Ремонт Дизайн Мебель

Как давали детям имена на руси, и какие были запрещены для простолюдинов. Происхождение и значение русских имен Как произошли русские имена

История появления русских имен

История появления русских имен

Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя.

Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя (в древнерусском языке - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.

В истории русских личных имен выделяются три этапа.

1. Дохристианский, в котором исповедовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка.

2. Период после крещения Руси, где церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности.

3. Новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской Социалистической Революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

До введения на Руси христианства, личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена-прозвания представляют собой огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка. Древнерусские имена-прозвания, были разнообразны. Например: Первак, Первой, Второй, Вторак, Третьяк (это имя было одним из самых распространенных), Третий, и т.д. Мы встречаем прямых потомков этих имен - фамилии: Первов, Третьяк или Третьяков и т.д. Или такие имена - Черныш, Беляк, Белой и др. - данные по цвету волос, кожи. Имена присваивались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения, характеру, по времени рождения. Множество прозваний давалось по отдельным поводам и случаям. Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней - Вадим, Всеволод, Горазд, Добрыня, Ждан, Любава.

После введения христианства на Руси вошли в практику именования так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Календарными мы их сейчас называем условно, так как в течение всего времени своего существования они давались людям по церковным календарям. Официальное насаждение христианства на Руси началось с Х века. В княжение Владимира Святославича христианство стало государственной религией. Киевский князь Владимир, искавший себе сильного союзника, заключил союз с Византией. Одним из условий этого союза, было принятие Русью христианской религии. В 988 году Владимир крестился сам и стал вводить новую религию на Руси. Христианизация населения Руси и обязательному при этом обряду крещения сопутствовало наречение людей новыми христианскими именами. Принятие новых имен русским населением шло медленно.

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В стариницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То - хошь, не хошь - Иероним!
М.Владимов

Однако в истории сохранились только дохристианские имена, которые бытуют у нас и поныне, попали они в русский язык в начале II тысячелетия через проповедников христианской религии, большинство которых были южными славянами: у них христианство появилось гораздо раньше, чем на Руси.

В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. После окончания гражданской войны произошли перемены - реже стали устраивать церковные свадьбы, осуществляли положенную гражданскую регистрацию новорожденных.

Эпоха новым лексиконом
Врывалась в речь цехов и сел,
Шли Амфилохии в ревкомы,
Аделаиды в комсомол.
Они своих созвучно эре
Именовали октябрят:
Заря, Идея, Пионерий,
Ревмир, Ревпуть и Диамат!
М.Владимов

В настоящее время очень часто встречаются сокращенные формы имен. Сокращенные формы употребляются в самых различных ситуациях, за исключением официальных. Сокращенные имена столь коротки, что нередко оказываются созвучными нескольким полным именам, и наоборот, одному полному имени может соответствовать несколько сокращенных. Например:
Аграфена - Агаша - Гаша - Граня - Груня - Груша - Феня;
Александр(а) - Ара - Аря - Аля - Алик - Ксана - Ксаня - Алексаня.

Что в глазах ненастенько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия?
Просто жизнь - фантастика
Трех матрех вместила:
Ася, Стася, Настенька,
Все - Анастасия.
И.Снегова

Поскольку существуют многочисленные варианты одних и тех же имен, то необходимо различать официальные и неофициальные формы именования людей. В русском языке варьировались практически все формы имен, и церковные, и светские, однако светские - в значительно более широком диапазоне.

При крещении имя ребенка записывали в книгу регистрации (такие книги велись во всех церквях), при этом обычно следовали орфографии того календаря или какой-либо другой богослужебной книги, которая имелась в данной церкви. При получении метрики или справки о рождении (а их выдавала не церковь, а специальные гражданские учреждения - в городах консистории, в деревнях волостной писарь) имя переписывалось не буква в букву, а чаще всего так, как просили родители или как считал нужным писарь. Серьезного юридического значения расхождению записей имени в церковной книге и в метрике не придавалось; основным вариантом все равно был церковный, и написание имени можно было дополнительно проверить по дате рождения именуемого и соотносившемуся с ней дню ангела.

Поскольку раньше в документы (паспорт, метрику, справку, запись о крещении и т.п.) попадали разные варианты имен (и в церковной, и в их светской форме), все они могут называться паспортными, официальными, документальными, несмотря на ряд орфографических и произносительных отличий. В народных говорах многие имена подвергались существенным переделкам (Евдокия - Евдокея - Авдотья через неустойчивый вариант Авдокья), но так как в документальные записи попадали и эти формы, их также приходится считать официальными.

В неофициальных ситуациях - дома, в кругу друзей - людей называют неофициальными сокращенными формами имен. Они сложились в быту для повседневного употребления, так как полные имена бывают иногда громоздкими и неудобными при общении в семье, и особенно среди детей и подростков. (Екатерина - Катя, Мария - Маша, и т.д.).


Сегодня родители не знают проблем при выборе имени для своего чада - назвать ребёнка можно так, как нравится маме и папе. А ведь раньше все было не так просто, и при наречении следовало соблюдать строгие правила. Как выбирали имена в языческой Руси, что изменилось после христианизации, почему Разина называли Стенька – читайте в нашем материале.

Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителей

В древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей.


Долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник - называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый - почему бы не назвать его Забава или Шумело. Во время рождения малыша на улице трещал мороз – вот и имечко есть, Мороз. Часто использовались название месяцев, например Травень, а это ничто иное, как май на древнеславянском.

В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, потому они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный, энергичный. Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучные именем.

Имена-прозвища

Прозвища возникли на Руси очень давно, ещё когда страна не была христианской. Фантазия народа было неистощима, прозвищ было очень много, но использовали чаще всего самые распространенные. Получить их можно было за что угодно, за профессию, за странный внешний вид, за какие-то привычки.


Например, если человека называли Кузнец, сразу становилось понятно, кем он работает. Встретив крестьянина, носящего имя Молчун, можно было не задумываться о его характере. Человек с именем Малюта наверняка желал бы иметь рост повыше.

Интересно, что в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ.

Существовали и защитные прозвища. В древние времена люди верили в порчу и сглаз, и не интересное и по нынешним меркам обидное имя помогало защитить от этого. Например, Злоба - пример защитного прозвища.

После того, как Русь стала христианской, прозвища стали прибавлять к основному имени человека. Не стоит думать, что этим увлекались лишь простолюдины, нет, достаточно вспомнить Ивана Калиту или Александра Невского. В дальнейшем прозвища стали основой для фамилий, которые знакомы современному человеку. Кстати, ярым противником прозвищ был Пётр I, который запретил их на территории России.

Имена в честь святых

После прихода христианства жители Руси стали получать новые имена: детей называли в честь христианских святых. На замену привычным именам, таким как Ждан или Храбр, пришли новые - Кирилл, Фёдор, Варвара. Сегодня они привычны для слуха, а во время реформы Владимира Великого люди с трудом привыкали к своим новым именам.


В XIV-XVI веках при рождении ребёнку давалось не только публичное христианское имя, но и прямое, в честь святого, чей день отмечался. Из исторических примеров: Василий III, чье прямое имя было Гавриил. Сын же его, Иван Грозный, имел прямое имя Тит. Еще примеры двойных имен, то есть сочетание языческого и христианского имени одновременно: Владимир-Василий Мономах и Ярослав-Георгий Мудрый.

Христианские имена

С развитием и укреплением христианства древнеславянские имена всё меньше использовались. Был составлен даже особый список, включающий запрещённые языческие имена. Когда на Руси появилось книгопечатание, написанию имени стало придаваться большое значение.

И Рюриковичам пришлось пережить христианизацию имен. Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году. Канонизированные имена Борис и Глеб имели сыновья Владимира, но при крещении дети звались вовсе не так, а Роман и Давид.


Во времена Владимира Святославовича появился и ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник. Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари. В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного.

