Ремонт Дизайн Мебель

Устройство дорожных покрытий и площадок. Устройство садово-парковых дорожек. Эстетическое значение мощения садовых дорожек

Казалось бы, чтобы соорудить такие ландшафтные элементы, как дорожки и площадки, много ума не надо. Проложить дорожки – это не дом построить.

Однако если вы хотите, чтобы они прослужили вам не один год, надо учесть все нюансы в сооружении подобных элементов.

Иначе все ваши силы и время могут быть потрачены впустую.

Какими должны быть дорожки и площадки

Основные требования, предъявляемые к этим ландшафтным элементам:

Естественность и гармоничность;

Прочность и долговечность;

Простота в уходе.

Дорожки и площадки должны выглядеть естественно, т.е. сочетаться с и стилем дома.

Чтобы сделать их прочными и долговечными, следует большое внимание уделить выбору материала для мощения.

Ну и на простоту в уходе также влияют свойства материала.

Виды и назначения

Можно выделить 3 вида дорожек:

Прогулочные;

Вспомогательные;

Транспортные.

Для начала вам нужно решить, какую задачу будет выполнять каждая конкретная дорожка. Будет ли по ней проезжать автомобиль, или она будет предназначена для прогулок по саду.

От назначения зависит, каким способом будет устроено основание (подстилающий слой), тип покрытия, а также ширина и высота.

Параметры дорожек и площадок

На каждый параметр влияет несколько факторов. Например, ширина конкретной дорожки (а также площадки) будет зависеть от того, какую функцию вы ей определите.

Ширина

На прогулочной тропинке должны свободно умещаться два человека, т.е. ширина должна составлять 1-1,5 м. Это касается и тропы, которая ведёт к дому.

Тропинка второстепенного значения (вспомогательная) может быть шириной 80-100 см. Например, тропа, соединяющая дом и гараж, подсобное помещение, или дом и зону отдыха. А для вспомогательных тропинок в огороде между грядками достаточно ширины 50-60 см.

Ширина транспортных и подъездных дорог, в первую очередь, зависит от величины транспорта, который будет по ним проезжать. Она может варьироваться от 2 до 3,5 м.

Размеры транспортных площадок также зависят от размера самого транспорта и его количества. Для одного автомобиля отводят место примерно в 2,5х4,5 м.

Высота

Что касается высоты, имеется в виду высота относительно уровня газона, то здесь может быть 2 варианта: выше уровня газона или ниже. Расчёт делается на то, что вода, выпадающая с осадками должна куда-то стекать.

Если вы собираетесь устроить сток воды по дорожкам, то их необходимо соорудить ниже уровня газона. При этом на участке должны быть строго соблюдены проектные высоты и других покрытий, чтобы исключить перекрывание стока.

Дорожки выше уровня газона можно устраивать только в том случае, если участок хорошо дренирован. Так как их сооружают с небольшим поперечным уклоном, вся вода будет стекать на прилегающий газон. И чтобы вода на нём не застаивалась, почва должна быть влагоёмкой.

Уклон

Вся дорожно-тропиночная сеть в саду должна проектироваться с небольшим уклоном, чтобы избежать образования луж во время осадков или таяния снега.

При этом уклон вдоль тропинки может составлять 2-5%, а поперёк – всего 1-2%. Кроме того, направление уклона может быть разным: от центральной оси в стороны или от одной кромки до другой.

Направление зависит от многих факторов, например, ровная ли на участке поверхность или она имеет общий уклон. К тому же, чтобы вода не накапливалась в какой-то одной точке сада, весь участок необходимо планировать с «разуклонкой». Таким образом, линия уклона дорожек зависит ещё и от этой планировки.

Типы покрытия

Сегодня современные материалы позволяют сделать дорожки и площадки не только долговечными, но и красивыми, а в некоторых случаях даже особо декоративными.

В зависимости от вида материала различают 3 типа покрытия:

Твёрдое;

Комбинированное.

Бордюры

Не для всех дорожек и площадок необходимы бордюры. Как правило, бордюрами укрепляют края мягких и комбинированных покрытий. А для твёрдых покрытий укрепление краёв необязательно.

Для бордюра используют тот же материал или гармонирующий с ним по цвету и структуре. Хорошо смотрятся как низкие, так и высокие бордюры.

Закладываются бордюры в канавку, расположенную немного ниже уровня дорожки, дно которой засыпают песком, а затем бетоном. Закладку производят до начала мощения.

И напоследок несколько советов

Чтобы дорожка не зарастала сорняками, под отсыпку или под «корыто» следует постелить плёнку. Разумеется, в зазоры между плитами (при пошаговом мощении) сорняки могут пробиться. Поэтому в качестве профилактики зазоры засаживают мхом, газонной травой, почвопокровными растениями, мшанкой, или обрабатывают препаратом Раундап.

Если вы собираетесь покупать дорогой материал для покрытия, то лучше доверьте устройство дорожек и площадок профессионалам, или хотя бы почитайте специализированную литературу. В технологии мощения есть свои секреты, например, как правильно создать фундамент (корыто) под мощение. И даже если вы решили сделать простую тропинку из деревянных спилов, основание под неё всё равно понадобится.

Если для мощения будет выбран хороший, прочный материал и при устройстве дорожек будут соблюдены все тонкости технологии, то срок их эксплуатации без ремонта составит около 15-20 лет.

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 3. Технология обустройства троп*

В.В. Комов, Я.И. Орестов

3.1 Дорожки, лестницы и площадки

Общие требования

Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.

В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.

«Обустройство тропы начинается с того, что Вам придется опуститься на колени и исследовать почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом имеете дело, из чего состоит почва, что с ней может произойти во время дождя. Определите, откуда поступает вода на тропу и куда она стекает. Вашей основной заботой должно стать регулирование скорости и направления потока воды».
Марк Эдвардс, координатор маршрутов Департамента природных ресурсов штата Айова

Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.

На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.

Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.

Уклон тропы обычно выражают в процентах: уклон в 1 процент соответствует понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в расчете на каждый метр дорожного полотна.

Иногда вместо процентов употребляют другую единицу – промилле, которая равна одной десятой процента.

Уклон поверхности до 5% является оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

Рекомендуемые продольные уклоны составляют от 0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут достигать 20%. При больших уклонах участки подъема должны чередоваться с горизонтальными площадками, причем существуют определенные рекомендации по чередованию горизонтальных участков и участков с различным уклоном, выполняя которые можно сделать подъем комфортным.

На следующей схеме изображен участок с чередованием наклонных и горизонтальных участков.

Рис. 3.1. Продольные уклоны пешеходных дорожек
1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

Продольные уклоны на участках подъема следует увеличивать по степенно, одновременно согласовывая их длину с величиной уклона (см. таблицу):

Продольный уклон, % (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Длина участка, м 1130 840 630 480 370 280 220 170 130 105 88 67 53 43

Применение таблицы можно пояснить на следующем примере: если у нас есть возвышенность, на вершину которой надо проложить дорожку, то целесообразно от подножия первый подъем устраивать как можно более пологим – предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см подъема на 1 м тропы). Протяженность такого участка не должна превышать 630 м (см. таблицу). Трассировать дорогу следует так, чтобы после подъема шел горизонтальный участок. Обычно для этого маршрут прокладывают серпантином или спиралью вокруг холма.

Следующий подъем можно сделать более крутым – предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более 130 м и так далее, до вершины, с последовательным увеличением крутизны участков и уменьшением их протяженности.

Такое сочетание уклонов и горизонтальных участков позволяет чередовать физические усилия и отдых и соответствует естественному распределению высот рельефа.

