Ремонт Дизайн Мебель

Презентация цивилизации средневековья майя и ацтеки. Инки, майя, ацтеки. Кто это? Доколумбовы цивилизации америки

Cлайд 1

Театр ацтеков, майя и инков. Урок МХК 9 класс. Автор учитель МХК МОУ «СОШ № 20 с УИОП» г.Ухта РК Страхова Нина Павлиновна.

Cлайд 2

Cлайд 3

Таблица для работы на уроке. Линия сравнения Ацтеки Майя Инки Ритуалы (цели) Театр, жанры Музыка,танцы

Cлайд 4

Cлайд 5

Ацтеки.Тенотчетлан. Теночтитлан – это город-государство древних ацтеков, найденный на территории современного Мехико. Теночтитлан был основан примерно в 1325 году прямо посреди озера Тескоко, но просуществовал менее 200 лет и был разрушен Эрнаном Кортесе и его испанскими конкистадорами, которых поразило богатство и великолепие Теночтитлана. В центре города стояло два главных 30-метровых храма в виде пирамид, где ацтеки совершали жертвоприношения: еще у живого человека обсидиановым ножом вырезали сердце и клали его на алтарь. Правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных шикарными садами возле храмов. Что интересно, в городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Испанцы атаковали город несколько раз и после 70-днейвной осады ацтеки были перебиты, их император Монтесума II был убит, а город почти полностью разрушили, построив со временем на его месте Мехико – владения испанской короны.

Cлайд 6

Ацтеки. Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.

Cлайд 7

Cлайд 8

Ацтеки.Великий храм. Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

Cлайд 9

Игры и развлечения Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60 метров, в ширину – до 9 и была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатуренными. Из центра каждой боковой стены выступало под прямыми углами над главной частью корта на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо – с отверстием, достаточно большим, чтобы в него проходил каучуковый мяч диаметром 15 сантиметров. Корт, по описанию в Кодексе Мендосы, делился на четыре части, окрашенные в разные цвета.

Cлайд 10

Игры и развлечения. Более привычно для нас разделение корта для этой игры на две половины – линией, проведенной от одного кольца до другого. Игроки должны были перекидывать мяч через эту линию, очки давались каждый раз, когда команде удавалось направить мяч в поперечную секцию половины противника. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали что-то вроде щитков, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения или получали такие сильные ушибы, что доктора вынуждены были пускать им кровь.

Cлайд 11

Игры и развлечения. Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв.

Cлайд 12

Cлайд 13

Игры и развлечения. На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно строились рядом с наиболее важными храмами. В Теночтитлане в храмовом комплексе располагались две игровые площадки, посвященные Солнцу и Луне. Игра также использовалась в качестве испытания прорицаний. Так, Тескоко поставил в заклад свое царство против трех индюков в матче с Монтесумой, чтобы определить, говорили ли тескоканские астрологи правду, когда предсказали, что вскоре Мексикой будут править чужаки. В двух первых играх победу одержал Монтесума, но Нецауальпилли выиграл следующие три и вышел победителем. Ацтекский правитель, как нетрудно предположить, покинул площадку весьма озабоченным, и прошло не так уж много времени до того дня, когда предсказание сбылось.

Cлайд 14

Музыка и танцы. Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял уэуэтлъ, вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой порядка метра и 30 сантиметров в диаметре. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. На боках вырезаны барельефы. Эти вертикальные барабаны можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками. Диас отмечал, что барабаны в храмах издавали «печальный звук», который был слышен за 6 миль. Меньшие по размеру уэуэтли вешались на шею или зажимались под мышкой. Более высокие звуки издавал тепонастли – деревянный гонг в форме горизонтального цилиндра. В него били палочками с каучуковыми наконечниками. Ацтекские гонги часто делались в форме животных или человека, а в стране миштеков их украшали резными мифологическими или религиозными сценками.

Cлайд 15

Cлайд 16

Музыка и танцы. Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Были и трещотки причудливых форм из глины или дерева. К ударным инструментам также относились высушенные тыквы, наполненные семенами или галькой, при тряске они издавали шелестящий звук. Самый большой инструмент из рода трещоток был увешан колокольчиками и деревянными дисками, которые бились друг о друга, когда одним концом инструмент ударялся о землю. Еще один ритмический инструмент – «терка» из зазубренной кости, по которой водили палочкой или краем раковины. Да еще танцоры, чтобы усилить ритмический эффект, прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины (реже из бамбука или кости), они были 6-8 дюймов длиной и могли издавать только определенное количество нот. Обычно нот было пять, что позволяет предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имевшие в целом до шестнадцати клапанов.

