Ремонт Дизайн Мебель

Из чего сделать кисточку. Как сделать кисточку из ниток: пошаговая инструкция, применение. Как сделать кисточки из ниток - простая инструкция

Старые мастера самостоятельно изготавливали и краски и кисти. Технология изготовления кистей не сложная, но ответственная и требует деликатности. Дело это необычное, поэтому мало кто знает секреты такого ремесла. Однако, сделать кисти можно даже в домашних условиях. Итак, в чем же заключается технология изготовления художественных кистей?

1. Заготовка волоса или щетины.

В волосяном покрове животных есть пух и прямой волос, который толще пухового и жестче. О том, из какого волоса и каких животных делают классические кисти для живописи я писал . Заготавливая волос, нужно сортировать его по длине. Волосяной пучок должен состоять из волоса, приблизительно, одинаковой длины. Кончики волос ни в коем случае нельзя обрезать. Почему это важно я писал .

2. Формирование основы будущей кисти.

Далее, волоски в волосяном пучке выравнивается в каком-нибудь маленьком сосуде цилиндрической формы. Дно у такого сосуда должно быть плоским. Волос опускается своей подстриженной частью к донышку цилиндра. Теперь, его необходимо подровнять, аккуратно постукивая дном цилиндра о стол. Волоски осядут и выровняются. После этого, их связывают в пучок и прочесывают мелкозубчатой расческой для удаления ненужных волосков.

3. Обезжиривание и дубление.

Обезжиривание производится замачиванием волосяного пучка в бензине на протяжении 3-х суток. После этого, он промывается чистым бензином и просушивается. После чего, заготовку следует прокипятить в 10% растворе алюмокалиевых квасцов. Это называется дублением. Дубление нужно для того, чтобы сделать волос не гигроскопичным, пластичным и прочным.

4. Закаливание.

Эта процедура необходима для придания волосу упругости. Волос кисти для живописи должен быть в меру упругим и жестким, в меру эластичным. Для закаливания, волос будущей кисти обертывают в не плотную бумагу, например, в газетную и перевязывают нитью. Далее волос закаливается в печи, горячим воздухом температурой в 150 градусов. Делается это на протяжении примерно часа. Время и температура не одинаковы для различных видов волоса и зависят от их разновидности. Температуру можно определить по цвету бумаги: если она станет слегка желтоватой, то температура недостаточна. Если станет коричневой, то температура более 150 градусов. В этом случае волос станет ломким, поэтому превышать температуру не следует. После первичной закалки, волос прочесывают удаляя ненужные волоски и повторяют закалку. Проверяют качество закалки смачиванием будущей кисти в воде. Если волоски на поверхности пучка будут кудрявиться, то закалка недостаточна.

5. Вязка кисти.

После всех процедур, волосяной пучок развязывают и помещают в конус соответствующего размера кончиками волос вниз. Далее постукивая конусом по столу, нужно выровнять волос. Волосяной пучок должен приобрести коническую форму (если кисть должна быть круглой или эллиптической). После придания нужной формы, из волоса вычесывают короткие и ненужные волоски. Затем волосяной пучок окончательно перевязывают нитью. Перевязанный участок пропитывают клеем.

6. Закрепление волос в капсюле.

Капсюль — это металлическая часть кисти, похожая на трубку конической формы. Волосяной пучок помещают в капсюль с его широкой стороны, после чего волос, находящийся внутри капсюля заливается клеем. (Кстати, капсюли можно использовать от старых и испорченных кистей, предварительно очистив его от клея и волоса.) Длину волоса будущей кисти необходимо регулировать в зависимости от ее предназначения. Слишком длинный волос делает кисть мягкой и неспособной хорошо держать форму, но зато гибкой и удерживающей большое количество краски. Коротко выпущенный волос наоборот, сделает Вашу кисть жесткой и неподатливой.

7. Закрепление капсюля на ручке.

В заключении, капсюль надевается на деревянную ручку. Предварительно, в капсюль закапывают клей. После этого капсюль запресовывают на деревянной ручке. Ручку кисти можно тонировать, красить и покрывать лаком.

Если все правильно сделать, то кисть получится не хуже заводской. Поэтому, пожелаю Вам успехов в этом редком ремесле!

