Ремонт Дизайн Мебель

Что символизирует просфора. Что такое просфора? Как и для чего её готовят

Каждому человеку в наше время очень хорошо знакома такая фраза: "хлеб наш насущный". Однако к большому разочарованию большинству людей неизвестно, о том, что эта фраза взята из молитвословия «Отче наш», она показывает уважительное обращение к хлебцу, хлеб обозначает в этой молитве не обычную пищу, а знак, который символизирует все что нужно человеку для гармонии развития души и тела. В нашей статье пойдет речь об одном из видов изделий хлеба, которым и является воплощений является церковная просвирка.


История возникновения

Церковная просвирка либо, в народе она имеет другое название - просфора , выпекается в виде маленького круглого хлебца, его применяют в проведении церковных обрядах и во время дароприношения и поминок. Просвира в переводе означает «поднесение». В начале первого века во времена раннего православия хлебцы и все что требовалось для проведения служб люди брали из дома и приносили в храм. Священник, берущий все эти продукты, и заносил их имена в специальный список, который зачитывался сразу после моления вовремя освящении гостинцев. Некоторые дары, в их число входили хлеб и вино, которые применялись во время обряда Причастия, а оставшиеся дары вкушались монахами на ужине либо ж раздавались прихожанам. Частично такая традиция дошла и до нашего времени. После проведения службы в дверях церкви священники отдают частицы просвиры верующим. Спустя некоторое время словом «просфора» стали называть лишь хлебец, который применяется в проведении богослужения. Такой хлеб выпекают только с этого случая.


Символичность просфоры

Церковная просвира являет собой хлебец , и этот хлеб повелению Всевышнего изменяет свою суть либо, как считают православные – преображается в Тело Иисуса. Совершается это когда проводят Господнее Богослужение, в тот час, когда служитель взятые из дароприношения хлебцы ложит в Чашу, где находится Тело и Кровь Господни, читая во время такого ритуала определенное молитвословие. Просвирка выпекается не спроста в виде круга, ее делают именно, чтобы она служила символом Божьей вечности. В христианстве существуют и иные, похожие трактования. Большинство верующих считают, что круглая форма является символом бессмертной души как определенного человека, так и всего человечества в Господе. Церковная Просфора имеет две части: Верхнюю и нижнею. Такое разделение тоже несет определенную суть. Соединенные в одно целое такие части означают уникальную сущность людей, которая изображается в соединении двух частей: Господней и людской. Верхушка просвирка несет в себе божественное начало людей. Нижняя часть просфоры являет собой телесное, мирское начало. На верхушку просвиры наносят печать, которая изображается в виде крестика и текста. Надпись переводится с греческого языка как победа Иисуса Христа.


Рецепт просвирок церковных

Для выпекания церковной просвиры необходимо взять муку вашего сорта полтора килограмма. Чтобы замесить тесто, необходимо треть муки насыпать в глубокую миску и налить агисму. Помешав совсем чуть-чуть, в тесто наливают кипяток. Такое действие придает крепость и сладость просвирки. Спустя немного времени, когда тесто остыло кладут чуть соли, разведённой в святой воде, и добавляют двадцать пять грамм дрожжей. Затем всю эту смесь перемешивают и оставляют примерно на полчаса. Когда тесто поднялось то в него добавляют оставшуюся часть муки и снова перемешивают. Потом вновь отставляют на тридцать минут, чтобы тесто смогло вновь подняться. Через полчаса, когда тесто уже готово и поднялось, его необходимо раскатать, усердно посыпая мукой. С помощью формочек раскатывают круги: Верхняя часть меньшим размером, нижняя — большим. Затем такие кружки покрывают смоченной тканью, сверху покрывают сухой тканью, и снова отставляют на тридцать минут. Затем на верхушку ставят печать, и верхнюю часть присоединяют к нижней, при этом части смачивают тёплой агисмой. Подготовленную просвирку необходимо проколоть иголкой по бокам, а затем ее помещают на противень, и ставят в духовку, где она печется примерно пятнадцать–двадцать минут. Выпеченные просфоры кладут на стол и накрывают, сперва ложится сухая, потом влажная и опять сухая ткань, и оставляют их час в покое отдохнуть. Потом их слаживают в особые коробы. И в рецепте приготовления просфоры также заложена определенная суть. Мука и вода обозначают тело человека, а дрожжи и агисма символизируют человеческую душу. Все эти ингредиенты между собой неразрывно связаны, однако в свою очередь отдельный элемент символизирует что-то свое. Агисма означает Господнюю милость, посланную людям. Дрожжи несут в себе знак Святого Духа, он же своей божественной способностью дарует жизнь.


