Ремонт Дизайн Мебель

Как медитация влияет на мозг. Почему медитация «не работает». Основные ошибки

Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?

Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.

Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.

Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.

Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?

Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.

Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.

Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.

Медитация - ощущение души

Что происходит с тем, кто достигает самадхи?

Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.



Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.

Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.

Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.

Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.

Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.

Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.

Ты имеешь в виду после сатори?

Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.

Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.

Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?

Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.

Остается ли индивидуальное тело?

Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.

Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.

Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .

Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.

Пятая стадия – сама является существованием.

Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»

Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».

Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.

В чём смысл жизни?

В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?

Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.

Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.

Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.

Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?

Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.

Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.

Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.

Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.

Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?

Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.

Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»

Бодхидхарма ответил: «Я шучу».

Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»

Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»

Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.

Следует учиться ничего не делать. Всё, что требуется - это расслабленное наблюдение. Сенсорная депривация (уединение, тишина, закрытые глаза, отсутствие движения, отсутствие дождя, снега и падающих метеоритов и т.п.) и остановка внутреннего диалога вам только помогут. Наблюдать всё вокруг и себя в этом "вокруге". Уводить внимание из головы в сердце или живот (можно и за пределы, но лишняя визуализация будет только лишним напряжением). Идеальный результат - внимание из живота, а не внимание в живот.

Расслабленное наблюдение - это не концентрация и анализ. Если вы будете только наблюдать, вы автоматически включите ум, который начнёт о наблюдаемом думать. Он будет выбирать события по одному и думать о них. Будете наблюдать себя - будете думать о себе (любимом). Будете наблюдать шум машины за окном - начнёте думать о машинах. Фокусировка ума имеет свойство в один момент времени сосредотачиваться только на одном. Расслабленное свидетельствование позволит научиться не концентрироваться, а наблюдать всё множество событий, что происходит здесь-и-сейчас, одновременно. Без обдумывания, воспоминаний и планирования.

Аналогично, если только расслабляться без внимательности, то тело уснёт, вы станете апатичными, невнимательными, рассеянными, станете витать в облаках, станете экзальтированными, оторванными от действительности. Наружу покажется неосознанность и захватит власть, пока хозяин улетел в космос из здесь-и-сейчас. Иногда пишут "осознавайте", но не путайте осознавание с внимательностью, сосредоточенностью, бдительностью или наблюдательностью. Осознавание - это следствие расслабленного наблюдения, а внимательность - это свойство. Причём, пока, в большей степени, свойство ума. То есть, это делание, умение.

Медитация же призвана сделать паузу в жизни. Вы и так уже делаете и умеете делать миллионы дел, напрягаться по разным поводам, обдумывать, планировать, прикладывать усилия и силу воли. Организм с успехом трудится 24 часа в сутки без устали. Голова думает тысячи мыслей без отдыха (не считая фазы глубокого сна, когда она случается). Один час на паузу - и внутренние цветы вечности, которые с начала времён ждут момента, начнут расти сами по себе. Осознанность - это не то, что можно сделать усилием. Это то, что будет происходить само по себе, когда для этого создать условия. Остановка внутреннего диалога, внимательность и расслабленность - вот эти условия. И их, на самом деле, не нужно уметь делать, достаточно прекратить делать то, что этому мешается.

P.S. Это же понадобится и при терапиях. После прыжков и криков в динамической медитации или после практик проработок вы не выключаетесь, считая, что ритуальная часть - это волшебная палочка и она сама по себе за вас всё сделает, вы, наоборот, включаетесь и начинаете расслабленно наблюдать всё, что происходит с вашим организмом. Ощущения, покалывания, поскрипывания, картинки, видения, мысли, эмоции, воспоминания, забытый чайник на плите… и так далее.Всё, что вы наблюдаете описанным образом, вы автоматически будете отпускать и внутренне расслабляться в этом. Если расслабления и отпускания не происходит - осознавания не произошло, расслабленного созерцания не было, потому что ещё большее расслабление и ещё большее отпускание - это следствие.

