Ремонт Дизайн Мебель

Социальный аудит SMETA

Хавалиц В. И.

Руководитель: Закалинская Е. А.

Донецкий национальный университет

экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

Понятие «социальный аудит» все чаще появляется в выступлениях как политиков и общественных деятелей, так и ученых.

Цель данной статьи – определение сущности и значения социального аудита.

Идея социального аудита только в 90-х годах прошлого столетия стала реализоваться в странах с развитой рыночной экономикой. Инициатором социального аудита на Западе стал частный бизнес, который высказал явную заинтересованность в объективном и высокопрофессиональном обследовании социальных отношений на своих предприятиях.

Появлению социального аудита способствовали существенные изменения и рыночного хозяйства, и системы рыночных отношений. Человеческие ресурсы стали решающим фактором в экономическом развитии. Инвестиции в человеческий капитал вошли в категорию «рентабельных». Социальная функция предпринимательства теперь во все большей степени обуславливает функцию экономическую (получение прибыли), и бизнес стал заинтересован в объективном обследовании внешними аудиторами социальных отношений на своих предприятиях. Но менеджеры не всегда готовы рассказать всю правду о социальных проблемах, которые существуют на предприятии, а подчас им просто не хватает профессионализма, чтобы объективно разобраться во всех тонкостях социальных отношений. Профсоюзы же, выполняя свою основную функцию защиты интересов наемных работников, по понятным причинам склонны преувеличивать финансовые возможности предприятия и его хозяина.

В современных условиях получить экономическую выгоду возможно, только если удается до предела минимизировать социальные риски. Практика показала, что расходы на социальный аудит очень быстро окупаются, то есть не угрожают экономической выгоде. Высокое качество продукта, его инновационный характер, положительный имидж предприятия – сегодня это ключевые факторы в конкурентной борьбе. И здесь информация, которую дает социальный аудит, необходима для рационального управления потенциальными возможностями персонала.

Все большее значение приобретает морально-этический имидж предприятия в глазах потребителей и всего общества как важный конкурентный фактор. Потребитель предпочитает продукт нефальсифицированный, произведенный на предприятиях, где не используется труд несовершеннолетних детей, не нарушаются правила сохранения окружающей среды и т.п. Выявление этих социальных стандартов – одна из функций социального аудита.

Результаты социального аудита, если сделать их открытыми для общественности, могли бы дать значительно более правдивую картину состояния нынешних социальных отношений, нежели это преподносится официальными органами. Прозрачность результатов независимого аудиторского обследования может стать важным инструментом наблюдения за реализацией государственных социальных программ.

Разработана концепция формирования национальной модели социального аудита и в Украине С. В. Мельником, В. Д Матросовым, М. К. Гаврицкой: в структуре Национальной трёхсторонней социально-экономической рады создаются Национальный комитет по социальному аудиту, в котором стороны социального партнёрства представляют Министерство труда и социальной политики Украины, Федерация профсоюзов Украины, Федерация работодателей Украины. На региональном уровне должны функционировать региональные комитеты по социальному аудиту на основе трёхстороннего представительства.

Таким образом,

на уровне государства социальный аудит:

Þ позволит получить адекватную и объективную информацию относительно социальных отношений в жизни общества;

Þ выявит скрытые формы социальной напряжённости в национальной экономике, позволит принять своевременно мероприятия по их предотвращению;

Þ позволит более эффективно регулировать социально-трудовые отношения через механизмы системы социального партнёрства;

Þ предоставит возможность проводить изучение, анализ и оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти на национальном и региональном уровнях;

Þ способствует оцениванию эффективности реализации национальных и региональных целевых программ;

Þ позволит оценить правовую основу, которая регулирует социально-трудовые отношения.

на уровне предприятия социальный аудит позволит работодателям:

Þ создать условия для обеспечения достойного труда;

Þ внедрить эффективную систему повышения квалификации и обеспечения карьерного роста работников;

Þ реализовать программу социального развития предприятия, повысить конкурентоспособность продукции и услуг, внедрить ресурсосбережение, мероприятия по охране окружающей среды;

Þ наладить отношения с органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти, региональными общественными организациями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Социальный аудит - новое явление в современных общественных науках и социальной практике мирового рыночного хозяйства.

По охвату объектов своего обследования социальный аудит является несравнимо более комплексным и широким в сравнении с другими видами аудита. Он призван дать оценку социального климата на разных уровнях.

Несмотря на то, что социальный аудит очень молод, тем не менее, он быстро завоевывает все более широкие позиции и, прежде всего, в странах с развитыми рыночными отношениями.

В России социальный аудит уже пробивает себе дорогу.

1. Понятие социального аудита

Общее определение социального аудита трудовых отношений: это эффективный инструмент национальной системы социального партнерства, позволяющий осуществить диалог и прийти к социальному консенсусу между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного и прозрачного социального обследования, имеющего целью регулирование процесс воспроизводства и развития трудовых ресурсов.

