Ремонт Дизайн Мебель

Мандрагора лекарственная: описание свойств, противопоказания, фото. Волшебные травы на руси Адамова голова растение

Среди широко применяемых народной медициной натуральных средств особое внимание привлекает мандрагора лекарственная, относящаяся к

Легенды о мандрагоре

Отличительным признаком этого многолетнего травянистого растения, именуемого «мужской корень», «кукушкины сапожки», «адамова голова», «енотовые ягоды», является толстый прямой корень, напоминающий человеческую фигуру, что стало предметом для множества суеверий, вымыслов и легенд. Одна из них гласит, что мандрагора лекарственная при выкапывании ее из земли издает крик, способный свести человека с ума либо убить его. Поэтому в давние времена для добычи «ведьминого цветка» (так прозывали мандрагору в народе) применялся специальный защитный обряд. Выкапывать растение мог только человек знающий. Делал он это не собственноручно (чтобы не принять от растения смерть), а привязывал к нему голодную собаку, в удалении от которой бросал кость. Животное изо всех сил тянулось к пище и, таким образом, вытягивало из земли магический корень, после чего погибало.

Этот магический корень

Корень растения добывался для проведения различных магических ритуалов, считался очень сильным оберегом и более всего ценился, если максимально точно передавал форму тела человека, особенно с различием пола: женского и мужского. Считается, что мужчин нужно лечить мужской мандрагорой, а женщин - женской.

Травники толченым корнем растения лечили карбункулы, больные суставы, слоновую болезнь. Шаманы применяли галлюциногенные свойства мандрагоры для астральных путешествий в другой мир.

Описание растения

Мандрагора лекарственная (фото можно увидеть в статье) в природных условиях встречается на территории Средней Азии, Гималаев, Средиземноморье, Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке.

Предпочитает хорошо дренированные песчаные и суглинистые земли. Любит обилие солнца, также способна расти в полутени. Характеризуется длинным (около 1 метра) корнем, помогающим растению пережидать длительные засушливые периоды. При температуре ниже -15 о С погибает. Стебель у растения отсутствует либо очень короткий. Листья крупные (около 80 см в длину), имеют овальную или ланцетную форму, собраны в прикорневой розетке, характеризуются резким неприятным запахом.

Цветки одиночные, состоят из крупной 5-раздельной чашечки и колокольчатого 5-лопастного венчика. В начале цветения (в мае) характеризуются светло-зеленой окраской, которая ближе к осени становится фиолетовой. Плод выглядит как крупная оранжевая либо желтая ягода, характеризуется приятным фруктовым ароматом и внешне напоминает небольшое яблоко или физалис. По вкусовым ощущениям напоминает помидор.

Химический состав

Народная медицина сумела выявить в ядовитой мандрагоре полезные для организма свойства и в своих рецептах использует все части растения. В корне и плодах имеются психоактивные высокотоксичные алкалоиды:


Мандрагора лекарственная (фото передает скромную привлекательность растения) характеризуется успокаивающим, болеутоляющим, холагенным, снотворным действием. По фармакологическим свойствам растение приближено к белладонне, дурману, белене.

Алкалоиды, входящие в его состав, подавляют функциональность центральной нервной системы, поэтому растение характеризуется снотворным действием.

Лечебные свойства корня

Корень мандрагоры применялся для снятия зубной боли, лечения геморроя и осложнений, возникающих в процессе родовой деятельности. Его перетирали до порошкообразного состояния и добавляли к пиву. Этот же напиток рекомендовался при болезнях желудочно-кишечного тракта. Отваренный в молоке корень мандрагоры помогал в качестве припарки при незаживающих хронических язвах.

Свежевыжатый сок корня помогает утихомирить боль при ревматизме и подагре. Великий Авиценна советовал его как действенное средство для выведения веснушек и лечения кровоподтеков. «Слезы мандрагоры» подмешивали в бокал с вином и давали в качестве анестезирующего средства при проведении хирургических операций. В соединении с медом и молоком в измельченном виде корень растения прикладывали наружно к опухолям, отечным местам, уплотненным железам. В сушеном виде применяли при заболеваниях ЖКТ, а также суставно-мышечных болях.

С давних времен растению приписывались свойства афродизиака: горсть измельченного корня добавлялась в бутылку с вином. Напиток настаивался в течение недели. Для улучшения вкуса в него добавлялось 2-3 палочки корицы и столовая ложка шафрана. Также считалось, что мандрагора лекарственная, польза которой была доказана еще научными светилами древности, помогает при бесплодии и угнетает рост раковых клеток.