Приложение. В приложении хотелось бы привести ссылку на список , что не является медитацией. Он сильно поможет вам не путать медитацию-дхьяну с упражнениями по концентрации, визуализации, аутотренингу или вообще обычными размышлениями на тему эзотерики. Ну и, как само собой разумеющееся, теперь вы понимаете, что переживания, которые случаются во время практики - это не практика, а вещи для осознавания, наблюдения и отпускания.


Медитация в переводе с латинского означает размышление. Истоки этой практики уходят в глубокую древность. Сколько живет человечество на земле столько и существует эта практика самопознания. Но только в последние десятилетия ее начали изучать исследовательские институты. Существуют десятки направлений этой духовной практики. Это дзадзэн, трансцендетальная медитация, кундалини – медитация, тратака и многие другие.


Учеными совершенно точно доказано, что медитация способствует работе мозга в ином состоянии. И благодаря этому нормализуются многие физиологические процессы в организме: функционирование нервной системы, сон, пищеварение. Исследования, проведенные кардиологическим центром в Америке, доказали, что медитативная практика продлевает жизнь, снижает риск смерти от сердечно сосудистых заболеваний до 30%, от рака до 50%. А врачи британской государственной системы здравоохранения рассматривают вопрос о рекомендации людям, страдающим депрессией внедрять в свою жизнь медитативную практику.


Что же происходит с человеком во время медитации? Специалисты Массачусетского госпиталя, расположенного в Бостоне, провели исследования среди людей практикующих медитативную практику. Участие принимали 15 человек с разным опытом практики, от 1 года до 30 лет и 15 человек, которые раньше не практиковали медитацию. Результаты были ошеломляющими, ведь стало предельно ясно, что у людей практикующих медитативную практику определенные структуры головного мозга увеличиваются в толщину. Замедляются процессы старения организма в целом.





Руководитель исследования Сара Лазар, подведя итоги опыта, заявила: «Вы тренируете мозг во время медитации, поэтому он и растет. Ведь известно, что у музыкантов, лингвистов, атлетов соответствующие области мозга увеличены. Рост коры мозга происходит не за счет роста нейронов, а за счет разрастания кровеносных сосудов, глиальных клеток, астроцитов – всей системы, которая питает мозг».

Британские ученые в своих исследованиях выявили, что благодаря медитации у человека улучшается концентрация, повышается внимание, улучшается память.


Все положительные изменения, которые происходят с человеком на физическом уровне можно назвать второстепенными эффектами. Хотелось бы точнее определить какая же главная цель медитации.

Люди рассматривающие медитацию прежде всего как духовную практику, видят в ней немного большее. Человек в реальности не подготовлен для исследования сокровенных глубин самого себя. Большинство из нас видят окружающий мир только во внешних его проявлениях. Так нас этому учили и родители и в школе и в институте.


Можно сказать, нам дали руководство как искать вещи, находящиеся снаружи нас. И не учили, как обратить свой взгляд внутрь себя. Первые шаги в этом помогает сделать медитация. Почему рядом со словом медитация очень часто встречается слово «просветление»? Практикуя занятия медитациями, человек может найти ответы на многие вопросы и с уверенностью можно сказать, что в человеке начинает просыпаться мудрость.





Хотите разобраться в этом вопросе глубже и узнать простые техники самых эффективных медитаций? Как и почему медитативные практики коренным образом могут изменить жизнь человека в лучшую сторону? Почему в мире так много направлений и течений, пропагандирующих, что их медитативные методики лучше, и какие главные цели этих школ? Узнать, какая же медитативная практика стоит у истока, откуда она появилась на Земле?


Прочитать обо всем этом, а также почерпнуть многие другие ценные знания вы сможете, прочитав книги Анастасии Новых, которые совершенно бесплатно можно скачать с нашего сайта. Эти книги наполнят вашу жизнь сокровенным смыслом и изменят вашу судьбу к лучшему. Проверено! Не пожалеете!

