 года оставшиеся книги жгли во дворе Центрального республиканского музея. Большинство дореволюционных и средневековых рукописей тоже не пережили этот период.

8. ПОЗЖЕ ВСЕХ ВЕРНУЛИСЬ НА РОДИНУ

Как известно, депортации в 40-х годах подверглись не одни лишь крымские татары. В 1944 году высланы были также крымские армяне, греки и болгары. Но, в отличие от них, вернувшихся на родину в конце 50-х, татары формально были лишены такого права до 1974 года (в действительности – до 1980-х). Многие спецпоселенцы элементарно не имели материальной возможности вернуться.

Часто крымскотатарские сироты, содержавшиеся в детских домах, получали русские или узбекские фамилии. Позже это не позволяло им установить связь с родственниками.

9. СТАРЫЕ ТОПОНИМЫ ТОЖЕ НЕ ПОЩАДИЛИ

Крымских татар не просто разлучили с семьями и оторвали от дома. Сама память о них должна была быть уничтожена, вплоть до статьи из Большой советской энциклопедии. Большинство географических названий было “советизировано”.

В 1944–1945 гг. в Крыму переименовали 11 райцентров (Лариндорфский район стал Первомайским, Ак-Мечетский – Черноморским) и 327 сел. Иногда комиссии по переименованию выбирали традиционные “красные” топонимы, но порой на свет появлялись вычурные названия вроде Нового мира, Буревестника и Жемчужины.

Фрагмент карты Крыма крымского статистического управления 1922 года

В сентябре 1948 года Сталин побывал в Крыму, и после его встречи с секретарем Ялтинского горкома партии было принято постановление “О переименовании населенных пунктов, улиц, отдельных видов работ и других татарских обозначений”. Местные органы власти были вынуждены выбирать новые имена даже для гор и рек. В ходе последнего переименования новые имена получили 1062 населенных пункта и более тысячи природных объектов – около 80 % всего их числа. В 50-х процесс замедлился, хотя мыс Топрак-Кая все-таки успел стать Хамелеоном.

“Село Биюк-Яшлав, бывшее имение крымскотатарских дворян, назвали Репино, потому что там когда-то якобы был художник Репин, - рассказывает историк Гульнара Бекирова. - Но такая продуманность - редкость, обычно процесс был хаотичным”.

10. ПРЕСЛЕДОВАНИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР КАК ЭТНОСА НЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ С XX ВЕКОМ

В 2014 году Мустафа Джемилев отмечал, что во властных кругах РФ задумываются о “создании условий, которые максимально обеспечат выход крымских татар из Крыма”. Слишком часто можно услышать о новых обысках, исчезновениях крымских татар и их притеснениях на аннексированном полуострове. Так, о новой волне репрессий сообщали 8 мая, когда российские силовики увезли в неизвестном направлении сына главы районного меджлиса Ильвера Аметова.

Сам Меджлис признан в России экстремистским объединением. По мнению европейских правозащитников, это противоречит указу о реабилитации народов Крыма, который Путин подписал после аннексии полуострова.

В 2016 году вице-спикер т. н. госсовета Крыма Ремзи Ильясов заявил, что крымские татары не будут проводить 18 мая крупные траурные митинги. “Договорились, что ту инициативу, которая была подана в прошлом году, продолжить в этом году и спокойно провести этот день, вспоминая всех наших родных и близких, которые не дожили до возвращения в Крым”, – заявил он.

На деле это означает негласный запрет на проведение крымскими татарами массовых собраний.

В Киеве, напротив, проводятся акции в поддержку татар, а Верховная Рада почтила жертв геноцида минутой молчания. Как и крымские татары, многие украинцы лишены возможности вернуться на родину, поэтому солидарность и общая память важны как никогда.

В разделе

В канун годовщины депортации крымских татар глава Крыма Сергей Аксёнов раздал потомкам изгнанников сотни ключей от новых квартир, как бы ещё раз компенсируя им моральные издержки от понесённых тягот и страданий. Но сколько же можно «платить и каяться», если ещё в советские времена депортацию крымским татарам власти страны оплатили как минимум трижды?

