Ремонт Дизайн Мебель

Гоголь шинель читать краткое содержание по главам. Анализ «Шинель» Гоголь

История, произо-шедшая с Акакием Акаки-е-вичем Башмач-киным, начи-на-ется с рассказа о его рождении и причуд-ливом его имено-вании и пере-ходит к повест-во-ванию о службе его в долж-ности титу-ляр-ного совет-ника.

Многие молодые чинов-ники, подсме-и-ваясь, чинят ему докуки, осыпают бумаж-ками, толкают под руку, — и лишь когда вовсе невмо-готу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, прекло-ня-ющим на жалость. Акакий Акаки-евич, чья служба состоит в пере-пи-сы-вании бумаг, испол-няет ее с любовью и, даже придя из присут-ствия и наскоро похлебав щей своих, выни-мает баночку с черни-лами и пере-пи-сы-вает бумаги, прине-сенные на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь доку-мента с замыс-ло-ватым адресом. Развле-чений, услады прия-тель-ства для него не суще-ствует, «напи-сав-шись всласть, он ложился спать», с улыбкою пред-вкушая завтрашнее пере-пи-сы-вание.

Однако таковую разме-рен-ность жизни нару-шает непред-ви-денное проис-ше-ствие. Однажды утром, после много-кратных внушений, сделанных петер-бург-ским морозом, Акакий Акаки-евич, изучив свою шинель (настолько утра-тившую вид, что в депар-та-менте давно имено-вали ее капотом), заме-чает, что на плечах и спине она совер-шенно сквозит. Он решает нести ее к порт-ному Петро-вичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без деталь-ности изло-жена. Петрович осмат-ри-вает капот и заяв-ляет, что попра-вить ничего нельзя, а придется делать новую шинель. Потря-сенный названною Петро-вичем ценой, Акакий Акаки-евич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчетам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своем. Увидев, что без новой шинели не обой-тись, Акакий Акаки-евич приис-ки-вает, как достать те восемь-десят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возь-мется за дело. Он реша-ется умень-шить «обык-но-венные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажи-гать свечи, ступать на цыпочках, дабы не исте-реть преж-девре-менно подметок, реже отда-вать прачке белье, а чтобы не зана-ши-ва-лось, дома оста-ваться в одном халате.

Жизнь его меня-ется совер-шенно: мечта о шинели сопут-ствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наве-ды-ва-ется к Петро-вичу пого-во-рить о шинели. Ожида-емое награж-дение к празд-нику, против ожидания, оказы-ва-ется большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акаки-евич с Петро-вичем отправ-ля-ется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петро-вича — все оказы-ва-ется выше всяких похвал, и, ввиду начав-шихся морозов, Акакий Акаки-евич однажды отправ-ля-ется в депар-та-мент в новой шинели. Событие сие не оста-ется неза-ме-ченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акаки-е-вича по такому случаю задать вечер, и только вмеша-тель-ство некоего чинов-ника (как нарочно именин-ника), позвав-шего всех на чай, спасает смущен-ного Акакия Акаки-е-вича.

После дня, бывшего для него точно большой торже-ственный праздник, Акакий Акаки-евич возвра-ща-ется домой, весело обедает и, поси-ба-рит-ствовав без дел, направ-ля-ется к чинов-нику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обра-ща-ются к висту, ужину, шампан-скому. Принуж-денный к тому же Акакий Акаки-евич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, поти-хоньку уходит домой. Пона-чалу возбуж-денный, он даже устрем-ля-ется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была испол-нена необык-но-вен-ного движения»), но потя-нув-шиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его оста-нав-ли-вают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начи-на-ются злоклю-чения Акакия Акаки-е-вича. Он не находит помощи у част-ного пристава. В присут-ствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своем, его жалеют и думают даже сделать склад-чину, но, собрав сущую безде-лицу, дают совет отпра-виться к значи-тель-ному лицу, кое может поспо-соб-ство-вать более успеш-ному поиску шинели. Далее описы-ва-ются приемы и обычаи значи-тель-ного лица, став-шего значи-тельным лишь недавно, а потому озабо-ченным, как бы придать себе большей значи-тель-ности: «Стро-гость, стро-гость и — стро-гость», — гова-ривал он обык-но-венно. Желая пора-зить своего прия-теля, с коим не виделся много лет, он жестоко распе-кает Акакия Акаки-е-вича, который, по его мнению, обра-тился к нему не по форме. Не чуя ног, доби-ра-ется тот до дома и свали-ва-ется с сильною горячкой. Несколько дней беспа-мят-ства и бреда — и Акакий Акаки-евич умирает, о чем лишь на четвертый после похорон день узнают в депар-та-менте. Вскоре стано-вится известно, что по ночам возле Калин-кина моста пока-зы-ва-ется мертвец, сдира-ющий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акаки-е-вича. Пред-при-ни-ма-емые поли-цией усилия для поимки мерт-веца пропа-дают втуне.

