Ремонт Дизайн Мебель

Металлические полки в гараж. Как сделать удобные полки и стеллажи для гаража своими руками из дерева и металла. Определяемся с конструкцией

Гараж – универсальное место, в котором можно не только размещать свой автомобиль, но хранить различные вещи, используемые в хозяйстве. Правильная организация хранения вещей в гараже поможет сохранить пространство, используя его по своему усмотрению. Лучшим решением станут самодельные полки и стеллажи в гараже своими руками.

В этой статье вы узнаете, из какого материала лучше всего сделать в гараже, какие их виды существуют.

Стеллажи для гаража изготавливают преимущественно из металла и деревины. Также, стеллажи бывают разборными и неразборными. Стационарные крепят при помощи саморезов и гвоздей.

Также, в помещении гаража создаются не очень благоприятные условия для деревянных полок – низкие температуры, влажность, резкие перепады температур.

Для того чтобы уберечь дерево от порчи, нужно обрабатывать его , а затем просушивать. Для крепления полок и самого стеллажа используют пластины или уголки из металла, при помощи саморезов.

Более дешевым вариантом для создания стеллажа в гараже является фанера и доска. Ламинированный намного дороже, его не нужно окрашивать и обрабатывать защитными веществами. Единственное, на боковые срезы, которые остаются открытыми необходимо нанести силикон, во избежание попадания влаги.

Каркас металлического стеллажа для гаража

Для создания каркаса стеллажа необходимы:

  1. металлические уголки толщиной 3-4 мм;
  2. труба из профиля с прямоугольным сечением.

Стойки изготовляют из профилированной трубы, а поперечины из уголков. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки - 25 мм и больше. Поворачивают уголок таким образом, чтобы настил был в углублении. Настил на полки мастерят фанеры, доски, ДСП, . доска, фанера, ОСП, ДСП.

В первую очередь собирают боковые элементы, после закрепляют поперечины.

Также неплохим способом сборки стеллажей в гараж являются краб-системы. Это пластины из металла со специальными углублениями для профиля. В пазы вставляют трубы, затем пластины стягивают посредством болтов М6 или М8.

Под них сначала сверлят дырки тонким сверлом, затем расширяют толстым. Такие конструкции рассчитаны на небольшой вес. Есть еще один способ - специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Виды стеллажей для гаража

  1. Сборные стеллажи собираются и разбираются самостоятельно.
  2. Стационарные крепятся к стене «намертво»
  3. Мобильные – можно передвигать с места на место.
  4. Крутящиеся используют для мелких предметов (болты, саморезы, гвозди, гайки, ключи, отвертки, малый ручной инструмент).

Как сделать стеллаж в гараже

Для того, чтобы сделать стеллаж в гараже своими руками необходимо в первую очередь создать проект, измерить помещение, определиться с размерами. Высчитать необходимое количество полок и их глубину.

Лучшим решением является стеллаж во всю длину и высоту свободной стены.

Ширина полок около 1м. Это самый оптимальный вариант, чтобы разместить объемные и тяжелые предметы.

Глубина – примерно 50-60 см. Больше делать нет нужды, иначе сложно будет дотягиваться до нужных вещей.

Высота полок – в пределах 25-60 см, нижняя должна быть самой высокой (для больших предметов).

Собирать стеллаж нужно горизонтально, и только потом поднимать.

Время чтения ≈ 12 минут

Оригинальные полки в гараж, сделанные своими руками, представлены сегодня множеством вариантов и примеров с фото. Они могут стать украшением помещения, а также надежным местом для хранения автомобильного оборудования, деталей и инструментов. Смастерить стеллажи можно и самостоятельно, разработав собственный дизайн с учетом нужных размеров и функционала.

Каркасные полки для шин и инструментов

Функциональная система хранения в гараже

В принято не только хранить и обслуживать автомобиль, но также можно найти массу мест для установки полок и стеллажей. Поэтому сегодня существует множество вариантов различных конструкций, различающихся по материалу, форме, конфигурации, размеру и дизайну.

