Ремонт Дизайн Мебель

Цивилизация древней руси киевская русь. Цивилизация Древней Руси. Восточные славяне в древности. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации

Лекция 1. Древнерусское государство

Введение

Образование Древнерусского государства приходится на ранее средневековье. Среди множеств различных цивилизаций существующих на территории современной России с VI века нашей эры начинает зарождаться Древнерусская цивилизация. Она связана с племенами восточных славян.

Кто такие восточные славяне, откуда и как они появились на Восточно-Европейской равнине, как было создано Древнерусское государство, какие периоды в своём развитии прошло и почему в конце-концов распалось? На все эти и много других вопросов, связанных с зарождением и становлением российской цивилизации мы и будем вести речь сегодня на лекции.

Цель лекции: охарактеризовать Древнерусское государство, показать его социально-экономическую, политическую, военную и культурную жизнь.

Для вас знание древнерусской истории особенно важно. Именно оттуда своё начало многие экономические традиции нашего народа.

Цивилизация Древней Руси. Восточные славяне в древности.

Древнерусская цивилизация начала развиваться с переселением славян на Восточно-Европейскую равнину. Славянские племена начали массовое расселение по Восточной Европе в VI век. Этот процесс растянулся на три столетия. Племя полян пришло с Карпат на берега Днепра и заселило города Киев, Чернигов, Переяслав, Галич. Племя кривичей основало Смоленск, Полоцк, Туров, Минск и заселило будущую Белоруссию. Северные земли заселили словене и кривичи – там возникли города Русса, Ладога, Псков. Новгород образовался позже, видимо, в X веке, когда на берегу Волхова срослись вместе три племенных поселения словен, кривичей и мери . Позднее эти поселения стали считаться разными «концами» Новгорода: Славенский, Лйдин (или Гончарный) и Нёревский концы. С этого времени Восточная Европа стала «страной городов», подобно Древней Элладе. Каждый город становился центром маленького или большого княжества со смешанным населением. Города стояли по берегам значительных рек – других дорог в центре и на севере вовсе не было, а на юге пути через степь были опасны из-за набегов кочевников.

Славяне быстро смешивались с местным населением – ирано-язычными племенами на юге, финно-угорскими на севере, балто-язычными на северо-западе. До IX века разные города не объединялись в крупные государства – для этого не было веских причин. Слово «Русь» в VIII-IX веках обозначало только область вокруг Киева; лишь в конце X века, после подчинения почти всех славянских городов киевским князьям, Русью стали называть все земли восточных славян.

Первоначально славянский город был центром, где жила племенная знать (старейшины – главы родов и князь – глава военной дружины), а также ремесленники (кузнецы, гончары), обслуживающие племя. В это время международной торговли в Восточной Европе почти не было – мешали войны и переселения племён. Но со второй половины VIII века наступил относительный мир и по рекам на север пошли караваны купцов из Византии и Арабского халифата. Южные купцы выменивали северное сырье (меха, кожи, зерно, янтарь, воск, мёд, моржовую кость), а также рабов на ремесленные изделия из стран Ближнего Востока. Эта торговля способствовала расцвету ремесел в славянских городах и межгородской торговле вдоль крупных рек: Днепра, Десны, Западной Двины, Волги, Оки. С этого времени поддержание мира и единой власти во всех городах вдоль торгового пути становится важным делом для множества местных жителей – ремесленников, купцов, племенных старейшин и князей. Так открылась возможность государственного объединения будущей Руси.

В управлении русского города-государства в VII-X веках главную роль играли три силы: вече, бояре и князь . Вначале вече было общим собранием воинов, то есть всех взрослых мужчин, а позднее – собранием всех полноправных жителей города (видимо, таковыми считались владельцы домов, то есть главы семей). Слово боярин вначале означало родового старейшину – главу большой группы родичей-граждан. Потом боярами стали называть самых выдающихся (по славе, власти и богатству) граждан, которые имели зависимых людей – челядь, холопов. Боярами становились военачальники, крупные землевладельцы, самые богатые купцы или владельцы ремесленных мастерских. Слово «князь» значило «знатный воин», «воевода». Сначала князь был выборным главой городского ополчения, потом стал ещё и главой наемной дружины. Роль князя росла по мере усложнения городской политики: он решал те дела, которые вече и бояре не могли решить между собой. Тройная система власти «вече – бояре – князь» была очень устойчивой. Любые две из этих сил могли обуздать третью, если они сговаривались, а если все три силы были заодно, то все горожане выступали как один и совершали большие дела.

В IX веке на Руси появились викинги, или варяги. Это древнескандинавское слово значит «воин», то есть варяг – не национальность, а профессия. Так славяне называли жителей Скандинавии и Балтии, которые приплывали на Русь с севера и плыли по рекам на юг к источнику сказочных богатств – Константинополю или Багдаду. Варяги воевали или торговали – в зависимости от того, что выгоднее. В Западной Европе викинги больше грабили, потому что торговать там в IX-X веках было почти нечем (ремесла пришли в упадок с гибелью Западной Римской империи), а в случае военной неудачи на берегу легко было уйти в море. На Руси варягам выгоднее было поддерживать мир с местными жителями. Многие варяги, осев в городах, поступали на военную службу к местным князьям или становились купцами. Иногда вожди варягов сами становились князьями (так случилось в Ладоге, Новгороде, Киеве).