Именно так: Советский Союз трижды компенсировал депортированным крымским татарам их материальные издержки, понесённые вследствие переселения в республики Средней Азии, а также в Москву (!), Самару, Гурьев и Рыбинск. Только в распоряжение треста «Москвоуголь», как следует из телеграммы на имя наркома Лаврентия Берии от 20 мая 1944 года, были направлены 5 тыс. «лимитчиков» крымско-татарской национальности. В постановлении Государственного комитета обороны за № 5859 от 11 мая 1944 года оговаривалось, что переселенцам на новом месте компенсируют «по обменным квитанциям» принятую от них в Крыму недвижимость, скот, домашнюю птицу и сельскохозяйственную продукцию. Все компенсации выплатили до 1 марта 1946 года. При этом на новом месте жительства каждой семье переселенцев было предоставлено жильё – квартира в городе или дом в сельской местности. Другими словами, депортированным выдали деньги за оставленное в Крыму жильё и тут же безвозмездно предоставили им новые дома и квартиры. Но и это ещё не всё. В 1989 году постановлениями Совмина СССР, а также совминов Украины, Узбекистана и Таджикистана переселенцам компенсировали их материальные издержки в третий раз. Прибывающим в Узбекистан переселенцам (в Таджикистан крымских татар не депортировали, туда они перебирались позже и исключительно по собственной воле) Сельхозбанк предоставлял на хозяйственное обзаведение беспроцентные ссуды – по 50 тыс. рублей на семью с рассрочкой до 7 лет. Также каждому переселенцу ежемесячно бесплатно выделяли по 8 кило муки, 8 кило овощей и по 2 кило крупы. Напомним: на дворе стояло лето 1944 года, ещё шла война, и во многих районах страны было голодно.

Жестокость крымских татар удивляла даже эсэсовцев

До сих пор учёные спорят, сколько же именно крымских татар депортировали из Крыма, хотя спорить, кажется, не о чем – достаточно проштудировать архивные документы. В телеграмме, отправленной 20 мая 1944 года наркому Лаврентию Берии его замом Богданом Кобуловым, эти цифры приводятся: выселено 191 044 человека. Кстати, в этом документе приводятся и другие весьма любопытные цифры. Сегодня много говорят о репрессиях, которым в массовом порядке подвергались крымские татары, хотя о массовости говорить можно вряд ли. За всю «крымскую операцию» 1944 года было арестовано 5989 «антисоветских элементов крымско-татарской национальности». Много ли это, если учесть, что лишь за первые два месяца оккупации присягу на верность фюреру принесли 20 тыс. крымских татар? При этом в ходе депортации у выселяемых было изъято 10 миномётов, 173 ручных пулемёта, 2650 винтовок, 192 автомата и более 46 тыс. единиц боеприпасов! Всего же после освобождения Крыма у татар изъяли 9888 винтовок, 724 автомата, 622 пулемёта и 49 миномётов.

Немцы даже издали специальный циркуляр, запрещавший служащим в СС крымским татарам самостоятельно проводить допросы

«В январе 1942 года Гитлер издал приказ о формировании крымско-татарских частей СС под руководством обергруппенфюрера Олендорфа, – вспоминал руководитель крымского партизанского движения писатель Георгий Северский. – Часть добровольцев – 10 тыс. бойцов – зачислили в вермахт, ещё 5 тыс. приняли в так называемый резерв для пополнения сформированных боевых частей. Кроме того, старосты деревень собрали ещё 4 тыс. человек в «отряды по борьбе с партизанами». Для сравнения: в Красную армию ушли служить около 10 тыс. крымских татар, но большинство из них дезертировали из 51-й армии ещё при отступлении из Крыма». А партизанили в Крыму то ли 391, то ли 598 крымских татар – справедливости ради следует отметить, что 12 из них были представлены к званию Героя Советского Союза.

Служили крымские татары Гитлеру, что называется, на совесть. Известна трагедия «крымской Хатыни» – греческой деревушки Лаки. 23 марта 1942 года крымско-татарские каратели заживо сожгли несколько сотен жителей этой деревни, преимущественно греков и армян, большинство из которых составляли женщины, дети и старики. «Партизаны, которым удавалось бежать из плена, рассказывали, что крымские татары, их охранники, отличались неслыханной жестокостью, – вспоминал Северский. – Немцы даже издали специальный циркуляр, запрещавший служащим в СС крымским татарам самостоятельно проводить допросы, – настолько жестоко и изощрённо они умели пытать». Между тем бежавший в Киев Мустафа Джемилев настаивает: «Среди крымских татар никогда не было предателей! Каяться нам не в чем!». Кому же верить?