Многие рукодельницы, связав своими руками красивую , шарф, платок или , часто задумываются над тем, как можно украсить готовое изделие, чтобы подчеркнуть его неповторимый шарм и индивидуальность. Для этого можно дополнить вещь какими-нибудь декоративными элементами, например, красивыми кисточками или помпонами из ниток. Они могут использоваться для украшения как детской, так и взрослой одежды или аксессуаров.

Вконтакте

Как сделать кисточку из ниток — мастер-класс

В качестве украшения кисточки очень популярны уже не один сезон. Их можно увидеть на модных сумках, домашних занавесках, различных украшениях. Предлагаем вам научиться делать кисточки из ниток своими руками, сам процесс довольно прост и займёт очень мало времени. Изучайте внимательно наш мастер-класс и приступайте к работе!

Материал для работы:

  • Пряжа, любая по составу и цвету.
  • Ножницы.
  • Небольшой прямоугольник из картона, вместо него может подойти ненужная пластиковая карта.

Изготовление кисточки своими руками

Вот так просто и легко вы можете самостоятельно сделать кисточку. Такие кисточки и помпоны можно делать тонкими и пышными, короткими и длинными. Можно включить свою фантазию и использовать разные виды ниток, например: , ирис, мулине, акрил . Такой своеобразный элемент может украсить не только разную одежду, но и домашние предметы обихода: шторы, подушки, покрывала. А кисти из бечёвки, сделанные своими руками, будут выглядеть модным и стильным украшением.

Кисточка из шёлковых нитей с применением декора

Позвольте представить вам ещё один мастер-класс по изготовлению кисточки своими руками из других материалов. В этом случае рекомендуется использовать для работы именно шёлковые или капроновые нити , они имеют гладкую структуру и красиво блестят, поэтому готовое изделие будет выглядеть очень нарядно и дорого.

Материал для работы:

  • Нитки из шёлка или капрона, любого цвета.
  • Ножницы.
  • Шаблон (для наматывания нитей).
  • Суперклей.
  • Шапочки для бусин.

Мастер-класс по изготовлению кисточек

Вот несколько полезных советов, которые пригодятся вам во время работы :

  • Если нитки, которые вы подобрали для изготовления поделки, мятые или лежат неровно, можно отпарить их паром и они приобретут нужный вид.
  • Кончики ниток на готовом изделии обработайте чернилами и они приобретут винтажный стиль.
  • Вместо шапочек для бусин, можно обшить кисти бисером либо другими декоративными элементами.

Кисточка для вязаных шапок

Зимой многие носят шапки, украшенные помпонами и пушистыми кисточками. Предлагаем вам узнать как быстро и просто можно сделать такую кисть, которая прекрасно будет смотреться на , а также очень красиво и оригинально на вязаной шапке для взрослых людей .

Материал для работы:

  • Плотный картон прямоугольной формы.
  • Ножницы.
  • Шерстяная пряжа.

Изготовление кисточки из шерстяных ниток:

Кисточки — очень оригинальные украшения, которые могут быть сделаны из большого количества разных по типу материалов. Кроме того, они довольно просты в изготовлении, процесс не требует каких-то специальных навыков или умений и сделать их сможет любой творческий человек.

Всем добрый день. Меня зовут Яна, этот мастер класс посвящен серьгам кисточкам, а точнее – самим кисточкам и двум вариантам их исполнения. Первый вариант изготовления серег - кисточек – классический, а второй вариант – с другой вершинкой, с углублением посредине. Такой вариант серег кисточек встречается реже, но у него тоже есть свои почитатели. Честно говоря, я не видела мастер-классов по созданию именно таких кисточек. У нас недавно был обзор ниточек, какие я использую для изготовления кисточек. И после этого обзора ниток я получила очень много вопросов, касающихся изготовления именно этого варианта. Поэтому я сегодня покажу вам оба варианта изготовления серег кисточек.

Итак, для изготовления серег кисточек нам понадобятся: инструменты, фурнитура для серег, немного бисера, биконусы Сваровски, кусочек гофрокартона (7 см шириной), нитки хлопок, нитки вискоза Doli, леска или мононить, лезвие, ножницы и иглы.


