Ремонт Дизайн Мебель

Технологическая карта на планировку и уплотнение пгс. Песчано-гравийная смесь: особенности и сфера применения

Высокие темпы строительства, ускоренная застройка жилых кварталов, офисных зданий заставляет задуматься о качественных характеристиках бетона. Прочный, крепкий фундамент без бетонного раствора создать невозможно. Бетон – главный соединительный, конструкционный материал в строительстве. Качество бетона напрямую влияет на прочность, срок эксплуатации конструкций. Приготовить раствор можно из песчано-гравийных смесей, уделяя внимание источнику возникновения и соблюдая необходимое соотношение компонентов.

Назначение ПГС

Песчано-гравийная смесь, или по-другому ПГС, состоит из и гравия. Подготавливается состав двумя способами:

  • природным;
  • искусственным.

Полученная смесь очень востребована и используется в промышленном, дорожном, жилищном строительствах:

  • для ;
  • для изготовления монолитных, железобетонных конструкций;
  • в качестве дренажной прослойки дорожного покрытия;
  • выравнивание ландшафта.

Виды, структура смеси


Гравия в смеси должно быть до 75% от массы.

Пропорциональное содержание песка, гравия в составе смеси — главный критерий гравмассы. Гравия не должно быть более 75% от общей массы. Огромное значение уделяют размеру компонентов, а также проверяют на соответствие нормам стандартов. Опираясь на пропорциональное содержание компонентов, выделяют два вида песчано-гравийной семи:

  • Природная (пгс). Соотношение гравия в процентах по отношению к общей массе составляет не менее 10, и не больше 95 — 1/5 всего состава. Дополнительной обработке классический состав не подвергается. Гравийную массу добывают в карьере и сразу отгружают покупателю. В основном содержание гравия 10-20% от основной массы. Процент может вырасти до 30, если смесь добывали на водоемах. Размер элементов достигает от 10 до 70 мм. При отдельной договоренности с покупателем размер может быть больше заявленного, максимальная величина 10 см.
  • Обогащенная (опгс). Пропорции компонентов следующие: песок 30%, гравий до 70%. 3/4 всей обогащенной массы — гравий.

Получить обогащенный состав можно путем специальной подготовки. Соблюдая определенные пропорции, смешиваются необходимые компоненты. Результат — опгс. Учитывая процентное содержание гравия, выделяют пять групп обогащенной смеси.

  • 1 группа. Процент гравия от общей массы составляет 15-25%.
  • 2 группа. Количество гравия 25-30%.
  • 3 группа. Содержание компонента от 35 до 50%.
  • 4 группа. Процент гравия 50-65%.
  • 5 группа. Гравий в количестве от 65 до 75%.

Чем больший процент гравия содержится в растворе, тем тверже получается масса. От количества гравия зависят технические характеристики раствора, параметры эксплуатации. На окончательную стоимость концентрированных гравийных соединений влияет величина и процент содержания природного камня.

По месторождению и первоначальному источнику образования натуральные гравийные смеси подразделяют:

  • Овражные (горные) характерны примесью горных пород, форма природного камня остроугольная, размер различный. Неоднородность структуры данного вида не позволяет использовать овражно-горный вид для производства бетона. Широко используют смесь в качестве дренажа во время ремонта дорожных магистралей, засыпают котлованы, ямы.
  • Речные (озерные). Наблюдается небольшое количество глины, ракушняка. Форма элементов обкатанная.
  • Морские. Примеси содержатся в небольшом количестве, или отсутствуют. Форма камней округлая, плотная.

Озерно-речные, морские гравийные смеси используют для изготовления бетонного раствора, необходимого для строений особой прочности, заливки фундамента.

Особенности выбора массы


Обогащенная песчано-гравийная смесь должна иметь зерна гравия наибольшей крупности.

Во всех отраслях строительства: подготовка конструкций, заливка любого типа фундамента, требуется бетон. Ответственный подход к изготовлению бетонного раствора обеспечивает надежность, крепость конструкций. Важную роль в технологическом процессе играет соотношение компонентов.

Главный момент — правильно купить высококачественную продукцию, экономить не стоит. На бетоне отражается способ добычи материала. Обратите внимание на разнообразные примеси, структура массы не должна их содержать. Отсутствие посторонних компонентов увеличивает сцепление между гравмассой и другими составляющими раствора.

Для работы с фундаментом пользуются обогащенными смесями, так как в них количество гравия превышает содержание песка, что увеличивает плотность и уменьшает рыхлость раствора.

Степень уплотнения

Транспортировка сыпучего вещества приводит к его уплотнению. Сжатие контролируется нормативными строительными стандартами. Показательное значение, определяющее количество уменьшенного объема называется коэффициентом трамбовки (уплотнения). Стандарты уплотнения закреплены на государственном уровне.

Утрамбовка материала — естественный процесс, коэффициент зависит от массы партии. Важными моментами является качество материала и способ транспортировки. Среднестатистический показатель уплотнения равняется 1,2, согласно стандартам. Например, для песка показатель утрамбовки 1,15, для щебня — 1,1.