Практика показывает, что сегодня социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить различный временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анализа нефинансовой отчетности.

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита - получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Предметом социального аудита является достоверная и объективная информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции и другие нормативные акты), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные и тому подобное.

Объектом социального аудита становятся социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех - и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой (т.е. на всех направлениях деятельности предприятия, связанных с формированием его корпоративного имиджа, обеспечением профессионального роста работников, созданием для них благоприятного социально-психологического климата, безопасных условий труда и т.д.).

Однако следует обратить внимание на тот факт, что социальный аудит во многом сложнее, чем финансовый, экологический или другие виды аудита. Ведь предметом обследования здесь являются не просто материальные активы или финансово-экономическая и другая информация, а человеческий ресурс.

2. История социального аудита

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, пожертвования, волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).

В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена… на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором «социально ответственного поведения».

В последней трети ХХ в. При формировании инвестиционных портфелей стал учитываться уровень корпоративной социальной ответственности компаний - эмитентов ценных бумаг, появились индексы фондовых инвестиций в социально-ориентированные организации. C 1971 по 1977 г. число компаний из списка 500, представивших СА, увеличилось с 239 до 45667. Однако международных экологических и социальных стандартов в то время еще не существовало, а большинство имеющихся были разрознены, носили случайный и ответный характер (работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов). Ситуация стала меняться в 2000 г., когда около половины крупнейших мировых компаний представили глобальные доклады по экологическим программам (Global Environmental Reports), а 54% - по программам в области социальной ответственности и КГ68. В 2001 г. первой международной компанией, которая приняла решение о запуске программы социальной отчетности на глобальном уровне явилась «British American Tobaco».

Таким образом, к началу XXI века в индустриально развитых странах социальный аудит выделяется в самостоятельное теоретическое и практическое направление предпринимательской деятельности и становится непременным элементом экономики. В этих странах формируется и успешно реализуется организационно-правовая основа социального аудита, создающая необходимые условия для работы социальных аудиторов. Сущность социального аудита заключается в предоставлении заказчику аудита независимой и адекватной информации, полученной в результате анализа проблем, очерченных заказчиком. Социальный аудит позволяет выявить существующие риски в социально-трудовой сфере на уровне предприятия и разработать меры по их устранению. Более того, в условиях стремительного процесса глобализации социальный аудит как осознанная социально-экономическая необходимость начал выходить за границы индустриально развитых государств и начал распространяться по всему миру. Создаются институты социального аудита в Алжире, Люксембурге, Марокко, Сенегале и в Тунисе. Большой интерес к социальному аудиту начинают проявлять в Китае.

3. Социальный аудит в России

Становление социального аудита в России в значительной степени является результатом процесса глобализации социоэкономических отношений в контексте современного мирового рыночного хозяйства. Естественно, что и в формировании российской системы социального аудита, находит свое отражение и многие универсальные черты, характеризующие историческую эволюцию социально-трудовых отношений мирового сообщества.

Не случайно, что социальный аудит возник первоначально в странах с развитой рыночной экономики и причем всего 25-30 лет назад. Безусловно, социальный аудит становится необходимым на определенной ступени зрелости рыночных отношений, когда уже не финансовые, а трудовые ресурсы становятся решающим фактором эффективной деятельности предприятия.

В настоящее время в России начинает формироваться философия корпоративной социальной ответственности бизнеса, усиливается внимание к повышению положительного имиджа российских компаний, разрабатываются корпоративные этические стандарты. Все это направлено на изменение отрицательного отношения в обществе к бизнесу, формирование положительной репутации российского бизнеса на международной арене.

Одной из оптимальных и универсальных технологий исследования и управления социальными процессами в нашей стране явилась Концепция российской модели социального аудита, разработанная в 2007 году по инициативе Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) коллективом ученых и преподавателей Академии труда и социальных отношений под руководством профессора Попова Ю.Н. (АТиСО). В начале 2008 года Концепция была обсуждена и получила одобрение на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии (РТК).

Ценность Концепции состоит в том, что возникло желание установить общие Правила с ясными понятиями для всех сторон социального партнерства. И еще, если будут разработаны четкие социальные стандарты, работодатели будут заказчиками социального аудита, чтобы их предприятия соответствовали этим стандартам.

По мнению В.Т. Понизова, «ответственного секретаря Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, кандидата экономических наук»: в России созрели все предпосылки к тому, чтобы Концепция российской модели приобрела более практическую направленность.

Безусловной поддержки заслуживает предложение Академии труда и социальных отношений о необходимости разработки проекта федерального закона «О социальном аудите в Российской Федерации».

