Ремонт Дизайн Мебель

Советская пилотка

Многие из нас помнят советских солдатиков в пилотках с красной звездочкой. Так браво и так залихватски смотрелся на них этот головной убор. Ведь, пилотку требовалось носить по строго установленным правилам: с небольшим наклоном вперед и вправо. Мальчишки за обладание этим армейским атрибутом готовы были отдать самое ценное из своего арсенала: обменивали на пилотки значки и перочинные ножики, машинки и другие предметы. Если на твоей голове пилотка, то ты самый что ни на есть командир. И тогда под твое звонкое «Ура!» гурьба мальчишек несется в бой.

Итак, советская пилотка, что же это такое и откуда она появилась? Ну, во-первых это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой летней шапочки. До недавнего времени пилотка была элементом военной форменной одежды в Вооруженных Силах СССР, а советские пионеры использовали пилотку, как головной убор к пионерской униформе, состоящей: из синих шорт (для мальчиков) и юбочек (для девочек), красного галстука и белой рубашки с золотыми пуговицами.

Если углубиться в историю, то скорей всего прототипом пилотки послужил кельтский головной убор, который назывался гленгарри, который появился в конце XVII века, его носили шотландские военные, а позднее он стал частью шотландского национального костюма. В Сербии подобная шапочка называется шайкача. В 30-е годы прошлого столетия пилотки были введены в Германии, как головной убор армии вермахта. В русской имперской армии пилотки, появились в 1913 году с возникновением авиационных и воздухоплавательных частей, и называлась «полёткой». Это компактный головной убор был удобен для пилота, тем, что он легко складывался и помещался в карман, а взамен пилотки во время полета, летчик надевал кожаный шлем.

В годы Второй мировой войны пилотки носили военнослужащие многих стран мира. Назывались они бустинами и имели специальный покрой с отстегивающимися в стороны клапанами. Сбоку находились знаки различия по воинским званиям, а впереди крепилась кокарда. Бустины шились из хлопчатобумажного или полушерстяного полотна.

В Красной Армии пилотка была введена как головной убор курсантов военных курсов с 1919 года. Пилотка зеленого цвета с красноармейской звездочкой, красными кантами и красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. Позднее с середины 30-х годов в Красной Армии были введены два типа пилоток для командиров и рядовых. Пилотки цвета хаки с кантами, цвета, которых соответствовали роду войск, и суконной звездой спереди, к которой крепилась красноармейская звездочка, так выглядели пилотки командиров. Пилотка рядовых была проще – также цвета хаки, но без кантов и суконной звезды.

В Вооруженных Силах СССР пилотки входили в летнюю повседневную форму одежды солдат, сержантов и старшин. Хлопчатобумажные пилотки с красной звездочкой спереди, возможно не всегда были удобны в носке, но весьма симпатично сидели на голове солдата. У офицеров и прапорщиков пилотки были сшиты из полушерстяной ткани цвета хаки с кантами цвета, соответствующего роду войск и кокардой спереди. Во флоте офицеры носили черные полушерстяные пилотки с белыми кантами и кокардой. Матросы – суконные черные пилотки.

В общем, солдатская пилотка не просто головной убор, а символ доблести, мужества и славы советских солдат. В годы войны на могильный холмик погибшего солдата по традиции клали солдатскую пилотку с красной звездочкой.

Организаторы праздника в честь 65-ой годовщины Великой Победы в городе-герое Волгограде, символом праздника выбрали именно солдатскую пилотку. Волонтеры раздавали жителям города и приезжим гостям, пришедшим на праздник солдатские пилотки. Эта инициатива стала актом памяти и своеобразным проявлением благодарности солдатам, стоявшим до последнего при обороне Сталинграда. Для нас с вами пилотка - символ прошлого, и связь с нашими предками, которые в этих самых пилотках боролись за наше будущее.

В вооруженных силах современной России пилотка просуществовала до 2011 года. Это были уже модернизированные пилотки, так называемые пилотки-двууголки, их носили военнослужащие РФ, но с единой кокардой для всех родов войск. Спереди слева крепился геральдический знак.

Юные продолжатели дела отцов, дедов и прадедов – советские пионеры, носили красные пионерские пилотки. В них пионеры давали клятвы на верность Родине и Партии, и на призыв: «Будь готов!», дружно отвечали: «Всегда готов!».


