Ремонт Дизайн Мебель

Антитеза анафора инверсия литературоведческий термин. Стилистические фигуры. Анафоры, антитезы, инверсии

Урок русского языка

Разработала Бондаренко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ – Лопатенской СОШ Клинцовского района Брянской области

Тема урока: Фигуры: анафора, антитеза, градация

Цели урока: изучить понятие фигуры и её основные виды; развитие практического

умения определять в тексте виды фигур и использовать в речи;

воспитание любви к поэтическому слову.

План урока

1. Оргмомент

2. Лингвистическая разминка

3. Повторение изученного

4. Подготовка к восприятию новой темы

5. Изучение новой темы

6. Практическая работа по закреплению изученного

7. Обобщение и подведение итогов урока

8. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

2. Лингвистическая разминка

На доске записаны термины: метафора, синекдоха, гипербола, метонимия, ирония, олицетворение, литота. Распределите на 2 группы: основные тропы и их разновидности. 2 учащихся выполняют у доски, остальные – на местах.

3. Повторение изученного : 1 задание. Укажите, какое определение

соответствует какому понятию.

2 задание. Какое выразительное средство используется в данном

отрывке или предложении? (См. приложение)

4. Подготовка к восприятию новой темы

Обратимся к теме нашего урока. Что из записанного вам знакомо?

Вспомните, на чём строится такое средство как градация? Мы используем слова в прямом или переносном значении?

5. Изучение новой темы

Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, практического употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. Сегодня мы изучим три фигуры: анафору, антитезу, градацию.

Анализ трёх примеров. Определите вид фигуры, которая вам знакома, - градация.

1. Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Градация

Какое значение имеет слово «антитеза»?

- Антитеза - стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий.

2. И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь.

Чем создаётся резкий контраст в звучании этих строк?

Какова особенность стилистического приёма, использованного автором в данном стихотворении?

3. Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча.

Коль рубить, так уж сплеча.

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

А.К.Толстой

Анафора – (единоначатие) повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Что же отличает анафору, антитезу, градацию от основных тропов?

Они не построены на переносном значении слов. Это фигуры. Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

6. Практическая работа по закреплению пройденного

Упр. №497 по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой

7. Обобщение и подведение итогов урока

Что изучили? На каком принципе строятся фигуры в русском языке как выразительные средства?

8. Домашнее задание.

Карточки с заданием: определить выразительное средство, использованное в текстах.

Подобрать из текстов художественной литературы примеры градации, анафоры, антитезы

Приложение

Задание для повторения изученного

1. Основные тропы: а) метафора

б) метонимия

в) ирония

г) гипербола

1.Троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению.

2.Троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

3.Троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения.

4.Троп, основанный на осмеянии, употреблении слова или высказывания в смысле, противоположном прямому.

2. Разновидности основных тропов: а) олицетворение;

б) синекдоха;

в) литота

1.Один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

2.Приём, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия.

3.Приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных.

Задание на дом

Определите тропы

1. По неделе ни слова ни с кем не скажу, всё на камне у моря сижу. (А.Ахматова)

2. И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М.Лермонтов)

3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более напёрстка.(А.Грибоедов)

4. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души.

К.Бальмонт

5.Целый день осыпаются с клёнов

Силуэты багряных сердец.

Н. Заболоцкий

6. Герой не моего романа. (А.Грибоедов)

7. И золотеющая осень листвою плачет на песок. (С.Есенин)

8. Я никогда не знал, что столько тысяч тонн

В моей позорно легкомыслой головёнке. (В.Маяковский)

9. Хорошо всегда иметь крышу над головой.


Художественное определение – употреблённое в переносном значении ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, реже - наречие. Чёткий воздух свеж и чист. (М. Волошин) Там поют соловьи панихиды хрустальные.(А. Вертинский) Я люблю усталый шелест старых писем …. Морозов царственно - суровых. Эпитет –художественное определение


1. Чаще всего с помощью союзов КАК, ЧТО, БУДТО … Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась. 2. Творительный сравнения - « Лежал закат костром багровым » 3. Обороты с использованием сравнительной степени – « Под ним струя светлей лазури …» Сравнение - приём, основанный на сопоставлении явлений с целью выделить какой - нибудь важный признак.




Сосуд – вместилище: Выпил две чашки Человек – одежда: И вы, мундиры голубые Населённый пункт – жители: Весь город обсуждал это известие. Организация – сотрудники.: Завод принял решение …. Автор – произведение: … бранил Гомера, Феокрита … Метонимия - перенос значений по смежности явлений.










В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, « пишущий эти строки » вместо « я » в речи автора, « погрузиться в сон » вместо « заснуть », « царь зверей » вместо « лев », « однорукий бандит » вместо « игральный автомат ». Различают логические перифразы (« автор Мёртвых душ ») и образные перифразы (« солнце русской поэзии »). Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения


Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор. Анафора – повторение слов или сочетаний в начале предложения, строки …










Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. В Имеретии. Зимою. Как в Переделкине, как под Москвою. Боюсь гостиниц. Может, потому, Что чувствую, что в номере когда-то Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. Парцелляция - предложение, которое расчленено на интонационно- смысловые речевые единицы


Многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи. Пример: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Многосоюзие - намеренное увеличение количества союзов в предложении


… Традиционное построение предложения: подлежащее, сказуемое и определение, стоящего перед существительным: « Ветер гонит серые облака». Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Капли, падающей с крыши, Быть услышанной – испуг Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении


Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! Умолчание - прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, в расчете на догадку читателя.