Методы лечения мандрагорой

Головные боли, язвы, открытые раны, болезни печени и селезенки излечивались лекарством, в состав которого входили сухие плоды мандрагоры, опийный мак, цветы циперуса, гармала обыкновенная и корица, предварительно перетертые в порошок и соединенные в равных частях.

Отвар из мандрагоры применялся при болезненных проявлениях в конечностях, зоне крестца, а также для лечения лихорадочных состояний. Листья растения в свежем виде помогали от зубной боли. Для этого их требовалось тщательно разжевывать. Дым от сжигания листьев растения помогал в лечении кашля и головной боли.

В малых дозах мандрагора лекарственная помогает при фобиях, тоске и депрессии. Еще Гомер в своих произведениях описывал, дым от горящих корней растения применялся для окуривания эпилептиков. Для быстрого засыпания достаточно было перед сном подержать в руке яблоко мандрагоры либо выпить бокал вина, содержащий порошок сушеного корня мандрагоры, плюща, белены белой и солодки по одной щепотке.

Мандрагора против болезней

В давние времена мандрагора лекарственная, описание которой было хорошо известно еще древним лекарям, считалась универсальным лекарственным средством и помогала в лечении:

  • депрессивных состояний,
  • абсцессов,
  • воспалений глаз,
  • опухолей,
  • подагры,
  • кожных воспалений,
  • геморроя,
  • импотенции,
  • головных болей,
  • судорог,
  • змеиных укусов,
  • пищевых отравлений,
  • мозолей,
  • глистов,
  • потери речи,
  • открытых ран и прочее.

Также мандрагора использовалась для нормализации менструального цикла.

Мандрагора лекарственная: действие растения

В современной медицине экстракт корня входит в состав болеутоляющих, снотворных и антиспазматических лекарственных препаратов. Мандрагора лекарственная, применение которой было широко востребовано несколько столетий назад, помогает при нарушениях работы желудочно-кишечного тракта, болях различного характера, в лечении витилиго и других кожных патологий. Листья растения обладают холодящим эффектом, поэтому вытяжка на их основе добавляется в гели и мази для лечения наружных ран.

Сегодня в народной медицине заготовка мандрагоры производится без применения мистических ритуалов. Корни выкапываются вручную в конце августа - начале сентября, после того, как мандрагора отцвела. Содержащиеся в ее составе алкалоиды хорошо изучены современной медициной и применяются узконаправленно, для понижения внутренней секреции, кислотности, кишечной и желудочной активности, а также снятия спазмов.

Сбор листьев растения лучше производить до созревания плодов. Сушить сырье рекомендуется в хорошо проветриваемом месте, без попадания прямых солнечных лучей. В готовом виде его можно использовать для курения вместо обыкновенного табака, в составе курительных смесей либо в качестве ладана и благовония.

Рецепт настойки и мази

Для приготовления настойки требуется залить спиртом в соотношении 1 к 4 очищенный и измельченный корень растения. Дать настояться в течение 15 дней. В готовом виде препарат рекомендуется принимать при бессоннице, подагре и ревматизме по 3-8 капель, разбавленных с водой.

Чтобы приготовить лечебную мазь на основе мандрагоры, требуется настойку растения соединить с нутряным жиром в пропорции 1 к 5 и применять наружно для утоления болевых ощущений.

Для лечения ушибов и травм эффективно применение примочек из свежего сока, соединенного с водой в соотношении 1 к 5. Либо можно применить спиртовую настойку, разведенную с водой из расчета 1 к 10.

Мандрагора лекарственная: противопоказание к применению

Мандрагора очень ядовита. Основной ущерб мозгу наносит вещество скополамин. Ее бесконтрольное самостоятельное употребление может привести к нарушениям работы мозга, галлюцинациям, потере памяти, коматозному состоянию, остановке дыхания и летальному исходу. Признаками отравления мандрагорой является тошнота, рвота, чувство сонливости, пошатывание при ходьбе, расширенные зрачки, сухость во рту, приступы удушья. Беременным женщинам, кормящим мамам и детям мандрагору употреблять нельзя.

Свежие плоды растения содержат небольшое количество алкалоидов, поэтому их потребление не несет здоровью никакой опасности.