Вроде бы пилотки ушли в прошлое, но кто знает, все когда-то возвращается, ведь все новое - это хорошо забытое старое...

Пилотка - это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Как утверждают некоторые историки, военная пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в Средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны - шарики, набиты волосом, паклей, тряпками - кто чего доставал.

Сегодня пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо. Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову.

В Российской армии пилотка появилась в 1913 году как часть форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась она как «перелётка» или «полётка», и была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полетов и службы на аэродроме. А в конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

В РККА официально введена 16 января 1919 г. как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. В качестве кокарды носили красноармейскую звёздочку с серпом и молотом.В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины. Причём офицеры и прапорщики носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов, а шили их из хлопчатобумажной ткани. Позже, появились пилотки из ткани, называемой в обиходе «стекляшка». Прозвали эту ткань так за то, что до первой стирки она блестела. Материал состоял из хлопка и лавсана. Это придавало пилоткам устойчивость к выцветанию и загрязнению. Особенной любовью пользовались такие пилотки в среде старослужащих и дембелей.

В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны. В Советской России Красная Армия сменила будёновки на пилотки накануне Великой Отечественной войны.

Но и сегодня в ВС России ношение пилотки сохранено, но с единой кокардой для армии и флота. В современной России эволюционировала до пилотки-двууголки, сохранив продольные складки наверху. На пилотках слева спереди крепят геральдический знак.

Но, кроме того, что этот головной убор присутствует в числе экипировки военных людей, в последнее время появилась тенденция иногда надевать пилотки у тех, кто знает о военном деле только понаслышке. И одним из отличных поводов для этого является такой праздник, как 9 мая - День великой Победы. Пилотки на 9 мая являются своего рода неотъемлемым атрибутом того, кто хочет проникнуться атмосферой такого праздника.

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет


Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета. В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?


В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка


Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну


16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел. Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы. После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Аннотация. В статье рассказывается о появлении в отечественных Вооружённых силах такого вида летнего головного убора, как пилотка, способах её кройки и пошива, правилах ношения.

Summary . The article describes the emergence at the domestic armed forces of such a kind of summer head gear, as forage cap, methods of its cutting and sewing, rules of wearing.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

Печейкин Александр Валерьевич - ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: [email protected])

ПИЛОТКА

В европейских армиях подобный летний форменный головной убор военнослужащих появляется с третьей четверти XIX века и называется полевой или фуражной шапкой. Так, во французской армии такая фуражная шапка очень напоминала прежние колпаки, вплоть до наличия кисточки. Существенным отличием являлись завёрнутые вверх поля, которые можно было при необходимости опускать, прикрывая ими уши. Лобная часть этого головного убора у фузилёров украшалась пятиконечной звездой, у вольтижёров - охотничьим рожком1.

Новый вид головного убора не сразу прижился в войсках. Лишь в годы Первой мировой войны пилотки стали носить военнослужащие различных технических родов войск, прежде всего авиаторы, артиллеристы, автомобилисты. Однако в межвоенный период они стали весьма широко применяться в полевых условиях. Занятно, что некоторые пилотки того времени всё ещё сохраняли доставшуюся от фуражных шапок кисточку. Такой была, например, испанская «исабелина», получившая широкую известность в годы гражданской войны 1936-1939 гг. Передняя кисточка и выпушка по краю бортиков носили цвета рода войск: в пехоте - красного, у егерей - зелёного и т.д. В ряде армий на пилотке размещались знаки различия воинских званий. Так поступали испанцы, итальянцы, французы. Офицерские пилотки, шившиеся из более качественных тканей, зачастую имели и специальную отделку, позволявшую отличать их от аналогичных головных уборов унтер-офицерского и рядового состава2.

Вольноопределяющийся рядовой переменного состава Севастопольской военной
авиационной школы А.Н. Демидов в складной суконной шапке
образца 1914 г.

В русской армии головной убор типа пилотки, называвшийся тогда мягкой складной шапкой, впервые был введён в 1913 году в авиационных и воздухоплавательных частях3. Отсюда, скорее всего, и его русское название: пилот - пилотка.

