Ремонт Дизайн Мебель

Мороз красный нос некрасов читать. Читаю поэму «Мороз, Красный нос» Некрасова

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

* * *

Посвящаю моей сестре Анне Алексеевне


Ты опять упрекнула меня,
Что я с Музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня
И забавам его подчинился.
Для житейских расчетов и чар
Не расстался б я с Музой моею,
Но бог весть, не погас ли тот дар,
Что, бывало, дружил меня с нею?
Но не брат еще людям поэт,
И тернист его путь, и непрочен,
Я умел не бояться клевет,
Не был ими я сам озабочен;
Но я знал, чье во мраке ночном
Надрывалося сердце с печали
И на чью они грудь упадали свинцом
И кому они жизнь отравляли.
И пускай они мимо прошли,
Надо мною ходившие грозы,
Знаю я, чьи молитвы и слезы
Роковую стрелу отвели…
Да и время ушло, – я устал…
Пусть я не был бойцом без упрека,
Но я силы в себе сознавал,
Я во многое верил глубоко,
А теперь – мне пора умирать…
Не затем же пускаться в дорогу,
Чтобы в любящем сердце опять
Пробудить роковую тревогу…
Присмиревшую Музу мою
Я и сам неохотно ласкаю…
Я последнюю песню пою
Для тебя – и тебе посвящаю.
Но не будет она веселей,
Будет много печальнее прежней,
Потому что на сердце темней
И в грядущем еще безнадежней…
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила,
Эту иву, которую ты
С нашей участью странно связала,
На которой поблекли листы
В ночь, как бедная мать умирала…
И дрожит и пестреет окно…
Чу! как крупные градины скачут!
Милый друг, поняла ты давно -
Здесь одни только камни не плачут…
……………………….

Часть первая
Смерть крестьянина

I
Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Старуха в больших рукавицах
Савраску сошла понукать.
Сосульки у ней на ресницах,
С морозу – должно полагать.
II
Привычная дума поэта
Вперед забежать ей спешит:
Как саваном, снегом одета,
Избушка в деревне стоит,
В избушке – теленок в подклети,
Мертвец на скамье у окна;
Шумят его глупые дети,
Тихонько рыдает жена.
Сшивая проворной иголкой
На саван куски полотна,
Как дождь, зарядивший надолго,
Негромко рыдает она.
III
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали – все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только Бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
Случайная жертва судьбы!
Ты глухо, незримо страдала,
Ты свету кровавой борьбы
И жалоб своих не вверяла, -
Но мне ты их скажешь, мой друг!
Ты с детства со мною знакома.
Ты вся – воплощенный испуг,
Ты вся – вековая истома!
Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил!
IV
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» -
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
V
И ты красотою дивила,
Была и ловка, и сильна,
Но горе тебя иссушило,
Уснувшего Прокла жена!
Горда ты – ты плакать не хочешь,
Крепишься, но холст гробовой
Слезами невольно ты мочишь,
Сшивая проворной иглой.
Слеза за слезой упадает
На быстрые руки твои.
Так колос беззвучно роняет
Созревшие зерна свои…
VI
В селе, за четыре версты,
У церкви, где ветер шатает
Подбитые бурей кресты,
Местечко старик выбирает;
Устал он, работа трудна,
Тут тоже сноровка нужна -
Чтоб крест было видно с дороги,
Чтоб солнце играло кругом.
В снегу до колен его ноги,
В руках его заступ и лом,
Вся в инее шапка большая,
Усы, борода в серебре.
Недвижно стоит, размышляя,
Старик на высоком бугре.
Решился. Крестом обозначил,
Где будет могилу копать,
Крестом осенился и начал
Лопатою снег разгребать.
Иные приемы тут были,
Кладбище не то, что поля:
Из снегу кресты выходили,
Крестами ложилась земля.
Согнув свою старую спину,
Он долго, прилежно копал,
И желтую мерзлую глину
Тотчас же снежок застилал.
Ворона к нему подлетела,
Потыкала носом, прошлась:
Земля как железо звенела -
Ворона ни с чем убралась…
Могила на славу готова, -
«Не мне б эту яму копать!»
(У старого вырвалось слово)
«Не Проклу бы в ней почивать,
Не Проклу!..» Старик оступился,
Из рук его выскользнул лом
И в белую яму скатился,
Старик его вынул с трудом.
Пошел… по дороге шагает…
Нет солнца, луна не взошла…
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла…
VII
В овраге, у речки Желтухи,
Старик свою бабу нагнал
И тихо спросил у старухи:
«Хорош ли гробок-то попал?»
Уста ее чуть прошептали
В ответ старику: – Ничего. -
Потом они оба молчали,
И дровни так тихо бежали,
Как будто боялись чего…
Деревня еще не открылась,
А близко – мелькает огонь.
Старуха крестом осенилась,
Шарахнулся в сторону конь -
Без шапки, с ногами босыми,
С большим заостренным колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомец Пахом.
Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нем;
Постукал дурак деревенской
В морозную землю колом,
Потом помычал сердобольно,
Вздохнул и сказал: «Не беда!
На вас он работал довольно,
И ваша пришла череда!
Мать сыну-то гроб покупала,
Отец ему яму копал,
Жена ему саван сшивала -
Всем разом работу вам дал!..»
Опять помычал – и без цели
В пространство дурак побежал.
Вериги уныло звенели,
И голые икры блестели,
И посох по снегу черкал.
VIII
У дома оставили крышу,
К соседке свели ночевать
Зазябнувших Машу и Гришу
И стали сынка обряжать.
Медлительно, важно, сурово
Печальное дело велось:
Не сказано лишнего слова,
Наружу не выдано слез.
Уснул, потрудившийся в поте!
Уснул, поработав земле!
Лежит, непричастный заботе,
На белом сосновом столе,
Лежит неподвижный, суровой,
С горящей свечой в головах,
В широкой рубахе холщовой
И в липовых новых лаптях.
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо – и до рук борода…
IX
Пока мертвеца обряжали,
Не выдали словом тоски
И только глядеть избегали
Друг другу в глаза бедняки,
Но вот уже кончено дело,
Нет нужды б