Как и когда можно употреблять просфору

Любому верующему, кто ходит в храм, известно, когда именно модно употреблять церковные просфоры. Есть просвиры необходимо после проведения первого богослужения, в случае, когда в это время человек проходит обряд причащения, то просвирки вкушают на день- два раньше сразу после Евхаристии. Есть церковную просфору необходимо с определенным тактом – покорно и трепетно. Вкушать просвирку необходимо на голодный желудок. Любому православному человеку благотворно начать свой день именно с употреблением агисмы и просвирки. Для вкушение этих яств надо постелить выстиранную скатерть либо салфетку. На скатерть поставить священный завтрак, который состоит из просвирки и агисмы. Однако перед употреблением такой трапезы необходимо прочитать мольбу, которую читают только в таких случаях. Священный хлебушек едят над блюдцем или листом бумаги. Так делают, что б крошки просвиры не попадали на землю и не стали нечистыми.


Хлеб в Христианстве символизирует самого Иисуса. Так о хлебе говорил Христос: «Я и есть Хлеб насущный» (Ин. 6:48). Это означает, что мирской хлеб наполняет людей жизненными силами, то Господь, святой хлеб, питает жизнь людей полнотой Небесной жизни в вечности.


Кроме того, хлеб – символизирует саму Церковь . Такое определение содержится в старинной евхаристической мольбе: «И как рассыпали этот хлеб по горам и, потом собрали воедино, так же соберут в единое целое Храм Твой Твоя от краев земли в Твое Небесное Царство» (Дидахе, гл.9).


Просвира свои истоки появления берет в начальном столетии православия, в те времена прихожане брали с собой в церковь хлеб, вино, масло, воск для изготовления свечек, то есть все то что необходимо для проведения службы. Просфора означает дары (га греческом языке это звучит как просвирка), либо дароприношение, эти продукты давали священникам; имена людей, которые принесли дары писали в специальный список, который вместе с молитвословом читали, когда освящали Дары. С этих пожертвований (просвирок) отделяли набольшую часть хлеба и вина для преобразование их в Тело и Кровь Иисуса, из принесенного воска делали свечи, а иные продукты, которые тоже освящали, отдавали прихожанам. Однако до нашего времени эта традиция дошла в укороченном виде, просвирка стала означать лишь хлебец, вкушают после проведения службы. Сегодня же в церквях пекут не обычный хлеб, а в специальных круглых формах просвирки, и стали в виде даров не только продукты, а и деньги.


Церковную просвирку ставят за коробком со свечками и раздают верующим после богослужения , которые перед началом службы подали записки «О здоровье» либо «О поминании». Имена, написанные в таких письмах, зачитывается в престоле, и за каждое произнесенное имя из просвирки вынимают часть, поэтому такую просвирку называют «изъятая».


После богослужение всем прихожанам дают антидо́р – малые частицы просвирки, из которой из дароприношений был изъят Небесный Ягненок. В греческом языке антидор берет начало от слов анти – взамен и ди орон – приношение, то такое слово буквально переводится – взаменприношение.



«Антидор, – согласно словам Симеона Солунского, – святой хлебец, который взяли из даров в превращение и из которого вынули середину для вкушения во время богослужения; священный хлебец как воссозданный копьем и впитавший Святые слова дается взамен Страшных Приношений, то есть Секретов, тем, верующим, которые не причащались».