Они должны быть:

  • Прочными;
  • Надежными;
  • Компактными;
  • Негромоздкими;
  • Долговечными;
  • Функциональными.

Установка подвесных полок, встроенных ящиков и модульных конструкций помогут навести порядок в гараже и освободить пространство от внушительного количества накопившегося хлама вперемешку с инструментарием.

Аккуратное расположение вещей в гараже

Для чего нужна полочно-стеллажная система в гаражном помещении:


Полки в , изготовленные своими руками, являются отличным вариантом создания любой конструкции по фото, схемам и чертежам. Главное, чтобы само помещение было чистым, просторным, хорошо оснащенным и освобожденным от ненужного хлама. Как лучше всего организовать данное пространство:


Где можно установить полочные системы хранения:

  • На самой дальней от входа стене;
  • Если помещение большое, можно задействовать и боковые стены;
  • В межпотолочном пространстве и непосредственно над местом машины.

Каждый автомобилист должен помнить о том, что все установки для хранения должны занимать не более 20 % от всего внутригаражного пространства.

Оптимальная организация системы хранения — 1. Открытые кронштейны и крючки, 2. Стеллаж под инструменты, 3. Полки под запчасти и колеса, 4. Стеллаж для крупных инструментов, 5. Шкафы, 6. Верстак

Виды конструкций

В гараже может храниться все: от аксессуаров для автомобиля до столярных инструментов и других мелочей. Все детали, которым не хватило место в кладовке и на антресолях, должны быть аккуратно сложены или расставлены на настенных полках или стационарных стеллажах.

По типу сборки конструкции могут быть следующих видов:


Отдельное внимание стоит уделить полкам, предназначенным для запасных частей автомобиля, а именно резиновых шин и колес. Подобная конструкция представляет собой:


Специалисты советуют хранить шины вблизи потолочного пространства на верхних ярусах, чтобы не загромождать помещение гаража. Чтобы освободить полезную площадь, можно монтировать стеллаж сразу с несколькими полками. Некоторые подвешивают колеса на самой стене, зацепив за вкрученный фиксатор.

Складные угловые полки для сезонного хранения шин

По материалу различают:


При разработке систем хранения следует учитывать габариты гаражного помещения, предназначение и функционал всех установленных полок.

По способу крепления конструкции бывают:


Как сделать оригинальные устойчивые полки в гараж своими руками, показано на видео с пошаговой инструкцией от мастера.

Если вы собрались самостоятельно изготавливать гаражные полки и стеллажи, выбрали материал и место, самое время выполнить разметку с учетом всех размеров.

Этапы сборки любой конструкции выглядят следующим образом:


Почему лучше собрать конструкцию самостоятельно, а не приобретать готовый комплект на строительном рынке:


При создании изделий своими руками можно разработать уникальный дизайн и изготовить конструкцию по индивидуальным параметрам. При соблюдении всех правил и четком следовании инструкциям мастеров полки и стеллажи получаться привлекательными и практичными. Процесс сборки подробно показан на видео ниже.

Полка-щит под инструменты своими руками

Данное изделие несомненно пригодится в хозяйстве, а также для проведения слесарных и ремонтных работ в гараже. Специальный щит будет служить местом хранения и фиксации предметов первой необходимости и мелких инструментов. Высота установки подбирается в соответствии с ростом самого владельца, чтобы повысить комфорт в использовании.

Что потребуется для сборки своими силами:

  • Фанерная доска или ДСП толщиной до 2 сантиметров;
  • Материал для полок;
  • Анкеры для закрепления всей конструкции;
  • Кронштейны, чтобы зафиксировать изделие на стене;
  • Электрический лобзик;
  • Дрель;
  • Строительный уровень;
  • Рулетка для измерений;
  • Перфоратор с насадкой и сверлами для проделывания отверстий;
  • Крючки для крепления инструментов и деталей;
  • Набор саморезов.