Современная медицина может предложить широкий ассортимент препаратов аналогичного действия, более безопасных для здоровья. Поэтому при выборе между препаратами на основе мандрагоры либо другими средствами с соответствующим лечебным эффектом лучше предпочесть второй вариант.

Приметы, связанные с мандрагорой

С давних времен известно, что мандрагора лекарственная, свойства которой нашли свое основное применение в медицинской области, помогает в проведении финансовых операций, поэтому знающие люди использовали ее в качестве талисмана. Особенно это касалось нелегальных, подпольных сделок, что уберегало их от раскрытия. Если корень положить в одном месте с деньгами, то их количество увеличится вдвое.

Корень растения способен подарить своему владельцу достаток, власть, богатство при условии, что хозяин никогда не будет с ним расставаться: ни ночью, ни днем. Использование мандрагоры в качестве домашнего талисмана нуждается в особом отношении к нему. Фигурку нужно нарядить в одежды и хранить дома в потаенном месте, подальше от посторонних взглядов. Во время домашних трапез следует посадить человечка на почетное место, угостить сначала его, а затем и себя. По субботам талисман рекомендуется купать в вине, а в первый день новой луны обряжать в новые одежды. Считается, что мандрагора лекарственная способна помочь в поисках клада, может предсказывать будущее.

Другие названия растения:

адамова голова, кукушкины сапожки, любовные яблоки, мужской корень, пупочник, пустосел, сонное зелье, трава-покрик, шишкарник, яблоки дьявола.

Краткое описание мандрагоры лекарственной:

Мандрагора лекарственная (адамова голова) – это многолетнее растение, родственное белладонне. Мандрагора способна выдерживать длительную летнюю засуху, оставляя на поверхности земли лишь розетку листьев, поднимающихся на большую высоту. Ее корень, углубляющийся на глубину до 2 м, имеет темно-коричневый цвет снаружи и белый внутри; он удивительным образом раздваивается, становясь похожим на туловище человека.

По бокам от «туловища» располагаются по одному побочному корню, напоминающие руки. Мандрагора – бесстебельное растение с крупными овальными листьями, собранными в прикорневую розетку, диаметром до 1,6 м. Цветки мандрагоры лекарственной имеют фиолетовый цвет и появляются осенью, а цветки дикого вида появляются весной и имеют светло-зеленоватый оттенок. Плоды напоминают маленькие желтые яблоки и издают сладкий и нежный запах. Именно плоды этого растения египтяне считали средством, возбуждающим чувственность, к ним же, в свою очередь, эти знания перешли от арабов, называвших эти плоды «яблоками дьявола» из-за вызываемых ими возбуждающих снов. Весенняя мандрагора (Mandragora vernalis) считается мужским видом и произрастает в более северных районах. От женской, или лекарственной, мандрагоры мужская отличается также более толстым корнем – беловатого цвета как снаружи, так и изнутри; ярче выраженным неприятным, одуряющим, возбуждающим запахом, который распространяется от листов и цветов растения; наконец, его плоды значительно больше, чем у мандрагоры женской разновидности. Однако оба вида растения являются в равной степени гермафродитами. Растение обладает сильным и неприятным запахом. Его ягоды светятся на рассвете из-за присутствия в них фосфора.

Признаки, по которым надо было искать мандрагору, знал и описал Диоскорид. В XVIII веке с ней познакомился Карл Линней и назвал ее мандрагора целебная. Другие ботаники позже описали два ее вида – осеннюю и весеннюю. Оба вида очень похожи на белладонну. У мандрагоры осенней цветки фиолетовые, у весенней – светло-зеленые, а листья, в отличие от белладонны, не на стебле, а растут от основания корня.

Но мандрагора исчезла, и был период, когда не могли ее найти. Неожиданно в 1902 году поиски привели к успеху. На берегу Средиземного моря обнаружили почти древнюю мандрагору – ее ближайшую родственницу – скополию карниолийскую, затем в Гималаях нашли скополию светло-желтую. В Китае еще в 1872 году Пржевальский описал скополию тангутскую.

Места произрастания:

Вид лекарственной мандрагоры произрастает в Южной Европе и, особенно обильно, в Калабрии и на Сицилии. С большим трудом удалось разыскать и волшебную мандрагору. Два ее вида – целебная и осенняя – растут в Южной Европе и на Ближнем Востоке. Их очень трудно найти, потому что надземная часть быстро увядает. Растет мандрагора и в Туркмении. Весной на ней созревают грозди съедобных, пахнущих дыней оранжевых плодов.