Слово а́ртос (в переводе квасной хлебец) обозначает всеобщий священный хлеб, предназначенный всем священнослужителям Храма, или по-другому ее называют – просвирка целевая.


В память о том, что Всевышний перед Своем Воскрешении много раз представал перед учениками и проводил вместе с ними трапезу, ученики и после того как Иисус вознёсся на небеса, всегда оставляли за обедом свободное посредине место и клали пред ним кусок хлебца, то есть представлялось что Всевышний находится среди них. Сейчас такой хлебец и являет собой вкушаемый в Храме артос. В течении Пасхальной недели артос находится в церкви на столик, перед алтарем, а когда богослужения не проводятся он лежит подле открытых Царских врат, как напоминание о визитах ожившего Иисуса к ученикам и о существовании Господа с людьми. Все это сводится к значению Пасхи, которая представляет собой соединение гибели и Воскрешение Иисуса, на него наносят знак победы Господа над смертью, или крест, обрамленный терновником, или лик Воскрешения Господа.


Артос освещают молитвословием , смачиванием агисмой и хожденьем в день Светлого Господнего Воскресения на богослужении после конечной молитвы. Артос располагают на ткани напротив царских ворот на предназначенном столе. После хождения вокруг стола с артосом богослужитель произносит специальную мольбу, после которой три раза смачивает артос агисмой водой с такими словами «Благословляем и освящаем артос этот смачивая святой водой этой во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».


В течении всей Пасхальной недели после завершения службы проводится торжественный крестовый ход вокруг церкви с артосом. В обители артос каждый день ставят на обедню и располагается на специальном столе либо ж на ткани, для памятки инокам, что среди них, как когда-то среди учеников, незримо живет Иисус Христос, небесный Хлеб жития. Над артосом читаются тропари, в которых упоминается о Воскрешении Иисуса и о Его нахождении среди нас.


В субботу Пасхальной недели после богослужения служитель читает специальную мольбу, при прочтении которой артос разделяется, а вовремя лобзании креста отдаются прихожанам как реликвия.


Части а́ртоса, которые раздавали в церкви, бережно хранят верующие в качестве душевного исцеления от страданий и недугов. Артос традиционно употребляют при наступлении особых ситуациях, к примеру, во время недуга, и обязательно со словами «Иисус Воскрес!»


Артос по священности стоит ниже антидора, однако выше просвирки . То есть в случае, когда человек хочет вкусить и артос, антидор и просвирку, то сперва едят антидор, потом артос, а в конце просвира.


Важным церковным угощением является просфора, к употреблению которой в церкви относятся с особой щепетильностью. По сути, это пресные хлебцы на святой воде, пшеничной муке, которые для некоторых прихожан становятся источником святости. В действительности же, требуется точно знать, что такое просфора, чтобы однажды в храме не попасть в неловкую ситуацию. Вот этой теме необходимо уделить особое внимание в массах.

Что такое просфора в православной церкви

Просфора в переводе с греческого языка обозначает «приношения», заняла свои прочные позиции в православной религии. По сути, это хлебец из пшеничной муки, основными ингредиентами которого являются дрожжи, святая вода, соль. Такая пресная выпечка по церковным законам православия символизирует соединение человеческой, божественной сущности в Иисусе Христе. Необходимо знать, что такое просфора, и зачем ее вкушают в православии, чтобы не показать перед священником собственную необразованность в церковных делах.

Внешний вид и вкус

Не всем верующим людям достоверно известно, что просфора символизирует хлеб Тайной Вечери, который в свое время между учениками разделил Иисус Христос. Внешне это круглое печенье небольшого размера, на верхней стороне которого можно увидеть крест с равными сторонами и буквами в углах: ИС ХС NI КА. Такая надпись тоже имеет свое значение и расшифровку, а переводится, как «Иисус Христос побеждает». Просфора – это печать образа Господнего, которая крайне редко может заплесневеть, засохнуть, прийти в негодность.

