Ремонт Дизайн Мебель

Художник василий лебедев. Выставка "владимир лебедев - художник русского авангарда" в екатеринбурге Лебедев в детской литературе вклад

В 1912-1914 гг. учился в частной художественной школе М.Д. Бернштейна. В 1918-1921 гг. преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах "Союз молодёжи"(с 1913г.), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922-1923гг.), "Четыре искусства" (с 1928 г.); принимал участие в их выставках.

В 1917-1918 гг. работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами "Сатирикон" и "Новый Сатирикон"; создал множество политических карикатур на большевиков. Работал как книжный график с 1918 г. по 1967 г., первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга». В 1919-1920 гг. вместе с В. И. Козлинским работал в Петроградских "окна" РОСТА (Российского Телеграфного Агентства). Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

В 1924-1933 гг. В. В. Лебедев возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата. На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В.В.Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ.

В 1936 г. в прессе появились статьи о творчестве Лебедева, где его работе была дана самая уничижительная оценка; статьи могли спровоцировать гонения, последствия которых для художника могли быть самыми худшими; эти события сильно повлияли на художника и надломили его. Критики считают, что лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома.

В 1941-1950 гг. Лебедев жил в Москве, где сотрудничал с "Окнами ТАСС". Работал в книжной графике и после возвращения в Ленинград. Среди его послевоенных книг лучшими считаются: "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948).

После войны, в 1950-60-е гг. Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.

На Симеоновской улице в Санкт-Петербурге (с 1923 г. - ул. Белинского), на доме№ 11, где жил Лебедев, в настоящее время помещена мемориальная доска.

Детская книга

Детский отдел Госиздата, созданный в Петрограде в конце 1924 г., размещался на Невском пр., д.28, в Доме кoмпании "Зингер". Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга 19 века.

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х гг. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга - уникальное явление в книжном искусстве 20 века, не имеющее аналогов на Западе. Художники - М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов - опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918–1919 гг. книгопечатная артель «Сегодня». , с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева и Н. Ф. Лапшин.. Значительная роль в создании детской книги 1920-х гг. принадлежит частному издательству "Радуга" , возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он и привлёк в издательство К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу "Мира искусства": С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский. Именно в этом издательстве вышла первая "новая" книга - "Слонёнок" Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Как мастер, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц,Виталий Бианки, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц, Вениамин Каверин и другие. Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра - "познавательных" книг для детей.

В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства "Молодая гвардия" было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

Художники детской книги

Уникальной особенностью эпохи конца 1920-30 х гг. было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики. Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, - это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. "Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы",- утверждал Лебедев.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками.

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего: Пётр Соколов Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский, Генрих Левин, Николай Радлов, Виктор Замирайло, Лев Юдин, Владимир Стерлигов,Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев. Из художников прежнего круга Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Школа Лебедева

В. В. Лебедев, уже опытный к тому времени художник, создал в двадцатые-тридцатые годы собственную «лебедевскую школу». У него начали учиться работать в книге молодые художники, из них многие были талантливыми живописцами: Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали многие, в том числе Евгения Эвенбах, Татьяна Шишмарёва.

"Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом», понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы..опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской... Можно было бы назвать «графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата". Эстетика "графического реализма" складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920-1930-х годов.

Творчество

Для большинства книг Лебедева его плакаты для "окон" РОСТА были истоком и творческим импульсом. «Художник видел плакат как искусство большой формы, лаконичного художественного языка, строгой конструктивности и пластической простоты изобразительных элементов, приводящих к впечатлению монументальности». Гравируя плакаты и раскрашивая их от руки, Лебедев отталкивался от традиций русского народного лубка; но при этом он сразу отверг всякую стилизацию и подделку под лубок. Связь с лубком осталась, но как «связь преемственности или органического роста». В работе Лебедева «сплавились новая форма и старая художественная традиция». Найденный художником лаконичный, геометрически обобщённый рисунок был им перенесён и в детскую книгу, кроме того, «он первый среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.»

Живопись и графика

В 1920-30-е гг. Лебедев создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики 1920-х-1930 х гг.

Серии на "бытовые" темы: "Прачки" 1920-1925 (гуаши, аппликации), серия из 23 рисунков "Панель революции", 1922 (Б., тушь), называемая также «Улица революции», и серии "НЭП" и "Новый быт" (середина 1920-х гг.). Серии рисунков карандашом и тушью: " Натурщицы", " Балерины", " Акробатки". Живописные работы: ранний период - "Натюрморт с палитрой", 1919, ГРМ; "Кофейник, ложка, кружка", 1920, "Пила и доска", 1920 , "Рабочий у наковальни", 1920-21, ГРМ; серия "Контррельефы", 1920-1921 (в т. ч. "Подбор материалов: железо, дерево, картон", 1921).

Живопись Лебедева в 1920- е гг. определялась во многом его дружбой с Иваном Пуни, а позже - дружбой с Н. Ф. Лапшиным и Н. А. Тырсой, составлявшими для него художественную среду, необходимую для каждого художника. Лапшин и Тырса увлекались французским искусством; также и Лебедев был увлечен Сёра, Пикассо, позже Ренуаром и Эдуаром Мане.

В начале 1930-х гг. написаны серии " Натюрморты с гитарой", 1930-1932 (в т. ч. "Красная гитара и палитра", 1930, ГРМ) и "Фрукты в корзине" 1930-31. "Каждый из этих натюрмортов - маленький мир, живой своей конкретностью, то смешной, то лиричный, то с лёгким оттенком весёлой иронии. Натюрморт с гитарой, лимонами и раковинами может служить образцом блестяще проведённой работы по организации живописного пространства. Цвет и его кладка, а не воздушная или линейная перспектива, строит пространственные колебания предметов на пределах очень узкого, как бы зажатого между двумя параллельными плоскостями расстояния - ощущение, близкое вывеске. Материальное ощущение вещи здесь проведено с максимальной напряжённостью, кладка цвета проведена с большим богатством и разнообразием приёмов» (Вера Аникиева).

С конца 1920-х гг. и до 1957 г. художник создал значительное количество женских портретов, в их числе: "Портрет артистки Н. С. Надеждиной" (1927), ГРМ; "Девушка с кувшином" (1928) , "Натурщица с мандолиной" (Мальвина Штерн; 1927) , портрет художницы Нины Носкович (1934, известен также как портрет Нины Лекаренко). На одной из наиболее известных живописных работ Лебедева "Женщина с гитарой" (1930) изображена натурщица Елена Николаева. Портрет

В 1933 г. написана серия "иронических " портретов, называемая "Физкультурницы" или "Девушки с букетами", .

В числе других работ Лебедева 1930- х гг. - портрет художницы Татьяны Шишмарёвой (1935, ГРМ), портрет скульптора Сарры Лебедевой (1936), " Краснофлотец" (1937) , "Турецкие борцы" (1937) , портреты писательницы Сусанны Георгиевской (1937). После войны Лебедев писал немного, из его поздних работ можно назвать портрет Ады Сергеевны Лазо (1954) и портрет молодой девушки в платке(1957).

Семья

Жена (до 1925 г.) - Сарра Дмитриевна Лебедева, урожд. Дармолатова (1892, СПб - 7 марта 1967, Москва), известный советский скульптор, портретист; работала в монументальной и мемориальной скульптуре. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Познакомилась с В. В. Лебедевым в 1912- 1914 гг. в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. После развода с В. В. Лебедевым продолжала поддерживать с ним дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Жена – Надежда Сергеевна Надеждина (1908, Вильно – 1979, Москва). Дочь писательницы А. Я. Бруштейн. Балерина, ученица А. Я. Вагановой; солистка Большого театра. Известный советский балетмейстер, народная артистка СССР, лауреат ордена Ленина. В 1948 г. создала танец «Берёзка», ставший открытием в сценическом воплощении русского народного танца, положивший основу новому хореографическому стилю. Создала ансамбль "Берёзка", с 2000 г. носящий её имя. Н. С. Надеждина послужила моделью для графической серии В. В. Лебедева «Танцовщица» 1927 г.

Жена (с 1940 г. по 1967 г.) - Ада Сергеевна Лазо (1919, Владивосток - 1993, Москва). Филолог, писательница, редактор Детгиза. Дочь известного военного и политического деятеля С. Г. Лазо. Подготовила книгу о своём отце: Лазо С. "Дневники и письма. Владивосток, 1959.