В избе живет крестьянская семья: муж Прокол, жена Дарья и их два ребенка Маша и Гриша. Даря ждет третьего малыша. Тяжкий бесконечный труд изводит из себя Прокла. Он умирает. Вся семья собирает его, готовя хоронить. Дарья уходит в себя, представляя как ней трудно будет без любимого мужа со столь тяжким ежедневным трудом. Она представляет как ее дети будут беззащитны без отца, и какая суровая судьба сироток ожидает. Дарья уходит в лес за дровами и как в прекрасном сне застывает там, так и не придя в себя.

Главный смысль (мысль) поэмы Некрасова Мороз Красный нос

Цель поэмы – показать как сильна, красива и покорна судьбе русская женщина.

В избе крестьянина страшное горе. Каждый член семьи занят своим делом. Им предстоит похоронить хозяина дома. Его мать поехала за гробом для сына, отец должен в эту морозную погоду выдолбить в замерзшей земле могилу, а молодая вдова сидит и шьет саван для своего любимого покойного мужа.Какая тяжелая судьба предназначена русской крестьянке. Она должна выйти замуж за раба, родить сына раба, и всю свою жизнь поклоняться своему мужу рабу.

Несмотря на все страдания и тяжести жизни, в русских деревнях живут очень сильные женщины. Они не побоятся войти в горящую избу, сумеют коня на скаку остановить. Нет ничего не возможного для них. Русской женщине не страшна никакая работа. Она, наоборот, стремится постоянно работать, трудиться и обеспечивать свою семью. Она не жалеет убогого нищего, ведь любой может своим трудом обеспечить себя и свою семью.

Дарья была типичной русской женщиной. Она имела все эти качества, пока не потеряла любимого мужа и кормильца семьи. Она то и дело погружается в раздумья как будет жить семья дальше. С таким тяжким трудом ей одной никак не справиться. Ее дети стали сиротками. Теперь некому будет их беречь и воспитывать. Сына ждет рекрутчина. Некому будет постоять за него.Дарья не произнесла ни звука, не показала своего горя. Только глубоко в лесу, куда она шла за дровами, из ее груди вырвался ужасающий вой. В нем была сконцентрирована вся боль и весь ужас бедной женщины. Ей послышался чей-то нежный голос. Голос звал к себе, обещая согреть и приласкать ее. Ей показалось, что она видит Прокла, Машу и Гришу.