В рамках реализации Концепции российской модели социального аудита Академия в октябре 2007 года учредила Национальный институт социального аудита (НИСА), одной из основных целей деятельности которого является апробация, внедрение и развитие на практике модели социального аудита в Российской Федерации.

Организационно-правовой формой НИСА является автономная некоммерческая организация, что позволяет рассматривать НИСА как независимый институт гражданского общества.

В ходе своей практической работы институт столкнулся со следующими проблемами:

Во-первых, это недостаток квалифицированных специалистов, к которым должны быть предъявлены самые высокие требование, такие как:

Подтверждение высокой квалификации научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере;

Способность к обобщениям, конкретизации и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании;

Опыт участия и компетентность в проведении социометрических и социологических исследованиях.

Здесь же хотелось бы отметить и основные этические принципы изложенные, в разработанном этическом кодексе социального аудитора: Профессионализм, Объективность, Независимость.

Во-вторых, это обвинение в исполнении социальными аудиторами функций государства (инспекций по труду, аттестации рабочих мест).

Но, как мы уже знаем, социальный аудит представляет собой комплексное, охватывающее во взаимосвязях отдельных элементов, исследование социоэкономических отношений, куда составными частями входят и вопросы, находящиеся в ведении инспекции труда и встречающиеся при аттестации рабочих мест.

Кроме того, можно констатировать, что работа инспекции труда и аттестация рабочих мест регламентированы российским законодательством, их главная цель заключается в контроле и надзоре, а также сертификации производственных объектов. Что же касается социального аудита, то он не имеет на сегодняшний день законодательной базы, сама процедура социального аудита носит добровольный характер, и он не является контролирующим и надзирающим инструментом.

4. Современный этап развития социального аудита в России

Российская модель обусловлена многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой структуры социоэкономических отношений:

ѕ государство воспринимается россиянами как главенствующий орган и верховный арбитр в управлении общественными отношениями;

ѕ важная роль в формировании социальных сообществ отводится коммунитаризму;

ѕ приверженность россиян принципу социальной справедливости;

ѕ неуважение к частной собственности и законам;

ѕ общее благо как основная цель социальной деятельности и альтернатива личной выгоде;

ѕ традиции благотворительности и меценатства российского бизнесоциальный аудит и др.

В настоящее время в России известны и практикуются отдельные разновидности социального аудита: аудит охраны труда, аудит оплаты труда, экологический аудит и т.д. Особо можно выделить аудит системы управления человеческими ресурсами, который в центр анализа и оценки социоэкономических отношений ставит человека.

Общая схема социального аудита системы управления человеческими ресурсами представлена двумя блоками.

Первый блок представляют факторы трудового потенциала трудового коллектива:

1. Фактор профессионализма. Под этим фактором понимается качественная характеристика работника, с учетом особенности его трудовых и социальных компетенций.

2. Фактор этнокультуры содержит в себе вопросы наличия и характера этнокультурной выраженности в трудовом коллективе и ее влияние на качество социоэкономических отношений.

3. Психофизический фактор. Состояние психического и физического здоровья работника являются важным фактором успеха профессиональной деятельности трудового коллектива. Знание текущего уровня психофизического состояния работника необходимо руководителю для оптимизации этих ресурсов.

4. Фактор образования. В данном случае анализируется образовательный уровень работников, определяющий качественные черты мышления работника. Рассматривается также характер и направленность образования, которое подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Второй блок включает в себя факторы мотивационного поля. В настоящее время в России, как, впрочем, и во всем мире, одной из ключевых проблем, связанных с человеком на производстве, является проблема его трудовой мотивации. Значение мотивации человека на рабочем месте в России сегодня резко возросло, так как обостряются проблемы темпов развития экономики, производительности труда, неблагоприятной возрастной структуры населения.

В настоящее время можно констатировать, что общая картина практической реализации российской модели социального аудита характеризуется следующими особенностями:

ѕ правовым вакуумом в области социального аудита;

ѕ отсутствием единой, универсальной системы критериев для аудиторских заключений в социальной сфере и социальной отчетности российских предприятий;

ѕ отсутствием методического центра и координирующего органа по развитию социального аудита;

ѕ растущим пониманием значимости социального аудита и спросом на аудиторские услуги со стороны власти, работодателей и общественных организаций, в первую очередь профсоюзов;

ѕ наличием ряда организаций, занимающихся социальным аудитом, зачастую не имеющих квалифицированных кадров;

ѕ стихийностью образования фирм, предлагающих услуги социального аудита;

ѕ постепенным проникновением в страну и расширением влияния западных аудиторских фирм.

Очевидно, что современный этап развития российской модели социального аудита ставит на повестку дня решение следующих задач:

1. Разработка и принятие закона РФ о социальном аудите, определяющего:

ѕ механизмы его осуществления;

ѕ полномочия и ответственность организации, занимающихся аудиторской деятельностью в сфере социальных отношений.