Книжная иллюстрация (избранные издания)

  • Ёлка. Сборник стихов, рассказов и сказок. Составители А.Бенуа и К.Чуковский. Рисунки Ю.Анненкова, А.Бенуа, М. Добужинского, В.Замирайло, В.Лебедева, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина и др. - Пг.: Парус, 1918.
  • Лев и бык: Арабская сказка / Пер. С.С. Кондрушкина. - Пг.: Огни.1918.
  • Новые русские сказки. Народная библиотека. Обл. Д.Митрохина, илл. В.Замирайло и В.Лебедева. - Пг.: Государственное изда¬тельство, 1919.
  • Лебедев В.В. Приключения Чуч-ло. - Пг.: Эпоха. 1921
  • Киплинг Р. Слоненок / Пер. К.Чуковского. - Пг.: Эпоха. 1922.
  • Лебедев В. Медведь. Русская сказка.- Пг.: Мысль. 1923.
  • Лебедев В. Три козла. Русская сказка.- М.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Золотое яичко: Сказка. - Пг.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Заяц, петух и лиса: Сказка. - Пг.: Мысль. 1924.
  • Лебедев В. Охота. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Пудель. М.Л.: Радуга, 1925, 1927.
  • Маршак С. Мороженое. - М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Мороженое. - Л.Азбука. 1925.
  • Маршак С. Вчера и сегодня. Л.: Радуга. 1925
  • Маршак С. О глупом мышонке. - Л.; М.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Цирк. - Л.; М.: Радуга 1925.
  • Лебедев В. Азбука. - Л.: ГИЗ. 1925.
  • Маршак С. Багаж. - Л.: Радуга. 1926.
  • Лебедев В. Кто сильней. - М.; Л.: ГИЗ. 1927
  • Маршак С. Как рубанок сделал рубанок - Л.: Радуга. 1927.
  • Лебедев В. Верхом. - М.; Л.: ГИЗ. 1928.
  • Маршак С. Веселый час: Приложение к журналу «Еж». - Л.: ГИЗ. 1929.
  • Киплинг Р. Сказки / Пер. К.Чуковского. Стихи в пер. С. Маршака. Рис. Л.Бруни, А.Борисова, Э.Криммера, В.Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: ГИЗ, 1929
  • Маршак С. Усатый-полосатый. - М.: ГИЗ. 1930.
  • Берггольц О. Зима - лето - попугай. - М.; Л.: ГИЗ. 1930, 1933.
  • Маршак С. Прогулка на осле. - М.; Л.: ГИЗ.1930.
  • Орлова Н. Крась и рисуй. Вып. 1, 2- Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия. 1932.
  • Первое мая. Рисунки бригады художников: Ю.Васнецова, Ю.Мезерницкого, В.Лебедева, В. Ермолаевой, В.Курдова. - М.: ОГИЗ: Молодая гвардия, 1932.
  • Маршак С. Мистер Твистер. - Л.; М.: Молодая гвардия. 1933.
  • Маршак С. Вот какой рассеянный. - Л.: Детгиз, 1934.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки. - М.: Academia. 1935.
  • Маршак С. Петрушка-иностранец. - Л.: Детгиз. 1935.
  • Маршак С. Мы военные. - М.; Л.: Детиздат. 1938.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки / Рис. В. Конашевича, В. Лебедева, А.Пахомова. - М.; Л.: Детиздат, 1938.
  • Лебедев В. Игрушки и зверушки. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1939.
  • Маршак С. Отчего кошку назвали кошкой? Мельник, мальчик и осел. - М.; Л.: Детиздат.1939.
  • Маршак С. Веселый день. Стихи и сказки / Рис. В. Конашевича, В.Курдова, В.Лебедева, А. Пахомова, К. Рудакова, Г. Шевякова. - М.; Л.: Детиздат, 1939.
  • Маршак С. Живые буквы. - М.; Л.: Детиздат.1940.
  • Маршак С. Английские баллады и песни. - М.: Советский писатель.1941.
  • Маршак С. Раз, два, три, четыре. - М.: Детиздат.1941.
  • Красная Армия. Сборник рассказов, сказок, игр и стихов, посвященных Красной Армии / Рис. В.В.Лебедева и др. - М.; Л.: Детгиз, 1942.
  • Короленко В.Г. Без языка. - М.; Л.: Детгиз.1942.
  • Куприн А.И. Белый пудель. - Киров: Детгиз.1942.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев: Славянская сказка. - М.; Л.: Детгиз.1943.
  • Маршак С. Голуби: Сказки. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Откуда стол пришел?. - М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Вересковый мед: Английские баллады, песни и лирические стихотворения / М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Разноцветная книга. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Стихи для детей. - М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Детки в клетке. - М.; Л.: Детгиз.1948.
  • Толстой Л.Н. Три медведя. - М.; Л.: Детгиз. 1948.
  • Маршак С. Великан. - М.: Детгиз. 1949, 1950.
  • Михалков С. Котята. - М.: Детгиз. 1949.
  • Маршак С. Круглый год. - М.; Л.: Детгиз.1949.
  • Маршак С. Лесная книга. - М.; Л.: Детгиз.1950.
  • Маршак С. Курочка ряба и десять утят. - М.: Детгиз. 1953, 1954.
  • Маяковский В. Что ни страница - то слон, то львица. - М.; Л.: Детгиз.1954.
  • Маршак С. Чего боялся Петя? - М.: Детгиз.1955.
  • Маршак С. Сказка об умном мышонке. - М.: Детгиз. 1956,1959.
  • Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. - М.; Л.: Детгиз.1956.
  • Маршак С. Тихая сказка. - М.: Детгиз.1958,1961.
  • Маршак С. О чем говорили лошади, хомяки и куры. - М.: Детгиз. 1962.
  • Маршак С. Кто колечко найдет?: Сказка-игра. - М.: Детгиз. 1962, 1965.
  • Маршак С. Цирк. - М.: Детская литература. 1964.
  • Маршак С. Детям. - М.: Детская литература. 1967.

Л.-М., Радуга. 1925. 16 с. с ил. Тираж 10000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. 29х22.5 см. Безусловно, один из ярких шедевров Владимира Васильевича Лебедева в области иллюстрации советской детской книги!

Иллюстрированная книга для детей за годы существования Советского государства прошла большой и сложный путь развития, порой переживая трудные периоды, чаще-поднимаясь до значительных высот изобразительного искусства. Очень многие живописцы и графики, работавшие в детской книге, не только выполняли задачи воспитания подрастающих поколений, но и видоизменяли и находили новые принципы организации самой книги. Больше того, они часто решали в сфере детской книги живописно-пластические задачи, важные для изобразительного языка вообще. Примеров этому можно немало найти в наше время, но особенно много в 1920-е годы - время становления советской детской книги. Среди художников, работавших и работающих для детей, были и есть мастера, сыгравшие значительную роль в развитии советского искусства. К. С. Петров-Водкин, Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, С. В. Чехонин, Д. И. Митрохин, затем - В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, П. И. Соколов, В. М. Конашевич, В. С. Алфеевский, Н. А. Тырса, Ю. А. Васнецов, А. Н. Якобсон, Е. И. Чарушин, В. И. Курдов - список легко продолжить, но и те немногие перечисленные художники составляют внушительный ареопаг. Их творческая сущность в большой мере отразилась в работах для детей. Однако книги этих мастеров в большинстве своем давно уже стали библиографической редкостью. Издательство «Художник РСФСР» сделало опыт, выпустив несколько старых книг, например, «Водолазную базу» А. Н. Самохвалова или «Вот какой рассеянный» С. Я. Маршака с рисунками В. В. Лебедева. Их успех позволил начать издания сборников детских книг с рисунками одного или нескольких художников. Серия таких сборников, быть может, составит своего рода хрестоматию по истории советской иллюстрированной книги для детей. Открывает серию данный сборник, и это не случайно: В. В. Лебедев - один из наиболее значительных художников и реформаторов детской книги. Автором текста почти всех книг, вошедших в сборник, является С. Я. Маршак. В многочисленных переизданиях поэт часто изменял свои стихи, которые в итоге значительно отличаются от первоначального варианта. Это обстоятельство не позволило воспользоваться последней редакцией С. Я. Маршака, ибо иллюстрации В: В. Лебедева оказались бы далекими от текста и даже вне всякой связи с ним. Таким образом, все книги, кроме сказки Р. Киплинга «Слоненок», печатаются по первому изданию с сохранением всех надписей на обложках и тех их «спинках», которые имеют художественное или иное значение.