Устройство лестниц

Уклоны более 20% оборудуются лестницами с перилами. Лестницы могут быть деревянными, грунтовыми, металлическими или с применением природного камня. Наиболее долговечны, но и дороги в производстве – металлические конструкции. Ступени и площадки, сваренные из арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше обледеневают и не снижают инсоляции (интенсивности солнечного света, попадающего на поверхность) под лестницей. Кроме того, металлические опоры более тонкие, что меньше повреждает корни растений при установке.

Удобная лестница рассчитывается следующим образом:
значение 2h+S , где h – высота ступенек в см, а S – ширина ступеньки в см (проступь) , должно лежать в интервале от 60 до 67 .
К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41 см (67 – 13 х 2).

Горизонтальная часть ступеньки называется проступью, а вертикальная (фронтальная) – подступенком.

Рис. 3.2. Устройство деревянной лестницы

Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для них требуется подготовка наклонного основания в грунте или наращивание основания из засыпки. Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.

Заранее скрепленные с боковинами подступенки укладывают в наклонную выемку между двумя уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок до верхнего обреза доски подступенка и утрамбовывают. Возможность прогиба доски предотвращают с помощью колышков, которые лучше всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам. Расположение колышков в засыпке придает конструкции более совершенный и законченный вид (рис. 3.3). Доски в этом варианте являются постоянным элементом конструкции лестницы.

Рис. 3.3. Устройство насыпной лестницы
1 – тетива; 4 – колышки; 2 – подступенок; 5 – дренажный слой 3 – засыпка;

В качестве материала для укрепления подступенков может использоваться природный камень, поперечно положенные или вертикально вкопанные бревна. При необходимости укрепляются и боковые борта ступеней.

Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной поверхности в деревянной опалубке из боковин и подпорных досок. Подпорные доски устанавливаются вертикально или с небольшим наклоном. Они формируют поверхность подступенка. Опалубка после затвердевания бетона удаляется. Для опалубки можно использовать листовое железо.

Устройство дорожек и площадок

Вкусная начинка «дорожного пирога»

Так же как обычный пирожок состоит из теста и начинки, так и дорога имеет несколько слоев. Верхний, – «румяная корочка пирога» – это асфальт или плитка или щебень, тот слой, по которому идут наши ноги. Под ним находится «начинка» – мы ее не видим, но именно она делает дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог» прочно вошел в язык строителей.

А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы завоевывали древний мир не только силой оружия, но и дорогами, которые сохранились спустя два тысячелетия. И не удивительно – иногда слой «начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!

Полотно дорожки должно быть максимально ровным и пологим на всем протяжении, не иметь ям и выступающих кочек, корней и других препятствий. В целях предотвращения образования луж, уровень тропы должен быть приподнят над уровнем земли и иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%) форму при двускатном поперечном профиле или наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.

Для предотвращения повреждения прилегающей к тропе почвы и растительности рекомендуется вдоль полотна посеять так называемый «спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к вытаптыванию. При необходимости можно высадить вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно это необходимо в местах пересечения тропы с нежелательными стихийно сформировавшимися тропинками.

Рис. 3.4. Устройство лестницы с бетонированными ступенями
1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание подушки 3 – упоры (бруски);

Полотно из гравийно-песчаной смеси

Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

Сооружение гатей и лежневок

… Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти...

(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатью раньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой – дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

Фото 3.1.

В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

Рис. 3.7. Одна из возможных конструкций настила

Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

Пошаговые дорожки

Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

Фото 3.3.

Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

Рис. 3.8. Технология устройства пошаговых дорожек

Торцовые дорожки и площадки

В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

На участках тропы, проходящих по траверсам склонов, необходимо предусмотреть сооружение террас. Желательно, чтобы полотно лежало на естественном основании, при этом терраса врезается в склон на ширину будущей тропы. Дорожное покрытие на террасах должно быть твердым – деревянным или каменным. Боковые стенки террасы из сыпучего материала укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева или посадкой легкоукореняющихся растений. Перила целесообразно прокладывать в две нитки: на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для детей.

Для соблюдения допустимых уклонов тропу целесообразно прокладывать по принципу серпантина.

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой ". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники" , любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.

Покрытие - это «верхняя одежда» любых элементов благоустройства территории в садах и парках.

Существует большое разнообразие типов и «фасонов» такой «одежды», которая, как правило, не только прочна и устойчива к атмосферным воздействиям, различным пешеходным и транспортным нагрузкам, но и красива.

Покрытие как средство декорации или оформления также играет важную роль в создании ландшафтных композиций, поэтому тип покрытия и материал обычно соответствуют особенностям ландшафтной архитектуры (рельефа и насаждений), общей композиции парка и функциональному назначению соответствующих элементов планировки.

Площадки и дорожки характерны, без исключения, для всех типов садов и парков. Поэтому имеет смысл, не вдаваясь в подробности (речь ведь не идет о строительстве сада или парка, а только о понимании сущности предмета), рассмотреть основные типы конструкции дорожек и площадок.

Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, «одежды» и водоотвода.
Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщиной «дорожной одежды».

«Дорожная одежда» состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия.
Подстилающий слой часто устраивается из песка. Он служит регулятором нагрузок, возникающих от движения пешеходов и индивидуально-групповых транспортных средств, а также дренажа.
Основание - главный конструктивный элемент, несущая часть, от него зависит степень долговечности и прочности «дорожной одежды». Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

Покрытие - верхний конструктивный элемент, «верхняя одежда», непосредственно воспринимающая нагрузки от движения. Важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду и размокаемости во время дождя. Поскольку покрытие предназначено преимущественно для пешеходов, то оно должно быть ровным, но не скользким.

В качестве материалов для покрытия горизонтальных и вертикальных элементов благоустройства используют натуральный камень, различные виды дорожной плитки, плит и рулонов, декоративный бетон и клинкерный кирпич, дерево, траву (в том числе искусственную), а также сыпучие материалы: гранитную и мраморную, туфовую, резиновую (каучуковую) и кирпичную крошки, щебень, гальку и гравий, древесную кору.

Все материалы для покрытия делятся на две группы: твердые и мягкие.
Мягкое покрытие (крошка, щебень, кора) используется преимущественно на пешеходных тропинках и детских площадках.

Самыми несовершенными и одновременно экологически чистыми покрытиями являются естественные травянистые, грунтовые покрытия и покрытия, изготовленные из утрамбованной измельченной древесной коры. Они есть и останутся почти в каждом саду и парке, но их доля, удельный вес будет сокращаться.

Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, поэтому используется в парках, расположенных в богатых лесом районах, где для этих целей используют отходы деловой древесины твердых пород, обычно хвойных (шашки из некондиционных досок и горбыля или спилы цилиндрической формы из кругляка). Например, деревянные ограничители на пологих лестницах-сходах, или мозаичное покрытие вертикальных участков декоративных стенок.
В некоторых садах и парках сохраняются деревянные дорожки-настилы, но это практически исключение.

деревянный настил-дорожка двумя рядами деревянной изгороди, парк Виндзор, окрестности Лондона, Великобритания

деревянные ступенчатые дорожки серпантина - Сад цветов (Garden-flowers-mae-fah-luang),
Chiang Rai, Таиланд

В современной практике на смену деревянным дорожкам-настилам давно пришли более прочные песчано-гравийные или щебеночные. Щебенка покрыта слоем мелкой крошки (кирпичной, гранитной, туфовой) и утрамбована катками. Получаются цветные яркие покрытия, хорошо сочетающиеся с зеленью насаждений.

В некоторых парках для покрытия используют морскую или речную гальку, прекрасный материал для создания сложных многофигурных композиций - красивых мозаичных панно с изображениями цветов, птиц, причудливых морских или фантастических животных.