Если продолжить тему династии Рюриковичей, надо сказать, что в ней существовали две категории имен, двухосновные славянские - Остромир, Святослав, Ярополк, и скандинавские - Игорь, Глеб, Ольга. В те времена к каждому имени прикреплялся особый статус, например, вышеназванные могли носить исключительно особы с великокняжеским титулом. Сейчас это кажется странным, но только в XIV веке такое ограничение было снято. Если имена, заимствованные из Скандинавии, были чрезвычайно популярны среди княжеских родов, то среди простолюдинов они встречались достаточно редко.

Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку.

Иван, Ванюшка

Самое распространенное имя на Руси - Иван, считается, что до Октябрьской революции так звали каждого четвертого крестьянина. Если спросить любого иностранца, какие русские имена он знает, ответ будет однозначным - Иван. С этим именем связана история возникновения выражения «Иван, не помнящий родства». Когда полиция отлавливали бродяг, не имеющих паспортов, то чаще всего те назывались именно Иванами.

Государей стали называть Иванами со времен Иван Калиты, использовалось имя вплоть до 1764 года. В этом году погиб Иван VI и называть так царских младенцев запретили во избежание неприятностей.


Уменьшительные имена были распространены на Руси в XVI-XVII веках. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Достаточно вспомнить Емельку Пугачёва или Стеньку Разина. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп».

Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя.

А есть у вас отчество?

Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.

Правители России относились к отчеству очень трепетно, окончание «ов» и «ович» строго-настрого закреплялись в специальных документах, например при Петре I это был табель о рангах, при Екатерине II - чиновничьи роспись. Окончание отчества обозначало социальную принадлежность человека. Наиболее активно отчества стали применяться с XIX века, а для крестьян разрешение на отчество было получено после отмены крепостного права. Сегодня очень сложно представить себе человека, не имеющего отчества, настолько прочно вошла в нашу жизнь это традиция. Кроме того, наличие одинаковых имен и фамилий делает применение отчества необходимым.


Если до Октябрьской революции имя человеку присваивала церковь, то после переворота это мог делать каждый желающий. Началось массовое нашествие Владленов, Виленов и Вилов (сокращенно от Владимир Ильич Ленин), Кимов (сокращённо от Коммунистический Интернационал молодёжи), Трудомиров (труд + мир) и других чудных имен. Пиком фантазии можно считать витиеватое женское имя Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое мая».

Сегодня в Россию возвращается мода на привычные имена, Иван, Мария, Любовь, Владимир. Но отдельные люди по-прежнему изощряются при выборе имени для малыша. Только теперь это не Индустриализация, Интернационал или Энергия, а малопонятные придуманные конструкции, или имена кумиров, актеров и певцов, а также понравившиеся имена из фильмов, книг, комиксов.

Огромны интерес у всех, кого интересует история, вызывает рассказ о том, кем были .

Шувалов Вячеслав, группа МСП–502

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Луховицкий аграрно–промышленный техникум»

Исследовательский проект на тему:

« Русские имена и фамилии»

Работу выполнил:

Шувалов Вячеслав, группа МСП–502

Руководитель:

преподаватель русского языка и литературы

Эвергетова Валентина Степановна

Луховицы 2017

Пояснительная записка.

Исследовательский проект по русскому языку на тему:

«Русские имена и фамилии»

Выполнил: Шувалов Вячеслав

Город: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Луховицкий аграрно-промышленный техникум»

Руководитель проекта: Эвергетова В.С., преподаватель русского языка

Предмет: русский язык

Цель проекта : Цель моей работы: изучить историю происхождения имен и фамилий, узнать значение своего имени и своей фамилии.

Задачи:

– откуда пошли имена;

– узнать происхождение слова «фамилия»;

– выяснить, как возникла та или иная фамилия и что она означает;

– изучить историю происхождения и значение своей фамилии;

– изучить историю происхождения и значение своего имени.

Методы исследования:

– изучение литературы по интересующему вопросу;

– работа с Интернетом.

Исходя из этого, я определил следующие задачи исследования:

  1. Рассказать, как влияет фамилия на человека;
  2. Рассказать, как влияет имя на человека.

Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы.

План:

  1. Введение 4
  2. Основная часть 7

2.1. Тайна происхождения имен 7

2.2. История русских календарных имен 9

2.3. Варианты происхождения славянских имен 12

2.4. Чужеземные имена 13

2.5. Имятворчество после Октября 15

2.6. Русский именник 18

2.7. Патронимические образования 19

2.8. Фамилии 20

2.9. Распространение фамилий по географическим регионам 22

  1. Заключение 30
  2. Список использованной литературы 31

Введение.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Я выбрал тему «Русские имена и фамилии», так как мне было интересно узнать, как толкуются имена, мое и моих друзей. Работая над данной темой, я поставил перед собой задачи узнать, как и когда появились на свет какие-то фамилии, найти историю русских календарных имен, варианты происхождения славянских имен, выяснить распространение фамилий по географическим регионам, когда отчества стали употребляться вместо имени, определить способы образования фамилий.

Во все эпохи существенную роль в общении людей играли имена.

Наука, исследующая историю имен, их происхождение, эволюцию и значение, называется «антропонимика». В ней работают психологи, историки, астрологи, богословы и филологи. Они изучают связь между именем и личностью. Эта связь непроста и нередко даже загадочна.

К сожалению, древнерусские письменные памятники, являющиеся основным источником изучения антропонимии, зафиксировали ее начиная только с XI века, то есть в то время, когда на Руси уже было принято христианство, а вместе с ним хлынули из Византии христианские, или, как их называют, календарные, имена – древнегреческие, латинские, древнееврейские, арамейские, древнеперсидские, древнеегипетские по происхождению, непонятные и непривычные для русского человека, но обязательные при крещении.

В истории русских личных имен выделяются три этапа:

  • дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;
  • период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности;
  • новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

Загадочна, необъяснима власть имени. Одни имена на десятилетия, а то и на века предаются забвению, погружаясь на дно реки Времен, другие всплывают из ее темных роковых глубин…

«В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молимся мы, и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе глухие народные массы. Имя победило мир».

Идет по жизненной стезе человек: радуется, печалится, хитрит, геройствует, злодействует, кается – всякое случается на долгом веку. Но вот кончен его земной срок. Тело истлевает в земле или испепеляется в огне, душа рассеивается по Вселенной. А имя? Имя дремлет, как птица, в родовом гнезде, терпеливо дожидаясь избранника–младенца. Вот он явился на свет Божий, оповестил о своем приходе отчаянным криком – и птица–имя слетает в его колыбель, обнимает избранника крыльями на целую жизнь, как обнимает Луна своим таинственным светом Землю.

Связь между личностью и именем огромна и загадочна. Имя – характер – судьба! – эта триада имеет не только земное, но и космическое начало, ибо связана со временем и пространством. Не случайно у каждого имени есть свой знак Зодиака и своя Планета. И даже свое определенное числовое выражение! Пока будет жива Земля, будут жить человеческие имена.

Основная часть.

Тайна происхождения имен.

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные имена.

Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно-исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена представляют огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

Раннеславянский тотемизм – верование в божественность отдельных растений и животных, очевидно, преимущественно тех, которые играли особую роль в жизни наших предков. Прямых свидетельств этой стороны их духовной жизни не сохранилось; имена должны помочь изучению этого исторического факта.

Атеист Иван, русак из русаков, даже не подозревает, что в переводе с древнееврейского он «Божий посланец», а имя его дородной, громогласной жены Глафиры на языке Древней Греции звучит как «утонченная, изысканная». Пелагее, до хрипоты спорящей с соседкой Мариной, чье имечко краше, невдомек, что они фактически тезки: Пелагея – «морская» по-гречески, Марина – по-латыни.

История каждого имени складывалась по-особому. Одни имена прожили долгую, сложную жизнь, прежде чем дошли до нашего времени, другие появились совсем недавно. Колоссальное количество имен русских людей известно нам только по памятникам письменности: они исчезали, прожив века, или, напротив, просуществовав очень недолго, встречаясь в единичных случаях.