Cлайд 17

Музыка и танцы. Артисты, развлекающие знать. В представлении участвуют музыканты, жонглер, горбуны и карлик.

Cлайд 18

Cлайд 19

Майя.Паленки. Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте. Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.

Cлайд 20

Театр майя. Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили остатки театра майя, построенного для местной элиты около 1,2 тыс. лет назад. Руины сооружения обнаружили в местечке План де Аюта в штате Чьяпас. Археолог Луис Альберто Мартос предполагает, что сооружение вмещало 120 человек и предназначался для элиты древнего города майя. Театр был создан по указанию правящей элиты города. На его сцене представлялись произведения, прославляющие правителей, а на представления приглашались только выдающиеся деятели племени.

Cлайд 21

Cлайд 22

Театр майя. Это был уникальный театр, находившийся в пределах дворцового комплекса, что делает его отличным от других уже изученных, которые, как правило, располагались в местах, предназначенных для толпы. Он был окружен несколькими постройками, возведенными ранее в 250-550 гг. н.э. Фасад одного из этих сооружений был разрушен для создания сцены и улучшения акустики. Возле развалин театра археологи обнаружили изваяния, созданные древними скульптурами в честь богов кукурузы, которая была главным продуктом питания для народа майя. Там также найдены статуи в честь правителей Солнца и летучих мышей.

Cлайд 23

Cлайд 24

Театр майя. Ранее развалины театров были обнаружены на территории археологического центра Тикаль (Гватемала), созданного в древности народом майя, а также в ряде районов Мексики. Археологическая зона Окосинго расположена в128 км от древнего города Паленке, где ранее археологи сделали ряд важных открытий. По мнению исследователей, обнаруженные там находки существенно расширяют знания о культуре цивилизации майя.

Cлайд 25

Cлайд 26

Театр майя. Как считают археологи, город Аютла был создан народом майя в 150 году до н.э. и существовал до 12 века н.э. Он был покинут жителями по причинам, которые пока точно не установили исследователи. Археологи INAH предположили, что в 800-850 г. н.э. в городе была узаконена новая правящая династия местной элитой посредством политического театра.

Cлайд 27

Театр майя. По мнению экспертов, театр использовался правящей группой для легитимизации власти через представление произведений политического характера. Правители публично осуществляли свою власть, используя театр при ведении переговоров или при посольских приемах. Затем возникли конфликты из-за борьбы за власть, была не удавшаяся попытка установить новую династию, и город был заброшен между 1000 и 1100 гг. н.э.

Cлайд 28

Cлайд 29

Инки.Мачу –Пикчу. Загадочный город инков Мачу-Пикчу (в пер. с инкского «старая гора») находится в горах, на высоте более 2 тыс. м над долиной реки Урубамбы (Перу). Этот город был построен приблизительно в 1440 г. правителем инков – Пачакутеком. Город был задуман, как священный приют и в 1532 году, когда в империю инков вторглись испанские конкистадоры, все жители города таинственным образом исчезли. 400 лет здесь никто не жил. Конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу и не успели его разрушить. Но до сих пор его жители, его точное предназначение, культура и образ жизни инков для ученых – большая загадка. Мачу-Пикчу расположен достаточно далеко от центра древнего государства инков, быть может, только благодаря этому он дожил до наших дней, несмотря на вторжение европейцев.