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

– А что такое медитация? – спросила Татьяна. – Я читала, что это тренировка психики в состоянии транса. Но что это, так и не поняла…

– Проще говоря, простая медитация – это тренировка мысли, а уже более углубленная духовная практика – это тренировка духа.

– А что, дух и мысли это не одно и то же? – опять влез Костя.

– Нет.

Я заметила, что кот, сидящий невдалеке, заерзал на месте, как бы устраиваясь поудобнее.

– Сейчас мы сделаем самую простую медитацию на концентрацию внимания, для того чтобы научиться управлять энергией Ци. Но прежде я хотел бы немного повториться для тех, кто пришел позже. Кроме материального тела, у человека есть еще и энергетическое. Энергетическое «тело» состоит из ауры, чакранов, энергетических каналов, меридиан, особых резервуаров накопления энергии. Каждый имеет свое название. Я буду вас подробнее знакомить с ними по ходу дела, в зависимости от медитации.


- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй I"

Хочу вас уверить, все намного проще. На столько просто, что человек не может этого понять и начинает усложнять себе жизнь, что в принципе, он (человек) и делает всегда: искать проблемы и сложности в том, что просто. Сегодняшняя статься - это небольшой экскурс в мир медитации, я рассмотрю ее с физиологической точки зрения, опираясь на научные факты, т.к. в наше время - человеку подавай доказательства, и только потом, может быть, он займется этим делом. Я же советую сначала заняться этим делом, и вы не прогадаете, т.к. эффект не заставит себя ждать.
На одном йоговском форуме было интересное обсуждение темы, где приводилась выдержка о медитации из книги Учителя Единого Ян , Центра "Дао Дэ".

В мире также существует разновидность метода практики "алхимии", в виде сидения либо молча либо бормоча заклинания или молитвы, различных собственных практик сидения. Практикующие их совершенно не понимают, что это абсолютно бесполезно и не приведет ни к какому результату. Такое сидение (медитация) называется - засохшее созерцание, иссохший Чань. В даосизме часто говорят, что "движение порождает Ян", а "покой порождает Инь" , "чистый Ян – это Сянь (бессмертный)", "чистый Инь это Гуй (черт, призрак)". Когда Вы сидите в Дацзо (сидячая практика в лотосе или скрестив ноги, медитация), это есть ложный покой, при развитии этого процесса "порождается Инь", и чем дольше будет длиться сидение тем лицо будет становиться все более бледным и вялым, а здоровье и состояние тела все хуже и хуже. Ян цзин не сможет удерживаться в теле и будет рассеиваться вовне.

Стремящийся к духовной практике! Сначала подумай насколько ли обилен у тебя цзин, что ты не боишься истощить его сидением, умереть даже не понимая что это произойдет от твоей практики, безвинно погубить свою душу неразумным пристрастием к профаническому учению? Если так произойдет, то будет поистине жаль!


Действительно, после прочитанного, ты поневоле начинаешь задумываться, а безопасна ли практика медитации? И здесь люди делают ошибку, называя медитацию - практикой. Но об этом чуть дальше.
Большинство современных методов практики уповают на медитацию как на метод "просветления". И по этому поводу мне понравились слова Андрея Сидерского (основателя системы Йога 23):
Усердная практика в стремлении к просветлению и духовному совершенству - пустышка. Просветление само находит свой путь и случается с теми, кому нет до него никакого дела, но кто ведёт просветлённый образ жизни не потому, что так того требует канон, а потому, что это естественно и ощущается как единственно возможный вариант.

Эти слова говорят сами за себя. Практикующий, стремясь к чему-то во время медитации - что-то упускает. Почему медитацию называют "практикой", "техникой" или "методом" становления чего-то??? Я согласен с Владимиром Машкевичем , когда он говорит, что медитация - это состояние переживания. Понимание медитации уводит нас от практики или умственных усилий, от "делания".

