Ремонт Дизайн Мебель

Изображения будды. Скульптура и религия. Позы Будды

July 6th, 2012

Есть такие объекты в мире, о которых вроде бы все знаешь, которые неоднократно видишь на фотографиях, но все равно, встречая очередной раз интресное изображение - восхищаешься тем людям, которые это делали.

Давайте еще раз посмотрим и почитаем об этой всемирноизвестной статуи Будды.

В китайской провинции Сычуань близ города Лэшань в толще скалы высечена гигантская скульптура Будды Майтрейи. На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира. По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрею почитают все школы буддизма. Майтрея — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире. Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты.



Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство. Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели.


Вырубая статую в скале, рабочие выбрасывали каменные осколки в реку, вследствие чего частично засыпали водные потоки. Таким образом, получилось, что Будда укротил бурный нрав реки. По преданию, когда местный властелин потребовал от Хай Туна передать ему пожертвования, собранные на строительство статуи, тот ответил: «Лучше я выколю себе глаза, чем отдам сокровища Будды». Вскоре правитель явился к монаху за деньгами, но он выхватил нож и исполнил клятву, лишив себя глаза. Растерянный вымогатель отступился. После смерти монаха его дело продолжили правители Сычуани, и через 90 лет, в 803 году изваяние Просвётленного было закончено.

Статуя Будды в Лэшане — воплощение мироздания. Гигантский, 70-метровый Будда сидит лицом к водным просторам, положив руки на колени. Его огромная, 15-метровая голова высится вровень со скалой, а стопы упираются в реку. Уши Будды (каждое — по 7 метров) вырезаны из дерева и искусно присоединены к каменному лицу. Просветлённый «одет» в каменную тунику, складки которой отводят дождевые воды, препятствуя растрескиванию горной породы.

В стенах, окружающих статую, высечены каменные изображения 90 бодхисаттв — духовных наставников людей. В изголовье великана установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. На фоне монумента зрители кажутся крошечными насекомыми.


Поток туристов, словно пчелиный рой, окружает со всех сторон голову Будды и каскадом спускается вниз по скале к его стопам. На любом из пальцев ног гиганта (длина пальца — 1,6 м) может усесться небольшая группа туристов. Каждый зритель пытается найти самую удобную точку для обзора, но вынужден осматривать изваяние лишь в боковом ракурсе. С вершины скалы виден беспристрастный лик Просветлённого, тогда как его ноги и тело скрываются под уступом. Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо.


Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния «надмирного» бытия. Как говорили в Китае: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента». Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.

Большой Будда впечатляет не только своими размерами, но и своей выразительностью: облик гиганта буквально дышит благородством, величием и добротой.


Будда Майтрея в Лэшане — усмиритель водной стихии.

Внутри скульптурного произведения искусно проведена водоотводная конструкция, которую со стороны практически невозможно заметить. Гроты и канавки, спрятанные в складках одежды, на руках, голове, груди Будды, выполняют функции водоотводов и защищают скульптуру от выветривания и разрушения.


Наверху, на самой горе, в изголовье Будды находится пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения Бодхисаттв (их более 90) и многочисленные изображения Будды.


Майтрея считается грядущим воплощением Великого Учителя человечества, и его почитают все буддийские школы, веря, что однажды он появится на Земле, обязательно достигнет просветления и станет проповедовать людям путь благочестия - дхарму.


Статуя Будды в Лэшане установлена в месте слияния трех рек. Когда-то их стремительные потоки, встречаясь, вили бурные и опасные водовороты. По легенде, буддийский монах Хай Тун, видя это, решил усмирить стихию, изваяв гигантскую скульптуру Учителя в прилегающем горном ущелье.

Сейчас, приехав в Лэшань, любой турист может полюбоваться впечатляющим изваянием. Лицо Будды Майтрейи обращено к реке, гигантские руки сложены на коленях; его 15-метровая голова достигает вершины скалы, а огромные ноги (длина пальцев около 1,6 м) почти упираются в реку. Вырезанные из прочного дерева 7-метровые уши Учителя искусно подогнаны к каменному лицу. Будда одет в тунику, по тщательно вырезанным каменным складкам которой во время дождя стекает вода, препятствуя разрушению скальной породы.

В изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком, а в окружающих статую скалах высечены изваяния 90 бодхисатв - духовных наставников человечества.

В эпоху Средневековья скульптура Будды была скрыта под выстроенным над нею 13-ярусным храмом, но эта постройка была уничтожена пожаром, и теперь, как и прежде, скалы являются единственными стенами для гигантского изваяния.

Что интересно, полностью охватить взглядом статую Будды в Лэшане почти невозможно: сверху открыт беспристрастный лик, но ноги скрываются под горным выступом, а снизу ноги можно рассмотреть превосходно, зато лицо статуи почти полностью закрывают огромные колени. Самый лучший ракурс - сбоку, но и он не позволяет в подробностях разглядеть весь монумент.

Такая особенность придана скульптуре совсем не случайно. Она прекрасно согласуется с буддийской доктриной мироздания, согласно которой весь мир - это тело Будды (Буддха-кайя) или же тело Закона (Дхарма-кайя), которое с точки зрения чувств и ума является непостижимым. Поэтому статуя Будды в Китае не предназначена для разглядывания. Будучи материальным воплощением Дхарма-кайи, она связывает людей с истинно сущим, позволяя им достичь особого состояния чистейшего надмирного бытия, что, как считают буддисты, является подлинной целью жизни каждого человека. По этому поводу китайцы говорят следующее: «Мы обретаем Совершенное Просветление в тот момент, когда наше сердце сливается с основанием каменного изваяния».