Складная шапка шилась из чёрного сукна и состояла из колпака и прилегавших к нему двух бортиков. В верхних швах колпака и по краям бортиков прокладывались красные выпушки. На налобной части размещалась кокарда для нижних чинов образца 1907 года. Офицерам также полагалась складная шапка аналогичного покроя. Её отличия заключались в следующем: бортики из чёрного бархата, по тулье и донышку колпака крестообразно пришивался серебряный галун шириной 1/2 дюйма с двумя красными просветами. На налобной части колпака крепилась кокарда офицерского образца. Эту шапку офицерам разрешалось надевать только в полётах, при работе у летательных аппаратов, на аэродромах между полётами, т.е. тогда, когда не было необходимости носить фуражку4.

С внедрением стальных шлемов складная шапка, теперь мы её будем называть пилоткой, широко распространилась в армии в качестве головного убора, носимого под шлемом. Единственным отличием от головных уборов авиаторов стал её цвет - цвет хаки5. Применялись пилотки обеими сторонами и в годы Гражданской войны, прежде всего лётчиками6.

После окончания войны пилотки в Красной армии продолжали донашивать, по мере износа избавляясь от них. Их «возрождение» произошло в 1934-1935 гг. и связано было «…с общим культурным ростом начальствующего состава армии и необходимостью улучшения внешнего вида командира»7. В 1933-1934 гг. разрабатывалась специальная форма одежды для военнослужащих мотомеханизированных частей и авиации РККА. Среди других предметов вводилась пилотка, причём для начсостава авиации - как рабочий головной убор.

В конце 1935 года приказом НКО СССР № 176 вводится новая форма одежды для личного состава всех родов войск РККА. Теперь пилотка полагается всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки со стальным шлемом и для работы в поле.

Пилотка командно-начальствующего состава шилась из мериносового сукна на сатиновой подкладке и состояла из колпака и бортиков. Колпак сшивался из продольного донышка с острыми концами и двух половинок полукруглой формы. Между донышком и половинками вшивалась суконная выпушка цвета рода войск, такая же выпушка шла по верху бортиков. Полукруглой формы бортики сшивались из двух слоёв основного сукна. Для авиации пилотки полагались синего цвета, для мотомеханизированных войск - стального, для всех остальных - цвета хаки. На лобную часть пилотки нашивалась суконная звезда цвета рода войск, на которую крепилась красная металлическая звёздочка малого размера (фактически до 1939 г. вместо «пилоточной» носили обычную звезду).

Пилотка для младшего командно-начальствующего и рядового состава имела следующие отличия: она шилась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск, исключая авиацию и танкистов (темно-синий и стальной цвета соответственно), не имела выпушек (за исключением ВВС) и суконной звезды. Пилотки командно-начальствующего и рядового состава ВВС украшались голубыми выпушками по колпаку и верху бортиков8.

Войска НКВД СССР этот головной убор получили 27 декабря 1935 года по приказу № 399. Пилотки для чекистов имели выпушки малинового цвета. Что касается суконной пятиконечной звезды, то у пограничников она была светло-зелёной, у внутренних войск - краповой9. Разумеется, не обошлось без исключений. Так, в войсках НКВД не предусматривалось ношение поверх суконной звезды красноармейского металлического значка, как, впрочем, и не запрещалось. Встречались также суконные пилотки командно-начальствующего состава без каких-либо следов суконной звезды.

Опыт снабжения войск в условиях конфликтов на Дальнем Востоке, а также в ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. выявил множество недостатков как в самой одежде советских воинов, так и в организации их вещевого обеспечения. В частности, многообразие предметов и их расцветок мешало маневрировать запасами вещевого имущества и затрудняло его учёт. Данными вопросами занимались несколько комиссий, результатом работы которых явилось постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 129-55сс «Об изменениях в форме одежды и нормах снабжения вещевым имуществом личного состава Красной Армии и применении заменителей для людского и конского снаряжения», подписанное 18 января 1941 года. Народный комиссариат обороны 1 февраля 1941 года объявил этот документ своим совершенно секретным приказом № 005 с двумя приложениями, включавшими типовой перечень предметов вещевого имущества и нормы его отпуска. Согласно новым правилам пилотки для всех родов войск устанавливались цвета хаки, на пилотках командно-начальствующего состава отменялись цветные выпушки и суконные звёзды. Суконная пилотка отныне становилась предметом летнего парадно-выходного обмундирования для курсантов, младшего командно-начальствующего и рядового состава. Летом двум последним категориям, как и прежде, для работы в поле полагались хлопчатобумажные пилотки10.