В течение многих веков детей по традиции называли в честь предков (отцов, дедов и прадедов), в связи с какими-то бытовыми или религиозными событиями, повторявшимися в различные времена. И поэтому одни и те же имена передавались из поколения в поколение, первоначальная причина их появления постепенно забывалась, они утрачивали свое прежнее значение. Но, изучая такие имена и сопоставляя их с нарицательными существительными современного и древнерусского языка, нередко можно восстановить, хотя бы предположительно, почему они некогда появились на свет. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также – рекло, прозвище, название, прозвание, проименование) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.

Много веков назад, когда наши предки еще поклонялись языческим богам – Перуну, Яровиту – никто над людскими именами не мудрствовал. Какое слово на ум взойдет, тем и награждали младенца. Так появились Волк, Овраг, Добрыня, Долгой, Кислица, Неудача, Голохребетник, Лубяная Сабля, Неумывака, Осетр, Журавль, Язык, Мошна и т. д.

История русских календарных имен.

Второй, очень длинный период в истории русских имен наступил после введения христианства, вместе с которым вошли в практику именования, так называемые, календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа.

Календарными мы их называем условно, так как в течение всего времени своего существования они давались русским людям по церковным календарям, в которых распределялись по всем дням года.

История русских календарных имен не менее интересна, чем история древнерусских. Она отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Это проявилось в многочисленных орфографических преобразованиях личных имен, в борьбе древнерусских «языческих» имен за свое существование, в приспособлении «христианских» имен к условиям русской языковой среды. Христианские имена, по церковным преданиям, были именами подвижников и мучеников, погибших за утверждение этой религии. Но эти же самые имена принадлежали в древности не только тем лицам, действительным или мифическим, которых чтила церковь, но и тысячам других людей – представителям тех народов, из языка которых заимствованы эти имена.

Официальное принятие христианства на Руси произошло в 988 году, когда князь Владимир Святославич крестил жителей Киева. В его княжение христианство стало государственной религией. Принятие христианства диктовалось необходимостью укрепления княжеской власти и внутреннего единства древнерусского государства.

Христианизации населения Руси и обязательному при этом обряду крещения сопутствовало наречение людей новыми христианскими личными именами, перечни которых были переданы византийской христианской церковью с религиозными обрядами. Попали они в древнерусский язык не в переводах, а в подлинных иноязычных звучаниях, абсолютно непонятных и чуждых для русских людей. Многие имена древних русичей в точности соответствуют в переводе тем именам, которые пришли из Византии.

Принятие новых имен русским населением шло весьма медленно. Большинство русских людей и после обряда крещения продолжало вплоть до XVII века именовать своих детей по-своему, по обычаю, т.е. по-русски.

С православием пришли имена древнеиудейские, древнеримские, древнегреческие. Входили они в быт медленно: людям было боязно расставаться со старинным укладом, посему давали обычно и языческие имена, и православные. Так и писали: «Князь Георгий , зовомый Путятой ». Или: «Посадник Афанасий, урожденный Владимир Варварин ». Или: «Поп Иванчище , сиречь Болеслав ». Более того, у каждого было еще и тайное имя (рекло ), его знали два–три родственника, не более. Имя это употреблялось в заклинаниях на любовь, на охотничью удачу, на ратоборство, против чародейства.

Когда православие возобладало, младенцев стали нарекать по святцам, чаще всего не предоставляя родителям возможности выбора. Но тут начались сплошные неувязки: то, что благозвучно было в Византии, у нас не воспринималось, например: Симоророза, Бабнодий, Херимон, Просирия, Перепетуя, Пистимон … На какие только ухищрения не шли наши предки, чтобы избежать таких звуковых монстров! И как выяснилось уже в наши времена, они были абсолютно правы. Оказывается, люди с неблагозвучными именами в несколько раз более предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям, психическим комплексам, им труднее добиться успеха, они чаще других попадают в места лишения свободы или кончают жизнь самоубийством.

Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее XV века. Содержали около 9 тысяч имён, большинство из которых теперь накрепко забыты. О процессе наречения по святцам наглядно повествует стихотворение Ю. Ливеровского:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь – не хошь – Иероним!

Среди календарных имен есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые. Термин «церковные имена», иногда употребляющийся в обиходе, неверен, так как эти имена имеют длительную историю, связанную с историей народов, существовавших задолго до появления христианства. Личные имена, помещавшиеся в церковных календарях, были собраны христианской церковью еще в начале нашей эры. Они являются ничем иным, как именами людей различных древних народов, погибших мученической смертью за христианскую религию и причисленных христианской церковью к лику святых.

Русская православная церковь, отбирая имена для официального перечня, который вошел в употребление в конце XIX века, ориентировалась не на бытовавшие тогда имена, а лишь на имена тех исторических и мифических личностей, которые имели заслуги перед христианской религией.

Варианты происхождения славянских имен.

Но существовали и исконно славянские имена, которые давались детям по внешним признакам и природным свойствам : Богдан, Божен, Первый, Второй, Любим .

Существует мнение, что среди древнерусских имён было по крайней мере два типа: внутрисемейные, которые ребенок получал при рождении: Малыш, Любан, Брыка, Улыба, и внесемейные, которыми взрослых самостоятельных людей звали вне дома: Токарь, Новосёл, Муромец (многие из этих имен можно узнать в современных фамилиях).

Среди внутрисемейных имён встречались

числовые имена, отражавшие порядок появления детей в семье : Починок, Третьяк;

ряд имен отражал особенности малышей: Любик, Беляй, Пискун; отдельные имена характеризовали время рождения дитяти: Вешняк, Метелица;

отношение родителей к появлению ребенка: Ждан, Неждана, Нечай. Особо интересны имена–обереги . Вера в силу слова подсказывала славянам давать детям «плохие» имена, дабы обмануть злых духов. Придут они за малышом, а он – Продан, или Неряха, Беспута. Существовал обычай давать имена хороших людей – считалось, что так можно передать счастливую судьбу.

Многие имена в древности возникли из эпитетов и дополнительных именований различных божеств, а также из их иносказательных имен, которыми пользовались в ту пору, когда основное и главное имя божества запрещалось произносить.

Чужеземные имена.

В нашей многонациональной стране, где рядом живут языки и имена десятков национальностей и народностей, мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, когда язык приспосабливает к себе заимствованные имена так же, как и чужеземные имена нарицательные. Имена, которые вполне соответствовали фонетическим и грамматическим требованиям русского языка, не претерпели изменений. Но их было совсем немного.

Большинство же пришельцев чувствовали себя в русском языке, как на прокрустовом ложе: им не только обрубали концы и начала, не только вытягивали, их изменяли и другими способами, приспосабливая к «прокрустову ложу» нового для них языка. И лишь те из имен–чужестранцев, которые подверглись изменениям либо в фонетике (в звучании), либо в морфологии, выжили на Руси.

В этом процессе адаптации особенно досталось гласным звукам в начале имен. Некогда превращению подверглось, например, заимствованное варяжское имя Хельга . Восточные славяне не выделяли в нем как особый звук начальное Х . Гласный же звук, который оказывается в таком случае (если отбросить Х ) в начале слова, у них переходил в О. Так и появилось на месте заимствованного Хельга русское Ольга . В связи с фонетическими изменениями уже в древнерусском языке возникали новые формы от имен на Г: Юрий, Егорий, Егор из Георгий .

В одних случаях происходило исчезновение звуков в труднопроизносимых сочетаниях согласных; в других, наоборот, появлялись согласные между двумя гласными.

Изменялись и концовки имен. В женских именах утверждались окончания –а, –я (–ия), даже если их не было первоначально в заимствованных именах. Иногда только эти окончания отличали их от мужских имен. Так, рядом с мужскими Павел, Феодор, Юлий, Юлиан употреблялись женские имена Павла, Феодора, Юлия, Юлиана .

А некоторые имена на –а просто перекочевали из мужских в женские: Алла, Зина, Инна, Римма, были антропонимами мужскими, – переместиться в имена женские им, видимо, помогла их форма, окончание – а .