И уж можно точно быть уверенным, что в этой статуе отсутствуют

С санскрита слово «будда» буквально переводится — «пробудившийся». Так называют людей и других разумных существ, которые достигли просветления (бодхи). В их числе и основатель буддизма Сиддхартхи Гаутаму Шакьямуни, который заложил буддийские традиции и достиг бодхи по некоторым данным в 588 году до н.э. Однако он не был ни первым и ни последним Буддой, т.к. за долго до него в мифологии упоминаются многие будды.

Люди поклоняются буддам, как богам, но стоит знать, что будда — это скорее учитель, помогающий другим разумным существам найти свой путь и преодолеть трудности. Часто будды рассматриваются как спасители, которые стремятся привести всех других к пробужденного состоянию, называемому «нирвана». В этом аспекте буддизм отличается от большинства других религиозных учений, т.к. будды не существовали изначально, а появлялись, появляются и будут еще появляться в будущем, исполняя роль живых богов. Как и прочие теистические направления буддизм имеет разные школы и направления, разобраться в которых постороннему наблюдателю довольно сложно. За многие века существования в буддизме накопилось множество противоречий, как и в других религиях.

Будда Сиддхартхи Гаутама Шакьямуни — основатель традиционного буддизма

Традиционный буддизм широко распространился за пределами Индии, где он возник. Гаутама родился в семье раджи, принадлежащего к касте воинов. Отец стремился защитить своего сына от жизненных тягот, однако любознательный и отзывчивый юноша был недоволен своей жизнью, а также печалился о судьбах окружающих людей. В 29 лет он отправился в путешествие, изучал индуизм, йогу, впал в аскетизм и чуть не погиб от истощения. К жизни его вернула чашка риса, сваренная простой девушкой из жертвоприношения индийским богам. Это было нарушением общепринятых законов, однако Гаутама остался жив, и увидев в этом действии знамение, приблизился к своей цели. Вскоре он достиг просветления, сидя в тени дерева, которое с тех пор называют бодхи.

Ответ на все его вопросы был одновременно прост и сложен — источником всех человеческих проблем является желание, точнее стремление воплотить желание. Если объяснять по очень упрощенной модели, то каждый человек хочет достичь своей цели, получить выгоду и превосходство над окружающими. Желания многих людей приходят в противоречие, разжигая страсти. А если кто-то достигает свей цели, то испытывает счастье не долго, т.к. появляются новые желания и все начинается сначала. Получается, что, как исполненные, так и не исполненные желания становятся причинами страданий. А чтобы их прекратить, надо обрести душевный покой и внутреннюю свободу. Пробудившийся под деревом бодхи Будда Гаутама осознал, что ему теперь нет необходимости переживать бесконечные циклы перевоплощений согласно индуизму. Основная заслуга Будда Гаутама Шакьямуни в том, что после достижения просветления он стал помогать другим людям достигать просветления, а не успокоился в ожидания перехода в нирвану.

Гаутама предложил людям средний путь к просветлению, отказавшись от роскоши и аскетизма. Он оставил четыре великих заповеди — о страдании; причине страданий; избавлении от страданий; пути к избавлению, состоящего из восьми ступеней:

  • Правильные взгляды на окружающий мир;
  • Правильное мышление, помогающее оставаться спокойным в любой ситуации;
  • Правильная правдивая речь;
  • Правильное поведение во благо себе и окружающим;
  • Правильный выбор здорового образа жизни;
  • Правильное усилие для сопротивления злу и совершения добрых деяний;
  • Правильное созерцание, помогающее быть наблюдательным и внимательным;
  • Правильная медитация путем концентрации.

Золотой будда

Последователи буддизма по всему миру возвели множество статуй будд. Одним из популярных символов буддизма является статуя Золотого Будды. При этом лишь часть из них действительно изготовлена из золота.

Иногда случаются удивительные открытия, воспринимаемые верующими как чудо. Примером может послужить самая большая в мире статуя Золотого Будды в Таиланде. Трехметровая скульптура отлита из чистого золота и весит 5,5 тонн. Глаза Будды выполнены из жемчуга и тайских сапфиров. До наших дней дошла легенда, что король Рамкамхен, правящий более 700 лет назад решил сохранить золото для потомков, выплавив огромного Золотого Будду. Статуи разместили в храме города Айютайе, бывшей столице государства. В 18 веке во время войны с соседней Бирмой на Золотого Будду срочно наложили слой цемента, чтобы враги не позарились на драгоценный металл. Достоверно неизвестно, по какой причине в следующие века никто так и не вспомнил о спрятанном Золотом Будде. Возможно, все посвященные в тайну монахи погибли. Как бы то ни было, в 1957 году храм было решено перевезти в Бангкок, и при погрузке тяжелая статуя Будды сорвалась и упала. Откололся кусок цемента, и изумленные свидетели узрели яркое сияние, внезапно вырвавшееся из недр поврежденной статуи. Этот случай наглядно демонстрирует, что в каждом человеке под неказистым защитным слоем скрывается истинное сокровище.

