Ремонт Дизайн Мебель

Двадцать четыре морских узла. Что представляет собой узел рыбацкий штык? Кто придумал узел простой штык

Рыбацкий штык — это узел, который предназначен для привязывания якорного каната к якорю. За много веков существования судоходства не было изобретено более прочного узла, чем морской штык.

Морской штык выполняют на основе простого узла, его относят к типу незатягивающихся морских узлов. Простой штык представляет собой петлю, выполненную на основе 2−3 полуштыков. Крепеж обладает такими качествами, что его можно легко развязывать и завязывать, даже в том случае, когда трос держится под давлением. Этот крепеж вяжут из 3 полуштыков.

Простой крепеж отличается высокой прочностью. Выполнить его легко и несложно запомнить способ вязки. Поэтому он и используется у моряков. Таким соединением альпинисты пользуются для фиксации троса к опоре при изготовлении подвесной переправы, так как развязывать канат надо, когда он сильно затянут. Другие узлы не подойдут для этой цели, так как их можно развязать, лишь когда ослаблен трос.

Применение

Такое соединение используют в морском судоходстве для привязывания троса к стояночному якорю. За многие годы применения узла в морском деле он не потерял своей актуальности. Для использования на морских судах он считается надежным, прочным, его легко развязать, когда это нужно. Крепление не портит канат в результате перетирки. Даже под воздействием морских волн это соединение отлично держит якорь.

Пошаговая схема вязки узла рыбацкий штык

Зная, как завязать узел простой штык на вертикальной опоре, можно спокойно оставлять лодку на берегу. Свободный конец каната за опору заводят слева направо. Свободный конец троса перекидывают через основной, заводят снизу в получившуюся петлю. Так образуют полуштык.

Затем свободный конец каната отводят вправо, его центр берут в правую руку, а часть троса, зафиксированную в узле, опять тянут влево, перебрасывают через основной и просовывают снизу в новую петлю, создавая второй полуштык и при этом формируя простой крепеж.

Чтобы соединение было более прочным, можно таким же образом сделать 3 полуштык. Но в простой ситуации достаточно бывает 2 полуштыков. Свободный конец каната привязывают к основному контрольным соединением. Таким образом, канат закрепляется к опоре надежно.

Вместо контрольного соединения можно свободный конец троса привязать к основному концу тросом малого диаметра. При этом полуштыки, образующие простое соединение, не затягивают, и соединение развязать легко, даже при под большой нагрузкой. Так делают моряки во время крепления каната к опоре.

У альпинистов завязывание такого узла заканчивается образованием контрольного крепления ходовой стороной каната. Если имеется большой запас каната, такое соединение формируют сдвоенным концом: ходовой конец троса складывают вдвое и выполняют простой крепеж так, как если бы одинарный канат был вместо двойного.

Альтернативные варианты штыка

Есть и другие виды штыка, имеющие отличия и позволяющие применять их в некоторых ситуациях с наибольшей эффективностью. Это двойной и тройной, штык с обносом, мокрый полуштык, рыбацкий, штык со шлагом, коечный, мачтовый, обратный.

Двойной и тройной

Двойной и тройной штыки отличаются от простейшего тем, что вместо одного оборота каната вокруг опоры делают 2 или 3. Эти виды отличаются большей прочностью благодаря добавочным оборотам. При этом воздействие нагрузки на полуштыки, которые составляют крепеж, будет наименьшим из-за силы трения каната в точках крепления к опоре. При этом канат не будет истираться.

С обносом

Чтобы понять, как вязать штыковой узел с обносом, сначала совершают свободным концом веревки оборот вокруг стояка. Потом узелок перебрасывают через основной и опять окручивают столб в противоположную сторону. После этого делают полуштыки, как при простом соединении. Крепеж меньше скользит при переменном направлении нагрузки. Петли каната обвивают столб по обе стороны от основного конца, на которое оказывается давление. Двумя шлагами штык с обносом позволяет привязать садок к неподвижному объекту. Конструкция зависит от прочности первого и второго шлага.

Обратный

Обратный штык — это перевернутый крепеж с обносом. Используют его моряки, когда появляются препятствия при обносе основного конца шнура вокруг столба. При создании узла опору надо обойти один раз. При вязании соединения с обносом обходить вокруг столба нужно 2 раза. Эта конструкция имеет те же достоинства, в отличие от простейшего соединения, что и крепеж с обносом, но при сравнении с ним обратный тип более удобный.

