Ремонт Дизайн Мебель

Проективные методики – особенности использования в психологии. Проективные методики в качественных исследованиях Проективные методики исследования

Проективные методики - приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической, слабоструктурированной стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии установок, отношений и других личностных особенностей.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно проявиться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, существ, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации, образованные при попадании расплавленного воска или свинца в холодную воду. Давно было известно и то, что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Тем не менее, должны были пройти столетия, прежде чем всем известные наблюдения были использованы для исследования личности.

Проективные техники берут свои истоки в исследования Ф. Гальто-на, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.

Позднее К. Юнг полагал, что эмоции влияют на способность личности к формированию и восприятию идей. Он подготовил список из 100 слов и внимательно следил за поведением людей, когда они пытались ответить другим словом на каждое из предложенных.

Многие ученые приветствовали метод свободных ассоциаций как перспективный диагностический инструмент для глубинного анализа личности. Некоторые психологи и сам Юнг настолько полагались на эффективность теста свободных ассоциаций, что пытались использовать его в ходе расследования преступлений.

В Америке Г. Кент и А. Розанов пытались диагностировать психическое расстройство на основе типичных свободных ассоциаций, воспроизведенных в ответ на список из 100 слов. Из этого почти ничего не вышло, поскольку пациенты (например, больные эпилепсией) практически не давали атипичных ассоциаций. Однако важным следствием этой работы было то, что ученые, обследовав около тысячи людей, составили обширный список ассоциаций здоровых людей (типичные ответы). А несколько позже Розанов с соавторами опубликовали результаты нового исследования: свободных ассоциаций у детей. Протестировав 300 детей различного возраста, они обнаружили, что к 11 годам наблюдается значительный рост индивидуальных ответов.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Первой проективной методикой, т.е. той, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции - психологической концепции проекции, считается тест тематической апперцепции (ТАТ) американского психолога Генри Мюррея (1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.

Понятие «проекция» характерно тем, что в разных его трактовках отразилась свойственная психологии неоднозначность понимания даже важнейших категорий и понятий.

Проекция (от лат. - выбрасывание) как психологическое понятие появилось впервые в психоанализе и принадлежит Зигмунду Фрейду. Проекция рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта между бессознательными влечениями и установками общества, в соответствии с учением Фрейда, изживается благодаря особому психическому механизму - проекции. Фрейд, правда, упоминает и о том, что проекция не только возникает в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но и принимает самое большое участие в образовании внешнего мира. Однако это расширенное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, но когда индивид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков - основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому многими психологами считается единственно обоснованным.

Атрибутивная проекция связана со способностью оценивать и усваивать отрицательную информацию о собственной личности и является нормальным процессом, не обязательно служащим защите «Я». Классическая проекция - это, если так можно сказать, более «патологический» процесс, ибо свидетельствует о неспособности согласиться с отрицательной информацией о себе (рисунок 11).

Помимо двух рассмотренных важнейших видов проекции в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, которое объясняет восприятия объекта актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом».

Таким образом, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития. Поэтому при обозначении определенных методик, существующих как проективные, применяют к ним существующие концепции проекции, применительно к задачам диагностики личности.

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекция впервые использовалось Лоуренсом Франком (полное исследование в 1948). Им были выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1 Направленность на уникальность в структуре личности (рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт).

2 Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3 Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже существующим психометрическим. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
2) отсутствие ограничений в выборе ответа;
3) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

В современной психодиагностике выделяют 7 групп проективных методик исследования личности.

1. Методики структурирования (предоставление исследуемым определенного содержания полученном материала). К ним относятся таутофон, методика трехмерной апперцепции (С. Розенцвейг, Д. Шаков). В соответствии с методикой таутофона исследуемом дают внимательно прослушать малорозбирливий запись мужского голоса. На самом деле он является повторением серии бессмысленных звукосочетаний, однако человек этого не знает. Таким образом получают информацию, которая характеризует человека с точки зрения контактности, внушаемости, доминирующих отношений к себе и другим, степени субъективизма суждений и т.п.

Методика трехмерной апперцепции предусматривает использование стимульного материала, состоящий из 28 объемных предметов, не имеющих четкой формы (подобные шара и цилиндра, человека, животных и т.п.). Неопределенность форм приводит различное поведение испытуемых, которые должны, отобрав часть предметов, составить о них историю и рассказать ее, иллюстрируя действиями с этими предметами. Затем описывают каждый предмет, называя его. Методика может предусматривать выполнение ее с завязанными глазами, когда исследуемые ориентируются только на кинестетические и тактильные ощущения.

2. Методики конструирования (создание целого из частей и разрозненных фрагментов). Самая известная методика конструирования - "Тест мира". Для ее выполнения предлагают 232 маленькие яркие модели (дома, деревья, самолеты, животные, люди). Задача испытуемого - создать из них модель "малого мира". При анализе его действий, учитывают, какие предметы он выбрал первыми, количество их использовал, определяют площадь занятого пространства, формы конструкций и др. Составители методики обнаружили и описали несколько типов подходов к конструированию "мира", с которыми можно соотнести работу испытуемых.

Интересной методикой конструирования является "Тест мозаики" - составление произвольного узора с 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность составить распознаваемую, четкую по форме мозаику свидетельствует о наличии отклонений личностного развития.

