Ремонт Дизайн Мебель

Конспект по биологии экосистема 10. Конспект урока по биологии на тему "биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема". Вопросы и задания

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Концепция экосистемы

Синэкология -раздел экологии, изучающий ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов (биоценозов), пути их формирования и их взаимодействие с окружающей средой. В отдельное научное направление синэкология выделена на Международном ботаническом конгрессе 1910 г.Термин «синэкология» предложил швейцарский ботаник К. Шретер (1902 г.).

В природе популяции разных видов объединяются в макросистемы более высокого ранга - так называемые сообщества, или биоценозы.

Биоценоз - это совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды. Понятие «биоценоз» было предложено в 1877 г. немецким зоологом К. Мебиусом (1825-1908 гг.), который,
изучая устричные банки*, пришел к выводу, что каждая из них
представляет собой сообщество живых существ, все члены которого находятся в тесной взаимосвязи.

Никакой биоценоз не может развиваться сам по себе, независимо от среды и вне ее. В результате в природе складываются определенные комплексы, совокупности живых
и неживых компонентов, где сложные взаимодействия их отдельных частей поддерживаются на основе взаимной неопределенности. Чтобы понять отличие синэкологического подхода к изучению живых систем от аутэкологического, приведем следующее сравнение. Так, если, скажем, изучается отношение ели сибирской (одного дерева или вида в целом) к среде или лисицы обыкновенной (одной особи или вида в целом) к среде, то эти исследования являются по сво-ему характеру аутэкологическими.

Если же изучается лес, в котором растет эта ель и живет ли-сица, то подход будет синэкологическим. В первом случае все внимание сосредоточено на отдельно взятом организме, и цель состоит в том, чтобы увидеть, как он вписывается в общую эко-логическую картину, подобно тому, как, рассматривая произведе-ние живописи, можно сконцентрировать внимание на каком-то отдельном фрагменте. Во втором случае рассматривается картина в целом (т. е., если продолжить аналогию с живописью, изучается композиция).

Пространство с более или менее однородными условиями, за-селенное тем или иным сообществом организмов (биоценозом), называется биотопом. Если определить биотоп как место существования биоценоза, то биоценоз можно рассматривать как
исторически сложившийся комплекс организмов, характерный для данного, конкретного биотопа.

Любой биоценоз образует с биотопом целостность, единство, биологическую систему еще более высокого ранга - биогеоценоз. Термин «биогеоценоз» предложил в 1940 г. В. Н. Сукачев.

По определению В. Н. Сукачева (1880-1967 гг.), биогеоценоз - «это совокупность
на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (ат-мосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов,
почвы и гидрологических условий), имеющая свою, особую специфику взаимодейс твий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

Термин «биогеоценоз» очень близок (хотя и не тождестве-нен) к широко распространенному за рубежом термину «экосистема», который был предложен в 1935 г. А. Тенсли. Эко-система - это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды, функционирующая как единое це-лое за счет обмена веществом, энергией и информацией.

Существует мнение, что содержание термина «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характери-стики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается прежде всего ее функциональная сущность.

Экосистемами являются , например, муравейник, участок леса и лес в целом, кабина космического корабля, ландшафт и даже вся биосфера. В целом биогеоценоз выступает по отношению к экосистеме, как частное к общему.

Экосистема есть основная функциональная единица живой
природы, включающая и организм, и абиотическую среду, причем
каждая часть влияет на другую и обе необходимы для поддержа-
ния жизни в том виде, в каком она существует на Земле.

Таким образом, организация является ис-точником информации. Организмы получают из неорганической среды информацию об особенностях химических элементов и соединений и об их распределении. Неорганическая среда полу-чает информацию от живых организмов о продуктах их метабо-лизма (обмена веществ). Живые существа также обмениваются между собой информацией: это могут быть сигналы об опасно-сти, наличии пищи, обращение к половому партнеру, агрессия (предупреждение сопернику) и т. д. Информационные связи в природе ограничены в пространстве и во времени. Информаци-онная ценность предмета или явления зависит не от количества заключенной в нем информации (оно бесконечно!), а от того, кто или что этой информацией пользуется.

Предположим, вы - талантливый математик и написали ин-тереснейшую научную статью по высшей математике. Попытаем-ся проанализировать, как информация зависит от того, кто этой информацией пользуется.

Естественно, что информация, заложенная в статье, для вас равна нулю, коль скоро вы сами ее написали, а значит, ничего нового из ее содержания не получите. Если вашу статью прочтет человек с образованием на уровне начальной школы, он также не получит 1щя себя никакой информации (поскольку не знаком с элементарными сведениями из высшей математики), т. е. в обоих случаях информация равна нулю, хотя ее потребители имеют разный уровень информированности об изучаемом предмете.

Некоторые исследователи пытались применить метод матема-тической теории информации для оценки организованности жи-вых систем, однако пока без особого успеха. К сожалению, как справедливо отметил академик В. А. Энгельгардт, «математичес-кие аспекты теории информации еще не находят отчетливых приложений к анализу элементарных основ жизненных явле-ний, хотя имеются основания предполагать, что благодаря уни-версальности принципов этой теории дальнейшее ее развитие откроет возможности для такого рода приложений, которые будут все расширяться и углубляться».

