Ремонт Дизайн Мебель

Объекты названные в честь крузенштерна. Иван Крузенштерн. Великие Географические Открытия

Иван Фёдорович Крузенштерн

Основные события

Первое русское кругосветное плавание

Вершина карьеры

Адмирал, почетный член Академии наук

Орден Святой Анны 2-й степени

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern ; 19 ноября 1770 - 24 августа 1846 - российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.

Биография

Детство

Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791).

С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.

Служба

Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.

Гогландское сражение

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию - одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.

Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль - «Принц Густав» - сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля.

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна

В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.

«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

  • были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
  • было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
  • установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.

    Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом. В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 - 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    Директор морского кадетского корпуса

    В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.

    В отставке

    В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

    Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
    После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять - швунг жимовой.

    Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

    Награды

    • Орден Святого Георгия 4-й степени
    • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
    • Орден Святого Владимира 3-й степени
    • Орден Святой Анны 2-й степени
    • Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»

    Увековечивание памяти

    В Санкт-Петербурге, Ивану Фёдоровичу установлен памятник. 12 географических пунктов носят, имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. Также, его именем назван барк.

  • (1770-1846 гг.) - русский мореплаватель.

    Одной из самых выдающихся экспедиций, организованных Российско-Американской компанией, явилось кругосветное путешествие русских моряков под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Они вместе учились в Морском кадетском корпусе. Это были хорошо образованные боевые офицеры, участвовавшие в крупных морских сражениях, плававшие в 1793-1799 гг. на кораблях английского флота. Экспедиция должна была доставить товары на принадлежавшую тогда России Аляску и завязать торговлю с и . С этой целью в начале 1803 года в Англии были приобретены два шлюпа - «Надежда» и «Нева».

    7 августа 1803 года корабли из Петербурга отправились в свое далекое плавание. Они должны были пройти и , далее через , вокруг - в к Гавайским островам, после которых «Надежда» пошла к Петропавловску-Камчатскому и затем в Японию, а «Нева» - к берегам Аляски. В Кантоне обе экспедиции должны были встретиться и через вернуться обратно в Петербург.

    Путешествие было трудным: замена мачт, жестокий шторм, застигший их у архипелага , сильные , в которых шлюпы на два месяца потеряли друг друга. Только отличная выучка и суровая закалка помогли русским морякам справиться с бедами. Закончив все торговые операции, корабли, оставив берега Китая, Японии, Аляски, взяли курс на и 19 августа 1806 года возвратились к родным берегам. Первое кругосветное путешествие русских моряков удачно завершилось.

    8 период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

    Были значительно исправлены ; проводились (измерение на разных глубинах, определение и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);

    было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный , исследована часть Курильской островной гряды;

    установлен новый путь к русским владениям и Аляске.

    И.Ф.Крузенштерн не только открыл и провел съемки , описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом.

    Труды И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского о трехлетнем плавании вокруг света были изданы на многих языках. Имена этих исследователей увековечены: острова архипелага Туамоту и один из мысов на Аляске названы именем И.Ф.Крузенштерна.

    Иван Федорович Крузенштерн с детства мечтал стать военным моряком. И его мечте было суждено осуществиться. Но, прослужив совсем не долго на морских военных кораблях, он понял, что его настоящее призвание, это исследование необъятных и таинственных океанских просторов.

    Детство и юность

    Родился будущий знаменитый мореплаватель в 1770 году в Ревеле в семье обрусевших немецких дворян. Никто из его рода до него не был связан с морем. Но оно влекло Ивана с самых ранних лет. Поэтому, когда ему исполнилось 16, он, не раздумывая, поступил в морской кадетский корпус.

    Из-за вспыхнувшей войны со шведами, юный Крузенштерн выпускается из него досрочно в звании и принимает участие в морских сражениях. Но все они происходили у родных балтийских берегов, а юношу уже тогда тянуло к далеким морским странствиям.

    Не имея другой возможности осуществить свою мечту, Иван Федорович в 1793 году поступает на службу в британский флот. Шесть лет он бороздит на английских кораблях воды Атлантического и Индийского океанов. Именно в это время у него рождается мысль о первой кругосветной морской экспедиции.

    Кругосветное плавание и научная деятельность

    Вернувшись в Россию, Крузенштерн разработал и представил проект создания морского пути из балтийских портов на Аляску. Его сначала отклоняют. Но потом, когда встает вопрос о кругосветной экспедиции, Ивану Федоровичу поручают возглавить это дело.

