Ремонт Дизайн Мебель

Лебедев владимир васильевич. Художник клавдий васильевич лебедев Лебедев иллюстратор

«В. В. Лебедев никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором — поэтом или прозаиком — он может с полным правом и основанием считаться их автором: столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу. И вместе с тем его рисунки никогда не расходятся со словом в самом существенном и главном. Они необычайно ритмичны и потому так хорошо согласуются со стихами или с такой прозой, как, например, народные сказки и сказки Льва Толстого».

С. Маршак

Владимир Васильевич Лебедев - великолепный художник, обладавший яркой творческой индивидуальностью, признанный мастер детской иллюстрации.


Владимир Васильевич Лебедев (14 (26) мая 1891 — 21 ноября 1967) - русский советский живописец, график, мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, признанный классик детских иллюстраций, создатель ее принципов, основатель ленинградской школы книжной графики - «школы Лебедева».

Первыми шагами Лебедева в детской книжной иллюстрации стали рисунки в сборнике стихов, сказок и рассказов «Ёлка» и рисунки тушью к арабской сказке «Лев и бык», изданные в 1918 году. В них он уже предстал блестящим анималистом. Занимаясь в Академии художеств, Лебедев посещал батальную мастерскую Франца Алексеевича Рубо, специально занимаясь рисованием животных.

Его первые книги с рисунками вышли в издательстве «Радуга», которому принадлежит немаловажная роль в создании детской книги 1920-х годов. Именно в этом издательстве вышла книга «Слонёнок» Р.Киплинга, переведенная К.Чуковским с образными и динамичными иллюстрациями В.В.Лебедева.

В 1923 году Владимир Васильевич познакомился с поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком (1887— 1964). Оба они стали работать в детском журнале «Воробей», вокруг которого объединилась небольшая группа молодых писателей и художников.

В конце 1924 года в Петрограде был создан детский отдел Госиздата, который размещался на Невском пр., д.28, в Доме кo мпании «Зингер». Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Они поставили перед собой цель создать принципиально новую детскую художественную книгу, книгу, которая была бы единым, цельным и конструктивно решённым организмом, и это им удалось. Лебедев и Маршак подружились и стали делать книжки вместе. В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилов Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Мистер Твистер», «Усатый полосатый», «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказки, песни, загадки».




1930
1948
1968


Блестящий рисовальщик и экспериментатор, он внес в иллюстрации для малышей небывалые до того времени жизненность и образность. Лебедев делал рисунки для детей, обращая внимание не только на приемы исполнения, но и на всю конструкцию книги.

В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

Книги, иллюстрированные художником Лебедевым, отличаются простотой и яркостью образов, прекрасным сочетанием изобразительных и шрифтовых форм.

Разглядывая его рисунки, убеждаешься, что он изучал не только анатомию животных. Он прекрасно знал их повадки, особенности облика, походки. Ученики художника вспоминали, что он требовал изучения того, что рисуешь. Лебедев сам удивлял окружающих своими знаниями. Он знал, какие бывают на свете сапоги, уздечки, седла, когти у зверей и многое-многое другое. И даже в кругу художников, погруженных всецело только в свое искусство, Лебедев предпочитал знакомство и дружбу с людьми разных профессий. Человек, влюбленный в жизнь, он уверенно находил общий язык с моряками, рабочими, инженерами, с учеными и путешественниками.

В 1941-1950 годах Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с "Окнами ТАСС". Работал в книжной графике и после возвращения в Ленинград. Среди его послевоенных книг лучшими считаются «Откуда стол пришел?» и «Разноцветная книга» С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого.


В октябре 1967 года Владимир Васильевич Лебедев был избран членом-корреспондентом Академии художеств. Через месяц его не стало. Изящный журнальный график, сатирик, плакатист, живописец, он остался для нас непревзойденным мастером детской литературы.

Биография

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) — выдающийся график, художник и иллюстратор первой половины 20-го века.