Ну и первое, что нам нужно сделать – это намотать ниточки на кусочек картона для получения кисточки для изготовления серег. Я не использую различные карточки пластиковые, банковские. Для меня картон – это самый удобный вариант. Ширина его – 7 см. Нам нужно будет сделать кисточки длиной 6,5 см. Поэтому запас полсантиметра нам вполне достаточно. С одной и другой стороны нам нужно разделить картон пополам. С этой стороны мы будем его завязывать ровно посредине, а с обратной стороны мы будем его обрезать, то есть эта линия нам поможет ровно и аккуратно все это сделать.

И начинаем намотку ниток для кисточки, я делаю ровно 700 оборотов, делаю это на счет. Захватываю ниточку левой рукой, а правой начинаю накручивать. Накручиваю ровно и аккуратно, все ниточки параллельно друг другу, старайтесь чтобы каждая ниточка была близко друг к другу, тогда получится ровная кисточка. Ширина намотки не должна быть более полутора сантиметров, для того, чтобы серьги кисточки получились ровными и пушистыми. То есть, чтоб в дальнейшем нам было удобно завязывать, на всю ширину картона нитки наматывать не нужно. Примерно вот сантиметр-полтора мы наматываем ровно. И так делаем полных 700 оборотов ниток.


После того, как мы это сделали, нам нужно в иголку вставить нитки хлопок, закрепить кисть. Я использую толстую иголочку, ею удобно захватывать все ниточки, пролезать под ними. Таким образом я завязываю несколько узелков. Ровно на середине, на той отметке, которая у нас есть, затягиваем, прижимая пальцем, и делаем еще один узелок.


Ниточки еще недостаточно надежно скреплены, но мы оставляем в таком положении и переворачиваем на другую сторону. Здесь мы будем лезвием обрезать точно так же посредине, где находится наша линия разметки. Острым лезвием просто давим сверху немного из стороны в сторону, проводим лезвием, и все ниточки у нас разрезаются.


Далее аккуратно убираем картон. С другой стороны захватываем рукой и короткий край нити, а длинным краем, длинным отрезком делаем еще 3-4 оборота. Держим крепко, чтобы все эти ниточки не смещались. И ровно на том же месте, где у нас первый виток, мы делаем еще три. Далее перехватываем, находим короткий конец и здесь держим левой рукой хорошенько, чтобы там ничего не раскрепилось, и делаем еще 2-3 узелочка. То есть, таким образом, мы полностью закрепляем кисточку. Ниточку не обрезаем – мы за нее будем в дальнейшем отпаривать и обрежем ее позже. Нужно оставить какую-то часть, отрезать лишь иголочку. То есть здесь мы ее перевязывать не будем, потому что мы всю эту часть спрячем в колпачок. Поэтому нам нет необходимости завязывать ее вот на этом месте. Также не особо важно, какого цвета будут наши нитки. Чаще всего, конечно, лучше подбирать их абсолютно в цвет вискозы, но в нашем случае также нитки будут все спрятаны.

Следующий этап - отпаривание кисточки для будущей сережки. После того, как чайник закипит, нам нужно поместить кисточку над паром при помощи какой-то палочки (у меня это палочка для суши). Вот таким образом мы будем отпаривать кисточку для серьги.


Как видите, достаточно всего лишь несколько секунд, чтобы наша кисточка полностью выровнялась. Сейчас нам нужно ее аккуратно подрезать.


В одном из предыдущих видео я уже рассказывала, что я подрезаю кисточки с помощью термоусадочной трубки. Продается она на метраж в таком виде. Я отрезаю ровно шесть с половиной сантиметров, то есть по длине, которая мне нужна, и помещаю кисточку внутрь. То есть за ту ниточку, которую мы не обрезали, я полностью пропускаю кисточку.


Лишнее мы отрезаем лезвием. Лезвие должно быть очень острое, тогда процесс будет быстрый и аккуратный. Вот таким образом все лишнее я срезаю, и край у нас получается абсолютно идеальным.


Если у вас нет такой трубочки (ее, кстати, можно найти в любом магазине электротоваров), то можно использовать, как и многие рукодельницы, просто кусочек бумаги. То есть нам нужно кисточку поместить в бумагу, завернуть ее (естественно, без трубки) и обрезать по краю. Далее мы достаем кисточку из трубки, обрезаем лишнюю нитку. Кто хочет, может капнуть сюда капельку клея либо лак для ногтей, но я этого не делаю.