Почему крымские татары переезжали в Таджикистан, а не в Крым

Принято считать, что вернуться в Крым татарам разрешил генсек Михаил Горбачёв – 14 ноября 1989 года Верховный совет СССР принял декларацию о восстановлении прав депортированных народов. За это Горбачёва, санкционировавшего эту массовую репатриацию, крымские татары боготворят. На самом же деле возвратиться репатриантам позволил вовсе не застрельщик «перестройки». Ещё в 1956 году был подготовлен указ президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальных автономий чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев – фактически эти народы тем самым были реабилитированы. Ожидалось, что помилуют заодно и крымских татар, но тогдашний советский лидер Никита Хрущёв поначалу собственноручно вычеркнул упоминание о них из проекта указа.

За крымских татар хлопотали двое – Анастас Микоян и Леонид Брежнев. И они в итоге уломали генсека. Так в конце апреля 1956 года вышел указ «О снятии ограничений по спецпоселению с крымских татар, балкарцев, турок – граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны». С того момента крымским татарам не возбранялось селиться где угодно на территории СССР – в том числе и в Крыму. Но устремились переселенцы почему-то в Таджикистан, а не на свою малую родину. Причиной этого стало то, что руководство республики особо благоволило крымским татарам, предоставляя мигрантам массу особых возможностей. Этим, кстати, объясняется тот факт, что сегодня в Крыму более трети врачей являются по национальности крымскими татарами. Дело в том, что в советские времена между крымско-татарской диаспорой и руководством Таджикистана существовала негласная договорённость о том, что квота крымских татар в республиканском мединституте составит 90%, тогда как в украинском советском Крыму подобных преференций крымским татарам никто не обещал.

В общем, массово переезжать в Крым депортированные явно не собирались, и руководство СССР решило их к этому побудить. В августе 1965 года большую группу крымских татар – преимущественно коммунистов и ветеранов войны – пригласили в Кремль. Принимал их председатель президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян – формально второе после Брежнева лицо в государстве. «Почему не возвращаетесь в Крым?» – вопрошал советский руководитель. «Вернёмся, как только Москва объявит Крым крымско-татарской национальной автономией», – отвечал Микояну руководитель делегации Риза Асанов. В общем, нашла коса на камень: превращать полуостров в национальную автономию было смешно, учитывая, что из крымских татар не набралось бы и десятой части её жителей. Но лидеры татар упёрлись: не будет автономии – не будет и массового возвращения в Крым. Итог всем известен: репатриация была отложена до конца 80-х.

Сергей МАРКОВ, политолог, член Общественной палаты РФ:

– Мы уже признали – на самом высоком государственном уровне, – что высылка крымско-татарского народа была жестокой и несправедливой. Руководство страны выразило своё сочувствие всем невинным жертвам этой высылки. Однако следует признать и тот очевидный факт, что причина высылки была веской. Крымско-татарские подразделения СС совершали чудовищные зверства. Убивали и стариков, и детей, и женщин. Убивали настолько жестоко, что немцы жаловались на их зверства в Берлин. Неужели условия депортации были более жестокими, чем действия крымско-татарских карателей?

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Ежегодно в мае татары отмечают годовщину депортации. В этом году российские власти запретили проводить акцию в Симферополе

18-20 мая 1944 года бойцы НКВД по приказу из Москвы согнали к железнодорожным вагонам почти все татарское население Крыма и отправили в сторону Узбекистана 70-ю эшелонами.

Это принудительное выселение татар, которых советская власть обвинила в сотрудничестве с нацистами, стало одной из наиболее быстро проведенных депортаций в мировой истории.

Как татары жили в Крыму до депортации?

После создания СССР в 1922 году Москва признала крымских татар коренным населением Крымской АССР в рамках политики коренизации.

В 1920-х годах татарам позволяли развивать свою культуру. В Крыму выходили крымскотатарские газеты, журналы, работали образовательные учреждения, музеи, библиотеки и театры.

Крымскотатарский язык, вместе с русским, был официальным языком автономии. Им пользовались более 140 сельских советов.

В 1920-1930-х годах татары составляли 25-30% от всего населения Крыма.

Однако в 1930-х советская политика в отношении татар, как и других национальностей СССР, стала репрессивной.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Крымскотатарский государственный ансамбль "Хайтарма". Москва, 1935

Сначала началось раскулачивание и выселение татар на север России и за Урал. Затем произошли насильственная коллективизация, Голодомор 1932-33 годов и чистки интеллигенции в 1937-1938 годах.