Лежащий будда

Другим распространенным символом буддизма является статуя будды в лежащем положении с закрытыми глазами и бесстрастным выражением лица. Иногда такую позу называют — поза лежащего льва. Лежащая статуя символизирует важнейший момент окончания земного пути Будды, когда его душа покидает умирающее тело и переходит в состояние нирваны. Показательно то, что ступни Будды не касаются земли, т.к. он сознательно отвергает все несметные земные богатства, которые для него легко доступны.

Многорукий будда

Многорукий Будда является олицетворением истинного возрожденного человека, который прошел огромный путь развития с достиг единения с божествами. Важно, что благодаря своей обретенной духовности он смог видоизменить собственное тело, сделав его совершенным и приспособленным для одновременного исполнения многих дел.

Будда Майтрея

Поскольку это Будда будущего и признается всеми буддийскими течениями, то изображается в самых разных позах сидящим и стоящим.

С санскрита Майтрея переводится как любящий или доброжелательный. Будда Майтрея — это грядущий учитель человечества, который до поры до времени пребывает в Саду Радости и только готовится к появлению в нашем мире через пять тысяч лет после последнего Будды Шакьямуни. Несмотря на многие противоречия в разных школах буддизма именно Будда Майтрея признается всеми и считается Буддой новой эпохи Сатья-Юги. Интересно, что Майтрея будет одновременно выразителем двух учений — Будды и Христа. При этом на Земле произойдет новое возрождение женщины, поэтому грядущую эпоху именуют Эпохой Матери Мира. Наиболее древние статуи Будды Майтреи сооружены за 350 лет до н.э. в центральной Азии и Гималаях. Удивительно, что мир заранее подготовится к приходу грядущего Будды, в том числе уменьшатся океаны, чтобы Будда их быстрее и легче пересекал, люди постигнут истинную дхарму, прекратятся войны, болезни, голод, религии объединятся и даже отступит сама смерть. В результате человечество окажется в новом мире всеобщей терпимости и любви.

Будда Хотей

Веселый толстяк с большим животом, обязательным мешком и монетами.

Будда Хотей часто называется богом веселья, богатства и счастья. Сохранилась легенда, что в стародавние времена по городам и селам странствовал смелый монах с огромным мешком за плечами. Был он толст и весел, а на вопрос — «что в мешке?», он неизменно отвечал — «там весь мир». Кто-то ошибочно считал, что мешок наполнен несметными богатствами, однако Хотей собирал в мешок все встреченные человеческие несчастья. Он искренне радовался, что освобождает людей от проблем, поэтому был неизменно счастлив и всегда заразительно весел.

Многие люди его уважали за большой живот. В прежние века только обеспеченные люди на востоке могли отрастить себе внушительный живот, а жители южной Азии были убеждены, что душа человека размещается именно в животе. Поэтому считалось, что чем больше живот — тем вольготнее живется в нем душе, следовательно человек более счастлив и могущественнее. Добродушный Хотей позволял людям гладить свой живот, и они от этого становились веселее и богаче. Интересно, что в наше время многие бизнесмены из южно-азиатских стран ежедневно 300 раз поглаживают животик статуэтке Будды Хотея. Для этого можно дома установить статуэтку Хотея лицом к входной двери или всегда носить с собой миниатюрную нэцкэ.

Существует поверье, что статуя Будды Хотей поглощает всю негативную энергию в помещении и даже способна защитить от нашествия летящих звезд, которые предвещают потери и болезни. Чем больше статуэтка, тем лучше она защищает. Чтобы статуя была наиболее эффективной, ее часто красят в золотистый цвет (иногда в белый) и дополняют атрибутами богатства и роскоши. Очень распространены связки из шести древнекитайских монет счастья, каждая из которых имеет свое значение — финансовый достаток, успех в делах, долгая счастливая жизнь, здоровье, семейное благополучие и здоровое потомство. Поза и улыбка у статуи может быть разной. Поглаживая живот Хотея, надо загадать желание и смотреть ему в глаза, отчего будда обязательно поможет, поднимет настроение и заразит своей искренней радостью.

Статуя Лакшми

Статуи женщин, часто держат в руках лотос.

Индийскую богиню Лакшми на Востоке почитают на протяжении многих веков. Ее имя переводится с санскрита как счастье и она олицетворяет бесконечный ряд добродетелей и духовных ценностей, включая красоту, любовь, миролюбие, удачливость, широту ума и тягу к просвещению. Согласно легенде богиня Лакшми появилась в цветке лотоса в незапамятные времена, который плавал на поверхности вод первозданного океана. Богиня никогда не покидает своего Лотоса, при этом часто держит в руках другой Лотос. Народное поверье гласит, что если в доме завелось богатство, то там поселилась Лакшми, а если посыпались несчастья, то богиня покинула жилище. Чтобы привлечь в дом достаток и стать более успешным многие люди на Востоке украшают свои дома изображениями и статуэтками Лакшми, перед которыми медитируют и распевают мантры.

Собаки Фу или Небесные львы Будды

Собачки Фу (Foo Dogs) — это мифические создания, которые нейтрализуют недобрые влияния сверхъестественных сил и разных демонов. Рассматривая статуи, часто можно увидеть шары, с которыми играют собаки. Народное поверье гласит, что размещенные как можно выше над полом у входной двери собаки Фу поддерживают покой и атмосферу гармонии в доме. Если напротив окон располагается что-то тревожное, например, кладбище или больница, то собачки Фу, расставленные на подоконнике предотвращают проникновение плохой энергии через окно. Часто изготавливают статуи собаки Фу со щенком. Такой образ предназначен для привлечения в дом энергии процветания и развития, которые символизирует растущий щенок.