Заготовка мандрагоры:

С лекарственной целью используют корень растения. Парацельс рассказывал о своеобразном способе вырывания растения из земли. По его мнению, это можно делать только вечером, склонившись в направлении заходящего солнца, отворачивая лицо от растения. Собирают в день Купалы и хранят скрытно до Великого четверга. Считалось, что, если в этот день окурить мандрагорой ружье, охота будет удачной.

Химический состав мандрагоры лекарственной:

Химическое исследование корней мандрагоры установило в них наличие алкалоидов атропина, гиосциа-мина и скополамина и других, среди которых – мандрагорин, характерный только для этого растения.

Корни, плоды и семена содержат алкалоиды: атропин, гиосциамин, мандрагорин, скополамин и др.

Все эти действующие вещества формируют основу химического состава мандрагоры лекарственной (адамовой головы).

Фармакологические свойства мандрагоры лекарственной:

Фармакологические свойства мандрагоры определяются ее химическим составом. Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным, холагонным, наркотическим и настолько сильным анестезирующим свойством, что человек, находящийся под ее воздействием, кажется мертвым.

Вероятно, мандрагора возбуждает чувственность; вызываемые ею видения, галлюцинации и бредовые состояния могут привести к слабоумию, что в свое время было замечено Гиппократом. Ассирийцы использовали ее как снотворное и обезболивающее средство. Гиппократ уточнял, что в малых дозах она является эффективным средством от страха и депрессии. В более значительных количествах она вызывает странные сенсорные впечатления, близкие к галлюцинациям. В еще более крупных дозах мандрагора оказывает седативное и снотворное действие и, наконец, вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью. Гомер упоминал, что эпилептиков лечили вдыханием паров мандрагоры. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Мандрагора разжижает слизь.

Применение мандрагоры в медицине, лечение мандрагорой:

Растения известны со времен Диоскорида. Из корней делали мази и напитки для специальных ритуалов, подобно тому как в Средние века использовали красавку и белену. В Средние века мандрагору использовали в сиропах и других препаратах, принимавшихся против бессонницы и разного рода болей. Для того чтобы быстро уснуть, достаточно было подержать в руке перед сном мандрагоровое яблоко. Кожура корневища и сок, смешанные с коньяком, давали больным перед операцией в качестве анестезии.

В Средние века в ходу было учение о подобии. В соответствии с ним люди верили, например, что ядрами грецкого ореха, напоминающими полушария мозга, можно лечить головную боль. Поэтому похожий на человечка корень мандрагоры считался средством от всех на свете болезней. А еще из него изготавливали любовные зелья и средства, с помощью которых будто бы легко находить клады. И ни один уважающий себя колдун не показывался на людях без магического корня. Издавна мандрагору использовали в народной медицине. Древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников – Теофраст писал о ее снотворном действии, предупреждая, что в больших дозах снадобья из мандрагоры могут привести к смерти. Сейчас известно, что мандрагора, как и многие пасленовые, содержит ядовитые вещества, которые вызывают галлюцинации.

Считалось, что это растение может вылечить все недуги – от сумасшествия до бессонницы. Ее «яблоки» (оранжевые плоды) усиливали, как считалось, половое влечение, помогали от бесплодия.

Святая аббатиса Гильдегарда (1098–1178), жившая в построенном на собственные средства монастыре Рупертсберг близ Бингена, славилась как пророчица. Гильдегарда рекомендовала тут же положить вырытый корень в ключевую воду, тогда «вся злость и противное из нее исчезнут». Она предписывала употреблять соответствующие части фигурки корня от болезней различных частей тела: при головной боли – «голову», при болях в горле – «шею» и т. д.

А если «...кто-нибудь пребывает в плохом настроении и не находит себе покоя вследствие грусти и печали, пусть положит мандрагору себе в постель свою, чтобы растение от его пота согрелось».

Как галлюциноген мандрагора использовалась в чае (в очень малых дозах) – поскольку имеет огромную силу как мистическая трава, вызывающая видения и способствующая их проявлению в реальности.

Лекарственные формы, способ применения и дозы препаратов мандрагоры лекарственной:

Из корня мандрагоры изготавливаются эффективные лекарственные препараты и формы, применяемые при лечении многих заболеваний. Рассмотрим основные из них.