Это настроило многих крымских татар против советской власти.

Когда произошла депортация?

Основная фаза насильственного переселения произошла в течение неполных трех суток, начавшись на рассвете 18 мая 1944 года и закончившись в 16:00 20 мая.

Всего из Крыма депортировали 238,5 тысяч человек - почти все крымскотатарское население.

Для этого НКВД привлекла более 32 тысяч бойцов.

Что стало причиной депортации?

Официальной причиной насильственного переселения стало обвинение всего крымскотатарского народа в государственной измене, "массовом уничтожении советских людей" и коллаборационизме - сотрудничестве с нацистскими оккупантами.

Такие аргументы содержались в решении Госкомитета обороны о депортации, которое появилось за неделю до начала выселений.

Однако историки называют другие, неофициальные причины переселения. Среди них - тот факт, что крымские татары исторически имели тесные связи с Турцией, которую СССР в то время рассматривал как потенциального соперника.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Супруги на Урале, 1953

В планах СССР Крым был стратегическим плацдармом на случай возможного конфликта с Турцией, и Сталин хотел перестраховаться от возможных "саботажников и предателей", которыми он считал татар.

В пользу этой теории свидетельствует тот факт, что из прилегающих к Турции кавказских районов переселяли и другие мусульманские этносы: чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Татары поддерживали нацистов?

В антисоветских боевых отрядах, сформированных немецкими властями, служили от девяти до 20 тысяч крымских татар, пишет историк Джонатан Отто Пол.

Некоторые из них стремились защитить свои деревни от советских партизан, которые, по свидетельству самих татар, часто преследовали их по национальному признаку.

Другие татары присоединились к немецким отрядам из за того, что попали в плен к нацистам и хотели облегчить тяжелые условия пребывания в лагерях для военнопленных в Симферополе и Николаеве.

В то же время 15% взрослого мужского крымскотатарского населения воевали на стороне Красной армии. Во время депортации их демобилизовали и отправили в трудовые лагеря Сибири и Урала.

В мае 1944-го большинство из тех, кто служил в немецких отрядах, отступили в Германию. Под депортацию попали преимущественно жены и дети, оставшиеся на полуострове.

Как происходило насильственное переселение?

Служащие НКВД заходили в татарские жилища и объявляли хозяевам, что из-за измены родине их выселяют из Крыма.

Чтобы собрать вещи, давали 15-20 минут. Официально каждая семья имела право взять с собой до 500 кг багажа, однако реально позволяли забрать значительно меньше, а иногда - вообще ничего.

Правообладатель иллюстрации memory.gov.ua Image caption Марийская АССР. Бригада на лесоповале. 1950

Людей грузовыми автомобилями отвозили к железнодорожным станциям. Оттуда на восток отправили почти 70 эшелонов с наглухо закрытыми товарными вагонами, переполненными людьми.

Во время переезда погибли около восьми тысяч человек, большинство из которых - дети и пожилые люди. Самые распространенные причины смерти - жажда и тиф.

Некоторые люди, не выдержав страданий, сходили с ума. Все имущество, оставшееся в Крыму после татар, государство присвоило себе.

Куда депортировали татар?

Большинство татар отправили в Узбекистан и соседние с ним районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы людей попали в Марийскую АССР, на Урал и в Костромскую область России.

Какие были последствия депортации для татар?

За первые три года после переселения от голода, истощения и болезней умерли, по разным оценкам, от 20 до 46% всех депортированных.

Среди умерших за первый год почти половина - дети до 16 лет.

Из-за нехватки чистой воды, плохой гигиены и отсутствия медицинской помощи среди депортированных распространялись малярия, желтая лихорадка, дизентерия и другие болезни.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Алиме Ильясова (справа) с подругой, имя которой неизвестно. Начало 1940-х годов

Новоприбывшие не имели естественного иммунитета против многих местных недугов.

Какой статус они имели в Узбекистане?

Подавляющее большинство крымских татар перевезли в так называемые спецпоселения - окруженные вооруженной охраной, блокпостами и огражденные колючей проволокой территории скорее напоминали трудовые лагеря, чем поселения мирных людей.

Приезжие были дешевой рабочей силой, их использовали для работы в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях.