Несмотря на отмену цветных выпушек, командирская суконная пилотка продолжала оставаться довольно сложной в изготовлении. Тем не менее до 1942 года никаких изменений в этом плане не происходило. Однако проблема удешевления и упрощения её конструкции требовала решения. С этой целью заинтересованными организациями СССР были рассмотрены пилотки вооружённых сил ряда стран Европы и в июне 1942 года принят новый образец суконной пилотки, более экономичный в производстве, имевший более широкое донышко и относительно больший внутренний размер.

Что касается хлопчатобумажных пилоток, они практически не претерпели изменений. Материалом для них служила шароварная трико-диагональ водоупорной пропитки цвета хаки. 7 октября 1942 года было разрешено шить пилотки с упрощённой подкладкой, не выкраивая отдельно донышко, а в случае пошива пилоток с дерматиновым налобником - не подгибать нижний край подкладки колпака.

1 января 1943 года был подписан приказ НКО СССР № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии», согласно которому суконная пилотка цвета хаки стала принадлежностью полевой формы командно-начальствующего состава; курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу в полевой и повседневной форме одежды полагалась исключительно хлопчатобумажная пилотка11.

Аналогичным образом обстояло дело и в войсках НКВД, для которых новые Правила ношения формы одежды личным составом были объявлены приказом от 18 февраля 1943 года № 12612.

Интересно, что военнослужащим-женщинам формально пилотки не полагались, вместо них следовало носить береты. В реальности, как доказывают фотоматериалы, женщины носили пилотки наравне с беретами.

Возможно, это покажется странным, но с точки зрения служб тыла пилотка в отличие от гимнастёрки или шапки-ушанки не относилась к «основным предметам» вещевого имущества, поэтому автору не удалось найти сведений о том, сколько было заготовлено нашей швейной промышленностью пилоток и какое количество в годы Великой Отечественной войны направлено в армию.

После Победы и до 1988 года существенных изменений в положении пилотки не происходило. Она по-прежнему оставалась предметом летней повседневной, полевой и рабочей формы одежды курсантов, сержантского и рядового состава армии. А вот приказ Министерства обороны СССР от 4 марта 1988 года № 250 серьёзно повлиял на ситуацию. По изменённым нормам снабжения с 1 января 1989 года офицерам, прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы вместо прежней шерстяной полевой фуражки полагалось выдавать шерстяную пилотку защитного цвета для ношения летом при повседневной форме одежды для строя. Пилотку полагалось надевать вместе с шерстяной курткой, заменившей прежний шерстяной китель. На офицерских пилотках вновь появились цветные выпушки по роду войск. Генералы при аналогичной куртке надевали повседневную фуражку13.

После распада СССР и создания Вооружённых сил Российской Федерации встал вопрос о новой форме одежды. Изобретать что-то новое тогда не пришлось, поскольку ещё в 1980-е годы велись активные работы по совершенствованию воинского обмундирования. 23 мая 1994 года был подписан Указ Президента РФ № 1010 «О военной форме и знаках различия по воинским званиям». Однако утверждение описания предметов одежды заняло почти четыре года, получив официальное оформление лишь в январе 1998 года. Тогда на снабжение военнослужащих поступила пилотка шерстяная. Для военнослужащих ВВС была утверждена пилотка синего цвета, для всех других - защитного. Она впервые полагалась и женщинам, причём бежевого цвета, но не вошла в перечень предметов формы одежды старшин, сержантов и солдат, проходивших службу по призыву. Статус пилотки необычайно повысился - она стала предметом одежды исключительно кадровых военных.

Конструктивно все пилотки состояли из донышка, стенок и бортиков. По верхнему краю бортиков (у высшего офицерского состава - ещё и по краю донышка) проложены выпушки цвета рода войск (бежевая пилотка цветных выпушек не имела). В верхней части стенок, по боковым сторонам, имелись вентиляционные отверстия. Спереди, на бортиках, посередине соединительного шва, крепилась кокарда установленного образца, а слева, на расстоянии 25 мм от переднего края стенок, над выпушкой бортика - эмблема, представлявшая собой стилизованный российский флаг. После учреждения военного геральдического знака-эмблемы Вооружённых сил Российской Федерации (Указ Президента РФ от 27 января 1997 г. № 46) приказом МО РФ от 28 марта 1997 года № 210 место стилизованного флага заняла золотистая металлическая эмблема длиной 46 мм. Пилотку полагалось носить при летней повседневной форме одежды для строя и вне его. Женщины бежевую пилотку надевали при летнем платье аналогичного цвета14.