3. Методики интерпретации (толкования событий, ситуаций, изображений). Самой распространенной методикой этой группы является ТАТ. В процессе эксперимента испытуемым предъявляют последовательно 20 картин из стандартного набора (в зависимости от пола и возраста) с изображением неопределенных ситуаций, предусматривающие разное понимание. Каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессивные реакции, сексуальные проблемы). Исследуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предыдущих событий, вероятно завершения истории. Все рассказы записывают дословно, фиксируя паузы, интонацию, выразительные движения (пользуясь магнитофоном, диктофоном, стенографией). Картины ТАТ предъявляют индивидуально, процедура исследования длится два дня. Анализируя рассказы, определяют важнейшие характеристики исследуемого, в т. Ч. Потребности, особенности влияния среды ("прессы"). Сочетание этих двух переменных составляет тему (динамическую структуру) взаимодействия личности и среды. Содержанием тем реальные поступки испытуемого, неосознанные стремления, представления о будущем и тому подобное.

В интерпретационной методике Розенцвейга стимульным материалом является 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Персонаж методики произносит фразу, которой описывает суть проблемы. Над другим персонажем на месте соответствующей фразы изображен пустой квадрат. Исследуемый должен быстро, не задумываясь, придумать ответ. их содержание анализируют с целью выявления типа и направленности (на себя, на других) агрессии.

4. Методики дополнения (завершение фразы или истории). Прием завершения предложений впервые применил А. Пейн в 1928 В этих методиках исследуемом предъявляют серию предложений (типа "Я всегда хотел...", "Будущее кажется мне...", "Если бы я снова стал молодым... »). Обработка ответов позволяет выявить его мотивы, потребности, чувства, систему отношений. Методики завершенных предложений имеют множество вариантов, их активно применяют в современной психодиагностике. Менее распространены методики, ориентированные в дополнение текстов. Например,

"Инсайт-тест", в котором исследуемый знакомится с набором ситуаций и, поставив себя на место человека, активно действует, отвечает на вопросы. Полученные ответы анализируют по характеру и выразительностью эмоциональной реакции, типом когнитивных проявлений, способом решения конфликта.

5. Методики катарсиса (самовыражение в эмоционально напряженной творчества). Примером таких методик является психо-драма, составляет импровизированное театрализованное действо, в котором исследуемый играет роль самого себя при поддержке и сопереживания других участников. Во время этого проявляются его личностные и поведенческие особенности, аффективная разрядка обеспечивает терапевтический эффект.

В некоторых вариантах катарсический методик исследуемые действуют опосредованно, проектируя свои черты и реакции на предметы-заменители. Например, в "тесте кукол" детей просят разыграть с набором кукол разные сцены (например, ссоры с братом), спектакль на тему.

6. Методики импрессии (выбор, доминирование одних стимулов над другими). Самый распространенный среди них - "Тест цветовых предпочтений" ("Тест Люшера»). Его стимульный материал - набор цветных карточек. Полный вариант охватывает 73 карточки 25 оттенков, короткий - 8 карточек. Исследование начинается с одновременного их предъявления исследуемом с просьбой выбрать ту, что понравилась, не объясняя зачем. Исследуемый должен сделать еще один выбор из тех карт, остались. Интерпретация выполнения основывается на следующих положениях:

а) каждый цвет обладает символическим значением (например, зеленый - уверенность, настойчивость, упорство; синий - спокойствие, удовольствие);

б) парные сочетания цветов имеют значения, полнее отражают индивидуальные особенности личности;

в) позиции цветов целом или порядок их выбора характеризует функциональное значение (избран первым цвет отражает средство достижения цели (синий означает желание человека действовать спокойно, без напряжения), второй выбранный цвет характеризует цель стремлений)

г) отвержение (непринятие) основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого), как и выбор среди первых цветов дополнительных (фиолетового, коричневого, черного, серого), является показателем внутреннего неблагополучия, нереализованных потребностей, интенсивных тревог, стресса.

7. Графические методики (самостоятельное изображение предметов, людей, животных и др.). К ним относится "Тест рисования пальцем", при выполнении которого испытуемый должен на влажном листе - бумаги с помощью красок выполнить рисунок пальцами. После завершения работы его просят рассказать о нарисовано. Собирают серию изображений, которые сделал один человек. Интерпретация рисунка основана как на формальных и символических характеристикам, так и на частоте использования красок, особенностях моторных реакций, высказываниях испытуемого. Слабая структурированность ситуации создает благоприятные условия для самовыражения.

В современной психодиагностике распространены методики "Бумаги и карандаша": "Рисунок семьи", "Дом - дерево - человек"; тесты "Дерево", "Нарисуй человека", "Автопортрет" и др. Анализ рисунка основывается на утверждении, что, рисуя, человек непосредственно выражает особенности собственной личности, интерпретируют с помощью эмпирически проверенных критериев.

Исследования с помощью проективных методик требует специальной психологической подготовки, даже несмотря на то, что некоторые из них выглядят довольно простыми (особенно графические).

Все проективные методики обременены риском появления таких артефактов, как инструментальные ошибки и ошибки психодиагноста. Первый тип ошибок обусловлен невозможностью спрогнозировать восприятия проективной методики испытуемым. Например, дети очень часто стремятся догадаться, какой должна быть правильный ответ, невольно дают типичную, стандартный ответ, и никакой проекции не происходит. Для снижения риска инструментальных ошибок необходимо задействовать несколько независимых методик с различными методическими принципами построения.

Использование проективных методик в практике школьной психологической службы позволяет выявить глубинные причины эмоционально-личностной дезаптация школьников на определенном этапе возрастного развития и социализации.