2. Создание при Российской трехсторонней комиссии (РТК) Совет по аудиторской деятельности, функциями которого будут:

ѕ разработка и осуществление единой политики социального аудита в РФ;

ѕ осуществление взаимодействия власти, работодателей и профсоюзов по внедрению социального аудита в практику реализации социальной политики государства;

ѕ аккредитация организаций, занимающихся социальным аудитом и ведение реестра аккредитованных аудиторских фирм.

3. Формирование при Общественной палате РФ комиссии по развитию социального аудита в РФ, задачами которой будут:

ѕ всемерное содействие превращению социального аудита в необходимый и действенный инструмент изучения и решения социальных проблем общества;

ѕ обеспечение Общественной палаты эффективным инструментом контроля деятельности органов исполнительной власти в социальной сфере на основе социального аудита;

ѕ контроль деятельности организаций, предоставляющих услуги социального аудита, и соблюдения ими законодательства;

ѕ разработка условий проведения конкурсов «регион социальной ответственности», а также «вуз высокой социальной эффективности»;

ѕ контроль над соблюдением правовых норм, регулирующих аудиторскую деятельность в сфере социоэкономических отношений.

4. Создание российского Научно-методического центра социального аудита на базе Национального института социального аудита, располагающего необходимой научной, методологической базой и кадровым потенциалом, который будет заниматься:

ѕ научно-методическим обеспечением социального аудита в РФ;

ѕ решением вопросов профессиональной подготовки аудиторских кадров на базе Академии труда и социальных отношений;

ѕ разработкой системы обучения, повышения квалификации и аттестации социальных аудиторов для высших учебных заведений в регионах страны;

ѕ определением единых подходов к организации и содержанию социального аудита в РФ.

Таким образом, при наличии политической воли и общественной поддержки создается реальная универсальная система диагностики и регулирования не только социоэкономических отношений в трудовом коллективе, но и анализа и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в социальной сфере.

социальный предпринимательский аудит трудовой

Заключение

Социальный аудит в современной России и теоретически, и практически переживает этап становления, хотя и в одном, и в другом направлениях уже сделано немало. Еще несколько лет назад в России мало кто слышал о социальном аудите. А сегодня уже существует Концепция российской модели социального аудита, которая в принципе одобрена Российской Трехсторонней Комиссией при Правительстве РФ. В Государственной Думе РФ началось обсуждение проектов федеральных законов «О социальном аудите в России» и «Государственных социальных стандартах». Начал свою деятельность НИСА, который представляет собой гильдию профессионалов социальных аудиторов. Во многих высших учебных заведениях России приступили к обучению социальному аудиту на уровне магистратуры.

Список литературы

1. В.Р. Мешков, «Социальный аудит в системе социального управления» - 2008.

2. В.Р. Мешков, «Социальный аудит: Российская практика» - 2009.

3. Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков, А.А. Шулус «Основы социального государства». - М.: Издательский дом «АТИСО», 2009.

4. «Социальный аудит: учебное пособие». - М.: Издательский дом «АТИСО», 2008.

5. Ш.З. Санатулов, «Социальный аудит: проблема развития: сборник». - М.: Издательский дом «АТИСО», 2008.

6. А.А. Шлихтер «Направления и механизмы взаимодействия социально-ответственного бизнеса с некоммерческим сектором США». - М.: ИМЭМО РАН, 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты единого социального налога. Основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по ЕСН. Аудиторская проверка расчетов с внебюджетными социальными фондами - пенсионным, социального и медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Различие между аудитом и бухгалтерским учетом. Типы аудита. Виды аудита, его цель и задачи. Нормативы аудита. Аудиторская деятельность в Украине. Планирование аудиторских проверок. Стадии и направления аудита. Процедуры аудита. Аудиторские доказательства.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2004

    Исследование основных этапов возникновения и развития аудита в мировой практике. Появление выборочного аудита. Начало нормативного регулирования аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита. Характеристика истории становления аудита в России.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Профессиональная деятельность по независимой оценке функционирования организаций. Официальная дата возникновения внешнего аудита. Начало интернационализации аудита. Создание Международной федерации бухгалтеров. Этапы развития и становления аудита.

    доклад , добавлен 20.05.2014

    Понятие цели и функции аудита. Аудит персонала организации: основные параметры. Методы и классификация типов аудита. Адаптация персонала на рабочем месте. Этапы деятельности аудитора. Экспертиза, анализ социального баланса. Оценка кадрового потенциала.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Сущность аудита. Hеобходимость аудита. Сущность аудита и аудиторской деятельности. Принципы аудита. Виды аудита. Внутренний и внешний аудит. Аудит на соответствие требованиям. Финансовой отчетности и специальный аудит. Значение аудита в системе управления

    курсовая работа , добавлен 10.04.2006

    Формы аудита: обязательный аудит и инициативная аудиторская проверка. Осуществление внешнего и внутреннего аудита. Характеристика иных видов аудиторской деятельности. Состояние современного рынка аудита в России, направления его реформирования.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2012

    Общий осмотр бухгалтерской отчетности. История развития и тенденции становления аудита. Аналитические процедуры аудита. Выбор коэффициентов, методов их расчетов, периодов времени. Золотое правило аудитора для обнаружения мошенничества и обмана.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Значение Международной федерации бухгалтеров для разработки современных нормативов аудита. Современный этап в развитии международных стандартов аудиторской деятельности в России. Роль и факторы развития международных стандартов аудита в современном мире.