Сон был так сладок, так приятен после долгого утомительного горя. Дарья погрузилась в сон, в сладостное забвение, которое помогало забыть обо всем плохом. Она сладка спала, вспоминая свою счастливую семью. Бедняга так и осталась стыть в глубине леса.

Картинка или рисунок Мороз, Красный нос

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Былина о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче

    Богатырь Добрыня Никитич живет под Киевом вместе с матерью, вдовой Мамелфой Тимофеевной. Все любили Добрыню за его силу, добрый нрав и веселый характер.

Произведение «Мороз, Красный нос» написано в 1863-1864 годах. В эти годы Николай Алексеевич уже давно находился в положении успешного и не бедного литератора. Но не потерял близости своей с народом, продолжал жить думами о простых людях, хорошо знал их быт и талантливо передавал ту гамму чувств, которые вкладывал в свои стихи.

Это самое мистическое произведение, которое вышло из-под пера писателя. Это изначально народное произведение. Главные действующие лица - простолюдины, простые персонажи с нравами, понятными любому русскому человеку.

Ничего общего с тем, что пропагандировало правительство на тот момент, в творчестве поэта не было. Но сюжет, где жизнь простых крестьян показана и в горе и в радости стали понятны каждому, даже сейчас спустя полтора столетия. Это неслучайность. Николай Алексеевич, будучи сам по рождению дворянином, проникал во все переживания, страдания, чаяния, молитвы своих героев и показывал картину, не всегда приглядную, но всегда правдивую.

При кажущейся простоте сюжета «Мороз, Красный нос» по своему построению - одно из самых сложных у Некрасова.

Идея поэмы

Изначально поэма задумывалась, как драма, где ключевой смысл заложен в смерти крестьянина. Но постепенно рассказ сложился в эпическое произведение, где на первый план вышла жена крестьянина.

В образ Дарьи автор вложил нелёгкую судьбу всех русских крестьянок. Горькие вдовьи слёзы, описанные в конце произведения - это женские слёзы всех женщин, отягощенных тяжёлой работой, и большим горем, с которым справиться, оказывается, не всегда под силу. Трагическая судьба женщины, которая не боится физического труда и готова выполнять любую мужскую работу, обрывается.

Некрасов относится к своей героине с большим уважением и благоговейным трепетом. Этой сильной и смелой женщине он посылает смерть, как избавление от мук.

Известно, что в 1861 году в России произошла реформа, было отменено крепостное право. Оказалось, что реформа не принесла народу того долгожданного облегчения, которое ожидалось. Чтобы соблюдать, хоть какой-то порядок в обществе, была введена жесточайшая цензура. Писателям нелегко было обходить острые углы и «ловушки», расставленные правительством. Но многим это удавалось, благодаря своему таланту.

Николай Алексеевич нашёл свой путь. Кроме юмористических фельетонов и юмористических очерков, которые цензура пропускала, можно было писать о женщине. А в те годы ей была закрыта дорога и в экономику, и в политику. И если цензор видел, что произведение о женщине, он считал, что оно не представляет особой угрозы для существующей власти. Этим обстоятельством и пользовался литератор.

Горе

История начинается невесело. В семье трагедия - смерть. Готовят к погребению Прокла Севастьяныча. Умер кормилец семьи.

Вся семья занята подготовкой к похоронам. Мать занимается доставкой гроба. Самую тяжёлую работу выполняет отец покойного, он готовит могилу. Вдова тоже не сидит без дела - шьёт саван.

Здесь происходит первая вдумчивая оценка, что ждёт Дарью. Какая судьба ей уготована. Доля женская нечасто бывает радостной. Тяжёлая жизнь убивает красоту. Зачем же женщина пришла в этот мир? Работать, страдать и умереть?

Но вот время прокручивается назад. Здесь же даётся и другая оценка. Это пафосное описание русских женщин, где автор буквально выплеснул свою любовь и восхищение. Он не стесняется и сравнивает своих героинь с царицами, описывает простую красоту, ловкость, трудолюбие. Здесь поэт не плачет над горькой судьбой простой селянки. Он поёт ей величавую песнь. Может быть немного идеализируя и преувеличивая, но на то он и поэт. Автор обнаруживает большое знание крестьянского быта и обычаев русского народа. Подробно описана жизнь в доме, в работе на поле, в отдыхе, в обычаях и поверьях.