В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных – оказывает седативное и снотворное действие.

Настойка корня мандрагоры:

Настойка корня мандрагоры: измельченный корень настоять на спирту в соотношении 1:4 в течение 15 дней, процедить. Принимать по 3–10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре. Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго и воздушной болезни.

Масло из корня мандрагоры:

Масло из корня мандрагоры: смешать с настойкой мандрагоры нутряной жир в соотношении 1:5. Применять как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное растение мандрагоры:

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применять в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Противопоказания мандрагоры лекарственной:

Мандрагора является очень ядовитым растением. Признаками отравления являются: тошнота, рвотные спазмы, ослабление мышц (ощущение «ватности»), сонливость, галлюцинации. Есть вероятность впадения в коматозный сон.

Немного истории:

Мандрагора – символ Великой Матери, дарительницы жизни. Эмблема Цирцеи. В европейской символике мандрагора олицетворяет зачатие и плодовитость, а также обладает волшебной силой. Заговорное растение. Мандрагору сравнивали с духом мертвых. Прежде всего об этом говорит ее древнее латинское наименование – Atropa, перешедшее затем к белене, которая характеризовалась несколько похожими свойствами. На протяжении многих тысячелетий и вплоть до недавнего времени мандрагора считалась растением по преимуществу священным. Магические свойства корня мандрагоры, похожего на человеческую фигурку, очень ценились в Средние века. Тогда верили, что он дарует молодость и здоровье, красоту и любовь, счастье и богатство. Чем сильнее и непонятнее действовало растение, тем больше приписывали ему магических свойств, тем больше о нем складывалось легенд. В этом отношении, пожалуй, ни одному растению так не «повезло», как мандрагоре. Слишком большая слава оказалась для нее печальной: два вида мандрагоры, особенно ценившиеся, едва не исчезли с лица земли.

Много ходит легенд о происхождении мандрагоры и об ее свойствах. Древние арабы и немцы верили в мандрагору, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней. Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается сперма и истлевающее тело преступника. Мандрагора имеет репутацию растения, способного усиливать любовное влечение и плодовитость, известного под названием любовных яблок. В Книге Бытия бесплодная Рахиль, жена Иакова (Израиля), съела корни мандрагоры и зачала Иосифа. Мандрагору дают женщинам, чтобы они рожали как можно больше сыновей, арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность. Из легенд известно, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым. Для того чтобы добыть корень мандрагоры, использовался метод, описанный Теофрастом (372–287 до н.э.).

Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, отворачивая лицо во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело, раздувая его (если не принять меры предосторожности и не смазать тело растительным маслом). Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.

Легенда о том, что мандрагора вырастает из семени повешенных убийц, иллюстрирует переход от идеи, что растение в форме человека могло приносить магическую пользу, к идее, что оно представляет демонические силы.

В бытовой символике мандрагора представляла отрицательные и мелкие стороны души.

Мандрагоре приписывалось уж слишком большое могущество, и она в конце XVI века исчезла и из аптек, и с европейского рынка, преследуемая собирателями и торговцами ее корней.

Рассказы о ней, однако, не прекратились. Наоборот, их стало больше. И так как найти мандрагору очень трудно, ее начали подменять разными подделками. Из корней брионии, женьшеня, имбиря, белладонны и других растений вырезали фигурки, похожие на маленьких человечков, вставляли в их «голову» ячменные или просяные зерна и закапывали во влажный песок.

Зерна прорастали, «голова» человечка покрывалась «волосами».

Фигурки мыли в вине, наряжали, словно кукол, и продавали за большие деньги, уверяя, что они помогают приоткрывать завесу будущего, приносят счастье, умножают богатство, привораживают возлюбленных. Вот что писал о мандрагоре Папюс в «Черной и белой магии»: Одно из 12 растений Розенкрейцеров. Неблагоприятное. Способно вызывать сумасшествие, если не будет поправлено солнцем, и в таком случае получается хорошее наркотическое средство. Применялось германцами для изображения домашних богов – Альрунов. Колдуны употребляли ее, чтобы отправляться на шабаш. Как гласило распространенное поверье, мандрагору использовали как «куклу» в колдовстве вуду, ведьмы могли колдовать, представляя «фигуру» того, против кого направляли свою магию. В то место, которое ведьма повреждала у мандрагоры, неизбежно будет ранен и человек. В Германии крестьяне изготовляли из зерен проса глаза для своих мандрагор и обходились с ними очень любезно: купали, одевали, заботливо укутывали на ночь, иногда уложив в гроб. Все это они делали, чтобы получить возможность советоваться с мандрагорой по важным вопросам.