    В 1801 году на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством Крузенштерна снаряжается и отправляется в плавание первая русская кругосветная экспедиция. Впрочем, назвать ее просто кругосветным плаванием никак нельзя. Длилась она два с половиной года и имела большое научное значение. За это время удалось нанести на карту множество еще неоткрытых островов и уточнить некоторых неучтенных островных земель. Также было исследовано 1000 километров побережья острова Сахалин и была выяснена причина свечения северного моря.

    После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

    Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский , впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

    (1770-1846)

    Адмирал Иван Федорович Крузенштерн – выдающийся мореплаватель и организатор первого русского кругосветного плавания, осуществленного под его командованием, был а также крупным ученым-гидрографом и педагогом. Он родился в Эстляндии, вблизи Таллина (Ревеля), 19 ноября 1770 г. Первоначальное образование он получил дома, а с двенадцати лет учился в ревельской соборной школе. В пятнадцатилетием возрасте, в 1785 г., И. Ф. Крузенштерн был отдан в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Ввиду сравнительно позднего по возрасту поступления в Морской корпус ему пришлось в продолжение короткого двухлетнего срока закончить общий, так называемый «кадетский» курс. После этого И. Ф. Крузенштерн был произведен в гардемарины и приступил к прохождению уже преимущественно специальных военно-морских предметов. Еще будучи в корпусе, И. Ф. Крузенштерн сблизился со своим товарищем по выпуску Юрием Федоровичем Лисянским, будущим спутником в кругосветном

    В это время Россия вела одновременно две войны на море: со Швецией на Балтийском и с Турцией на Черном, ввиду чего потребовалось срочное назначение большого числа офицеров на корабли. Вместе со своими товарищами И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский были раньше положенного срока выпущены весной 1788 г. из корпуса, но без производства в офицеры, а с обозначением «за мичмана». И. Ф. Крузенштерн был назначен на линейный корабль «Мстислав», которым командовал капитан бригадирского ранга Г. И. Муловский, блестящий, боевой, опытный моряк и весьма культурный и образованный офицер.

    Все первые годы службы молодого Крузенштерна прошли в боевой обстановке и были ознаменованы военными подвигами: в период 1788-1790 гг. на корабле «Мстислав» он участвовал в четырех сражениях с шведским флотом – Гогландском, Эландском, Ревельском и Выборгском, причем все время его корабль находился в первых рядах. В этих сражениях И. Ф. Крузенштерн показал большую храбрость и распорядительность и был в награду произведен сначала в мичманы (1789 г.), а затем за отличие при взятии шведского контр-адмиральского корабля – в лейтенанты (1790 г.). В Эландском сражении был убит Г. И. Муловский, командир «Мстислава», предназначавшийся в начальники уже подготовленной кругосветной экспедиции, не отправленной из-за войны. Он оказал большое влияние на И. Ф. Крузенштерна и заронил в его душу стремление добиться в будущем организации первого русского кругосветного плавания. После заключения мира И. Ф. Крузенштерн провел два года на берегу в Таллине (Ревеле), причем сравнительно малая служебная занятость позволила ему совершенствовать свои морские теоретические знания.

    В то время русский военно-морской флот, занятый обороной своих морских рубежей, не мог выделять военных кораблей для длительных учебных заокеанских плаваний. Поэтому практиковалось командирование молодых офицеров в качестве волонтеров на суда английского военно-морского флота, уходившие в дальние плавания. В числе двенадцати отличившихся молодых офицеров, командированных на 6 лет (с 1793 по 1799 г.) в Англию, оказался и И. Ф. Крузенштерн, а также его друг Ю. Ф. Лисянский.

    И. Ф. Крузенштерн плавал на различных английских судах у берегов Северной Америки, посетил приморские города Нью-Йорк, Филадельфию, Бостон, Норфолк и др., побывал в Вест-Индии и на островах Бермудских и Барбадосе, и в Нидерландской Гвиане, Африке, Индии и Китае, после чего вернулся в Англию. За время этих плаваний он неоднократно участвовал в боях с французами. Задумав в будущем организовать кругосветную экспедицию и проложить для русской морской торговли путь в Индию и Китай, И. Ф. Крузенштеон решил сам побывать в тех водах и изучить на месте ход торговли. На английском военном корабле он добрался сначала до мыса Доброй Надежды, а затем и далее, до индийских портов Мадраса и Калькутты, откуда направился в Малакку и Кантон. Здесь он лично убедился в возможности осуществить торговые связи между русскими владениями в Северной Америке и Китаем. Обратный путь в Англию он совершил на торговом корабле английской Ост-Индской компании, причем побывал вторично на мысе Доброй Надежды и посетил остров Св. Елены. На родину Иван Федорович Крузенштерн вернулся после шестилетнего отсутствия опытным и знающим мореплавателем.