Предлагаю вашему вниманию четыре примера, которые дадут некоторое представление о разнообразии композиций на примере сада Чжаньюань, в Нанкине, Китай


Современные индустриальные технологии внесли свою лепту в перечень мягких материалов используемых для покрытий. Широкое распространение получили резиновая (каучуковая) крошка, резиновые плитки и плиты, рулоны прессованной резины и искусственной травы.

резиновая каучуковая крошка


плитка и брусчатка (в средине снимка) из резиновой крошки

рулоны для спортивного покрытия


Чаще всего такие материалы используют в качестве покрытий детских и спортивных площадок или зон «тихого» отдыха.
Конструкция этой «дорожной одежды» во многом аналогична применяемой ранее, поэтому не требует серьезной специальной подготовки, а яркая цветовая окраска создает веселое разноцветье, радующее глаз и создающее хорошее настроение.

наливное бесшовное покрытие на основе резиновой крошки для детских площадок


искусственный газон


Твердые материалы обычно применяют для обустройства наиболее интенсивно используемых элементов планировочной структуры парков (большой ширины и высоты) - дорог и дорожек на главных «маршрутах» и в соответствие с характером окружающей среды.

плиточное покрытие парадной въездной аллеи, дворец Фонтенбло, Франция

плиточное покрытие терассы. Нагорный парк. Баку, Азербайджан


Процесс устроения твердых покрытий, используемых на дорожках, террасах, лестницах и некоторых площадках в садах и парках называют «мощением».
Мощение - необходимый элемент благоустройства садово-парковой территории. Оно используется, например, для покрытия площадок - мест активного отдыха, спорта или садовых дорожек/парковых аллей, связывающих между собой различные функциональные зоны.

Покрытия из природного камня прочны и красивы, они сохраняют декоративность в течение десятилетий, но они дороги. Поэтому их широко используют в композициях на площадках вокруг памятников, фонтанов. Обычно это небольшие плиты из твердых (гранит, гнейс или базальт) и мягких пород (песчаник, туф, известняк-ракушечник).

Из каменных шашек различной формы размером 3-7 см создано множество мозаичных покрытий горизонтальных уступов террас и лестниц, видовых и смотровых площадок, декоративных подпорных стенок и т.п.

Покрытия из кирпича-клинкера или керамейи по прочности, долговечности и разнообразию цветовых оттенков сопоставимы с натуральным камнем. Кирпичи-клинкеры, как и плитки из декоративного бетона или природного камня, укладывают клеткой, елочкой, а также плашмя или на ребро, утрамбовывают, а промежутки заполняют песком. В результате паркоустроители получили возможность создать и поддерживать неповторимость графического рисунка садово-парковых площадок, дорог и дорожек.

Использование индустриальных технологий позволило создать новые виды брусчатки на основе керамейи и резиновой крошки, высокая прочность и простота заменяемости позволяет решить проблему благоустройства на самых напряженных по степени изнашиваемости участках парковых дорог.

Декоративные плиты и плитки разных цветов и оттенков открывают широкие возможности для создания красочных панно на садовых вазах, кашпо, парапетах, бордюрах и тетивах лестниц. Они могут иметь неповторимый рисунок за счет искусственных швов или вставок из гальки, щебня, гравия.

В заключение. Современные дороги, дорожки, площади и площадки делятся на простейшие и усовершенствованные. Наибольший интерес представляют усовершенствованные покрытия, используемые в наиболее посещаемых и ответственных частях садов и парков. К ним относятся различные (по форме и размерам) покрытия из сборных или «штучных» элементов: плиты, плитки и рулоны.
Такое рулонно-плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, через зазоры вода и воздух поступают в почву, улучшая микроклимат территории сада или участка парка.
Эксплуатационные и декоративные свойства таких элементов, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимые условия для организации качественного отдыха людей и нормального функционирования садов и парков.

Характеристикой покрытий заканчивается комплекс трех основополагающих разделов: растения, рельеф и воды, но по аллеям и дорожкам садов и парков наш
путь продолжится, нас ждут новые темы и объекты садово-парковых ландшафтов.

Вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки по общепринятым приемам с применением геодезических инструментов и приборов (рис.31, 32).

1. Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой- к основным базисным линиям по разбивочному чертежу.

2. Проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа.

3. Проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.

4. Проверка продольных уклонов поверхности.

5. Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.

6. Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале. Поперечному двухскатному профилю конструкции придается соответствующий уклон.

Например, при уклоне поверхности 2 %о подъем грунта на 1 м поверхности участка дороги составит 2 см.

7. Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.

8. Поверхность уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу. Перед уплотнением полотно орошается водой с пропиткой слоя на 5...6 см. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.



После подготовки полотна дорог и площадок проводятся работы по устройству основания и покрытия.

1 Дорожки и площадки с покрытием из бетонных плиток

Конструкции дорожек и площадок с покрытием из плит могут быть:

Усовершенствованными;

Упрощенными.

К усовершенствованным конструкциям относятся прочные конструкции, включающие следующие элементы:

выровненное и утрамбованное основание, слой щебня, толщиной в 5 см- фракции 2... 3 см;

выравнивающий слой из каменных высевок - фракции 0,5... 1 см;

сухая смесь из цемента, песка, гранитных высевок - фракции до 0,5 см,

толщиной до 2 см или жидкий цементный раствор - цементная стяжка;

плитка, распределяемая по поверхности смеси или раствора.

К упрощенным конструкциям относят покрытия из плит, укладываемых на слой песка - "песчаную подушку", - толщиной в 6... 10 см.

Раскладка плит, сам рисунок покрытия определяются проектировщиком и изображаются на рабочих чертежах проекта. Приемы раскладки могут быть весьма разнообразны и зависят от композиционного решения территории. Плитки можно укладывать с расшивкой швов, которые заполняются мелкими бетонными блоками, В ряде случаев швы заполняются растительной землей и засеваются семенами газонных трав, получается своеобразное «газонно-плиточное» покрытие. При устройстве садово-парковых дорожек и площадок из плиток учитывают класс и тип сооружений Основание делается из щебня или чистого песка.

По подготовленному полотну главных аллей выстилается слой щебня, который планируется по уклонам, укатывается катками. По укатанному основанию выстилается слой тощего бетона или це-ментно-песчаной смеси, и по этому слою укладываются плитки (рис. 34). При укладке плиток вручную нижняя сторона плитки смачивается водой и накладывается на поверхность бетона, затем осторожно приводится в нужное положение рукояткой молотка. Поверхность уложенных плит проверяется специальным шаблоном. Особое внимание уделяется заделке швов. Как правило, они заливаются раствором цемента или засыпаются цементно-песчаной смесью. Остатки раствора и смеси необходимо немедленно удалить с поверхности плиток. Плитки небольших размеров укладываются вручную, крупные плиты весом более 50 кг укладываются с помощью специальных приспособлений и механизмов - "захватов".

При устройстве второстепенных дорожек по газону плитки укладываются на песчаную подушку толщиной в 10... 15 см. Плитка втапливается в песок на 2/3 её толщины и "осаждается" деревянным молотком-киянкой. Швы между плитками засыпаются растительной землей и засеваются семенами газонных трав. Вертикальное смещение плиток не должно превышать 1,5 см; осадка плиток производится трамбованием через наложенную доску. Песчаное основание должно иметь боковые упоры из земляной плотно утрамбованной бровки или садового бетонного поребрика. Необходимо обеспечить плотное прилегание плиток при укладке к бровке и друг к другу. Плитки, как правило, укладываются на 2 см выше прилегающей поверхности газона (или вровень с ним).