    реферат , добавлен 08.04.2009

    Аудит как проверка достоверности финансовых показателей и как разработка рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта. Истоки аудита, история его возникновения. Изучение этапов развития аудита в России.

Социальный аудит — новое явление в современных общественных науках и социальной практике мирового рыночного хозяйства.

По охвату объектов своего обследования социальный аудит является несравнимо более комплексным и широким в сравнении с другими видами аудита. Он призван дать оценку социального климата на разных уровнях.

Несмотря на то, что социальный аудит очень молод, тем не менее, он быстро завоевывает все более широкие позиции и, прежде всего, в странах с развитыми рыночными отношениями.

В России социальный аудит уже пробивает себе дорогу.

1. Понятие социального аудита

Общее определение социального аудита трудовых отношений: это эффективный инструмент национальной системы социального партнерства, позволяющий осуществить диалог и прийти к социальному консенсусу между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного и прозрачного социального обследования, имеющего целью регулирование процесс воспроизводства и развития трудовых ресурсов.

Практика показывает, что сегодня социальный аудит может быть внутренним и внешним, носить отраслевой, корпоративный, региональный или местный характер. Социальный аудит может отличаться масштабами (быть частичным, выборочным, развернутым, полным) и носить различный временной (краткосрочный, разовый, долгосрочный, периодический, непрерывный) характер. Он может использоваться как важный инструмент оперативного, тактического и стратегического менеджмента.

В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими методами анализа нефинансовой отчетности.

Социальный аудит понимается как процедура диагностирования социоэкономических отношений, мониторинга состояния и хода реализации коллективных договоров и соглашений, планов и программ социального развития на предприятии. Как правило, социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, то есть к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности.

Социальный аудит есть один из механизмов системы руководства и управления социальным развитием, а также способ мониторинга, предназначенный для наблюдения сферы социоэкономических отношений.

Цель социального аудита — получение объективной информации о характере социоэкономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека).

Предметом социального аудита является достоверная и объективная информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции и другие нормативные акты), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные и тому подобное.

Объектом социального аудита становятся социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех — и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой (т.е. на всех направлениях деятельности предприятия, связанных с формированием его корпоративного имиджа, обеспечением профессионального роста работников, созданием для них благоприятного социально-психологического климата, безопасных условий труда и т. д.).

Однако следует обратить внимание на тот факт, что социальный аудит во многом сложнее, чем финансовый, экологический или другие виды аудита. Ведь предметом обследования здесь являются не просто материальные активы или финансово-экономическая и другая информация, а человеческий ресурс.

2. История социального аудита

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, пожертвования, волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).

В 1960-е — 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.

Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена… на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором «социально ответственного поведения».

В последней трети ХХ в. При формировании инвестиционных портфелей стал учитываться уровень корпоративной социальной ответственности компаний — эмитентов ценных бумаг, появились индексы фондовых инвестиций в социально-ориентированные организации. C 1971 по 1977 г. число компаний из списка 500, представивших СА, увеличилось с 239 до 45 667. Однако международных экологических и социальных стандартов в то время еще не существовало, а большинство имеющихся были разрознены, носили случайный и ответный характер (работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов). Ситуация стала меняться в 2000 г., когда около половины крупнейших мировых компаний представили глобальные доклады по экологическим программам (Global Environmental Reports), а 54% - по программам в области социальной ответственности и КГ68. В 2001 г. первой международной компанией, которая приняла решение о запуске программы социальной отчетности на глобальном уровне явилась «British American Tobaco».

Таким образом, к началу XXI века в индустриально развитых странах социальный аудит выделяется в самостоятельное теоретическое и практическое направление предпринимательской деятельности и становится непременным элементом экономики. В этих странах формируется и успешно реализуется организационно-правовая основа социального аудита, создающая необходимые условия для работы социальных аудиторов. Сущность социального аудита заключается в предоставлении заказчику аудита независимой и адекватной информации, полученной в результате анализа проблем, очерченных заказчиком. Социальный аудит позволяет выявить существующие риски в социально-трудовой сфере на уровне предприятия и разработать меры по их устранению. Более того, в условиях стремительного процесса глобализации социальный аудит как осознанная социально-экономическая необходимость начал выходить за границы индустриально развитых государств и начал распространяться по всему миру. Создаются институты социального аудита в Алжире, Люксембурге, Марокко, Сенегале и в Тунисе. Большой интерес к социальному аудиту начинают проявлять в Китае.