Коечный

Коечный штык раньше в морской практике завязывали для подвешивания гамаков на судах. Он отличается от простого типа тем, что вместо первого простого соединения вокруг столбов вяжут восьмерку. У такой конструкции есть достоинства в отличие от простого крепления. Недостатком является более сложная и длительная вязка коечного крепления.

Возможные ошибки при вязке

При формировании якорного узла можно допустить некоторые ошибки:

  1. При формировании двух полуштыков на основном конце троса выходит коровий узелок вместо выбленочного. Это считается ошибкой. При натяжении каната может произойти затягивание крепления, таким образом, появятся сложности при его формировании.
  2. При формировании соединений вместо 3 полуштыков вяжут 4 и больше. Это является ошибкой, потому что создание больше трех полуштыков не увеличит надежности крепления, а только повысит время завязывания и развязывания крепежа.
  3. На конце простого штыка не формируют контрольный узелок, а свободный конец каната не фиксируют на основном предложенным раньше способом. Это ошибка. Без крепления свободного конца троса крепеж при переменных нагрузках может развязаться.

Если, учитывая возможные ошибки, вы сможете правильно завязать данный морской узел, то это поможет осуществить крепление якоря к яхте или паруснику и надежно закрепить судно к якорному грузу или опоре, которая находится на берегу.

Простой штык

Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягива-ющийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. Выбленочный узел), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. Коровий узел). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.
Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: «Два полуштыка спасли корабль королевы» и «Три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты».
Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.
На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.


Морские узлы. - М.: Транспорт . Л. М. Скрягин . 1984 .

Смотреть что такое "Простой штык" в других словарях:

    Каноническое название Простой штык Синонимы Штык Категория Незатягивающиеся узлы Применение Закрепление швартовных концов за прича … Википедия

    Простой штык со шлагом … Википедия

    От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого … Морские узлы

    Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла… … Морские узлы

    - (Bend clinch) узел, применяющийся при креплении конца швартова к береговым палам (тумбам) или для временного соединения двух перлиней. Чтобы правильно связать штык, обносят его ходовой конец вокруг пала (или продевают в петлю другого штыка) и,… … Морской словарь

    Штык Штык (от польск. sztych) холодное колющее оружие. Штыковая лопата. Штык или Простой штык тип морского узла; различают простой штык и рыбацкий штык. Мемориальный комплекс «Штыки» … Википедия

    штык к винтовке Мосина обр. 1891 г. - штык к винтовке Мосина обр. 1891 г. 1891 Впервые в русской армии четырёхгранный штык был принят к пехотной винтовке «Бердан» обр. 1870 г. именно на его базе разработан и поступил на вооружение вместе с винтовкой Мосина в 1891 г. новый… … Военная энциклопедия

    Штык - небольшая отливка из чугуна или меди простой формы для дальнейшего передела … Энциклопедический словарь по металлургии

    - (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий… … Морские узлы

    Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. Выбленочный узел) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как… … Морские узлы

Сегодня лишь стенды морских музеев и страницы старинных руководств могут познакомить с вершинами уходящего в прошлое мастерства такелажных работ. Технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность во всевозможных ручных поделках на тросе. И не случайно в морских вузах и училищах закрывают такелажные кабинеты, программы обучения матросов такелажному делу, периодически сокращают.
И все-таки жив морской узел: ревностных хранителей старинного ремесла можно встретить во многих наших яхт-клубах. Люди эти, а моряки они, чаще всего, отменные, способны с неуловимой для глаза быстротой вязать узлы, быстро и красиво делать сплесни, огоны, кнопы, мусинги, оплетки...
Выполняя пожелания читателей «Катеров и яхт», еще только приобщающихся к водному спорту и морскому делу, на вкладке этого номера приводим рисунки 24 наиболее употребительных морских узлов. Надеемся, что эта публикация поможет приобщиться к таинству вязания красивых, а главное — надежных узлов, которые не подведут в критической ситуации. Именно в надежности и легкости развязывания—«отдачи»— и состоит главное достоинство морского узла. Но следует, помнить, что каждый узел хорош лишь на «своем месте»: поэтому надо не только научиться вязать основные узлы, но и разобраться — когда и где их следует применять!
Мы упоминали о яхт-клубах. Однако знание морских узлов необходимо не только яхтсменам. Плавание на любой лодке начинается с узла на швартовном конце. Любому водномоторнику приходится завязывать страховочный трос на моторе, вставать на якорь, принимать буксирный конец, застропливать тяжелый двигатель, чтобы снять его для ремонта и т.д. и т.п.
При вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов. Те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными.
Переходим к рассмотрению узлов, изображенных на вкладке между стр. 48 и 49.