В двадцатых годах текущего века детская иллюстрированная книга пережила период необыкновенного подъема и нарастания художественных качеств. На международных выставках работы русских мастеров детской книги привлекли к себе пристальное внимание мировой художественной общественности и вошли в круг неоспоримых достижений молодой советской изобразительной культуры. В практике ведущих художников сложилась тогда последователоная и стройная система оформления и иллюстрирования детских книг; она получила теоретическое обоснование в статьях и выступлениях критиков. В расцвете детской книги двадцатых годов было немало неожиданного, но не было ничего случайного. Успех, превзошедший любые ожидания, едва ли возник бы лишь в итоге спонтанного развития искусства книжной графики. Залог успеха был не только в том, что для детей стали тогда работать художники, одаренные творческой изобретательностью и выдающимся талантом. Детская книга поднялась на новый, еще небывалый уровень в результате сознательной и целенаправленной коллективной работы, в которой участвовали многочисленные деятели культуры, художники, писатели, критики, руководители издательств. Именно в двадцатых годах было особенно остро осознано огромное значение детской книги для идейного, нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. В детской книге должно было выразиться новое понимание действительности, должна была воплотиться в образной форме новая, цельная и строго продуманная система социально-политических представлений, порожденных Октябрьской революцией, «Нелегко было перевести литературу для детей с прописных истин и прописной морали, которыми мирно жила в течение по крайней мере века дворянская и буржуазная детская, на путь больших проблем, открыть перед детьми ворота в жизнь взрослых, показать им не только цели, но и все трудности нашей работы, все опасности нашей борьбы. Нелегко было перейти с привычного уютного шепотка на голос, внятный миллионам, с комнатного «задушевного слова» на трансляцию, рассчитанную на самые глухие углы СССР». Так впоследствии определял эту задачу С. Я. Маршак, один из руководителей творческого движения, создавшего новую детскую книгу. Писательская среда выдвинула тогда группу выдающихся поэтов и прозаиков. Имена С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Б. С. Житкова по праву вошли в историю советской детской литературы. Не менее активно выступили и художники, оформители и иллюстраторы детских книг, создатели книжек для малышей, еще не владеющих грамотой, - книжек-картинок, в которых рассказ ведется только средствами рисунка.

В Ленинграде художники составили большую группу, во главе которой стоял Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), замечательный мастер живописи, станкового рисунка и книжной графики. В разработке новой системы художественного оформления и иллюстрирования детской книги именно Лебедеву принадлежала руководящая роль. Когда в конце 1924 года в Ленинграде был сформирован Детский отдел Государственного издательства, Лебедев возглавил его художественную редакцию. Вокруг новой издательской организации объединились единомышленники Лебедева; это были частью мастера, принадлежавшие к его поколению, а частью - представители художественной молодежи, ставшие его учениками. Детские книги, оформленные и иллюстрированные Лебедевым в двадцатых годах, принадлежат к числу лучших и наиболее характерных достижений искусства графики того времени. Они заложили фундамент новой, советской книжно-графической традиции. Это - советская классика, оказывающая и поныне влияние на развитие в нашей стране искусства книги. Детские книжки с рисунками Лебедева давно стали библиографической редкостью. А между тем рисунки художника в полной мере сохранили силу непосредственного эстетического воздействия на зрителей и не утратили ничего из присущих им педагогических качеств. Они одинаково интересны взрослым и детям. Такова, впрочем, неизменная судьба подлинного искусства: оно никогда не устаревает. Детские книги, оформленные и иллюстрированные Лебедевым между 1923 и 1930 годами, принадлежат периоду расцвета деятельности художника, отражают эволюцию его изобразительной манеры и характер творческих исканий. Лебедев начал работать для детей еще в дореволюционное время. Двадцатилетним юношей он стал постоянным сотрудником детского иллюстрированного журнала «Галчонок». Позже, в 1918 году, он участвовал в иллюстрировании детского альманаха «Елка», составленного А. Н. Бенуа и К. И. Чуковским под редакцией М. Горького. Это выступление молодого художника было впоследствии высоко оценено художественной критикой. Альманах «Елка», по справедливому замечанию Е. Я. Данько, «механически соединил остатки прошлого детской книжки и начало пути ее будущего развития. Заглавная картинка А. Бенуа- бледноватая узорная елка и миловидные крылатые эльфы вокруг нее, тут же - розы, травы и бескостный, безликий младенец С. Чехонина. Затем далее - картинки Ю. Анненкова к сказке К. Чуковского, где из путаницы ломаных линий и кружевных штришков гримасничают очеловеченные самовары, сливочники, чашки - и вдруг, совсем неожиданно, первый реальный образ в детской книжке за много лет - белозубый и черномазый «Трубочист» В. Лебедева. Жизненно веселый, построенный простыми крепкими линиями, с метелкой под мышкой, с бубликом в прекрасно нарисованной руке, он почти ошеломляет своей конкретностью среди худосочного узора других страниц». В отзыве критика тонко подмечена главная творческая особенность, характеризующая Лебедева и резко выделяющая его из среды других мастеров книжной графики того времени, стилизаторов и декоративистов. Конкретность, жизненная достоверность изображения и была тем принципиально новым качеством, которое Лебедев стремился внести в иллюстрацию к детской книге, обратив ее от стилизации к живому и непосредственному наблюдению реальной натуры. Лебедев вкладывал в рисунки весь свой огромный, издавна накопленный опыт художника-реалиста, острого и зачастую иронического наблюдателя, пристально и систематично изучившего окружающую действительность. Художник обладал глубокими и разносторонними профессиональными знаниями. Он в совершенстве изучил пластику человеческой фигуры во всем многообразии ее движений. Спорт, балет и цирк, наконец, трудовые процессы человека с их своеобразными ритмами были постоянным объектом его внимательных и страстно заинтересованных наблюдений. Лебедев стал знатоком многих ремесел и, быть может, ничто не ценил так высоко, как профессиональное мастерство. Когда Лебедев начал работать в Детгизе, он уже располагал немалым опытом творческой интерпретации своих знаний, умением обобщать наблюдения и виртуозно выражать их разнообразной графической техникой. Он был уже признанным мастером акварели и станкового рисунка, журнальной графики и политического плаката. За ним числились сотни карикатур, беглых зарисовок и тщательно отделанных жанровых композиций, опубликованных в «Новом Сатириконе» и других журналах, а также обширные циклы этюдов карандашом и кистью, изображающих обнаженную натуру; созданная в 1920-1921 годах серия станковых рисунков под общим названием «Прачки» обратила на себя пристальное внимание художественной критики; наконец, в те же 1920-1921 годы он создал около шестисот плакатных листов «Окон РОСТА», сыгравших огромную роль в развитии советского плаката. В тот же период Лебедев обратился к постоянной и систематической работе в детской книге.

В 1921 году он сделал экспериментальную цветную литографированную книжку «Приключения Чуч-ло», с текстом, написанным самим художником. Поиски «детской специфики» определили облик и содержание этой маленькой книжки. Текст ее написан как бы от лица ребенка и воссоздает интонацию детской речи. Художник выполнил на литографском камне всю книжку, подражая неправильности и небрежности детского почерка; во многих иллюстрациях имитированы приемы детского рисунка. Лебедев пошел здесь по ложному пути, который впоследствии сам осудил. По его собственному утверждению, «если художник нарочито мыслит, как ребенок, то ничего у него не получится, и его рисунок будет легко разоблачен как художественно фальшивый и тенденциозно-педологический». Однако, несмотря на неудачу этой книжки, в ней были качества, нашедшие в дальнейшем плодотворное развитие в лебедевской графике. Лучшие из иллюстраций свободны от нарочитой «детскости» и могут служить образцовым примером живописного рисунка, острого и выразительного, в котором сознательно и целеустремленно использованы эстетические возможности, заложенные в технике цветной автолитографии. Неудача «Приключений Чуч-ло» не отклонила художника от исканий, наметившихся в этой книжке.