Лебедев закончил частную художественную школу Бернштейна в 1914 году, после чего несколько лет преподавал в Петроградских художественных мастерских. С 1917 года занимался политической карикатурой, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; параллельно с карикатурой начал заниматься книжной графикой и этому своему увлечению остался верен до самой смерти в 1967 году. Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга», которому принадлежит значительная роль в создании детской книги 1920-х годов. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга - » , переведённый с иллюстрациями В. В. Лебедева.

Лебедев был известным плакатистом, он создал свой собственный стиль агитационного плаката, ставший в дальнейшем эталоном для многих художников того времени. Одной из первых серий плакатов его исполнения были заказанные Российским Телеграфным Агентством «Петроградские окна РОСТа», которую он выполнил в соавторстве с В.И.Козлинским в 1919-1920 гг.

В 1924 году Лебедев возглавил художественную редакцию только созданного детского отдела Госиздата. Его коллегой в литературном отделе был ; вместе они поставили цель сформировать принципиально новую детскую художественную книгу. Благодаря талантливому тандему Лебедева-Маршака, появились на свет популярные и любимые многими , «Сказка о глупом мышонке», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

В сентябре 1933 года на базе детского отдела Госиздата и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали и В. В. Лебедев.

В 1936 году была развернута кампания, направленная против его деятельности, в прессе появились статьи с уничижительной критикой его творчества. По мнению некоторых биографов, эти гонения надломили художника, что сказалось на его творчестве; его стиль стал более сдержанным и осторожным…

Во время войны Лебедев жил и работал Москве, сотрудничал с «Окнами ТАСС», активно занимался детской иллюстрацией.

Его лучшими послевоенными книгами считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) , «Три медведя» (1948).

В 1950-60-е годы Лебедев вел уединенный образ жизни, почти не появляясь на публике.

Если на вопрос, что вы больше всего любите, мне отвечают «искусство», или, например, «книгу», я говорю: глупец. Надо любить не книгу, а жизнь, ради которой появилась книга…

«Решили пойти к Лебедеву домой. Пустит ли художник? Может быть, не захочет и разговаривать?

Отправились с папочками работ. Знает ли кто из вас, что такое войти в мастерскую любимого художника? Это незабываемо. Я и сейчас с волнением вспоминаю все до мелочей.

Большой двусторонний ореховый мольберт, рабочий стол на козлах и сам художник. На стенах - кубизм, рисунки прачек и балерин, висят боксерские кожаные перчатки. На полу лежат гантели. Во всю стену огромный шкаф с книгами. А рядом, у окна, в идеальном порядке блестят столярные инструменты - ножовки, стамески, рубанки, тот самый «рубанок, который сделал рубанок».

Одет Лебедев был по-американски. На нем кожаные желтые краги, английские бриджи, ковбойская рубашка с засученными по локоть рукавами. И сам он, подвижный, с широко расставленными ногами, будто в боксерской стойке. Его суждения неожиданны и очень точны. Всем своим обликом он просто сразил нас наповал.

Посмотрев мои рисунки шпаны, которые я принес показать, Лебедев сказал мне: «У вас все неверно, посмотрите, как у меня сделано» - и показал свою «Улицу революции».

От волнения мы мало что соображали, но все-таки высказали главное

Рассмотрев мои рисунки, Владимир Васильевич берет бумагу и тут же, при мне, рисует сам то, что никак у меня не выходило. Его волшебная рука безжалостно, с холодной ясностью указует на мои ошибки.

Урок преподается артистически.

Уничтоженный, собираю в папку и прячу драгоценные рисунки метра. Хочется скорее бежать обратно, никого не замечая, никого не видя, - домой, работать». (с)

Купить книги с иллюстрациями Владимира Лебедева

Картинки

Название Слоненок
Автор Р.Киплинг
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1921
Издательство Гиз
Название Три козла
Автор Русские сказки
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1923
Издательство Мысль
Название Охота
Автор В.Лебедев
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Цирк
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Мороженое
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Вчера и сегодня
Автор С.Я.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1925
Издательство Радуга
Название Усатый полосатый
Автор С.Маршак
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1930
Издательство Гиз
Название Заяц, петух и лиса
Автор Русский фольклор
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1924
Издательство Мысль
Название Золотое яичко
Автор Русский фольклор
Иллюстратор В.Лебедев
Год издания 1923
Издательство Мысль

Разговоры


Детские книги, оформленные и иллюстрированные Лебедевым в двадцатых годах, принадлежат к числу лучших и наиболее характерных достижений искусства графики того времени. Они заложили фундамент новой, советской книжно-графической традиции. Это - советская классика, оказывающая и поныне влияние на развитие в нашей стране искусства книги.