Виды­

Прежде чем употреблять в церкви такой хлеб, важно знать его назначение и все существующие разновидности. Согласно церковным законам, классификация такова:

  1. Богородичная просфора. Это большой хлебец треугольной формы, который имеет надпись «Мария» или «Святая Богородица». Его кладут на специальное блюдо вместе с агнцем, а употребляют преимущественно на религиозные праздники.
  2. Агничная. Это большой хлеб кубической формы, который во время проведения литургии становится истинным телом Иисуса Христа. Внешне просфора оснащена крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец. Неиспользуемая часть хлебца, именуемая антидором, после проведения службы бесплатно раздается прихожанам.
  3. Девятичинная. Из печати такой разновидности достают 9 частиц, которые посвящаются всем святым. Употребить требуется за Иоанна Крестителя, Иоакима и Анны, пророков, святителей, апостолов, архидиакона Стефана и мучеников, бессребреников, Мефодия и Кирилла, князя Владимира, всех святых. Посвящена святому автору литургии, например, Иоанну Златоусту или Василию Великому.
  4. Заздравная. Священный хлебец делится на две симметричные части, съедается за всех участников литургии после проведения службы в церкви.
  5. Заупокойная. Для такого случая из верхней части просфоры берется лишь одна частица, которую необходимо съесть за всех умерших и усопших. Делать этого нельзя на кладбище после отпевания и погребения новоприставившегося раба Божьего, категорически запрещено крошить хлебец на могилах.

Артос и Антидор в православии­

Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб». Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог.

Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно. Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие.

Как есть просфору дома и хранить ее

Этот богослужебный литургический хлеб положено вкушать только по случаю, поэтому просфора не должна становиться частью привычного рациона прихожан. Хранить хлебец положено у алтаря в церкви либо дома у святых икон. Употреблять просфору необходимо внутрь медленно, качественно пережевывать каждую крошку. Если после трапезы остались крошки, их обязательно требуется подобрать, тоже съесть. Другие правила употребления и хранения этого священного хлебцы представлены ниже:

  1. Важно не ругаться и не сквернословить, если на столе лежат просвира или просфора. Необходима полная тишина и душевное покорение.
  2. Хлебцы не должны оставаться на столе, после вкушения их необходимо аккуратно складывать в специальный мешочек.
  3. Употреблять священный хлебец внутрь разрешено только после принятия православной веры и окончания служебных Богу мероприятий.
  4. Просфорень можно принести домой, а употребить только после горячей молитвы при чистых помыслах и обязательно натощак.
  5. Такая трапеза располагает к добрым делам, помогает ощутить душевную святость и легкость, позволяет человеку начать новую жизнь в правильном мышлении.

Когда есть просфору

Просфоры, как священный хлеб, освящают того, кто их вкушает. Такие хлебцы должны храниться в специальных формочках, желательно не удалять их от икон, а употреблять внутрь преимущественно на пустой желудок. Если у женщины месячные, важно запомнить, что во время критических дней ей лучше вообще не появляться в церкви и, тем более, не употреблять этот священный хлебец. Такое же ограничение распространяется на Страстную пятницу, когда тоже нежелательно освящать собственный организм. Ниже представлены и другие правила правильного употребления этого церковного ингредиента:

  1. Важно не смешивать употребление священной просвирки с другими блюдами во время основной трапезы.
  2. Перед тем как положить кусочек в рот и медленного его переживать, положено горячо помолиться.
  3. Прежде чем вкушать такой хлебец, требуется после службы в церкви постелить на стол чистую и белоснежную скатерть, налить в стакан примерно три глотка святой воды.
  4. При употреблении важно проявить особую бдительность, чтобы ни одна крошка не осталась на полу.
  5. После разжевывания просфоры необходимо выпить примерно три глотка святой воды и не подавиться.