Известные сейчас имена Антон, Артем, Макар зафиксированы в списках календарных имен с окончанием –ий: Антоний, Артемий, Макарий. В народном произношении они теряли это –ий.

Долго еще можно перечислять превратности судьбы заимствованных имен, пришедших на Русь с христианством. Однако и так уже ясно, что русский язык не оставался пассивным по отношению к ним, он впускал их в свой состав, подчиняя своим законам, изменяя их.

Способность имен изменяться в соответствии с особенностями того языка, в который они проникли, и явилась собственно языковой причиной утверждения заимствованных имен.

Как часто проникают чужеземные имена в русский язык? В общем–то редко. Такого явления, как с календарными именами, когда сотни их хлынули на Русь, больше не наблюдалось. Да и вошли они в народный язык в настолько измененной форме, что можно говорить о совсем новом именнике: на основе заимствованных были созданы новые, собственно русские имена.

Вот и получается, что соприкасается русский язык, как и все другие языки, с иноземными именами в разные эпохи, но проникают в него лишь некоторые из имен, да и то обычно подвергаясь переработке.

В начале XIX века некалендарные имена используются редко; к концу XIX века их количество увеличивается, но их процент в русском именнике очень невелик.

Имятворчество после Октября.

Новое имятворчество началось в нашей стране стразу же после Октябрьской революции, когда произошло отделение церкви от государства и родители получили право называть ребенка как угодно, минуя церковные каноны. Это напоминало реку, которая вышла из берегов, прорвала все сдерживающие плотины и бушевала в веселом весеннем половодье.

В создаваемых именах люди стремились отразить революционные события: распространенными были имена, созданные по названию революционных месяцев : Ноябрь, Октябрь, Май, Ноябрина, Октябрина, Майя . Популярными были имена, возникшие в результате разного рода сокращений: Ревдит (революционное дитя),

по первым буквам слов – Ким (Коммунистический Интернационал молодежи), Ор (Октябрьская революция),

по первым слогам – Красарма (Красная Армия), Донара (дочь народа). Возникали имена и из усеченных слов : Рев – революция, Люция – революция, Энгель – Энгельс.

Многие имена перекликаются с именами и фамилиями вождей революции: Вилен, Владлен, Нинель (читай с конца), Будёна .

В ряде имен запечатлены первые этапы индустриализации: Мартен, Трактор, Смычка, Рэм (революция, электрофикация, машиностроение);

приметы новой действительности: Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Мюда (международный юношеский день).

Среди новых антропонимов оказались имена, образованные от нарицательных существительных без всяких грамматических изменений этих слов, без специальных суффиксов или окончаний: Звезда, Ракета, Искра, Победа, Революция, Поэма, Новелла, Заря, Воля, Лира, Свобода, Эра, Труд, Мир, Гений, Радий и др. Такой способ образования имен был известен еще в древнерусский период. С появлением календарных имен он постепенно исчезает, после революции возрождается снова. Но теперь лексика для имен используется особая. Уже нет имен, данных по названиям зверей, птиц, рыб (Заяц, Ворон, Ерш ). Чаще всего для имен берут отвлеченные существительные, по значению связанные с революцией, со строительством социалистического общества. Революция–смена мировоззрения. Многое могут сказать, например, имена, которые появились в России после октября 1917 года:

Вектор – великий коммунизм торжествует

Вилюр – Владимир Ильич любит Россию

Дележ – дело Ленина живёт

Изиль – исполняй заветы Ильича

Лентрош– Ленин, Троцкий, Шаумян

Оюшминальда–Отто Юрьевич Шмидт на льдине

Порес– помни решения съезда

Статор – Сталин торжествует

Тамил – тактика Маркса и Ленина

Ясленик – я с Лениным и Крупской

Если новые имена по форме были похожими на старые, легко входили в систему склонения, они могли утвердиться в языке, но если нет, с ними проходилось расстаться. К мужским именам русский язык предъявлял еще большие требования: они должны были образовывать отчество, то есть оканчиваться на –вич и –вн(а). От имен, которые выглядели чужаками в системе отчеств, приходилось отказываться.

В 20–е годы, когда происходила коренная ломка многих старых представлений, значительные изменения претерпел и традиционный русский именослов (с 1924 года Государственное издательство (ГИЗ) публиковало личные имена (старые календарные, иноязычные заимствования, а также древнерусские) в отрывных и настольных календарях, которые издавались массовыми тиражами.). В него вошли имена революционеров и мыслителей предыдущих эпох: Жанна – в честь французской народной героини Жанны д’Арк, Марат – в честь Жана Поля Марата, деятеля французской буржуазной революции конца XVIII века, одного из главных вдохновителей ее прогрессивного крыла – якобинцев; Инесса – в честь видного деятеля международного коммунистического движения Инессы Арманд; Артур и Джемма – имена героев романа Войнич «Овод», посвященного национально–освободительной борьбе в Италии первой половины XIX века; Спартак – в честь предводителя римских рабов, восставших в 74–71 годах до н. э., и другие имена героических личностей, известных из истории и литературы.

В 20–30–е годы ХХ века распространяются многие из таких новых заимствований: Роза, Ядвига, Грета, Жанна, Луиза, Гарри, Георг, Жорж – фиксируются в эти годы как полные официальные имена. Это и понятно: началась новая жизнь, родителям хотелось, чтобы судьба их детей, родившихся при Советской власти, была во всем не похожа на трудные судьбы людей до революции. Хотелось, чтобы жизнь была красивой, и имена детям старались давать красивые, не похожие на старые, надоевшие, из святцев. Заимствованные имена распространялись с помощью литературных произведений и театральных постановок.

Русский именник.

Русский именник находился в постоянном движении: одни имена появлялись, распространялись, другие сходили на нет. В каждую эпоху в именнике были антропонимы очень популярные, широко распространенные и, наоборот, весьма редкие.

Современные женские полные имена в русском языке оканчиваются главным образом на –а, –я (–ия, –ья): Надежда, Юлия, Анастасия, Дарья. Мужские полные имена преимущественно оканчиваются на твердый согласный звук или на –ай, –ей, –ий: Петр, Павел, Алексей, Николай. Окончание –а в мужских именах редко (Никита ). Женские полные имена легко склоняются по 1–му склонению, как существительные нарицательные женского рода (стена, армия), а мужские – по 2–му склонению, как существительные нарицательные мужского рода (пень, дуб).

Говоря о будущем имён, нужно упомянуть о том, что во многих странах уже существует машинное конструирование личных имён. Например, в Швеции, где весьма ограничен запас личных имён, существуют рекомендательные списки новых имен и фамилий, из которых все желающие могут выбрать себе новые.

К именам не остаются равнодушны и звёзды. Если человеческий организм – часть мироздания, то одна из связующих нитей – имя. Скорее всего, как считают знатоки гороскопов, имя – один из компонентов запрограммированной генетическим кодом и чем–то еще судьбы человека. Некоторые ученые утверждают, что имя влияет на характер и даже здоровье.

На Руси несколько веков назад было более трёхсот мужских имён (точнее, Жития всех святых за 1916 г. содержит 863 мужских и 232 женских имени). Я думаю, что если бы жили все самобытные имена, у нас было бы больше самобытных людей.

Патронимические образования.

Именование человека по имени его предков по мужской линии называется патронимическим , а сами эти особые имена – патронимами (от греческого патрос – отец + ним – имя). На определенном этапе развития общества, в условиях разрастания отдельных родов, знать, кто чей сын или внук, из чьего рода или дома происходит, было очень важным.

Патронимические образования, из которых позже развились фамилии и отчества , известны у русских с древнейших времен, задолго до принятия христианства. И Ярославль, и Житомир , известные сегодня, как названия городов, были притяжательными формами, отвечавшими на вопрос чей? Сыновья князя Ярослава звались Ярославичи, дочь Ярослава – Ярославна . В списках русских послов 945 г. при некоторых именах уже есть отчества.