Эта яркая, веселая, очень летняя по своему колориту книжка вышла впервые в свет в разгар зимы — новогодним подарком детям к новому 1925 году. Одинаково крупно на ней обозначены два имени ее создателей: «С. Маршак, рисунки В. Лебедева». В это время только начиналось многолетнее сотрудничество поэта и художника. По воспоминаниям сына писателя, Маршак, находясь вместе с Л.М. Клячко — известным журналистом, владельцем и редактором частного издательства «Радуга» — в типографии, увидел на полу оттиск какой-то из работ еще не известного ему художника. «Я хочу, чтобы мои стихи иллюстрировал этот художник», — сказал издателю Самуил Яковлевич, поднимая оттиск


Рисунок для детей должен привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету. Но интенсивность эта должна быть построена не на цветистости, а на живописных отношениях. Художник должен приучить ребенка строить живописные отношения, которые пригодятся ребенку в его взрослой практике, независимо от профессии. Если же рисунок черный, графический, то он должен быть достаточно конкретен, точен и четок.

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная…

Зачитанная почти до дыр детская книжка с картинками. На чудом уцелевшей обложке год издания - 1924… «Заяц, петух и лиса»…
С этим чернильным пятном на одной из страниц, с этими карандашными каракулями на другой у меня не могут быть связаны никакие воспоминания, потому что это не моя книжка, да и родилась я почти на десять лет позже. Но я чувствую, что лицо мое неудержимо расползается в улыбке, что-то детское обступает и затягивает. Может быть, у меня была точно такая же книжка, ведь были же переиздания, а теперь, вглядываясь в эти строчки и рисунки, не сознанием, не памятью, а какими-то другими чувствами, я узнаю ту свою книжку, тот свой мир?

На каждой странице - одна или две строчки, напечатанные крупным шрифтом, все остальное занято рисунками. Они простые, быстрые, не затейливые, трудно их описать, определить, на что они похожи: на народный лубок не похожи, на примитивный детский рисунок, на стилизацию под детский рисунок не похожи, если сравнить с работами знаменитых художников, любивших изображать зверей,- ничего общего. А между тем от них не оторваться. Заяц доверчивый и простодушный, а у лисы глаза с поволокой, красавица, но близко лучше не подходить. А вот собаки на помощь зайцу прибежали: в сюртучках, круглых котелках, у одного через плечо охотничья сумка, у другого -рог на перевязи, то что называется «фу-ты ну-ты», но вот на другой странице улепетывают они от лисы - котелки свалились, сюртучки задрались, морды такие взъерошенные, смешные, да ведь это щенки, это только в котелках они казались взрослыми собаками. И все звери в книжке забавные и милые. Да, вот это, наверное, замечательно - не то, что у каждого свой характер (все, кто рисует зверей, обязательно какой-нибудь характер ему придумает), а то, что они забавные. Про маленьких мы говорим, что они забавные, вот и здесь -не звери, а детеныши звериные. И все они носятся по книге, как может носиться самая непоседливая детвора.

Наверное, сам художник, когда рисовал свою книжку, необычайно любил все детское. И я вспоминаю свое детство совсем не потому, что была у меня такая книжка, другие которые будут точно знать, что этой книжки у них не было, будут то же чувствовать. Да, по-видимому, все дело в таланте того, кто делал книжку. В таланте понять все детское.