Показатель сжатия — важный момент в строительстве. В начале работ проводится подготовительный этап, во время которого определяется толщина, уровень, количество и другие показатели, необходимые для последующей работы. На принятие конечного результата влияет коэффициент уплотнения.


Трамбовка песчано-гравийной смеси.

При уплотнении грунта методом трамбовки, выдерживаются главные правила. Различия по глубине вырытой траншеи выравниваются уплотнением с самых высоких отметок, постепенно переходя к более низким. Уплотнение проводится до момента достижения плотности, которую предписывают нормативы. В момент работы со смесью не допускается промерзание материалов, влажность соответствует норме. Процесс считается завершенным, когда количество ударов не превышает установленные пределы. Так называемое правило «двух контрольных ударов».

Процесс подготовки бетона

Во время индивидуального строительства смесь готовят своими руками. При небольших объемах строительства нет необходимости нанимать дорогую строительную технику. Перед началом работ стоит определить структуру, провести расчет массы, подготовить соответствующие компоненты.

Для самостоятельного замешивания понадобится следующий расходный материал и инструменты:

  • запас цемента необходимой марки;
  • чистая теплая вода;
  • опгс;
  • емкость для замеса;
  • (бетономешалка);
  • ведро.

Правильно выдержанное соответствие компонентов влияет на качественный результат. Для обогащенного вида стоит сделать отношение частей 8 к 1, где первое — смесь, второе — цемент. Такой коэффициент был определен методом проб и проверок, и по настоящее время активно используется опытными мастерами. Какое количество воды добавить — дело индивидуальное. Стоит ориентироваться на сухость компонентов, постепенно добавлять жидкость до достижения нужной консистенции раствора.


Портландцемент - гидравлическое вяжущее вещество, твердеющее в воде и на воздухе.

Цемент для раствора используют тех марок, которые обеспечивают нужную прочность. Это м300, м500, м600. В последнее время пользуется популярностью портландцемент, который обладает отличными вяжущими свойствами. При небольшом объеме работ используют бетон м400, с учетом того, что готовую смесь стоит израсходовать на протяжении двух часов.

На качественный бетон, изготовленный из пгс влияет размер природного камня. Необходимую прочность раствор приобретает при размере гравия в 8 см. Выдерживаются необходимые пропорции: 6 — смесь, 1 — цемент.

Один из самых востребованных материалов с современной индустрии строительства – песчано-гравийная смесь. Это сыпучий материал, который имеет зернистую структуру и представляет собой смесь с в определенных пропорциях.

Интересно, что применение песчано-гравийная смесь находит в самых разных сферах строительства. Ее используют как на масштабных объектах, так и при возведении небольших частных домов.

Разновидности ПГС

Как и любой строительный материал сложного состава песчано-гравийные смеси могут классифицироваться по разным признакам. Но наиболее распространенный параметр – происхождение или способ получения . С этой точки зрения подобные смеси бывают двух основных видов:

  1. Природные, получаемые путем добычи из естественных источников, карьеров, прибрежной линии водоемов и т.д. В природного происхождения доля по объему составляет 10 %, а по массе – 95 %. Размер гравийных зерен при этом колеблется в широких пределах. Минимальное значение – 10 мм, максимальный размер может достигать 70мм;
  2. Обогащенные. Это природные смеси, в которые добавляют для получения нового соотношения.

Также большое значение имеет степень влажности песчано-гравийной смеси. Часто случается так, что на строительную площадку материал попадает слегка увлажненным или, наоборот, чрезмерно сухим. Это редко делается намеренно, а скорее зависит от условий хранения и транспортировки. Но как бы то ни было, если используется для приготовления бетонных растворов, то степень влажности обязательно нужно учитывать. В случаях, когда песок сырой, количество воды, добавляемой в раствор, уменьшается по сравнению с начальными параметрами рецепта. Чтобы обеспечить нормальное сцепление при использовании сухой , объем воды увеличивается.

Сфера применения ПГС

Несмотря на то, что добыча и производство природных песчано-гравийных смесей имеет более низкую себестоимость по сравнению с обогащенными , все же данный строительный материал используется гораздо реже. Объясняется это не достаточно высокими прочностными свойствами подобных смесей, а также полученных с их помощью конструкций.

Чаще всего природные песчано-гравийные смеси используются для устройства нижней подушки многослойных дорожных покрытий, а также отсыпки садовых дорожек. Значительная доля в составе природных делает их подходящим материалом для устройства дренажных каналов, а также обратной засыпки котлованов и траншей для прокладки коммуникационных линий.

В этом случае прочностные свойства стройматериалов играют второстепенную роль, а то и вовсе не имеют значение. А вот что становится по-настоящему важным, так это способность впитывать и эффективно отводить влагу с поверхности строительных конструкций. Для таких целей природные песчано-гравийные смеси подходят практически идеально.

Самый востребованный вид песчано-гравийных смесей – 5-ой группы, с содержанием на уровне 70 %. Для такой смеси характерно практически полное отсутствие усадки при использовании в основе различных строительных конструкций. Причем, деформации не наблюдаются даже при очень значительных нагрузках. Поэтому именно такая песчано-гравийная смесь применяется в качестве первичного устойчивого слоя при заливке бетоном больших площадок.