2 Дорожки и площадки с покрытием из камня, кирпича и дерева

Укладка покрытий по готовому основанию из каменных плит, распиленных машинным способом, кирпича, дерева- торцовые шашки-принципиально не отличается от укладки бетонных плиток. Укладка производится вручную по нивелированному основанию. Основание, в свою очередь, укладывается на хорошо утрамбованный грунт полотна дорожки или площадки. Материалом для основания являются, как указывалось выше, песок или размельченный шлак.

В ряде случаев применима цементно-песчаная смесь. Толщина "подушки" должна быть не менее 10 см. Швы между плитками засыпают песком или смесью. Между плитками возможна прокладка из кирпича-клинкера, укладываемого на ребро. При устройстве покрытий на больших площадках следует тщательно придерживаться проектных уклонов и следить за правильностью укладки плиток, за их подгонкой, осадкой, уплотнением, выравниванием поверхности.

Покрытие из брусчатки делается в той же последовательности, но согласно рисунку - "веер", "сетка" и др.

Покрытие из кирпича создается на песчаной подушке-основании, которое тщательно выравнивается и планируется; делается небольшой уклон для стока воды. Кирпичи укладывают различным рисунком. При укладке кирпичи утрамбовываются. В случае необходимости разрезать кирпич для подгонки следует зубилом: кирпич надрезается со всех четырех сторон, и ударом откалывается необходимая его часть. Швы между кирпичами заполняются слегка влажным песком; лишний песок удаляется с поверхности метлой. В стыках песок утрамбовывается под один уровень с поверхностью.

При больших нагрузках плиты, блоки, бруски укладываются на хорошо спланированное основание из песка, мелкого щебня: фракции не менее 1...2 см; толщина слоя - 10 см. На спланированную поверхность слоя из щебня укладывается слой цементно-песчаной смеси толщиной 3...5 см.

При небольших нагрузках каменное покрытие укладывается на песчаную "подушку" толщиной в 12... 15 см. Верхний слой подушки выравнивается цементно-песчаной смесью 1:10. Покрытие устраивается из окатанной гальки, которая распределяется по слою цементного раствора; толщина песчаной подушки 20 см, слой бетона 5...6 см, слой цементного раствора 2 см.

Торцовые срезы бревен также могут быть применены в качестве оригинального покрытия на небольших участках сада. Такие срезы могут быть различного диаметра. Промежутки между крупными торцами плотно заполняются мелкими и средними торцами. Торцы укладываются обычно на цементную подготовку. Между торцами остаются свободные щели.

Деревянные торцовые покрытия делаются по утрамбованному и ровному слою щебня; в ряде случаев применяют цементную стяжку, расстилая тонкий слой цементного раствора по поверхности. По основанию укладывают торцовые шашки, предварительно пропитанные антисептиком. Швы шириной в 3...6 мм заполняют песком. Песчаная подушка устраивается на хорошо спланированной поверхности земляного полотна толщиной не менее 20 см, слой бетона составляет 5...6 см при марке 300 кг/см2, декоративный слой гравия или гальки - 2...3 см. 5.4.3.

3Дорожки и площадки с покрытием из монолитного бетона

Технологический процесс устройства дорожек и площадок с покрытием из монолитного бетона в принципе не отличается от обычных дорожных работ с применением монолитного бетона.

Основными требованиями являются:

обеспечение четких контуров поверхности замощения путем установки специальной опалубки из дерева или бордюра из бетона;

подготовка щебеночного основания и его выравнивание, укладка бетонной массы, ее распределение по поверхности основания;

выравнивание специальной лопаткой, мастерком или специальной
доской.

После выравнивания поверхность обрабатывается катком с двумя горизонтальными барабанами, имеющими сетчатую фактуру. При укатке грубо выровненного бетона крупные зерна заполнителя вдавливаются вниз, а на поверхности остаются мелкие частицы. В настоящее время применяют различные моторные механизмы, выравнивающие и трамбующие поверхность бетона.

Рисунок наносится на поверхность после того, как с нее испарится влага и пока бетон сохраняет свою пластичность. Для нанесения рисунка используют различные приспособления. После достаточного схватывания бетона поверхность и швы обрабатываются мягкой щеткой. Рисунок можно наносить с помощью различных устройств и получать узоры в виде сочетаний кругов, квадратов, волн и т. п. В ряде случаев монолитный бетон применим с обнаженным заполнителем, в качестве которого используется цветной гравий с зернами в 1...2см в диаметре. Гравий наносится на поверхность бетона, которая предварительно сглаживается лопаткой и мастерком. Как только бетон затвердевает, поверхность затирают специальной доской из магниевого или алюминиевого сплава (или тем же мастерком). Раствор должен полностью обволакивать отдельные зерна заполнителя, не оставляя отверстий на поверхности. После этого раствор удаляется щеткой или струей воды из шланга; сильное обнажение зерен гравия не рекомендуется. Затем поверхность покрытия шлифуется и полируется; температурные и декоративные швы наносятся по поверхности пилой на глубину 2...3 см. В температурные швы могут быть уложены деревянные рейки, которые размещают перед укладкой бетона по основанию. Укладка реек имитирует плиточное покрытие. Декоративную поверхность можно создавать простым вдавливанием цветной гальки в еще не затвердевший бетон, но такое покрытие не является всегда прочным и устойчивым. Цветную гальку можно чередовать с гравием, получая разнообразные участки. Простейшие площадки криволинейной конфигурации с покрытием из монолитного бетона делаются путем разбивки площадки (или дорожки) по чертежу, выемки грунта на заданную глубину, планировки и утрамбовывания полотна (корыта) и заполнения полученной "формы" раствором бетона. В дальнейшем выполняются все вышеуказанные операции.

4 Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей

При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями "одежды" большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам. Опорные бровки устраивают строго по шнуру. Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли. Высота валика должна составлять не менее 15 см и может быть увеличена в зависимости от толщины одежды на 5 см и более. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки. Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. Для установки бордюра отрывается канавка глубиной 10 см, шириной в 12 см; ложе канавки планируется. По шнуру определяют высотное положение бордюра и затем устанавливают сам бордюр. Пазухи канавки засыпают грунтом, поливают и тщательно утрамбовывают. Швы между поребриками заливают цементным раствором. Опорная линия из поребрика должна быть прямолинейной в горизонтальном и вертикальном положениях. Закругления дорог и площадок плавно обводят поребриком, заполняя при этом образовавшиеся углы цементным раствором. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра - бортового камня. Сначала устраивают канавку глубиной в 25 см. В подготовленную канавку укладывают бетонную смесь- "подушку" - толщиной в 10 см, на которую и устанавливают бордюр, втапливая его в бетонную массу и выравнивая деревянными трамбовками вручную. Швы между бордюрными изделиями заливают цементным раствором, а в основание добавляют бетонную массу, уплотняя ее. После установки бордюра и подготовки полотна (см. выше) по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки. Спрофилированную поверхность увлажняют водой,- 10 л/м2 поверхности- и укатывают катком весом не менее 1,0 т 5-7 раз по одному следу от краев к середине с перекрытием каждого следа на 1/3. Первой укаткой достигается "обжимка" россыпи, и обеспечивается устойчивое положение щебня. Вторая укатка придает основанию жёсткость за счет взаимного "заклинивания" щебенки. При третьей укатке происходит образование плотной корки на поверхности: мелкие фракции щебня "расклинивают" и закрывают отверстия и поры. Толщина уплотняемого слоя щебня не должна превышать 15 см. Щебеночное основание считается подготовленным, когда не происходит какой-либо подвижности частиц щебня по поверхности, а брошенный кусок щебенки под вальцы катка раздавливается. На подготовленное основание наносится слой специальной смеси по установленному рецепту и разравнивается по шаблонам в соответствии с поперечным профилем и продольным уклоном дорожки; покрытие увлажняется водой,- 10 л/м2 поверхности,- а затем, после подсыхания влаги, укатывается катком до 1,5 т весом 5-7 раз по одному следу до достижения плотности покрытия, упругости и эластичности его поверхности. Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию. Полотно основания предварительно подлежит мелкому рыхлению, или фрезерованию, и по нему рассыпаются указанные смеси. После этих операций производятся профилирование полотна и последующая укатка. Эксплуатацию готовых дорожек и площадок рекомендуется начинать через 3-5 дней.