На обложке фамилия - В. Лебедев

Что удалось узнать из биографии художника и иллюстратора Владимира Васильевича Лебедева ? Родился он в 1891 году, окончил Академию художеств, в 27 лет стал профессором Петроградских свободно-художественных учебных мастерских, был создателем петроградских окон РОСТа, удачно выставлялся на многочисленных выставках. Считал ли его кто-нибудь чудаком? Никто из знавших его так не говорит. А между тем представьте себе Петроград 1918 года. С большим трудом Лебедев раздобывает литографский камень и с упоением, работая вручную, печатает книжку собственного сочинения. Называется эта книжка «Приключения Чуч-ло». Ну как же не чудачество? В напряженнейшие дни, когда решаются судьбы страны, проводить ночи в подвале за печатанием книжки о приключениях маленького индейца, рассказанных не взрослым, а малышом.

Текст воспроизводит неправильность детской речи и характерную интонацию малыша, а рисунки занимательно дополняют текст. Нет. Лебедев не был слепцом, не понимающим, что происходит вокруг, им владела страсть, он должен был создать нечто совершенно необходимое, потому что пришло время родиться книжке для самых маленьких.

Незадолго до этого вышел из печати сборник рассказов и сказок «Елка», составленный А. Бенуа и К. Чуковским под руководством М. Горького. Иллюстрировали этот сборник известные художники самых разных направлений: и Репин, и Пуни, и Чехонин, и Ю. Анненский. Вышло нечто пестрое, потому что многие из этих художников не задумывались, как надо работать для самых маленьких. Лебедев принимал участие о этом сборнике и, наверное, рассматривал его с чувством неудовлетворенности. Какой же должна быть книжка для самых маленьких?

“Просто яркость, пестрота еще недостаточны. Дети - чуткие наблюдатели, но способны на первых порах удовлетворяться эффектным - не нужно ограничивать их возможности. Холодные поучения не вызовут нужных эмоций, так же как излишняя гротескность и карикатурность. Книжка должна вызывать радостное ощущение, направлять игровое начало на деятельность ребенка и его желание побольше узнать”. А вот главное: «Постараться по-настоящему подойти к интересам ребенка, как-то сжиться с его желаниями, вспомнить себя в детстве…»

Эти мысли были с такой четкостью сформулированы почти три десятилетия спустя, когда Лебедевым были сделаны десятки, сотни книжек для детей. А тогда, в 1918 году, он мудрил над каждой страницей книжечки с заманчивым и непонятным названием «Чуч-ло».

Когда в 1925 году Маршак возглавил отдел детской книги при Государственном издательстве, он пригласил Лебедева в качестве помощника и главного художника. В этом же году вышло сразу четыре книжки, сделанные совместно Маршаком и Лебедевым: «Цирк», «Мороженое», «О глупом мышонке», «Вчера и сегодня».

Владимир Васильевич Лебедев был замечательным художником и иллюстратором детских книг . Известны его графические серии, работы акварелью и маслом. Их смотришь с интересом, потому что они документальны. Острый глаз, пластическое чувство времени, мягкий юмор заставляют еще и еще раз возвращаться к ним. А все же жизнь этого художника, его творческое лицо определила его страсть и поразительная способность «вспомнить себя в детстве». Выносив образ детской книжки, он первый создал ее. Он был не иллюстратором, а творцом. Он воспитал, стал помощником и товарищем целой плеяды художников, работающих для самых маленьких: Пахомова, Конашевича, Курдова, Тырсы, Каневского… Можно сказать, он продолжает учить и тех, кто начинает сегодня.

Иллюстрации Лебедева к детским книгам

В 1912-1914 гг. учился в частной художественной школе М.Д. Бернштейна. В 1918-1921 гг. преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах "Союз молодёжи"(с 1913г.), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922-1923гг.), "Четыре искусства" (с 1928 г.); принимал участие в их выставках.