Cлайд 30

Театр инков. В силу исторических обстоятельств сохранилось достаточно мало образцов литературного творчества традиционных культур Америки. Поэтому те редкие тексты, которые существуют, не могут заполнить лакуны в нашем знании литературных и - тем более - театральных традиций доколумбовой Америки. То же, что сохранила история, с недавнего времени доступно на русском языке. Из драм древних инков две ("Апу-Ольянтай" - наиболее известное произведение, "Уткха-Павкар") сохранились полностью и одна ("Суримана") - в виде одного фрагмента-диалога. Поэтические произведения инков создавалась певцами-амаута, которые на основе танцевальной пантомимы и мифолого-исторических сказаний создали и театр. В описаниях хронистов содержатся сведения о постановках различных пьес, которые игрались по несколько в день. Драмы представлялись на площадке округлой формы, сзади отгороженной искусственным лесом. Актёры находились в середине этой площадки (малки). Драмы инков сохранились на языке кечуа (называемом также "руна-сими", т.е. язык человека), который очень труден для перевода

Cлайд 31

Cлайд 32

Театр инков. Жанры инкской драматругии – уанка (драмы, изображающая исторические события, подвиги полководцев, вождей, правителей) и аранвай (изображающая частную и зачастую вполне бытовую жизнь). Финал не обязательно был светлым (как в "Апу-Ольянтай", "Уткха-Павкар"), допускались и трагические ("Суримана"). Соединение трагизма с комизмом в текстах - нередкое явление (среди персонажей пьес были шуты-каничу). Драмы ставились с музыкой: в текстах видны т.н. арави (песни, 3 - в "Ольянтае", 1 – в "Уткха-Павкаре"), в которых мы видим метафорическое дублирование сюжета. Интересно, что у инков мы видим запрет на представление лиц, продолжающих своё существование, п.ч. это либо влечёт живого в мир усопших, либо создаёт ситуацию раздвоения личности (учёные расходятся в интерпретациях).

Cлайд 33

Маски инков. В древней Мексике богов часто изображали в виде масок. Эта деревянная маска бога дождя Тлалока богато украшена мозаикой из бирюзы и другими (цветными камнями. Этого бога можно узнать по совоебразным глазам. Во время ритуальных процессий маски надевали жрецы, таким образом они хотели соединиться с божествами, маски которых надевали. Носитель маски j на время перевоплощался в образ и становился чело-векобогом. Чтобы подчеркнуть свою власть, цари и князья велели класть к себе в могилу такие маски. ; Для многих племен искусство маски было и есть магическим средством, с помощью которого можно приблизиться к отдаленным богам и слиться с их силой. Домашнее задание: 1.Достопримечательности Вашингтона. 2.История появления города. 3.Герб Вашингтона. краткое содержание других презентаций

«Древние цивилизации Америки» - Религия ацтеков. Архитектура инков. Набедренная повязка. Инки поклонялись Солнцу. Богатейшая музыкальная культура. Культура цивилизаций Древней Америки. Календарь инков. Искусство. Цивилизации Древней Америки. Образование и наука. Одежда. Религия майя. Религия. Календарь майя.

«Империя инков» - Воздух в городе разрежён, и поэтому дышать здесь трудно. Восстановлены уже храм Грома, храм Радуги, помещения для жертвоприношений. Склоны гор вокруг города иссечены уступами, своеобразными террасами, которые создали инки. Инки. Манко Капак. Современный куско. Храм Святого Доминика. Империя инков. Инки смогли утвердить свое господство над другими племенами. В Империю Инков. Куско - красивейший город Перу, в котором сохранилось много дворцов и церквей XVI-XVIII вв.

«Племена инков» - Земледелие в стране инков. Плёвое дело. Индейцы. Период дождей. Перуанские индейцы. Мощные крепости. Инки. Правитель. Перец. Сосуды. Тонкие ткани. Занятие сельским хозяйством. Товарообмен и торговля. Перуанцы. Густые леса. Деревянный кол. Перуанские земледельцы. Храм Солнца. Золото и серебро.

«Древние инки» - Города инков: Куско. Транспортные магистрали. Боги инков. Причины падения империи Тауантинсуйю. Иерархия власти. Искусства и ремёсла. Письменность инков кипу. Гибель империи. Основание империи. Предки инков. Города Инков: Мачу-Пикчу. Мумии инков. Империя инков. В 1532 г. был разграблен г. Тумбес. Медицина. Атахуальпу приводят в Куско, где его убивают.

«Остров Пасхи» - Остров. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются ахуАтуре-Хуки и аху Наунау. Местное название острова - Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui). Моаи. Некоторые ученые отстаивали американское происхождение полинезийцев. На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. Плот "Кон-Тики", построенный Хейердалом по образцу древних перуанских плотов.