Во Франции эти растения считали близкими эльфам и называли рукой славы. Их частенько прятали в тайных шкафчиках, так как обладать мандрагорой было опасно – ее владельца могли преследовать за колдовство.

Корень мандрагоры – могущественный сгуститель астрала. Свойственная ему форма человека указывает на специальные качества и выдающуюся энергию. Эта форма послужила основанием для сумасшедших теорий некоторых магов, желавших найти в нем жизненный эликсир или делать фальшивые терафимы (приборы для гадания).

.

Существовало поверье, что если освятить водой корень адамовой головы, собранный в день Ивана Купала , и положить на или под престол в церкви, а через сорок дней забрать себе, то можно увидеть нечистую силу , чтобы, например, украсть у лешего шапку-невидимку , как считали в Вологодской губернии . Считалось, что если дать выпить настой из это травы человеку, то он «обличит» «который человек порчен и кто портит» .

Также полагали, что адамова голова заживляет раны, облегчает роды, укрепляет мельничные запруды и внушает храбрость. В Пермской губернии его вместе с петровым крестом зашивали в ладанку , которую вешали на шею корове, чтобы защитить от чумы . В Нижегородской губернии адамову голову и петров крест, чтобы уберегтись от болезней, зашивали в рубаху по швам или обшивали крест. Охотники окуривали адамовой головой, собранной в день Ивана Купала и хранимой до Великого четверга , пули и силки .

Адамову голову в разных регионах описывали по-разному, соответственно её идентифицируют как:

См. также

Напишите отзыв о статье "Адамова голова (растение)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Адамова голова (растение)

– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал. Адамова голова Адамова глава - по русским поверьям - волшебная трава. В.И. Даль идентифицирует это растение (не отмечая его магические свойства) как мандрагору или черный осот Centaurea scabiosa.

В некоторых травниках "адамова голова" именуется "царь во всех травах". Согласно древним травникам, "трава адамова голова... растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12 в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом". Как и другие чудесные травы, "адамову голову", по мнению знахарей, следовало собирать с крестом и молитвой: "И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже...".

Траву "адамова голова" издавна использовали как оберег и лекарство от многих болезней. Отвар из нее в некоторых местах давали пить людям, на которых наслали порчу, а также беременным женщинам, которым пришло время родить (чтобы облегчить роды).Ее использовали как присыпку на раны: "А когда кто ранен или сечей - приложи к ране, в три дня заживет". В Нижегородской губ. "адамову голову" вместе с корнем травы "петров крест" зашивали в рубашку по швам и особенно в воротник, а также привязывали эти травы к нательному кресту, почитая это универсальным средством от всякой болезни. В Пермской губ. "адамову голову" вместе с "петровым крестом" зашивали в ладанку вместе с травой и вешали коровам на шею "в предостережение от чумы".

Согласно поверьям разных мест, трава "адамова голова" внушает храбрость и избавляет от страха высоты: "кто хочет высоко лазить - с ней ужаса нет и земля кажется близко". Собранной в Иванов день и тайком сохраняемой до Великого четверга "адамовой головой" охотники окуривали свое охотничье снаряжение (силки, сети и ружья с пулями), полагая, что после этого оно будет надежно защищено от порчи и никакая добыча не уйдет от охотника. В некоторых местах "адамову голову" использовали и при строительстве плотин и мельниц: ее клали "на подушку к запруде", полагая, что после этого "запруда во веки нерушима будет".

Помимо этого, траву "адамову голову" в народе применяли для того, чтобы получить определенную власть над нечистыми духами. Крестьяне верили, что человек, желающий видеть всю "отпадшую силу", должен настоять корень этой травы на освященной воде и пить полученный настой, а также положить траву "адамову голову" в церкви под престол и оставить ее там на сорок дней, после чего она, по народному убеждению, приобретет такую чудодейственную силу, что если ее держать в руке, то можно видеть дьявола, чертей или бесов: "А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить - держи при себе".