В Узбекистане они обрабатывали хлопковые поля, работали в шахтах, на стройках, заводах и фабриках. Среди тяжелых работ было возведение Фархадской ГЭС.

В 1948 году Москва признала крымских татар пожизненными переселенцами. Те, кто без разрешения НКВД выходил за пределы своего спецпоселения, например, чтобы навестить родственников, подвергались опасности 20-летнего заключения. Такие случаи были.

Еще до депортации пропаганда разжигала среди местных жителей ненависть к крымским татарам, клеймя их как предателей и врагов народа.

Как пишет историк Грета Линн Углинг, узбекам рассказывали, что к ним едут "циклопы" и "каннибалы", и советовали держаться подальше от пришельцев.

После депортации некоторые местные жители ощупывали головы приезжим, чтобы проверить, что на них не растут рога.

Позже, узнав, что крымские татары одной с ними веры, узбеки были удивлены.

Дети переселенцев могли получить образование на русском или узбекском языках, но не на крымскотатарском.

К 1957 году были запрещены любые публикации на крымскотатарском. Из Большой советской энциклопедии изъяли статью о крымских татарах.

Эту национальность также запретили вписывать в паспорт.

Что изменилось в Крыму без татар?

После выселения из полуострова татар, а также греков, болгар и немцев, в июне 1945 года Крым перестал быть автономной республикой и стал областью в составе РСФСР.

Южные районы Крыма, где раньше жили преимущественно крымские татары, опустели.

Например, по официальным данным, в Алуштинском районе осталось только 2600 жителей, а в Балаклавском - 2200. Впоследствии сюда начали переселять людей из Украины и России.

На полуострове провели "топонимические репрессии" - большинство городов, сел, гор и рек, которые имели крымскотатарские, греческие или немецкие названия, получили новые русские имена. Среди исключений - Бахчисарай, Джанкой, Ишунь, Саки и Судак.

Советская власть уничтожала татарские памятники, сжигала рукописи и книги, в том числе тома Ленина и Маркса, переведенные на крымскотатарский.

В мечетях открывали кинотеатры и магазины.

Когда татарам разрешили вернуться в Крым?

Режим спецпоселений для татар просуществовал до эпохи хрущевской десталинизации - второй половины 1950-х. Тогда советское правительство смягчило для них условия жизни, но не стало снимать обвинения в государственной измене.

В 1950-1960-е годов татары боролись за свое право вернуться на историческую родину, в том числе с помощью демонстраций в узбекских городах.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Осман Ибриш с женой Алиме. Поселение Кибрай, Узбекистан, 1971

В 1968 году поводом одной из таких акций стал день рождения Ленина. Власти разогнали митинг.

Постепенно крымским татарам удалось добиться расширения своих прав, однако неформальный, но от этого не менее строгий запрет на их возвращение в Крым, действовал до 1989 года.

За четыре последующих года на полуостров вернулась половина всех крымских татар, живших тогда в СССР - 250 тысяч человек.

Возвращение в Крым коренного населения было сложным и сопровождалось земельными конфликтами с местными жителями, которые успели освоиться на новой земле. Крупных противостояний все же удалось избежать.

Новым вызовом для крымских татар стала аннексия Крыма Россией в марте 2014 года. Некоторые из них покинули полуостров из-за преследований.

Другим российские власти сами запретили въезд в Крым, в том числе лидерам крымских татар Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову.

Имеет ли депортация признаки геноцида?

Некоторые исследователи и диссиденты считают, что депортация татар соответствует определению геноцида, принятому в ООН.

Они утверждают, что советское правительство намеревалось уничтожить крымских татар как этническую группу и целенаправленно шло к этой цели.

В 2006 году курултай крымскотатарского народа обратился к Верховной Раде с просьбой признать депортацию геноцидом.

Несмотря на это, в большинстве исторических трудов и дипломатических документов принудительное переселение крымских татар сейчас называют депортацией, а не геноцидом.

В Советском Союзе употребляли термин "переселение".