«Народы доколумбовой Америки» - Нарушение дисциплины. Численность армии. Занятия жителей Америки. Цивилизация Ацтеков. Народы Америки. Цивилизация майя. Государства и народы доколумбовой Америки. Контроллеры. Государство инков. Майя за работой.






Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культовые центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.






В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.






К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драго­ценными камнями и перламутром.














Наиболее грандиозное архитектурное сооружение пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.


















Статуя Коатликуэ Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ богини земли, смерти и весеннего плодородия, матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.


















В отличие от Египта, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища шла длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.









Пирамида Кукулькана Одна из вершин зодчества майя девятиступенчатая пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица на территории современной Мексики. Это был главный храм города. На высоту двадцати метров поднимался он над окружающей местностью и определял архитектурный силуэт города. Взору человека, находящегося в любой его точке, неизменно представало это величественное архитектурное сооружение.


Пирамида Кукулькана К каждой из четырех сторон пирамиды вела лестница, состоящая из 91 ступени, что в сумме давало число 364. Если же учесть платформу на вершине пирамиды, мы получим число 365, равное количеству дней в солнечном году. Девять ступеней террас, разделенных лестницей, образуют 18 секций на одной стороне, что соответствует числу месяцев по календарю майя. Каждая лестница была окружена колоннами с изображениями крылатых драконов.





































69


Храм солнца Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода главный храм Солнца «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.
Сад инков Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели люди, птицы, ящерицы, насекомые были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.



Рельеф на вратах Солнца Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках.


Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных бо­жеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изобра­ жением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.


Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество)





Инки, майя, ацтеки – это народы, которые населяли Южную и Центральную Америку, до того, как этот континент были открыт и колонизирован европейцами. Америку инков, майя и ацтеков ещё называют доколумбовой. Народы эти (их сегодня называют индейцами) создали высокоразвитые цивилизации и оставили потомкам много до сего времени неразрешенных загадок своего развития. Итак,

Майя

Народы майя населяли полуостров Юкатан. Их цивилизация развивалась на территории, которая сегодня относится к Мексике, Гватемале, Сальвадору и Гондурасу и основу её составляли отдельные города-государства. Крупнейший из них – Тикаль.

Под властью крупных городов были прилегающие к ним земли и городки поменьше. Все города государства майя были связаны между собой дорогами, по которым проходили торговые пути. Торговали майя между собой и другими народами нефритом, какао-бобами, солью и шкурами ягуаров.

Это удивительно, но инки, майя и ацтеки не имели представления о колесе и товары, если не было возможности доставлять их по воде, по дорогам переносили носильщики. За стенами городов майя занимались крестьянским трудом, в основном выращивали кукурузу.

Сегодня поражают познания майя в области математики и астрономии. О точности календаря, составленного жрецами майя, написаны целые научные труды, а разработанная майя система письменности содержит множество самых разнообразных символов.

После многовекового процветания цивилизация майя к XIV веку вдруг загадочным образом пришла в упадок, а в 1500-е годы испанские завоеватели (конкистадоры) довершили её распад.

Ацтеки

Империя ацтеков располагалась западнее земель майя, на территории современной Мексики. Столица ацтеков, крупный город Теночитлан занимал площадь около 15кв.км и располагался на острове посреди озера Тескоко.

В жизни инков, майя и ацтеков религия занимала очень важную роль. Поклонялись они многим богам, а их храмы в виде ступенчатых пирамид поражают своей грандиозностью не меньше пирамид египетских (высота некоторых из них достигала 45 метров!). На вершинах этих пирамид ацтеки совершали человеческие жертвоприношения своим богам.

Ещё одна примета цивилизации ацтеков – это повсеместное увлечение похожей на современный баскетбол игрой в мяч. Правда кольцо в этой игре располагалось вертикально, и мяча можно было касаться только предплечьями и бедрами ног. Игроки проигравшей команды очень часто приносились в жертву.

До нас дошли и имена правителей ацтеков, при которых их империя достигла наибольшего расцвета – Монтесума I (1440-1468 годы правления) и Монтесума II (начал правление в 1502 году). Цивилизация ацтеков, также как и майя, тоже погибла под натиском конкистадоров. Случилось это в 1521 году.