При этом в некоторых местах такой обряд освящения советовали проделывать не над травой, а над цветком "адамовой головы", зацветающим к Иванову дню: его клали на 40 дней под престол, полагая, что если после этого взять его в руку, то можно увидеть разных нечистых духов: "тогда можно сорвать с лешего шапку (т.е. шапку-невидимку, которой, по поверьям, обладают нечистые духи - леший, банник и пр.), надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший".

"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Адамова голова, по словам И. П. Сахарова, «находится в большом уважении у поселян. Чародеи сбирают ее в Иванов день и хранят скрытно до Великого четверга. По народному понятию, чародейская сила адамовой головы простирается только на уток. Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток, в Великий четверток».

Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

Адамова голова, адамова борода, адамова кость, адамово ребро, адамовщина - растения и предметы необычной формы, наделяемые целебной или сверхъестественной силой.

В представлениях об адамовщине грань между ее реальными и фантастическими свойствами трудноуловима: у народа многое необычайное в природе, «напоминающее формы человека», «равно как и все то, что относится до отдаленных времен, носит название адамова или адамовщины. Ядовитое растение Actaea spicata L., самое употребительное средство от всех почти болезней в Вятской губернии, именуется адамовым ребром. Мячики синие (Echinops Ritro L.) зовутся в Пермской губернии адамовой головой. Растение это зашивают в ладанку вместе с петровым крестом (трава, по виду похожая на крест) и вешают коровам на шею в предостережении от чумы. В Нижегородской губернии универсальным средством от всякой болезни считается такое наставление: взять корень петрова креста и травы адамовой головы, зашить в рубашку по швам и особенно на воротник или навязать на крест» <Демич, 1899>.

Описание травы адамовой головы неизменно встречаем в старинных травниках, где она именуется «царь во всех травах»: «Есть трава адамова голова, растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12, в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо - кувшинцы всяким видом. И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже. <…> И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит дай пить и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный. - М. В.) и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе - узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить - держи при себе. <…> А когда кто ранен или сечен - приложи к ране, в три дня заживет».

На Вологодчине адамову голову описывали немного иначе: «…растет кустиками в локоток по 3 и 5 и 12 ростом в колено, цвет рудожелт, красен, как головка с ротком». Трава эта облегчает роды, укрепляет мельничные запруды, внушает храбрость, помогает в колдовстве: цветок адамова голова (Cypripedium calceolus из семейства орхидей), расцветающий к Иванову дню (7 июля), нужно «положить в церкви под престол, чтобы он пролежал там 40 дней». После чего цветок «получает такую чудодейственную силу, что если держать его в руке, то будешь видеть Дьявола, чертей, леших, словом - всю "отпадщую" силу. Тогда можно сорвать с лешего шапку, надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший» (Волог.) <Иваницкий, 1890>.

Собранной в Иванов день и скрытно сохраняемой до Великого четверга адамовой головой охотники окуривали пули для более удачной ловли диких уток.

Адамовой головой называли также «мертвую голову», т. е. череп.

Адамова борода - растение Asclepia, у которого «корень с бородою». По сообщению В. Даля, адамовщина (адамова кость) (Арх., Сиб.) - ископаемые дерево и кость. В неокаменевшем виде они могут называться «ноевщиной» <Даль, 1880>.

Адамовы дети - нечистая сила; домовые, лешие и т. п.

«Атчаво ета лисавыи завялись, вадяныи, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» (Смол.).

Название восходит к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, появившихся на свет после грехопадения: «Показать их всех на свет Божий Адаму было стыдно, и потому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям» (Олон.).

В Смоленской губернии рассказывали, что Ева посоветовала Адаму, прежде чем идти к Богу, спрятать часть детей в камышах: «Как шел Адам от Бога, думаить: "Дай зайду, вазьму сваих дятей у камыши!"

А их ужу там и звания нет, - паложим сабе яны не пропали, а зделались силый темный: хазяевами па дамам, лясавыми па лесам, вадяными па дамам - иде которыму Бог жить произвел».

В названии «Адамовы дети» народное переосмысление библейского повествования объединилось с представлениями крестьян о сонме нечистых (домовых, леших, банников) как об особых, «потаенных людях», предках, покойниках. Они связаны разнообразными (родственными, договорными и т. п.) отношениями с теми сверхъестественными силами и существами, которые, согласно еще дохристианским верованиям, наполняют весь мир - землю, воды, леса.

В. Даль дополняет, что Адамовы детки - «все люди в смысле грешников» <Даль, 1880>.