Вы чего-то ожидаете от нее , каких-то супер-мега ощущений, каких-то прозрений??? - в таком случае вы упускаете саму медитацию. Это факт. Но для современного человека - это довольно сложно понять. Эта моя фраза на вышеупомянутом форуме, да и не только на нем, но и еще других форумах, вызвала недоумение и ряд противоречий людей, которые явно не открыли для себя чудо медитации. Возможно они что-то где-то слышали, но не правильно поняли. Ведь можно всю жизнь просидеть в позе лотоса, пытаясь, считая, что ты "медитируешь", из кожи вон будешь лезть, что бы чего-то там достичь, стать сверх-человеком, таким образом израсходовав всю свою энергию на ерунду, на непонятные желания чего-то там...
Вот хороший ответ был на мои слова:


сидеть просто так, без вштырок??? нет, увольте...

использовать Медитацию (кхм) ради самой Медитации, это все равно что забивать гвозди микроскопом. Или нежно поглаживать веник, вместо того, чтобы заметать им пол...
имхо конечно


И здесь уместно задать человеку вопрос: а чего же вы от нее ждете? Напридумывая себе, что медитируя мы получим сверх-способности, выйдем там в астрале полетаем или еще чего, - мы этим и ограничиваемся, этим хаосом в уме, этой выдумкой ума, и мы никак не можем дальше пойти, мы по кругу будем кататься вокруг своей мечты, своей личной идеи ожидания чего-то от медитации... упуская при этом медитацию. Делание ради делания никого не устраивает?
Но я не говорю, что нельзя получить что-то благодаря медитации, я говорю и открыто заявляю, что не стоит ожидать получить что-то от медитации, потому что вы потеряете ее из виду .

Дзэн-высказывания Кодо Саваки роси:


В мире существует много видов вознаграждения. Но какое вознаграждение могло бы сделать нас более счастливыми, нежели возможность сесть на подушку и практиковать дзадзэн. Кому больше нравится какая-нибудь другая секта, то пусть лучше он остается там. Ты должен практиковать дзадзэн, только если ты действительно этого хочешь.
Что приносит дзадзэн? Дзадзэн не приносит абсолютно ничего!

Итак, давайте займемся физиологическим разбором и посмотрим что происходит во время сидячей медитации ? Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга. Настолько хорошо снабжённые кровью, они словно "просыпаются" от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.
Нервная система расслабляется, мозговой ствол, таламус и гипоталамус работают на полную мощность. Ты совершенно восприимчивый и внимательный каждой клеткой своего тела. Всё - без того, чтобы ты напрягался.

При медитации выделяются в мозгу эндорфины (внутренние морфины), местом синтеза этих веществ являются подкорковые ядра головного мозга (как писал выше, при медитации кровь проникает в глубокие слои мозга, тем самым стимулируя их).
В конце 80-х учеными было доказано следующее: существуют разные типы рецепторов системы эндорфинов, при возбуждении которых получались принципиально разные эффекты.
Например, возбуждение одних рецепторов вызывало торможение нервной системы, вплоть до глубокого сна, а других - возбуждение, вплоть до судорог. Одни рецепторы снижали артериальное давление, другие наоборот, повышали. Одни сужали спектр входящей от органов чувств информации, другие расширяли вплоть до развития галлюцинаций.
Предполагалось, что добившись увеличения эндорфина или стимуляции определенных рецепторов, возможно лечение многих болезней, связанных с нервной системой и не только.
Первоначально предполагалось обратиться к восточному методу иглоукалывания. Но по ряду причин, и прежде всего потому, что иглоукалывание освобождает имеющиеся эндорфины, а не увеличивает их продукцию, этот метод не получил широкого применения. Что, противоположно эффекту использования методов, базирующиеся на системе йоги и медитации.
Воздействуя на эндорфины, мы управляем всеми системами управления организма , например эффективно применение методов при:
- синдром хронической усталости, депрессии
- острые стрессовые расстройства, все состояния, связанные с последствиями стресса
- восстановление общего физического тонуса, "приведение в норму" после болезней, поддержка в ходе лечения общих заболеваний
- и т.д. и т.п. и др.
Это раз.