3. Социальный аудит в России

Становление социального аудита в России в значительной степени является результатом процесса глобализации социоэкономических отношений в контексте современного мирового рыночного хозяйства. Естественно, что и в формировании российской системы социального аудита, находит свое отражение и многие универсальные черты, характеризующие историческую эволюцию социально-трудовых отношений мирового сообщества.

Не случайно, что социальный аудит возник первоначально в странах с развитой рыночной экономики и причем всего 25−30 лет назад. Безусловно, социальный аудит становится необходимым на определенной ступени зрелости рыночных отношений, когда уже не финансовые, а трудовые ресурсы становятся решающим фактором эффективной деятельности предприятия.

В настоящее время в России начинает формироваться философия корпоративной социальной ответственности бизнеса, усиливается внимание к повышению положительного имиджа российских компаний, разрабатываются корпоративные этические стандарты. Все это направлено на изменение отрицательного отношения в обществе к бизнесу, формирование положительной репутации российского бизнеса на международной арене.

Одной из оптимальных и универсальных технологий исследования и управления социальными процессами в нашей стране явилась Концепция российской модели социального аудита, разработанная в 2007 году по инициативе Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) коллективом ученых и преподавателей Академии труда и социальных отношений под руководством профессора Попова Ю. Н. (АТиСО). В начале 2008 года Концепция была обсуждена и получила одобрение на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии (РТК).

Ценность Концепции состоит в том, что возникло желание установить общие Правила с ясными понятиями для всех сторон социального партнерства. И еще, если будут разработаны четкие социальные стандарты, работодатели будут заказчиками социального аудита, чтобы их предприятия соответствовали этим стандартам.

По мнению В. Т. Понизова, «ответственного секретаря Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, кандидата экономических наук»: в России созрели все предпосылки к тому, чтобы Концепция российской модели приобрела более практическую направленность.

Безусловной поддержки заслуживает предложение Академии труда и социальных отношений о необходимости разработки проекта федерального закона «О социальном аудите в Российской Федерации».

В рамках реализации Концепции российской модели социального аудита Академия в октябре 2007 года учредила Национальный институт социального аудита (НИСА), одной из основных целей деятельности которого является апробация, внедрение и развитие на практике модели социального аудита в Российской Федерации.

Организационно-правовой формой НИСА является автономная некоммерческая организация, что позволяет рассматривать НИСА как независимый институт гражданского общества {www..

В ходе своей практической работы институт столкнулся со следующими проблемами:

Во-первых, это недостаток квалифицированных специалистов, к которым должны быть предъявлены самые высокие требование, такие как:

— подтверждение высокой квалификации научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере;

— способность к обобщениям, конкретизации и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании;

— опыт участия и компетентность в проведении социометрических и социологических исследованиях.

Здесь же хотелось бы отметить и основные этические принципы изложенные, в разработанном этическом кодексе социального аудитора: Профессионализм, Объективность, Независимость.

Во-вторых, это обвинение в исполнении социальными аудиторами функций государства (инспекций по труду, аттестации рабочих мест).

Но, как мы уже знаем, социальный аудит представляет собой комплексное, охватывающее во взаимосвязях отдельных элементов, исследование социоэкономических отношений, куда составными частями входят и вопросы, находящиеся в ведении инспекции труда и встречающиеся при аттестации рабочих мест.

Кроме того, можно констатировать, что работа инспекции труда и аттестация рабочих мест регламентированы российским законодательством, их главная цель заключается в контроле и надзоре, а также сертификации производственных объектов. Что же касается социального аудита, то он не имеет на сегодняшний день законодательной базы, сама процедура социального аудита носит добровольный характер, и он не является контролирующим и надзирающим инструментом.

4. Современный этап развития социального аудита в России

Российская модель обусловлена многими факторами и, в первую очередь, историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой структуры социоэкономических отношений:

ѕ государство воспринимается россиянами как главенствующий орган и верховный арбитр в управлении общественными отношениями;

ѕ важная роль в формировании социальных сообществ отводится коммунитаризму;

ѕ приверженность россиян принципу социальной справедливости;

ѕ неуважение к частной собственности и законам;

ѕ общее благо как основная цель социальной деятельности и альтернатива личной выгоде;

ѕ традиции благотворительности и меценатства российского бизнесоциальный аудит и др.

В настоящее время в России известны и практикуются отдельные разновидности социального аудита: аудит охраны труда, аудит оплаты труда, экологический аудит и т. д. Особо можно выделить аудит системы управления человеческими ресурсами, который в центр анализа и оценки социоэкономических отношений ставит человека.