Инки

Империя инков простиралась на 2000 км вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Расцвет её пришёлся на окончание 1400-х начало 1500-х годов. Кроме инков существовали и другие государства южноамериканских индейцев (например, тиауанако, гуари или чиму), но все они пришли в упадок и были завоёваны инками.

Инки занимались подсечно-огневым земледелием (выжигали и обрабатывали поляны в джунглях Амазонки), охотой, торговлей и строительством. Столица их, город Куско, находился высоко в Андах, и инки построили целую сеть высокогорных дорог, с канатными подвесными мостами через ущелья.

В XVI веке инки, майя и ацтеки были завоеваны и порабощены европейцами, и кто знает, как сложилась бы судьба их цивилизаций, если ко времени появления конкистадоров они обладали бы огнестрельным оружием.

Информация детской энциклопедии "Загадки мировой истории"

ЛЕКЦИЯ

Искусство Американских цивилизаций. Доколумбовая эпоха. Ацтеки. Майя. Инки.

М. Стингл.Тайны индейских пирамид., М.: «Прогресс», 1982.

М. Стингл. Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств, М.: «Прогресс», 1983.

М. Стингл. Государство Инков. Слава и смерть «сыновей Солнца», М.: «Прогресс», 1986.

Одна из характерных особенностей искусства доколумбовой Америки – существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала особым, неповторимым стилем. Только на территопии Мексики их было около 11 тыс.

Среди этих культур выделяются три наиболее значительные:

· Культура Ацтеков (Центральная Мексика);

· Культура Майя (Южная Мексика, Гватемала, Гондурас);

· Культура Инков (Перу, Боливия, Эквадор).

Культура Ацтеков.

Культура развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XII в. Вплоть до 1521г., когда испанские конкистадоры (завоеватели) разрушили столицу ацтеков Теночтитлан (древний Мехико). Картес, предводитель конкистадоров, влюбился в Марину (имя, пришедшее в Европу от ацтеков), дочь последнего вождя ацтеков Мантесулы. Только благодаря случайности Картес сумел победить ацтеков. Раненый, он выхватил копье у вождя, и войска ацтеков стали повиноваться ему.

Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, на которых располагались храмы или дворцы. Ацтеки верили, что через каждые полвека начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывался несколькими слоями кладки, так, что он оказывался внутри обновленной пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из пирамид в Тенаюке обнаружено 8 последовательно замурованных храмов. Иногда дворцы и храмы на вершинах строились из дерева, но они не сохранились.

Скульптура ацтеков отличается строгостью и схематизмом. Они создавали огромные культовые статуи, иногда отдаленно напоминающие человека и составленные из символических изображений: кукурузных початков, клыков и т.д. Например, статуя богини Земли и Плодородия Коатликуэ.

Образцов живописи сохранилось мало. До нас дошли яркие декоративные «мозаики» из перьев, наклеенных на плотную ткань, и произведения тончайшего ювелирного искусства.

На территории Мексики проявился самый кровавый в истории человечества культ, связанный с планетой Венерой. Здесь найдена стена черепов, обмазанных глиной.

Ушмаль – комплекс древнеамериканской культуры. Дворец Правителей в Ушмале расположен на искусственной платформе 200 ´ 170 м. высотой 12м. Сам дворец имеет следующие размеры 98 ´ 12 ´ 8.5 м. Верхнюю часть Верховного Дворца украшает огромный рельеф. Главный герой рельефа – бог Дождя и Плодородия Чак. Чак – божество-посредник между Богом и человеком, это карлик-страж.

Существовал культ Пернатого змея у теотиуаканцев, толтеков, затем у ацтеков. Люди поклонялись ему как дарителю цивилизации.

Культура Майя.

Яркая культура создана народами майя. Уже в II - III вв. нашей эры племена майя основали небольшие города-государства во главе которых стояли жрецы и аристократия.