Если просфора засохла или заплесневела

Просвирка не может испортиться – заплесневеть и прокиснуть. Единственное, что может сделать просфора в церкви, так это засохнуть. Употреблять ее в таком случае не рекомендуется, да и вряд ли получится. Но и выбрасывать в урну тоже категорически запрещено. Чтобы правильно утилизировать просфорку, необходимо:

  • сжигание агничного хлебца;
  • закапывание в сырую землю;
  • направление в проточную воду.

Многие примерные прихожане предпочитают отнести ее в церковь и отдать служителям для дальнейшей утилизации. Это хороший вариант, поскольку в храме знают, что делать если яство неожиданно засохло и окончательно пришло в негодность. Ничего сложно, тем более оставлять в доме такое испорченное и непригодное к употреблению блюдо тоже не рекомендуется.

Видео

«Побеседуем сегодня о просфоре, так как немногиe из нас о ней имеют правильное понятие. Большая часть из нас знает только, что просфора — хлеб священный и изготовляется из белой муки.

Просфора печется непременно из лучшей пшеничной муки, потому что для святаго хлеба должна быть и мука лучшая. Тесто для просфоры употребляется непременно кислое, а не пресное, как указано это примером Самого Спасителя Иисуса Христа, когда Он установлял Таинство Причащения. Просфора обыкновенно бывает двухсоставная, т.е. состоящая изъ двух толстых один на другом положенных кружечков, соединяющихся только серединою своею и образующих въ соединены пережим (выемку). Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собою нераздельны и не слиянны, как и кружечки в просфоре один с другим окончательно не соединяются и друг от друга не отделяются. На верхней части просфоры есть печать, изображающая крест, и около него слова IС. ХР. HI. КА., что значит: «Иисус Христос побеждает». Эти крест и слова вокруг него означают, что просфора изготовляется во имя Иисуса Христа, Который есть Победитель дьявола.

Просфора бывает круглая в знак безначальности и бесконечности Иисуса Христа, подобно как и форма круга не имеет начала и конца.

Каким образом и по какой причине освящаются на обедне просфоры? Для совершешя литургии (обедни) употребляется пять просфор. Из первой просфоры вырезается четыреугольная середина, и эта вынутая часть называется «Агнец». Освященный священническим благословением, этот Агнец силою Святого Духа становится Телом Христовым, Которым совместно со святою Кровью, под видом вина, и причащаемся мы, христиане.

Из второй просфоры вынимается сверху небольшая частица в честь и память Пресвятой Богородицы; просфора эта называется Богородичною.

Из третьей просфоры вынимаются девять частиц в честь и память святых Божиих, разделенных на девять чинов или ликов; посему эта просфора называется девятичиновною.

Из четвертой просфоры вынимаются две частицы: при вынутии первой священник молится о здравии и спасении своего Архиерея, всего священнического и диаконского чина и всех служителей церковных; при вынутии же второй частицы молится о здравии и спасении предержащих властей, а равно и всех православных христиан.

Вынимая частицы из пятой просфоры, священник молится о памяти и оставлении грехов всех православных христиан, умерших в надежде воскресешя и жизни вечной.

Кроме этих пяти просфор, иногда употребляются на обедне несколько других просфор, из которых вынимаются частицы тоже за живых и умерших. Это бывает в том случае, когда кто-либо просит священника особо помянуть о здравии и спасении живых и об упокоении умерших. При вырезывании частиц из таких просфор священник поименно поминает (называет имена) тех лиц, о которых просят особо молиться. Bсе вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе (священном золотое, серебряное или стеклянное блюдо; одновременно символизирует ясли, где родился Христос, и гроб, в который было положено Его тело после снятия с креста). В конце обедни соединяются в чаше со святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение святые, в честь и память которых вынуты частицы, получают ближайшее соединеше с Богом, а через то большую славу и радость, а живые и умершие, за которых вынуты опускаемые в чашу частицы, получают ослабление грехов и жизнь вечную. Но частицы, вынутые за святых, а также за живых и умерших, не имеют освящающаго и очищающегоо действия, какое исключительно усвояется жертве Христовой. Эти частицы не претворяются в Тело Христово, и потому не должны быть подаваемы верующим для причащешя. В таком случае зачем они вынимаются? А вот зачем. По словам блаженнаго Августина, эти «приношения частиц за весьма добрых бывают благодарением Богу, за невесьма злых служат очищешем грехов, за весьма же злых, хотя не приносят пользы мертвым, по причине их упорства в зле, однако, служат утешением живых; для тех же, кому они полезны, служат или к совершенному очищению грехов, или чтобы и самое осуждение легче было».