В то время одно значи-тельное лицо, коему не чуждо состра-дание, узнав, что Башмачкин скоро-по-стижно умер, оста-ется страшно этим потрясен и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправ-ля-ется на прия-тель-скую вече-ринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каро-лине Ивановне, и, среди страшной непо-годы, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акаки-е-вича, коий торже-ствующе стас-ки-вает с него шинель. Бледный и пере-пу-ганный, значи-тельное лицо возвра-ща-ется домой и впредь уже не распе-кает со стро-го-стью своих подчи-ненных. Появ-ление же чинов-ника-мерт-веца с тех пор совер-шенно прекра-ща-ется, а встре-тив-шееся несколько позже коло-мен-скому будоч-нику приви-дение было уже значи-тельно выше ростом и носило преогромные усы.

Современным школьникам не всегда понятен язык и слог знаменитых писателей прошлого, поэтому некоторые произведения сложно дочитать до конца. Но ознакомиться с классикой необходимо, к тому же подобные рассказы входят в школьную программу. Что же делать? Узнать сюжет знаменитого произведения Николая Васильевича Гоголя поможет краткий пересказ «Шинели».

Знакомство с главным героем

Им является Акакий Акакиевич Башмачкин. Почему у героя такое имя и отчество, мы вам сейчас расскажем.

Младенец родился в ночь на 23 марта. Тогда малышей называли исключительно по именам святых: Дула, Варахасия, Трифилия, Соссия, Моккия - одним из этих имен должна была наградить мать своего сына. Но ей ни одно не понравилось, поэтому женщина решила назвать мальчика по отцу, то есть тоже Акакием. Фамилия у них была Башмачкины.

Мальчик рос и превратился во взрослого человека, которого теперь все назвали Акакием Акакиевичем. Он поступил на службу в департамент, где трудился потом много лет, но за эти годы не смог заслужить уважение не только сослуживцев, но даже обслуживающего персонала: швейцары даже не здоровались с ним, как будто не видели.

Сотрудники открыто подтрунивали над Акакием, ему приходилось терпеть их издевки. Они могли кинуть ему на голову изорванные бумажки и сказать, что это снег. На такое отношение к себе он лишь робко просил, чтобы люди не делали этого.

Краткий пересказ «Шинели» продолжается описанием внешнего вида и характера неприметного героя. Он был невысокого роста, лысоватый.

Работа

Акакий Акакиевич много лет служил статским советником. В его обязанности входило переписывание бумаг. Ему очень нравилась такая работа. Писарь старательно выводил каждую букву, было видно, что некоторые являются его любимицами.

Пожалуй, единственным, кто хорошо относился к статскому советнику, был его начальник. Он пытался давать Акакию более сложные задания с целью повысить того в должности. Но Башмачкин, пытаясь выполнить, потел над ними и просил вернуть ему прежнюю работу.

Она была несложной, но и платили за это соответствующе - немного. Поэтому чиновник довольно плохо одевался. Про это вам поведает краткий пересказ «Шинели».

Мечта

Костюм писаря был небогатым, а шинель и вовсе представляла собой печальное зрелище. Акакий Акакиевич уже не раз относил ее в починку к одноглазому портному Петровичу. В последний раз тот сказал, что ставить заплатки на шинель уже невозможно, так как она скоро рассыплется. Портной резюмировал, что необходимо купить новую, и стоит она 150 рублей. По тем временам это были большие деньги, поэтому Башмачкин очень расстроился. Ведь в Санкт-Петербурге, где он жил, стояли суровые зимы, и без теплой верхней одежды писарь бы просто замерз. Таких денег у чиновника не водилось, но ему была необходима шинель. Краткий пересказ повести расскажет, как Башмачкин вышел из положения.

Он подумал, что если Петрович сошьет одеяние, то оно обойдется в 80 рублей. Однако у чиновника было только 40. И то он их откладывал с большим трудом, экономя на всем. Но писарю повезло: начальник прибавил ему жалование. Теперь вместо сорока он получал целых 60 рублей. Чтобы хватило на обновку, статский советник должен был еще сократить свои расходы, поэтому теперь жил впроголодь. Однако уже через 2-3 месяца нужная сумма была накоплена.