До сих пор не найдено однозначного ответа, почему эти мифические существа называются по разному — Собаки Фу, Небесные Львы Будды или Благоприятствующие львы. Возможно путаница произошла из-за различия значения одних и тех же слов в разных языках. Существует несколько неподтвержденных версий. Согласно одной легенде, Будду в странствиях сопровождала маленькая собачка и когда она чувствовала, что хозяин устал, то превращалась в огромного льва и везла Будду верхом. С тех пор львиный рык олицетворяет появление Будды. Кроме того, «Foo» с китайского может переводиться как «будда», поэтому буквальный перевод Foo Dogs — собаки Будды.

Статуи драконов

Образ дракона традиционно используется во многих мировых культурах, например, в христианстве и у древних викингов, у римлян и у восточных народов. Буддистский дракон отличается тем, что имеет рога, когти и чешую с шипами на хребте. Его хребет довольно длинный, а сам дракон вызывает ассоциации с гибкой змеей, наделенной лапами. Дракона нельзя однозначно отнести к злым или добрым силам — он себе на уме и не подчиняется человеческим законам. Этому дракону присущи характеристики божества и он считается одним из магических животных, которым доступно и небо, и Земля. Дракон олицетворяет мудрость, т.к. он непобедим в споре и глубины его познаний невозможно измерить. Именно поэтому китайские императоры задолго до нашей эры выбрали дракона своим символом. С тех пор трон императора стал называться троном дракона, а его лицо — ликом дракона.

Дракон по мнению его почитателей производит молнию, после молнии приходит дождь, а затем наступает пора плодородия и благоденствия. Такой ассоциативный ряд встречается в древней восточной литературе и в народных преданиях. Даже сейчас в Китае про дождь иносказательно говорят, что земля соединилась с драконом. Это объясняет, почему Дракон играет роль посредника двух миров — земного и небесного, т.к. он дары неба в виде благодатной воды доставляет на Землю. Кроме того, в его обязанности входит держать на своем хребте чертоги богов, не позволяя им упасть на землю.

Будда по дням недели – значение

В Таиланде всякий день недели имеет свою трактовку.

Воскресенье (Панг тхауай нет) – Сдержанность.
У тайцев воскресенье - первейшая мудра Будды в результате получения просвещения в итоге сидения под деревом бодхи – стоящая фигура со сложенными ладонями посередине верхней части бедер (правая на левой). Означает счастье освобождения от человеческих проблем.

Понедельник (Панг хам ят) – Миротворец, предупреждающий несчастья, останавливающий борьбу и преодолевающий недуги.
Легенда гласит, что когда-то в Индии случилась сильная засуха, рис не взошел, голодные люди умирали, повсюду валялись трупы. Вместе с начавшейся холерой, жертв стало еще больше. И, наконец, пришли демоны, поедающие мертвецов, разлагающиеся тела умирающих и кровь грязных людей. Будда, полный любви ко всякому существу, по просьбе министра Короля, прибыл в город и, стоя, обратив взгляд в небо, стал вспоминать все трансцендентные достоинства, полученные им в процессе многочисленных преобразований. В итоге с запада пришли облака, засверкали молнии, и пошел ливень, который очистил землю, смыл трупы в море, сделал свежим воздух. Беды и несчастья покинули жителей города.

Фигурке Будды, соответствующей понедельнику, присуща стоящая, сидящая либо идущая поза Абхайя Мудра - правая рука поднята на уровне груди, останавливая зло ладонью, вывернутой наружу с вытянутыми вверх пальцами, и призывает к компромиссам. Иногда подняты обе руки.

Вторник (Панг сай ят) – Отдых (возлежащий Будда).
По преданиям, Будда взял с собой на небеса Асуриндараху, главного среди гигантов, не пожелавшего поклониться Будде, чтобы показать ему, что в мире все относительно, чтобы так пренебрежительно относиться к другим. Существуют гиганты, которые еще больше Асуриндараху, одержимого самолюбованием. Все зависит от образованности и знаний, с чем гигант согласился и оказал почтение Учителю.

Поза возлежащего на правом боку Будды - голова опирается на правую руку, левая нога покоится на правой, а левая рука лежит вдоль тела.

Среде , самому интересному дню в буддизме, принадлежат два божественных образа. Среда, утро (Панг ум бат) – Будда с чашей для подаяний.

Прямо стоящий Будда держит обеими руками сосуд для милостыни на уровне талии. Эта поза придана фигуре в память о том, как когда-то Будду, посетившего дворец своего отца, никто не пригласил на завтрак, и ему пришлось собирать в городе милостыню у подданных родителя.

Среда, после обеда (Панг пар лех лаи) - один в лесу, Будда берет улей у обезьяны и воду в горшке у слона (Пхра Пхуттха Палалай).

Иллюстрация из жития Будды, покинувшего Косамби во время ссоры учеников и искавшего спокойствия в лесу. А животные принесли ему для подкрепления сил пчелиные соты и воду. Это – свидетельство заботы и отношения со стороны Будды к каждому: почетному члену царства (слону) и простому гражданину (обезьянка).
Поза выражает готовность принять помощь: правая ладонь на колене, левая – на бедре. Это, в принципе, западная поза.

Четверг (Панг самат) – Медитация (размышляющий Будда).
Дхьяна Мудра (Dhyana Mudra) или размышление - Будда скрестил руки на коленях, развернул их вверх ладонями (правая - сверху левой), сидя в адамантине (поза лотоса), когда подошвы обеих ног хорошо видны.