1, 2. ПРЯМОЙ И РИФОВЫЙ УЗЛЫ.
Два верхних (ходовых) конца должны выйти с той же стороны, что и два нижних, т. е. узел должен быть симметричным. Если симметрия не соблюдена, это будет уже не прямой узел, а «бабий».
Прямой узел применяется в случаях, когда требуется быстро связать два конца или закрепить трос к какому-либо предмету. Затянутый прямой узел иногда легче разрезать, чем развязать.
hspace="5">Чтобы узел легко раздавался, его делают с петлей на одном из ходовых концов. При этом получается уже не прямой, а рифовый узел. Дернув за конец петли, его легко развязать. Петля является единственным внешним отличием рифового узла от прямого. Легко догадаться, что этот узел начал свою
жизнь с вязания риф-штертов на парусах. Применять рифовый узел на пружинящих и скользких синтетических тросах не рекомендуется — он может отказать. По этой же причине не следует связывать им и концы резко отличающегося диаметра.


Ходовой конец этого узла дважды обносят вокруг коренного, затем операцию повторяют, но в противоположном направлении. Этот узел затягивается меньше, чем одинарный. Его используют при связывании тонких линей, нитей типа «жилка», юзиней из синтетических материалов малого диаметра (юзинь — особый вид линя для обделки шлюпочного такелажа). Этот узел имеет еще и второе название — хирургический.


Пригоден для связывания концов различного диаметра. Этот узел безопасен, надежен, не затягивается под нагрузкой. С его помощью можно, например, наращивать якорный конец.

Начиная вязать плоский узел, один из концов складывают петлей. Плоский узел отличает симметрия: он завязан правильно, если связываемые концы переплетаются один другим в строгой последовательности — идут «через один под один».

.
Наложив ходовой конец на коренной и образовав небольшую петлю, заводят в нее ходовой конец с другой стороны — ближайшей его частью от точки скрещивания: получается петля в петле. Если потянуть за концы не тянутого узла, петли распадутся.Если во вторую петлю вставить что-либо, например свайку, при обтягивании концов ее заклинит.

Узел широко используется как в такелажном деле, так и в морской практике. Его можно затянуть, если требуется, на утке или другом предмете. «Заклинить» вторую петлю можно и без пропущенной в нее свайки. Для этого, придерживая вторую петлю, обтягивают первую.

6. ПРОСТОЙ ШТЫК.
Применяется чаще всего для швартовки. Ходовой конец троса проводят в рым ал» обносят вокруг пала, накладывают на коренной конец и через петлю выводят наверх. Два правильно выполненных штыка (а накладывать ходовой конец на коренной лучше всего сверху и всегда в одном и том же направлении) образуют вокруг коренного выбленочный узел (см. 10). Отдается узел легко, особенно, если рым или предмет, на котором закреплен швартов, имеет размер, превышающий диаметр троса.
7. ШТЫК С ДВУМЯ ШЛАГАМИ.
Чтобы предотвратить износ троса при большом напряжении, целесообразно вместо простого штыка применять штык с двумя шлагами, которые заводят вокруг рыма или пала. Узел не затягивается. Его нетрудно отдать, даже когда трос туго набит.
8. ШТЫК С ОБНОСОМ.
Научившись вязать штык с двумя шлагами, легко освоить и штык с обносом. Этот узел напоминает буксирный (см. 24) и также хорош для швартовки.
9. РЫБАЦКИЙ ШТЫК.
Это своего рода вариант штыка с двумя шлагами. Применяется при швартовке, но чаще всего используется для ввязывания конца в скобу якоря. Держит превосходно. Легко отдается, если его заранее специально втягивать с усилием.
Вокруг якорной скобы вяжут с некоторой слабиной два шлага и выбивают их величину. Затем ходовой конец пропускают под шлаги. Завершают узел одним или несколькими штыками и страховочным бензелем (связывают ходовой конец с коренным каким-либо тонким тросиком).