Варяги (как и славяне) привыкли общаться с людьми, говорящими на разных языках и исповедующими различные религии. Поэтому они легко уживались вместе; варяги, осевшие на Руси, через одно-два поколения полностью уподоблялись славянам. С середины XI века варяги на Русь уже не приплывали, и вскоре на Руси их вообще не осталось.

В VII-VIII веках жители Киева платили дань хазарам, столица которых (Итиль ) стояла в устье Волги. Но в 730-740 годах хазары вели долгую неудачную войну с арабами. Возможно, что в это время киевлянам удалось добиться независимости. В начале IX века Киев уже был сильной державой и воевал с Хазарией. В 834 году хазары построили на Дону крепость Саркёл для защиты от нападений с севера и запад. В это время через Русь плыло на юг множество варягов; видимо, киевские князья использовали их в войнах с Хазарией. Возможно, что Киев был в союзе и с другими врагами Хазарии – кочевыми мадьярами (венграми), которые в это время переселялись с Южного Урала в будущую Венгрию через степи Причерноморья.

Культура славян была сформирована на основе трех природных факторов в число которых входили лес, река и степь. На роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, но только древним русам, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших древних государств. На его основе возник особый тип славянской культуры - евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которого специалисты продолжают дискутировать до сих пор. По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тысячелетия до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как самостоятельной ветви славян начинается в I тысячелетии до н. э., когда славянские племена Среднего Подднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваясь с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходя из сражений. К этому времени ученые относят создание одних из первичных форм славянской культуры - героического эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII век до н. э.) славяне прошли большой исторический путь, что получил отражение как в археологических материалах, так и в детльно разработанной мифологии славян. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до того, как образовалась Киевская Русь оказался на пороге государственности. Об этом говорят упоминания Геродотом славянских «царей», всаднические черты погребенных воинов, огромные «царские» курганы на Киевщине и импортная роскошь славянской знати. В конце V - середине VI века началось великое переселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали и заселили почти половину Византийской империи. Грандиозное по своим масштабам движение славян перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы. Освоенная славянами территория представляла собой так называемые «ворота народов» - открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем, - через которые непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов. Период с VIII по конец XVII в. - самый беспокойный в истории нашей страны. В это время русские земли подвергались опустошительным набегам. «Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих. В I тысячелетии до н. э. здесь возникли древнейшие Боспорское и Скифское государства. В VII-VI вв. до н. э. берега Средиземного, Черного и Азовского морей были колонизированы древними греками. Во II столетии до н. э. южнорусские степи были заняты иранскими племенами сарматов, затем аланов. В III-II веках до н. э. на эти территории вторглись германские племена готов, образовавшие большое царство от Дуная до Дона. В 375 году н. э. готов оттеснили монгольские орды гуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой и Дунаем. На смену гуннам в VI веке явилось в южнорусские степи новое монгольское племя аваров, господство которого было также непродолжительным. Ему на смену в VII-VIII веках явились новые азиатские орды - угров (венгров), болгар и хазар. Угры, недолго задержавшись, прошли в долину Дуная, где и основали свое национальное государство. Хазары образовали в VIII-IX вв. обширное государство (каганат). Таким образом, на роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, но только древним русам, отразившим многочисленные набеги превосходящих по силе врагов, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших древних государств. На его основе начал активно формировался новый, особый цивилизационный тип - евразийский, о сущности, культурных особенностях и предназначении которого специалисты продолжают дискутировать до сих пор. О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархально-родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни - в один, два, три двора. Несколько поселков объединялись в союзы («верви»). Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой - культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли. Главные славянские боги были следующие: Даждь-бог (у других племен - Хоре) был богом солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Велес был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т. е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках - водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Святилища представляли собой округлые или сложные по очертаниям, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находились каменные или деревянные славянские идолы, вокруг которых жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения. Вера в загробный мир, в то время, когда свершался славянский обряд похорон, заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц. У славян существовала оригинальная система письма - так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги - клубки. В древности узелковая письменность была распространена у многих народов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов. Определяющую роль в жизни славян играли три фактора - лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства - старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял русскому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дремучих лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор, религия и мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельники обитали именно в лесах: «В тяжелые времена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и морального упадка внутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов, суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе там кельи и скиты и жили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялись другие ревнители «пустынножительства» и устраивали обители, которые потом становились центрами и опорными пунктами русской колонизации. Историческое значение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных магистралей, хотя по рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими странами. По берегам большинства крупных рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Третья стихия русской природы - степь, широкая, раздольная и величавая, - в течение долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения.
Источник -