    Вернувшись в Россию, И. Ф. Крузенштерн, за время своего отсутствия произведенный в капитан-лейтенанты, в 1800 г. получил назначение на должность командира брига «Нептун», на котором он плавал в Финском заливе. Вскоре он решил предпринять меры к осуществлению своей давнишней мечты – организации первого русского кругосветного путешествия, проект которого он составил еще во время возвращения на корабле из Китая в Европу. Идея об установлении кругосветных сообщений с восточными окраинами России была не нова. Существовало несколько разработанных планов таких экспедиций в 1732, 1761, 1781 и 1786 гг., однако по разным причинам эти планы не были осуществлены. Наиболее близкой к реализации была кругосветная экспедиция, организованная в составе четырех военных кораблей в 1786 г. под начальством капитана 1-го ранга Г. И. Муловского. Для этой экспедиции уже были выделены корабли, укомплектованные личным составом, причем официальной целью экспедиции была поддержка намеченного правительственного заявления о присоединении к России открытых русскими людьми в Северной Америке территорий, доставка грузов в Охотск, установление торговых связей с Китаем и Японией и открытие по пути новых земель.

    Русское правительство, однако, принуждено было тогда отказаться от посылки экспедиции ввиду начавшихся русско-шведской и русско-турецкой войн и осложнения общей политической обстановки в Европе.

    В начале XIX в. политико-экономические условия были более благоприятны для организации кругосветной экспедиции. Уже с конца XVIII в. в царской России начинают развиваться капиталистические отношения, разрушающие замкнутое натуральное хозяйство, увеличивается число мануфактур, растет товарность сельского хозяйства, расширяется торговля. Для доставки грузов и вывоза пушнины из русских владений в Аляске и на Алеутских островах требовались более удобные пути сообщения. Перевозки грузов по суше поперек всего азиатского материка в условиях почти полного бездорожья были длительными и трудными. Русские кругосветные плавания явились также закономерным этапом прогресса интенсивно развивавшейся русской науки. По проекту И. Ф. Крузенштерна предполагалось после окончания первого кругосветного плавания организовать на русских судах правильное морское сообщение между русскими европейскими портами и русскими владениями в Америке. Одновременно намеченные плавания должны были иметь научный характер, способствовать новым географическим открытиям и исследованию малоизвестных морей и океанов.

    Однако первоначально проект И. Ф. Крузенштерна, несмотря на то, что он был основан на тщательных расчетах, не встретил сочувствия среди деятелей морского министерства. Но после дворцового переворота 1801 г. руководство морским ведомством перешло к более просвещенному, культурному моряку адмиралу Н. С. Мордвинову, который совместно с новым министром коммерции Н. П. Румянцевым заинтересовался проектом И. Ф. Крузенштерна. По инициативе Румянцева в реализации экспедиции приняла участие и Российско-Американская компания. По решению правительства экспедиция должна была включать два корабля, причем все расходы по содержанию одного из них принимались на казенный счет, а по второму – на счет Российско-Американской компании. Начальником экспедиции и командиром одного из кораблей был назначен И. Ф. Крузенштерн, причем обоим кораблям разрешалось идти под военными флагами. Мечты И. Ф. Крузенштерна постепенно осуществлялись. Естественно, что он подумал о своем товарище Ю. Ф. Лисянском, с которым в молодости он привык делиться этими мечтами. Ю. Ф. Лисянский охотно согласился на это предложение.

    И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский настаивали на постройке судов для экспедиции на русских верфях, но представители Российско-Американской компании решили приобрести их за границей. Для этой цели Ю. Ф. Лисянский в сентябре 1802 г. был командирован в Англию, где и купил два небольших корабля, нуждавшихся в ремонте. Корабли эти, получившие новые наименования «Надежда» (водоизмещением 450 тонн) и «Нева» (водоизмещением 370 тонн), пришли в Кронштадт в начале июня 1803 г., где началась их тщательная подготовка для предстоящего ответственного плавания. И. Ф. Крузенштерн принял в командование корабль «Надежда», а Ю. Ф. Лисянский – корабль «Нева». Подготовка экспедиции была проведена исключительно продуманно, и составленные для нее инструкции и подбор мореходных инструментов и предметов снабжения надолго еще служили образцом для последующих экспедиций.