Такой женщиной была и Дарья, до смерти мужа. Но теперь горе сушит её, и она не может сдержать слёзы, которые катятся из глаз. Этими слезами она поливает саван, который шьёт собственными руками.

Родственники обряжают покойного молча. Время для причитаний будет позже, когда совершаться все обряды.

В последний путь конь Савраска, верный помощник во всех делах, везёт своего хозяина в последний путь. Хотя семья боролась за жизнь Прокла всеми известными её способами, он не поднялся, умер. Все соседи вспоминают о нём только хорошее.

Дарья

Это главный образ в произведении. Свою героиню автор поднимает на эпическую высоту, и раскрывает её внутренний мир. Теперь читатель знает что чувствует героиня, о чём думает. Многочисленные образы переданы по-разному, в виде воспоминаний, надежд, мыслей, иллюзий.

Только приехав с кладбища, уставшая женщина хочет приласкать своих осиротевших ребятишек. Но на это у неё нет времени. Обнаруживается, что в доме закончились дрова. И пристроив детей к соседям, на тех же санях, запряжённых верным Савраской, Дарья отправляется в лес за дровами.

По дороге в лес на глаза снова выступают слёзы. И когда героиня въезжает в могильные покои леса из её груди вырывается глухой сокрушительный вой. Жалеть себя некогда, крестьянка начинает рубить дрова. Но все мысли её обращены к мужу. Она зовёт его, говорит с ним, и тут вспоминает свой сон перед Стасовым днём.

Различные ведения крутятся в голове несчастной женщины. На фоне случившейся трагедии, как обрывочные воспоминания, она видит радостную картину семейной гармонии, где все живы и здоровы, муж и детки. Но тут же какая-то рать окружает её. Но она уже не она, а ржаные колосья. И мужа больше не видно нигде, и рожь нужно жать самой.

Дарья понимает, что это был вещий сон. Теперь она одна, без мужа должна выполнять непосильную работу, женскую и мужскую. Ей рисуется её безрадостное существование. Вдруг одолевает страх перед беззаконностью. Страх за своего сына, которого могут отдать в рекруты. Она понимает, что всё переменилось, её ждёт очень тяжёлая жизнь.

За этими мыслями она и нарубила дров. Можно ехать домой. Но взяв топор в руку, крестьянка зачем-то останавливается у сосны.

Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слез.
В лесу тишина гробовая -
День светел, крепчает мороз.

Дарья начинает забываться. Подобно скульптуре, стынет женщина в лесу, ставшем сказочным. Она входит в мир природы, и уже не хочет из него выходить.

А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне.

Появляется Мороз-воевода, который машет над Дарьей своей булавой. Он добрый старик, готов взять её в свои владения, обеспечить теплом и спокойствием. Крестьяночка покрывается инеем и к ней приходят одно за другим приятные ведения. Лицо больше не искажено муками и страданиями.

Очень чётко писатель показывает сам процесс замерзания. Специалисты говорят, что смерть от обморожения, одна из самых приятных. Замерзая, человек не чувствует холода. Наоборот, замерзающему кажется, что он в тепле, в безопасности, где-то на тёплом море или у тёплого очага.

Картину жизни крестьянки без мужа, которую нарисовал Некрасов, можно назвать страшной. Её смерть - это избавление от множественных страданий и мук.

Значение поэмы

Произведение «Мороз, Красный нос» остаётся актуальным многие десятилетия.

Поэма была хорошо знакома современникам. С приходом Советской власти не утратила своей актуальности, наоборот, это произведение было хрестоматийным.

Да и сейчас, нет русского человека, который желая как можно образнее высказаться о смелой, проворной, ловкой и красивой женщине, не вспомнил бы некрасовский образ:

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Критики и литераторы высоко оценили художественное мастерство, которое Некрасов вложил в своё произведение. Быль, с элементами мистики, превратилась в настоящий современный эпос.

Литератор-француз Шарль Корбэ сравнил некрасовскую поэму с гомеровским эпосом.

Поэма непросто прекрасна. Она необычна и загадочна. И каждое поколение может попробовать найти в ней свою разгадку.

Отр. Есть женщины в русских селеньях читает В. Невинный

Никола́й Алексе́евич Некра́сов - русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы. Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

«Есть женщины в русских селеньях...»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Вячесла́в Миха́йлович Неви́нный (1934 - 2009) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1986).