Власова Марина. Энциклопедия русских суеверий


Официнальное применение

Лекарственное растение адамова голова (мужской корень; покрик; мандрагор; сонное зелье) растет в южной и средней полосе России, в тенистых местах.

Свойства корня адамовой головы ядовитые, зависящие от усыпительного острого начала; запах свежего корня неприятный, снотворный. Вкус горьковатый, тошнотворный; коренной коры: острый. При сушении острота значительно ослабевает.

Корень адамовой головы дают в малых дозах: для утоления болей и перехода ко сну, особенно в судорожных проявлениях, истерике, ломоте и меланхолии. Снаружи часто употребляется корень истолченный мелко и смешанный с медом; а также распарив в молоке, корень адамовой головы прикладывают в виде катаплазмы, для разведения скуловых опухолей (parotides), шейных золотушных скирных затвердений, тугих паховиков и венерической окреплости ядер. Свежие растертые листья адамовой головы тоже служат болеутолительной и разводящей катаплазмой.

Внутрь корень адамовой головы дается в наливках, весьма небольшими приемами, полагая 20 гран сухого толченого корня на 10 унций кипячей воды, и настояв ½ часа, процеженную наливку дают по столовой ложке, несколько раз в день. В порошке принятый от 2 - 3 гран, производит усыпительное действие. Для укрощения жестокой ломоты и подагрической боли корень адамовой головы дают от 1 - 4 гран в день, перемешанной с медом.

Недавно в гостях у одной знакомой старушки я случайно смахнул с окна пластиковые горшочки с цветами. Пытаясь быстро замести следы разбоя, я не смог не обратить внимания на необычное растение, цветущее мелкими голубыми цветочками. Точнее, необычными были его корни, четко повторяющие тело человека. Из переполняющего меня любопытства, я признался хозяйке в провинности и представил свою находку. Старушка улыбнулась и рассказала мне много интересных вещей про этот цветок, который славится именно своими корнями.

Адамова голова , или мандрагора — легендарное растение с удивительными свойствами, используемыми народом тысячи лет.

Это красивое растение с красными и оранжевыми ягодами окружено тайной. О нем ходят легенды. Его называют в народе адамовой головой, травой-получеловеком, человекоподобным растением, мужским корнем... Известно оно со времен античности, многие века изумляя людей своими корнями, которые по форме удивительно походят на человеческое тело.

Ему всегда приписывали чудодейственные свойства. Утверждали, что мандрагора растет а самом центре рая. Правда, на протяжении веков появлялось все больше людей, которые считали, что мандрагора, напротив, есть порождение ада. Но что бы кто ни говорил, очень и очень долгое время корни растения использовались как средство, якобы излечивающее от фригидности и полового бессилия.

Существовало поверье, что мандрагора с ее листьями фиолетового и голубого цвета наделена и другими невероятными качествами. Гомеопаты убеждены, что внешний вид растения говорит о его несомненной целительной силе. Корень же, несущий очевидный божественный знак, ими использовался в качестве универсального исцеляющего средства.

В записи, обнаруженной в одном из египетских папирусов, о мандрагоре сообщается как о возбуждающем чувственность средстве; из плодов растения изготавливали «любовный напиток». У ассирийцев мандрагора нашла применение в качестве обезболивающего и снотворного снадобья. Греческий врачеватель Диоскорид использовал вытяжку из мандрагоры для усыпления солдат армии Нерона при хирургических операциях.

Знаменитый Гиппократ исследовал воздействие разных лекарственных форм, полученных из растения. Его вывод: малые дозы несут легкое возбуждающее действие, спасающее от тоски (антидепрессант), при повышении дозы действие обратное — успокаивающее, седативное.

Говорили, что в момент, когда мандрагору вырывали из земли, растение издавало наводящий ужас крик. От этого крика человек погибал. А потому, давался совет, чтобы вырвать растение, к нему нужно привязать голодную собаку, затем подбросить на расстоянии от животного кусок мяса; собака бросится к нему, вырвет корень и погибнет...

Таковы легенды о мандрагоре. А что же в действительности? Современные медики установили, что некоторые разновидности растения обладают целебными свойствами — и не только корни, но и крупные оранжевые и желтые ягоды. Из мандрагоры, содержащей алкалоиды гиосциамин и скополамин, изготавливают целый ряд препаратов болеутоляющего свойства. Но по-прежнему адамова голова особенно популярна в народной медицине.