    На кораблях имелись полные коллекции морских карт и хорошо подобранная библиотека. Экспедиция имела среди своих запасов много противоцинготных средств. Корабельная провизия была приобретена наилучшего качества. В снаряжении экспедиции деятельное участие принимала Академия наук, взяв на себя проверку некоторых инструментов, составление инструкций (по минералогии, ботанике, зоологии); 8 мая 1803 г. начальник экспедиции И. Ф. Крузенштерн был избран членом-корреспондентом Академии наук. Личный состав экспедиции подбирался особенно тщательно командиром каждого из кораблей, причем все матросы и унтер-офицеры пошли в качестве добровольцев. Экипаж корабля «Надежда» состоял из восьми офицеров, двух врачей и 52 унтер-офицеров и матросов; кроме того, на нем находились трое ученых (астроном и два естествоиспытателя) и три волонтера. На корабле «Надежда» следовал в Японию русский посол Н. П. Резанов со свитой, так что общая численность личного состава на нем достигала 76 человек. Среди офицеров был опытный старший офицер лейтенант М. Ратманов и будущий знаменитый мореплаватель Ф. Ф. Беллинсгаузен, а среди волонтеров – также впоследствии известный своими научными кругосветными экспедициями О. Е. Коцебу. На корабле «Нева» состояло шесть офицеров, один врач, два человека из свиты посла и 44 унтер-офицеров и матросов, а всего 53 человека. О подборе личного состава И. Ф. Крузенштерн впоследствии писал: «Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства Российских, коих даже и Английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме гг. Горнера, Тилезиуса, Лангсдорфа и Либанда, в путешествии нашем ни одного иностранца не было».

    Маршрут экспедиции был предварительно намечен в следующем виде: оба корабля следуют совместно из Кронштадта вокруг мыса Горна в Тихий океан и у Гавайских (Сэндвичевых) островов разделяются: «Надежда» направляется далее в Японию с послом Резановым и, по выполнении дипломатического поручения, – для зимовки к о. Кадьяк; «Нева» следует от Гавайских островов прямо к берегам Северной Америки и зимует также у о. Кадьяк; следующим летом оба корабля везут товары в Кантон, откуда совместно возвращаются в Россию, вокруг мыса Доброй Надежды.

    26 июня 1803 г. корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта и после кратковременных заходов в Копенгаген, Фальмут и на Канарские острова направились к берегам Бразилии, где на рейде о. Святой Екатерины задержались более месяца для необходимого ремонта. Это был первый случай перехода русских кораблей в южное полушарие. Во время похода личный состав экспедиции и ученые специалисты непрерывно производили различные океанографические, метеорологические и зоологические наблюдения, которые впоследствии были опубликованы и составили ценный вклад в географическую науку. Во время стоянок кораблей в тропических портах ученые занимались сбором этнографических, зоологических и ботанических коллекций, по возвращении экспедиции на Родину переданных в различные музеи, в которых хранятся до настоящего времени. 20 февраля 1804 г. оба корабля совместно обогнули мыс Горн, но после шторма разлучились: И. Ф. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Ю. Ф. Лисянский – на о. Пасхи, после чего оба корабля вновь соединились у о. Нукагива, принадлежащего к группе Маркизских островов.

    Уже на этом первом этапе плавания по Тихому океану русские мореплаватели выполнили (кроме систематически производившихся метеорологических и океанографических наблюдений) ряд научных географических работ: Крузенштерн и Лисянский составили подробные географические описания как о. Нукагива, так и всей группы Маркизских островов, а Лисянский составил словарь местного наречия; Лисянский, кроме того, находясь в непосредственной близости к о. Пасхи, исправил ошибку в определении его географических координат, допущенную Куком.

    Следуя ранее установленному маршруту, оба корабля затем направились к Гавайским островам, в виду которых 7 июня 1804 г. они разделились: И. Ф. Крузенштерн проследовал без остановки непосредственно на Камчатку, а Ю. Ф. Лисянский перед отправлением к Алеутским островам зашел для пополнения провизии на один из Гавайских островов. «Надежда» прибыла 14 июля 1804 г. в Петропавловскую гавань, где были сданы грузы Российско-Американской компании и произведен очередной ремонт. После шестинедельной стоянки, 27 августа И. Ф. Крузенштерн вышел из Петропавловска в Нагасаки для доставки русского посла в Японию. Корабль «Надежда» шел вдоль восточных берегов островов Хоккайдо и Хонсю и обогнул с юга о. Кюсю. По пути И. Ф. Крузенштерн вместе с офицерами и учеными занимался проверкой существующих карт и описал южный берег о. Кюсю. На последнем этапе перехода «Надежда» выдержала тайфун исключительной силы и едва не потеряла мачт. Во время этого перехода И. Ф. Крузенштерн исправил положение пролива Ван-Димена, неверно нанесенного на английских и французских картах.