5 Дорожки и площадки с комбинированными покрытиями

Устройство дорожек и площадок с комбинированными типами покрытий требует знания структурных и механических качеств материалов, из которых состоят данные покрытия. В соответствии с их особенностями производятся устройство оснований и укладка элементов покрытия. Необходимо стремиться к такому подбору материалов, составляющих комбинированное покрытие, при котором можно было бы принять общую конструкцию основания и одинаковый способ укладки. Для покрытия из каменных и бетонных плит при правильном подборе технических характеристик и размеров можно сделать одно основание и использовать одну технику укладки. Для каждого типа покрытия необходимо соблюдать соответствующую технологию или для общего основания выбрать ту конструкцию, которая имеет наиболее высокие показатели прочности; в противном случае покрытие быстро деформируется и разрушается.

6 Спортивные площадки

К спортивным площадкам относят:

футбольное поле;

площадки для волейбола, баскетбола;

городков;

занятий гимнастикой.

Выбор покрытий для спортивных площадок зависит от их размера и назначения. Под площадки отводят сухие, проветриваемые и инсолируемые участки. Все уклоны поверхности должны способствовать беспрепятственному сбросу поверхностных атмосферных осадков. Чтобы верхний мягкий покров спортивных площадок не пылил и содержался постоянно в оптимально влажном состоянии, необходимо прокладывать водопровод для полива поверхности площадок. Для заливки катка на зиму водопровод закладывается ниже глубины промерзания почвы. Размещение спортивных сооружений в садах и парках должно соответствовать их назначению, местоположению и способствовать формированию архитектурного облика всего объекта с учетом климатических и местных условий. Площадки и поля для спортивных игр, как правило, располагаются в соответствии с ориентацией по сторонам света. Длинная ось площадки размещается по меридиану или с отклонением на 15...20°. Конструкции спортивных площадок состоят из многослойной «одежды» и специального оборудования. Одежда состоит из земляного полотна, основания из нескольких несущих слоев различных по назначению материалов или сочетаний из них и верхнего покрова из специальной смеси инертных, вяжущих и нейтральных материалов (рис. 36). Обязательными для спортивных плоскостных сооружений являются инженерные сети, способствующие правильной эксплуатации и быстрому восстановлению верхнего покрова при любых климатических условиях. Это, прежде всего, дренаж с элементами ливневой канализации, поливочный водопровод и освещение. Покрытия должны иметь ровную и нескользкую поверхность, не намокающую при переувлажнении, не пылящую в сухое время года. В условиях маловодопроницаемых подстилающих грунтов по границам площадок и полей закладывают кольцевой дренаж, состоящий из собирательных дрен и водоприемных колодцев. «Тело» собирательных дрен может быть трубчатым с заполнением канав инертными материалами или просто заполнено инертными материалами различных фракций.

Водоприемные колодцы могут быть бетонными с передачей вод в канализационную сеть или просто заполнены материалами, поглощающими и переправляющими воду через водоносные слои.

Технология строительства простейших площадок в садах и парках включает следующие основные вопросы:

определение строительных размеров площадки;

устройство основания - корыта с устройством поверхностного водоотвода и кольцевого собирательного дренажа;

при маловодопроницаемых грунтах- подготовка подстилающего слоя из дренирующих и фильтрующих среднезернистых материалов или упруговлагоемкого слоя, способного не только задерживать влагу, но и транспортировать ее по отметкам водоотвода;

послойное устройство среднего промежуточного слоя из инертных материалов;

нанесение изоляционного слоя из упруговлагоемких материалов;

укладка верхнего покрова из специальной смеси;

установка специального оборудования и горизонтальная разметка спортивной площадки.

Строительство спортивных площадок начинают с выноса размеров площадок с помощью разбивочного чертежа и нивелира, обозначения в натуре углов или характерных точек, забивкой металлических трубок на глубину до 80 см.

После этого устраивают основание - «корыто» и организуют поверхностный водоотвод с обязательным учетом состава грунтов основания. При наличии в основании песчаных или легких суглинистых грунтов, являющихся хорошими проводниками влаги, дренаж территории не предусматривается. Наличие водоупорного слоя в основании - глины, тяжелых или средних суглинков- создает необходимость в устройстве водопроводящих дрен и поглощающих колодцев. В этом случае подстилающие грунты предварительно рыхлят фрезой для придания им пористости. Нижний упруговлагоемкий слой получает влагу через подстилающие слои одежды и часть ее аккумулирует, а часть направляет по уклону в во-допроводящие дрены и в последующем - в поглощающие колодцы. Тело водоотводной дрены и поглощающего колодца состоит из инертных материалов разной крупности. Материалы укладываются послойно, с уменьшением фракций каждого материала снизу доверху. Более сложное тело кольцевого дренажа может состоять из трубопроводных дрен и железобетонных сборных колодцев: без дна- поглощающих; с дном- собирательных.

Отвод воды из собирательных колодцев производится через трубопроводы в ливневую канализацию (см.рис.). Укладку упруговлагоемкого слоя начинают после выполнения всех работ по устройству дренажа и подготовке основания. По границам площадки устанавливается облегченный бетонный поребрик или деревянная опалубка размером 10x15 см высотой, равной толщине всех слоев конструкции. Поребрик устанавливается на цементном растворе. Опалубка устраивается из обрезных антисептированных досок размером 20 х 120 см и толщиной 4 см. Доски укладывают «на ребро» и прибивают гвоздями к приколышам, которые предварительно забивают в грунт на расстоянии не менее 1 м друг от друга. Длина приколышей составляет 30...40 см, толщина 8... 10 см, нижняя часть должна быть заострена. Приколыши забивают в грунт по внешней стороне площадки, после чего к ним крепят доску. Опалубка или поребрик по границам площадки позволяют сохранить четкие линии границ и удержать слои одежды от расползания. На тщательно спланированное и укатанное основание укладывают упруговлагоемкий слой толщиной 8...10 см (в плотном укатанном состоянии) в два приема. Упруговлагоемкий слой поливают и укатывают катком массой до 2 тонн. Укатку производят с проходом катка не менее 5-6 проходов по одному следу. Чтобы смоченный материал при укатке не прилипал к вальцам катка, на него укладывают слой в 1...2 см инертных материалов (мелкого щебня, фракцией в 2 мм) среднего промежуточного слоя. При расчете потребности в материалах для упруговлагоемкого слоя учитывать их значительное уплотнение - до 50...55 %. Средний промежуточный слой из инертных материалов раскладыва-ется по упруговлагоемкому слою. Он состоит из щебня марки М-800. Толщина слоя 10... 12 см, фракция зерен 20...35 мм. Слой тщательно разравнивают с приданием ему проектных уклонов. Поверхность обильно поливают водой из расчета 10... 12 л/м и уплотняют катками массой 3... 5 тонн с проходом 5~7 раз по одному месту. Слой считается подготовленным, если при проходе катка на поверхности слоя не появляются «волны» и положенная на него щебенка более мягких пород давится катком. Следующий слой - изоляционный. Изоляционный слой укладывают толщиной 4 см в плотном теле из упруговлагоемких материалов. Его составляющими являются специальные смеси для верхних покрытий спортивных площадок. Рекомендуемые конструкции для покрытий теннисных кортов (опыт Санкт-Петербурга) Основание корта - уплотненный грунт; Верхнее покрытие, толщиной 4 см, из спецсмеси: глина-порошок -45 %; клинкер молотый - 45 %; известь-пушонка - 10 ; Упругий слой из лигнина, толщина 1 см; Известняковый щебень (фракция 10...20 мм), толщина 2 см; Гранитный щебень (фракция 20...40 см), толщина 13 см; Песок крупнозернистый, толщина 5 см.Покрытие поливают путем «дождевания», прикатывают катком массой 2 т с проходом по одному месту 2-3 раза. Для предупреждения прилипания к вальцам катка поверхность посыпают тонким слоем каменной крошки. Укладка верхнего покровного слоя (специальной смеси) является ответственной частью создания площадки. Покров должен обладать высоким качеством, поэтому материалы для него подбирают по одному из рекомендуемых рецептов с учетом гранулометрического состава смеси:

фракции 2... 4 мм-18..,23%

0,05...2мм-47...52%

0,002...0,05мм-18...23 96%

0,002мм- 6...7%

В настоящее время для футбольных полей разработаны искусственные типы покрытий из синтетических * материалов, заменяющие спортивные газоны из злаковых трав.