Как и ацтеки, майя возводили свои постройки на каменных основаниях. Чаще встречаются два типа сооружений: храмы на вершине пирамид; обширные дворцы на высоких каменных столбах (основаниях), которые формировались вокруг открытого двора. Дома майя обычно сооружали на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными. Архитектура майя живописнее и богаче украшена, чем у ацтеков. Фасады зданий декорировались геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Иногда массив стены полностью скрыт под каменным кружевом. Часто используются колонны. Известные памятники этой культуры: храм Солнца в Паленке, храм Ягуаров и храм Воинов в Чичен-Ице. На вершину пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице ведут четыре лестницы по 91 ступени (91 ´ 4=364). На вершине у святилища Кукулькана – Кецалькоатля есть еще одна 365-я ступень. Пирамиду украшают 52 рельефа. Тольтеки привнесли в майякскую культуру календарь Венеры и высший календарный цикл – 52 года (по 365 дней)

Скульптура достигла высокого развития. В соответствии с очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой сторонестелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иерографическими надписями.

Наивысшего расцвета культура майя достигла в VIII - IX вв. н.э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями (стела Пьедрас Неграс, 795г.). У майя существовали дворцы, храмы, монастыри, обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, здания парных бань. Они создали подземные каменные водохранилища – Чультуны. Водохранилища высекались в скалах, соединялись каналами и служили для накопления дожневой воды. Майя строили дороги – сакбе (покрытие – известковый бетон, утрамбованный каменным катком), но не знали колеса.

У майя нет центрального управления, нет столицы, все города равноправны.

Лучшие образцы живописи майя – фрески храма в Бонампаке (открыта в 1946г.). Три помещения храма покрыты росписями, изображающими подготовку к сражению, битву и праздник после битвы. Мастера пользовались чистыми, яркими красками. Цвет соотносился с определенной символикой. Древние жители Мексики, замечая в композиции красную фигуру, знали, что речь идет о боге Земли Ксипетотеки, тем самым, о восточном небе с его значениями восхода Солнца, юности и весны.

Над жрецами, совершающими обряд жертвоприношения, жрецами-пророками и жрецами-служителями Солнца стоял верховный жрец майякского государства. Он являлся также Магистром иерографического письма, Главным астрологом и астрономом.

Культура Инков.

Империя инков существовала сравнительно недолго с начала XV в. до 1532г., когда страна захвачена испанскими завоевателями. Письменность инков не расшифрована до конца. Столицей являлся город Куско, знаменитый своим Золотым садом (возможно, мастера, создававшие его, были из народа Чиму).

Архитектура отличается простотой и отсутствием украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб (до 350 тонн весом) очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами (крепость Саксауаман). Дома имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство домов лишено окон и освещается через двери. По описанию путешественников, здания первоначально были украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов не в качестве денег, а в качестве декорирующего материала характерно для инков. Например, в храме Солнца в городе Куско несколько помещений украшены изображениями Солнца, Луны, радуги и звезд из золота, серебра и драгоценных камней. В отличие от Центральной Америки, инки сооружали пирамиды высотой до 40м. не для храмов, а для захоронений. Трапециевидные входы и ниши являются характерными особенностями инкской архитектуры.

Каменная скульптура почти не получила развития у инков.

Развито искусство изготовления и росписи керамики. Оно условно делится на несколько периодов. В первый период на сосудах изображаются сцены битвы, рыболовства, мифологические сюжеты. Во второй период росписи практически исчезают, но сами сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в форме головы человека, иногда передавая индивидуальные черты. Позднее появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.

Основная пища инков – картофель (в том числе и консервированный), кукуруза, тыквы. Инки выращивали коку – наркотическое растение. В империи существовало четкое разделение населения на элиту и основную массу жителей. По закону Инка (правитель империи) женился на своей сестре, которая становилась его законной женой и, как правило, матерью наследника. Кроме главной жены он имел гарем и мог жить с любой из монашек монастырей, так как являлся воплощением бога Солнца на Земле. Наследник назначался при жизни правителя обрядом публичного пострижения волос. Будущий наследник помогал отцу и учился управлению. Существовало 10 возрастных групп населения, каждая из которых имела определенные права и обязанности. 1группа: грудные младенцы. 2 группа: дети до 2 лет. 3группа: играющие дети. 4 группа: дети 9-12 лет. 5 группа: подростки 12-18 лет. 6 группа: 18-25 лет - служащие в армии. 7 группа: 25-50 лет – женатые и ведущие хозяйство. 8 группа: 50-80 лет – старики. 9 группа: 80 лет и старше - глухие старики. 10 группа: больные.