    Целых шесть месяцев, с 8 октября по 17 апреля 1805 г., корабль «Надежда» простоял в Нагасаки, ожидая окончания дипломатических переговоров, закончившихся, в конце концов, неудачей: японское правительство отказалось принять посольство. Теперь И. Ф. Крузенштерну надлежало переправить Резанова в Петропавловск и далее следовать в Кантон на соединение с Ю. Ф. Лисянским для последующего возвращения на Родину. На этот период своего плавания Крузенштерн наметил себе целую программу географических исследований и решил: 1) прежде всего изучить Японское море, в ту эпоху почти незнакомое мореплавателям, и описать его побережья, 2) описать южное и восточное побережья Сахалина, 3) выяснить, существует ля пролив между этим островом и материком, и 4) пройти каким-либо новым проливом между Курильскими островами, расположенными севернее пролива Буссоль. Почти всю эту программу он и выполнил, частично на переходе в Петропавловск, частично несколько позднее.

    В Японское море И. Ф. Крузенштерн вышел восточным проходом Цусимсксго пролива, названным впоследствии его именем. Далее он обследовал отдельные участки западного побережья о. Хонсю и всю западную и северо-западную части берегов о. Хоккайдо с выходом на них. Ряду береговых пунктов и бухт он дал русские наименования. Далее И. Ф. Крузенштерн вышел из Японского моря проливом Лаперуза и подробно описал и изучил (с выходом на берег) берега залива Анива и часть восточного берега Сахалина, причем сделал важное по тому времени географическое открытие, установив тождество наименований «Сахалин» и «Карафуто».

    Вдоль восточного побережья были описаны и положены на карту берега залива Терпения (также с посещением берега). По выходе из залива Терпения «Надежда» встретила льды, ввиду чего И. Ф. Крузенштерн принял решение немедленно следовать в Петропавловск и вернуться к мысу Терпения в более благоприятное время. На южном и восточном берегах Сахалина ряду географических объектов, мысов, бухт, рек и гор были присвоены русские наименования.

    После этого И. Ф. Крузенштерн направился к Курильским островам для их описания, но туман, плохая видимость и штормовая погода помешали ему. Все же к северу от пролива, ныне носящего его имя, И. Ф. Крузенштерн открыл группу опасных низких островов, которые он назвал «Каменными ловушками». Из Охотского моря в Тихий океан «Надежда» прошла проливом между островами Онекотан и Харимхотан, ныне носящими имя Креницына. Наконец, 5 июня 1805 г. «Надежда» пришла в Петропавловск.

    После отбытия Резанова со свитой, с которой отправился и естествоиспытатель Лангсдорф, выгрузки японских грузов и необходимого пемонта «Надежда» 5 июня вновь вышла в море и направилась непосредственно к мысу Терпения, войдя в Охотское море проливом, названным по имени корабля Крузенштерна – проливом «Надежда». Придя к мысу Терпения и определив точное его местоположение, И. Ф. Крузенштерн пошел на север вдоль восточного берега Сахалина, описывая его (местами с посылкой на берег офицеров), нанося на карту, определяя местоположение мысов, многие из которых были им названы в Честь своих офицеров (мысы Ратманова, Беллинсгаузена). Достигнув самой северной оконечности Сахалина и назвав ее мысом Елизаветы, Крузенштерн обогнул этот мыс с севера, так же как и соседний к западу мыс Марии, и направился в Сахалинский залив. Здесь он подошел лишь к северному входу в Амурский лиман, где его корабль лег в дрейф, а на юг был послан один из офицеров на гребной шлюпке для определения глубины и ширины «канала», ведущего к устью Амура. Крупной ошибкой И. Ф. Крузенштерна явилось поверхностное исследование весьма важного вопроса о том, является Сахалин островом или полуостровом. На основании весьма неопределенных данных, сообщенных его офицером, о сильном течении с юга, о наличии малых глубин и, наконец, о пресном характере воды он сделал вывод, что сквозного прохода между островом и материком не существует. Возможно, что на выводы Крузенштерна повлияло мнение таких авторитетов, как Лаперуз и Браутон. Эта ошибка могла бы стать роковой и остановить дальнейшие поиски выхода к Тихому океану, если бы не смелость и настойчивость другого русского мореплавателя Г. И. Невельского, который в 1850 г. опроверг мнение своего предшественника открытием пролива (названного его именем), соединяющего Амурский лиман с Татарским проливом, нашедшего глубоководный вход в устье Амура и установившего, что Сахалин – остров.