Образ свидетельствует о преодолении искушений и грешных мыслей под деревом Бодхи и овладению Буддой четырьмя уровнями медитации.

Пятница (Панг рам пхынг) - Созерцание.
В пятницу наиболее почитаемая - фигура Будды с перекрещенными на груди руками (правая - сверху левой), стоящая либо сидящая в положении созерцания.

Иллюстрация того, как поход к торгашам Тапусса и Бхалика с выражением признательности им, закончился для Будды обдумыванием деликатной природы дхамма и решением объяснить собственное учение людям.

Суббота (Панг Наг прок) – Защита или фигура, укрытая капюшоном короля Нага.

Это – фигура Будды, сидящего в позе Дхьяна Мудра (Dhyana Mudra) на свернутом в кольца змеином теле, под раскрытым над ним капюшоном кобры. Иная, более популярная версия, – стоящего Будду Наг обвил с ног до шеи, защищая от непогоды, по окончании которой развернулся и преобразился в юношу. И тогда изречение Будды было о том, что внявший жизненному смыслу, целиком контролирующий себя и свободный от страстей, человек будет счастлив на этой бренной земле.

Фигурки Будды по дням недели без проблем можно приобрести в интернет-магазине. Они станут хорошим смысловым подарком или украшением Вашего дома и, философски наполненные, заставят о многом задуматься.

****JavaScript based drop down DHTML menu generated by NavStudio. (OpenCube Inc. - http://www.opencube.com)****

Изображения, образы, статуи Будды

Наверняка Вы хотя бы раз задавались вопросом, что означает то или иное положение рук Будды, почему он изображён в одном случае так, а в другом иначе и, наверное, это что-то означает.

Вы не ошиблись, это всё действительно имеет смысл. Этому посвящён этот раздел.

Существует более ста жестов Будды, которые применяются в его изображениях, но здесь будут показаны только наиболее общие.

Хотя Будда никогда не позировал сидя для своих изображений, считается, что первые статуи были сделаны по памяти, когда Будда проповедовал своей матери в небесах Таватимса в течение трех месяцев. Особенно это имеет отношение к образам, которые были заказаны Королём Удаяна. Так сложилось по традиции, что в течение жизни Его статуи изготавливались из сандалового дерева.

С самых ранних времён в Буддийских скульптурах в применяются неиконические символы, такие как:
- колесо (чакра)
- след (следы) (пхуттхабат (phutthabat)
- колонна или огненная колонна
- огненная энергия изображалась как ореол или аура
- пустое сидение у основания дерева Будхи
- зонтик (обычно со многочисленными ярусами)
- лотос
- ступа (пагода)

Около первого или второго столетия Нашей Эры (500 или 600 лет после смерти Будды), первые изображения Будды в форме человека появляются в Индии. Вначале они ограничивались определённым количеством стандартных типов. В то время наибольшее совершенство они получили в двух регионах Индии, а именно: Кандагар (современный Афганистан), и Матхура в северной центральной Индии. Эти два места были как пылинки по сравнению с территорией, которую в последствии охватит это новшество.

Вскоре были разработаны строгие правила, определяющие не только методы придания формы, но также и стиль в котором мог быть изображен Будда, независимо от того, какая художественная школа создавала бы образ Будды в виде человека. Представление его физических особенностей, монашеского наряда, положения и жестов, все стало зашифрованным.

Физические особенности, которые как говорят, должны быть явными с момента рождения, является теми признаками (Санскрит: лаксана; Пали:лаккхана) великого человека (Санскрит: махапуруса; Пали: махапуриса), исключительного человека, кто превосходит всех других и предопределён, чтобы стать или монархом Вселенной (Махачакравартин) или, если он отрекается от мира, Буддой. Основная лаксана остаётся зашифрованной как и 32 специфических характеристики. Не только после рождения, но даже в процессе бесчисленных предшествующих перерождений, все эти знаки должны быть обнаружены: 32 основных характеристики, дополненных 80 второстепенными знаками.

Существует несколько вариантов списков этих особенностей. Они приводились в канонических текстах на санскрите и пали, отличавшихся, в принципе, только порядком изложения.
Так например, в Дигха Никайя известной как Диалоги Будды на пали, перечисляется:
1. Плоские ступни;
2. Колесо о тысяче спиц со ступицей и ободом на подошве каждой ноги;
3. Выступающие пятки;
4. Длинные и тонкие пальцы рук и ног (комментарий Pali определяет, что четыре пальца обеих рук - равной длины и все пять пальцев каждой ноги - той же самой длины);
5. Как руки так и ноги - мягкие и нежные;
6. Перепончатые пальцы ног и рук;
7. Щиколотки подобно закругленным раковинам;
8. Ноги подобны ногам антилопы;
9. Руки достаточно длинны, чтобы достать колени не нагибаясь;
10. Мужские органы скрыты во влагалище;
11. Золотое сложение;
12. Гладкая кожа, которая не даёт возможности пыли или воде задерживаться на ней;
13. На коже волосы растут один из каждой поры.
14. Волосы на голове иссиня-чёрные, как зрачок глаза, слегка завиваются в направлении правого вращения.
15. Прямая осанка;
16. Семь выпуклых поверхностей;
17. Передняя половина тела подобна львиной (полная грудь);
18. Никакой складки между плечами;
19. Симметричные пропорции (подобно банановому дереву): рост должен соответствовать размаху рук;
20. Грудь округлена симметрично;
21. Тонкий вкус;
22. Челюсти как у льва;
23. Сорок зубов;
24. Правильные зубы;
25. Непрерывные зубы;
26. Глянцевые зубы;
27. Длинный язык;
28. Божественный голос как у птицы Каравика;
29. Чрезвычайно синие глаза;
30. Длинные ресницы как у коровы;
31. Между бровями, в середине лба, пучок волос подобно родинке, белые и мягкие подобно хлопку (Санскрит: урна; Пали: урна);
32. Голова как королевский тюрбан (выпуклость на голове на верху черепа (усниса или унхиса).