Вот через все перечисленные священные действия получают освящающую благодать и самыя просфоры, из коих вынимаются частицы, отчего и становятся хлебом священным. Вкушать просфору следует натощак и при этом так, чтобы ни одна даже малейшая кроха от просфоры не упала на пол и не была потоптана ногами».

(из книги «В помощь пастырям и в назидание пасомым»)

Вряд ли найдётся сегодня человек, которому не знакомы такие слова: "хлеб наш насущный". Но к сожалению, далеко не все знают, что они из молитвы «Отче наш», которая подчёркивает особое почтительное отношение к хлебу, предстающему здесь не в качестве тривиального продукта питания, а как символ, означающий все необходимое для поддержания души и тела человека. Одним из таких его воплощений является просвирка церковная.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане - пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15-20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода - его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода - Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше - после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством - смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

Мне всегда было интересно, как готовятся просфоры. Поэтому, когда редакция сайта поручила мне сделать фоторепортаж о монастырской просфорной, я с радостью отправилась внедряться в исследовательское поле, а точнее, цех, где меня встретила инокиня Ирина (Жовак) — руководитель монастырской просфорной. Весь этап производства, от замешивания теста до готовых румяных просфор, занял более 5 часов...

Нажимаю на звонок. Рядом стоит нарядный молодой человек, весь в белом. Это сотрудник просфорной Андрей, пришел на послушание. Мать Ирина, улыбаясь, открывает нам дверь. После короткого знакомства мы становимся на молитву. К молитвенному правилу здесь добавляется особое прошение святым Никодиму и Спиридону, Киево-Печерским просфорникам.

Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет

Матушка Ирина в монастыре 13 лет. Сначала была в полоцком Свято-Евфросиниевском женском монастыре, а последние пять лет — в Свято-Елисаветинском. Нести послушание в просфорной ее благословили 4 года назад. С тех пор вместе с сотрудниками мастерской она побывала в разных монастырях (в том числе и в Валаамской обители), где все вместе они учились просфорному делу: спрашивали советы, перенимали секреты. Но в итоге всё равно пришли к своей, особой технологии. Собственно, в Свято-Елисаветинском монастыре зачастую именно так и происходит: рождается что-то уникальное, неповторимое…

Что такое просфора: символическое значение

Что же такое просфора? Давайте разберемся.



Пять просфор для совершения литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — частица кубической формы. Во время совершения литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с Агнцем.

3. Заздравная просфора

Предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в литургии, священнослужителей, совершающих литургию, страну и народ.

4. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце литургии священник со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» помещает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Как готовятся просфоры

На первый взгляд всё кажется просто: в специальную емкость (тестомес) ссыпаются мука, дрожжи, соль. Всё хорошенько перемешивается. В воду, пропущенную через фильтр, крестообразно добавляется святая вода. Замешивается тесто.

Работа современной просфорни частично механизирована. Тестомес тщательно перемешивает сухие ингредиенты с водой

Обычно за один замес смена изготавливает 15‒20 кг теста, но так как в этот раз процесс приготовления прерывался моими расспросами, решили сделать чуть меньше — 10 кг.

— По классическому рецепту, например, как на Валааме, просфоры должны быть плотнее, — рассказывает мать Ирина. — Но у нашего монастыря своя специфика: на службы приходит много болящих людей и маленьких детей. Поэтому батюшка благословил «простой замес». Такой метод удобен, так как просфоры получаются мягкими.