Радость Башмачкина

Краткий пересказ «Шинели» дошел до того позитивного момента, когда настал час исполнения мечты статского советника. Вместе с Петровичем они пошли покупать сукно и все необходимое для создания обновки. За свою работу портной, как и обещал, взял 12 рублей. Зато в результате получилась теплая модная вещь. Своей работой Петрович был очень доволен. Он обогнал Акакия окружными путями, чтобы, идя ему навстречу, еще раз полюбоваться тем, какой справной получилась вещь.

Большое впечатление произвела и на сослуживцев модная добротная шинель. Краткий пересказ повести продолжается тем, что, когда Башмачкин пришел на работу, все стали рассматривать обновку и поздравлять его. Затем кто-то сказал, что это событие необходимо отметить. Чиновник не знал, как быть. Но ему на выручку пришел коллега, который объявил, что по этому поводу всех приглашает к себе. К тому же у того был день рождения, который нужно было отметить.

Если бы только знал Акакий Акакиевич, чем это закончится для него, вряд ли бы пошел. Краткий пересказ рассказа «Шинель» поведает читателю о последующих событиях.

Крушение мечты

Наш герой прибыл по указанному адресу. Здесь было весело. Сначала все разговаривали, обсуждали обновку Башмачкина, затем пошли за стол. Люди выпивали, шутили. Чиновнику было хорошо в компании. Но часы уже пробили полночь, поэтому он решил пойти домой.

Вино сыграло свою роль: Акакию было хорошо и весело, он даже хотел приударить за встречной женщиной, но та быстро ушла. Однако вскоре рядом с ним оказались две подозрительные личности. Один из этих прохожих толкнул статского советника и снял с него шинель.

Башмачкин пытался догнать грабителей, найти защиты у будочника, но все было тщетно. Тот посоветовал бедолаге завтра сходить к надзирателю и все рассказать ему. Несчастный так и сделал. Но ни надзиратель, ни вышестоящие чиновники не помогли ему. Мало того, «значительное лицо», у которого писарь пытался искать защиты, накричал на него и выгнал.

Кончина

От такой несправедливости Башмачкин побрел домой в своей старой ветхой одежонке, глотая морозный воздух. Поэтому он простудился, тяжело заболел и вскоре скончался. Этим почти заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь написал в 1842 году, но и сейчас этот рассказ актуален.

С тех пор дух Акакия Акакиевича иногда являлся прохожим и требовал у них шинель. А с того «значительного лица» призрак стащил этот предмет верхней одежды и с тех пор перестал являться людям, успокоившись. Этим заканчивается повесть и ее краткий пересказ.

«Шинель» по главам

Рассказ на главы, но можно условно разбить его на 5 частей и раскрыть очень кратко основное содержание каждой.

Так, из первой мы узнаем о рождении и наречении Акакия, о его скромной одежде и работе. Во второй рассказывается, как Башмачкин пришел к Петровичу, чтобы он починил шинель. Третья глава поведает о том, что портной посоветовал Акакию Акакиевичу обзавестись новым пальто. Четвертая глава рассказывает, как веселый вечер закончился грустно для нашего героя, и он пытался искать защиты у высоких чинов, но ему никто не помог. В пятой части повести мы узнаем о кончине писаря и о том, что его призрак часто являлся гуляющим по Петербургу и требовал верхнюю одежду.

На этом заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь задумал как «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, и у него это получилось. Только вот очень жаль главного героя - маленького, неприметного, который никому не делал плохого, а сам терпел обиды, и его недолгое счастье превратилось в настоящую трагедию.

С самого рождения жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина не задалась. Причудливая история с наречением постепенно перетекает в рассказ о службе и жизни героя, занимающего должность титулярного советника.

Коллеги очень часто подшучивают над ним. Когда Акакию от издевок становится невмоготу, он произносит единственную фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Тон произнесенной фразы преклоняет издевщиков на жалость.

Переписывание бумаг - вот я вся служба, жалованье соответственно невелико. Исполняет Башмачкин ее исправно, с любовью. Даже придя домой, поевши, Акакий берет чернильницу и приступает к работе. Кроме этого для него ничего в жизни не существует, никаких развлечений и т. п. Поработав, он сразу ложиться спать.