Если требуется надежно закрепить трос на каком-либо предмете или на другом тросе (вантах, стойке, пале), применяют выбленочный узел. Первый шлаг ходового конца обносят вокруг предмета или набрасывают на него так, чтобы конец прошел над коренным. Второй шлаг пускают рядом, но в противоположном направлении. Узел надежен, если тяга равномерно разносится на оба конца. Чтобы он эффективно работал при односторонней тяге, ходовой конец крепят бензелем к коренному.


Когда требуется разнести нагрузку на два конца троса или полностью перенести ее с одного конца на другой, прибегают к задвижному штыку. Узел начинают вязать со шлага вокруг работающего троса. За первым шлагом образуют второй, перекрывая им коренной конец первого шлага. Третий шлаг выполняют, немного отступив от двух первых, затем ходовой конец пропускают вокруг обвязываемого троса в противоположном, по отношению к положению коренного конца, направлении. Делается это с тем, чтобы третий шлаг при затягивании узла оказался хорошо зажатым. Рабочей частью узла служат два первых шлага. Вероятность проскальзывания уменьшается, если шлаги делаются по свивке троса. Нагрузка на вспомогательную снасть должна по направлению совпадать с направлением тяги троса (шкота, фала, швартова). Недостатком задвижного штыка является то, что он затягивается под действием нагрузки.

На рангоуте задвижной штык вяжут, пуская второй шлаг не поверх первого, а параллельно ему. Третий шлаг делается так же, как на тросе.


Присмотревшись к этому узлу, нетрудно заметить, что он очень похож на выбленочный. Рисунок его тот же, но шлаги с одной стороны разделены веретеном якоря. Чаще всего буйрепный узел применяют для крепления к якорю конца — буйрепа, верхний конец которого ввязывают в томбуй — поплавок, показывающий то место, где на дне лежит якорь.


Трос складывают вдвое. Часть сдвоенного конца в точке перегиба — «спинке» — становится ходовой. Идущие параллельно и рядом коренные концы перекрещивают, получая малую сдвоенную петлю. В нее пропускают «спинку» ходовой части троса, протягивают и опускают вниз рядом с большой петлей. Петля, образованная ходовой частью троса, должна быть такой величины, чтобы в нее можно было легко заключить большую сдвоенную петлю. Когда эта сдвоенная петля пропущена через петлю, образованную ходовым концом, последнюю поднимают до места начала формирования узла и выводят поверх малой сдвоенной петли. Узел завершают обтягиванием.
Двойной беседочный узел может заменить «беседку», т. е. «боцманскую доску». Он удобен, поскольку большую сдвоенную петлю можно. образовать на любом участке троса, например, на его середине, а концы пустить через разные блоки. При нагрузке на любую из частей сдвоенной петли узел не затягивается.


Полезен для связывания двух тросов различного диаметра. Надежен при тяге за один конец, что выгодно отличает его из других узлов, применяемых с той же целью. В ряде случаев предпочтительнее прямого узла.
Конец одного из соединяемых тросов складывают вдвое, в образовавшуюся петлю проводят конец другого троса, обносят его вокруг первого сдвоенного троса и направляют под собственную только что пропущенную в петлю часть. Точно так же поступают, ввязывая какой-либо конец в стропку или огон.

15. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ.
Предпочтительнее и надежнее шкотового. Особенно, если приходится иметь дело со скользкими пружинящими концами из синтетических волокон. От шкотового его отличает то,что конец одного из тросов дважды обносится вокруг сложенного вдвое конца другого троса.

16. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ.

Петля этого узла не затягивается под нагрузкой. Один из нескольких способов завязывания узла заключается в ввязывании ходового конца в малую петлю, образованную на коренном конце простым его перегибом. Когда ходовой конец проведен в малую петлю, его обносят вокруг коренного и снова направляют в малую петлю. Размер незатягивающейся большой петли определяется сообразно назначению узла.


Один из наиболее ходовых узлов, применяемых для крепления поднимаемых на высоту или буксируемых предметов (досок, бревен и т. п.) Удавку часто используют для крепления концов сезней, когда требуется закрепить паруса, сложенные на рангоуте.
Завязывая узел, ходовой конец обносят вокруг предмета, обводят им коренной конец и несколько раз обматывают его вокруг самого себя. На трехпрядном тросе это делается в направлении свивки троса. Для линей в оплетке направление закрутки никакого значения не имеет.
Чтобы длинный предмет «не гулял» при подъеме или буксировке, ближе к его концу, на некотором расстоянии от удавки, образуют шлаг со стороны направления тяги. Такой узел называют удавкой со шлагом.