  • Раздел 2. Сущность, формы, функции исторического сознания.
  • 2.1. Что такое историческое сознание?
  • 2.2. Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?
  • Раздел 3. Типы цивилизаций в древности. Проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизация древней Руси.
  • 3.1. Какова специфика цивилизаций Востока?
  • 3.2. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?
  • 3.3. Каковы были особенности субцивилизационного развития Северо-Восточной, Северо-Западной и Юго-Западной Руси?
  • Раздел 4. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Киевская Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях.
  • 4.1. Как оценить место западноевропейского средневековья в истории?
  • 4.2. Каковы причины и особенности образования государства у восточных славян?
  • 4.3 Каково происхождение терминов Русъ» и «Россия»?
  • 4.4. Какую роль сыграло принятие христианства на Руси?
  • 4.5. Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?
  • Раздел 5. «Осень средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства.
  • 5.1. Что такое «осень средневековья»?
  • 5.2. В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
  • 5.3. Каковы причины и особенностиобразования Московского государства?
  • 5.4. Какова роль Византии в отечественной истории?
  • 5.5. Выли ли альтернативы в развитии российской государственности в XIV- XVI вв.?
  • Раздел 6. Европа в начале нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации. Россия в XIV-XVI вв.
  • 6.1. Какие изменения в цивилизационном развитии Европы произошли в XIV- XVI вв.?
  • 6.2. Каковы были особенностиполитического развития Московского государства в XVI в.?
  • 6.3. Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
  • 6.4. Каковы причины кризиса российской государственности в конце XVI - начале XVII в.?
  • 6.5. Почему начало XVII в. Получило название «Смутного времени»?
  • 6.6. С кем и почему воевала Россия в XVI -XVII вв.?
  • 6.7. Какова была роль церкви в Московском государстве?
  • Раздел 7. XVIII в. Европейской и северо­американской истории. Проблемы перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации. Духовный мир человека на пороге индустриального общества.
  • 7.1. Каково место XVIII в. В истории Западной Европы и Северной Америки?
  • 7.2. Почему XVIII в. Называют «Веком Просвещения?
  • 7.3. Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России?
  • 7.4. В чем сущность и какова роль просвещенного абсолютизма в России?
  • 7.5. Когда в России зародились капиталистические отношения?
  • 7.6. Были ли крестьянские войны в России?
  • 7.7. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?
  • 7.8. Каковы особенности Российской империи?
  • Раздел 8. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Пути развития России.
  • 8.1. Какова роль французской революции в истории?
  • 8.2. Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?
  • 8.3. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. На российское общество?
  • 8.4. Почему в России в 1861 г. Отменили крепостное право?
  • 8.5. Почему во второй половине XIX в. В России вслед за реформами последовали контрреформы?
  • 8.6. В чем состояли особенности развития капитализма в России?
  • 8.7. Каковы причины активизации политического терроризма в России?
  • 8.8. Каковы были основные направления внешней политики России в XIX в.?
  • 8.9. Феномен российской интеллигенции: исторический казус или социальный слой, обусловленный особенностями российской истории?
  • 8.10. Почему марксизм прижился в России?
  • Раздел 9. Место XX в. Во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза. Глобальная история.
  • 9.1. Какова роль сша и Западной Европы в истории XX в.?
  • 9.2 Была ли дореволюционная Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов?
  • 9.3. Чем характеризовалась система политических партий в России начала XX в.?
  • 9.4. Каковы особенности и итоги первой русской революции 1905-1907 гг.?
  • 9.5. Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?
  • 9.6. Был ли возможен в России просвещенный консерватизм?
  • 9.7. Почему потерпела крушение династия Романовых?
  • 9.8. Октябрь 1917-го - случайность, неизбежность, закономерность?
  • 9.9. Почему большевизм победил в гражданской войне?
  • 9.10. Нэп - альтернатива или объективная, необходимость?
  • 9.11. В чем заключались успехи и издержки индустриализации ссср?
  • 9.12. Нужна ли была коллективизация в ссср?
  • 9.13 Культурная революция в ссср: была ли она?
  • 9.14. Почему старая российская интеллигенция оказалась несовместимой с советской властью?
  • 9.15. Как и почему потерпела поражение большевистская элита?
  • 9.16 Что такое сталинский тоталитаризм?
  • 9.17. Кто развязал вторую мировую войну?
  • 9.18. Почему такой высокой была цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?
  • 9.19. Каковы наиболее характерные черты развития советского общества в послевоенные годы (1946-1953)?
  • 9.20. Почему потерпели неудачу реформы н. С. Хрущева?
  • 9.21. Почему в 60-80-е гг. Ссср оказался на пороге кризиса?
  • 9.22. Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?
  • 9.23.Что такое перестройка в ссср и каковы ее итоги?
  • 9.24. Существовала ли «советская цивилизация»?
  • 9.25. Какие политические партии и общественные движения действуют в России на современном этапе?
  • 9.26. Какие перемены произошли в постсоциалистический период развития общественно-политической жизни России?
  • 3.2. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?

    Существуют различные подходы к выделению времен­ных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследовате­ли начинают ее от образования древнерусского государства в IX в., другие - от крещения Руси в 988 г., третьи - с первых государственных образований у восточных славян в VI в. О. Платонов считает, что русская цивилизация при­надлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до н. э. Эпоху древ­ней Руси доводили обычно до петровских преобразований в XVIII столетии. В настоящее время большинство историков независимо от того, выделяют ли они древнюю Русь в осо­бую цивилизацию или рассматривают ее в качестве россий­ской субцивилизации, считают, что эта эпоха завершается в XIV - XV вв.