Второе.
Возьмем во внимание (можно на веру, а можно и с целью личной проверки) наставления мастеров дзадзен и випассаны , которые делают особый акцент на правильность позы во время медитации, как сильного стимулятора всей циркуляции энергии. Например, в позе лотоса ступни на каждом из бёдер нажимают на зоны с важными акупунктурными точками, которые принадлежат меридианам печени, почек и мочевого пузыря, позвоночник хорошо выгнут, а спина держится прямой. Колени должны четко и неподвижно давить (упираться) на землю, подбородок втянут назад и хорошо вытянут затылок (он образует прямую линию). Через него проходят многочисленные нервные волокна, и если кровообращение хорошо работает, то мозг подпитывается гораздо лучше.

Мне нравятся слова Мастер Кайсена о позе :


"Поза" на японском называется сисэй. В старояпонском и старокитайском си означает "форма", а сэй "сила". "Форма" указывает на позу, которая должна быть такой красивой, как только возможно. Но поза дзадзэн - это не только форма, она всегда должна быть также связана с элементом сэй, что означает "силу, деятельность". Правильность формы, без сомнения, важна, но если у неё нет силы и энергии, то она незаконченная. Единство обоих элементов создаёт позу. Её также называют икиой, ики - "дыхание" и ой - "жизнь или жизненная сила".
Форма и сила находятся в тесной взаимозависимости. При этом речь идёт не о каком-то устаревшем формализме, а о практике совершенной позы, которая была постигнута и углублена длинной цепочкой старых мастеров.

Продолжим физиологический разбор.

В университете Токио профессор Касамацу проводил опыты, чьи результаты были опубликованы в Revue Scientifique Internationale. В Париже, в лаборатории госпиталя Св. Анны, опыты с электроэнцефалограммой принесли те же результаты. Электроэнцефалограмма описывает определённый альфа-ритм, который присутствует во время медитации. Он указывает на состояние широко рассеянного внимания, которое наступает, когда кора головного мозга полностью расслабляется. Измерения электроэнцефалограммы на ладони показывают повышение и в то же время регулирование функций нейровегетативной системы, которая связана с деятельностью субкортальных глубинных структур. Когда кора головного мозга успокаивается, то мозговой ствол приходит в активность. Во время медитации повышенная циркуляция крови приносит в ткани больше кислорода, повышается активность автономной нервной системы, производство норадреналина (это гормон, тесно связанный с адреналином и обладающий сходным с ним действием; секретируется мозговым веществом надпочечников и выделяется симпатическими нервными окончаниями в качестве нейромедиатора. Этот гормон вызывает сужение мелких кровеносных сосудов, благодаря чему в организме повышается кровяное давление; благодаря его действию усиливается кровоток через коронарные артерии, ускоряется и усиливается частота сердечных сокращений; увеличивается частота и глубина дыхательных движений, усиливается вентиляция легких, расширяются бронхи, а также расслабляются гладкие мышцы кишечника и ослабляется моторика....), что в свою очередь препятствует выбросу молочной кислоты и способствует состоянию покоя и расслабленности (Как известно нервные люди производят гораздо больше молочной кислоты, чем обычные). В результате устанавливается состояние повышенной бдительности с одновременным уменьшением обмена веществ.

И напоследок, слова ОШО:

В то мгновение, когда молчание проникает в вас, вы можете понять его значительность, потому что это то же молчание, которое испытал Гаутама Будда. Это то же молчание, которое испытали Чжуан Цзы, или Бодхидхарма, или Нансен... Вкус молчания тот же.
Времена меняются, мир продолжает изменяться, но опыт молчания, его радость, остаются прежними. Это единственное, на что можно положиться, единственное, что никогда не умирает. Это единственное, что вы можете назвать сутью своего бытия.