В 1923-1924 годах в издательстве «Мысль» одна за другой вышли в свет четыре книжки русских народных сказок в оформлении Лебедева: «Медведь», «Три козла», «Золотое яичко» и «Заяц, петух и лиса», в цветных литографированных обложках и с литографированными иллюстрациями, черными в двух первых книжках и цветными в последних. Три из них воспроизведены в данном издании. Оформление этих сказок представляет собой итог новаторских исканий Лебедева в сфере искусства книги. Художник подверг решительной перестройке все основные принципы классического линейноконтурного рисунка с его объемными формами, моделированными светотенью. Не менее глубоко переработаны художником и приемы декоративно-плоскостного силуэтного рисунка, характерного для русской книжной графики двух первых десятилетий XX века. Линия контура, замыкающая силуэт формы, имеет лишь второстепенное значение в графике Лебедева. Главную структурную роль играет не линия, а цветовое пятно с неуловимыми очертаниями, расплывающимися в светопространственной среде; вместо линейных отношений выступают отношения живописных масс и тональностей, а форма не моделирована, а как бы пронизана светом. Важнейшим средством эмоционально-образного выражения становится цвет. Но в противоположность раскрашенным картинкам, нередким в практике русской книжной иллюстрации начала XX века, цвет в рисунках Лебедева не накладывается на готовую форму, а сливается с ней в нерасторжимое художественное единство. Поиски «детской специфики» и образов сказки направлены теперь совсем иначе, чем в «Приключениях Чуч-ло». Художник отказывается от имитации приемов детского творчества. Обращаясь к фольклорной теме, он ищет опору своим исканиям в традициях изобразительного фольклора, имеющих общие истоки и общие принципиальные основы с народной сказкой. Образцом становятся для него русские лубочные картинки с их лаконичным и метким обобщением формы, со свойственной им яркой многоцветностью и выразительностью характеристики сказочных персонажей. Впрочем, в иллюстрациях Лебедева нет ни подражания, ни стилизации. Приемы народного лубка чуть уловимы в рисунках и переработаны художником вполне самостоятельно и творчески. В 1921 году, одновременно с «Приключениями Чуч-ло», Лебедев выполнил рисунки к сказке Р. Киплинга «Слоненок», которые, как и иллюстрации к «Приключениям Чуч-ло», послужили исходным пунктом для дальнейших творческих исканий художника. Именно в этой работе наиболее отчетливо сформировались особенности новой книжно-графической системы Лебедева. В оформлении «Слоненка» художник опирался на опыт своей работы над плакатными листами «Окон РОСТА». Язык его графики подчеркнуто лаконичен, он передает лишь основные связи явлений. Форма развертывается на плоскости, нигде не нарушаемой мотивами иллюзорной глубины. Нет ни предметного фона, ни пейзажа, ни орнамента - белый книжный лист становится той средой, в которой живут и действуют персонажи сказки Киплинга. Отказываясь от контурной линии, художник строит рисунок на сочетании и противопоставлении серых и черных плоскостей, обобщающих форму и пластику изображаемой натуры. К приемам, разработанным в оформлении «Слоненка», примыкает обширная группа лебедевских книжек, в том числе «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня», «Как рубанок сделал рубанок». Все эти книги вышли в издательстве «Радуга», первые три - в 1925 году, последняя - два года спустя. В этот период началось сближение Лебедева с Маршаком, впоследствии перешедшее в тесное и долголетнее творческое содружество. Различие творческих темпераментов не мешало совместной работе. Мягкий лиризм Маршака и острая ирония Лебедева отлично дополняли друг друга. Тексты всех перечисленных выше книжек написаны Маршаком.

Членский билет профессионального союза работников искусств СССР Владимира Лебедева

Первая из них - «Цирк» - была в большей степени лебедевской, чем маршаковской. Поэт сделал лишь стихотворные подписи к готовым акварелям художника. Это одна из самых веселых и изобретательно построенных цветных книжек Лебедева. Средством изображения персонажей «Цирка» - атлетов, эквилибристов, клоунов и дрессированных животных - становится восходящее к плакатным приемам сопоставление контрастных, ярко окрашенных плоскостей. Их цвет, всегда локальный, интенсивный и чистый, образует в книге стройную, тонко продуманную декоративную гармонию. Отнюдь не имитируя приемов детского рисунка, художник сумел передать стиль восприятия и мышления, свойственный детям. Фигуры людей и зверей обобщены почти до грани схемы; но в схеме уловлено главное - стремительность и эксцентричность движения. В сходных принципах решена серия цветных иллюстраций к «Мороженому». В картинках нет сюжетного действия, персонажи не наделяются индивидуальной характеристикой. Художник создает не образы, а как бы обобщенные представления- старенького бородатого мороженщика, веселого конькобежца, лихого лыжника и других действующих лиц стихотворного рассказа Маршака; главный персонаж, «толстяк», соединяет черты клоуна и карикатурного нэпмана. Благодаря силе типизации, которой достигает здесь художник, его рисунки становятся понятными и увлекательно интересными маленькому зрителю. Лучшей работой в этой группе является оформление книжки «Вчера и сегодня». Едва ли будет преувеличением назвать ее одной из вершин в искусстве детской книги. Художественная система, созданная Лебедевым, раскрывает здесь все заложенные в ней возможности. В книжке Маршака и Лебедева развернут поэтичный и вместе с тем сатирический диалог вещей. Электрическая лампочка спорит со стеариновой свечкой и керосиновой лампой, пишущая машинка - с пером и чернильницей, водопровод- с коромыслом и ведрами. Замысел поэта и художника можно назвать в известном смысле программным для детской литературы двадцатых годов. В формах сказки, доступной самым маленьким детям, рассказано о важнейших процессах, происходивших в стране, об изменениях жизненного уклада, о борьбе старого быта с новым и о неизбежной победе нового. Этому замыслу Лебедев подчинил все средства художественного выражения, найденные и использованные с неистощимой выдумкой. Контраст между старым и новым дан не только в теме, но и в самом языке рисунка, в цвете, ритме и приемах изображения. Сопоставление «вчерашнего» и «сегодняшнего» начинается с обложки. Под крупной черной надписью «Вчера» черно-серыми расплывающимися пятнами намечены сгорбленные силуэты прошлого; старуха в чепце и шали с керосиновой лампой в руках, бородатый водонос и ветхий канцелярский чиновник во фраке, несущий перо и чернильницу. А ниже, по красным буквам надписи «Сегодня», энергично маршируют четкие, ярко раскрашенные фигуры электрика, водопроводчика и девушки с пишущей машинкой. По цвету и ритму обложка напоминает плакаты РОСТА; а следующий лист, с изображением предметов «старого мира» и намеренно небрежным рукописным шрифтом, восходит к традициям искусства вывески. Спор старого с новым проходит сквозь всю книжку. Художник изобретательно раскрывает своеобразную «психологию предметов», выраженную, впрочем, не сюжетным действием (его и нет в картинках), а графической композицией, цветом и манерой рисунка. Обгоревшая стеариновая свечка надломлена и скривилась, керосиновая лампа сгорблена как старушка, ее абажур и покосившееся стекло окрашены блеклыми тонами. Изображая электрическую лампочку, художник интенсифицировал цвет и так искусно использовал контрасты красного, белого и черного, что вся страница кажется светящейся. Изобразительно-декоративные элементы оформления, все его разнородные и намеренно разностильные мотивы - от жанровой сатирической картинки до чертежной схемы, от тщательно воссозданной «рукописной» страницы до яркого по цвету и плакатно упрощенного изображения деревенских девушек с коромыслами, от обложки до заключительной иллюстрации - связаны между собой объединяющим ритмом и слагаются в стройное целое. Лебедеву удалось добиться взаимной обусловленности всех графических элементов книги и достигнуть архитектонической ясности, которую он считал главной целью и лучшим достижением созданной им системы. Не менее программно по идейному содержанию и столь же глубоко и строго продумано изобразительное оформление книжки «Как рубанок сделал рубанок». Текст и графика срастаются здесь в нерасторжимое единство, в книжке нет изображения человека. Изощренный мастер натюрморта, Лебедев показывает зрителю только вещи, но добивается впечатления такой материальности и конкретности, какие дотоле не имели себе равных в книжной графике. В рисунках Лебедева передана фактура - и гладкая поверхность деревянного рубанка, гибкость и блеск стальной пилы, тяжесть и плотность необструганного древесного ствола. Темой книжки становится поэзия труда, одухотворяющая рабочие инструменты. Раскрывая руководящие принципы своей работы в детской книге, Лебедев писал: «Постараться по-настоящему подойти к интересам ребенка, как-то сжиться с его желаниями, вспомнить себя в детстве - одна из главнейших задач художника... Сознательно и с неослабевающей энергией сохранить определенный ритм на протяжении всей книги, то ускоряя, то замедляя его плавными переходами, - вот тоже едва ли не основное условие... Страница должна приковывать внимание целиком. Детали прочитываются только после понимания общего замысла... Рисунок и текст должны быть разрешены возможно интенсивнее... Книжка должна вызывать радостное ощущение, направлять игровое начало на деятельность ребенка и желание побольше узнать...» Несколько раньше Лебедев говорил: «Конечно, рисунок для детей должен быть рисунком понятным. Но все же рисунок должен быть таков, чтобы ребенок мог войти в работу художника, то есть понял бы, что было костяком рисунка и как шла его стройка». Эти принципы и художественные приемы, сформулированные Лебедевым и разработанные им в оформлении детских книг, - которые, не опасаясь преувеличения, можно назвать классическими, - легли в основу творческой деятельности не одного только Лебедева, но и большой группы его учеников и последователей. Молодые ленинградские графики двадцатых-тридцатых годов развили и своеобразно переработали идеи и принципы своего учителя, осуществив высокий расцвет советской иллюстрированной книги для детей. Автор статьи: В. Петров.