Песчано-гравийная смесь – это один из самых распространенных неорганических материалов, использующихся в строительной сфере. Состав материала и размер фракций его элементов определяют, к какой разновидности относится добытая смесь, в чем заключаются ее основные функции, где она более пригодна к использованию.

Песчано-гравийная смесь применяется в строительстве для насыпки в нижних слоях различных оснований , например, асфальта или другого дорожного покрытия, и для изготовления различных строительных растворов, например, бетона с добавлением воды.


Особенности

Этот материал является универсальным ингредиентом, то есть может применяться в разных видах деятельности. Так как его основными компонентами являются природные материалы (песок и гравий), то это свидетельствует о том, что песчано-гравийная смесь – это экологически чистый продукт. Также ПГС может храниться долгое время – срок годности материала отсутствует.

Главное условие при хранении – это нахождение смеси в сухом месте.

Если в ПГС все же попадет влага, то при ее использовании добавляется меньшее количество воды (например, при изготовлении бетона или цемента), а когда песчано-гравийная смесь необходима лишь в сухом виде, то сначала придется ее тщательно просушить.



Качественная песчано-гравийная смесь благодаря наличию в составе гравия должна обладать хорошей стойкостью к перепадам температур и не терять свою прочность. Еще одна интересная особенность этого материала заключается в том, что остатки использованной смеси не подлежат утилизации, а могут в дальнейшем использоваться по назначению (например, при укладке дорожки к дому или при изготовлении бетона).

Природная песчано-гравийная смесь отличается невысокой стоимостью , тогда как обогащенная ПГС имеет высокую цену, но это компенсируется долговечностью и качеством построек из такого экологически чистого материала.


Технические характеристики

При приобретении песчано-гравийной смеси необходимо обращать внимание на такие технические показатели:

  • зерновой состав;
  • объем содержания в смеси песка и гравия;
  • размер зерен;
  • содержание примесей;
  • плотность;
  • характеристики песка и гравия.



Технические характеристики песчано-гравийных смесей должны соответствовать принятым государственным стандартам. Общие сведения о песчано-гравийных смесях можно узнать из ГОСТ 23735-79, но также существуют и другие нормативные документы, регламентирующие технические характеристики песка и гравия, например, ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 8267-93.

Минимальный размер фракций песка в ПГС составляет 0,16 мм, а гравия – 5 мм. Максимальное значение для песка согласно стандартам составляет 5 мм, а для гравия это значение равняется 70 мм. Также существует возможность заказать смесь с размером гравия 150 мм, но не более этого значения.



В обогащенной ПГС количество содержания гравия в среднем составляет 65%, содержание глины минимально – 0,5%.

По проценту содержания гравия в обогащенной ПГС материалы классифицируются на такие виды:

  • 15-25%;
  • 35-50%;
  • 50-65%;
  • 65-75%.

Важными характеристиками материала также являются показатели прочности и морозоустойчивости. В среднем ПГС должна выдерживать 300-400 циклов заморозки-разморозки. Также песчано-гравийный состав не может потерять от своей массы более 10%. На прочность материала влияет количество слабых элементов в составе.



Гравий подразделяется на категории по прочности:

  • М400;
  • М600;
  • М800;
  • М1000.

Гравий категории М400 отличается слабой прочностью, а М1000 – высокой прочностью. Средний уровень прочности присутствует у гравия категорий М600 и М800. Также количество слабых элементов в гравии категории М1000 должно содержаться не более 5%, а во всех остальных – не более 10%.

Плотность ПГС определяется для того, чтобы выяснить, какой компонент в составе содержится в большем количестве, и определиться со сферой использования материала. В среднем удельный вес 1 м3 должен составлять приблизительно 1,65 тонны.



Имеет большое значение не только размер песка, но и его минералогический состав, а также модуль крупности.

Средний коэффициент уплотнения ПГС составляет 1,2. Этот параметр может меняться в зависимости от количества содержания гравия и метода утрамбовки материала.

Не последнюю роль играет коэффициент Аэфф. Он расшифровывается как коэффициент суммарной удельной эффективности активности естественных радионуклидов и имеется у обогащенной ПГС. Этот коэффициент означает норму радиоактивности.

Песчано-гравийные смеси подразделяются на три класса безопасности:

  • менее, чем 370 Бк/кг;
  • от 371 Бк/кг до 740 Бк/кг;
  • от 741 Бк/кг до 1500 Бк/кг.



От класса безопасности также зависит, к какой сфере применения подходит та или иная ПГС. Первый класс применяется для небольших строительных действий, например, изготовления изделий или ремонта здания. Второй класс применяется при строительстве автомобильных покрытий в городах и селах, а также для строительства домов. Третий класс безопасности участвует в строительстве различных площадок с высокой нагрузкой (к ним относятся спортивные и детские площадки) и больших автомагистралей.

Обогащенная песчано-гравийная смесь практически не подвержена деформации.



Виды

Существует два основных вида песчано-гравийных смесей:

  • природная (ПГС);
  • обогащенная (ОПГС).