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по ПМ 02"Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству"

Тема: «Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий»

Разработал: Мурадова Ольга Геннадьевна,

преподаватель спецдисциплин

безквалификационной категории

Шебекино,

2016

План урока

Тема урока:

Тип урока: изучение нового материала

Функции, цели и задачи урока Урок является прямой формой общения преподавателя с обучающимися группы.

Открытый урок на тему " "выполняет следящие функции:

    просветительскую

    направляющую,

    формирующую.

Сущность просветительской функции состоит в том, что урок расширяет круг знаний студентов о назначении садовых дорожек, современных технологиях и материалах, используемых при их устройстве.

Направляющая функция позволяет обучающимся использовать полученные знания в реальной, повседневной жизни, в профессиональной деятельности.

Формирующая функция вырабатывает у обучающихся навыки обдумывания полученной информации и оценку происходящего, помогает понять сущность изучаемой темы, учит представлять собственное мнение.

Цели урока:

- образовательная- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: " Устройство садово-парковых дорожек", изучить современные материалы для устройства садово-парковых дорожек, использовать полученные знания для их дальнейшего применения;

-воспитательная - воспитание мотивов труда, вовлечение в активную практическую деятельность; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира, воспитание культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

-развивающая: уметь классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности технологии строительства верхнего дорожного покрытия с учетом декоративных качеств и технологических особенностей материалов, развивать умение продуктивно и творчески мыслить, применять полученные знания в обыденной жизни и профессиональной деятельности.

- методическая: оказание практической помощи преподавателям в разработке и оформлении открытого урока.

Задачи урока:

    показать, способствовать формированию знаний и умений студентов.

    расширить общий и профессиональный кругозор студентов.

Форма урока: коллективная

    Техническое оснащение: ПК оснащенные программным продуктом:

- OC Windows XP

Microsoft Office PowerPoint;

    проектор;

    демонстрационный экран;

    звуковые колонки;

Учебно-материальное обеспечение:

    Дидактическое оснащение: презентация « Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий », видеофильм "Устройство дорожек в саду: выбор материала и дизайна", "Ландшафтный дизайн, мощение дорожек", учебник: Теодоронский В.С. "Садово-парковое строительство и хозяйство"- М., ИЦ "Академия", 2012г

Метод обучения: эвристический, объяснительно- иллюстративный

Интеграция: садово-парковое искусство, проектирование объектов садово-паркового строительства, экологические основы природопользования, химия.

Количество часов - 1

Учебно-методический комплекс

    Рабочая программа

    Рабочий тематический план

    План урока

В результате урока студенты должны знать:

- назначение садово-парковых дорожек, принцип их планировки, современные материалы, применяемые для верхних покрытий дорожек конструкцию дорожной одежды плоскостных элементов благоустройства территории

Ход урока

    1. Организационная часть - 2 мин:- приветствие гостей и студентов

    2. Актуализация ранее изученного материала. Проверка домашнего задания 10мин.

    3. Мотивация предстоящей учебной деятельности

3.1. Сообщение темы урока - 1 мин

Тема сегодняшнего урока "Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий" .

Это урок комбинированный: мы будем рассматривать теоретические аспекты темы, во время демонстрации презентации Вы узнаете много нового о применении современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий, которые стали применяться для улучшения качества выполняемых работ, технологии устройства садово-парковых дорожек.

3.2. Постановка цели урока перед обучающимися - 2 мин

Целью нашего урока является изучение современных материалов для устройства садово-парковых дорожек, назначения садовых дорожек, технологии устройства покрытия в зависимости от типа и видов материалов в соответствии с проектом.

Преподаватель:

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели основные положения устройства садово-парковых дорожек. Давайте повторим их.

Вопросы к аудитории по предыдущей теме:

Вопрос 1: Расскажите о назначении аллей, дорог в парках, садах, скверах?

Ответ - Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах - обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта.

Вопрос 2: Какой формы бывают садовые дорожки в зависимости от планировочного решения проекта благоустройства ландшафтного объекта?

Ответ - В зависимости от создания концепции сада, его стилевого решения, проекта благоустройства и озеленения зависит какими будут садовые дорожки. Прямолинейные аллеи проложенные по кратчайшему пути, связывают объекты сада и подходят для регулярных садов. Они придают участку торжественность. Для пейзажного стиля при организации прогулочных маршрутов с видовыми точками, уместны будут извилистые дорожки.

Вопрос 3: Какой % в общем балансе территории парка отводится под дороги, площадки, аллеи?

Ответ- В общем балансе территории парка под дороги и аллеи отводится 8-15 %, площадки - 5-10 %, за городом - соответственно 2-4 % и 1-2 %. Их относительная протяженность принимается в городе 300-400 м/га, за городом 50-100 м/га. В спортивных парках эти нормативы возрастают.

Вопрос 4: Каково назначение основных и второстепенных пешеходных дорог и аллей в садах и парках?

Ответ- Основные пешеходные аллеи и дороги соединяют главные входы с наиболее посещаемыми объектами, связывают функциональные зоны между собой. Проектируемая ширина 5-50 м с продольным уклоном до 40 % и обеспечением пропуска до 600 чел/ч. Предусматривается проезд внутрипаркового транспорта.

Второстепенные пешеходные аллеи и дороги служат внутризонным связям, соединяют второстепенные входы с объектами притяжения, распределяют посетителей по территории. Проектируемая ширина 3-12 м с продольным уклоном до 60 % и пешеходным движением с интенсивностью до 300 чел/ч. Возможен проезд транспорта.

Вопрос 5: Какой ширины и какой продольный уклон должны иметь проектируемые пешеходные дороги.

Ответ- Ширина парковых аллей зависит от количества посетителей и принимается кратной 0,75 м - ширине одной полосы движения. Дополнительные пешеходные дороги и тропы, ведущие к отдельным парковым устройствам, проектируются шириной 0,75-3 м с продольным уклоном до 80 % и пешеходным движением с малой интенсивностью.

Велосипедные дорожки для прогулок проектируются шириной 1,5- 2,5 м с продольным уклоном не более 50 %, поперечным 15-25 %.

Дороги для прогулок верхом, в экипажах и санях проектируются шириной 2,5-6,5 м, продольным уклоном до 60 % и улучшенным грунтовым покрытием.

Автостоянки проектируют из расчета 2-3 машиноместа на 100 единовременных посетителей парка на первую очередь и 5-7 на расчетный срок. У лесопарков, соответственно, 2-4 и 7-10 машиномест. Автостоянки расчленяют зелеными насаждениями на сектора.

3. Озвучивание темы урока.