Для служебных просфор, как правило, используется «валаамский» замес: просфоры получаются более плотными. Маленькие просфоры выпекаются более мягкими

Как известно, просфора состоит из двух частей, что символизирует Божественную и человеческую природу Иисуса Христа. Сначала приступают к изготовлению нижних частей или «низов».

Муку и дрожжи добавляют по проверенному рецепту. А вот количество воды, необходимое для получения качественного теста, зависит даже от погоды. Если на улице сыро, то воды нужно добавлять меньше, иначе просфоры просто расплывутся. Каждое время года подразумевает свои особенности. Тесто, как оказалось, очень живая субстанция, и работать с ним — целое искусство.




Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку

Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку. Андрей на глаз определяет нужную толщину, вырезает пробный низ и кладет на весы: 19 граммов — идеальное число для аккуратного низа, 5 граммов — для верха. Цифры, как несложно догадаться, определялись методом проб и ошибок.

Чтобы получить ровные просфоры, необходимо раскатать тесто нужной толщины. Идеальное число для аккуратной нижней части — 19 граммов

После раскатки тесто, укрытое клеенкой, минут 10 должно отдохнуть: стянуться и принять свою форму, иначе на выходе получатся овальные просфоры.

Все части просфоры вырезаются специальным приспособлением — вырезкой. Один за другим противни заполняются нижними частями.






Нижние части просфор или, как их еще называют, «низы»

Затем процесс повторяется: раскатывается тесто для верхов. Опытный глаз Андрея определяет нужную толщину (напомню, 5 граммов). Затем матушка Ирина и Андрей вместе ставят печати, внимательно, сосредоточенно.






Печати бывают разные. Самая распространенная — IC.XС.NIKA, что в переводе звучит как «Иисус Христос побеждает»

Помимо уже известной нам печати «Иисус Христос побеждает» при необходимости изготавливают Богородичные просфоры или просфоры с печатью святой покровительницы нашего монастыря — преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Для учеников школы, действующей при Свято-Елисаветинском монастыре, пекут просфоры с христианскими символами, полюбившимися юным прихожанам, — с рыбкой, якорем. Андрей достает и показывает мне печать внушительных размеров: такую используют для изготовления большого Агнца на главные церковные праздники — Пасху и Рождество, когда причастников очень много.



Для склейки двух частей низы на несколько секунд покрываются влажной марлей. Верхняя часть просфоры прокалывается, и противень отправляется в расстоечный шкаф. Именно там при температуре 40 C сформированные просфоры будут расти или, как говорят профессионалы, «подходить». Проколы нужны для выхода воздуха во время роста теста.


После того как две части просфор склеены, они отправляются в расстоечный шкаф

Глядя на сосредоточенные лица мать Ирины и Андрея, не могу не спросить у них о важности молитвы в их послушании.

— На самом деле каждый из нас всю смену находится в постоянном напряжении, ведь за тобой как минимум 1000 просфор! — делится мать Ирина. — Мне кажется, наше послушание в принципе невозможно без молитвы. Может быть, ты и не произносишь постоянно «Господи, помилуй», но внутренне ты сосредоточен, удерживаешь связь с Богом, прекрасно осознавая, что результат не только и не столько в твоих руках…


В просфорной действует правило духовника монастыря: регулярно исповедоваться, причащаться. Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно

Поэтому у нас в просфорной действует батюшкино правило: регулярно исповедоваться, причащаться. Кроме того, каждую смену прочитываетя акафист святителю Николаю Чудотворцу.

Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно, люди не выдерживают, уходят. Но сейчас у нас, слава Богу, сложился основной рабочий состав, две смены по два человека: мы с Андреем и вторая смена — семейная пара. Сначала пришел муж, а за ним и жена. Здесь, в монастыре, она впервые исповедовалась, причастилась. Коллектив у нас маленький, но слаженный. Секретов друг от друга нет. Если что-то не получается, мы собираемся, обсуждаем, делаем выводы и двигаемся дальше. Всё построено на доверии.