Мифы Великой войны. "Депортация" крымских татар: факты истории против фактов сознания
Мифы Великой войны. "Депортация" крымских татар: Логика Войны и цена наказания
_____

Советское руководство так поступило потому, что в условиях продолжения войны на своей территории И.В. Сталин не счёл нужным и возможным преследовать и уничтожать тысячи татарских «отщепенцев»; гоняться за ними по горам и лесам; отлавливать и разбираться с каждым, теряя своих людей, обрекая на новые страдания местных жителей, тратя ресурсы, время, усилия на утомительную, изматывающую страну борьбу, которая могла затянуться на многие годы. Решение было принято иное. Оно предусматривало не депортацию, что означало бы высылку за пределы СССР, а насильственное переселение татар в те районы, где их адаптация пройдет максимально быстро и щадяще, не провоцируя новую религиозную и национальную рознь, и не будет при этом угрожать безопасности страны.

По сути, этим переселением в Крыму было снято неизбежное столкновение между татарами и остальными крымчанами (в том числе, с возвращавшимися с фронта домой), чьи близкие были уничтожены ими в период оккупации. Насколько это было серьезно, мы можем судить по событиям 1943-1944 годов в юго-восточной Польше и Западной Украине (Полесье, Холмщина, Восточная Галичина), где в столкновениях между украинцами и поляками по некоторым данным погибло около 100 тысяч человек с обеих сторон, и были сожжены сотни сёл и деревень. Тогда, чтобы избежать дальнейшего кровопролития правительства Польши и Советского Союза произвели «обмен» населения, в ходе которого было переселено 810 тысяч поляков в Польшу и 483 тысячи украинцев в УССР, а также около 40 тысяч чехов и словаков в Чехословакию. Так что татар фактически спасали от физического истребления и давали возможность свою вину по возможности искупить.

Во исполнение этого 11 мая 1944 г. ГКО приняло постановление «О крымских татарах», в котором оглашалось решение об их переселении в Среднюю Азию. В нем, в частности говорилось: «В период Отечественной войны многие крымские татары изменили родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступая в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличились своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам…». Насколько это соответствует действительности, каждый может судить теперь сам.

Кроме определения общей задачи ГКО расписал порядок и условия переселения в деталях. В соответствии с этим «спецпереселенцам разрешалось взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду продовольствие в количестве до 500 кг на семью». Остальная собственность описывалась с составлением соответствующего документа (т.н. «обменных квитанций») для последующей компенсации. На каждый эшелон выделяли врача и медсестер «с соответствующим запасом медикаментов для медико-санитарного обслуживания спецпереселенцев в пути. Для обеспечения людей горячим питанием и кипятком в пути следовало выделить продуктов... из расчета суточной нормы на 1 человека: хлеба 500 г, мяса и рыбы 70 г, крупы 60 г, жиров 10 г». В местах расселения разрешалась выдача ссуды в размере до 5000 рублей на семью для строительства жилья и ведения хозяйства с рассрочкой на 7 лет. Сразу по прибытии взрослые спецпереселенцы обеспечивались работой в совхозах и на промышленных предприятиях. Кроме того, в течение июня-августа 1944 г. все получали помощь продуктами (норма в месяц на человека: мука и овощи – по 8 кг, крупа – 2 кг).

Стоит отметить, что насильственному выселению «подверглись не все крымские татары… От «статуса переселенца» освобождались участники крымского подполья, крымские татары, действовавшие в тылу противника в интересах Красной Армии и члены их семей. Нередко удовлетворялись просьбы вернуться в Крым и татар-фронтовиков. Не выселялись и женщины татарки вышедшие замуж за русских. Предложения об этом были изложены в Донесении на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л.П. Берии от 1.08.1944 за подписью В. Чернышова и М. Кузнецова».
По завершению переселения в телеграмме И.В. Сталину наркома внутренних дел Л.П. Берии докладывалось, что «все татары к местам расселения прибыли и расселились в областях Узбекской ССР – 151604 человека, в областях РСФСР - 31551 человек. В телеграмме наркома внутренних дел Узбекской ССР Бабжанова на имя Берии сообщалось, что по пути следования эшелонов с татарами в Узбекистан умер 191 человек.

Было ли это решение из ряда вон выходящим? Едва ли. Об этом свидетельствуют уже упомянутый «обмен» гражданами между Польшей и СССР в 1944 г., а также операция «Висла», проведённая в Польше в апреле–августе 1947 г. после ряда террористических акций, осуществлённых бойцами УПА (бандеровцами) на её территории. В результате этой операции местные жители-украинцы, проживавшие в юго-восточной части Польши (Западная Галичина, т. н. Холмщина и Подляшье) были переселены в районы Вислы, где ранее жили немцы. Кроме того, 14 миллионов немцев было депортировано в Германию из Чехии, Венгрии и Польши в 1945-1949 гг. И изгнание это происходило в таких чудовищных условиях, что два миллиона немцев погибло, включая стариков, женщин, детей, в «маршах смерти», когда их колоннами гнали в Германию.