Проективные методики - это техники, с помощью которых психологическое измерение осуществляется на основе интерпретации результатов деятельности испытуемого посредством слабоструктурироваиного сти- мулыюго материала, который дополняет человек, тем самым проектируя свою личность. Проективные методики и тесты представляют собой класс неэксиериментальных методов ввиду того, что результаты проекции предполагают скорее экспертизу личности, нежели измерение ее признаков. Классификация Л. Франка (L. Frank), несмотря на обилие других подходов , сегодня наиболее полно характеризует проективную технику как метод исследования личности.

Мы будем знакомиться с несколько отредактированной классификацией , в соответствии с которой существуют следующие виды проективных техник.

Конститутивные проективные методы основываются на предположении, что испытуемый, включенный в диагностическую процедуру, струк- турирует, оформляет неопределенные стимулы и придает им некий смысл, проектируя свою личность. Тест чернильных пятен, созданный швейцарским психиатром Германом Роршахом (G. Rorschach) в 1921 г. , является одной из наиболее популярных проективных методик данного типа. Возникнув как экспериментальная методика диагностики шизофрении, данная техника на сегодняшний день является одним из самых информативных методов психологической диагностики. Чернильные пятна неопределенной формы использовались в клинике и до Роршаха 1 . В отличие от своих предшественников, Г. Роршах предложил новую концепцию, которая сводилась не к ассоциациям испытуемого, а к процессам распознавания тех или иных объектов при восприятии стимулов. Г. Роршах одним из первых отметил значимую связь между фантазиоподобной продукцией и личностными особенностями, сопоставляя клинические характеристики и особенности ответов пациентов. Особенности применения данного инструмента подробно изложены в литературе .

В настоящее время на практике тест Роршаха в подавляющем большинстве случаев используется в рамках Интегративной системы Д. Экс- нера (D. Exner Comprehensive System ) и стал мощной стандартизированной методикой получения разносторонней валидной информации о различных аспектах психической деятельности человека.

Конститутивные проективные методы являются наиболее востребованными в клинической и производственной практике. Так, вJournal of Personality Assessment (1994 г.) и в 7-м издании Test in print (2006 г.) в приведенном рейтинге наиболее используемых психологических методик достойное место наряду с тестом Векслера, Тематическим апперцептивным тестом (ТАТ) и Миннесотским многоаспектным личностным опросником (англ. Minnesota Multiphasic Personality Inventory - ММРГ) занимает метод Роршаха, что подтверждает не только долговечность данного психологического инструмента, но и его востребованность для науки и психологической практики.

Интерпретативные проективные методы. Понятийно-технологическая характеристика интерпретативных проективных методик исчерпывается истолкованием какого-либо стимула, события или ситуации. К данному виду проективных методик относятся ТАТ , его модификации и производные. Тематический апперцептивный тест представляет собой интерпретацию испытуемыми изображений на рисунках. Авторство данной методики приписывают Г. А. Мюррею (1935 г.) . Тематический апперцепционный тест является наиболее популярным методом исследования доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов определенной личности. Его ценностью является то, что он вскрывает неосознаваемые мотивы испытуемого. Г. Мюррей определяет ТАТ как метод, применимый на всех этапах психотерапии: как средство помощи в идентификации подавленных или подавляемых склонностей и конфликтов, в определении характера сопротивлений пациента этим склонностям, как терапевтическое средство исследования свободных ассоциаций и оценки эффективности терапии, а также как инструмент исследования при соматических расстройствах 1 . Метод заключается в том, что испытуемому предлагают создать сюжетный рассказ на основании просмотра ряда картин . Достоверность метода подтверждается тем, что испытуемый, сосредоточивая свое внимание и воображение на выполнении тестового задания, забывает о необходимости защиты своего сензитивного «Я». Его высказывания о выдуманных характерах при ответе на вопросы применимы к нему самому.

Примером модификации ТАТ является Методика рисуночных фрустраций , разработанная в 1942 г. С. Розенцвейгом (Приложение 6). Она отличается от ТАТ тем, что, во-первых, положенная в его основу психоди- намическая концепция в меньшей степени связана с психоаналитической теорией; во-вторых, испытуемый, формируя «свободный» ответ на ситуацию-картинку, ограничен фразой, которая вложена в уста персонажа, изображенного на картинке; в-третьих, методика представляет собой наиболее структурированную и популярную композицию из всех тестов ТАТ- типа .

По оценке Г. Прошанского (Н. Procshansky) , основанной на итогах тестирования выборки из 460 человек в возрасте от 20 до 29 лет, выявлены достаточно высокие показатели ретестовой надежности методики, коэффициенты которой варьировались от +0,71 до +0,21.

Практика применения интерпретационных проективных методик требует их модификации ввиду громоздкости обработки и больших временных затрат на интерпретацию. Исходя их этих обстоятельств, в зарубежной и отечественной психологии были разработаны и продолжают совершенствоваться гак называемые тесты множественных выборов , которые представляют собой не отдельные конструкции, а являются методиками, дополняющими и ускоряющими процесс обработки и анализа данных .

Ретестовая надежность формализованных вариантов тестов на выборке 946 человек 1 имеет достаточно высокие значения на уровне р 0,05. Эмпирическая валидность на выборке 234 человека достигала значимых показателей на уровне р

В перечне экспрессивных методик узловое место занимают графические экспрессии. К их видам можно отнести психографологический и психографический анализ. В качестве исходного графического материала или объекта психографологического анализа выступает почерк, а нсихогра- фии - рисунок, в которых «по мере выполнения теста испытуемый может выразить свои проекции, перенеся их на рисунки» 1 . Социальные аспекты, присущие «графике», отмечали Н. Ф. Федоров , а также К. Маховер (К. Machover), когда писала: «Мы никуда не можем деться от соматической закрепленности наших желаний, конфликтов, компенсаций и социальных установок. Этот факт находит подтверждение в феномене само- проекции в рисунке» . В ходе анализа графической информации выявлено, что признаки рисунков связаны с возрастом и интеллектуальными особенностями испытуемых . В рисунках отражаются структура и черты личности, ее характерологические особенности, индивидуальный опыт, эмоции и мотивация человека. Психографическая информация «в значительной мере несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и г.д.», в которой «остается что-то специфически индивидуальное» . Проведенные исследования 1249 рисунков подтвердили предположение о связи личностных особенностей человека с графическими признаками.