Общая схема социального аудита системы управления человеческими ресурсами представлена двумя блоками.

Первый блок представляют факторы трудового потенциала трудового коллектива:

1. Фактор профессионализма. Под этим фактором понимается качественная характеристика работника, с учетом особенности его трудовых и социальных компетенций.

2. Фактор этнокультуры содержит в себе вопросы наличия и характера этнокультурной выраженности в трудовом коллективе и ее влияние на качество социоэкономических отношений.

3. Психофизический фактор. Состояние психического и физического здоровья работника являются важным фактором успеха профессиональной деятельности трудового коллектива. Знание текущего уровня психофизического состояния работника необходимо руководителю для оптимизации этих ресурсов.

4. Фактор образования. В данном случае анализируется образовательный уровень работников, определяющий качественные черты мышления работника. Рассматривается также характер и направленность образования, которое подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Второй блок включает в себя факторы мотивационного поля. В настоящее время в России, как, впрочем, и во всем мире, одной из ключевых проблем, связанных с человеком на производстве, является проблема его трудовой мотивации. Значение мотивации человека на рабочем месте в России сегодня резко возросло, так как обостряются проблемы темпов развития экономики, производительности труда, неблагоприятной возрастной структуры населения.

В настоящее время можно констатировать, что общая картина практической реализации российской модели социального аудита характеризуется следующими особенностями:

ѕ правовым вакуумом в области социального аудита;

ѕ отсутствием единой, универсальной системы критериев для аудиторских заключений в социальной сфере и социальной отчетности российских предприятий;

ѕ отсутствием методического центра и координирующего органа по развитию социального аудита;

ѕ растущим пониманием значимости социального аудита и спросом на аудиторские услуги со стороны власти, работодателей и общественных организаций, в первую очередь профсоюзов;

ѕ наличием ряда организаций, занимающихся социальным аудитом, зачастую не имеющих квалифицированных кадров;

ѕ стихийностью образования фирм, предлагающих услуги социального аудита;

ѕ постепенным проникновением в страну и расширением влияния западных аудиторских фирм.

Очевидно, что современный этап развития российской модели социального аудита ставит на повестку дня решение следующих задач:

1. Разработка и принятие закона РФ о социальном аудите, определяющего:

ѕ механизмы его осуществления;

ѕ полномочия и ответственность организации, занимающихся аудиторской деятельностью в сфере социальных отношений.

2. Создание при Российской трехсторонней комиссии (РТК) Совет по аудиторской деятельности, функциями которого будут:

ѕ разработка и осуществление единой политики социального аудита в РФ;

ѕ осуществление взаимодействия власти, работодателей и профсоюзов по внедрению социального аудита в практику реализации социальной политики государства;

ѕ аккредитация организаций, занимающихся социальным аудитом и ведение реестра аккредитованных аудиторских фирм.

3. Формирование при Общественной палате РФ комиссии по развитию социального аудита в РФ, задачами которой будут:

ѕ всемерное содействие превращению социального аудита в необходимый и действенный инструмент изучения и решения социальных проблем общества;

ѕ обеспечение Общественной палаты эффективным инструментом контроля деятельности органов исполнительной власти в социальной сфере на основе социального аудита;

ѕ контроль деятельности организаций, предоставляющих услуги социального аудита, и соблюдения ими законодательства;

ѕ разработка условий проведения конкурсов «регион социальной ответственности», а также «вуз высокой социальной эффективности»;

ѕ контроль над соблюдением правовых норм, регулирующих аудиторскую деятельность в сфере социоэкономических отношений.

4. Создание российского Научно-методического центра социального аудита на базе Национального института социального аудита, располагающего необходимой научной, методологической базой и кадровым потенциалом, который будет заниматься:

ѕ научно-методическим обеспечением социального аудита в РФ;

ѕ решением вопросов профессиональной подготовки аудиторских кадров на базе Академии труда и социальных отношений;

ѕ разработкой системы обучения, повышения квалификации и аттестации социальных аудиторов для высших учебных заведений в регионах страны;

ѕ определением единых подходов к организации и содержанию социального аудита в РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общее определение социального аудита трудовых отношений. Цель социального аудита, а также история его становления как практического направления предпринимательской деятельности. Современный этап развития социального аудита в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты единого социального налога. Основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по ЕСН. Аудиторская проверка расчетов с внебюджетными социальными фондами - пенсионным, социального и медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Сущность аудита. Hеобходимость аудита. Сущность аудита и аудиторской деятельности. Принципы аудита. Виды аудита. Внутренний и внешний аудит. Аудит на соответствие требованиям. Финансовой отчетности и специальный аудит. Значение аудита в системе управления

    курсовая работа , добавлен 10.04.2006

    Цели, задачи и содержание банковского аудита. Сущность аудита как экономической категории. Виды аудита банков. Назначение и необходимость внутреннего аудита (системы внутреннего контроля банка). Аудит финансовых результатов и распределения прибыли.