А сейчас нам нужно прицепить сюда пин. Ушко, которое есть на пине, я обрезаю – оно для меня достаточно большое. И делаю очень маленькую петельку – на самый край круглогубцев. Делаю я это для того, чтобы наш концевик как можно лучше привыкал к кисточке. То есть вот такая маленькая петелька – я ее немножко поджимаю обратно. И под ниточки вставляю сюда, вот таким образом. Петельку замыкаем.


Далее я надеваю концевик. То есть, таким образом он крепится на кисточке. Сверху помещаю красивую декоративную бусинку. Далее мне нужно отогнуть пин на девяносто градусов, обрезать (оставляем примерно 7-8 мм). И делаем снова петельку. Сережка кисточка почти готова.


Все, осталось прикрепить швензу. Здесь я уже на швензе отгибаю петельку, зацепляю за пин и возвращаю петельку на место. Сережка кисточка готова!


Второй вариант кисточки для сережки делается немного сложнее. Мы точно так же наматываем нитки, завязываем и разрезаем кисточку. Далее нам нужно взять за одну часть, а вторую накинуть сверху таким образом, чтобы, как пальмочка, она была посредине. Ищем центр, помогаем расправлять иголочкой.


И далее – ответственный момент. Нам нужно, чтобы она ровно получилась, и все ниточки легли ровно. То есть мы несколько раз поправляем всеми пальцами и доводим до идеала. Иногда это занимает достаточно много времени. Полностью все выправляем так, как нам нужно. И когда мы добьемся нужного результата, нам нужно кисточку завязать. Если кисточка легла почти ровно, но некоторые ниточки торчат в другую сторону, их можно немножко подцепить и перекинуть на нужную сторону. Здесь действительно очень важно, чтобы вот это углубление находилось ровно-ровно по центру, и все ниточки были распределены равномерно. Иногда этого добиться не очень просто, но все же такой вариант кисточек мне тоже очень нравится.



Лишнюю ниточку я обрезаю. Здесь еще одна есть небольшая сложность – это сделать вторую кисточку ровно точно так же, как и первую. Ну и не так-то просто вставить сюда аккуратно пин, потому что он достаточно толстый, и он вытягивает за собой ниточки. Я сначала делаю это с помощью иголки. То есть я сверху вставляю ровно иголку, как бы пробивая путь для пина, переворачиваю – вот она, иголочка. Иголочку вытаскиваю, запоминая, куда вставлять пин, и на это место пин проталкиваю.


Здесь петельку можно не обрезать – ее видно не будет. Пин так будет намного надежней держаться. Вот он у меня вылез примерно посредине, за собой зацепил ниточки. Я их с пина аккуратно снимаю, проталкиваю его до конца. А эти ниточки можно легко поправить. Я вытягиваю ниточку вверх и ищу ее здесь – откуда она поползла, и вытягиваю ее обратно. Следующую ниточку я точно так же подтягивают. Ловлю ее с этой стороны и подтягиваю. И так все ниточки, которые вылезли, мы возвращаем на место.

После того, как мы довели вершинку до идеала, нам точно так же нужно кисточку отпарить. Здесь у нас торчит пин, поэтому можно захватить плоскогубцами и точно так же подержать над чайником. Кстати говоря, я пробовала вставлять пин до того, как завязать, то есть уже с его присутствием сформировать вершинку, но у меня, к сожалению, это всегда неаккуратно получается. То есть мне проще без пина формировать вершинку, и вставлять его потом. Возможно, вам будет проще делать это по-другому. Я отпарила и обрезала кисточку. Теперь нам точно так же нужно поместить сюда декоративную бусинку. Она очень хорошо помещается в углубление, которое у нас получилось. Точно так же загнуть пин под 90 градусов, обрезать лишнее и сформировать петельку.


Я намеренно не заостряю внимание, как я креплю, как я делаю петельки. По работе с пинами у нас есть отдельное видео. А сегодня у нас речь идет именно о кисточках. Поэтому я показываю 2 способа изготовления самих кисточек. А формирование серег кисточек – это уже дело каждого. У каждого они могут быть свои.


Вот так выглядит почти готовая кисточка. Если вы аккуратно здесь перевязали, то при желании можете оставить и так, но я обычно всегда это место декорирую.


Я взяла кристаллики Сваровски того же цвета, биконусы, и с помощью лески сейчас сделаю на этом месте ободок. Я набираю некоторое количество бусинок. У всех оно будет разное, поэтому я не заостряю на этом внимание, примеряю, чтобы это было все ровно. То есть ободок должен туго сидеть на кисточке.