В 1917-1918 гг. работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами "Сатирикон" и "Новый Сатирикон"; создал множество политических карикатур на большевиков. Работал как книжный график с 1918 г. по 1967 г., первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга». В 1919-1920 гг. вместе с В. И. Козлинским работал в Петроградских "окна" РОСТА (Российского Телеграфного Агентства). Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

В 1924-1933 гг. В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата. На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В.В.Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ.

В 1936 г. в прессе появились статьи о творчестве Лебедева, где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В 1941-1950 гг. Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с "Окнами ТАСС". Работал в книжной графике и после возвращения в Ленинград. Среди его послевоенных книг лучшими считаются: "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948).

После войны, в 1950-60-е гг. Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.

На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 г. - ул. Белинского), на доме№ 11, где жил Лебедев, в настоящее время помещена мемориальная доска.

Детская книга

Детский отдел Госиздата, созданный в Петрограде в конце 1924 г., размещался на Невском пр., д.28, в Доме кoмпании "Зингер". Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга 19 века.

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х гг. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга - уникальное явление в книжном искусстве 20 века, не имеющее аналогов на Западе. Художники - М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов - опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918–1919 гг. книгопечатная артель «Сегодня». , с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева и Н. Ф. Лапшин.. Значительная роль в создании детской книги 1920-х гг. принадлежит частному издательству "Радуга" , возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он и привлёк в издательство К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу "Мира искусства": С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский. Именно в этом издательстве вышла первая "новая" книга - "Слонёнок" Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Как мастер, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц,Виталий Бианки, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц, Вениамин Каверин и другие. Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра - "познавательных" книг для детей.

В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства "Молодая гвардия" было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

Художники детской книги

Уникальной особенностью эпохи конца 1920-30 х гг. было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики. Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, - это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. "Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы",- утверждал Лебедев.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками.

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего: Пётр Соколов Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский, Генрих Левин, Николай Радлов, Виктор Замирайло, Лев Юдин, Владимир Стерлигов,Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев. Из художников прежнего круга Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Школа Лебедева

В. В. Лебедев, уже опытный к тому времени художник, создал в двадцатые-тридцатые годы собственную «лебедевскую школу». У него начали учиться работать в книге молодые художники, из них многие были талантливыми живописцами: Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали многие, в том числе Евгения Эвенбах, Татьяна Шишмарёва.

"Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом», понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы..опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской... Можно было бы назвать «графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата". Эстетика "графического реализма" складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920-1930-х годов.

Творчество

Для большинства книг Лебедева его плакаты для "окон" РОСТА были истоком и творческим импульсом. «Художник видел плакат как искусство большой формы, лаконичного художественного языка, строгой конструктивности и пластической простоты изобразительных элементов, приводящих к впечатлению монументальности». Гравируя плакаты и раскрашивая их от руки, Лебедев отталкивался от традиций русского народного лубка; но при этом он сразу отверг всякую стилизацию и подделку под лубок. Связь с лубком осталась, но как «связь преемственности или органического роста». В работе Лебедева «сплавились новая форма и старая художественная традиция». Найденный художником лаконичный, геометрически обобщённый рисунок был им перенесён и в детскую книгу, кроме того, «он первый среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.»

Живопись и графика

В 1920-30-е гг. Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики 1920-х-1930 х гг.

Серии на "бытовые" темы: "Прачки" 1920-1925 (гуаши, аппликации), серия из 23 рисунков "Панель революции", 1922 (Б., тушь), называемая также «Улица революции», и серии "НЭП" и "Новый быт" (середина 1920-х гг.). Серии рисунков карандашом и тушью: " Натурщицы", " Балерины", " Акробатки". Живописные работы: ранний период - "Натюрморт с палитрой", 1919, ГРМ; "Кофейник, ложка, кружка", 1920, "Пила и доска", 1920 , "Рабочий у наковальни", 1920-21, ГРМ; серия "Контррельефы", 1920-1921 (в т. ч. "Подбор материалов: железо, дерево, картон", 1921).