Евгений Шварц

Печатный двор

Году в двадцать седьмом, когда работа в Детском отделении Госиздата вошла в колею, мы часто ездили в типографию "Печатный двор", на верстку журнала или очередной книжки. В те дни я был особенно озабочен, обижен близкими друзьями, домашней своей жизнью, но эти поездки вспоминаются как бы светящимися, словно картонажики со свечкой внутри. Они сияют своим воображаемым игрушечным счастьем. В дни таких поездок я наслаждался игрушечной, непрочной и несомненной свободой. По роковой, словно наговоренной бездеятельности моей я с неохотой пускался даже в этот легкий путь. Откладывал поездку на самый последний срок. И у Геслеровского переулка, среди плохо знакомых улиц Петроградской стороны, меня вдруг поражало чувство освобождения от домашней и редакционной упряжи, не Бог весть какой тяжелой, но все же натирающей плечи. И я не мог понять - зачем я скрывался, прятался от праздника. Я шагаю по переулку, напоминающему - не хочу угадывать что. Так свободнее. Как будто Екатеринодар в самом раннем моем детстве. Не вглядываюсь. Вот и кирпичный забор, и кирпичные стены "Печатного двора". И любимое с донбассовских времен, со "Всесоюзной кочегарки" обаяние типографии, работы ощутимой, видимой, охватывает меня. Сдав материал в верстку, поговорив с метранпажем и наборщиками, я отправился бродить по всему зданию "Печатного двора"; подчиняясь все тому же чувству свободы. Только что привезенный из Германии офсет, его начинают осваивать, он на ходу. Смотрю и смотрю, и не мoгy поймать повторяемости, машинности движений его многочисленных рычагов. И вдруг в блеске никелированных частей, в мостиках и лестницах, я сильно, но коротко, всего на миг, вспоминаю нечто праздничное, давно пережитое. Что? Так я смотрел в ясный день, чувствуя, как дрожит палуба, в застекленный сверкающий люк машинного отделения на пароходе и...

И страх охватывает меня. Мне страшно спугнуть полное радости воспоминание, страшно утратить чувство свободы. Я не смею восстановить, разглядеть, что пережил когда-то, откладываю. Потом, потом! И убегаю.

При входе в литографию оглушительно гремит машина, моет литографские камни. Тяжелое квадратное корыто трясется и трясется, катает по камням стеклянные шарики. Я вхожу в светлые и просторные комнаты литографии. Здесь в свои наезды встречаю я непременно кого-нибудь из гвардии Владимира Васильевича Лебедева. Он заведовал в те дни художественным отделом Детгиза. И держал молодых художников строго. Они обязаны были сами делать рисунки на литографских камнях, следить за печатанием своих книг. В те дни Владимир Васильевич Лебедев считался лучшим советским графиком. Один художник сказал: "Лебедев настолько опередил остальных, оторвался, что трудно сказать, кто же следующий". Он работал непременно ежедневно, не пропуская. С утра приходила к нему натурщица. Потом он трудился над иллюстрациями книг. Потом шел в редакцию, где пристально, внимательно, строго разбирал иллюстрации учеников. И боксом занимался он столь же пристально, рассудительно. Он даже был до революции чемпионом в каком-то весе. И в двадцатые годы на состязаниях занимал он места у самого ринга, вместе с судьями. А дома возле кровати висел у него мешок с песком для тренировки. И он тренировался так же истово, как иные молятся. Но, несмотря на ладную свою фигуру, он не казался человеком тренированным, спортсменом в форме. Вероятно, больше всего мешала лысина во всю голову и несколько обрюзгшее лицо с дрябловатой кожей. Брови густые, щеткой, густые волосы вокруг лысины увеличивали ощущение беспорядка. Неприбранности. Неспортивности. И одевался он старательно, сознательно, уверенно, но беспокоил взгляд, а не радовал, как человек хорошо одетый. И тут чувствовалось что-то не вполне ладное, как в лице его. Матерчатый клетчатый картуз с козырьком вроде французского солдатского кепи, клетчатое полупальто, какие-то невиданные полувоенные длинные до колен ботинки со шнуровкой - нет, глаз на нем не отдыхал, а уставал. Талант Лебедева не вызывал сомнений, - ведь дух Божий веет, где хочет, даже в душах демонических, дьявольских. Но в данном случае об этом не могло быть и речи. Душа Лебедева была свободна и от Бога и от дьявола. Дух Божий веял в душе сноба, который всякую веру нашел бы постыдной. Кроме одной. Как Шкловский, как Маяковский, он веровал, что время всегда право. А это является иной раз, кроме всего прочего, еще и признаком денди, сноба. Он одевался по времени.. Лебедев веровал в сегодняшний день, любил то, что в этом дне сильно, и презирал, как нечто непринятое в хорошем обществе, всякую слабость и неудачу. То, что сильно, и людей, олицетворяющих эту силу, любил он искренне, любовался ими, как хорошим боксером на ринге. И узнавал их и распределял по рангам с такой безошибочностью, как будто они обладали соответственными дипломами или титулами. Больше подобных людей любил он только одно - вещи. У него была страсть ко всяким вещам. Особенно к кожаным. Целый строй ботинок, туфель, сапог стоял у него под кроватью. Собирал он и кожаные пояса. Портупеи. Обширная его мастерская совсем не походила на комнату коллекционера. Как можно! Но в отличных шкафах скрывались отличные вещи. И в Кирове во время. войны Лебедев потряс меня заявлением, что ему жалко вещей, гибнущих в блокадном Ленинграде, больше, чем людей. Вещи - лучшее, что может сделать человек. И он завел альбом, в котором рисовал оставшиеся в ленинградской квартире сокровища. Какой-то замечательный половник. Кастрюли. Башмаки. Шкаф в прихожей. Шкаф кухонный. Все эти вещи уцелели его молитвами, бомба не попала в его квартиру. Как ясна и чиста от угрызений совести, похмелья, греха должна была быть подобная душа! Как спокойно, с каким цельным, полным наслаждением должен был бы обладать Лебедев натурой, сапогами, чемоданами, половниками, старинными лубками, женщинами, шкафами! А между тем близкие люди жаловались на его женственность, капризный характер. Это случается с мужественными, сильными людьми его вида. Они любят желания свои не меньше, чем собственные вещи. И избаловывают сами себя. Слишком прислушиваются к собственным капризам, устают, надрываются. В те дни Лебедев говорил часто: "У меня есть такое свойство". Говорил почтительно, даже как бы религиозно, удивляясь себе, словно чуду. "У меня есть такое свойство - я ненавижу винегрет". "У меня есть такое свойство - я не ем селёдки". Hо ученики его ужасно смеялись над этим. Фраза эта одно время употреблялась как пословица. "У меня есть такое свойство..." Да, да, несмотря на его снобическую замкнутость, умение соблюдать дистанцию, ученики знали его насквозь и любили поговорить о недостатках, о смешных сторонах учителя. Достоинства его не обсуждались. Да, Лебедев был великолепным художником, но это было так давно известно всем. О чем же тут говорить? А вот лебедевская скуповатость обсуждалась неутомимо. И костюмы его. И романы его. И характер его. А если речь заходила о нем как о художнике, то предпочитали говорить о неудачах. Например, о том, что станковая живопись ему не удается. Петр Иванович Соколов отнюдь, впрочем, не ученик Лебедева - осуждал и его рисунки.