Их главное отличие заключается в том, что обогащенную песчано-гравийную смесь не встретить в природе – она получается после искусственной обработки и добавления большого количества гравия.

Природную песчано-гравийную смесь добывают в карьерах или же со дна рек и морей. По месту происхождения она делится на три вида:

  • горно-овражную;
  • озерно-речную;
  • морскую.

Различие между этими видами смеси заключается не только в месте ее добычи, но и в сфере дальнейшего применения, количества объемного содержания основных элементов, их размеров и даже формы.



Основные особенности природных песчано-гравийных смесей:

  • форма частиц гравия – самые заостренные углы имеет горно-овражная смесь, а у морской ПГС они отсутствуют (гладкая округлая поверхность);
  • состав – минимальное количество глины, пыли и других загрязняющих элементов содержится в морской смеси, а в горно-овражной они преобладают в большом количестве.

Озерно-речная песчано-гравийная смесь отличается промежуточными характеристиками между морской и горно-овражной ПГС. В ее составе также можно найти ил или пыль, но в малом количестве, а ее углы имеют слегка закругленную форму.



В ОПГС из состава можно исключить гравий или песок, а взамен добавить гравийный щебень. Гравийный щебень – это тот же гравий, но в обработанной форме. Этот материал получается путем дробления более чем наполовину исходного компонента и имеет острые углы и шероховатость.

Гравийный щебень повышает сцепляемость строительных составов и прекрасно подходит для строительства асфальтобетона.

ПГС или песчано-гравийная смесь-природный материал, добываемый в карьере и обладающий определённым процентным содержанием песка и гравия. Один из основных строительных материалов. Применяется для выполнения строительных работ любого уровня сложности при возведении частных и многоэтажных домов, а также дорожном строительстве. Пользуется популярностью в силу доступной стоимости и широкой сферы использования. Процентное содержания гравия в смеси может варьироваться от 20% до 75%.

Виды песчано-гравийной смеси

В зависимости от степени и качества обработки материала, выделяют его следующие виды:

  1. Природный ПГС. Материал после добычи не подвергается дополнительной и специальной обработке. Транспортируется на объект сразу же после добычи.
  2. Обогащённый ПГС. После добычи природный материал проходит обработку. Различается между собой процентным соотношением песка и гравия.

Природный ПГС в зависимости от места добычи делится на:

  1. Горно-овражный. Различается внешним видом частиц. В силу значительного содержания примесей и гранулометрического состава не рекомендуется для изготовления бетонов, но может использоваться в дорожном строительстве, для создания оснований, фундаментов и оформления земельного участка в процессе благоустройства.
  2. Озёрно-речная смесь. Обладает однородным составом. Частицы имеют в большинстве своём обтекаемую форму.
  3. Морской тип. Достаточно легко различить по округлой форме частиц. В нём меньше всего различных неоднородных примесей.

Озерно-речные и морские гравийные смеси используют для изготовления бетонов, необходимых при строительстве зданий, при заливке фундамента.

Компания «Гравит» добывает природный ПГС в карьере Марусино с содержанием гравия 60-65 % и крупного песка 35-40 %. В ПГС отсутствуют органические примеси, что делает его применимым для устройства фундаментов и производства бетонов.

Где используется ПГС?

Сфера использования песчано-гравийной смеси весьма обширна. ПГС применяется активно в промышленном, жилищном и дорожном строительстве. Многие строительные компании предпочитают заменять щебень и песок в силу их высокой стоимости на качественный ПГС. Он не уступает им по своим характеристикам. Обеспечивает высокое качество строительных работ.

Применение ПГС:

  1. Строительство дорог. Для устройства оснований дорог, устройства всех слоев дорожного полотна.
  2. Устройство фундаментов. ПГС используют в качестве замены песка и щебня.
  3. Создание отмосток. Отмостки - водонепроницаемое покрытие вокруг здания. Заменой песку и щебню здесь служит ПГС.
  4. Благоустройство земельных участков, выравнивание площадок.
  5. Производство некоторых марок бетонов и ЖБИ изделий, которые не несут большой нагрузки: колодезные кольца, крышки и днища для колец, лотковые элементы, элементы оград.
  6. Для отсыпки при прокладке трубопроводов.
  7. В качестве дренажного слоя.

Спектр применения ПГС широк и разнообразен. Он способен с лёгкостью заменить щебень и песок. Это даёт возможность сэкономить деньги без ухудшения качества строительных работ.

ПГС может заменить песок и щебень в следующих видах работ:

Частное строительство

Строительство дорог к дачам, домам и коттеджам. Создание фундаментов и отмостков при строительстве частного загородного дома. При проведении благоустройства на земельном участке.

Строительные и производственные компании

ПГС применяется для создания фундаментов многоэтажных домов до 5 этажей.

Используется также устройства временных дорог и подъездных путей к строительным объектам и при проведении благоустройства. Многие компании уже начали заменять традиционный щебень и песок на ПГС.