Отчество на века стало своеобразным рыцарством при российском дворе. По указу Екатерины II только члены первых пяти классов табели о рангах имели право использовать патроним на –вич ; (в армии это соответствовало званиям от генерал–майора и выше). Классам от шестого до восьмого разрешалось использовать только патронимы на –ов и –ин . Классам от девятого до четырнадцатого (в армии от звания капитана и ниже) не разрешались патронимы.

Употребление отчества вместо имени (традиция, оставшаяся до сих пор) встречается уже в Х веке: Претич , воевода киевский (968 г.) Жена князя Игоря вошла в историю и литературу как Ярославна , хотя ее звали Ефросинья.

С XIII века лица высших слоёв общества у русских не зовутся одним лишь именем. В истории общественного развития каждого народа наступает время, когда одного лишь имени личного делается недостаточно. Требуется однозначно определить место человека в обществе. Разные народы шли к этой цели своим путем. У римлян, например, было четыре вида имён: личное, родовое, прозвище и добавочное прозвище.

Фамилии.

Можно ли сейчас жить без фамилии? Общаясь с родственниками, знакомыми, человек, конечно, обходится без фамилии. Тут хватает одного имени, иногда имени и отчества, прозвища. Но стоит только выйти за пределы этого узкого круга людей, как без фамилий не обойтись. Их не только записывают в документы, но постоянно употребляют в живой речи в школах, институтах, учреждениях.

Слово фамилия появилось в русском языке лишь в Петровскую эпоху. Становление же фамилий (хотя это слово тогда и не употреблялось) на Руси датируется XIV – XV веками (в те времена бытовало и такое название – дедина ). Но прообразы фамилий можно найти и в берестяных новгородских грамотах. В начале фамилии появились у бояр и дворян, потом у горожан. Позже всех появились фамилии у крестьян. «Офамиливание» русского народа длилось на протяжении нескольких столетий, и в каждом регионе–особым образом. Скажем, княжеские появляются в XIV веке из названий уделов. У «именитого купечества» они регистрируются с XVI века. А вот у основной массы населения издревле бытовали так называемые «уличные» фамилии (как соседи по улице именовали друг друга).

При большом приближении можно разделить по способу образования все фамилии на профессиональные, географические, отымённые, прозвища.

Благодаря фамилиям до нас дошли тысячи слов живого древнерусского языка, старинные имена и понятия. Надо только разглядеть их. Расшифровывая фамилии, узнаёшь обычаи, традиции, запреты своих предков, словом – смотришь в зеркало истории. Увлекательнейшее занятие!

Слово фамилия нерусское по происхождению. В древнем Риме familia – семья, в состав которой кроме родственников входили и рабы. Из латинского языка это слово пришло во многие современные европейские языки с таким же значением – семья (только уже без рабов, без людей не связанных родственными узами): family – в английском, familie – в немецком, famille – во французском. Видимо, в XVIII веке это слово с таким же значением появилось и в русском языке.

Именования семей, отчасти похожие на современные фамилии, встречаются уже в глубокой древности. Уже от конца XIV – XV века дошли до нас документы, свидетельствующие о передаче именования от поколения к поколению. Правда, это относится пока лишь к знатным княжеским, боярским семьям. В документах неоднократно упоминаются князья Оболенские, Голицыны, Бельские, Сабуровы, Морозовы, Шуйские. Но это у «сильных мира сего». А когда возникли фамилии у большей части населения России: у крестьян, незнатных горожан? Оказывается, в различных местах у представителей разных слоев населения этот процесс проходил неодинаково. На севере и северо–востоке России, где жило много государственных крестьян, принадлежавших не отдельным помещикам, а плативших подати непосредственно в царскую казну, фамилии официально утверждались раньше, чем там, где было больше крепостных крестьян.

Почти от каждого календарного и древнерусского имени возникли десятки фамилий. Фамилии появлялись и от женских имен, главным образом таких, которые были широко распространены в старину в крестьянской среде: Манькин, Манин, Манюхин, Марьин, Марин, Манюшин и т.д.

Но основную массу фамилий дали мужские имена, т.к. главой семьи на протяжении всех тех столетий, когда формировались фамилии, был мужчина. Его именование и становилось семейным.

Фамилий от имен нарицательных в русском языке колоссальное количество. Ученые полагают, что практически невозможно составить полный словарь всех русских фамилий различных эпох. В русском языке представлены различные формы образования фамилий на: –ов, –ев, –ин, –ий,

–ский, –енко, –вич, –ец, –ск, –итин, –анин и т.д.

Распространение фамилий по географическим регионам.

Фамилии не менее информативны, чем наши гены. Что могут поведать о генофонде русские фамилии? И как их связать с генами? Дело в том, что многие фамилии «привязаны» к определённой территории. Так окончание «очкин» чаще встречается в юго–западных областях, «ых» и «их» – на севере и юге, но отсутствуют в центре и т.д. А раз фамилии (как и гены) передаются по наследству–от отца к сыну, то их «географическая» частота может быть маркером для изучения генофонда живущего в определенной местности населения.

Специалисты лаборатории популяционной генетики человека Медико–генетического центра Российской академии медицинских наук, изучая генофонд русского народа, дополнили свои молекулярно–генетические исследования анализом частотного распределения русских фамилий в стране. Это помогло составить полный список истинно русских фамилий по регионам страны.

Сначала были составлены списки по пяти условным регионам–Северному, Центральному, Центрально–Западному, Центрально–Восточному и Южному. В сумме по всем регионам набралось около 15 тысяч русских фамилий. При наложении региональных списков друг на друга учёные выделили всего 250 так называемых общерусских фамилий. И вот–неожиданность. Мы привыкли думать, что самые распространённые фамилии – Иванов, Петров, Сидоров, а оказывается – Смирнов. Выходит, теперь на нём Россия держится.

В целом же в восточном, западном и центральном регионах страны чаще встречаются такие фамилии, как Лебедев, Кузнецов, Соколов, Иванов, Виноградов, Козлов, Васильев, Петров, Новиков.

А вот в северном – Хромцов, Булыгин, Рябов, Черноусов и Бобрецов, в южном – Гончаров, Шевченко, Колесников, Бондаренко, Ткаченко.

И ещё одна неожиданность: в обоих «своеобразных» регионах на первое место вышел Попов.

Интересен географический ареал некоторых фамилий. Так, Никитиных много и юге Псковской и Новгородской области, а Ковалёвы очень компактно проживают в Брянской и Смоленской. Иная картина с Кузнецовыми – они распространены в широком ареале, но зоны их преобладания и почти полного отсутствия чередуются.

А вот что обнаружилось с Ивановыми. Поскольку фамилия производится от имени Иоанн – самого частого в святцах, то можно было ожидать, что её носители равномерно расселены по всей территории России. Но данные исследований показали, что есть местности, например, на юге, где Ивановы практически не проживают, зато северо–запад и в меньшей степени север–восток – их, можно сказать, вотчина. А вот Петровы чаще всего встречаются на северо–западе, но их почти нет в Тверской и соседних с нею областях.

Зачем надо знать свои корни?

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития.

В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью своих предков. Причем стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания.

А родителям изучение прошлого может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их направить.

Пренебрежительное отношение к своим предкам – свидетельство невысокого уровня самосознания личности. Увы, такое отношение сформировалось в нашем обществе в результате неодобрительного отношения к генеалогии в годы советской власти и отсутствия просвещения в этом направлении сейчас.

В семье осуществляется воспитание личности. От того, как семья относится к своей истории, к своим традициям, к своим предкам, во многом зависит результат этого воспитания. Поддерживать интерес людей к своей родословной очень важно. Изучать свою родословную надо, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Исследование истории своей семьи способствует духовному росту личности, укреплению семьи и самосознания нации в целом.

Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру. Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.

В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное – начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род – это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он – продолжение рода.

Принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и внимание тоже очень важно, необходимость этого живет в подсознании. В старину знали – где сам не устоишь, род удержит.