Живопись Лебедева в 1920- е гг. определялась во многом его дружбой с Иваном Пуни, а позже - дружбой с Н. Ф. Лапшиным и Н. А. Тырсой, составлявшими для него художественную среду, необходимую для каждого художника. Лапшин и Тырса увлекались французским искусством; также и Лебедев был увлечен Сёра, Пикассо, позже Ренуаром и Эдуаром Мане.

В начале 1930-х гг. написаны серии " Натюрморты с гитарой", 1930-1932 (в т. ч. "Красная гитара и палитра", 1930, ГРМ) и "Фрукты в корзине" 1930-31. "Каждый из этих натюрмортов - маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния - ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов» (Вера Аникиева).

С конца 1920-х гг. и до 1957 г. художник создал значительное количество женских портретов, в их числе: "Портрет артистки Н. С. Надеждиной" (1927), ГРМ; "Девушка с кувшином" (1928) , "Натурщица с мандолиной" (Мальвина Штерн; 1927) , портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко). На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева "Женщина с гитарой" (1930) изображена натурщица Елена Николаева. Портрет

В 1933 г. написана серия "иронических " портретов, называемая "Физкультурницы" или "Девушки с букетами", .

В числе других работ Лебедева 1930- х гг. - портрет художницы Татьяны Шишмарёвой (1935, ГРМ), портрет скульптора Сарры Лебедевой (1936), " Краснофлотец" (1937) , "Турецкие борцы" (1937) , портреты писательницы Сусанны Георгиевской (1937). После войны Лебедев писал немного, из его поздних работ можно назвать портрет Ады Сергеевны Лазо (1954) и портрет молодой девушки в платке(1957).

Семья

Жена (до 1925 г.) - Сарра Дмитриевна Лебедева, урожд. Дармолатова (1892, СПб - 7 марта 1967, Москва), известный советский скульптор, портретист; работала в монументальной и мемориальной скульптуре. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Познакомилась с В. В. Лебедевым в 1912- 1914 гг. в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. После развода с В. В. Лебедевым продолжала поддерживать с ним дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Жена – Надежда Сергеевна Надеждина (1908, Вильно – 1979, Москва). Дочь писательницы А. Я. Бруштейн. Балерина, ученица А. Я. Вагановой; солистка Большого театра. Известный советский балетмейстер, народная артистка СССР, лауреат ордена Ленина. В 1948 г. создала танец «Берёзка», ставший открытием в сценическом воплощении русского народного танца, положивший основу новому хореографическому стилю. Создала ансамбль "Берёзка", с 2000 г. носящий её имя. Н. С. Надеждина послужила моделью для графической серии В. В. Лебедева «Танцовщица» 1927 г.

Жена (с 1940 г. по 1967 г.) - Ада Сергеевна Лазо (1919, Владивосток - 1993, Москва). Филолог, писательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля С. Г. Лазо. Подготовила книгу о своём отце: Лазо С. "Дневники и письма. Владивосток, 1959.

Книжная иллюстрация (избранные издания)