Растворо-бетонные узлы при производстве бетона используют качественный ПГС с высоким содержанием гравия разного размера и отсутствием органических примесей. Примеси снижают качество бетона. Чтобы бетон был густым и прочным, в ПГС должны быть зерна гравия различного размера. Meлкий гравий заполнит пустоты между крупными зернами и oбecпeчит pacчeтнyю пpoчнocть бeтoнa.

Приобрести качественный ПГС без органических примесей можно в компании «Западно-Сибирский песчаный карьер» (карьеры , ), позвонив по телефону 255-11-16. Менеджеры с удовольствием расскажут вам о характеристиках ПГС и примут вашу заявку.


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ИЗ ПЛОТНОЙ ЩЕБЕНОЧНО-ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНОЙ СМЕСИ ОПТИМАЛЬНОГО ЗЕРНОВОГО СОСТАВА


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определенно заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ . Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по устройству основания из плотной щебеночно-гравийно-песчаной смеси оптимального зернового состава.

1.2. Плотную щебеночно-гравийно-песчаную смесь, оптимального зернового состава рекомендуется применять при устройстве:

Верхних и нижних слоев оснований под цементобетонные и асфальтобетонные покрытия;

Оснований под одно - и двухслойные покрытия из гравийных и щебеночных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими;

Под покрытия из холодного асфальтобетона.

1.3. Цель создания представленной ТТК - дать рекомендуемую схему технологического процесса по устройству основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси, содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.5. Применение ТТК способствует улучшению организации строительных работ, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.6. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству основания. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительнойорганизации с учетом ее проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и дорожно-строительныхматериалов и привязанных к местным условиям: виду гравийно-песчаной смеси, фракционного щебня и толщине слоя. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности устройства основания решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительно-монтажной организацией , исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.7. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

СНиП 12-01-2004 "Организация строительства";

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

СНиП 3.06.03-85. "Автомобильные дороги";

СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";

СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство";

ВСН 19-89. "Правила приемки работ при стр-ве и ремонте автомобильных дорог".

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на устройство однослойного основания толщиной h=18 см из плотной щебеночно-гравийно-песчаной смеси, оптимального зернового состава, методом смешения на дороге с использованием навесной дорожной фрезы ДС-74 (Рис.1) в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Фреза дорожная навесная на пневмоколесный трактор

1 - трактор-тягач; 2 - фреза однороторная; 3 - система дозирования жидких вяжущих и воды; 4 - приводной редуктор ; 5 - фрезерный ротор; 6 - распределительная труба с соплами для жидких вяжущих и воды

2.2. Для устройства слоя основания используются:

Гравийно-песчаные смеси;

Щебень фракции 20-40 мм;

Техническая вода.

2.3. Работы по устройству основания выполняются круглый год, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

https://pandia.ru/text/80/403/images/image003_4.gif" width="40" height="21"> - коэффициент использования механизмов по времени в течение смены (время, связанное с подготовкой к работе, и проведение ЕТО - 15 мин, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машиниста - 10 мин через каждый час работы).

2.4. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

Прием гравийно-песчаной смеси и фракционного щебня, доставляемых на объект строительстваавтомобилями-самосвалами;

Равномерная укладка ГПС по рабочему слою земляного полотна автогрейдером;

Распределение по слою ГПС щебня;

Перемешивание фрезой ГПС со щебнем с последующим увлажнением смеси;

Разравнивание смеси и планировка поверхности слоя автогрейдером;

Уплотнение основания самоходными гладковальцовыми катками.

2.5. Основание дорожной одежды должно устраиваться шире покрытия на 0,5 м с каждой стороны для цементобетонных покрытий и на 0,3 м с каждой стороны для других типов покрытий или на ширину укрепительных полос.

2.6. Во всех случаях применения ТТК необходима привязка ее к местным условиям. При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т. п. После привязки карта может быть использована при устройстве оснований автомобильных дорог III-IV технических категорий.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. Перед устройством основания должны быть выполнены следующие работы:

Обеспечена готовность земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85;

Приготовлены временные подъездные пути для подачи материалов к месту производства работ;

Выполнены разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной толщины, ширины основания и поперечных уклонов.

3.2. Гравийно-песчаная смесь доставляется на объект строительства автомобилями-самосвалами и разгружается на земляное полотно в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины, с учетом коэффициента запаса расхода материала на уплотнение, который принят 1,25. Для создания фронта работ смесь должна быть доставлена с заделом на одну-две сменные захватки.

3.3. Работы по устройству основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси оптимального состава выполняются поточным методом на 4 захватках длиной 250-300 м каждая.

3.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

Развалка куч ГПС автогрейдером;

Разравнивание ГПС автогрейдером в сплошной призматический валик.

3.5. Развалку куч гравийно-песчаной смеси выполняют автогрейдером НВМ 190ТА-3 за 3 круговых прохода. Вслед за развалкой ГПС производится ее разравнивание. Разравнивание смеси выполняют автогрейдером на ширину 4-5 м и за 3-4 круговых прохода при установке ножа автогрейдера под углом захвата 80°-90° и углом зарезания 0°-3°.

3.6. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

Выгрузка на слой ГПС фракционного щебня;

Разравнивание щебня автогрейдером по слою ГПС.