Вариант изготовления полки-щита

Этапы изготовления:


Последним шагом будет проделывание перфоратором отверстий, в которые нужно загнать все анкера. Если монтаж полки на стену произведен успешно, самое время расставить и развесить все детали, как было задумано по плану.

Гаражная полка для колес

Шины на такой конструкции можно хранить, установив на ребро. При этом саму полку нужно зафиксировать вверх дном, чтобы крепления сбоку удерживали колеса.

  • При помощи анкером фиксируются крепления треугольной формы;
  • Ровность линии можно проверить уровнем, а расстояние между боковыми креплениями измерить линейкой (оно должно быть 50 или 100 сантиметров);
  • Чтобы полка не упала под весом шин, следует выбирать достаточно толстые и длинные плашки. Конструкция фиксируется сверху, после чего поверхность можно окрасить в любой цвет (в нашем случае в белый) и дать изделию хорошо просохнуть.

На подобном держателе смогут поместиться от двух до четырех колес, все зависит от выбранных параметров и индивидуальных предпочтений.

Самодельная полка для сезонного хранения шин или инструментов

Дополнительные приспособления

В гараже могут находиться помимо систем хранения для инструментов, домашней мастерской и автомобильных запчастей дополнительные удобства. Среди ни можно отметить:

Полки в гараж из практичного дерева или прочного металла, сделанные своими руками по вариантам чертежей и схем с фото-примерами, станут настоящим украшением помещения. Ведь иногда из пары дубовых досок и подручных средств можно создать настоящий шедевр, поражающий воображение. Сооружение прочного стеллажа показано на видео мастер-классе с пошаговой инструкцией.

Рассмотрим, как своими руками сделать полки в гараже для хранения на них нужного вспомогательного оборудования и разнообразных инструментов для ухода за автомобилем.

Гаражные стеллажи – богатство выбора конструкций

Полки в гараже дают возможность компактно разместить на ограниченной площади множество деталей и инструментов для обслуживания транспортного средства, а также различный бытовой скарб, которому не нашлось места в квартире. По этой причине каждый автолюбитель устанавливает в «доме для авто» стеллажи. Они обеспечивают порядок в гараже и позволяют за секунды найти требуемую вещь.

Обустроить ангар для машины можно покупными полками. Такие конструкции в наши дни продаются на любой вкус. Но даже очень дорогие и «навороченные» стеллажи не всегда будут удовлетворять вашим индивидуальным запросам. Намного разумнее изготовить полки в гараже своими руками, выбрав оптимальные для себя размеры таких конструкций.

По варианту монтажа стеллажи для автомобильного бокса делят на такие группы:

  • разборные;
  • стационарные;
  • передвижные;
  • навесные;
  • вращающиеся.

Разборные полки можно монтировать в любом месте гаража, менять в случае потребности их расположение, ширину, высоту и компоновку. Стационарные конструкции создаются для установки на каком-либо конкретном участке помещения. Их ставят один раз и навсегда, фиксируя к потолочной, стеновой либо напольной поверхности. По прочностным показателям стационарные стеллажи более надежные, нежели разборные.

Конструкции передвижного типа оснащаются роликами, позволяющими передвигать их по всему гаражу. По сути, они представляют собой небольшую тележку. Это удобно. Но стоит понимать, что такие стеллажи не способны выдерживать чересчур высокие нагрузки. Поэтому на них нельзя хранить громоздкое и массивное по весу оборудование.

Навесные полки оборудуются в домашних условиях редко. Их необходимо подвешивать и закреплять непосредственно под потолочной поверхностью, что может вызвать серьезные затруднения. Хотя теоретически это вполне возможно. Редким явлением можно считать и вращающиеся конструкции. Визуально они похожи на стойки для дисков CD. На таких мини-стеллажах можно хранить всякую мелочь – отвертки, ключи, для более крупного инструмента они не подходят.