Таким образом, экспрессивная проекция посредством графических продуктов деятельности людей отражает их личностные и поведенческие особенности как на сознательном, так и на подсознательном (и социальном) уровне. В целом экспрессивные проективные технологии как составная часть комплексного психологического исследования являются достоверным инструментом изучения личности и активно применяются в прикладной психологии.

Рефрактивные проективные методы. Рефракция - это отклонение или изменение направления волны света, звука или тепла с изменением ее скорости при переходе из одной среды в другую или из-за ее неоднородности . Если следовать аналогии, то данная категория проективных методов позволяет изучать личность но объективным изменениям (искажениям) речевых, двигательных признаков и морфологии тела испытуемого. Причем первые две группы признаков (речь и движения) являются динамическими рефракциями, а последняя (структура тела) - статической. Рефрактивные проективные методы как категория были добавлены Л. Франком в классификацию методов в ходе более позднего анализа проективных техник. Проективная рефракция может проявляться в особенностях речи (голосовые реакции на стимулы, частота голоса, тембр голоса, ритм произнесения слов, рече-смысловой тезаурус, паузы, особенности произношения слов и пр.), непроизвольных движениях (ритм и частота дыхания, мимика, пантомимика, почерк, изменения оттенков кожи пр.) и строении тела (антропоскопия, метопоскопия и пр.). В основу рефрак- тивных методов положено систематизированное наблюдение, выявление и оценка динамических и морфологических телесных изменений у испытуемых в области вербальных, невербальных поведенческих признаков и антропоскопия 1 .

Одним из путей регистрации этой индивидуальности является определение специфических особенностей речи при помощи голосового анализатора стресса.

Первый образец такого прибора был разработан в 1970 г. в США Э. Лектором. Принцип его действия основан на регистрации голосовых рефракций, вызванных психологической или мускульной микродрожыо. Микродрожь может проявляться с различной частотой в виде кратковременных колебаний или волнообразных движений работающих мышц. Амплитуда этих колебаний наибольшая, когда человек находится в спокойном состоянии, и убывает пропорционально уровню стресса. Частота колебаний, наоборот, повышается с увеличением уровня эмоционального напряжения в стрессе. Мембраны, образующие голосовые связки, управляются тремя группами мышц, придающих им такую форму, что воздух, проходя через них, создает звук, высота которого частично зависит от напряжения мышц. Эффект мышечной микродрожи проявляется в работе голосовых мышц и способен в небольших пределах влиять на частоту звука: происходит частотное модулирование голоса. Отклонения настолько малы, что не улавливаются человеческим ухом. Мышечные вибрации происходят в диапазоне от 7 до 15 Гц, и соответственно в этих же пределах изменяется звучание.

В 2004 г. было проведено исследование зависимости эмоционального напряжения от личностных особенностей испытуемых с использованием голосового анализатора стресса VSA (Voice Stress Evaluator ) на смешанной выборке и Многофакторного личностного опросника FPI (Freiburg Personality Inventoiy). Корреляционный анализ показал наличие статистически значимых связей

Более поздние исследования подтверждают эти заключения, дополняя результаты. В частности, изменение голосовой компоненты в стрессе, регистрирующееся при помощи изменения частотной модуляции голоса и времени ответа (реакции) на вопрос, значимо соотносится с уровнем импульсивности личности. Так, у испытуемых, имеющих высокие показатели но шкале психопатии СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности) 1 , наблюдается снижение тональности голоса и повышение скорости произнесения ответа. У психастеников интраверти- рованного типа с преобладанием функций симпатического отдела вегетативной нервной системы (механизмов внутреннего возбуждения нервных импульсов, которые в стрессовой ситуации блокируют внешний сигнал) повышается частотная модуляция и замедляется речь. То есть личностные характеристики имеют значительное влияние на уровень эмоционального напряжения, выражающегося в голосовых рефракциях человека, которые могут быть использованы в качестве полноценных проективных признаков в процессе диагностики.

Статической характеристикой и в то же время проективным признаком в процессе диагностики человека является оценка осанки , позы во время выполнения какой-либо работы, тестов, скорости движений, частоты дыхания, спонтанных высказываний, характера вопросов и уточнений инструкции и др. Эти признаки дают возможность судить об общей установке или настроении субъекта.

Психографологический анализ почерка представляет собой проективную динамическую рефрактивную методику психологического анализа рукописного текста, воспроизведенного испытуемым. При помощи методики выявляются характерологические особенности личности испытуемого посредством проекции его индивидуальных особенностей на продукт графической деятельности. Диагностика осуществляется путем оценки целостной личности на социальном, психологическом и соматическом уровнях. Н. Ф. Федоров усматривал в графических особенностях почерка людей разных эпох отражение настроения и динамики развития общественного духа в связи с динамикой социальных отношений. Как отмечает Е. С. Романова, в почерке отражаются структура и черты личности, ее характерологические особенности, индивидуальный жизненный опыт, эмоции и мотивация человека . В практике психологических исследований активно применяется методика психографологического анализа почерка (ПЛП) , основанная на исследованиях ряда авторов и формализованная для удобства и ускорения диагностики. Использование автоматизированных вариантов методики ПЛП в личностно-профессиональной экспертизе персонала показало их эффективность и согласованность с личностными и проективными тестами, в частности с MMPI, Тестом цветовых выборов М. Люшера, тестом Л. Сонди 1 и др. Коэффициент согласованности (сопряженности ) составил 0,6-0,7.