    А, Тойнби полагал, что по многим культурно-религиоз­ным и ценностно-ориентационным чертам древнюю Русь мож­но рассматривать как «дочернюю» зону византийской циви­лизации. Некоторые современные исследователи считают, что эти ориентации носили формальный характер, и по боль­шинству сущностных форм общественного устройства и жиз­недеятельности древняя Русь была, скорее, ближе к Цен­тральной Европе (А. Флиер).

    По мнению некоторых историков, к основным чертам древнерусской цивилизации отличающим ее прежде всего от западной, можно отнести преобладание духовно-нравствен­ных основ над материальными, культ добротолюбия и прав­долюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллектив­ных форм демократии, воплотившихся в общине и артели (О. Платонов).

    Рассматривая этнокультурные истоки древнерусской ци­вилизации, многие ученые отмечают, что древнерусская на­родность складывалась в смешении трех субэтнических ком­понентов - земледельческих славянского, и балтского, а также охотничье-промыслового финно-угорского при замет­ном участии германского, кочевого тюркского и отчасти се­верокавказского субстратов. Причем славяне численно пре­обладали только в прикарпатском и приильменском районах.

    Таким образом, древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на основе соедине­ния трех региональных хозяйственно-производственных структур - земледельческой, скотоводческой и промысло­вой и трех типов образа жизни - оседлого, кочевого и бро­дячего; смешении нескольких этносов при значительном раз­нообразии религиозных верований.

    Киевские князья в условиях многовариантности общес­твенных структур не могли опереться, как, например, ахе­менидские шахи на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бю­рократической системой, как римские императоры или вос­точные деспоты. Поэтому в древней Руси инструментом кон­солидации стало христианство. Большую роль в становлении православной матрицы древнерусской цивилизации сыграло доминирование в ее ареале славянского языка.

    Специфика древнерусской цивилизации была во многом обусловлена начавшейся в середине XII вв. колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была кресть­янской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по ре­кам, в поймах которых организовывалось интенсивное зем­леделие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экс­тенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собиратель­ство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

    Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем све­дения леса под пашню. Технология земледелия на княжес­ких опольях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интен­сивной (двух- и трехполье). Такая технология предполага­ла и иную поселенческую структуру: население концентри­ровалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.

    В таких условиях монгольское нашествие в середине XIII в. оказало отрицательное влияние прежде всего на про­цессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянс­кой колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сра­жений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. Наступил период, возможно, максималь­ной независимости на Руси личности от власти.

    Крестьянская колонизация продолжалась и в период та­таро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Эк­стенсивное подсечно-огневое земледелие, как отмечают не­которые исследователи, это не просто определенная техно­логия, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архе­тип (В. Петров).

    Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы влас­ти и давления общины, отношений собственности и эксплу­атации. Подсечное земледелие строилось как система хо­зяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и кресть­янам приходилось осваивать новый участок, переходя в дру­гое место.

    Население в лесах росло значительно быстрее, чем в го­родах и вокруг них. Подавляющее большинство населения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от каратель­ных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баска­ков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города Делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека «дух крестьян­ского мира».

    Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в древнерус­ской цивилизации складываются как бы две Руси: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православ­ная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-язы­ческая.

    В общем же для древнерусской, или «русско-европей­ской» цивилизации были характерны следующие черты:

    1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, которое, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер. Во-первых, русская пра­вославная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность. Во-вторых само го­сударство - Киевская Русь - представляло собой конфе­дерацию достаточно самостоятельных государственных об­разований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. приобретших полный государственный суверенитет (период «феодальной раздробленности»). В-третьих, христианство задавало общий для древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

    2. Древнерусская цивилизация была обществом традици­онным, имевшим целый ряд общих черт с обществами ази­атского типа: долгое время (до середины XI в.) отсутство­вали частная собственность и экономические классы; господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань); существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные воз­можности социально-политической регенерации; эволюцион­ный характер развития.

    Вместе с тем древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы. Это - христианские ценности; городской характер «титульной», то есть маркирующей все общество, культуры; преоблада­ние земледельческих технологий материального производст­ва; «военно-демократический» характер генезиса государ­ственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»); отсутствие синдрома сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; су­ществование общин с определенным правопорядком и собствен­ным вождем, построенных на основе внутренней справедли­вости, без формализма и деспотии (И. Киреевский).

    Специфика древнерусской цивилизации состояла в сле­дующем:

    1. Становление городской христианской культуры про­исходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободский» характер русских городов, где основ­ная масса горожан занималась сельскохозяйственным про­изводством.

    2, Христианство захватывало все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхност­ный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в эле­ментарных религиозных вопросах и наивное социально-утили­тарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников. Это было во многом обу­словлено тем, что государство опиралось на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регу­лирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нрав­ственному аспекту, обсуждаемому главным образом в цер­ковных кругах). Что и привело к формированию того особого типа русского массового православия, которое Н. Бердяев назвал «православием без христианства», формального, не­вежественного, синтезированного с языческой> мистикой и практикой

    3 Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Визан­тией, древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалии, ви­зантийских мистических рефлексий и канонов, а также ази­атских принципов централизованной редистрибуции.