Вместе с тем имелись и некоторые особенности, связанные с данным головным убором. Так, авиаторы носили синие пилотки при летней полевой форме одежды, заменяя ими хлопчатобумажные кепи камуфлированной расцветки. Командиры на это обстоятельство закрывали глаза, а сами лётчики приводили разные объяснения, суть которых сводилась к одному: чтобы с пехотой не путали. Сильное отторжение пилотка вызывала у пограничников. Мужчины их, конечно же, получали, но в конце концов пилотки негласно стали почти исключительно женским головным убором.

Сохраняются пилотки на снабжении военнослужащих и сегодня, почти не претерпев изменений с 1998 года. Правда, с января 2002 года пилотка ВВС потеряла свой синий цвет «в связи с реформированием Вооружённых Сил Российской Федерации и в целях унификации». С этого времени армейские пилотки приобрели единый защитный цвет. За исключением того, что Указом Президента РФ от 8 мая 2005 года № 531 военнослужащие ФСБ РФ, ФСО РФ и ССО при Президенте РФ получили пилотки иссиня-чёрного цвета15.

______________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Функен Л., Функен Ф. Европа XIX век: 1850-1900: Франция - Великобритания - Германия - Австрия - Россия / Пер. с фр. М.Ю. Крысина. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. С. 32-37.

2 Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 78, 241, 475; Дарман П . Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002; Samner Ian , Embleton Gerry . The French army. 1914-1918. London: Osprey, 1995 и др.

3 24 декабря 1913 г. Николай II утвердил доклад военного министра «Краткое описание формы обмундирования и добавочных предметов обмундирования для авиационных частей». Объявленный приказом по военному ведомству № 4 от 3 января 1914 г. этот документ, несмотря на скромное название, достаточно подробно описывал авиационную униформу. В частности, среди предметов «добавочного обмундирования», т.е. тех, что были необходимы непосредственно для полётов и работы с техникой, для нижних чинов предусматривалась складная шапка, которую полагалось носить с «обыкновенной» формой.

4 Униформа российского военного воздушного флота. Т. I. М.: Фонд «Русские Витязи», 2004. С. 55, 66.

5 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907-1917: Учебное пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С. 56, 64; Корнаков П., Юшко В . Втрое рождение гренадер. Штурмовые команды российской армии. 1915-1917 // Цейхгауз. 1995. № 4. С. 20-22 и др.

6 Интересно, что термин «пилотка» тогда ещё не стал общеупотребительным. Так, в приказе от 31 августа 1918 г. № 44 о форме одежды авиационных частей Народной армии Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч), выступивших против большевиков, данный головной убор обозначен как «залётка».

7 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Цыпленков К.В. Указ. соч. С. 234.

8 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии (1918-1945 гг.). М.: МКЦ «Новикъ», 1993. С. 24-27; Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы). М.: Воениздат, 1999. С. 89 и др.

9 Центральный пограничный музей ФСБ РФ. Документальный фонд. Д. ДНВ-1755/16. Л. 1об.

10 Аналогичное постановление для войск НКВД было принято 15 апреля 1941 г. за №1010-405сс и объявлено приказом НКВД 16 мая. В целом, особых различий с РККА не имелось, но курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу полагались только хлопчатобумажные пилотки, поскольку головным убором их летнего парадно-выходного обмундирования осталась фуражка. См.: Центральный архив ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ). Ф. 66. Оп. 6. Д. 1. Л. 38-41.

11 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы)… С. 146 и др.

12 ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1-Т. Д. 182. Л. 116 об.—136.

13 Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1989. С. 124, 140, 143, 146.

14 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы)… С. 365-395.

15 Новые Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. С. 448-468.

Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.

А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?

В Русской императорской армиипилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсонизобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.

Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой было совсем немного.

В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь воздушных и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.