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Все объекты и процессы во Вселенной, как и сама Вселен-ная, представляют собой тройственное единство вещества, энер-гии и информации;

В процессе взаимодействия объекты обмениваются между собой веществом, энергией и информацией. В информации нахо-дят отражение особенности организации взаимодействующих объектов;

При взаимодействии объектов и процессов специфичность обмена информацией обусловлена особенностями организации взаимодействующих объектов: более организованные объекты способны извлекать из окружения большую информацию, чем менее организованные, одновременно они сами служат источни-ком большей информации;

Поскольку каждая организация может быть охарактеризо-вана бесконечным количеством свойств, постольку бесконечно и количество информации, которое в принципе может быть из нее извлечено. Отдельные аспекты информации поддаются математи-ческой обработке, и это вселяет надежду на то, что не только вещество и энергия, но и степень организованности в конце кон-цов получит удовлетворительную количественную оценку.

Вопросы и задания

1.Что изучает синэкология?

2.Что называется биоценозом, биотопом, биогеоценозом, экосистемой?

3.Почему обмен веществом, энергией, информацией явля-ется основным принципом функционирования экоси-стемы?

YouTube : https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Фадеева Людмила Афанасьевна

МБОУ СШ5, г. Кстово


Цель и задачи

Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Конспект урока Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна


Актуализация знаний

-Фронтальная беседа:

1) Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2) В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

  • Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

- Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

БИОТОП

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)


Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Биоценоз

Фитоценоз Микробиоценоз

Зооценоз


Изучение нового материала Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Результаты взаимодействия организмов сводятся к ……?

- обеспечение пищей;

- изменение среды обитания;

- расселение видов в пространстве.


В результате сложности и переплетенности связей между видами

обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза,

контроль за ростом численности организмов.

Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.


Характеристика экосистемы

(учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию).

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.


Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.


На устойчивость экосистем влияют:

1) жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2) богатство видового состава;

3) взаимодействие видов;

4) средообразующие свойства видов;

5) антропогенное воздействие.


Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Домашнее задание

Изучить §17,

ответить на вопросы после параграфа

Урок «Биогеоценоз как биосистема и экосистема»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: самостоятельная работа по инструктивным карточкам

Задачи:

- сформировать знания о природных сообществах – биосистемах, понятие о биоценозе и экосистеме;

- продолжить развитие понятия о биогеоценотическом уровне организации жизни;

Материально-техническое обеспечение урока: инструктивные карточки, карточки с заданиями «третий лишний», CD «Биологический энциклопедический словарь», дополнительная литература, компьютер, проектор, таблицы по теме.

План урока:

1. Мотивация и стимулирование. Целевая установка.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1 . Организация класса.

На прошлом уроке мы изучили особенности биогеоценотического уровня, его структурные элементы и основные процессы. Сегодня вы познакомитесь с взаимосвязями организмов и окружающей среды, больше узнаете о биогеоценозе, познакомитесь с учеными. Все это вы сегодня будете делать самостоятельно. Сегодня вы – исследователи. А чтобы вы не сбились с правильного пути, я раздам вам инструктивные карточки.

2. Актуализация знаний учащихся.

Для начала проведем разминку.

1) Игра «Третий лишний»:

- яснотка – бронзовка – мокрица

- липа – лисичка – клен

- долгоносик – утконос – мухоловка

- липа – божья коровка – сокол

2) Изобразите в виде схемы или уравнения зависимость между такими понятиями, как биотоп, биоценоз, биогеоценоз (выполняет один ученик у доски).

3) Возможно ли существование экосистем, в которых живая часть представлена только двумя группами – продуцентами и редуцентами?

3. Изучение нового материала .

Учащиеся получают инструктивные карточки и начинают работать.

Инструктивная карточка

1. Прочитайте текст учебника о природных сообществах на странице 79.

1.1. Сравните понятия природное сообщество и биогеоценоз

1.2. Что обеспечивает стабильный характер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?

2. Прочитайте текст учебника об учении о биогеоценозе на страницах 79-80.

2.1. Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?

2.2. Заполните схему «Круговорот веществ»

2.3. Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?

3. Прочитайте текст учебника об учении об экосистеме на страницах 80-81.

3.1. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема.

4. Составьте небольшое сообщение об ученых В.Н.Сукачеве и А.Тенсли используя предоставленную дополнительную литературу.

4. Закрепление изученного материала.

Опрос результатам работы

5. Домашнее задание. Параграф 17. Вопросы 2-4.

Тема урока: Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. 10 класс

Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

3. Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись)

1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2. богатство видового состава;

3. взаимодействие видов;

4. средообразующие свойства видов;

5. антропогенное воздействие.

4. Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

  1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
  2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
  3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

  1. Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

  1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
  2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов - организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

Наличие консументов - организмов- переработчиков органических веществ;

Наличие редуцентов - организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись) На устойчивость экосистем влияют:

  1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
  2. богатство видового состава;
  3. взаимодействие видов;
  4. средообразующие свойства видов;
  5. антропогенное воздействие.
  1. Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

ТОЛЬКО ДО КОНЦА ЗИМЫ! СКИДКА 60% ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ДИПЛОМЫ ОТ СТОЛИЧНОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.
Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект открытого урока по биологии
по теме
«Сообщество, экосистема, биогеоценоз»
Учитель: Егорова Юлия Витальевна

Шадринск, 2017 год
Цели урока: 1. Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии.
2. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера», о взаимосвязях организмов.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- конкретизировать знания учащихся о сообществе, экосистеме, биогеоценозе их структуре, компонентах и свойствах;
-сформировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»;
-расширить знания учащихся об экосистемах;
-закрепить экологические термины.
2. Развивающие:
1. Информационные
-продолжить развитие умений работы с различными видами и источниками информации;
- развивать умение работать со схемами, рисунками, мультимедийным проектором;
2. Интеллектуальные
-развивать умение сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности;
- развивать коммуникативные способности у обучающихся.
3. Воспитательные:
-продолжить воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: 1. Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма;
2. ТСО: проектор, компьютер;
3. Таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.
Структура урока
Организационный момент. (2 мин)
Повторение изученного материала: (5 мин)
Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала (27 мин)
IV. Рефлексия. (5 мин)
V. Домашнее задание.(1 мин)

Еловый лес – совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве – сплошной зелёный ковёр мхов. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники – такой лес называется ельником-черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником-кисличником. На почвах, особенно бедных и очень сырых под елями расстилается сплошной довольно толстый ковёр мха кукушкина льна.Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно. На границе лесов и тундры на севере нашей страны имеется переходная зона- лесотундра. На границе леса и степи простирается зона лесостепи.
Виды связаны не только между собой, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи используют термин «биогеоценоз» или «экосистема».
Экосистема (от греч. oikos- жилище и systema - объединение) - это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс. (Слайд 6)
Экосистема и биогеоценоз - близкие понятия, но если термин «экосистема» подходит для обозначения систем любого ранга, то «биогеоценоз» - понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определёнными единицами растительного покрова - фитоценозами.

Не любая экосистема является биогеоценозом, но любой биогеоценоз - экосистема.(Слайд 7)
Учение о биогеоценозе и сам термин создал русский ботаник Владимир Николаевич Сукачёв. (Слайд 8)
Экосистем на Земле очень много, существенным свойством каждой из них является круговорот веществ и потоков энергии.
Энергия и вещества постоянно необходимы живым организмам, и они черпают их из окружающей природы, тем самым образуя круговорот вещества и энергии. Совершенно ясно, что, если бы живые организмы безвозвратно заимствовали все необходимые им питательные вещества из неживой природы, ничего при этом не возвращая обратно, запасы питательных веществ на Земле иссякли бы и жизнь прекратилась. Этого не происходит, потому что питательные вещества постоянно возвращаются в окружающую среду в результате жизнедеятельности самих организмов.
Биогеоценозы могут быть разных размеров: (Слайд 9)
кочка среди болота или пень в лесу, нора с ее населением, аквариум- примеры микробиогеоценозов, или микроэкосистем.
определенную растительную ассоциацию со всеми ее компонентами (например, ельник-кисличник, ельник- брусничник и т.п.), озеро можно назвать мезобиогеоценозом, или мезоэкосистемами,
а океан, суша и отдельные типы растительности (лес, степь, луг и т.п.)являются макробиогеоценозами, или макроэкосистемами.

По ходу объяснения обучающиеся составляют схему.
По происхождению экосистему можно разделить на (Слайд 10)
Естественную- формируются под влиянием природных факторов (луг, болото)
Искусственную- создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности (поля, парки, лесопосадки, скверы)
По ходу объяснения обучающиеся составляют схему:
Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза?
Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. (Таблица 1)
Задание. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

способны к саморегуляции;
неспособны к саморегуляции;







Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему, эта экосистема называется биосферой. Она охватывает часть атмосферы, часть литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863-1945).
IV.Рефлексия
1. Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы?
2. Можно ли считать сообществом все популяции птиц, населяющие лесной массив?
3. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?
V. Домашнее задание пр. 5.1(Слайд 11)

Таблица 1 Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.
Сравниваемая категория биогеоценоз агроценозНаправление действия отбора Действует естественный отбор, выбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор, формирует устойчивую экосистему Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью
Круговорот основных питательных элементов Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью. Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется
Видовое разнообразие и устойчивость Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.
Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия). Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.
Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади) Биомасса экосистем суши
превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами. Занимая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы
Задание 1. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:
состоят из большого числа видов;
способны к саморегуляции;
неспособны к саморегуляции;
состоят из небольшого числа видов;
все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;
значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;
единственным источником энергии является солнечный свет;
основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;
основной движущей силой эволюции является естественный отбор;
процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.
Лиса Заяц
Ястреб Береза
Мышь Зерно
Сова Воробей