  • Ёлка. Сборник стихов, рассказов и сказок. Составители А.Бенуа и К.Чуковский. Рисунки Ю.Анненкова, А.Бенуа, М. Добужинского, В.Замирайло, В.Лебедева, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина и др. - Пг.: Парус, 1918.
  • Лев и бык: Арабская сказка / Пер. С.С. Кондрушкина. - Пг.: Огни.1918.
  • Новые русские сказки. Народная библиотека. Обл. Д.Митрохина, илл. В.Замирайло и В.Лебедева. - Пг.: Государственное изда¬тельство, 1919.
  • Лебедев В.В. Приключения Чуч-ло. - Пг.: Эпоха. 1921
  • Киплинг Р. Слоненок / Пер. К.Чуковского. - Пг.: Эпоха. 1922.
  • Лебедев В. Медведь. Русская сказка.- Пг.: Мысль. 1923.
  • Лебедев В. Три козла. Русская сказка.- М.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Золотое яичко: Сказка. - Пг.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Заяц, петух и лиса: Сказка. - Пг.: Мысль. 1924.
  • Лебедев В. Охота. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Пудель. М.Л.: Радуга, 1925, 1927.
  • Маршак С. Мороженое. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Мороженое. - Л.Азбука. 1925.
  • Маршак С. Вчера и сегодня. Л.: Радуга. 1925
  • Маршак С. О глупом мышонке. - Л.; М.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Цирк. - Л.; М.: Радуга 1925.
  • Лебедев В. Азбука. - Л.: ГИЗ. 1925.
  • Маршак С. Багаж. - Л.: Радуга. 1926.
  • Лебедев В. Кто сильней. - М.; Л.: ГИЗ. 1927
  • Маршак С. Как рубанок сделал рубанок - Л.: Радуга. 1927.
  • Лебедев В. Верхом. - М.; Л.: ГИЗ. 1928.
  • Маршак С. Веселый час: Приложение к журналу «Еж». - Л.: ГИЗ. 1929.
  • Киплинг Р. Сказки / Пер. К.Чуковского. Стихи в пер. С. Маршака. Рис. Л.Бруни, А.Борисова, Э.Криммера, В.Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: ГИЗ, 1929
  • Маршак С. Усатый-полосатый. - М.: ГИЗ. 1930.
  • Берггольц О. Зима - лето - попугай. - М.; Л.: ГИЗ. 1930, 1933.
  • Маршак С. Прогулка на осле. - М.; Л.: ГИЗ.1930.
  • Орлова Н. Крась и рисуй. Вып. 1, 2- Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия. 1932.
  • Первое мая. Рисунки бригады художников: Ю.Васнецова, Ю.Мезерницкого, В.Лебедева, В. Ермолаевой, В.Курдова. - М.: ОГИЗ: Молодая гвардия, 1932.
  • Маршак С. Мистер Твистер. - Л.; М.: Молодая гвардия. 1933.
  • Маршак С. Вот какой рассеянный. - Л.: Детгиз, 1934.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки. - М.: Academia. 1935.
  • Маршак С. Петрушка-иностранец. - Л.: Детгиз. 1935.
  • Маршак С. Мы военные. - М.; Л.: Детиздат. 1938.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки / Рис. В. Конашевича, В. Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: Детиздат, 1938.
  • Лебедев В. Игрушки и зверушки. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1939.
  • Маршак С. Отчего кошку назвали кошкой? Мельник, мальчик и осел. - М.; Л.: Детиздат.1939.
  • Маршак С. Веселый день. Стихи и сказки / Рис. В. Конашевича, В.Курдова, В.Лебедева, А. Пахомова, К. Рудакова, Г. Шевякова. - М.; Л.: Детиздат, 1939.
  • Маршак С. Живые буквы. - М.; Л.: Детиздат.1940.
  • Маршак С. Английские баллады и песни. - М.: Советский писатель.1941.
  • Маршак С. Раз, два, три, четыре. - М.: Детиздат.1941.
  • Красная Армия. Сборник рассказов, сказок, игр и стихов, посвященных Красной Армии / Рис. В.В.Лебедева и др. - М.; Л.: Детгиз, 1942.
  • Короленко В.Г. Без языка. - М.; Л.: Детгиз.1942.
  • Куприн А.И. Белый пудель. - Киров: Детгиз.1942.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев: Славянская сказка. - М.; Л.: Детгиз.1943.
  • Маршак С. Голуби: Сказки. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Откуда стол пришел?. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Вересковый мед: Английские баллады, песни и лирические стихотворения / М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Разноцветная книга. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Стихи для детей. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Детки в клетке. - М.; Л.: Детгиз.1948.
  • Толстой Л.Н. Три медведя. - М.; Л.: Детгиз. 1948.
  • Маршак С. Великан. - М.: Детгиз. 1949, 1950.
  • Михалков С. Котята. - М.: Детгиз. 1949.
  • Маршак С. Круглый год. - М.; Л.: Детгиз.1949.
  • Маршак С. Лесная книга. - М.; Л.: Детгиз.1950.
  • Маршак С. Курочка ряба и десять утят. - М.: Детгиз. 1953, 1954.
  • Маяковский В. Что ни страница - то слон, то львица. - М.; Л.: Детгиз.1954.
  • Маршак С. Чего боялся Петя? - М.: Детгиз.1955.
  • Маршак С. Сказка об умном мышонке. - М.: Детгиз. 1956,1959.
  • Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. - М.; Л.: Детгиз.1956.
  • Маршак С. Тихая сказка. - М.: Детгиз.1958,1961.
  • Маршак С. О чем говорили лошади, хомяки и куры. - М.: Детгиз. 1962.
  • Маршак С. Кто колечко найдет?: Сказка-игра. - М.: Детгиз. 1962, 1965.
  • Маршак С. Цирк. - М.: Детская литература. 1964.
  • Маршак С. Детям. - М.: Детская литература. 1967.