Примером метопоскопической методики является физиогномическая оценка личности (ФОЛ) , представляющая собой методику психологического анализа черт лица человека, составленную на основе изучения исторического опыта физиогномических наблюдений. Процедура оценки состоит в выборе внешних признаков лица человека и подборе из текстового материала методики ФОЛ соответствующих им характерологических черт.

В заключение следует отметить, что поведенческие и морфологические рефракции представляют собой довольно богатый материал для целостной оценки личности. В совокупности с другими психометрическими и качественными процедурами они позволяют достоверно оценивать личностные характеристики испытуемых.

Импрессивные проективные методики основаны на предпочтении испытуемыми одних стимулов другим в рамках определенного поля альтернатив. Как правило, стимульный объект выбирается в статистически значимом большинстве случаев людьми, принадлежащими к определенному типу личности. Поэтому личностные особенности данного типа переносятся на испытуемого. Наиболее распространенными видами проективной импрессии являются цветовые , судьбоаналитические , психогеометрические и другие подобные оценочные процедуры.

Первой важной особенностью данного вида проективных технологий является то, что в процессе диагностики испытуемый абстрагируется от какой-либо стороны стимульного воздействия. Например, в рамках цветовой диагностики не учитывается форма стимула, в психогеометрии, наоборот, акцентируется внимание на форме при стирании других атрибутов и т.д. Второй характерной особенностью имперссивной проекции является то, что испытуемый не отвергает все стимулы. Он выстраивает некую систему предпочтений, некую реальность личности. Третьей чертой импрессии является сопутствующий большинству методик субъективизм как в интерпретации стимулов, так и в выборе стимулов испытуемыми. То есть хотя данные методики и относятся к техникам, претендующим на оценку глубин личности, в то же время на них оказывают большое влияние процесс восприятия, внешние условия и состояние испытуемого. Четвертая характеристика импрессии - относительная независимость от этнических и культурно-социальных аспектов жизнедеятельности испытуемых, которая основывается на том, что структура влечений, являющаяся базисом перцепции человека, универсальна.

Наконец, с точки зрения практики важной положительной особенностью данного вида проективных методов является возможность наиболее быстро и качественно выставлять психологический диагноз (в комплексе с другими тестами). Именно поэтому импрессивные проективные методики получили значительное распространение в мировой психологической практике. Хотя данные методы имеют немалый критический багаж, однако они в последнее время остаются в центре внимания психиатров, педагогов, психологов и других специалистов, занимающихся индивидуализацией учебного процесса, семейным консультированием, профориентацией и расстановкой кадров.

В последнее время тест цветовых выборов М. Лютера 1 пользуется широкой популярностью как инструмент для выявления эмоционально- характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния 2 . Тест Люшера применяется при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при осуществлении психологической диагностики в педагогических и медицинских учреждениях. Он основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками человека и особенностями его переживания актуальной ситуации. В теории проективной психологии существует несколько подходов к интерпретации цветовых выборов испытуемых. В табл. 7.2 приводятся наиболее популярные взгляды 3 .

Таблица 72

Значения, приписываемые учеными проективным цветовым реакциям испытуемых

  • 1 Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера / сост. О. Ф. Дубровская. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1999.
  • 2 Klar G. et al. Luscher-Test. Bern-Stuttgart, 1974 ; Люшер M. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1995 ; Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу но использованию теста М. Люшера. Л., 1990.
  • 3 Прошанский Г. М. Проективное использование цвета // Проективная психология. М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. С. 402-403.

Окончание табл. 7.2

Шай и Хайсс

Пиотровский

Веселость

Несдерживаемая экспансивность, релаксация

Психическая

экспансия,

экстратенсив-

Стабильное, целенаправленное выражение аффекта

Тревожность,

сопротивление

Действие

Зеле

Нейтральный

расслабляемое

напряжение,

контроль

Регуляция (не вытеснение) аффективных тенденций

Регуляторный гомеостатический аспект эмоциональности

настроение

Контролируемая

эмоциональность

Синий

Спокойствие,

холодность

11евозму- тимость, сензитив- ность

Эмоциональная апатия

контролируемые

настроение

Контролируемая

эмоциональность

лето

Идентификация

Внутренняя эмоциональная и аффективная стимуляция

Интернализация аффекта. Тревожность, напряжение

Внешняя самоуверенность, совладавшая с тревожностью

ричне

Чувствительность,

защищенность

Фиксация,

ригидность

Сильные примитивные импульсы, управляемые негати- вистскими реакциями

Грусть, не перерастающая в депрессию

Белый

Пассивность,

опустошенность,

деперсонализация

Опустошенность

Пустота, потеря контакта с реальностью

Выход из депрессии

Серый

Невовлеченность

Эмоциональная нейтральность

нейтрализации,

вытеснение,

Свидетельство

антагонизма

Депрессия

Отказ, подавление, накопление чувств

Вытеснение,

подавление,

кумуляция

Торможение, блокирование, неадекватность

Депрессия, умаление собственного достоинства

Побуждение к активности

К основным преимуществам цветовых методик относятся: быстрота тестирования; простота поставленной перед испытуемым задачи; полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой; возможность многократного повторного тестирования; независимость результата теста от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Исследовательская практика показала, что использование теста цветовых выборов в комплексной батарее методик повышает надежность полученных результатов. Однако ни М. Лютером, ни авторами последующих модификаций не были корректно проведены процедуры вали- дизации и проверки надежности методик. Поэтому не рекомендуется в результате диагностики основывать заключение об испытуемом только на интерпретации проведенного цветового теста, особенно если имеются расхождения его результатов с результатами других психодиагностических методик.

Цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда (1980 г.) 1 - это невербальный диагностический метод, отображающий как сознательный, так и частично осознаваемый уровень отношений человека к окружению. Концепция ЦТО разработана А. М. Эткиндом на базе цветовых предпочтений М. Лютера для определения межличностных отношений в коллективе, где каждый человек в сознании испытуемого ассоциируется с определенным цветом. Экспериментально подтверждено, что в 80% случаев индивидуальная «раскладка» цветовой гаммы по предпочтению совпадает с цветовой самооценкой испытуемых. При этом испытуемые, определяя свое «место» в ходе ЦТО, в 95% случаев «присваивают» себе цвет (цветовая самооценка), который располагается в их индивидуальной «раскладке» не далее 3-го места от начала цветового ряда. Многолетние опыты , проведенные на достаточно обширном числе выборок (более 200 производственных коллективов) в сопоставлении с результатами социометрического теста, позволяют высказаться о валидности ЦТО и применимости его в практике социально-психологической диагностики.

Психогеометрический тест С. Делингера , по утверждению авторов адаптации, имеет точность диагностики типа личности 85%. Методика предназначена для описания характерологических и поведенческих особенностей человека. Описание свойств личности осуществляется по направлениям: внешний вид; рабочая и жизненная среда; речевые особенности; привычки, пристрастия и увлечения; особенности поведения в проблемной ситуации; управленческие способности и др. Тест Делингера применяется в практической психологии в качестве самооценки личности, оценки других людей (руководителей, коллег, друзей, членов семьи и др.), а также в профессиональной психодиагностике для оценивания вышестоящих руководителей - лидеров, находящихся вне границ непосредственного круга общения с испытуемым 1 .

Метод портретных выборов - тест Л. Сонди разработан в 30-х гг. XX столетия и опубликован венским психологом Леопольдом Сонди в 1939 г. В результате многолетних клинических наблюдений автор выявил определенную закономерность избирательности в общении людей. Пациенты клиники наиболее тесно общаются и создают устойчивые коммуникативные структуры (дружба, любовь и пр.) с лицами, страдающими подобными им формами психических расстройств. Экспериментально была подтверждена некая генетическая предрасположенность человека к проявлению влечений к лицам, подобным ему но внешним признакам. На этой идее была основана концепция судьбоанализа, закрепившая генотип в качестве определяющего фактора взаимного выбора в отношении тех лиц, которые более близки между собой по критерию личностного паттерна.

Клинико-генетические исследования были положены в основу разработанного проективного личностного теста восьми влечений, базировавшегося на теории бессознательного и психоанализе 3. Фрейда. Каждый сти- мульный портрет, использующийся в тесте, по своей физиогномической и психологической сущности отражает доминирующее базальное влечение человека. В литературе подчеркивается сложность сопоставления метода Л. Сонди с результатами других клинических исследований. Поэтому в последнее время были разработаны его модификации . Исследование достоверности метода Сонди при параллельном тестировании с использованием СМ ИЛ и ТЦВ подтвердило надежность метода в клинических условиях.

В заключение следует подчеркнуть, что импрессивиые проективные методы показывают наблюдаемую противоречивость интерпретаций, характерных для любой личности. Важность и трудность трактовки данного типа проекции заключается в том, что исследователь наблюдает более раскрепощенный континуум проявлений личности испытуемого ввиду его большей свободы в рамках экспериментального выбора нечеткого стимула. Стимуляция в данном исследовании происходит менее определенно и поэтому испытуемый реагирует эмоционально как в выборе цвета, фигуры, портрета, так и в их присвоении. Именно в этом виде проекции логический отчет испытуемого о смысловых паттернах не может состояться. Он исчезает и растворяется в эмоциональной жизни человека, которая лишь сигнализирует о личностно окрашенной эмоции, но тем не менее через эту окраску проявляется сама личность.

Аддитивные проективные методики не были внесены в перечень проективных методов в первичном обзоре и классификации Л. Франка 1 , хотя не только рассматриваемые нами тесты «завершение предложений», тест руки и т.д., но, например, методика С. Розенцвейга и подобные ей могут рассматриваться как аддитивные. Отличие аддитивной проекции личности от иных проективных методов заключается в том, что она выявляет в личности испытуемого некую социальную составляющую в виде усвоенного и присвоенного качества. Испытуемый в тесте проецирует свои социальные «зависимости», т.е. развитие личности происходит под воздействием социального окружения, от которого испытуемый, не осознавая этого, становится зависимым и переносит эту зависимость на стимул в тесте, оформляя так, как позволяют ему его личностные особенности. Эта личностная зависимость от среды и уникального жизненного пути человека превращает индивида в социоиндивида - неповторимую личность, которая появляется не только вследствие уникальности природных задатков человека, не только ввиду уникальности пути развития каждого субъекта, но и прежде всего вследствие уникального сочетания того и другого.