    Становление древнерусской цивилизации

    Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами прониклись идеологией и жизненными нормами классового общества. Не имея возможности использовать в широких размерах рабский труд, они либо продавали массы захваченных пленных, либо заставляли их отрабатывать свободу в рамках обычного трудового цикла земледельческой общины. Первое давало им деньги, а вместе с ними неизбежное неравенство. Второе – привычку использовать чужой труд в специфических условиях сельскохозяйственного производства. Сама крестьянская община, обеспечивая земледельцу определенную защиту перед лицом внешней угрозы со стороны своей или чужой знати, постепенно попадает в зависимость от нарождающейся государственной власти. Зависимость от короля или князя становится платой за право относительно спокойно добывать хлеб в поте лица своего.

    На характер возникающей государственности большое влияние оказывали разные формы общины. Византийские авторы не без удивления отмечали специфику славянской общины: пленных там не держат в рабстве, а либо отпускают за выкуп, либо предлагают остаться в качестве равноправного ее члена. В литературе обычно территориальная община рассматривается как этап развития после общины кровнородственной. На самом деле они сосуществовали на протяжении столетий и даже тысячелетий. Чаще всего территориальная община складывалась у оседлого земледельческого населения, а кровнородственная – у степного кочевого. Но в ходе многочисленных перемещений и смешений возникали соответственно и смешанные варианты. В принципе, в территориальных общинах управление выстраивалось снизу вверх, и иллюстрацией этого принципа может служить известный «Приговор» 30 июня 1611 г., принятый по инициативе Прокопия Ляпунова Первым ополчением в годы Смуты. Согласно «Приговору», бояре избирались земством и могли быть им же отозваны. Взаимоотношение «Земли» и «Власти» является стержнем внутриполитической истории многих народов, в особенности именно славян.

    О.Н. Трубачев, анализируя специфику появления этнонимов у разных народов, указал на принципиально важный факт: у славян и кельтов племена обычно назывались по занимаемой ими территории (поляне, древляне, дреговичи, уличи (у «луки» реки), ободриты (по берегам Одры-Одера) и т. д. Кельтская Арморика в Бретани – равнозначна славянскому Поморью на Балтике. Этнонимы варины (варанги, варяги, вэринги) на Балтике и морины на побережье Северного моря также объясняются из кельтского как «поморяне». От названия реки (Рур, Раура) происходит племя руриков-рауриков. Германские и многие другие племена Европы чаще всего вели свое название от родоначальника или какого-то реального или легендарного давнего предка, вроде венетского Палемона. И славянские племена вятичей и радимичей, пришедшие с польского Поморья, видимо, испытали влияние тех же венетов: именно в Юго-Восточной Прибалтике позднее проявится культ Палемона. Многие самоназвания означали просто «люди». Таковы упоминаемые Лиутпрандом славяне – «Нордлюди». Таковы «манны», «инги», «гунны». Нередко названия давались со стороны и со временем усваивались и теми, кого так или иначе прозвали соседи. Часто это связывалось с тем или иным ритуалом, вроде упомянутых «разноцветных» русов.

    Поскольку «чистых народов не было и нет», как любили некоторое время назад повторять последователи исторического материализма в спорах с приверженцами расистских теорий, и исконные формы общежития неизбежно подвергались внешним воздействиям. Нашествия кочевников часто ставили вопрос о выживании, заставляя либо бороться, либо договариваться, либо искать новые места поселения. При этом, как правило, территориальные общины легко ассимилировали иноплеменников и довольно легко воспринимали соседство иных племен. В середине XIX в. два далеких друг от друга автора отметили характерную черту славяноязычных россиян: способность ассимилировать иные народы. Французский публицист и историк А. Токвиль отметит, что Россия (в отличие от Америки), дойдя до Тихого океана, не уничтожила ни одного народа. Об этой же уникальной способности России скажет и Ф. Энгельс в письме К. Марксу (от 23 мая 1851 г.).

    Котлы с изображением сиринов

    Специфические черты, отличающие древнерусскую культуру, формируются главным образом в Среднем Поднепровье. Именно проходившие здесь процессы накладывают ту особую печать, которая отличает древнерусское от общеславянского. Здесь соприкасались лес и степь и связанные с природным фактором разные формы ведения хозяйства. Отсюда шли связи с культурными центрами Подунавья, Причерноморья и Средиземноморья, а через Прибалтику со странами европейского Запада и северо-запада. На протяжении многих столетий южной периферией Среднего Поднепровья шли передвижения племен с востока на запад. В отдельные периоды происходили и встречные передвижения. Таковые особенно усилились в последних веках до н. э. и в первых веках н. э. Растущий Рим как бы блокировал возможности расселения на юго-запад, а сдвиги в социальном укладе и, может быть, климатические изменения заставляли многие племена приходить в движение.

    Эпоха великого переселения народов сопровождалась возникновением государственных объединений, которые на первых порах еще весьма непрочны и поддерживаются не столько производственными процессами, сколько стимулами внешнего порядка: существованием общего врага или надеждой на богатую добычу. Классовое расслоение все больше сближает социальные верхушки разных племенных союзов и углубляет противоречия внутри их. Государство теперь берет на себя главные свои функции: обеспечение определенного «порядка» за счет узаконения системы господства и подчинения в собранной воедино внутренним развитием или внешним воздействием территории. VI – VIII вв. в Европе – это эпоха своего рода упорядочения новой социальной структуры и значительно обновленной этнической карты. В Европе формируются новые народности и новые государства. Процесс этот неизбежно должен был принять всеевропейский характер, поскольку экспансия сильных в отношении слабых соседей могла остановиться, лишь встретившись с соответствующим противодействием. Иными словами, процесс классообразования и возникновения новых государств в Европе должен был втянуть в него все племена и все территории. Практически это означало, что в Европе не оставалось племен, не плативших кому-нибудь дань.