Число полочек на стеллажах и их геометрические размеры вам предстоит выбрать самому. Профессионалы советуют так проектировать конструкцию для гаража, чтобы на полках помещались все используемые при обслуживании транспортного средства инструменты. Другими словами, стеллажи желательно делать вместительными.

Самыми популярными материалами для изготовления гаражных полок является металл и древесина. Если вы планируете установить конструкцию надолго, лучше использовать металлические изделия, которые отличаются долговечностью и максимальной прочностью. Если же желаете сэкономить на материалах и не затягивать монтажные работы, делайте стеллаж в гараже своими руками из дерева. Работа с более легкой древесиной в разы проще, чем с металлом.

Также полки в наши дни делают из пластика (их можно купить в магазине) и комбинированные – из стали и дерева или из пластика и металла.

Как и любое сравнительно сложное изделие, стеллаж следует сначала разработать на бумаге. Это можно сделать с помощью готовых чертежей.Несложно и самостоятельно составить эскиз будущей конструкции, указав в нем параметры полочек. В этом случае стеллаж будет идеально подходить для вашего гаража.

Обычно рекомендуется размещать стеллаж вдоль какой-либо одной стены помещения. Оптимальная высота конструкции – от пола до самого потолка (ни один квадратный сантиметр свободной площади терять не хочется ни одному автолюбителю). Конечно, если ваш гараж очень высокий, полки можно делать не до потолочной поверхности, чтобы не мучиться с лазанием по лестнице на самый верх за какой-нибудь деталью.

Нижние полки всегда делают более вместительными и высокими. Они предназначены для хранения колес, крупного инструмента. Полочки, которые располагаются наверху конструкции, лучше изготавливать низкими. На них вы будете складировать всякую легкую мелочь. Тем самым вы обеспечите хорошую устойчивость стеллажа.

Внизу обязательно требуется оставлять просвет 15–20 см между конструкцией и напольным покрытием.

Он даст вам возможность без затруднений подмести пол под стеллажом. Кроме того, профи советуют просверлить в полочках для инструмента, канистр, колес небольшие отверстия. Они будут выполнять функцию естественной вентиляции для хранящихся предметов, защищая их тем самым от ржавления, а также позволят вам без проблем сметать с полок мелкий мусор и пыль.

Длину стеллажа обычно тоже делают на всю ширину стенки, оставляя около 8–10 см свободного пространства по боковым сторонам конструкции. Так вам будет проще выполнять монтажные работы. Глубину полочек выбирайте сами. При этом помните, что чересчур узкие ниши не годятся для хранения крупногабаритного инструмента, а чрезмерно глубокие неудобны в эксплуатации (попробуйте что-нибудь достать руками с полочки глубиной около метра). Рекомендованная глубина ниш гаражных стеллажей – примерно 60 см.

Самая распространенная ширина полок (имеется в виду дистанция между двумя вертикальными опорами конструкции) – 100 см. Можно сделать ширину и на 30–50 см больше, если полка предназначается для хранения габаритных (например, колес) либо тяжелых изделий из металла.

Делаем металлический стеллаж с полками из дерева

Популярный вариант обустройства гаражей – конструкция с металлическим каркасом (он будет стоять без преувеличения десятилетиями) и деревянными полочками. Вертикальные стойки таких стеллажей вы можете сделать из прямоугольных профилей с размерами одной из сторон 4–5 см либо из уголка с полкой 3–5 см.

Сам каркас делается из уголка с 1,5–2,5-сантиметровой полкой и прикручивается болтами к вертикальным направляющим или приваривается к ним. Сварное соединение держит конструкцию максимально прочно, выполнять его быстрее и проще. С болтами мороки больше, но зато вы получаете возможность при необходимости изменять высоту полочек стеллажа.

Полки изготавливаются из досок толщиной 1,5–2,5 см. В этом случае они будут по-настоящему прочными. Можно делать их и из обычной либо ламинированной фанеры или древесно-стружечных изделий. Деревянные полки перед монтажом обязательно предохраняют от влаги и грибка – промасливают и окрашивают.