Особенностью аддитивной проекции становится предъявление испытуемому и продолжение им незавершенного действия, образа, мысли и т.д., в которых проектируется его уникальность. В качестве стимульного материала в аддитивных проективных техниках, как правило, используют завершение предложения, рассказа, истории, ситуации, действия. Ответы испытуемых оцениваются с точки зрения формальных характеристик (время ответа, количество слов, точность выражения, качество, определения, простота, экспрессивность, многословность и пр.) или с точки зрения содержания (эмоциональность, интенсивность, пассивность, символизм и пр.).

Наиболее популярной методикой в данной области стал тест «Завершение предложений» (Sentence Completion Test - SCI"), основанный на исследовании словесных ассоциативных связей. А. Роде (A. Rohde) обновила стимульную часть методики, что в итоге повысило коэффициент валидности теста до 0,8. Р. Саймондс (R. Symonds), изучив результаты теста завершения предложений, отметил большое количество проблемных мест. Дж. Роттер (J. Rotter) и Л. Виллерман (L. Willerman) предложили тест «Незавершенные предложения» (1ST) , валидность которого составила от 0,4 до 0,6.

Современная модификация теста завершения предложений Джозефом М. Саксом (J. М. Sacks) SSC"H наиболее популярна в экспериментальной работе психологов. Интерпретационная надежность теста составила 92%. Коэффициенты валидности оказались в пределах от 0,5 до 0,6

Теоретический обзор и экспериментальная работа, проведенная в зарубежной и отечественной психологии, позволяет утверждать о том, что тесты аддитивной проекции представляют собой в целом надежный и достоверный метод исследования личности .

Психосемантические методы исследования предназначены для выявления смысловых и эмоционально-мотивационных сторон личности. К ним относят методически оформленную концепцию Дж. А. Келли (J. A. Kelly) , в русле которой развивается ветвь диагностического инструментария, выполняющая функцию выявления посредством эмоционального реагирования личностно-смысловых конструктов. Эти техники, от семантического дифференциала до аппаратурных регистраций эмоционального ответа испытуемого на предъявляемый внешний стимул, основаны на механизме возмущения нервной системы и регистрации этого возмущения при помощи оценки внешних признаков-фактов или внутренних ассоциаций- образов . Кроме репертуарных решеток Келли , направленных на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие индивида при анализе личностного смысла понятий, к семантической проекции можно отнести семантический дифференциал Ч. Э. Осгуда (Ch. Е. Osgood) и др.

Семантический дифференциал (СД) разработан Ч. Осгудом в 1957 г. Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий. Назначением СД является количественное и качественное индексирование значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам, при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективноличностного смысла, различия аспектов самооценки и г.д. По существу, семантический дифференциал фиксирует уникальность значения определенного объекта или явления для испытуемого, которое он приобретает в результате своего жизненного опыта, т.е. речь идет о личностном смысле .

Семантический дифференциал получил широкое распространение в самых разных областях экспериментального исследования личности, малых групп, массовых коммуникаций и т.д. Как правило, он оказывается полезен там, где требуется количественно описать индивидуальное, субъективное отношение испытуемого к каким-либо аспектам его окружения или внутреннего мира. С помощью него можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, о значимых для него явлениях культуры, об эмоционально насыщенных физических стимулах, наконец, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как личностно-смысловую систему.

В метрической основе метода СД лежит факторный анализ, который позволяет выявить в совокупности данных небольшое число обобщенных, независимых, содержательно интерпретируемых параметров. Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала, проводившиеся на различных выборках испытуемых шкал и стимулов, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев три фактора оказались сходны между собой: Е (оценки), Р (силы) и А (активности). Фактор Е оценивает эмоциональную, непосредственную оценку исследуемого объекта, фактор Р -восприятие доминантности, фактор А - энергетические характеристики объекта. Факторная структура ЕРА задает универсальное семантическое пространство, в котором может быть размещен, упорядочен и описан богатый мир субъективных отношений человека. Трехфакторная структура исчерпывает 50,8% дисперсии оценок.

В заключение следует обратить внимание читателей на тот факт, что семантическая проекция, в отличие от других видов проективных картин, представляет собой отражение целостно-смысловых характеристик личности, которые могут регистрироваться в процессе диагностики и ассоциативным, и логико-семантическим, и аппаратурным способами. Эта регистрация происходит путем оценки эмоционального компонента, который сигнализирует о внутреннем смысловом фоне как на сознательном, так и на неосознанном уровне. Выявление достоверного семантического поля личности осуществляется на ассоциативном и психофизиологическом уровнях. На логическом уровне происходит личностное искажение значимого для человека предметного пространства. Но это искажение происходит и неосознанно под воздействием индивидуальных черт и психофизиологических особенностей людей. По данным искажениям (субъективности) мы видим семантический проект особо- сти личности.