    Северо-западное побережье Сахалина было подробно обследовано с выходом на берег. Не смея «отважиться», как пишет И. Ф. Крузенштерн в описании своего путешествии, следовать на своем сравнительно глубоко сидящем корабле далее на юг и стремясь в назначенный срок соединиться в Кантоне с Ю. Ф. Лисянским, он решил повернуть на север и следовать в Петропавловск по Охотскому морю. Несмотря на неудачу И. Ф. Крузенштерна с обследованием входа в Амур, его биограф, известный русский морской историк Ф. Ф. Веселаго, правильно оценил заслуги мореплавателя, указав, что уже того, что было сделано Крузенштерном, достаточно, чтобы дать имени Крузенштерна одно из почетнейших мест в истории гидрографии. «Все это сделано, за исключением месяца, проведенного в Петропавловском порте, всего в 87 дней, и это в местах, впервые посещенных, в морях, где целое лето господствует туман. Достаточно сказать, что в эти 87 дней одних астрономических определений пунктов набирается более 100, а исследовано и большею частью пройдено съемкою протяжение берега не менее 1500 верст». В Охотском море «Надежда» прошла поблизости о. Ионы и уточнила его географическое положение. Из Охотского моря «Надежда» вышла Четвертым Курильским проливом и 30 августа стала на якорь в Петропавловском порту. В начале октября 1805 г. И. Ф. Крузенштерн вышел из Петропавловска и по пути в Китай намеревался уточнить местоположение ряда островов, нанесенных на иностранные карты, существование которых казалось ему сомнительным. Безуспешно отыскивая эти острова, оказавшиеся несуществующими, И. Ф. Крузенштерн обогнул с востока Японию, острова Рюкю и Тайвань и 20 ноября пришел в порт Макао.

    1 декабря 1805 г. туда же прибыла «Нева», руководимая Ю. Ф. Лисянским. В Кантоне (вернее, на рейде Вампу) корабли экспедиции приняли на большую сумму китайских товаров и 9 февраля 1806 г. совместно вышли в обратный путь на Родину. В Индийском океане во время тумана оба корабля разлучились и следовали далее самостоятельно. И. Ф. Крузенштерн, после 79-дневного перехода зашел на о. Св. Елены, где получил известие о войне России с Францией. Опасаясь встречи с неприятелем, он направился на Родину кружным путем вокруг Шетландских островов и, сделав 86-дневный переход, пришел в Копенгаген, где простоял четыре дня. 19 августа 1805 г. он стал на якорь на Кронштадтском рейде. Так закончилось первое русское кругосветное плавание, продолжавшееся три года и двенадцать дней.

    Трехлетнее кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского составило целую эпоху в истории русской географической науки, русского военно-морского флота.

    Научные результаты экспедиции, кроме уже упомянутых географических открытий и нанесения обследованных побережий и портов на карты, заключаются еще в новой методике океанографических исследований. И. Ф. Крузенштерн на «Надежде» наблюдал глубинные температуры, пользуясь незадолго до того изобретенным термометром Сикса для наибольших и наименьших температур. Он и его спутник астроном Горнер произвели в семи местах вертикальные ряды наблюдений температуры, а всего глубоководные наблюдения велись в девяти местах. Знаменитый советский океанограф и географ Ю. М. Шокальский считал, что по времени это вообще были первые наблюдения вертикальных рядов температуры на глубинах в океане. И. Ф. Крузенштерн уделял большое внимание изучению приливо-отливных явлений и лично занимался наблюдениями над приливами и отливами во время длительной стоянки его корабля в Нагасаки. За все время своего плавания русские моряки и ученые определяли направление и скорость течений, величину склонения компаса, производили метеорологические наблюдения. И. Ф. Крузенштерну лично принадлежит сводка всех наблюдений над элементами течений, которые выводились из сопоставления счислимых мест корабля с определенными по астрономическим наблюдениям. Астроном Горнер обобщил гидрологические и метеорологические наблюдения и исследовал удельный вес воды в различных районах. Интересно отметить, что экспедиция впервые установила, что «морская вода светится не от движения и трения частиц оной, но что действительною виною того суть органические вещества».

    Можно с полным правом утверждать, что первое русское кругосветное плавание положило начало и создало базу новой отрасли географической науки – океанографии.