Female portraits in the art of Soviet painter and graphic artist Vladimir Lebedev (1891-1967) — Find the English text under the pictures

RUS: Владимир Васильевич Лебедев (1891- 1967) - русский советский художник, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации. Лебедев вошел в историю отечественного искусства прежде всего как основоположник и классик советской графики.

В 1920-30-е годы художник создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства того времени: cерии на «бытовые» темы -«Прачки» (1920-1925, гуаши, аппликации), серия «Панель революции» (1922, тушь), серии «НЭП» и «Новый быт» (середина 1920-х годов); cерии рисунков карандашом и тушью — «Натурщицы», «Балерины», «Акробатки»; живописные работы — «Натюрморт с палитрой» (1919), «Кофейник, ложка, кружка» (1920), «Пила и доска» (1920), «Рабочий у наковальни» (1920-21), серия «Контррельефы» (1920-1921).

Славу мастеру принесли и иллюстрации к детским книгам, в первую очередь к сочинениям С.Я. Маршака: «Мороженое», «Вчера и сегодня», «О глупом мышонке», «Цирк» (все — 1925), «Багаж» (1926), «Мистер Твистер» (1933), «Детки в клетке» (1952).

С конца 1920-х гг. и до 1957 года художник создал большое количество женских портретов , в том числе: «Портрет артистки Н. С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (Мальвина Штерн; 1927), портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко), и другие. Живопись Лебедева в 1920-е годы определялась во многом его увлечением французским искусством: Пикассо, Ренуаром, Мане.

Хотя, по признанию самого художника, рисунок является более значимой частью его творчества, чем живопись, живописные картины Лебедева являются подлинными жемчужинами художественного наследия мастера. Произведения художника хранятся в Третьяковской Галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих музейных и частных собраниях России и ряда зарубежных стран.

С 1934 года начала расти серия лебедевских женских портретов. Они составляют именно серию, во многом подобную ранним графическим циклам, вроде «Акробатки» и «Танцо­вщицы». Каждый портрет представляет собой как бы звено в цепи экспериментов, напра­вленных на творческое осмысливание и эмоциональное истолкование образа современной женщины. Примеры, вырванные из цепи, не могут дать представления о живописи Лебе­дева. Любая отдельная работа - это добросовестный реалистический этюд, в котором нет иной задачи, кроме правдивого воссоздания натуры. (из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. — Л., 1972. — С. 202-213.)


Обнаженная со скрешщенными перед грудью руками, 1937 г. | Nude with arms crossed under her chest, 1937





Портрет женщины | Portrait of a woman



Женский портрет | Portrait of a woman




Сидящая натурщица, 1952 г. | Sitting Model, 1952





Портрет художницы Нины Лекаренко, 1934 | Portrait of the artist Nina Lekarenko, 1934


Рабфаковка с портфелем 1937 г. | RabFac student with a briefcase, 1937




Сидящая обнаженная, 1933 г. | Sitting Nude, 1933




Девушка с челкой, 1924 г. Холст, масло. 62х48. Аукционный дом СовКом | Girl with bangs, 1924




Раздевающаяся под лампой | Girl, undressing in the lamplight


Стоящая натурщица, Аукцион «Антикварные сезоны»