Создание доверительной атмосферы

Преподаватель:

Молодцы! А теперь откройте Ваши рабочие тетради и запишите тему урока: " Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий". (Объяснение новой темы сопровождается презентацией - 15 мин ) (Слайд №1)

Технологический регламент устройства дорожек с разными типами покрытий обучающиеся записывают в тетрадь. После просмотра презентации Вы ответите на вопросы на основании, которых получите оценки за урок.

Преподаватель:

- поражает своим многообразием. Сегодня можно использовать самые различные элементы, чтобы придать ландшафту оригинальность, привлекательность и уют. Именно дорожки позволяют задать определенный тон всему дизайну сада, разделить его на отдельные функциональные зоны. Сделать их своими руками не так сложно, использовать для этого можно даже такие простые материалы, как морская либо речная галька разных оттенков. ( Слайд №2)

Назначение садово-парковых дорожек ( Слайд № 3,4)

являются главным элементом композиции сада; они создают перспективу, замыкают на себе зрительное восприятие участка, это не только способ передвижения по саду, но и возможность правильно разделить пространство на отдельные зоны, задать определенный тон всему дизайну сада, придать ландшафту больше привлекательности и оригинальности. Делать такие тропинки на территории участка можно из любых материалов, все они отличаются своими особенностями. Рассмотрим, как выполнить устройство садовых дорожек из камня, бетона и даже гальки.

Виды садовых дорожек (Слайд №5)

Дорожки из гравия и песка удобны и эстетичны. Сегодня можно приобрести специальный крупный песок разнообразных оттенков, который придаст вашему саду необыкновенно привлекательный внешний вид. Гравийные и песчаные тропинки удобны и тем, что они не создают пыли при ходьбе, но их поверхность придется периодически разравнивать при помощи обычных садовых грабель. Чтобы материал не рассыпался, по периметру тропинок необходимо устроить бордюр из кирпича, камня либо бетона.

Основанием для дорожки лучше брать глиняную смесь с песком, которая укладывается на слой гравия малой и средней фракции.

Дорожки из булыжника

Устройство дорожки из булыжника. ( Слайд №6)

Подобные схемы являются одними из самых прочных и надежных. Устройство садовых дорожек из природного булыжника отличается крайней простотой, необходимо только подготовить основание, после чего уложить булыжник. Делать это можно в определенном порядке, создавая необычные мозаики, или в хаотическом порядке, если общий дизайн ландшафта это позволяет.

Основание для тропинки выполняется таким образом:

    после разметки снимается слой дерна на требуемую глубину, учитывающую толщину камня и подсыпки;

    на дно укладывается слой щебня, после чего выполняется подушка из смеси глины и песка, которая позволяет надежно удерживать булыжник на месте, создавая прочную, долговечную основу;

    камень надо мостить в соответствии с выбранным типом рисунка, но в любом случае такая дорожка будет выглядеть элегантно и стильно.

Дорожки из натурального природного камня (Слайд №7)

Дорожка из натурального камня выглядит весьма привлекательно и стильно. Использоваться для этого могут большие и малые плиты из тесанного гранита и мрамора, брусчатка и даже галька разных оттенков. Процесс укладки такой тропинки из камня может осуществляться различными методами:

Схема укладки дорожки из камня. ( Слайд №8,9,10,11,12)

    Большие и массивные плиты из камня укладываются на песчаную подушку, предварительно выровненную и утрамбованную. Щели между плитами могут заполняться при помощи песка либо оставляться незаполненными. Все зависит от того, какой внешний вид требуется. Сегодня популярны дорожки на даче, которые максимально приближены к природе. Для этого после выполнения разметки, необходимо снимать слой дерна такой глубины, которые имеют плиты из камня. На дно основания насыпается песок, плиты после укладки должны примерно на половину утапливаться в почву. Внешний вид такой тропинки очень привлекателен, плиты словно разбросаны среди яркой зеленой травы либо желтого песка.

    Второй вариант подходит для устройства тропинки из натуральной гальки. В данном случае камень скрепляется при помощи бетонного раствора. В результате получаются необычные, оригинальные дорожки, часто напоминающие каменные ручейки, петляющие среди растений сада. Таким же образом можно выкладывать и площадки, используя гальку различных ярких оттенков.

Подобные площадки после укладки могут напоминать красочные панно с изображениями животных и растений либо роскошные восточные ковры.

Все зависит только от фантазии самого мастера.

Дорожки из бетонных монолитных плит (Слайд №13)

Одним из вариантов сооружения дорожки на даче является использование бетонных плит. Вариантов здесь много, такие плиты могут иметь различные размеры и форму, изготавливаться по отличным друг от друга технологиям.

Самый простой вариант - это применение больших монолитных железобетонных плит. Но такая дорожка не очень привлекательна, использоваться она может для хозяйственной зоны на даче, около въезда.

Схема устройства дорожки из бетонных плит: 1 – варианты размеров плит заводского изготовления; 2 – профиль дорожки из бетонных плит с небольшим промежутком: а – песок слоем 10–12 мм; б – бетонная плита.

Устройство тропинки для сада из привлекательной бетонной плитки ( Слайд № 14,15)

Сооружение тропинки для сада из привлекательной бетонной плитки более востребовано. Такая плитка внешне может имитировать поверхность натуральной брусчатки, кирпича и камня, но своими руками можно сделать оригинальные и красивые изделия, благодаря которым тропинка станет настоящей изюминкой всего ландшафтного дизайна. Изготовить плитку можно, используя силиконовые либо деревянные формы и бетонный раствор.

Процесс производства:

    Необходимо приготовить формы для плитки, которые можно либо купить в строительном магазине, либо сделать самому из силикона или дерева.

    Для бетонного раствора надо взять песок, цемент, красители для бетона (плитка станет очень яркой и красивой).

    Все компоненты смешиваются, после чего формы заполняются бетонной массой. Будущие изделия надо оставить для высыхания в помещении, надежно защищенном от солнца и осадков.

    После того как плитка высохнет, она вынимается из форм, оставляется до полного набора прочности (примерно три-четыре недели).

    Пока плитка для мощения дорожки высыхает, надо разметить место для работы, снять плодородный слой почвы.

    Укладка плитки осуществляется так: сначала насыпается слой очищенного песка, смачивается водой и уплотняется. После этого плитка выкладывается необходимым образом, после мощения все щели заполняются песком, можно окрашенным при помощи пигментов. Дорожка готова!

При мощении надо следить, чтобы поверхность была строго горизонтальной,

Устройство садовой дорожки из цветной гальки

( Слайд № 16,17)

Садовые дорожки могут принимать самый различный вид, необязательно для этого использовать брусчатку либо бетонные плитки. Есть очень необычный способ создания садовых тропинок, которые напоминают яркие восточные ковры, но сделаны при этом из обычной гальки. Для изготовления подобных дорожек не надо иметь особые навыки или опыт, необходимо только придумать узор и приготовить простейшие материалы.

Первое, что нам надо будет сделать, - это взять обыкновенную гальку. Дизайн таких садовых форм может быть различным, начиная от самых простых двух- или трехцветных дорожек с геометрическим узором и заканчивая сложными площадками, напоминающими роскошные ковры. Для подготовки можно брать мелкую или крупную гальку, цвет ее может быть разным, сегодня популярны дорожки с контрастными оттенками. Отсев должен быть тщательным, так как от него зависит аккуратность рисунка.

Итак, для работы по нам понадобится:

    Сама галька выбранного цвета в расчетном количестве, можно для декорирования взять керамические черепки, например, от разбитого цветочного горшка, старой плитки, оставшейся после отделки ванной либо кухни.

    Расходные материалы для подготовки основания. Для замешивания бетонного раствора можно использовать пропорцию 1:4. Для замеса берется очищенный песок и цемент.