Вытянутые уши не вошли в список тридцати двух лаксана, но принц должен был носить тяжелые серьги, которые вытягивали его уши. Когда он отрекся от мира, чтобы стать аскетом, он отверг тяжелые серьги, но было слишком поздно и уши были уже неестественно длинными. Вопреки популярному убеждению, длинные уши не означают долголетие.

В течение периода Сукхотай тайские художники вернулись к описаниям внешнего вида Будды, как это дано в текстах Пали. Современному человеку, эти признаки могут казаться любопытными, возможно даже странными, но скульпторы Сукхотай видели в этом более глубокое духовное значение, которое превосходят светские убеждения, и, которое служит, чтобы отмежевать образы Будды от изображений обычных людей.

Те скульпторы также придерживались набора стандартизованных сравнений, которыми Индийские поэты описывают божественных существ, такие как например:
- овальная голова "формой подобной яйцу" или подобно плоду индийского дерева Баел:
- дугообразные брови подобны натянутому луку;
- горбатый нос "подобный клюву попугая" ;
- подбородок подобный голове слона;
- плечи подобные голове слона;
- руки гибкие как хобот слона;
- ладони как только что открывшиеся бутоны лотоса;
- не должны быть видны кости, мускулы или вены.

Такие требования существовали задолго до того, как они были приняты различными индийскими художественными школами как руководство. Заслуживает внимания, что фактически те же физические характеристики и анатомические формы использовались как для образов Джейн (Jain Tirtharikaras) так и образов Индуистских божеств. Хотя требовалось, чтобы скульптор, создавающий образ Будды, точно копировал и воспроизводил определённые особенности и пропорции, которые считались существенными, он не был обязан дублировать каждую деталь копируемого образа. Особенности "сверхъестественной анатомии" воспроизводились в точности. Скульптор должен был почитать определенные аспекты подлинника настолько, насколько это возможно, как например, вид одетого монашеского одеяния (покрывая оба плеча или оставив правое), положение и жесты рук, в следствии чего, каждый образ является более или менее копией более ранних образов.

В идеале, художник, знавший Будду лично, при ваянии образа, должен был представлять всю жизнь Будды целиком. Последующие художники считали, что должны придерживаться этого "образа памяти" и затем, посредством интенсивной умственной концентрации (приводившего к своего вида транса, самадхи или джнана), были способны представить себе преображённый образ, чтобы удовлетворить требованиям текстовых описаний Будды. Это было духовным знамением и это действительно происходило.

Только четыре положения "ирьяпатха", считались подходящими для образа Будды: сидя, стоя, идя и лёжа.
Если в положении сидя, то существовало ещё три других положения в которых ноги могут быть расположены:
- "поза героя" вирасана, с ногами сложенными, одна на другой;
- "алмазная поза" варджасана, с ногами пересеченными таким образом, что каждая ступня лежит на противоположном бедре, ступни смотрят вверх
- западный способ - праламбанасана, человек сидит на стуле, обе ноги свисают.

Одеждой образов Будды является монашеское одеяние. Это одеяние может быть одето или в закрытом виде, то есть закрыты оба плеча, или в открытом виде, оставляющем правое плечо открытым. Только значительно позже в определённых случаях стал применяться королевский наряд, но это будет обсуждаться ниже.

В нашу демократическую эру должно быть трудно понять какое впечатление произвело на его современников, что богатый принц, одетый и украшенный самыми дорогими нарядами и украшениями, сделал свою первую монашескую робу из савана девушки-рабыни по имени Пунна. При его положении он не должен был общатся с женщиной-рабом, не говоря уже о прикосновению к её трупу. Тем не менее, с крайней смиренностью он снял похоронный саван, в который был завёрнут начавший разлагаться труп, промыл ткань в реке и сделал себе монашескую робу.

Теперь это - знакомая одежда носимая большинством монахов в Тайланде, правда, в отличие от Будды, она сделана из новой ткани. Стандартный апельсиновый цвет материала был принят Буддой как символ скоротечности жизни, ведущей неизбежно к смерти, так как этот цвет был цветом савана. Следует заметить, что как Будда, так и его последователи, принявшие подобный наряд, тренировали смиренность и "демократию" ранним сагригха. Тем не менее, метод укрытия и ношения трёх частей - трисивара может значительно изменяться согласно:
- климатических условий и требований к одежде в конкретной стране;
- традиций различных Буддистских сект;
- соглашений, основанных на конкретной художественной интерпретации предполагаемых исторических фактов.

Так называемые сверхъестественные особенности Будды, постепенно привели к принятию определенного количества определений, которые описывают эти особенности, как например, понятие прозрачной робы, чтобы показать энергию, излучаемую телом Будды. Ткань может казаться невесомой. Прозрачная одежда должна укрывать довольно тщательно, не выделяя физиологические особенности мужчины. Во многих образах художники нивелируют различия между мужчиной и женщиной, чтобы получился бесполый образ.