    реферат , добавлен 17.12.2013

    Понятие аудита и аудиторской проверки. Особенности аудита туристских организаций - туроператоров и турагентов. Аудит законодательного и нормативного регулирования. Аудит расходов и доходов. Аудит валютных операций. Аудиторское заключение.

    реферат , добавлен 15.09.2006

    Понятие цели и функции аудита. Аудит персонала организации: основные параметры. Методы и классификация типов аудита. Адаптация персонала на рабочем месте. Этапы деятельности аудитора. Экспертиза, анализ социального баланса. Оценка кадрового потенциала.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Отношения, возникающие в рыночной экономике в связи с необходимостью независимого аудита. Понятие "аудит", его цели, задачи, классификация. Значение аудита в современных условиях. Взаимосвязь категорий аудит и понятие ответственности, аудит и демократия.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2009

Большинство предприятий уже привыкли к различного рода проверкам: финансовый аудит, аудит пожарной безопасности, аудит условий производства, аудит качества предоставляемых услуг (так называемый «мистери аудит»), аудит социальной ответственности (социальный аудит) и т.д.

Давайте разберемся, что же такое социальный аудит, кому и для чего нужна эта процедура.

Социальный аудит (аудит социальной ответственность) – это комплексный подход к процессу проверки, оценки, подготовки отчета, повышения эффективности функционирования организации. Тем самым социальный аудит является средством измерения воздействия отдельно взятого предприятия на общество в целом. На аудите социальной ответственности оцениваются формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, уровень межличностных и профессиональных отношений, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента и развития человеческих ресурсов.

Критерии оценки, единицы измерения и оценочные пределы зависят от преследуемых целей и постановленных задач. В связи с этим социальный аудит проводится либо на соответствие международным или установленным локальным стандартам, либо, опираясь на внутренние корпоративные правила и нормы компании. В последнем случае компания Контрол Юнион Сертификейшенс имеет возможность разработать индивидуальный чек-лист для предприятия, проецируя на индивидуальные потребности предприятия свой многолетний международный опыт проведения социальных аудитов.

Социальный аудит является формой согласования интересов, которая выдвигает на первый план условия реализации интересов самих работников, а также ожидания, связанные с деятельностью бизнес-структуры в обществе и государстве. Как показывает зарубежный опыт, социальный аудит приобретает нормативные границы, особенно когда в обществе осознается потребность в удовлетворении социальных запросов, когда формируется политика равной социальной ответственности.

Система социального аудита проходит определенную эволюцию изменения нормативных установок. Защитные охранительные нормы постепенно замещаются стимулирующими. В таких требованиях, как прозрачность, взаимоуважение сторон, раскрывается содержание социального аудита как процедуры, обязывающей к согласованию интересов, к социальному консенсусу.

В последние несколько лет все большую популярность приобретают SMETA аудиты.

SMETA (Sedex Member EThical Audit) – вид проверки, в ходе которого проводится оценка соответствия предприятия установленным требованиям по четырем основным сферам: охрана труда и производственная безопасность, окружающая среда, условия труда и деловая репутация поставщика. По итогам проведения аудита данные размещаются на платформе Sedex (Supplier Ethical Data EXchange), где каждая проаудированная компания получает свой индивидуальный идентификационный код. Результаты социального аудита Responsible Sourcing (он же аудит SMETA) признаются всеми участниками программы AIM-PROGRESS, благодаря чему предприятие, как поставщик и покупатели его продукции, получают возможность сократить количество аудитов и делиться информацией о пройденных аудитах со всеми заинтересованными лицами, кто зарегистрирован на платформе SEDEX.

AIM Progress - это инициатива по оценке поставщиков, в которую вовлечены 24 производителя товаров массового потребления (FMCG - Fast Moving Consumer Goods). Участниками инициативы являются крупнейшие всемирно известные мировые бренды, такие как Coca-Cola, PepsiCo, Kraft Foods, Unilever, Nestlé, и др.

Преследуя цель укрепления имиджа своей компании, участники AIM Progress уделяют все большее внимания Корпоративной социальной ответственности, которая включает ответственный подход к выбору поставщиков и устойчивое производство, которое можно проследить по всей цепочке поставок.

Соответственно, если предприятие является одним из звеньев цепочек поставок для нескольких участников AIM Progress, то пройдя 1 аудит, он выполняет требования нескольких своих партнеров одновременно.

ООО Контрол Юнион Сертификейшенс является партнером участников инициативы AIM Progress и их поставщиков в качестве независимых аудиторов. После проведения социального аудита мы по необходимости нашими специалистами оказывается консультационное сопровождение.

Контактные данные по вопросам проведения аудита социальной ответственности:

Григорий Беленький
Генеральный директор
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.