"Да он на этом собаку съел", "а время-то бежит", "здесь весь город собрался"... Мы настолько привыкли к подобным фразам в устной и что даже не замечаем использованные здесь фигуры речи и тропы. Более того, многие люди даже не знают об их существовании. А между тем, тропы и фигуры речи занимают в нашей жизни настолько важное и прочное место, что представить без них даже обычный повседневный разговор было бы довольно сложно...

Фигуры речи - это все используемые нами синтаксические и лексические средства, которые нужны для придания тексту яркости и выразительности.

К синтаксическим относят те фигуры речи, которые используют манипуляции со словами, предложениями и знаками препинания:

Инверсия (нарушение классического "Швейцара мимо он стрелой";

Антитеза (речевой оборот с использованием противопоставления). "У меня был черный платок, а у сестры Маши - белый";

Зевгма (использование среди элементов, выбивающихся из общего ряда по смыслу). "Он взял три недели отдыха и билет в Ментоне";

Анафора и эпифора (прием повторения одинаковых структур в начале или конце нескольких предложений подряд). "В той долине солнце светит. В той долине счастье ждет", "Лес не тот!— Куст не тот!— Дрозд не тот!";

Градация (расположение элементов по степени возрастания или убывания их значимости). ;

Эллипсис (пропуск члена предлажения, который подразумевается в контексте). "С вокзала он прямо сюда" (пропущен глагол);

Риторические вопросы, обращения и восклицания. "А есть ли в нашей жизни смысл?", "Приди же, весна, сюда поскорее!";

Парцелляция (разбитие предложения на части, каждая из которых оформляется в виде отдельного предложения). "И вот. Вернулся я домой. Туда. Где был я. Молодым".

Лексические фигуры речи включают в себя те, в которых используется "игра" смысловыми значениями слов:

Синонимы и антонимы (слова, сходные/противоположные по смысловому значению). "Красные, алые, лиловые краски", "Он весел или грустен?";

Гипербола и литота (художественное преувеличение/преуменьшение). "Весь мир застыл в ожидании", "Прелестный шпиц, не более напёрстка";

Окказионализмы (слова, впервые введенные автором). "Прикнопкай мне картинку";

Метафора (скрытое сравнение, основанное на придании одному предмету свойств другого). "Пчела из кельи восковой летит за данью полевой";

Оксюморон (сочетание взаимоисключающих по смыслу слов). "Юная бабушка, кто вы?";

Олицетворение (придание неживому предмету качеств живого). "Пришла зима, и лес уснул, чтоб пробудиться лишь с весенним солнцем";

Перифраза (замещение самого слова оценочным суждением или описанием). "Я возвращаюсь в мой любимый город на Неве";

Эпитет (образное определение). "Его грядущее - иль пусто, иль темно".

Фигуры речи иллюстрируют богатство русского языка и помогают не только выразить свое индивидуальное отношение к предмету, но и показать его с новой стороны. Они придают тексту живость и непосредственность, а также помогают выявить авторскую точку зрения. Поэтому необходимо уметь распознавать и использовать речевые фигуры, ведь без них наш язык может стать сухим и бездушным.

Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека. Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.

Троп

Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.

Троп, таким образом, - это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.

Фигура речи

Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.

Выразительность речи - особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).

Антитеза

Антитеза - это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: "Мягко стелет, да жестко спать".

Синтаксический параллелизм

Таковы основные фигуры выразительности речи.

Цель: познакомить учащихся со стилистическими фигурами; развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать стилистические фигуры; совершенствовать умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям старшеклассников; способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли. оборудование: учебник, учебные тексты.

Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. В. Гоголь). Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение. Напряжённость и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Эх, ! Птица тройка! (Н. В. Гоголь)

К числу изобразительных средств синтаксиса относятся также особые построения словосочетаний предложений или группы предложений, как бессоюзие и многосоюзие.

Многосоюзие - это такое построение речи, при котором намеренно повторяются , поставленные между членами простого предложения или между частями сложного предложения (это делается для их логического и интонационного подчёркивания, показа единства перечисляемого): По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (а. И. Куприн). Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи.

Бессоюзие - это такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения с целью придать высказыванию динамичность: Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (а. С. Пушкин).

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создаёт особый стилистический эффект:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнём,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством.

(А. С. Пушкин)

Инверсия (перестановка) - расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство. Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.: Летние ночи не долги (прямой порядок, спокойное, ясное ). Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.

Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет ещё и ритмообразующую функцию.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. наблюдение над языковым материалом

Š Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения. Объясните, для чего они используются.

1) Орлам случается и ниже кур спускаться:

Но курам никогда до облак не подняться!

(И. А. Крылов)

2) Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М. Ю. Лермонтов)

3) Земля - владычица! К тебе чело склонил я (В. Соловьёв).

4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел её в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?

(М. А. Шолохов)

Š Найдите в текстах примеры градации, определите, по какому признаку располагаются её члены, опишите её выразительную роль.

1) Принёс - и ослабел, и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

(А. С. Пушкин)

2) Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

(С. А. Есенин)

3) а идти становилось всё труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело (В. М. Шукшин).

Š Найдите в текстах примеры антитезы. Определите, какие антонимы в них использованы, как приём противопоставления влияет на выразительность текста.

1) Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь, мой раб! Родной язык!

(В. Я. Брюсов)

2) Возникают, стираются лица,

Мил сегодня, а завтра далёк.