Таким образом, схема подготовки комплектующих для стеллажа, а затем их сборки и установки выглядит следующим образом:

  1. Болгаркой режем по заданным размерам металлические заготовки.
  2. Размечаем положение стоек по вертикали и сразу отмечаем места, где будут фиксироваться полочки.
  3. Свариваем (берем на болты) уголки (здесь важно контролировать горизонтальность расположения элементов).
  4. Наносим грунтовку на каркас и окрашиваем его коррозионно-стойким составом.
  5. Нарезаем полочки из древесины и «примеряем» их, ставя поперек каркаса. Можно выполнять установку досок и вдоль, но в этом случае они могут под весом больших инструментов и запчастей прогибаться.
  6. Пропитываем (красим) деревянные изделия и крепим их с металлическим каркасом . Желательно подгонять доски друг к другу как можно плотнее.

Стеллаж готов. Если вы не совсем уверены в высокой устойчивости конструкции, можно дополнительно прикрепить ее к стене гаража стальными кронштейнами.

Деревянный стеллаж – все очень просто

Дешевле обходятся гаражные полки, сделанные из дерева. К тому же их проще делать и устанавливать. Поэтому многие автовладельцы решают обзавестись именно такими конструкциями. Здесь, правда, стоит помнить, что деревянные стеллажи эксплуатируются по времени меньше, чем металлические либо комбинированные.

Оптимально, когда полки изготавливаются из твердой древесины, например, из дуба. Но вполне подойдут и сосновые доски – недорогие и доступные. Важно, чтобы они были хорошо высушены, не имели крупных трещин и сучков, глубоких червоточин и следов плесени.

Стойки (вертикальные) изготавливают из бруса 10х5 или 10х10 см, полки – из древесно-стружечных плит или обычных досок, поперечины – из бруса меньшего сечения или даже из досок (но их толщина должна быть внушительной).

  1. Режем доски и брусья по заданным размерам, обрабатываем их антисептическим составом.
  2. Собираем конструкцию, используя для соединения отдельных частей проушины, шипы, клей для древесины или саморезы.
  3. Стыки деталей для придания конструкции большей площади усиливаем уголками из металла.
  4. Окрашиваем готовый стеллаж (торцы желательно покрасить в несколько слоев).

Примерно аналогичным образом вы можете сделать и конструкции для гаража из металла. Но, естественно, резать по нужным размерам и монтировать тяжелые стойки, а также другие элементы стеллажа вам будет намного сложнее.

Для автолюбителей гараж зачастую становится вторым домом. Кроме основного предназначения — хранения автомобиля, гараж используется и для ремонта машины, и для ремонта инструментов и бытовых приборов, и для других целей. Сюда же обычно сносятся уже ненужные вещи, старая мебель, которую жаль выбрасывать, какие-то бытовые приборы, нуждающиеся в починке, старые велосипеды и даже надувные лодки любителей рыбалки. Перечень хранящегося в гараже хлама у каждого свой, однако, со временем его количество обычно увеличивается и сильно затрудняет нам жизнь.

Зачем нужны стеллажи для гаража

Среди главных причин установить в гараже стеллажи отметим следующие:

  • Во-первых, возникают затруднения при заезде и выезде автомобиля.
  • Во-вторых, в скоплении старых вещей бывает затруднительно найти нужные инструменты, добраться до необходимых в данный момент деталей.
  • В-третьих, эстетичность вида такого гаража оставляет желать лучшего, кроме того, такой хаос в помещении изрядно действует на нервы и отнимает кучу времени.
  • В-четвертых, в захламленном гараже повышается опасность пожара, и гораздо труднее будет справиться с возникшим воспламенением, ведь в гараже обычно хранятся и горючие вещества: бензин, масла.

Конечно, существуют и исключения. Некоторые владельцы гаражей умудряются содержать их в идеальном порядке, где все разложено по полочкам, развешено на крючочках, рассортировано по назначению. Если вы обращали внимание, в таких помещениях обычно вдоль стен установлены стеллажи, на которых разложено все содержимое гаража.