Карандашом можно передать мягкость пуха и такую гpубость, перед которой грубость дерева, грубость камня ничего не стоят. А Лебедев знает, что мягкость пуха приятнее, и только ею и пользуется.

Знал Лебедев или не знал, что говорят о нем его ученики. Конечно, и не предполагал, как это обычно бывает. Но и он говорил о близких своих под сердитую руку, а то и просто ни с того ни с сего, с беспощадной злобой. Хуже завистника. Люди раздражали его самим фактом своего существования, стесняли, как сожители по комнате.

Так вот он и шел, великолепный художник, свободный от веры и неверия, шагал своей дорогой, уважая силу и ее носителей, вдумчиво и почтительно слушаясь самого себя, капризничай и дуря.

Итак, в литографии я встречал непременно графиков из гвардии Владимира Васильевича Лебедева,

Это был золотой Век книжки-картинки. Фамилия художника не скрывалась среди выходных данных, наряду с фамилией технического редактора, а красовалась на обложке, рядом с фамилией писателя.

Как это часто бывает расцвет лебедевский группы сопровождался нетерпимостью, резким отрицанием предыдущей школы. Самым обидным, уничтожающим ругательством было "мирискусничество". Бакст вызывал гримасу отвращения, он просто не умел рисовать. Сомов - презрительную усмешку. Головин был "украшатель", как и все, впрочем, театральные художники. Замирайло не понимал форму, и так далее, и так далее. Все они были эпигоны, стилизаторы, литераторы. Литературность - это было самое серьезное обвинение для художника. Он обязан был высказываться средствами своего искусства. Лебедев был особенно строг к нарушителям этого закона. Даже за пределами изобразительных искусств. Он не мог простить Чарушину, что тот еще и пишет рассказы. Значит, он недостаточно одарен в своей области, если его тянет в соседнюю. Я понимал, что это требование здоровое. Литературность - губительна. для художника. Но иной раз мне Казалось, что для людей, иллюстрирующих книги, некоторая доля литературности обязательна. К авторскому тексту художники относились иной раз надменно. Например, Лебедев, иллюстрируя строки Маршака, говорящие, что там, где жили рыбы, человек взрывает глыбы, - уклонился от литературной сюжетной стороны этих строк, изобразил не взрыв, а двух-трех спокойно и безотносительно к тексту плавающих рыб. Вторым строгим требованием, которое предъявлял Лебедев к ученикам, было знание материала. Точно было известно, кто знает и может рисовать лошадей, кто море, кто детей. Тома Сойера выпустили со старыми американскими иллюстрациями. Лебедев сказал, что они плоховаты, но в них есть настоящее знание материала, среды, времени. И третьим требованием было понимание технической стороны дела. Какое клише будут делать с твоего рисунка - тоновое или штриховое? На сколько красок рассчитана твоя книжка-картинка? И перенесите свой рисунок на литографский камень сами. Должна чувствоваться авторская рука. Итак, я шагаю по литографии, здороваюсь с художниками и с завистью смотрю на их ощутимый, видимый, отчетливый труд. Вот Курдов, потомок курда, попавшего в плен во время турецкой войны и сосланного на Север, не то в Вятку, не то в Пермь. Он охотно отрывается от работы и хохочет, черный, широкогрудый, с чубом на лбу, с разбойничьими лапищами. Вот Васнецов, наивный, краснолицый, с выпученными светлыми глазищами. Кажется, он вспылил, да так и остался. Вот и Чарушин, ладный и складный, и уж до того открытый, словно показывает тебе горло, говоря "а-а-а"... Ну весь, весь нараспашку - и вместе с тем самая темная душа из всех. Вот Пахомов Алексей Федорович, самый взрослый, определившийся и талантливый из лебедевских учеников. На работу смотрит он спокойно, по-крестьянски, как на урожай, который несомненно удастся собрать и продать, если будешь вести себя осторожно. И это удается ему. Вот Тамби, знаток моря, тихий, молчаливый, заикающийся, румяный, в те годы худенький. Вот и многие другие, которых я не знаю по фамилии, но здороваюсь с ними по-братски. Все мы, как когда-то в реальном училище, знакомы. И я с завистью смотрю на их ощутительный, видимый труд, но что-то беспокоит меня. Мешает завидовать до конца. Я не хочу думать, что именно. Потом, потому И потом, много уже лет спустя, понял я., что почувствовал почти во всех молодых художниках, несмотря на разные характеры их, и дарования, и судьбы. Я не хотел бы быть на их месте. Да, они делали свое дело, делали отчетливо, понимая, что такое мастерство. Но так же отчетливо и нелитературно маршировали гвардейские части, и кавалеристы шагали по улице так же лихо, презирая штатских со всей их сложной жизнью. Гвардейцы. Хоть и не графы, но графики. Аристократичность, причастность к высшим сферам заменялась тут причастностью к высшему, начисто лишенному литературности искусству. А обеспеченность - беспечностью. Старшее поколение - Тырса, Лапшин, да и Лебедев, сколько бы он ни прятал это, - были людьми по-настоящему образованными. Я помню, как Тырса спорил с Тыняновым, заступаясь за Боткина, восхищаясь с настоящим пониманием литературы "Письмами из Испании". Они не щеголяли своими знаниями, как "мирискусники", но питались ими по мере надобности. А молодые плыли без всякого багажа, даже без лебедевской веры в сегодняшний день. Вера, неверие, знание - не оправдали себя. И они не были одиноки в своей свободе от багажа. Новый опыт требовал новых знаний. Кто-то писал, что до сих пор, до революции, русские интеллигенты строили леса вокруг отсутствующих зданий. И в самом деле. Люди как бы впервые увидели смерть и жизнь, и подвиги, и предательство, а детство их и молодость ушли в историю. Ушло с историей время, когда они учились говорить. Лебедев, Лапшин, Тырса понимали, что старыми знаниями жить нельзя, но питались ими по мере надобности. А молодые писатели, художники, музыканты все посмеивались. Нет, я не мог до конца завидовать художникам у литографских камней. Недавно я с помощью Маршака как бы выбрался на дорогу, почувствовал, во что верю, куда и зачем иду. Но почему же я так мало работаю? Почему томятся и слоняются, словно не находя себе места, и мои друзья? Потом, потом, это потом пойму, а сейчас вернусь к наборщику, верстающему "Еж". У него дела идут благополучно. И у нас завязывается разговор о верстке вообще. В те дни в Москве лефовцы и их многочисленные ученики освободились от всех типографских традиций в этой области, что глубоко раздражало пожилого моего, знающего себе цену собеседника.

С каких это пор московские наборщики указывают питерским? Московский наборщик зимой набирает, а летом уходит на свое хозяйство, столярничает, огородничает. Раньше говорилось, что у московского наборщика на поясе верстка, а за поясом топорик. А у питерского на ногах опорки, а на голове котелок. Он о своем хозяйстве не заботится!

И собеседник мой рассказывает о легендарных подвигах наборщика по имени Афиноген Максимович, а по прозвищу Фатаген Керосинович. Он дома не бывал неделями, уверял, что жена его голодом морит. Он сосиски покупал не на вес, а на сажени, и соответственно пил. А зато как работал. В "Новом времени" уж, кажется, было из чего выбирать. Там платили так хорошо, что лучшие наборщики подобрались в типографии. Но все же Суворин особо ценил Афиногена Максимовича. Ему прощалось все. В день суворинского юбилея его одели в сюртук и позвали на банкет. А Фатаген Керосиныч, ха-ха, вот человек, напился и всю правду сказал Суворину:

"Помнишь, - говорит, - как я попросил у тебя аванс, а ты отказал?"