В государстве не было восстаний. Эта социальная система давала обеспечение по старости. Ее поэтому иногда называют «индейским социализмом». В империи не существовало денег, а только натуральный обмен на рынке. Золото используют как украшение. Армия хорошо обучена и оснащена (палицы с каменными или металлическими завершениями). Здесь были прекрасные дороги и почта. Гонцы пробегали от стоянки до стоянки около двух километров, в результате эстафеты 2000 км преодолевалось за 3 дня. Инки слагали стихи, которые впоследствии были записаны иезуитами. Распространено узелковое письмо кипу, на котором можно считать до 1000000. Знать обучалась в университетах 4 года, где изучала язык кечуа, солнечную религию, узелковое письмо кипу, историю и военное дело. Инки ткали плотные ткани, плотностью 80 ´ 45 нитей/см (современная парашютная ткань имеет плотность 60 ´ 30 нитей/см). Они делали операции, в том числе и трепанацию черепа.

Последнего Инку звали Тупаку Омару.

Дополнительные сведения.

Древнейшие культуры Перу соотносятся с III тыс. до н.э.

Недалеко от г. Лимы существовала в это время культура, представители которой не знали о существовании металлов, но возводили глиняные и каменные храмы на искусственных платформах. Известен храм Скрещенных рук. Позднее этот жест-знак встречается в Колумбии.

Культура Чавин , связанная с культом Ягуара была распространена в конце II – середине I тыс. до н.э.

Культура Наска (середина II в. до.н.э.) соотносится с долинами рек Ика, Писко и Наска. Здесь найден «деревянный Стоунхендж Перу» – святилище Эскукерия. Оно состоит из сотен высушенных стволов мескитового дерева. Центр композиции – квадрат, образуемый 12 рядами по 12 колонн в каждом. Найдены гиганские изображения в пустыне Наска. Галерея Пампа-де-Наска – это площадки, линии, спирали, человеческие и звериные «фигурас» (геоглифы). Голова гигантской птицы (длина 120м) направлена к точке восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. По версии М. Стингла индейцы хоронили умершего с помощью воздушного шара треугольной формы. Умершего на закате клали в плетеную корзину, воздушный шар поднимался над морем и скрывался за горизонтом.

Культура Мочика (I - VII вв. до н.э.) оставила после себя пирамиды Солнца и Луны. В Пампа-Гранде. Пирамида Солнца имеет основание 342 ´ 159 м. Уникальны изделия из золота. До нас дошла легенда о существовании золотого сада и свидетельства очевидцев о комнате с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма и парила в воздухе при незначительных колебаниях воздуха. Бабочки были расплавлены завоевателями. В результате они получили 4 кг 700 г. чистого золота. Вокруг озера Титикака найдено много чульп – погребальных башен прямоугольной и цилиндрической, расширенной кверху формы.

По легенде, основатель культуры Чиму приплыл в Перу с севера со своим отрядом на плотах Его имя Наймлан. «Найм» означает «птица» или «полет». Чиму построили город Чан-Чан площадью 18 кв. км. Город обнесен двумя рядами оборонительных стен и разделен на 10 кварталов 450 ´ 300 м. Во многих отношениях обычаи, царившие в государстве Чиму мало отличались от обычаев XXV в. Инков. В 1460-х гг. столкнулись две культуры – прибрежная культура Чиму, поклонявшаяся Луне, и горная культура Инков, поклонявшаяся Солнцу. Победа осталась за второй. От культуры Чиму сохранились глиняные рельефы с изображением птиц, рыб, ящериц, лисиц, орнаментов. Верховное божество в Перу издревле изображали в обрамлении арки-змеи, в окружении хищников. Арка символизировала радугу, Млечный Путь, гром, небосвод.

Культура Ольмеков – одна из культур древней Мексики. Сан-Лоренцо – столица ольмеков - была покинута по неизвестным причинам в 900г. Второй столицей «ягуарных» индейцев стала Ла-Вента. В Ла-Венте найдены огромные каменные головы.

Племена Чоль и Цельталь оставили в Паленке (Мексика) знаменитый ансамбль, в котором башня дворца, 4-х этажное здание, являлось одновременно обсерваторией.

Интересна культура тольтеков. Сохранилась Пирамида Утренней звезды в Туле (Толлане).