Сейчас представители крымских татар говорят, что в пути и в первые месяцы после переселения их умерло до 46%. Словно они оказались не в теплой Средней Азии, а лютой зимой в блокадном Ленинграде. Будто им пришлось в зимние холода жить в полуразрушенных неотапливаемых домах, получая осьмушку т. н. «хлеба» (125 г.) в день. Безусловно, условия, в которых крымские татары оказались, были тяжелые. Поначалу жить было негде. Приходилось строить сначала времянки, а лишь потом постоянное жилье. Трагизм положения татар обострялся потерей родины, внутренним состоянием «исхода», изгнания. Но в остальном условия их жизни были не хуже положения тех миллионов советских людей, которые в начале войны после эвакуации оказались за Уралом без жилья, а по возвращению в родные села и города после войны были вынуждены их полностью восстанавливать.

Банально, но все познается в сравнении. И нам надо сравнивать положение татар не с сегодняшним днём, а с тем, что можно было увидеть по всей стране во время и сразу после войны. Впрочем, есть пример и 90-х годов: беженцы из Чечни, жившие в палатках не один год. Жить в таких условиях очень трудно, но никаких данных о массовой гибели людей в лагерях для беженцев мы не наблюдали. Не наблюдали, потому что такой процент смертности, какой называют представители крымских татар, возможен лишь в случае организованного физического уничтожения людей или массовой эпидемии.

Итак, задумаемся: кто в этой войне больше настрадался? Кому было тяжелей? Кто перенёс бóльшую трагедию и отдал больше жизней? И тогда придется признать, что описание условий переселения крымских татар, безусловно, суровых, вряд ли можно сравнить с теми лишениями, которые пережили советские люди, подвергшиеся в 1941 г. вынужденной эвакуации за Урал, спасаясь от быстро наступавших немецких войск. Тогда все их имущество умещалось в одном-двух чемоданах или нескольких вещмешках. Эшелоны, уходившие на восток, постоянно бомбили. Воды и еды, топлива катастрофически не хватало. А потом были трудные будни тыла. Жить и работать приходилось, и в дождь, и в лютый мороз, в неотапливаемых помещениях, или просто в палатках, где стояли станки и аппаратура эвакуированных в тыл заводов. Работать, выпуская продукцию для фронта, взрослым и детям, без выходных по 12 часов в день. Работать, несмотря на голод, хроническое недосыпание и сковывавший руки холод. И люди не только выдержали, но и победили. Победили потому, что верили своей стране и несмотря ни на что оставались людьми, не давая выплеснуться ненависти на другие народы.

Немало этому способствовала и общественно-политическая структура Советского Союза, представлявшего, по мнению С.Г. Кара-Мурзы «систему с отрицательной обратной связью по отношению к конфликтам…», где «при обострении противоречия автоматически включались экономические, идеологические и даже репрессивные механизмы, которые разрешали или подавляли конфликт, «успокаивая» систему» и не позволяя одним народам истреблять другие.

Можно ли считать после этого политику переселения крымских татар геноцидом, если в действительности геноцид означает курс на уничтожение народа, на планомерное сокращение его численности и социальную деградацию? Можно ли считать геноцидом действия власти, если в их основе был максимально щадящий для участников войны вариант снятия крайне напряжённой проблемы? Видимо, нет. Но теперь всё выглядит как бы иначе. И «чудом уцелевший народ», возвращаясь на родину, чтобы наладить здесь свою жизнь, рассматривает насильственное выселение из Крыма как историческую обиду, давшую преимущества не «истинным хозяевам Крыма» – крымским татарам, а его «квартирантам», как нередко называют крымские татары русское население Крыма.

Что-то в этой истории забылось, что-то не так вспомнилось. И снова история используется, как аргумент в сегодняшней борьбе за власть, территорию и ресурсы. В ней Советский Союз продолжает выглядеть «империей зла», а применяемое Советской властью насилие представляется изначально «преступным даже в самые критические периоды, когда государственные органы были вынуждены решать срочные и чрезвычайные задачи ради спасения множества жизней граждан». Почему эти доводы многими гражданами Украины и России и сейчас не воспринимаются? Видимо, это связано с господством определённых мифологий, цель возникновения и функционирования которых ещё не завершена.