Совет ! Гараж — это не музей и не выставка, и абсолютный порядок на полках не всегда соответствует состоянию души человека. Главное преимущество стеллажей в гараже — это удобство и комфорт работы, позволяет прекрасно ориентироваться в своих запасах и сложенных предметах. Кроме того, обязательно нужен в гараже стеллаж для хранения шин.

Как показывает практика, стеллаж остается лучшим вариантом для хранения инструментов, запчастей и остального гаражного инвентаря. Он обладает достаточной вместимостью, не занимает много места, открытый доступ к полкам стеллажа позволяет быстро найти нужный предмет. На стеллаже будет удобно хранить и крупногабаритные детали, и достаточно тяжелые предметы.

Если вы решили упорядочить содержимое гаража, стеллаж значительно облегчит вам наведение порядка. А чтобы разобраться, что наиболее подходит для именно вашего гаража, нужно ознакомиться с возможными вариантами.

Условно из имеющихся видов стеллажей различают:

  • стационарные;
  • сборные;
  • передвижные;
  • вращающиеся.

Стационарная конструкция устанавливается в гараже на постоянное место, для большей устойчивости может закрепляться к стене, обычно делается неразборной. К достоинствам такой схемы относится высокая прочность и возможность размещения максимально тяжелых деталей и инструментов. Она изготавливается из прочных износостойких материалов и с легкостью выдержит эксплуатацию в течение нескольких десятилетий.

Чаще всего в продаже есть сборные металлические стеллажи для гаража. Они делаются из перфорированных металлических стоек, к которым крепятся горизонтальные полки. Обычно они продаются в разобранном виде, с комплектом необходимых креплений. Сборка такого варианта вполне доступна каждому, даже не владеющему особыми ремонтными навыками. К плюсам относится то, что по желанию можно менять высоту полок в зависимости от ваших потребностей. Таким образом, вы сможете сложить на хранение и комплект запасной резины, и крупногабаритные инструменты.

Передвижные варианты имеют небольшие колеса, благодаря которым вы сможете перемещать весь набор инструментов по гаражу, а при необходимости даже выкатить за его пределы. Преимуществом такой конструкции является его мобильность, возможность легко переставить в гараже с одной точки гаража в другую, не разгружая его содержимое, а также подкатить сразу все необходимые инструменты к месту ремонта. Зато его грузоподъемность уступает неразборному варианту. Такой стеллаж также продается в разобранном виде, собирается с помощью отвертки непосредственно в гараже, как конструктор.

Вращающийся стеллаж можно приобрести для хранения легких малоразмерных инструментов и деталей, а также гвоздей, болтов, саморезов и другой мелочевки. Он имеет небольшие размеры, зато вам легко будет находить нужную деталь, поворачивая стеллаж вокруг оси вращения. Заодно можно освободить место на большом стеллаже для массивных предметов.

При желании можно не покупать готовый стеллаж для гаража, а сделать его своими руками.

Прежде чем покупать или делать стеллаж, нужно определиться, какое место в гараже вы можете под него выделить. Лучше всего размещать его вдоль одной из стен, можно на всю длину стены. Высота ограничивается высотой потолка в гараже, а ширина определяется вашими потребностями. Желательно оставить расстояние между стеллажом и машиной не менее 80см, чтобы иметь свободный доступ к полкам, а также для предохранения автомобиля от возможного падения с полок тяжелых предметов.

Кроме размеров, определитесь с предполагаемой нагрузкой на конструкцию, продумайте, что вы будете на него складывать. Может быть, для удобства размещения инструментов понадобится не один, а два стеллажа у противоположных стен, или один основательный стационарный и один передвижной. Все это определяется с точки зрения удобства, зависит от рода выполняемых работ в гараже, и для каких дополнительных целей его используете.