Топовый, а точнее — тройной топовый узел чаще всего применяют для крепления на топе временной (аварийной) мачты стоячего такелажа.
На палубе последовательно одна на другую укладывают три петли. Затем петли сдвигают так, чтобы левая часть первой (нижней) петли легла поверх правой части верхней и обе они оказались бы в центре нижней петли. Вытянутые в стороны и выравненные части боковых петель как бы образуют два лепестка по сторонам узла. Остается поднять и выравнять до величины боковых петель верхнюю. Узел готов. Через его центр пройдет топ мачты. В три петли после обтягивания узла ввязывают шкотовыми узлами штаг и ванты. Для ахтерштага предназначается длинный ходовой конец, который связывают с коротким беседочным узлом. Если ходовые концы короткие, их связывают и в образовавшуюся при этом четвертую петлю ввязывают ахтерштаг. Если временная мачта устанавливается прямо на палубу, то ее шпор, как и топ, можно укрепить — растянуть — с помощью тройного топового узла.

19. «ВОСЬМЕРКА».
Применяется в роли стопора снасти в кипе, блоке. Формируя узел, ходовой конец накладывают на коренной, пускают под него и, вновь выведя наверх, направляют в петлю, которая получена в начале работы. Под нагрузкой узел затягивается.

20. ДВОЙНАЯ «ВОСЬМЕРКА».
По объему больше одинарной. Получается за счет второго обноса ходового конца вокруг коренного перед направлением его в петлю и затягиванием.


Используется для временной разгрузки какой-либо снасти, переноса ее на другое крепежное устройство или лебедку. От задвижного штыка, применяемого с той же целью, стопорный узел отличается тем, что под нагрузкой не затягивается, но менее надежен.
Завязывая этот узел, ходовой конец стараются пускать параллельно концу под нагрузкой и как можно ближе к направлению тяги. Стопорящий трос обносят вокруг работающего троса, делают им несколько витков вокруг последнего по направлению свивки и прихватывают ходовой конец стопорного троса к работающему каболкой или придерживают его рукой. После этого нагрузку можно осторожно перенести на стопорный трос и освободить ходовой конец рабочего троса.

22. «КОШАЧЬИ ЛАПКИ».
Этот узел идеален для крепления стропа на гаке. Не затягивается; держит превосходно, если нагрузка ложится равномерно на обе его части.
Верхнюю часть стропа перегибают и опускают на идущие параллельно к нижней части коренные концы. Каждую из двух образовавшихся петель синхронно закручивают наружу один или несколько раз вокруг собственных концов. Узел готов. Остается накинуть петли стропа на гак.


Похож по виду на штык с обносом, но отличается от него тем, что ходовой конец проводится петлей под коренной конец на банке шлюпки.Отдается, если дернуть за конец петли.
Узел удобен для крепления буксирного конца на шлюпках, не имеющих уток. Конец находится всегда под рукой у гребца, что исключает необходимость лишнего передвижения по шлюпке, чреватого опрокидыванием. Если на штевне нет рыма или обуха, в который пропускают фалинь или буксир, шлюпочный узел следует вязать на ближней к носу банке.


Заложив трос на гак, ходовой конец его пускают поверх коренного и снова направляют на гак. Операцию повторяют несколько раз, если хотят застраховаться от проскальзывания троса под нагрузкой. Дополнительные обносы весьма полезны, когда имеешь дело с концами из синтетики.
Этот же узел применим при креплении буксирного троса за мачту. При этом, правда, весь ходовой конец приходится обносить вокруг коренного и мачты. В случае с битенгом поступают аналогично креплению буксира на гаке.

Рыбацкий узел штык, или, по-другому, якорный узел - название говорит само за себя, используется для крепления каната к рыму или к скобе якоря.

За все время существования судоходного дела, а это не одна тысяча лет, не придуман более подходящий способ для крепления якоря. Этот вариант узла чем-то схож с простым штыком или простым штыком со шлагом.

Отличие его в том, что первый из полуштыков проходит внутри шлага, который обхватывает предмет.

У любого рыбака любимое дело не обходится без узлов. Опытный рыбак всегда сумеет надёжно объединить в удочке несколько видов лески, привязать крепко крючок, блесну или другую снасть, зафиксировать все необходимое на леске.