Когда в роду сильна преемственность и достоинство в почете, то чувство гордости за род укрепляет силы, «поднимает» планку целеустремленности и достижений».

Борис Васильев сказал: «Ты зелёный листок на дереве жизни, а не мёртвое свидетельство о рождении. И давайте вспоминать, иначе мы просто так и не поймем, кто же такие мы...».

Можно изучать историю страны по книгам, а можно изучать её по истории своего рода, что гораздо интереснее, поскольку обнаруживается и некая собственная причастность к тем или иным историческим событиям и процессам. Это ведь только на первый взгляд мы просто живём. На самом деле мы живём в историческом времени, в определённую историческую эпоху и участвуем в общем историческом процессе, который наши потомки будут исследовать и оценивать.

Моя фамилия Шувалов.

Несколько версий происхождения моей фамилии.

Версия №1

Фамилия Шувалов образована от прозвища Шувал. Скорее всего, оно имеет тюркское происхождение. Исследователи выделяют несколько слов, которые могли послужить основой для этого прозвища: ногайское «шувал» – «куль, кулек», татарское «шувал» – «печная труба» и тюркское имя Шавваль (от названия десятого месяца мусульманского лунного года). Однако не исключено, что это прозвище имеет русские корни. В этом случае оно могло быть образовано от существительного «шувар» (так на западе Руси называли болотные растения), либо от глагола «шувать» – «журить, увещевать, унимать, бранить».

Шувалов – одна из старейших русских фамилий (в документах отмечается с 1565 г.); была широко известна в XVIII в. и принадлежала тогда крупным государственным и военным деятелям, ученым, писателям.

Среди известных обладателей фамилии – граф Петр Иванович Шувалов (1710–62), участник дворцового переворота 1741 г. и фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне; граф Петр Андреевич Шувалов (1827–89), в 1866–74 гг. шеф корпуса жандармов и начальник Третьего отделения, ближайший советник Александра II; граф Павел Андреевич Шувалов (1830–1908), российский государственный деятель, дипломат, генерал от инфантерии, в 1885–94 гг. посол в Берлине, сторонник сближения с Германией. Шувал, со временем получил фамилию Шувалов.

Версия №2

Чтобы узнать значение говорящей фамилии ШУВАЛОВ не обязательно кланяться итальянцам,а тем более тюркам! Эти языки – безнадёжно искажённая поделка с могучей матрицы древнего языка основателей нашего РОДА! Путь к истине всегда каменист, но в этом жизнь. Великая буква Ш – (ША) – это всем ворогам ша – то есть защита от злого. И далее – У ВАЛОВ – то есть у крепости. После "небольшого" изучения основ родного языка и грамоты легко "вспоминаем", что потеряли с иностранной "помощью" твёрдый знак, равно как и остальные 1201 буквы родной азбуки. Читайте (чтите) : ШУВАЛОВЪ – защитник (воин) у стен родовой памяти стоит твёрдо! И тёзкам того желаю. С уважением, Шувалов .

Моё имя Вячеслав.

Имя Вячеслав появилось в Древней Руси. Оно образовалось благодаря слиянию слов «вяче» (больше), «слав» (слава). Оно означает в переводе «снискавший большую славу». Происхождение имени Оно в старину имело иные формы: Вечеслав, Вяцеслав. Таким образом, имя Вячеслав происхождение и значение имеет достаточно интересные. В части славянских языков оно пишется и сегодня немного иначе: Венцеслав, Вацлав. Сокращённая форма имени Слава встречается в большинстве женских имен (Святослава, Ярослава, Владислава, Мирослава), что позволяет говорить об их общности. В Древней Руси были популярны многие имена, которые содержали основу «слава». Чем еще интересно происхождение имени Вячеслав? С появлением христианства его при крещении перестали давать мальчикам. Хотя после смерти Вячеслава Чешского, князя, который беспокоился о христианском просвещении родного народа, данное имя опять приобрело популярность. Стоит отметить, что при этом энергетика имени делает его носителя дружелюбным, прямолинейным и активным человеком.

Немного истории. Как уже говорилось выше, имя Вячеслав происхождение имеет древнерусское. Изначально оно было мирским (не церковным). После канонизации Вячеслава Чешского попало в разряд крестильных. Вячеслав стал князем в 18 лет. Он имел славу справедливого и мудрого правителя. Согласно истории, князь строил церкви и приложил много сил для христианского просвещения народа. При этом сам он являлся миролюбивым, почитавшим духовенство человеком, к чему и других призывал. История происхождения имени Вячеслав на этом не заканчивается. После смерти князя это имя свою популярность потеряло, им не называли детей вплоть до XIX в. Лишь во время переоценки ценностей, культурных и духовных в частности (в эпоху Возрождения), имя опять стало популярным. Но его тогда выбирали для новорождённого сына исключительно «сливки» общества. Хотя оно со временем проникло в различные слои общества, став невероятно популярным. Всего в православной церкви числится шесть святых, названных так. Отличались все они благочестивостью и истинной верой. Что еще можно сказать, рассматривая происхождение имени Вячеслав? Стоит отметить, что среди знаменитостей, которые носят его, большое количество спортсменов, творческих людей.

Стоит вспомнить хотя бы Вячеслава Невинного и Вячеслава Тихонова – актёров, а также модельера, художника Вячеслава Зайцева, хоккеистов Вячеслава Быкова, Вячеслава Фетисова и пр. Если на этих людей посмотреть, становится понятна тайна имени, а также что оно для человека означает: все они достигли больших успехов и стали известны благодаря своему упорному труду и таланту.

Я разобрал происхождение имени Вячеслав. Для мальчика что же оно значит? Маленький Слава – выносливый, крепкий ребёнок. У него прекрасное здоровье, следовательно, родители будут правы, если отдадут его в какую–либо спортивную секцию. Обладатель этого имени с ранних лет на несправедливость реагирует очень остро. Если ему не получается встать на защиту своих сверстников, которых более сильные дети обижают, он теряет самообладание, становится агрессивным.

Взрослый Вячеслав также не терпит несправедливости. В случае если данный мужчина обнаружит, что начальник к нему относится предвзято, он уволится с работы, не задумываясь. Немного остыв и выпустив пар, Слава в своём поступке раскается. Происхождение имени Вячеслав и характер его интересны многим в равной степени. Стоит отметить, что такой человек тщеславен, он стремится всегда занимать лидирующее место.

Мужчина с данным именем не имеет ничего против конкуренции, даже наоборот, она его мотивирует, дает возможность преодолевать жизненные сложности. Хотя порой человек веру в себя теряет, становится пассивным и апатичным. В эти моменты он, как никогда, нуждается в поддержке родных людей. Слава – располагающий к себе, дружелюбный мужчина. Он не любит, когда ругается кто–то из людей, близких ему. Обладатель данного имени старается сохранять со всеми доверительные, теплые отношения. В случае если он решил с кем–то прекратить общение, сделает это категорично. Вячеслав зла не помнит, он способен прощать и своему обидчику никогда не причинит зла.

Названный так мужчина – общительный и жизнерадостный. Он силён душевно и физически. Но периодически Слава контроль над собой теряет – в эти моменты он с легкостью поддаётся плохому влиянию. Хотя Вячеслав представитель консерватизма, законопослушный гражданин, который к нововведениям адаптируется с трудом. Вячеславу деньги нужны только для создания комфорта вокруг себя. Обладатели данного имени богачами становятся редко, хотя зарабатывают достаточно. Такой мужчина трудолюбив. В случае если потребуется, он сразу же закатает рукава и возьмется за работу. Ему не чужд физический труд.

Заключение.

Каждый день мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки имен и фамилий наших друзей, родственников, одноклассников или совсем незнакомых людей. Это связано с важнейшей социальной функцией имен и фамилий. Самая распространенная в России фамилия сейчас – Смирнов, а фамилия Кузнецов находится на третьем месте по распространенности.