3.7. Прием щебня фракции 20-40 мм из автосамосвалов КамАЗ-55111 на слой ГПС осуществляет дорожный рабочий кучами, расположенными на одинаковом расстоянии. Из одного автомобиля-самосвала должно получаться 4 равные кучи. Затем щебень равномерно распределяют по слою ГПС на всю длину захватки автогрейдером НВМ 190ТА-3 за 2 круговых прохода. Увлажнение слоя гравийно-песчаной смеси и щебеночного слоя водой производится с помощью поливомоечной машины КДМ-130В с расходом воды 0,4 м на 100 м поверхности.

3.8. На третьей захватке выполняют следующие технологические операции:

Перемешивание гравийно-песчаной смеси со щебнем;

Разравнивание полученной смеси и планировку основания.

3.9. После планировочных работ выполняется перемешивание гравийно-песчаной смеси со щебнем двумя навесными фрезами ДС-74 за два прохода по одному следу. Фрезы следуют друг за другом по одной полосе (на расстоянии не менее 10 м) на второй передаче и разворачиваются в конце захватки для прохода по следующей полосе. Первые два прохода фрезы выполняют по краям устраиваемого основания, а затем - по середине с перекрытием смежных полос в пределах 0,25-0,30 м. Перемешивание можно считать законченным, если состав смеси будет одинаковым по всей поверхности и толщине слоя.

После окончания перемешивания гравийно-песчаной смеси со щебнем и проверки однородности перемешивания производят разравнивание смеси и планировку основания автогрейдером НВМ 190ТА-3.

Разравнивание смеси следует выполнять на ширину устраиваемого основания. Планировку поверхности щебеночно-гравийно-песчаного слоя при устройстве основания осуществляют автогрейдером за 5 круговых проходов на I-II скорости. В случае недостаточной ширины земляного полотна для разворота автогрейдера на концах захватки устраиваются временные съезды.

Рис.2. Схема планировки основания

3.10. На четвертой захватке выполняют следующие технологические операции:

Увлажнение смеси до оптимальной влажности ;

Подкатку щебеночно-гравийно-песчаной смеси;

Исправление дефектных мест на поверхности основания вручную;

Уплотнение щебеночно-гравийно-песчаной смеси.

3.11. Увлажнение смеси до оптимальной влажности выполняют поливомоечной машиной ПМ-130В, которая должна двигаться вдоль края спланированного материала по круговой схеме. Для равномерного распределения влаги в смеси и исключения возможности переувлажнения земляного полотна предусмотрен розлив воды через распылительные сопла в два приема из расчета 0,7-0,8 м на 100 мhttps://pandia.ru/text/80/403/images/image004_3.gif" width="11" height="25 src="> на 100 м основания.

3.12. Подкатку смеси производят гладковальцовым катком ДУ-50 от края основания к его середине с перекрытием предыдущего следа последующим на 1/3 ширины заднего вальца. Скорость движения катка должна быть равна 1,5-2,0 км/час. Число проходов катка по одному следу устанавливают по результатам пробной укатки (от 4 до 6).

После подкатки основания проверяют его ровность с помощью трехметровой рейки и соответствие поперечных уклонов проектным значениям. Участки основания, на которых имеются дефекты, исправляют вручную вслед два дорожных рабочих. Они выравнивают края основания слоя, снимают лишний материал и подсыпают заниженные места.

3.13. Уплотнение щебеночно-гравийно-песчаной смеси производят двумя гладковальцовыми катками ДУ-49. Число проходов катка по одному следу определяется пробной укаткой и колеблется от 10 до 25. Начинать уплотнение следует вдоль краев основания. При последующих проходах каток смещают к середине основания с перекрытием предыдущего прохода на 1/3 ширины. Скорость движения катка на начальной стадии уплотнения не должна превышать 3,0-5,0 км/час, при последующих проходах скорость катка может быть доведена до 12-15 км/час. На завершающей стадии уплотнения для создания надлежащей структуры материала и повышения прочности основания скорость движения катков также не должна превышать 1,5-2,0 км/час. Укатку выполняют по челночной схеме.

В процессе уплотнения ведется проверка влажности и плотности уплотняемого слоя. При необходимости производится доувлажнение его с помощью поливомоечной машины ПМ-130В, из расчета 6-12 л/м. Розлив воды производится за 10-15 мин до начала уплотнения в несколько приемов. Признаком окончания уплотнения слоя является отсутствие следа от прохода тяжелого катка.

Рис.3. Схема уплотнения слоя основания

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ

4.1. Контроль и оценку качества работ по устройству щебеночно-гравийно-песчаного основания выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов:

СНиП 3.06.03-85. "Автомобильные дороги";

ВСН 19-89. "Правила приемки работ при стр-ве и ремонте автомобильных дорог".

4.2. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля, и возлагается на руководителя производственного подразделения (прораба, мастера), выполняющего работы.

4.3. Производственный контроль качества работ должен включать входной контроль рабочей документации, поставляемых строительных материалов и изделий, а также качество выполненных предшествующих работ, операционный контроль отдельных строительных процессов или технологических операций и приемочный контроль выполненных работ с оценкой соответствия.