    Остров Руян (Рюген) и Аркона (крупный план)

    Восточная Европа, естественно, не была исключением. Здесь также интенсивно идет процесс классообразования и сказывается неравномерность развития. Государственные образования здесь также возникают в разных местах и на разной этнической основе, при этом одни племена попадают в зависимость от других. Помимо традиционных причерноморских центров цивилизации, к государственности переходят отдельные ирано– и тюркоязычные народы. Возникает государственность у алан, хазар, волжских булгар. Устойчивый характер принимает государственность и у славян. И у них выделяется несколько центров, между которыми длительное время идет борьба. Участие в этой борьбе неславянских элементов (обычное для переходного периода у всех европейских народов) породило крайне противоречивое толкование самого процесса оформления древнерусской государственности. На протяжении длительного времени существенно менялись границы нового образования: отпадали одни земли, включались другие, пока в IX – X вв. наконец более или менее стабилизируется круг территорий, племен и традиций, с которыми ассоциируется понятие собственно древнерусского. Борьба норманизма и антинорманизма в позднейшей историографии – лишь отражение и упрощение крайне сложного и противоречивого процесса сложения древнерусской цивилизации, в котором реально участвовали выходцы из разных земель и племен.

    План святилища в Арконе и его реконструкция

    Сложение древнерусской цивилизации осуществляется в ходе взаимодействия главным образом славян и русов, причем и те и другие сами оказываются осложненными реликтами других этнокультурных объединений, а различные племена их более или менее существенно различаются между собой. Русы к тому же и изначально представляли разные по происхождению этносы. А взаимодействие славян и русов проявляется в разной форме почти во всех основных районах обитания разных «Русий». Славянизации подвергается и рутено-венедское население Прибалтики, и Русь Причерноморская, отчасти Русы аланов Подонья, не говоря уже о собственно Руси в Приднепровье, где русы появляются с зарождения Черняховской культуры, причем, видимо, оба главных ее вида (руги-роги и росомоны). Но естественно, что и славянство в ходе взаимодействия проникалось какими-то чертами, характерными для руси или иных племен и народов (в частности иранских), которые участвовали в сложении новой государственности и культуры. В этой связи представляет значительный интерес выделение компонентов, из которых складывается новый этнос и новые традиции.

    Из книги Московское царство автора Вернадский Георгий Владимирович

    3. Пласты древнерусской культуры I Основы древнерусской культуры были заложены в эпоху древнеславянской истории.Почитание солнца и преклонение перед силами природы составляли сердцевину древнеславянской религии. Род с его культом был основной социальной и религиозной

    Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

    Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами

    Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

    Становление цивилизации Время, календари, летосчисление Одним из первых признаков возникновения цивилизации – слова, тождественного понятию «культура», как материальная, так и духовная, – является появление календаря. Само слово «календарь» произошло от латинского

    автора

    § 3. Становление европейской феодальной цивилизации Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства,

    Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

    § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости Не менее важные изменения происходили на другом континенте, в Северной Америке. Сюда переселились из Европы наиболее предприимчивые, часто преследуемые у себя на родине люди. О представителях

    Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

    § 18. Становление советской цивилизации Скептики среди российских марксистов, например Г. В. Плеханов (1856–1918), а также критики большевизма говорили о том, что Россия не созрела для социализма. Казалось очевидным, что в стране нет необходимых предпосылок для строительства

    Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

    Часть третья. Становление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой

    Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

    Раздел 3. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗДНЕАНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В исторической литературе благодаря церковным преданиям довольно долго господствовало мнение о том, что христианство укрепилось в Херсонесе, как и во всей Римской империи, к концу

    Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

    Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

    Становление хозяйственных основ перуанской цивилизации Для того чтобы осмыслить ход эволюции общества, необходимо, таким образом, прежде всего оценить изменение энергетического потенциала культуры, а затем выяснить, что за коллективы существовали на данной территории

    Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

    Становление цивилизации и ее открытие наукой Природные условия Египта Согласно древнегреческому историку Геродоту из Галикарнасса, посетившему Египет в середине V в. до н. э., «вся страна, наводняемая и орошаемая Нилом, принадлежит Египту, и все люди, живущие ниже

    Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

    Глава 15. Сармато-готский период древнерусской истории В жгучий год, когда сбирает родина Плод кровавый с поля битв; когда Шагом бранным входят дети Одина В наши дрогнувшие города, - . . . . . . . . . . . . . . . . В этот год само дыханье гибели Разомкнуло память дней былых, Давних дней,

    Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

    V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ "Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и

    автора Керов Валерий Всеволодович

    2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы 4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные

    Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

    Книга III Становление интернациональной цивилизации Все истины - только тени, за исключением последней и окончательной истины; и все же каждая истина верна по-своему. Она становится сутью в своем месте, но в другом - остается лишь тенью… Айзек

    1. Формирование древнерусского этноса: классические и неклассические концепции (миграционные и автохтонные). Доисторическое и историческое время Руси.