Образы Будды для каждого дня недели
Позы связанные специфическими днями:
1. Воскресенье, образ, стоящие с его правой рукой положенной на верхней части бедра
2. Понедельник, статуя, останавливающая борьбу и преодоление болезней
3. Вторник, полулежащая поза
4. Среда, утро, Будда, держащий чашу милостыни;
среда, ночь - уединение в лесу; Будда принимает улей от обезьяны и горшок с водой от слона- Паллайка
5. Четверг, размышляющий Будда
6. Пятница, скульптура с руками, перекрещенными на груди с глубокомысленным видом, положение самоанализа
7. Суббота, фигура, укрытая королем Нага

Использованы материалы сайта Azibaza Baazar с их разрешения,
по статье Жесты Будды, Матикс, Издательство Университета Чулалонгкорна, 2001, Бангкок

Гонконг известен своей деловой активностью, кипением жизни, плотной заселенностью. Но здесь не забывают о душе и Будде. На острове Лантау находится одна из самых больших статуй сидящего Будды под открытым небом. Она расположена вдали от мегаполиса, благодаря чему, человек, пришедший сюда, может полностью посвятить себя диалогу с Буддой.

Большой Будда Неба

Не стоит воспринимать статую Сидящего Будды как одну из очередных туристических достопримечательностей. Это место обладает особой энергетикой, которую может почувствовать любой человек. Даже, если он и не является истинным буддистом. Может быть, сказывается особое местоположение, а может это складывается из отношения людей, пришедших к Сидящему Будде. Но чтобы это понять, нужно пройти весь путь от первой арки до подножия фигуры.

Буддизм разных стран имеет свои национальные особенности. Таиландский буддизм не похож на камбоджийский, также как китайский не похож на остальные. От входной арки к площади Тэйтхаань ведет аллея с двенадцатью генералами. Они являются аналогами знаков Зодиака. Но, кроме этого, каждый из генералов правит на земле по два часа в сутки. На каждом постаменте написаны «часы работы» военачальников. Неожиданная информация. Зато можно спать спокойно, находясь под защитой таких доблестных генералов.

Генеральская аллея заканчивается площадью Тэйтхаань. В самом ее центре стоит огромный подиум с множеством флагов. Отсюда начинается восхождение к Сидящему Будде. Буддисты останавливаются на центральном камне подиума, имеющим круглую форму. Складывают перед грудью ладони, и, закрыв глаза, опускают голову. Он обращаются к Будде. Только после этого начинают восхождение на гору.

Тот, кто насчитал 286 ступеней подъема, надо полагать, был начисто лишен чувства прекрасного. Когда идешь по лестнице, уходящей в небо, и заканчивающейся огромной статуей, меньше всего внимания обращаешь на ступени и их количество. Возможно, подъем кому-то может показаться тяжелым, но не нужно сдаваться. Отдыхать можно на промежуточных площадках, а заодно и осматривать окружающие пейзажи. Внизу открываются виды на площадь Тэйтхаань и монастыри, разбросанные по горным склонам и, затерявшимся в зеленом ковре древесных крон. Вдалеке видна канатная дорога. Она сама по себе является туристической достопримечательностью. Шесть километров птичьего полета над зелеными холмами. Неплохое начало для экскурсии к Сидящему Будде.

Еще немного, и преодолена последняя ступенька. За спиной уже не видно длинной лестницы и площади Тэйтхаань. Вы остаетесь один на один с Буддой, в окружении шести бронзовых бодхисатв. Это такие дарители, выполненные в виде прекрасных дев. Они держат в руках цветы, благовония, лампу, мазь, фрукты и музыку. Самые необходимые предметы для буддиста. Только с ними можно достичь нирваны. Они символизируют благотворительность, мораль, терпение, усердие, медитацию и мудрость. Так сразу и не определишь, какой из предметов что символизирует, но буддистам виднее.

Будда сидит на огромном цветке лотоса. Говорят, в Пекине в храме неба точно такой же. Вся статуя полна символизма. Здесь все имеет свое значение. Даже то, что ее положение отличается от канонического. Обычно Будда сидит лицом на юг, но этот смотрит на север. Туда, где Гонконг , Китай и Пекин. Каноны канонами, но на такой шаг пришлось пойти, чтобы Будда оберегал и благословлял китайскую территорию. Положение правой руки символизирует защиту и разгоняет страх. На ладони изображено колесо Дхармы. Для буддистов оно означает движение и прогресс. Положение левой руки символизирует исполнение желаний. На груди у Будды изображена свастика. Но это правильная свастика. Лучи направлены против часовой стрелки. Не смотря на внушительные вес и размеры, статуя не производит давящего впечатления. Она, как бы парит, на фоне бездонного неба. Невозмутимое лицо Будды, покрытое тонким слоем золота, оказывает умиротворяющее воздействие.