И просто завязываю узелочки. Я всегда делаю 3-4 узелка. Чтоб узелочек был незаметен, я пропущу иголочку через 2-3 бусинки и туда же затяну немного узелок. Далее очень аккуратно я лезвием под самый корешок срежу ниточки. Вот так выглядит этот ободок. У меня были вот такие большие бусинки под рукой, но можно сделать их и помельче. Можно использовать бисер того же цвета. Я сделаю еще один ободок золотистым бисером номер 15.


Проделываем все то же самое. Набираю нужно количество бисеринок, примеряю и завязываю кольцо. Все то же самое – завязываю узелочки и лишнее отрезаю.

Ну и вот как выглядит второй вариант серьги. Не знаю, какой вариант понравится больше вам.


Мне нравятся оба. Я часто делаю и в таком виде кисточки, и в таком. Решать, конечно, вам, но я советую попробовать вам оба варианта – и тогда уже определяться.


Надеюсь, этот мастер класс по изготовлению серег кисточек своими руками для вас был полезным. Если так, задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы. Мы обязательно на них ответим. и , которые были использованы в этом мастер классе, вы можете приобрести в нашем интернет магазине с доставкой до дверей. Если вам что то было непонятно из этого мастер класса, вы можете посмотреть видео мастер класс, в котором я все подробно показываю и рассказываю:



Для шапочек или бактусов, бывает, хочется сделать кисточки . Ну, например, вот такие:

Давайте учиться!
Сделать кисточку своими руками несложно. Нужно для этого всего ничего: нитки, ножницы и кусок картона!

Нитки и ножницы это понятно, а картон нужен для шаблона, нужно же на что-то намотать. Ширина картонки должна быть на несколько сантиметров больше желаемой длины кисточки. Итак, заранее отрежем кусок нитки, на которой собственно и будет висеть наша кисточка, Длина кусочка примерно, ну сантиметров 30. Не жалейте, нитка должна быть длиннее, чем кисточка, потом поймете почему. Положите наверх картонки и намотайте поверху нитку, примерно так:

Когда решите, что ниток намотано достаточно, обрежьте их и завяжите заранее отрезанный кусочек на один узелок. Снимите все нитки с картонки и тогда уже узелок завяжите туго и крепко-накрепко:

Разрежьте вот так:

Теперь вам нужно решить, какую кисть вы будете делать, попроще или посложнее. Из толстых ниток лучше сделать попроще. Почему об этом говорю сейчас? Потому что здесь будет маленькое отличие: куда положить нитку крепления, наверх или внутрь.

Итак, более простой вариант .

Отрежьте ещё кусок нитки и перевяжите кисточку тугим узлом, вот так, нитка, на которой держится кисточка, идет наверх:

Затем намотайте несколько рядов, туго затягивая, и опять аккуратно завяжите:

Если у вас толстые нитки, то можно на этом и остановиться, просто ровно обрезать концы и получить простую, но от этого не менее красивую (на фото я не подравнивала):

Теперь посложнее (не бойтесь, ненамного!). Вернемся немного назад, к тому моменту, когда мы только разрезали:

Перевяжите туго, НО ВНИМАНИЕ, нитка, на которой держится кисточка, идет вниз, вот так:

Переверните кисточку, держа за нитку крепления и аккуратно распределите нитки, чтоб они были равномерны:

И в последний раз перевяжите туго, намотав несколько рядов и закрепив

Теперь последний штрих, аккуратно подравнять:

Кисточка готова!

Удачи в творчестве!

Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.

Белка

Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.

Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.

К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.
Колонок

Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок - это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Соболь

Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Куница


Производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам, в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такие же мягкие как белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругие. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.
Ласка

Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Щетина

Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.

Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра - свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса - специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.

Пони

Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Коза

Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.

Кисти из ушного волоса

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Мангуст

Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.

Волк

Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Медведь

Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Барсук

Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.

Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.
Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.

Краткий гид по разным материалам и видам ворса.
Масло - кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Темпера - синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос
Гуашь - ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок
Акварель - кисть белка, колонок, синтетика имитация.
Акрил - синтетика, кисть колонок, белка.

Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.

А вот как кисти собирают.

Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами - красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.