    2. Принцип власти при родоплеменном строе.

    3. Принцип хозяйствования у древних славян.

    4. Ведическая религия древних славян; древнерусское мировоззрение.

    Основная литература:

    1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001.

    2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.

    3. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. Саратов, 2002.

    4. Россия и мир. Ч.I. М., 1995.

    5. Русская история / под ред. Дворниченко А.Ю. СПб., 2001.

    6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008.

    Дополнительная литература:

    1. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.

    2. Маркова Е.Н. Культурология. М., 1999.

    3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1992.

    4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

    При подготовке к первому вопросу нужно вспомнить, что представляет собой исторический источник, его виды. Для объяснения понятий «доисторическое и историческое время» следует в истории Древней Руси выделить периоды, основанные на легендах и сказаниях (доисторический) и на материальных и письменных источниках (исторический). Рассматривая этногенез славян, важно знать принадлежность славян к индоевропейской (арийской) языковой группе, этапы обособления от нее (протославянский, праславянский, славянский, русский), места расселения и основные занятия (на примере соответствующих археологических культур), особенности ассимиляции.

    Следует помнить, что проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной. Существует несколько гипотез: дунайская, карпатская, гипотеза двух славянских прародин, висло-одерская, висло-днепровская, неодунайская. Исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность отдать преимущество висло-днепровской теории: областью расселения славянских племен большинство историков считает Среднюю и Восточную Европу.



    По версии академика Б.А.Рыбакова в формировании древнерусского этноса можно выделить 4 этапа:

    1. 25 – 10 вв. до н.э,. – протославянский период. Индоевропейское единство сложилось в V-IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Балканского полуострова и на территории Малой Азии. На рубеже III и II тыс. до н.э., с развитием скотоводства, племена широко расселились по Европе, некоторые ушли на Средний Восток, в Северную Индию, Среднюю Азию. Протославянскими племенами были носители археологической культуры шнуровой керамики и трипольской культуры.

    2. 10 в. до н.э – 4 в. н.э. – праславянский период. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. началось разделение индоевропейцев на этноязыковые группы: кельтскую, германскую, романскую, славянскую, греческую, иранскую, балтийскую. При этом праславяне заняли часть Центральной и Восточной Европы: с севера на юг протяженностью около 400 км (от Балтики до Днестра), а с запада на восток около 1,5 тыс. км (от Судетов и Карпат до Припяти). К этому периоду относятся археологические культуры полей погребения, черняховская и зарубинецкая.

    3. 4 – 6 вв. н.э. – славянский период. С 3 - 4 вв. н.э. славяне присоединяются к Великому переселению народов. В середине I тысячелетия н.э. происходит выделение отдельных ветвей славянства: западных, южных и восточных. Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Осваивая восточно-европейскую равнину, славяне вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В результате миграции славян в зону расселения германских племен возникла ветвь западных славян, а заселившие Балканский полуостров положили начало ветви южных славян.

    4. 6 – 8 вв. н.э.- древнерусский период . Славяне выходят на мировую историческую арену. К 7-8-м векам н.э. они расселились по огромной территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. К VIII в. восточные славяне уже сильно отличались от родственных племен, обитавших за Дунаем и Карпатами. «Повесть временных лет» называет полтора десятка племенных княжений, которые представляли собой союз 100-200 племен, объединявшихся вокруг наиболее сильного. Он и давал название всему союзу. Рассматривая этот период нужно охарактеризовать племена восточных славян, упоминаемых в «Повести временных лет» (название, место расселения, особенности быта).

    Далее следует обратить внимание на происхождение названий «венеды», «анты», «склавины», «славяне», «русы» и на основании источников соотнести их со временем выделения славян из числа других народов. Нужно отметить, что самым первым названием славян было «скифы-сколоты», что означает «солнцепоклонники», которое употребил Геродот в V в. до н.э. Более поздние античные авторы - Полибий (III-II вв. до н.э.), Тит Ливий (I в. до н.э. - I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.) и Тацит (I-II вв. н.э.) - называли славян общим древним именем «венеды» («венеты») и помещали среди скифских и сарматских племен в районе Вислы. Авторам VI в. славяне были известны под тремя именами, происходящими от одного корня, - венедов, антов и склавенов (славенов, словенов). В эпоху славянской колонизации Европы в VI-VII вв. произошло повсеместное распространение этнонима «славяне» на все венедские племена. Обычно его этимологию возводят к термину «слово», полагая, что славянами называли себя племена, понимавшие речь друг друга. Б.А.Рыбаков считал, что этноним «словене» означает соединение двух понятий: «представители венедов», или «послы земли Вене».

    Вопрос о происхождении названия «русы» не имеет однозначного решения. Один из первых киевских летописцев считал "русью" племя полян. Он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне-русь, покинули Норик - римскую провинцию (нынешняя Западная Венгрия). Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне-русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. В Новгороде возникла другая версия: русь - это варяги и сами новгородцы происходят "от рода варяжска". Приходят варяги-русь с Варяжского (Балтийского) моря сначала в северо-западные земли и лишь потом спускаются к Среднему Поднепровью. И первым князем "русским" был вовсе не Кий, как уверял киевский летописец, а Рюрик (годы правления 862-879). Таким образом, возникли две версии происхождения русов: северная и южная, и обе они имеют летописную основу.