В процессе работы я познакомился с разными этапами именований русских людей: узнал, какой долгой и сложной жизнью жили имена, прозвища, отчества, фамилии, прежде, чем они дошли до нас; как много тайн связано с их происхождением и существованием; как история происхождения имен помогает в изучении истории нашей страны, истории русского языка.

Как известно, имена – часть истории не только народа, но и семьи. В именах отражаются верования, чаяния, традиции, быт и характер людей. Велика роль имени в жизни человека. Оно с ним рождается. Оно умирает, чтобы возродиться вновь.

Природные и исторические памятники остались нам в наследство от предков, и их дальнейшая судьба определяется нашим к ним отношением. Нам нужно сберечь накопленные поколениями людей материальные и духовные ценности. А русские фамилии и имена – это энциклопедия русского быта, истории, этнографии. Они хранят и всегда будут хранить в своих основах память о событиях, предметах, явлениях, свойственных тем эпохам, когда они создавались, от древнейшей до новейшей.

Список использованной литературы

  1. Барашков В. Ф. Фамилии с календарными именами в основе / В. Ф. Барашков // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. - С. 110-114.
  2. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель, АСТ, 2001. - 672 с. - ISBN 5-271-00127-X, ISBN 5-237-04101-9.
  3. Никонов В. А. Словарь русских фамилий / Сост. Е. Л. Крушельницкий; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой.- М.: Школа-Пресс, 1993. - 224 с. - ISBN 5-88527-011-2.
  4. Системы личных имён у народов мира: Сб. ст. - М.: Наука (ГРВЛ), 1989.
  5. Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Ф. П. Филин - М.: Наука, 1981/1984. - 176 с. - (Литературоведение и языкознание). - Доп, тир, 100 000 экз. (обл.)
  6. Унбегаун Б. О. Русские фамилии = Russian surnames / Пер. с англ.: Л. Куркина, В. Нерознак, Е. Сквайрс; общ. ред. Б. А. Успенского. - М., 1989. - 448 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-01-001045-3 (обл.)
  7. Унбегаун Б. О. Русские фамилии = Russian surnames / Пер. с англ.; общ. ред. Б. А. Успенского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 448 с. -50 000 экз. - ISBN 5-01-004266-5 (суперобл.)
  8. Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. - 5-е изд. - М.: Флинта, Наука

    Происхождение Слово «фамилия» - латинского происхождения. В Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. В общем же случае фамилия – это наследственное родовое имя, которое указывает на принадлежность человека к конкретному роду.

    Образование фамилий Чаще всего фамилии образуются от личных имён через притяжательные прилагательные. Русские фамилии часто имеют суффиксы - ов /-ев, -ин, от ответа на вопрос «чей?».

    Образование фамилий Различие чисто формальное: - ов добавлялось к прозвищам или именам на твёрдый согласный (Богдан - Богданов, Михаил - Михайлов) -ев к именам или прозвищам на мягкий согласный (Игнатий - Игнатьев, Голодяй - Голодяев), -ин к основам на -а, -я (Ерёма - Ерёмин, Илья - Ильин).

    Образование фамилий Другая группа русских фамилий образовалась от названий населённых пунктов, церковных праздников и имён святых с помощью суффикса и окончания - ский /- цкий (Ильинский, Рождественский - из Ильинской, Рождественской церкви, Маковецкий - владелец Маковца, Горский - владелец Гор).

    Структура фамилии Фамилия состоит, прежде всего, из корневой основы (имеющей или имевшей в прошлом какое-либо лексическое значение), но также может включать в себя приставки, суффиксы и окончания. Основа фамилии часто происходит от личного имени или же прозвища, несущего то или иное лексическое значение. Приставка и окончание Фамильная приставка. Фамильное окончание

    ОТКУДА ПОШЛА МОЯ ФАМИЛИЯ? Моя фамилия Шувалов. Несколько версий происхождения моей фамилии. Версия №1 Фамилия Шувалов образована от прозвища Шувал. Скорее всего, оно имеет тюркское происхождение. Исследователи выделяют несколько слов, которые могли послужить основой для этого прозвища: ногайское « шувал » – «куль, кулек», татарское « шувал » – «печная труба» и тюркское имя Шавваль (от названия десятого месяца мусульманского лунного года

    ОТКУДА ПОШЛА МОЯ ФАМИЛИЯ? Однако не исключено, что это прозвище имеет русские корни. В этом случае оно могло быть образовано от существительного « шувар » (так на западе Руси называли болотные растения), либо от глагола « шувать » – «журить, увещевать, унимать, бранить».

    ОТКУДА ПОШЛА МОЯ ФАМИЛИЯ? Версия №2 Чтобы узнать значение говорящей фамилии ШУВАЛОВ, не обязательно кланяться итальянцам,а тем более тюркам! Эти языки – безнадёжно искажённая поделка с могучей матрицы древнего языка основателей нашего РОДА! Путь к истине всегда каменист, но в этом жизнь. Великая буква Ш – (ША) – это всем ворогам ша – то есть защита от злого. И далее – У ВАЛОВ – то есть у крепости.

    ОТКУДА ПОШЛА МОЯ ФАМИЛИЯ? После "небольшого" изучения основ родного языка и грамоты легко "вспоминаем", что потеряли с иностранной "помощью" твёрдый знак, равно как и остальные 1201 буквы родной азбуки. Читайте (чтите) : ШУВАЛОВЪ – защитник (воин) у стен родовой памяти стоит твёрдо! И тёзкам того желаю. С уважением, Шувалов.

    Шувалов – одна из старейших русских фамилий Шувалов – одна из старейших русских фамилий (в документах отмечается с 1565 г.); была широко известна в XVIII в. и принадлежала тогда крупным государственным и военным деятелям, ученым, писателям.

    Шувалов – одна из старейших русских фамилий Среди известных обладателей фамилии – граф Петр Иванович Шувалов (1710–62), участник дворцового переворота 1741 г. и фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне; граф Петр Андреевич Шувалов (1827–89), в 1866–74 гг. шеф корпуса жандармов и начальник Третьего отделения, ближайший советник Александра II;

    Шувалов – одна из старейших русских фамилий граф Павел Андреевич Шувалов (1830–1908), российский государственный деятель, дипломат, генерал от инфантерии, в 1885–94 гг. посол в Берлине, сторонник сближения с Германией. Шувал, со временем получил фамилию Шувалов.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Моё имя Вячеслав. Имя Вячеслав появилось в Древней Руси. Оно образовалось благодаря слиянию слов « вяче » (больше), «слав» (слава). Оно означает в переводе «снискавший большую славу». Происхождение имени Оно в старину имело иные формы: Вечеслав, Вяцеслав. Таким образом, имя Вячеслав происхождение и значение имеет достаточно интересные. В части славянских языков оно пишется и сегодня немного иначе: Венцеслав, Вацлав.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Сокращённая форма имени Слава встречается в большинстве женских имен (Святослава, Ярослава, Владислава, Мирослава), что позволяет говорить об их общности. В Древней Руси были популярны многие имена, которые содержали основу «слава». Чем еще интересно происхождение имени Вячеслав? С появлением христианства его при крещении перестали давать мальчикам. Хотя после смерти Вячеслава Чешского, князя, который беспокоился о христианском просвещении родного народа, данное имя опять приобрело популярность.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Что еще можно сказать, рассматривая происхождение имени Вячеслав? Стоит отметить, что среди знаменитостей, которые носят его, большое количество спортсменов, творческих людей. Стоит вспомнить хотя бы Вячеслава Невинного и Вячеслава Тихонова – актёров, а также модельера, художника Вячеслава Зайцева, хоккеистов Вячеслава Быкова, Вячеслава Фетисова и пр. Если на этих людей посмотреть, становится понятна тайна имени, а также что оно для человека означает: все они достигли больших успехов и стали известны благодаря своему упорному труду и таланту.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Маленький Слава – выносливый, крепкий ребёнок. У него прекрасное здоровье, следовательно, родители будут правы, если отдадут его в какую–либо спортивную секцию. Обладатель этого имени с ранних лет на несправедливость реагирует очень остро. Если ему не получается встать на защиту своих сверстников, которых более сильные дети обижают, он теряет самообладание, становится агрессивным.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Взрослый Вячеслав также не терпит несправедливости. В случае если данный мужчина обнаружит, что начальник к нему относится предвзято, он уволится с работы, не задумываясь. Немного остыв и выпустив пар, Слава в своём поступке раскается. Происхождение имени Вячеслав и характер его интересны многим в равной степени. Стоит отметить, что такой человек тщеславен, он стремится всегда занимать лидирующее место.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Вячеслав – располагающий к себе, дружелюбный мужчина. Он не любит, когда ругается кто–то из людей, близких ему. Обладатель данного имени старается сохранять со всеми доверительные, теплые отношения. В случае если он решил с кем–то прекратить общение, сделает это категорично. Вячеслав зла не помнит, он способен прощать и своему обидчику никогда не причинит зла.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Вячеслав законопослушный гражданин. Вячеславу деньги нужны только для создания комфорта вокруг себя. Обладатели данного имени богачами становятся редко, хотя зарабатывают достаточно. Такой мужчина трудолюбив. В случае если потребуется, он сразу же закатает рукава и возьмется за работу. Ему не чужд физический труд.