    Необходимо отметить, что русские мореплаватели определяли свои координаты с точностью, вдвое большей, чем их непосредственные предшественники – иностранные мореплаватели (например, Ванкувер). Плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского явилось не только первым русским кругосветным плаванием, но и первым русским плаванием вообще, в котором долготы определялись не менее часто, чем широты и с достаточно высокой, даже по нашим современным понятиям, точностью. Широту на «Надежде» и «Неве» определяли по полуденным высотам Солнца всегда, когда позволяли условия погоды, в среднем 20-23 раз в месяц пребывания под парусами в море, а долготу – по высотам Солнца, измеренным у первого вертикала и по хронометрам, 19-20 раз. Таким образом, долготы определялись на основе совместного использования данных высот Солнца, учета ходов хронометров и измерения лунных расстояний (по ним выводились поправки хронометров 2-3 раза в месяц).

    Следовательно, крупные научные результаты экспедиции объясняются не только искусством и отвагой русских моряков но и умелым использованием ими самых передовых методов и техники кораблевождения и новейших точных приборов.

    Участники экспедиции составили подробные географические и статистические описания Камчатки, Маркизских островов, прибрежных районов юго-восточного Китая и русских владений в Северной Америке, краткие словари на нескольких языках, собрали материалы о религиозных верованиях, нравах и других чертах различных народностей.

    Благодаря прекрасной организации экспедиции, хорошему снабжению и заботе о личном составе со стороны командования за все три года на обоих кораблях не было не только ни одного смертного случая, но даже ни одного серьезного заболевания; не было также никаких потерь в материальной части.

    Экспедиция была встречена на Родине с большим триумфом. И. Ф. Крузенштерн был избран членом Академии наук и членом Адмиралтейского департамента и произведен в капитаны 2-го ранга.

    С 1807 по 1809 г. он состоял при Петербургском порте на берегу и занимался обработкой материалов своей экспедиции. Трехтомное сочинение И. Ф. Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах» с приложением прекрасного гравированного атласа карт и рисунков вышло в свет в 1809-1812 гг. и было переведено на большинство европейских языков. Первые два тома его содержат подробное описание плавания, а в третьем томе собраны научные статьи И. Ф. Крузенштерна и ученых специалистов экспедиции по вопросам океанографии, метеорологии, этнографии и пр.

    В 1809 г. И. Ф. Крузенштерн был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром линейного корабля «Благодать». Это было его последнее строевое назначение и плавание на боевом корабле (впоследствии он неоднократно в летнее время командовал учебной эскадрой Морского корпуса). В 1811 г. он получил назначение инспектором классов Морского корпуса, но выполнял эту должность очень недолго и был уволен по болезни глаз в долговременный отпуск. Этот отпуск, который он проводил в своем имении близ города Раквере (бывший Везенберг) в Эстонии, был целиком посвящен научным занятиям, плодом которых явился выпуск капитального издания «Атлас Южного моря» с приложением двух томов гидрографических объяснений. Из своего отпуска он несколько раз вызывался для выполнения различных поручении. Так, в 1814 г. он занимался организацией кругосветной экспедиции О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик», для которой он, будучи в Англии заказал астрономические и мореходные инструменты, а в 1918 г. составил особую записку по поводу организации первой русской антарктической экспедиции. В 1818 г. он был назначен присутствовать в заготовке корабельных лесов. В 1819 г. И. Ф. Крузенштерн был произведен в капитан-командиры.

    Замечательный труд И. Ф. Крузенштерна «Атлас Южного моря» с двумя томами объяснений на русском и французском языках был издан в 1824-1826 гг. В этом труде он использовал результаты всех русских и иностранных плаваний и свой личный опыт и составил наиболее подробные и авторитетные карты Тихого океана, заслужившие признание во всем мире. Работа над картами Тихого океана не закончилась выходом в свет «Атласа»: до конца своей жизни И. Ф. Крузенштерн продолжал следить за всеми новыми плаваниями на Тихом океане и вносил исправления на свои карты (в 1835 г. он издал дополнения к своим «Объяснениям»). Не было ни одного начальника русской или иностранной экспедиции, который не счел бы своим нравственным долгом сообщить автору «Атласа» те или иные замечания и дополнения к его картам. «Атлас Южного моря» был удостоен полной Демидовской премии Академии наук.