Ха-ха! Вот человек! Но и это ему простилось, потому что мастер был! Только посмеялись. Да и один ли Фатаген Максимович! Все умели и пить и работать. Суббота называлась у наборщиков "концерт". Пили и платили. Воскресенье: "водевиль с переодеванием". Все пропивали с себя. А понедельник: "нищие духом". Приходили в типографию - на ногах опорки, а на голове котелок. А теперь, видите ли, московская верстка пошла! Колонцифру в поле. Игра шрифтов! А кому она нужна? Иду и вижу, выставлена книжка в окне: "Сто лет малому". Что такое? Какому малому сто лет? Оказывается, Малому театру. До чего дошла игра шрифтов, что слово "театру" не видишь. Игра шрифтов! Не умеют работать и стараются придумать почуднее. Доигрались! Показали бы им прежде! И он рассказывает, как строг был Афиноген Максимович, когда учил его типографскому делу. Как заставил угостить себя на всю первую получку. Как утром после выпивки, по дороге в типографию, увидел ученик своего учителя в дверях трактира, вполне нищего духом.

"Афиноген Максимович! Поднесите опохмелиться!"

А он отвечает:

"Я с оборванцами не разговариваю".

Ха-xa| А я был одет вполне прилично, в тройке. Ха-ха. Вот был человек. А вдруг в этом и есть секрет, думаю я, отправляясь в цинкографию, где задерживают клише. Работа, и полная свобода. Неделями он дома не бывал. Я занимаюсь гимнастикой, бросил курить, обливаюсь холодной водой, а чтобы работать, может быть нужна эта артистическая свобода от обязанностей, когда только одни законы и признаются, - законы мастерства. Из Майкопа вынес я интеллигентски-аскетический дух, уважение к естественности, сдержанность. A что, если в порочности - истина? Порочный человек правдив в одной области, и это многое определяет и во всей его жизни. Не есть ли моя сдержанность - просто робость, холодность, отсутствие темперамента? Но мысли эти нарушают сегодняшнюю игрушечную свободу. Потом, потом! И я вхожу в цинкографию. Здесь царствует тишина. В ванне с кислотой доспевают клише. Острый химический запах мешает дышать. Работа здесь идет невидимо для глаз, придет время - процесс завершится. Может быть, и с нами так, мечтаю я, спускаясь по лестнице и разглядывая готовые клише, которые несу на верстку. Может быть, придет день и исчезнет отвращение к письменному столу? И вернется тот поток, который так радовал меня в ранней молодости, когда писал я свои безобразные, похожие на ископаемых чудищ стихи? Конечно, он вернется. И я вижу, переживаю с массой подробностей себя в новом качестве. Я неутомимый работник! Я живу без вечного ужаса перед своей уродливостью! Я больше не глухонемой! Я слышу и говорю! У меня есть точка зрения, не навязанная, а найденная, органическая. Мы идем к ручному станку делать оттиски первых сверстанных полос журнала. Возле машин мастера, строгие, сосредоточенные. Словно врачи на консилиуме, занимаются приправкой клише. И я уже не завидую их ощутимой, видимой работе, - я так ясно вижу и себя работающим. Так ясно, что, проходя через брошюровочный цех, с необыкновенной легкостью представляю себе, что это мои книжки горой высятся у столов. И это наполняет меня самым картонажным игрушечным счастьем, которое не могу я забыть до наших дней. Домой я возвращаюсь пешком, чтобы подольше пожить в моем картонном мире. Я опьянен, и добр, и счастлив. Я вспоминаю о Лебедеве - и обвиняю себя в излишней требовательности. Скаковая лошадь прекрасна, когда бежит, - ну и смотри на нее с трибун. А если ты позовешь ее обедать, то несомненно разочаруешься. Лебедев-учитель и Лебедев-художник - великолепны. Что же ты тащишь его за стол и отрицаешь его право не принимать винегрет и не есть селедки. И почему я так уж строг к себе? О какой, собственно говоря, работе мечтаю? Почему я так сильно позавидовал графикам и наборщикам? Такую работу и я делаю. Подумаешь, подвиг - иллюстрировать чужой текст, иной раз неприятный тебе, а потом переносить свою, так сказать, вышивку на камень. А наборщики чем лучше? Да, они лихо набирают и верстают чужие слова. Не о такой работе мечтаем мы. Мы хотим рассказать нечто такое, что, по любимому нашему тогдашнему определению, "соответствует действительности". У одних знакомых был попугай, который знал два слова: "Радость моя!" Он повторял эти единственные свои слова и с горя и с голоду. Кошка подползает к нему, перья встали дыбом от ужаса, а он вопит одно: "Радость моя!" - слова его ничем не соответствуют действительности. Не уподобляться же этому несчастному. Все это так. Но и не работать во всю силу постыдно. И страшно. Лучше плохая работа, чем полное бесплодие. А не начать ли работать сегодня же? Просто записать сегодняшний день? Но едва я начинаю перебирать то, что пережито с утра, как все впечатления, словно испугавшись, убегают, расплываются, перемешиваются. Попытки их передать - робкие и осторожные - кажутся в картонажном мире непристойными, грубыми. "Потом, потом!" - приказываю я себе. После дня, проведенного в типографии, я начинаю уставать. Мысли теряют стройность и утешительность. Все чаще и чаще мысль обрывается, и я не думаю ни о чем, я повторяю обрывки стихов, столь же нестройных и бессмысленных, как душевное состояние, в которое я постепенно погружаюсь. Путь мой лежит мимо маленького тесного рынка с вывеской:

"Дерябкинский рынок открыт целый день".

От сотни дробинок укрылся я в тень,
Дерябкинский рынок открыт целый день, -

бормочу я полусознательно-полусонно.

По сотням картинок ведет меня лень,

Уже темнеет, день кончается, скоро рынок закроют. Хозяйки входят в решетчатые ворота.

От скрипа корзинок у теток мигрень,
Дерябкинский рынок открыт целый день.

И среди этого потока неподвижно и надменно, опираясь на забор или усевшись на земле, устроились инвалиды гражданской или германской войны. Совесть их чиста. Все обязанности сняты судьбой. К вечеру так или иначе, но всем удалось опьянеть. Иные философствуют страстно, иные поют, никто не слушает друг друга, и все они в горести своей сейчас к вечеру наслаждаются жизнью, имеют точку зрения, понимают все.

Повыше ботинок из жести голень,
Дерябкинский рынок открыт целый день.

Инвалиды счастливы. А женщины с корзинками и не мечтают о счастье, и не замечают отекших счастливцев. Какое там счастье! Они отвечают за детей, за стариков, оставшихся дома. За мужей. Они кажутся мне тут единственными взрослыми, несмотря на свою суетливость. И мне становится страшно. Я трезвею. Я не хочу походить на поэтоподобных распухших чудовищ, как это ни соблазнительно. Но и со взрослыми мне не по пути. И я сажусь в трамвай с тем, чтобы сегодня же непременно начать работу. Начать писать. Впрочем, сегодня я устал. Начну с понедельника. Нет, понедельник тяжелый день. Но с первого непременно, непременно, во что бы то ни стало, я начну новую жизнь. И скажу все.

Два старика

Художник Клавдий Васильевич Лебедев родился в 1852 году в крестьянской семье.

Отец Клавдия Васильевича был церковным живописцем. Можно предположить, что профессия отца оказала большое влияние на будущий выбор жизненного пути сыном. Увы, но информации о детстве и юношестве художника канула в лета – её просто нет.

Где-то в начале семидесятых годов девятнадцатого века Клавдий начал учиться в Строгановском училище рисования, в 1875 году он продолжил своё образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали В. Маковский, В. Перов и Е. Сорокин. Учителя отмечали Лебедева, как безусловно талантливого начинающего художника.

С 1877 года Клавдий Васильевич принимает участие в выставках, которые организует училище и Императорская Академия художеств.

С 1891 года – действующий член объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В этот же период художник начинает работу над оформлением храмов. Сначала был Вознесенский собор в Ельце, затем иконостас первомученника Стефана в Стамбуле.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча

В начале девяностых годов Лебедев становится преподавателем Московского училища живописи, а в 1896 году его назначили профессором натурального класса Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств. В 1897 году Лебедеву присвоено звание академика. С 1906 года – действительный член Академии художеств.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию картины художника на исторические темы. Были ещё очень удачные работы для Товарищества передвижных художественных выставок, иллюстрации к произведениям известных литераторов, охотничьи сценки и т.д.

Всё дело в том, что картины из жизни боярышень и князей были преданы забвению – во времена СССР такая живопись была просто не востребована, а потом уже время взяло своё и этот огромный красивый пласт в живописи от Клавдия Лебедева был просто забыт.