    Доски для сборки шаблона дорожки на даче. Ширина такой доски должна составлять 30 см, а высота - 5 см. Крепиться такая рама будет при помощи обычных гвоздей.

Инструменты для работы:

    лопата;

    ведро;

    мастерок;

    жесткая сетка, металлическая армированная сетка, размеры которой должны быть примерно на один см меньше, чем будущий размер шаблона для дорожки.

Разметка территории: (Слайд №18)

Начинать работы по созданию дорожки на даче необходимо с разметки территории. Самый простой вариант - это устройство прямой тропинки, для которой начинающему мастеру будет намного проще создать шаблон. Если вы хотите делать более сложные формы, то советуем вам сначала потренироваться на небольшой дорожке, чтобы затем уже уверенно делать большую и красивую. Итак, разметка - это установка по краям будущей тропинки деревянных колышков, между которыми будет натянута обычная веревка.

Этапы укладки дорожки из гальки.( Слайд № 19)

После этого снимаем слой плодородной почвы. Делать это необходимо из-за того, что трава, прорастая через гальку, может испортить рисунок, малоразличимой и не очень привлекательной. После того как грунт будет убран, следует на дно насыпать два-три слоя просеянного песка. Каждый слой после укладки утрамбовывается и выравнивается, он послужит надежным основанием перед нанесением бетонного раствора.

Сам песок рекомендуется засыпать после того, как будет собран шаблон из доски. Это позволит не только сделать заливку раствором более качественной, но и сохранить в точности контуры дорожки на даче. Сама опалубка разбирается после того, как раствор схватится, после чего бетон будет сохнуть дальше. Но вернемся к процессу изготовления нашей садовой дорожки.

После песка следует начать готовить цементный раствор, но делать это надо небольшими порциями, так как выкладывание из камня - процесс длительный. Если выливать всю массу сразу, то бетон застынет до того, как вся галька будет выложена. Начинать рекомендуется от одного конца дорожки, хотя все зависит от выбранного рисунка. Например, для узоров в виде ковра начинать лучше всего с центра, а при выкладывании каких либо сложных изображений необходимо на поверхности раствора выкладывать сначала шаблоны, после чего по ним уже отдельными цветами последовательно укладывать рисунок из камня.

Методы укладки гальки ( Слайд № 20)

Согласно первому методу сначала выкладывается шаблон из цветного камня, который после этого просто замазывается сверху приготовленным бетонным раствором. В данном случае необходимо смотреть, чтобы галька при замазке не сдвигалась с места, а сам узор не деформировался. Металлическая армированная сетка не всегда применяется, сама галька ставится на ребро.

Второй метод заключается в том, что сначала выкладывается раствор небольшими частями, обязательно использование металлической проволочной сетки. После того как бетонная масса будет залита в шаблон, надо сразу приступить к выкладке узора из камня, чтобы цемент не успел схватиться. Галька также ставится на ребро, ее направление должно соответствовать направлению рисунка. Затем она утрамбовывается резиновым молоточком.

После того как галька будет выложена, необходимо приступить к заливке швов между камнем. Все излишки, которые попали на поверхность цветной гальки, следует потом тщательно счистить при помощи приготовленной металлической щетки.

Форма из дерева для дорожки снимается через сутки. На время застывания бетона рекомендуется дорожку для дачи защитить пленкой.

Устройство садово-парковых дорожек из дерева ( Слайд № 21)

Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, быстро загрязняется и не поддается очистке. Его можно рекомендовать для малопосещаемых участков зеленых насаждений или для декоративных целей. Деревянные покрытия распространены в городах, расположенных в лесных районах, где для этих, целей используют отходы деловой древесины. Применяют кругляк твердых пород, не поддающихся гниению (чаще хвойных), нарезанный на равные по высоте 12-16 см цилиндры диаметром 10-50 см, из которых и набирают мозаичное покрытие. Геометрический узор можно получить, используя квадратные, прямоугольные, шестиугольные шашки. Швы заполняют растительным грунтом и песком
подготовка основания садовой дорожки из дерева:
1) выбирается грунт на глубину до 10см и вместо него сначала насыпается щебень, а потом и песок. Последний хорошенько утрамбовывается. Такая подушка необходима для быстрого отвода влаги из-под деревянного настила
3) Когда основание готово, на него укладываются дощечки, причем лучше комбинировать разные обрезки, чтобы составить из них необходимый рисунок. Кстати, достаточно неплохо смотрятся садовые дорожки, изготовленные из среза ствола дерев.

Комбинированные дорожки- з алог создания шедевров для сада и парков ( Слайд № 22,23)

4. Проверка понимания ведущих идей урока - 10 мин

Рефлексия:

Преподаватель:

- Прошу Вас ответить на некоторые вопросы.

Вопрос 1: Какие бывают дорожные покрытия?

Ответ: Покрытия бывают сплошные, панельные и плиточные.

Вопрос 2: Приведите классификацию сплошных покрытий

Ответ: Сплошные покрытия подразделяются на грунтовые, из щебня или гравия и асфальтовые.

Вопрос 3: Какие улучшенные грунтовые покрытия используют в практике строительства садово-парковых аллей и дорог?

Ответ: В практике строительства садово-парковых аллей и дорог используют цементно-грунтовые, известково-грунтовые и песчано-гравийные.

Вопрос 4: Какие виды дорожек вы знаете?

Ответ: Выделяют два вида дорожек транспортные и прогулочные.

Вопрос 5: Какие требования предъявляются к верхнему покрытию аллей и дорог?

Ответ: Покрытие аллей и дорог должно быть прочным, устойчивым к атмосферным воздействиям и нагрузкам, обеспечивать отвод поверхностных, ливневых, талых вод и быть удобным в эксплуатации. Покрытие предназначается для пешеходов, поэтому оно должно быть ровным, но не скользким.

Вопрос: От чего зависит ширина дорожек?

Ответ: Ширина дорожек зависит от их назначения. Дорожка, ведущая к дому, составляет от 1 метра до 1,5 метров в ширину. Два взрослых человека должны расходиться на ней, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости, например от дома до гаража, или от дома до зоны отдыха, достаточно ширины от 80 сантиметров до 1 метра, пошаговые дорожки и дорожки между грядками в огороде составляют по ширине примерно 50-60 сантиметров.

Вопрос: В чем заключается на Ваш взгляд гармония ландшафтных композиций?

Ответ: Немало важная роль в создании гармоничных ландшафтных композиций отводится декоративным характеристикам покрытий, которые выбирают исходя из назначения участка, особенностей ландшафта и архитектурно-планировочного решения территории.

Вопрос: На чем основана существующая классификация верхних дорожных покрытий?

Ответ: Существующая классификация покрытий основана на характере применения и материале.

Вопрос: Каким требованиям должен соответствовать тип дорожного покрытия?

Ответ: Тип покрытий должен соответствовать назначению, санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям.

Вопрос: Расскажите о достоинствах и недостатках щебеночных покрытий?

Ответ: Щебеночные более прочные. Щебенку покрывают слоем мелкой просеянной крошки (кирпичной, гранитной, туфа) и укатывают ее катками. Получаемые цветные яркие покрытия хорошо сочетаются с зеленью, но в ветреную жаркую погоду пылят, в сырую - размокают и уносятся потоками воды, особенно на склонах, зарастают травой.

Коррекция ответов студентов

5. Выставление оценок, согласно критериям. 3 мин.

6. Заключительное слово преподавателя

6.1. Подведение итогов урока 1мин.

Результаты урока: теоретические знания устройства дорожно-тропиночной сети (ДТС) для применения их в практической деятельности для частновладельческого участка, согласно условиям планирования.