При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации для производства работ.

Пригодность гравийно-песчаной смеси и щебня для устройства основания должны быть установлены лабораторными анализами.

Поступившие на объект материалы должны иметь сопроводительный документ (паспорт), в котором указываются наименование материала, номер партии и количество материала, содержание вредных компонентов и примесей, дата изготовления.

Результаты входного контроля фиксируются в Журнале учета результатов входного контроля по форме: ГОСТ 24297-87, Приложение 1.

4.4. Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятия мер по их устранению и предупреждению. При операционном контроле проверяется соблюдение технологий выполнения работ, соответствие выполнения работ рабочим проектом и нормативными документами. Контроль проводится с помощью геодезических инструментов под руководством мастера, прораба. Инструментальный контроль должен осуществляться систематически от начала до полного его завершения. При этом должны проверяться:

Ширина основания;

Качество перемешивания гравийно-песчаной смеси со щебнем;

Толщина распределения смеси.

Результаты операционного контроля должны быть зарегистрированы в Общем журнале работ.

4.5. При приемочном контроле надлежит проверять качество работ выборочно по усмотрению Заказчика или Генерального подрядчика с целью проверки эффективности ранее проведенного операционного контроля и соответствия выполненных работ проектной и нормативной документации с составлением актов освидетельствования скрытых работ. Этот вид контроля может быть проведен на любой стадии работ.

4.6. Результаты контроля качества, осуществляемого Техническим надзором Заказчика, Авторским надзором, Инспекционным контролем и замечания лиц, контролирующих производство и качество работ, должны быть занесены вОбщий журнал работ.

4.7. Контроль качества работ ведут с момента поступления материалов на строительную площадку и заканчивают при сдаче объекта в эксплуатацию.

Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в ПОС и ППР, а также в Схеме операционного контроля качества работ.

4.8. Пример заполнения Схемы операционного контроля качества приведен в таблице 1.

Таблица 1

Наименование операций, подлежащих контролю

Состав и объем проводимого контроля

Способы контроля

Объем контроля

Кто контролирует

Разбивочные работы слоя основания

Ширина слоя - ±10 см
Поперечные уклоны - ±0,005
Высотные отметки - ±10 мм
Толщина слоя - ±10 мм

Геодезист Лаборатория

Завоз и распределение
материалов

Входной контроль

Лабораторный контроль

Строительнаялаборатория

Уплотнение слоя основания
Соблюдение схем укатки

Плотность слоя - нет следа на поверхности от катка 10-12 т
Толщина слоя - ±20 мм
Ширина слоя - ±10 см
Поперечный уклон - ±0,010
Просвет под 3-м рейкой 10 мм
Высотные отметки по оси 50 мм

Инструментальный промер, лабораторный контроль

ГеодезистСтроительнаялаборатория

4.9. По окончании устройства основания выполненные работы предъявляют Заказчику для освидетельствования скрытых работ и подписания Акта, к которому прилагают:

Общий журнал работ;

Исполнительную схему инструментальной проверки законченного слоя основания с нанесением на ней отклонений от проекта, допущенных в процессе строительства;

Паспорт и сертификат качества на щебень;

Лабораторное заключение на соответствие применяемой гравийно-песчаной смеси.

Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СНиП 12-01-2004.

4.10. На объекте строительства необходимо вести Общий журнал работ, Журнал авторского надзора проектной организации, Оперативный журнал геодезических работ.

5. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И МАШИННОГО ВРЕМЕНИ

5.1. Пример составления калькуляции затрат труда и машинного времени на устройство щебеночно-гравийно-песчаного основания приведен в таблице 2.

Таблица 2

Обоснование, ГЭСН

Наименование работ

Объем работ

На ед. изм.

На весь объем

Устройство основания из гравийно-песчаной смеси толщиной 12 см

Добавка фракционного щебня

ИТОГО:

5.2. Затраты труда и времени подсчитаны применительно к Элементным сметным нормам на строительные работы (ГЭСН 81-02-27-2001 Часть 27, Автомобильные дороги).

6. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

6.1. Пример составления графика производства работ приведен в таблице 3.

Таблица 3

6.2. При составлении графика производства работ рекомендуется выполнение следующих условий:

6.2.1. В графе "Наименование технологических операций" приводятся в технологической последовательности все основные, вспомогательные, сопутствующие рабочие процессы и операции, входящие в комплексный строительныйпроцесс, на который составлена технологическая карта.

6.2.2. В графе "Принятый состав звена" приводится количественный, профессиональный и квалификационный состав строительных профессий для выполнения каждого рабочего процесса и операции в зависимости от трудоемкости, объемов и сроков выполнения работ.

6.2.3. В графике работ указываются последовательность выполнения рабочих процессов и операций, их продолжительность и взаимная увязка по фронту работ во времени.

6.2.4. Продолжительность выполнения комплексного строительного процесса, на который составлена технологическая карта, должна быть кратной продолжительности рабочей смены при односменной работе или рабочим суткам при двух - и трехсменной работе.

7. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ

7.1. Потребность в машинах и оборудовании.