Искусствоведы пишут, что творчество Клавдия Васильевича Лебедева нельзя считать значимым явлением в русской культуре. При этом оно заслуживает внимания всякого, кто интересуется живописью девятнадцатого века и историей «передвижничества».

Картины художника Клавдия Васильевича Лебедева

Избрание Михаила Романова в 1613 г.

Соколиная охота

Царевна Софья получает у Троицы письмо Василия Голицына

Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи

Боярская свадьба

Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте

Иван Грозный в палатах

Насильственный постриг

К боярину с наветом

Князь Игорь собирает дань с древлян

Приятели

Подьячий

Освоение русскими новых земель

Портрет Ивана Грозного

Иван Грозный и его мамка

Боярышня

Царевна Несмеяна

Подаяние

Сострунка медведя в лесу

Причиной происшествия послужила пустая банка из-под напитка, которую местный арт-критик неосторожно поставила на одну из частей композиции
  • 12.02.2020 Sotheby’s выставляет на мартовские торги керамику, скульптуру, письма и другие предметы, связанные с личностью и творчеством самой дорогой художницы мира
  • 11.02.2020 Картина, долгое время провисевшая в стенах Музея искусств Аллентауна, считалась работой мастеров из круга художника. Однако эксперты выяснили, что это не так
  • 11.02.2020 Картина, авторство которой еще необходимо подтвердить у экспертов, досталась за бесценок владельцу антикварного магазина в городке Щецине
  • 10.02.2020 Тамара де Лемпицка поднялась с 9-го на 7-е место в списке самых дорогих работ русских художников. Ее персональный рекорд - $21,1 млн - был установлен на Christie’s и составил 25,8 % от суммы продаж всего аукционного вечера
    • 12.02.2020 Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков - и в каком виде подошла к началу XX века
    • 10.02.2020 AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
    • 05.02.2020 В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index
    • 04.02.2020 «Чарующая прелесть рисунков Львова…», - писал критик о работах еще очень молодого автора. На AI Аукционе выставлен холст уже зрелого мастера, с развитой творческой манерой и неповторимым чувством свободы
    • 04.02.2020 Первый материал рубрики «Искусство и технологии» дает нашему читателю историческую ретроспективу и краткую оценку сегодняшней ситуации на рынке ArtTech
    • 27.01.2020 В залах галереи «Веллум» в Гостином Дворе открывается новая экспозиция
    • 24.01.2020 Выставка пионера русского конструктивизма пройдет в галерее «Тейт Сент-Айвс» (Tate St Ives) и будет посвящена 100-летию его «Реалистического манифеста»
    • 25.12.2019 В наступающем году многие музеи мира подготовили настоящие выставки-блокбастеры. Чтобы не запутаться во всем многообразии первых имен и не пропустить что-то интересное, самое время заняться составлением календаря будущих событий
    • 17.12.2019 Выставка, открывающаяся 19 декабря в главном здании музея, на Петровке, 25, - попытка по-новому взглянуть на обширное музейное собрание отечественного искусства: кураторами проекта стали 20 известных деятелей из различных профессиональных сфер
    • 12.12.2019 6 апреля 2020 года исполняется 500 лет со смерти одного из величайших художников Возрождения. В преддверии масштабных мероприятий, которые будут проходить в следующем году, Берлинская картинная галерея открывает выставку Мадонн работы Рафаэля Санти

    Владимир Лебедев - выдающийся живописец, мастер книжной иллюстрации. На протяжении многих лет он занимался художественным оформлением произведений Самуила Маршака. Кроме того, живописцем создан ряд карикатур на политические темы, несколько портретов и натюрмортов. Тема сегодняшней статьи - творческий путь художника Владимира Васильевича Лебедева.

    Ранние годы

    Будущий живописец появился на свет в 1891 году, в Петербурге. Художественные способности проявились у него довольно рано. Образование Лебедев начал с обучения в студии А. Титова. Затем окончил художественную школу. Главной особенностью Лебедева было стремление познавать новое. Он никогда не прекращал учиться, даже тогда, когда начал преподавать.

    В качестве политического карикатуриста Лебедев проработал недолго (1917-1918 гг.), но его работы запомнились. Возможно, именно собрание рисунков "Панель революции" сыграло плохую роль в его судьбе.

    "Панель революции"

    В 1922 году Владимир Лебедев создал серию рисунков, посвященных событиям, актуальным для его современников. Коллекцию из двадцати трех графических изображений художник назвал сперва "Улицей революции". Затем первое слово в этом названии заменил на более точное - "панель".

    В начале двадцатых годов по улицам Петербурга сновало множество подозрительных и неблагонадежных личностей. Повысился уровень преступности. Такую обстановку создавала экономическая нестабильность в стране. Типичных представителей своего времени изобразил художник Владимир Лебедев.

    Рисунки отличаются сатиричностью, гротескностью. "Панель революции" - это пример того, как художник, освобождаясь от всего лишнего, переносит на бумагу социально-психологические типы людей.

    Натюрморты и портреты

    После завершения сотрудничества с популярным журналом "Сатирикон" художник работал несколько лет над плакатами для телеграфного агентства. Однако помнят сегодня Владимира Лебедева, прежде всего, как иллюстратора детских книг. Эту деятельность он начал в издательстве "Радуга". Но не меньшего внимания достойны и портреты, и натюрморты Лебедева.

    Творчество двадцатые годы определилось дружбой с такими художниками, как И. Пуни, Н. Лапшина, Н. Тырса. Общение с коллегами создавало среду, необходимую каждому мастеру. Владимир Лебедев был увлечен творчеством французских художников Ренуара, Мане. В начале тридцатых годов он создал серию работ, среди которых: "Фрукты в корзине", "Красная гитара и палитра". Приблизительно в это время Лебедев выступает и в роли портретиста («Портрет артистки Н. С. Надеждиной», «Натурщица с мандолиной», «Девушка с кувшином», «Краснофлотец», «Турецкие борцы»).

    Личная жизнь и семья

    С первой супругой Владимир Лебедев познакомился в годы учебы в школе Бернштейна. Звали ее Сарра Лебедева (Дармолатова). Это выдающаяся русская и советская художница, известная также как мастер скульптурного портрета. После развода Лебедев поддерживал с ней дружеские, теплые отношения на протяжении многих лет.

    Второй женой художника стала знаменитая балерина и хореограф Надежда Надеждина. Лебедев написал несколько ее портретов. В третий раз живописец женился в 1940 году, на писательнице Аде Лазо.

    В тандеме с Маршаком

    Имя детского этого писателя известно всем. Однако то, что Самуил Маршак занимался не только литературным творчеством, но и внес огромный вклад в развитие издательского дела, знает не каждый. А, возможно, многое из того, что Маршак задумал в начале двадцатых годов, ему бы не удалось осуществить, если б не сотрудничество с таким талантливым и трудолюбивым графиком, как Владимир Лебедев. Он стал художником новой детской книги. В чем особенности стиля Лебедева?

    Отличительная черта работ этого художника - плакатный стиль. Иллюстрации Лебедева отличаются лаконичностью. Фон редко бывает цветным, а фигуры людей и животных изображены схематично. "Шарнирные марионетки" - так назвал один из критиков фигуры Лебедева. Но при этом "марионетки" у мастера иллюстрации получались живыми, яркими, запоминающимися.

    Лебедев создавал рисунки для большого количества книг, но чаще он работал именно с Маршаком. Они нашли общий язык, потому как оба были чрезвычайно требовательны к своей деятельности, работали, не покладая рук. Маршак, словно подхватывая лебедевский стиль, писал динамично, создавая четкие словесные картины.

    Уроки книжной графики у него брали многие молодые и талантливые художники. Лебедев является создателем собственной школы. Ему удавалось собрать вокруг себя мастеров совершенного разного направления. Книжной иллюстрации Владимир Лебедев посвятил более полувека.

    Последние годы

    В середине тридцатых годов произошло событие, после которого, согласно мнению критиков, в творческом развитии художника произошел спад. В газетах появился ряд гневных статей в адрес живописца. Это стало тяжелым ударом для Владимира Лебедева.

    В Москве он прожил с 1941 года. А в начале пятидесятых вернулся в Ленинград. Он все так же работал в книжной графике, но жил довольно замкнуто, общаясь лишь с немногими друзьями и коллегами. Владимир Лебедев ушел из жизни в 1967 году, похоронен в Санкт-Петербурге.