Одно небольшое событие нарушает спокойность его жизни. Однажды, из-за сильных петербургских морозов Акакий замечает, что его шинель, и без того уже потрепанная, над чем часто смеялись коллеги, начала сквозить. Пострадавший решает отнести свою вещь портному Петровичу, который любил много выпить и при этом замечательно справлялся со своего работой. Названная цена за починку повергает Акакия в шок, и он понимает что нужно прийти в другое время, когда Петрович будет хмелен и более сговорчив. Но портной не снижает цены, и тогда главный герой решает серьезно начать экономить на своей жизни. Проходит полгода, Башмачкин и Петрович покупают материалы, через еще некоторое время новая шинель готова.

Наступает важный день для Акакия. На работе все сбегаются посмотреть на обновку, обсыпают Башмачкина комплиментами, один из чиновников созывает всех на вечер по случаю своих именин. Герою становится некомфортно в гостях и он спешит скорее уйти. По дороге его избивают и отнимают шинель. Советник идет на прием к частному приставу в поисках справедливости. Ничего не добившись, обращается к “значительному лицу”, но генерал выгоняет Башмачкина из-за фамильярности его просьбы. Вскоре Акакий заболел и скоропостижно скончался. Его отсутствие на службе заметили нескоро.

Спустя время в городе начинают ходить слухи о привидении чиновника, срывающего с граждан шинели, когда дело доходит до генерала, тот узнает в призраке Башмачкина, и после начинает более уважительно относится к подчиненным.

Повесть Гоголя учит нас относится с уважением и добротой к маленькому человеку и не делить всех по чинам и статусам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Шинель

Шинель. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Носов Трудный хлеб

    Повествование рассказа Евгения Ивановича Носова Трудный хлеб ведется от лица рассказчика-рыбака, которому в один из осенних дней пришлось наблюдать на плесе двух крохалей.

  • Краткое содержание Улицкая Казус Кукоцкого
  • Краткое содержание Искандер Запретный плод

    В книге ведется рассказ от первого лица. В рассказе описывается детство Фазила Искандера. Автор родился в религиозной семье. Родители были мусульманами и ставили перед своими детьми всяческие запреты

  • Краткое содержание Воробьёв Это мы, Господи!

    Наблюдая через окно разрушенного здания стекольного завода, лейтенант Сергей Костров, взятый в плен немцами, нехотя отвечал на их вопросы. Захватчики по коридорам доставили его в котельную, откуда раздавались стоны и ругательства русских солдат

  • Краткое содержание Носов Телефон

    Рассказ ведется от лица восьмилетнего мальчика. Он и его друг Мишка загорелись идеей приобрести игрушечный телефон. Мальчишки жили в соседних квартирах, поэтому такой аппарат пришелся им по душе.

История создания произведения Гоголя «Шинель»

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».
В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.
Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

Анализ произведения показывает, что в повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Гоголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и ГЛ. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и — жизнь после смерти.
Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название — повесть — оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» — это не просто обличительно-сатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика анализируемого произведения

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека — жертвы общественной системы — доведена до логического конца.
Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX в., фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея повести «Шинель»

«Зачем же изображать бедность... и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства? ...нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости», — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.
«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои повести «Шинель»

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.
Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий — смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа — только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.
Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть — это подготовлено всей повестью, тут — вся ее суть, все ее целое.
Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.
Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели » чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», — так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.
Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмач-кин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.
Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия — походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог — фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.
Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом — сюжет у него всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить не много, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», — писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Гоголя».
Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», — отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься вовсе тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз — аллегория гоголевского Петербурга.
Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования — все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».
Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя». Герцен назвал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».
«Поставить гоголевскую «Шинель» — это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Гоголя — это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», — сказал Фокин. — Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин — это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», — рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова — это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», — говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.
«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает — хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».
(Газета, 6 октября 2004 года)

«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» — это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин — это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Дня создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее актрису, режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».
(Коммерсант, 6 октября 2004 года)