250 кг рыбы за 1 рыбалку

Задержанные браконьеры рассказали секрет своего успеха для хорошего клёва. Рыбинспекторов так удивило отсутствие у них браконьерского снаряжения...

С умом привязать садок под улов, чтобы тот не отвязался. Особенно полезно знание узлов тем, кто ходит рыбачить в море. Всегда необходимо владеть информацией о том, как правильно завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент.

Статья посвящена разновидностям узлов, которые найдут свое применение не только в указанных ситуациях. Каждый из узлов можно считать уникальным, так как может применяться где угодно.

Мы расскажем, что собой представляет узел, какой вид узла уместнее использовать в той или иной ситуации, а так же как правильно их вязать.

Узел – это старый способ соединения одной или более верёвок. Происходит оно с помощью связывания и переплетения «ходового» и «коренного» концов каната, веревки, лески.

Ходовым концом называется незакрепленная часть троса, которой мы образовываем узел. Коренной конец представляет собой вторую часть троса, зафиксированную в неподвижном состоянии.

Все существующие узлы разделены на группы по их назначению. В нашем рассказе речь пойдёт о незатягивающихся узлах, широко используемых в морском и даже рыболовном деле.

Штык с обносом - узел, который в несколько раз крепче по сравнению с обычным штыком с двумя шлагами. Его отличие заключается в отсутствие скольжения троса по объекту, за которым закреплен узел, и поэтому крепёж концов на этом узле необязателен.

Отсутствие скольжения даёт преимущества при резком изменении направления тяги.

Неплохо подойдет, чтобы надежно привязать садок к неподвижному объекту и даже если в воде присутствует течение, садок не развяжется и вода не заберет ваш улов.

Как правильно вязать узел штык с обносом

  • Сделайте оборот ходового конца вокруг предмета, направление: сзади наперед;
  • Протяните ходовой конец за коренным и сделайте оборот предмета теперь спереди назад;
  • Далее заведите ходовой конец над коренным, после чего выведите его за коренной и протяните в образовавшуюся петлю – у вас образуется один полуштык;
  • Повторите действия, чтобы сделать еще один полуштык;
  • Закрепите концы друг с другом бечевкой, затяните узел.

Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 – этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.

В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).

Выполнение

Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рисунок а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рисунок б).

В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рисунок в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара.

Завязанный узел показан на рисунке г.

Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.

Как правильно вязать

  • Оберните объект ходовым концом вокруг объекта по направлению сзади наперед;
  • Сделайте еще два оборота в том же направлении;
  • Образуйте ходовым концом вокруг коренного полуштык;
  • Сделайте на коренном конце еще один полуштык;
  • Крепко стяните оба конца тонкой бечевкой;
  • Затяните узел.
  • Поздравляем, узел штык со шлагом готов!

Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом штык со шлагом, однако имеется одно существенное отличие. Веревку в рыбацком штыке протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел штык рыбацкий не стягивается и держит очень крепко.

Как правильно вязать рыбацкий штык

  • Проденьте ходовой конец в якорное кольцо сзади;
  • Пропустите в кольцо в том же направлении еще один раз;
  • Проведите конец за коренным и протяните через образовавшиеся петли;
  • Проведите ходовой конец сначала «за», а потом «перед» коренным, затем направьте в петлю – образуется полуштык;
  • Затяните узел.
  • Стяните два конца каната и закрепите их бечевкой.

Простой полуштык - самый распространенный и давний вид узлов. Он имеет широкий круг применения, поскольку является одним из элементарных незатягивающихся узлов.

Сам по себе этот узел не представляет никакой надёжности, однако, с зафиксированным ходовым концом эффективно справляется с любой тягой.

Неважно, какая сила натяжения будет на узел, он ни за что не затянется, максимум он затянет петлю и тем самым передвинется к предмету.

Основной его задачей является закрепление других видов узлов.

Однако и рыбакам он может пригодиться: например, быстро привязать ваше судно к пирсу, если остановка будет недолгой, или при необходимости временно соединить части лески.

Как правильно вязать простой полуштык

  1. Следует обернуть ходовой конец вокруг предмета, заведя его сзади;
  2. Далее протяните, оберните его вокруг коренного конца и проденьте ходовой конец в образовавшуюся петлю;
  3. Закрепите оба конца тонкой бечевкой;
  4. Затяните узел.
  5. После проделанных движений простой полуштык готов!

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.