7.1.1. Механизация строительных и специальных строительных работ должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений.

7.1.2. Средства малой механизации, оборудование, инструмент и технологическая оснастка, необходимые для выполнения работ, должны быть скомплектованы в нормокомплекты в соответствии с технологией выполняемых работ.

7.1.3. При выборе машин и установок необходимо предусматривать варианты их замены в случае необходимости. Если предусматривается применение новых строительных машин, установок и приспособлений, необходимо указывать наименование и адрес организации или предприятия-изготовителя.

7.1.4. Примерный перечень основного необходимого оборудования, машин, механизмов, технологической оснастки, инструмента и приспособлений приведен в табл.4.

Таблица 4

8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА

8.1. При производстве работ по устройству щебеночно-гравийно-песчаного основания следует руководствоваться действующими нормативными документами:

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

8.2. Ответственность за выполнение мероприятий по технике безопасности , охране труда, промышленной санитарии, пожарной и экологической безопасности возлагается на руководителей работ, назначенных приказом. Ответственное лицо осуществляет организационное руководство строительными работами непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания ответственного лица являются обязательными для всех работающих на объекте.

8.3. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды, обуви и др.), выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих (ограждения, освещение, защитные и предохранительные устройства и приспособления и т. д.), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ. Рабочим должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха. Работы выполняются в спецобуви и спецодежде. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски.

8.4. Санитарно-бытовые помещения, автомобильные и пешеходные дороги должны размещаться вне опасных зон. В вагончике для отдыха рабочих должны находиться и постоянно пополняться аптечка с медикаментами, носилки, фиксирующие шины и другие средства для оказания первой медицинской помощи. Все работающие на строительнойплощадке должны быть обеспечены питьевой водой .

8.5. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано:

Ознакомить рабочих с технологической картой под роспись;

Следить за исправным состоянием машин, механизмов и приспособлений;

Разъяснить работникам их обязанности и последовательность выполнения операций.

8.6. К выполнению работ допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие:

Медицинский осмотр и признанные годными для работы в строительстве;

Обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам труда, пожарной безопасности , оказанию первой медицинской помощи и имеющие об этом специальное удостоверение;

Вводный инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и инструктаж непосредственно на рабочем месте.

8.7. Техническое состояние машин (надежность крепления узлов) необходимо проверять перед началом каждой смены. Каждая машина должна быть оборудована звуковой сигнализацией, перед пуском ее в действие необходимо убедиться в их исправности, наличии на них защитных приспособлений, отсутствии посторонних лиц на рабочем участке и подавать звуковой сигнал. При работе нескольких машин, идущих друг за другом, необходимо соблюдать дистанцию между ними не менее 10 м.

8.8. Машинистам запрещается:

Работать на неисправных механизмах;

На ходу, во время работы устранять неисправности;

Оставлять механизм с работающим двигателем;

Допускать посторонних лиц в кабину механизма;

Стоять перед диском с запорным кольцом при накачивании шин.

8.9. При работе автогрейдера необходимо соблюдать следующие требования:

При развороте автогрейдера в конце профилируемого участка, а также на крутых поворотах движение должно осуществляться на минимальной скорости;

Разравнивать грунт на свежеотсыпанных насыпях высотой более 1,5 м необходимо под наблюдением ответственного лица;

Расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера должно быть не менее 1,0 м.

8.10. Подача автомобиля-самосвала задним ходом к месту выгрузки, должна производиться водителем только по команде дорожного рабочего, осуществляющего приемку груза.

8.11. При работе на грунтоуплотняющей технике необходимо соблюдать следующие требования:

Каток должен быть оборудован звуковыми и сигнальными приборами, за исправностью которых, должен следить машинист;

Машинист катка должен носить спецодежду, для предохранения глаз от пыли следует надевать защитные очки.

9. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

9.1. Численный и профессиональный состав комплексной бригады составляет - 10 чел., в т. ч.:

Машинист автогрейдера 6 разряда - 1 чел.

Машинист катка 5 разряда - 1 чел.

Водитель поливомоечной машины - 1 чел.

Машинист катка 6 разряда - 2 чел.

Машинист дорожной фрезы 5 разряда - 2 чел.

Дорожный рабочий 3 разряда - 1 чел.

Дорожный рабочий 2 разряда - 2 чел.

9.2. Затраты труда на устройстве основания составляют:

Трудозатраты рабочих - 48,84 чел.-час.

Машинного времени на - 31,02 маш.-час.

9.3. Выработка на одного рабочего - 100 м/смену.

10. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

10.1. ТТК составлена с применением нормативных документов, действующих по состоянию на 01.01.2010.

10.2. При разработке Типовой технологической карты использованы:

10.2.1. Справочное пособие к СНиП "Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства".

10.2.2. ЦНИИОМТП. М., 1987. Методические указания по разработке типовых технологических карт в строительстве.

10.2.3. "Руководство по разработке и утверждению технологических карт в строительстве" к СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" (с изменением N 2 от 01.01.01 г. N 18-81), СНиП 12-01-2004"Организация строительства".

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс"
и сверен по авторскому материалу.