  • См.: Янчук В. Л. Указ. соч. 207-225.
  • Прошанский Г. М. Классификация проективных методов // Проективная психология:пер. с англ. М.: Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2000. С. 98-107.
  • См.: Носе И. Н. Проективная психодиагностика: учеб, пособие. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2014.
  • Харроуэр М. Р. Тест Роршаха // Проективная психология. М. : Эксмо-Пресс, 2000.С. 108-128.
  • Бытует мнение, что подобный метод в свое время использовался Леонардо да Винчии Боттичелли для «возбуждения фантазии». А. Бине, исследуя интеллектуальные особенности, метод «чернильных пятен» ввел в психологию.
  • Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / под ред. Л. Н. Собчик. СПб.: Дорваль,1992.
  • ExnerJ. Е. Rorschach Systems. N. Y.; L., 1969.
  • Интерпретативные и интерпретационные проективные техники употребляются здеськак синонимы.
  • J Тематический апперцепционный тест. Руководство. Изд. Гарвардского ун-та, 1943 г.Отпечатано в США. Авт. Генри А. Моррей и состав Гарвардской психологической клиники.
  • Однако сам Г. Мюррей упоминает в связи с созданием данного теста идеи С. Робертс,а также теоретические и экспериментальные наработки К. Д. Морган, Л. Бсллака, Д. Рана-порта, С. Розенцвейга и др. (см.: Мюррей Г. Применение Теста Тематической Апперцепции //Проективная психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 129-135 ; Беллах Л. Клиническое применение ТАТ // Там же. С. 136-170).
  • См.: Мюррей Г. Указ. соч. С. 129-135.
  • Носе И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров. 2-е изд. М.: Юрайт, 2014.
  • Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study. Вопросы психической адаптации. Новосибирск, 1974.; Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком,1992.; Рабочая книга практического психолога. М.: Ин-т психотерапии, 2001 ; Developmentsin the Rorschach technique / В. Klopfer . N. Y., 1954-1956. Vol. 1-2.
  • См.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описаниеи руководство к использованию. С. 120-139.
  • ^ См.: Носе И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии.М.: Юрайт, 2014. С. 115-126.
  • Прошанский Г. М. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. Производные ТАТ //Проективная психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 171-202.
  • 1 Харроуэр М. Р. Тест Роршаха // Проективная психология. М. : Эксмо-Пресс, 2000.С. 108-128."

Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования New Look Как мы уже упоминали проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное".

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации (см. здесь – 2). Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д. Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования. Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: "контроль" и "когнитивный стиль", а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, "ответ" респондента на поставленную задачу (3), с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль".

2. Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

особенностями стимульного материала;

особенностями поставленной перед респондентом задачи;

особенностями обработки и интерпретации результатов.

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана (2)) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик. Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Проективные методики используются для диагностики в психологии. При их помощи, как можно понять из названия, выявляются проекции. Во время тестирования создается такая ситуация, которая имеет разные варианты толкования. Каждая интерпретация помогает разглядеть особенности личности.

Принципы исследований

Хотя проективные методики могут быть разными, исследования должны подчиняться общим правилам , впервые разработанными психологом Л. Франком в середине прошлого века.

1. Личность изучается не как набор реакций, а целостная система. Тестирование призвано выявить персональные особенности.

2. В основе психологических процессов личности заложена индивидуальность.

3. Динамическая система действует всю жизнь, благодаря чему чувства и реакции человека становятся индивидуальными.

Стимулы, применяемые в тестах, не имеют строго определенного смысла, возможна разная их трактовка . Именно то значение, которое придает ему конкретная личность, определяет его смысл.

Классификация

Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.

Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?

  • Импрессивные - необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
  • Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
  • Катартические - организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
  • Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.

Проекция

Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм . Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной». Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.

Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Позволяет выявить некоторые характеристики личности , благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста - получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.

Основания, на которых стоится методика:

  1. Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
  2. Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
  3. Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
  4. Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
  5. Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.

Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности - а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).

Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.

Чернильные пятна

Широко известная в психологии методика, автором является Г. Роршах. Этот проективный тест помогает выявить индивидуальные особенности , конфликты (защита), тип личности. Хотя пятна использовались и до этого, Роршах впервые применил их для диагностики личности, а не отдельных функций психики.

Были разработаны карточки, которых всего 10. Пятна симметричны, половина серо-черная, часть имеет красные штрихи, остальные содержат пастельные оттенки. При демонстрации карточек задается стандартный вопрос. Психолог, проводящий проективный тест по данной методике, должен фиксировать не только ответ, но и все его детали: эмоции, затраченное время, жестикуляцию. Затем проводится дополнительный опрос.

Интерпретация ответов теста зависит от параметров пятен (цвет, форма и т. д.), локализацию (часть или целая фигура). Наиболее важными для характеристики внутреннего мира являются кинестетические показатели . Они указывают на зрелость, интеллект, стабильность и эмпатию. Методика диагностики учитывает каждый их этих показателей.

Американские психологи разработали его для быстрой диагностики -особенно успешно он применяется для диагностики настроения у большого количества людей. Эта проективная методика может применяться много раз на одном и том же материале. В данном случае карточки с изображением одного лица, но его выражения разные.

Тест проводится очень просто человеку предлагается выбрать карточку, которая больше всего соответствует его настроению. Психолог записывает ответ и движется к следующему. Карточки обозначают настроение от очень хорошего» до «очень плохого».

Рисованный апперцептивный тест PAT

Более удобный для практических психологов вариант теста ТАТ. Обследование проходит в более короткие сроки, стимульный материал разработан новый. Это контурные рисунки, их всего 8. Два (реже три) персонажа задействованы в разных ситуациях , но их пол, возраст или статус никак не обозначены. Жесты и позы могут натолкнуть испытуемого на интерпретацию.

Отсутствие этнических и культурных отпечатков делает материал более приспособленным для получения свободных ответов. Возможно, спектр применение теста ТАТ менее широк, но его лаконичность несет большую ценность при обследовании молодежи, решении семейных проблем, исследовании коллективов, лечении неврозов.

Тесты широко применяются в психологии, особенно в первую встречу. Подобные проективные методики помогают человеку открыться , легче устанавливается контакт. Нет жестких рамок, что дает возможность применить фантазию, проявить индивидуальность. Большое количество разработанных тестов позволяют подобрать необходимый материал для работы.

Проективный тест помогает выявить уникальность характера, что является большим преимуществом перед стандартным вопросником. Недостатком является сложность интерпретации, на которую может уйти немало времени. Поэтому чаще эти методы применяются при персональной работе с пациентом.