Это интересно

«В рамках Чеховского фестиваля на Малой сцене Театра имени Пушкина, где часто гастролируют кукольные постановки, а зрителей помещается всего человек 50, чилийский Театр чудес сыграл гоголевскую «Шинель». Нам ничего не известно про кукольный театр в Чили, так что можно было ждать чего-то весьма экзотического, но на поверку оказалось, что ничего специально иностранного в нем нет — это просто маленький хороший спектакль, сделанный искренне, с любовью и без особых амбиций. Вот разве что забавно было, что героев тут называют исключительно по отчеству и все эти «Буэнос диас, Акакиевич» и «Пор фавор, Петрович» звучали комично.
Театр «Милагрос» — дело компанейское. Его в 2005 году создала известная чилийская телеведущая Алина Куппернхейм вместе со своими однокашницами. Молодые женщины рассказывают, что «Шинель», не слишком известную в Чили (куда известнее там, оказывается, «Нос»), они полюбили еще во время учебы, причем все они учились на актрис драматического театра. Решив сделать кукольный театр, целых два года сочиняли все сообща, сами адаптировали повесть, придумывали сценографию, делали кукол.
Портал театра «Милагрос» — фанерный домик, где только-только помещаются четверо кукловодов, поставили посреди сцены Пушкинского и закрыли маленький занавес-экран. Сам спектакль играют в «черном кабинете» (одетые в черное кукловоды почти пропадают на фоне черного бархатного задника), но действие началось с видео на экране. Сначала идет белая силуэтная анимация — маленький Акакиевич растет, ему достаются все шишки, а он бредет — длинный, худой, носатый, все больше горбясь на фоне условного Петербурга. Анимация сменяется рваным видео — треск и шум офиса, по экрану летают стаи пишущих машинок (тут намеренно смешано несколько эпох). А потом сквозь экран в пятне света постепенно проявляется и сам рыжий, с глубокими залысинами, Акакиевич за столом с бумагами, которые ему все подносят и подносят.
В сущности, самое главное в чилийском спектакле — именно худющий Акакиевич с длинными и неловкими руками-ногами. Ведут его сразу несколько кукловодов, кто-то отвечает за руки, кто-то за ноги, но зрители этого не замечают, они просто видят, как кукла становится живой. Вот он почесывается, трет глаза, кряхтит, с наслаждением расправляет затекшие члены, разминая каждую косточку, вот внимательно рассматривает сеть дырочек на старой шинели, нахохлившись, топчется на холоде и потирает замерзшие ручки. Это большое искусство так слаженно работать с марионеткой, им мало кто владеет; совсем недавно на «Золотой маске» мы видели постановку одного из наших лучших кукольных режиссеров, знающих, как такие чудеса делаются, — Евгения Ибрагимова, поставившего в Таллине «Игроков» того же Гоголя.
В спектакле есть и другие персонажи: коллеги и начальство, выглядывающие из дверей и окошек сцены, маленький красноносый толстяк Петрович, седовласое Значительное лицо, восседающее за столом на возвышении, — все они тоже выразительны, но в сравнение с Акакиевичем не идут. С тем, как он униженно и робко жмется в доме у Петровича, как потом, получив свою брусничного цвета шинель, смущенно хихикает, крутит головой, называя себя красивым, как слон на параде. И чудится, что деревянная кукла даже улыбается. Этот переход от ликования к ужасному горю, что так трудно дается «живым» актерам, у куклы выходит очень естественно.
Во время праздничной вечеринки, что устроили коллеги, чтобы «спрыснуть» новую шинель героя, на сцене крутилась сверкающая карусель и маленькие плоские куколки из вырезанных старых фотографий вертелись в танце. Акакиевич, прежде волновавшийся, что не умеет танцевать, возвращается с вечеринки, полный счастливых впечатлений, будто с дискотеки, продолжая выделывать коленца и напевать: «бух-бух — туду-туду». Это длинный, смешной и трогательный эпизод. А потом уж неведомые руки бьют его и снимают шинель. Дальше еще многое будет происходить с беготней по инстанциям: чилийцы развернули несколько гоголевских строк в целый антибюрократический видеоэпизод со схемой города, на которой показывается, как чиновники гоняют от одного к другому бедного героя, пытающегося вернуть свою шинель.
Лишь звучат голоса Акакиевича и тех, кто пытается от него отделаться: «Вам по этому вопросу к Гомесу. — Будьте добры Гомеса. — Вам Педро или Пабло? — Мне Педро или Пабло? — Хулио! — Будьте добры Хулио Гомеса. — Вам в другое отделение».
Но как бы изобретательны ни были все эти сцены, смысл по-прежнему в рыжем печальном герое, который возвращается домой, ложится в кровать и, натянув одеяло, еще долго, больной и мучимый горестными мыслями, ворочается и пытается уютно угнездиться. Совсем живой и отчаянно одинокий».
(«Время новостей» 24.06.2009)

Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
МаннЮ. Поэтика Гоголя. М., 1996.
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989.
Мочульский КВ. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1998.
Николаев Д. Сатира Гоголя. М., 1984.
Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.
Эйхенбаум БМ. О прозе. Л., 1969.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.