    В 1826 г. закончился длительный отпуск И. Ф. Крузенштерна. После производства в контр-адмиралы он был назначен инспектором классов и помощником директора Морского корпуса, а уже в следующем. 1827 г. – директором этого корпуса и членом Адмиралтейств-коллегии. С этого времени начинается его пятнадцатилетняя педагогическая и воспитательная работа в должности директора Морского корпуса. В ней он проявил свои прогрессивные идеи в деле воспитания молодого поколения моряков, значительно улучшил педагогический процесс, организовал лаборатории и кабинеты, астрономическую обсерваторию и музей, подобрал квалифицированные кадры преподавателей, обращал большое внимание на преподавание иностранных языков. Он был ярым поборником необходимости для моряков высшего специального образования и организовал при Морском корпусе так называемые Офицерские классы с трехлетним курсом обучения, которые впоследствии были переименованы в Морскую академию. По приглашению директора, в этих классах лекции читали такие выдающиеся ученые, как академики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, Э. X. Ленц и А. Я. Купфер. Прогрессивные реформы И. Ф. Крузенштерна встретили оппозицию среди реакционного офицерства, и одной из причин его отставки нужно считать противоречие этих реформ духу и нравам николаевского режима. В 1829 г. Крузенштерн был произведен в вице-адмиралы, в 1841 г. – в адмиралы и в том же году был отчислен от должности директора Морского корпуса, но до самой смерти числился на действительной военно-морской службе.

    И. Ф. Крузенштерн весь период своей жизни после возвращения из кругосветного плавания интенсивно занимался научной деятельностью и поддерживал научные связи с наиболее выдающимися русскими и иностранными учеными. Он был прекрасным лингвистом и вел переписку с Гумбольдтом, Мурчисоном, знаменитым испанским картографом Эспиноза и другими крупными научными авторитетами в области картографии и гидрографии. Его научные заслуги получили высокую оценку: он был почетным членом Академии наук, почетным доктором философии Дерптского университета и членом-корреспондентом многих иностранных научных обществ и учреждений. И. Ф. Крузенштерн был одним из членов-учредителей Русского географического общества.

    Юбилей И. Ф. Крузенштерна, отпразднованный с большой торжественностью в начале 1839 г., превратился в его подлинный триумф, но юбиляру особенно ценно было присутствие на празднике двух стариков-матросов, бывших участников его кругосветного плавания, добравшихся в Петербург из самых отдаленных окраин России.

    Скончался И. Ф. Крузенштерн 24 августа 1846 г. в своем имении Асс, близ Раквере (Везенберга), и похоронен в Таллине (Ревеле) в Вышгородской церкви. На набережной Васильевского острова напротив Морского корпуса в Санкт-Петербурге ему поставлен памятник на средства, собранные среди его учеников и учителей.

    Имя Ивана Федоровича Крузенштерна вошло в историю отечественной науки как имя отважного мореплавателя, организатора первой русской кругосветной экспедиции, как пламенного патриота, как крупного ученого-гидрографа и как обаятельного, гуманного, прогрессивного деятеля.

    Список литературы

    1. Шведе Е. Е. Иван Федорович Крузенштерн / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 382-393.

    Крузенштерн Иван Фёдорович (1770- 1846), мореплаватель, адмирал (1842 г.), руководитель первой русской кругосветной экспедиции, исследователь дальневосточного побережья.

    Родился 19 ноября 1770 г. в имении Хагиди в Эстляндии (ныне в Эстонии). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1788 г.). Участвовал в сражениях против шведов. Затем служил добровольцем в английском флоте: воевал с французами в Атлантическом океане у берегов Северной Америки, ходил к Антильским островам, в Индию и даже в Южный Китай.

    Организовать собственную экспедицию Крузенштерну удалось не сразу: первый проект (1799 г.) правительство Павла I отклонило. Зато второй (1802 г.) был принят Александром I. Плавание продолжалось больше трёх лет: корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта в конце июля 1803 г., пересекли Атлантический, затем Тихий океан, исследовали Дальний Восток и через Индийский океан и Атлантику вернулись домой 19 августа 1806 г.

    В том же году Крузенштерна избрали почётным членом Петербургской академии наук.

    На Дальнем Востоке мореплаватель исследовал восточное, северное и северо-западное побережье Сахалина и составил подробные карты. Измерив глубины у северного входа в Амурский лиман, он подтвердил вывод Ж. Ф. Лаперуза о том, что Сахалин - полуостров. (Впоследствии этот вывод был опровергнут.)

    В 1811 г. Крузенштерн стал преподавателем Морского кадетского корпуса, а с 1827 по 1842 г. - его директором. По инициативе Крузенштерна здесь был создан высший офицерский класс (ныне Военно-морская академия).

    В 1809-1812 гг. вышло в свет трёхтомное «Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на кораблях „Надежда” и „Нева”», а в 1813 г. - «Атлас к путешествию капитана Крузенштерна».

    Адмирал участвовал в основании Русского географического общества (1845 г.).