    ИСТОРИЯ МОЕГО ИМЕНИ Связь между личностью и именем огромна и загадочна. Имя – характер – судьба! – имеет не только земное, но и космическое начало, ибо связана со временем и пространством. Не случайно у каждого имени есть свой знак Зодиака и своя Планета. Пока будет жива Земля, будут жить человеческие имена!

    Литература Барашков В. Ф. Фамилии с календарными именами в основе / В. Ф. Барашков // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. - С. 110-114. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель, АСТ, 2001. - 672 с. - ISBN 5-271-00127-X, ISBN 5-237-04101-9 . Никонов В. А. Словарь русских фамилий / Сост. Е. Л. Крушельницкий; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой.- М.: Школа-Пресс, 1993. - 224 с. - ISBN 5-88527-011-2 . Никонов В. А. География фамилий / Отв. ред. С. И. Брук; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой. - 3-е изд., стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 200 с. - ISBN 978-5-484-00762-2 . Системы личных имён у народов мира: Сб. ст. - М.: Наука (ГРВЛ), 1989.

    Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии / Отв. ред. чл.- корр. АН СССР Ф. П. Филин - М.: Наука, 1981/1984. - 176 с. - (Литературоведение и языкознание) . - Доп, тир, 100 000 экз. (обл.) Унбегаун Б. О. Русские фамилии = Russian surnames / Пер. с англ.: Л. Куркина, В. Нерознак, Е. Сквайрс; общ. ред. Б. А. Успенского. - М., 1989. - 448 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-01-001045-3 (обл.) Унбегаун Б. О. Русские фамилии = Russian surnames / Пер. с англ.; общ. ред. Б. А. Успенского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 448 с. -50 000 экз. - ISBN 5-01-004266-5 (суперобл.) Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. - 5-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 240 с. - ISBN 5-89349-216-1, ISBN 5-02-002782-0.; - 6-е изд., испр. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 240 с

    спасибо за внимание!

Откуда происходят русские имена

Поговорим о привычных русских именах. Что означают они? Откуда происходят? Большинство современных русских имен было заимствовано в X веке новой эры из Византии вместе с христианской религией. Имена эти были узаконены, записаны в специальных книгах – "святцах" и объявлены "настоящими", "правильными". После введения на Руси христианства разрешалось давать имена только через церковь (при крещении). В "святцы" были включены также некоторые имена общеславянского происхождения , возникшие задолго до крещения Руси, в ту эпоху, когда славянская общность не распалась на племенные группы, из которых впоследствии сформировались отдельные славянские народы. Эти общеславянские имена (Владимир, Ярослав, Святослав, Всеволод...) и некоторые скандинавские имена (Игорь, Олег...) обычно не давались простым людям и считались именами "княжескими". Лишь в конце прошлого века имена эти были возрождены русской интеллигенцией. Употребление их значительно расширилось после революции. Тогда же вошли в жизнь и такие старинные общеславянские имена, как Станислав, Мстислав, Бронислав, принятые у других славянских народов.

Особое место по своему происхождению занимают имена Вера, Надежда, Любовь. У греков таких имен не было. Тем не менее в греческих преданиях существовали символические фигуры Вера (Пистис), Надежда (Элпис) и Любовь (Агапе), но они не давались людям в качестве имен. Очевидно, при составлении русского церковного именослова названия этих символических фигур послужили основой для создания имей Вера, Надежда, Любовь из словесного материала русского языка. Такой вид заимствования, когда по образцу одного языка создается слово в другом языке из его языкового материала, называется в языкознании калькой, а самый процесс такого заимствования - кальированием.

Откуда же произошли византийские имена , легшие в основу русских "святцев"? Византийские греки собрали у себя лучшие, разумеется, с их точки зрения, имена всех тех народов, с которыми они поддерживали торговые и культурные отношения. Наряду с именами древнегреческого происхождения они пользовались древнеримскими и древнееврейскими. В качестве отдельных вкраплений в списке византийских имен встречаются древнеперсидские, древнеегипетские, халдейские, сирийские, вавилонские...

Если мы начнем рассматривать канонические имена по значению тех слов, от которых они произошли, мы сразу же заметим в них свои особенности.

Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях хорошие моральные и физические качества. Вот значения некоторых из них: Андрей – мужественный; Никифор – победоносный; Тихон – счастливый; Агата – красивая; София – мудрая.

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

Откуда происходят русские имена

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Доподлинно не известно, когда именно имена собственные были выделены в отдельную группу. Но уже в 280-205 гг. до н.э. философ-стоик Хрисипп упоминал имена как отдельную группу. В настоящие дни существует целая наука под названием антропонимика, которая изучает имена людей, их структуру, возникновение, развитие и функционирование их в обществе. Сами имена называют термином антропонимы.

Люди всегда давали друг другу имена или прозвища, которые сопровождали их всю жизнь. Как это началось, никто не знает, но об этом сложено много легенд и преданий. По одной версии, с того времени, как Высший разум даровал людям способность говорить, считалось, что каждое слово давало власть над тем предметом или явлением, которое оно означает. Все люди захотели иметь власть. Тогда жрецы придумали другие названия для всего в мире, и возникло множество языков. Первоначальный язык скрыли от обычных людей и предали забвению. Имена постигла та же участь. Такие легенды о появлении разных языков есть у многих народов мира.

Теперь люди стали сами придумывать себе имена. В некоторых культурах считалось, что, зная истинное имя человека, ему можно навредить. Поэтому людям часто давали два имени. Одно употреблялось в семейном кругу, а другое давалось для повсеместного употребления. В древности люди верили, что имя влияет на судьбу человека и это не просто слово. Разные народы использовали это знание по-разному.

Например, в некоторых племенах Индии и Африки принято было давать отталкивающие и неблагоприятные имена, так как считалось, что неприглядное имя будет отпугивать злых духов. Считалось, что свое истинное имя человек не должен сообщать никому, кроме своих родителей. А в Индии свое настоящее имя человек узнавал только в день своего совершеннолетия из общения с духами или посредством медитации. Часто эти имена даже нельзя было произносить, так как они не были привычными для нас, а состояли из смеси образов и звуков.

В Древней Греции было принято нарекать детей именами Богов и героев. Но назвать ребенка именем Бога было довольно опасно, так как это могло уязвить их, поэтому появилось множество имен, произошедших от тех эпитетов, которыми восхваляли Богов. Так появились имена Виктор (победитель) и Максим (величайший). Этими эпитетами восхваляли Зевса в своих молитвах. Также появилось имя Лавр (от лаврового венка, который носил Марс) и Стефан (увенчанный).

Очень популярно было давать детям имена Богов, не принадлежащих к правящей верхушке Олимпа. Такие имена, как Аполлон, Майя , Муза и Аврора, употребляются и по сей день. В христианских странах детей также было принято называть в честь святых.