Итак, даже на примере лишь одного эпизода Великой Войны видно, что история ХХ века еще не написана, поскольку очень многие вопросы оказались значительно сложнее, чем это представлялось ранее официальной историографией. И один из самых интересных и актуальных вопросов этого периода касается осмысления роли «мусульманских легионов» крымских татар в Великой Отечественной войне, а также политики Советской власти в годы Великой Войны в контексте как логики самой Системы, так и логики войны. Её современный анализ, в частности, показывает, насколько упрощённой и однобокой, а, следовательно, крайне мифологизированной, была подача информации в период «перестройки», вошедшей в историю под лозунгами демифологизации и возвращения к исторической правде. Тогда было не очень понятно, что за всем этим кроется, и кто за этим стоит. Тайные пружины этих процессов тогда ещё не проступили, механизм их развертывания был не вполне ясен. Но проявившиеся во всей своей мощи в последнем десятилетии ХХ века после победы США в «холодной войне» контуры глобализации вынуждают нас воспринимать эти процессы как маленькую, но очень важную составляющую новой Большой Игры. Игры, в которой народы снова будут объектом политики и средством, а их исторические обиды будут использоваться в борьбе за мировые ресурсы для их разъединения, максимального ослабления и подчинения новым победителям, которые рассчитывают, что так будет всегда.

Библиографический список
1. Амит Э. Никто не забыт и ничто не забыто // Звезда Востока, 1989. №9, с.101-115.
2. Басов А. Крым: прошлое и настоящее // Аргументы и факты, 1988. №33.
3. Затянувшееся возвращение // Слава Севастополя, 1991. 18 июля.
4. Как «разжаловали» Крым. Беседа с народным депутатом РСФСР, председателем комиссии по самоуправлению В.А. Сердюковым // Слава Севастополя, 1990. 29 августа.
5. Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 416 с.
6. Крым в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. / Сост. В.К. Гарагуля, И.П. Кондранов, Л.П. Кравцова. Симферополь: Таврия, 1994. 208 с. (Вопросы – ответы: Вып.4).
7. Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. Симферополь: Таврия, 1988. 144 с. (Вопросы – ответы; Вып.1).
8. Крымско-татарские формирования: документы Третьего рейха свидетельствуют // Военно-исторический журнал, 1991. №3. с.89-95.
9. Лозунько С. Концлагеря спасают Америку [Электронный ресурс] Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/1751493
10. Мальгин А.В. Партизанское движение и «татарский вопрос». 1941-1944 гг. Симферополь: СОНАТ, 2008. 188 с.
11. Манштейн Э. Утерянные победы: Перевод с нем. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. 640 с.
12. Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. 352 с.
13. Пулатов Т. Всем миром – помочь братьям // Дружба народов, 1988. №12 с. 201-208.
14. Путин: Зачем ты дал ей слово на пресс-конференции?, Собчак задает вопрос Путину 18.12.2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sDz7u3N2lFk
15. Решин Л. «…Русские пленные добровольно служить не идут…» Секретные документы вермахта и СС о формировании воинских частей из советских граждан // Известия, 1990. 28 мая Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
16. Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. 312 с.
17. Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
18. Сообщение ТАСС // Известия, 1987. 25 июля.
19. Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации // Крымская правда, 2000. 7 октября.
20. Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Наука, 1992. 686 с.
21. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я, М.: Воениздат. 1973. 578 с.
22. Чикин А.М. Ахиллесова пята // Российская Община Севастополя, 2004, № 2-6.
23. Hoffmann J. Ostlegionen 1941-1943. Turkotataren, Kaukasier und Wolgafinnen im deutsche Heer. Freuburg: Rombach Verlag,1976.

Ссылка
См.: Чикин А.М. Ахиллесова пята. №3.
Хриенко П. Татары Крыма: три проблемы парадигмы репатриации.
См.: Сумленный С. Изгнаны и убиты [Электронный режим] / С. Сумленный. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2008/30/izgnany_i_ubity/
См.: Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 226-227.
См.: Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических реформ». К: МАУП, 2004. 224 с.
См.: Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2006. С. 255-256.
Затянувшееся возвращение // Слава Севастополя, 1991. 18 июля.
Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. С. 215.
См.: Панарин А.С. Народ без элиты. С. 260-276.