Стеллаж для гаража несложно сделать своими руками. Если вы раньше не занимались подобными вещами, это будет хорошей практикой.

Как сделать стеллаж для гаража своими руками

Перед постройкой необходимо определиться с размерами изделия и сделать чертеж с указанием размеров. Длина стеллажа зависит от длины стены или от ваших потребностей. Высота ограничивается высотой потолка в гараже.

Ширина полок, то есть расстояние между вертикальными стойками, обычно делается около 1 метра, при необходимости можно ее увеличить до 1,5метра, не больше, так как это уменьшит прочность полок.

Глубина полок обычно варьируется от 30 до 60см, в зависимости от ваших индивидуальных предпочтений. Высота полок может быть различной, например, самую верхнюю полку можно сделать примерно до 30см для хранения небольших и нетяжелых предметов. Средние полки — до60см высотой, а высоту нижней увеличить до 1метра, чтобы поместились крупные вещи и тяжелые запчасти.

Для постройки стеллажа лучше использовать прочные и надежные материалы, способные выдерживать большие механические нагрузки, чтобы они прослужили максимум лет.

Инструменты для изготовления металлического стеллажа с деревянными полками:

  • линейка, уровень, рулетка;
  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • строительный карандаш;
  • ручная пила;
  • малярная щетка;
  • дрель, молоток, отвертка, плоскогубцы.

Для построения комплекта стеллажей потребуется приобрести металл для стоек (металлический прут или трубу), металлические уголки, доски для полок или толстую фанеру (ДСП), с пяток электродов для электросварки, грунтовку для металла и краску, дюбеля и кронштейны (если планируете крепить стеллаж к стене).

Приступаем к работе

Как ни странно, но самое сложное в изготовлении стеллажей для гаража - это планирование и детальное продумывание — где и как должны быть размещены инструменты, запчасти, лакокрасочные материалы, старое барахло, чтобы все было под рукой и не мешало работе.

Для изготовления стеллажей в гараж будем придерживаться примерного порядка работы:

  1. Болгаркой порезать металл на необходимые отрезки, указанные на чертеже.
  2. На вертикальных стойках отметить места крепления полок.
  3. На вертикальные опоры с помощью сварки приварить металлические уголки. Прежде чем приваривать уголки, нужно убедиться в симметричности их расположения на соседних стойках, чтобы полки не получились наклонными.
  4. После того, как будет сварена металлическая основа, необходимо хорошо ее прогрунтовать, а затем окрасить для защиты от ржавчины.
  5. По размеру полок вырезать деревянные доски, можно сделать полки из доски, фанеры или ОСБ.
  6. Чтобы стеллаж был более устойчив, вертикальные стойки кронштейнами крепят к стенке гаража.

Важно ! При изготовлении стеллажей оставьте максимум возможности для переделки и модификации конструкции. Вероятно, завтра, или в недалеком будущем у вас появятся новые идеи, и жаль будет разрезать намертво сваренные или забетонированные каркас и полки стеллажа.

Еще проще собираются деревянные стеллажи в гараже. Для их установки необходимо забетонировать в пол и стену уголки №50 и высотой 10-15см. Саму несущую конструкцию изготавливают из бруса 75-100мм. Если нижнюю полку подобрать в размер на 70% от диаметра шины автомобиля, такую конструкцию можно использовать, в гараже как стеллаж для колес.

Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).

Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой

Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).

Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры

И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.

В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.

Конструкции и размеры

Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.

Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.

Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.

Из чего делают

Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.

Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.

Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.

Из дерева

Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.

При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.

Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.

Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:

  • досок толщиной не менее 21 мм;
  • влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;

Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.

Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами

Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.

Металлические

Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.

Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого

Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:

  • Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
  • Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
  • Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».

Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.

Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.

Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.

Особенности сборки металлических стеллажей

Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.

Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).

Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.

Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.

Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.

Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.

Компоновка, схемы, чертежи, идеи

В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.

Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.

Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.

Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.

Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:


И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.

Ну, и для вдохновения…чтобы вообще все инструменты были на месте))