У статуи сидящего Будды есть еще один секрет. В ее основании на трех этажах размещены три зала. Но вход туда платный. Первый этаж занимает зал Добродетели. Четыре картины из жизни Будды украшают его стены. Для избавления от ста восьми проблем здесь стоит двухметровый колокол. Каждый день он звонит ровно сто восемь раз, прогоняя проблемы. А статуя бодхисатвы Кшитигарбха защищает и покровительствует всему живому. Второй этаж - зал Вселенной. Изюминкой этого места является резная деревянная картина «Проповедь Фаим». Китайские резчики всегда отличались мастерством и тонкостью работы. Поэтому даже не стоит говорить о том, что у всех персонажей на картине разное выражение лиц. А их здесь больше полутора сотен. Глядя на тонкость работы, понимаешь, почему на ее создание ушло семь лет. И, наконец, на третьем этаже в зале Памяти находится самое священное - частица мощей Будды. В мире их не так много. Только на Шри-Ланке и материковом Китае. У буддистов считается, что увидев частицы мощей можно увидеть и самого Будду. И с этим не поспоришь. Как говорится, по вере и воздастся.

Интересна и история создания этого места. В далеком 1906 году три монаха из материкового Китая перебрались на остров Лантау. Их поразила здешняя атмосфера гармонии и умиротворения. Монахи утверждали, что здесь слышен голос Будды. Стали приезжать и приходить сюда люди, чтобы помолиться. Некоторые оставались жить. Постепенно слава об этом месте распространилась далеко. Так образовался монастырь По Лин, означающий «драгоценный лотос». Сейчас он уже превратился в целый комплекс зданий. Строительство и реставрация, кажется, стали уже неотъемлемой частью жизни монастыря. Перед входом на территорию комплекса, рядом с магазинами сувениров и буддистской атрибутики, стоит небольшое сооружение похожее на билетную кассу. К его окошкам постоянно подходят люди. Было бы интересно и нам подойти. Почему это люди платят деньги, ничего не получая взамен? Потому что все отходят с пустыми руками. Все объясняется очень просто. На стоящем рядом стенде подробно расписаны этапы проведения запланированных строительных работ монастыря. Внизу выведена общая сметная стоимость. Для каждого пункта работ написан источник финансирования. Для некоторых оказывается спонсорская помощь, а другие производятся на пожертвования. Судя по всему, китайцы очень прагматичные люди. А может, учет ведется во всем. Но каждое пожертвование строго фиксируется. Как будто еще при жизни каждому китайцу нужно отчитаться в том, сколько и кому он пожертвовал. А может, имена жертвователей вносятся в хроники монастыря. И это такой способ увековечить свое имя.

В сувенирных магазинчиках продаются фигурки Будды, разные безделушки, благовонные палочки всевозможных размеров. Некоторые больше похожи на круглые брикеты метровой длины на ножке. Видимо, даже близость монастыря и буддистская направленность сувениров не являлись гарантией неприкосновенности товара на прилавке. Или, чтобы не искушать мелких воришек, над каждой витриной установлено по несколько камер видеонаблюдения. Все-таки китайцы прагматичные. Духовность духовностью, а материальные ценности учет любят.

Перед входом в монастырь стоит несколько святилищ для благовонных палочек и специальная печка для сжигания записок с желаниями. В ней же и зажигаются палочки. Пожалуй, самый удобный способ. Китайцы по одной палочке не ставят. Сразу охапку. В особо торжественных случаях, зажигают две-три метровых палочки. Здесь же рядом можно просто посидеть в тени деревьев на гранитных лавочках. В этом месте никто не спешит. Правы были первые монахи, говорящие об особой атмосфере гармонии и умиротворения.

На территорию монастыря По Лин можно попасть через парадный вход. Он, правда, больше похож на проходную. По обеим сторонам коридора стоят божества, поражающие яркостью красок. В центре стоит статуя Будды, чтобы каждый входящий в монастырь, мог бы ей поклониться. И вступить на территорию храма в соответствующем настроении. После этого вы попадаете в небольшой уютный дворик перед главным зданием. Здесь каждый может переосмыслить свои взгляды на устройство мира и предаться философии созерцания. Обстановка располагает.

В главном здании монастыря кипит жизнь. Здесь регулярно проводятся какие-то общественные мероприятия с множеством приглашенных почетных гостей. Но при этом храм продолжает работать в штатном режиме. Такие места никогда не пустуют. Внутреннее убранство радует глаз. Живые цветы благоухают ароматами. Множество Будд окружает приходящих. Для молящихся на полу стоят специальные подставки. Бесполезно пытаться описать словами царящую здесь атмосферу. Да и каждый почувствует здесь что-то свое. На территории монастыря есть несколько столовых. Даже, если вы не очень голодны, то стоит хотя бы продегустировать здешние вегетарианские блюда.

Как бы здесь ни было хорошо, но рано или поздно приходится возвращаться. На обратный путь стоит оставить немало сил. Вас там ждет немало интересного. Невозможно пройти мимо деревни Ngong Ping. Всю дорогу вас будут сопровождать в качестве экспонатов кабинки канатной дороги. Это своеобразная экскурсия по всему миру. Здесь представлены кабинки разных стран. Прогулка по деревне может занять времени не меньше, чем посещение Сидящего Будды и монастыря По Лин. Вдоль главной улицы стоят магазины прикладных искусств и традиционных промыслов. Здесь можно найти немало интереснейших вещиц. Аттракционы придутся по душе не только детям, но и взрослым.

Экскурсия к Сидящему Будде окажется одним из ярчайших впечатлений при посещении гонконга. В ней будет сочетаться духовность буддизма и знакомство с прикладными искусствами. Обретение внутреннего покоя и дегустация монастырских блюд. Вас ждет здесь множество маленьких открытий, которые вы сделаете для себя. Но не забывайте иногда посматривать на часы. Потому что время пролетит незаметно.