    Другие теории происхождения славян. «Дунайская» , или «балканская» появилась в Средние века, ее признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. Согласно ей, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв. Последователи другой, «скифско-сарматской» теории, утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад. Оригинальную теорию двух прародин славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

    Противоположная точка зрения заключается в том, что славяне являлись коренными жителями (автохтонами) тех мест, где они обитали с глубокой древности. Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации.

    Рассматривая второй вопрос темы о принципе власти в догосударственный период, нужно выяснить структуру власти, особенности функционирования народного собрания (вече), полномочия князя, отношения между ними. На стадии родоплеменного строя у славян существовал демократический принцип власти на основе прямой демократии (выборность старейшин, коллективное принятие решений). Все взрослые свободные мужчины обладали правом на участие в родовой и племенной собственности, представлял вооруженную силу (ополчение) и принимал непосредственное участие в управлении общиной. Обязательные для всех нормы утверждались народным собранием – вечем. Вече ведало вопросами войны и мира, избирало князя (военачальника), распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, утверждало налоговые сборы, назначало и смещало должностных лиц (староста, тысяцкий), выполняло судебные функции. Вместе с тем демократия вече носила архаичный и неоформленный характер: не было фиксированного времени сбора, точного подсчета голосов, не учитывалось мнение меньшинства. Вече позволяло решать вопросы на уровне общины. Структура власти при родоплеменном строе имела трехступенчатый характер: князь – совет старейшин – вече. Князь был носителем авторитарной власти, но на данном этапе этот принцип проявляется слабо.

    Изучение третьего вопроса следует начать с выявления географических особенностей (местоположение, климат, плотность населения) древнерусской цивилизации и их влиянии не только на хозяйственные отношения, но и на национальный менталитет. Раскрыть такие черты аграрного строя, как экстенсивное землепользование, общинность, постоянная колонизация. Назвать основные этапы колонизации, их общие и особенные стороны. Следует помнить, что главным среди природных факторов зоны расселения восточных славян был ее континентальный характер . Общим для освоенных территорий является относительное однообразие природных факторов , которое обусловило однотипность хозяйственной деятельности во всех зонах. Большое пространство зоны расселения и относительно низкая плотность закрепляли экстенсивный тип хозяйствования , для которого характерно не улучшение качества труда, а увеличение вовлекаемых в хозяйственный оборот площадей. Основой хозяйства славян было пашенное земледелие. Оно было трудозатратным, т.к. велось на экстенсивной основе переложным и подсечно-огневым способом. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями рало (в южных областях), соха (на севере).У славян было две формы собственности – личная (приусадебная земля, дом, скот, инвентарь) и общественная (пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья).Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Семьи объединялись в соседскую (территориальную) общину – вервь .

    Рассмотрение четвертого вопроса, необходимо начать с определений «мировоззрение», «язычество», «ведическая религия»; на примере ведической религии славян показать особенности мифологического мировоззрения (неразделенность мира человека и мира духов, образность мышления, вера в доброе и злое начало). Важно помнить, что ведическая культура славян своими корнями связана с культурой других индоевропейских народов, но вместе с тем имеет свои особенные черты (абстрактные божества, идея коллективизма, отсутствие фатализма), выраженные в русском фольклоре. Религия древних славян называется ведическая (Веды – священное знание). Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, мифы, сказания. Самый известный религиозный письменный памятник – Велесова книга . По книге у древних славян существовала архаическая Троица - Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец, Велес – бог разрушитель Вселенной. Были распространены материнские культы, олицетворяющие мир любви либо небесной (славянская Леле), либо земной (славянская Мать сыра земля). Существование мира славяне описывали через борьбу двух начал: темного (Чернобог, Навь) и светлого (Белобог, Явь). Явь, "белый свет" - это текущее, то, что сотворено всеобщим справедливым законом Правью. Навь, сила темная, пассивная, символ "того света". Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы представлены во взглядах славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление Нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название – коляда. В начале 1 тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Большое значение получил культ предков. Поклонения и жертвоприношения языческим культам проходили в специальных культовых святилищах капищах. Народные праздники: Новый год, масленица, "русальная неделя", Ивана Купалы сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Самым знаменитым культовым памятником язычества стал Збручский идол (9-10 вв.). Важное место в славянских обрядах занимал погребальный обряд (трупоположения или сожжения), что связано с представлениями о загробной жизни.

    Священное знание древних славян обладало, таким образом, некоторыми чертами монотеизма, но при этом имело много общего и с первобытными формами религии: тотемизмом, фетишизмом, анимизмом и магией.

    Контрольные вопросы

    1. Как складывались отношения славян и соседних племен? Приведите примеры.
    2. Что означает этноним «славяне»? Охарактеризуйте различные варианты его трактовки.
    3. В чем заключались функции князя у славян в догосударственный период?
    4. Как природно-географические факторы влияют на менталитет народа?
    5. Что такое «ведизм»?
    6. Какую роль в славянском мировоззрении играл культ предков?