В просфорной все отношения между руководителем и сотрудниками построены на доверии

Одна смена делает в основном маленькие просфоры, а вторая обеспечивает служебными просфорами все монастырские храмы: в монастыре каждый день проходит по несколько служб. Иногда нас просят печь просфоры на приходы.

Пока ставят печати на верхах и склеивают их с низами, есть время побыть в тишине, подумать, поговорить с Богом. Мать Ирина спросила, не угнетает ли меня тишина, добавив, что они с Андреем любят тишину, но иногда ставят слушать акафисты или Иисусову молитву валаамского распева. Мне тишина совершенно не мешала, даже наоборот. Я уже и забыла, когда последний раз вот так просто сидела, просто молчала, просто думала. Было прекрасно…

Самое время расспросить Андрея, как он оказался на послушании в просфорной.

— Я в монастыре уже давно, лет 10, — отвечает Андрей. — В просфорной тружусь, наверное, года три. Работал охранником, а потом однажды отец Андрей на исповеди говорит: «У тебя с завтрашнего дня новое послушание». Я сталкивался с просфорным послушанием в монастыре в Малых Лядах, но считал его чисто монашеским деланием, а себя — недостойным. Поэтому, когда батюшка благословил, я был очень рад. Учился всему с нуля. Научиться всему можно, было бы желание. Бывает, конечно, трудно, особенно перед Пасхой, Рождеством. Но по-своему трудно на любом послушании. Мне здесь нравится, потому что можно расти до бесконечности, как в рабочем процессе, так и в духовном. В первую очередь, конечно, духовная сторона играет роль.

Андрей трудится в монастыре около 10 лет, три из них — в просфорной обители. Говорит, что и в рабочем, и в духовном процессе на послушании можно расти до бесконечности

Еще один напряженный и ответственный момент — верно определить, подошло ли тесто (в зависимости от размера просфор и консистенции теста на их рост может понадобиться от 30 мин до полутора часов). Немного поторопишься, поставишь в печь недостаточно подошедшие просфоры — появятся непривлекательные трещины.

Для выпекания требуется 15‒20 минут. Большие просфоры могут выпекаться час-полтора.

— Почему просфоры могут не получиться? — в ответ на мой вопрос переспрашивает мать Ирина. — Говорят, нужно быть в хорошем духовном состоянии. Да, конечно, это очевидно. Ну, а если вы не в очень хорошем духовном состоянии, работать не будете? Или все-таки Бога попросите, чтобы Он помог?.. Мне кажется, нужно просто брать и делать всё, что от тебя зависит, а в остальном полагаться на Бога. Исповедоваться, причащаться и соблюдать технологию.

Один брат к нам пришел, мол, я на хлебозаводе работал и знаю, как усовершенствовать ваш процесс. Ну, хорошо, давай… Потом выяснилось, что он электриком работал… (смеется) Поэтому главное требование — не совершенствовать технологию. Как раз за этим и следит старший на смене. Никаких «на глаз». Всё четко по весам и меркам.

Мы с замиранием наблюдаем за процессом выпекания просфор

В просфорной, как и на любом другом послушании, конечно, действуют свои духовные правила. Например, послушание… Замечено, если нарушается принцип послушания, результат проявляется незамедлительно. Не зря говорят, что просфорная — монашеское послушание. Пожалуй, соглашусь. Действительно, здесь как-то явно отслеживается, что лучше слушаться.

Андрей достает из печи готовые ароматные просфоры

Андрей достал из печи готовые румяные просфоры, и помещение мастерской сразу же наполнилось запахом хлеба и… меда. Запахло чем-то очень теплым и родным... Запахло домом… На часах 21:30, а уходить совершенно не хочется. На прощание меня одарили свежеиспеченными монастырскими просфорами, которые с утра, с благодарностью и молитвой, всей семьей мы и съели...

Подготовила Мария Котова