Ремонт Дизайн Мебель

Строительство храма вознесения в селе коломенском. Дивный храм в честь грозного царя - церковь вознесения господня в коломенском. Характерные черты шатрового храма

После Дмитрия Донского, разбившего в 1380 году на поле Куликовом хана Мамая и сделавшего Москву центром объединения антиордынских сил, несколько князей сменились на престоле московском, делая свое государство все сильнее. Правнук Дмитрия Донского, Иван III в 1476 году отказался выплачивать ослабевшей Орде дань, после чего в течение двух десятилетий татарское иго было полностью устранено. Московские князья получили заслуженную славу и главенство на Руси. З агородная резиденция московских князей Коломенское, как и Кремль, с этого времени становится символом государственной власти; ему придается все более парадный вид.


Однако набеги татар на Москву продолжались. Чаще всего это были уже не волжские, а крымские татары. Их конные отряды врывались в города и села, грабили, жгли, убивали, захватывали пленников и уносились прочь. Не обходили они стороной и Коломенское, приобретавшее значение передового рубежа, защищавшего Москву с юга.
В 1521 году крымский хан Махмет Гирей по словам летописцев беспрепятственно «Коломеньская места повоевав» и «многыя села и святые церкви пожегоша» . Но через шесть лет, в сентябре 1527 года великий князь Московский Василий III с братьями, собрав в Коломенском войско, выступил в поход против 40-тысячной орды крымского царевича Ислам Гирея. Переправившись через Оку, русские ратники разбили татарское войско. Это была большая победа.

Великий князь Московский Василий III

В августе 1530 года в Коломенском у великого князя Василия III , праправнука князя Дмитрия Донского, родился сын Иван. Этому мальчику предстояло стать первым русским царем по прозвищу (за крутой нрав) Грозный. В момент его рождения началась буря, разразилась страшная гроза, сверкали молнии, грохотал гром… Но счастливые родители сочли это добрым знаком. Мальчик был долгожданным.
Его появлению на свет предшествовали драматические события...



Василий III вводит во дворец свою невесту Елену Глинскую

Василий III двадцать лет прожил в бездетном браке с Соломонией Сабуровой, потом насильно заставил ее принять монашеский постриг, сослал в монастырь и женился на польской княжне Елене Глинской в надежде, что молодая супруга подарит, наконец, наследника. По Москве ходили слухи, что несчастная княгиня Соломония в монастырь прибыла беременной и родила там сына, но бояре, посланные великим князем для разбирательства, ничего не прознали (или оставили все в тайне). Однако и Елена не сразу смогла выполнить свою миссию - супруги несколько лет ожидали, когда же у них появится дитя… Они усердно молились, раздавали милостыню, посещали монастыри, просили помощи у чудотворных икон и заложили в Коломенском новый храм с мольбой о чадородии.
Место для церкви было выбрано на высоком берегу реки.
Строил ее итальянский зодчий Петр Франческо Аннибале (Ганнибал), который в русских летописях именовался Петром Фрязиным или Петроком Малым. Фрязиными на Руси обычно называли итальянцев (поэтому так много однофамильцев оказалось среди заезжих архитекторов и других специалистов).

Мать Василия III , византийская царевна Софья Палеолог, росла в Риме и принесла на Русь классические представления об архитектуре, основанные на античных образцах и строениях эпохи Возрождения. Она сумела привить свои вкусы двум московским правителям - мужу и сыну. Именно ей Москва была обязана появлением итальянских архитекторов. Петрок Малый Фрязин приехал в Москву, когда «княгини-римлянки» Софьи Палеолог уже не было в живых, по приглашению ее сына Василия. Согласно личной просьбе великого князя Московского Папа Римский Климент VII в 1528 году отпустил архитектора Аннибале к его двору. Важнейшей постройкой зодчего считалась крепость Китай-города, а красивейшей - церковь Вознесения в Коломенском. Этот же мастер построил здесь новый дворец Василия III , к несчастью, не сохранившийся.
То ли строительство моленного храма помогло, то ли княжеские милостыни, но Елена вскоре почувствовала признаки беременности, и через положенный срок у нее родился мальчик, наследник престола. Великий князь, который к тому моменту перешагнул пятидесятилетний рубеж, был безмерно счастлив. Новый храм достраивали уже после рождения великокняжеского сына Ивана и посвятили этому событию. Так в Коломенском появился древнейший архитектурный памятник из сохранившихся - церковь Вознесения Господня. В 1532 году эта церковь упоминается уже как действующая.

В том же 1532 году хан Сафа Гирей вторгся в пределы Московского государства. Василий III, помня свою прошлую победу над татарами, опять выдвинулся в Коломенское и стал собирать войско. Летописцы рассказывали: «Выехав, князь великий стал в Коломеньском дожидаться князя Ондрея Ивановича, брата своего, и воевод со многими людьми, и тогоже дни прииде весть… в Коломеньское от воевод с Резани, что Сафа Кирей царь… и иные царевичи со многими людьми пришли на Резань да и посады пожгли; и князь великий… велел послать за Оку-реку… языков добывать, и воеводы тех татар к великому князю прислали в Коломеньское» . Взятых за Окой татарских «языков» великий князь лично допрашивал в Коломенском. На миниатюре летописного свода середины XVI века, посвященной этому событию, изображены не только многоверхие княжеские палаты, но и церковь Вознесения. К 21 августа 1532 года орды были разбиты.
Церковь Вознесения во многих отношениях была эталоном - совершенная по замыслу и исполнению, она стала первым шатровым каменным храмом в Московской земле и надолго определила стиль русского церковного зодчества. Но при этом осталась единственной и неповторимой. До ее возведения зодчие обычно воспроизводили византийскую крестово-купольную композицию, и об отходе от канона не могло быть и речи. И вдруг коломенская церковь Вознесения, лишенная громоздкого купола, стрелой взметнулась в небеса! "В церкви Вознесения, как в фокусе, встретились все архитектурные потоки христианских стран, и они же послужили точкой отсчета в становлении русской национальной архитектуры", - сказал архитектор Леонид Беляев.
До возведения в Кремле колокольни Ивана Великого коломенская церковь Вознесения была самым высоким сооружением Москвы и ближнего Подмосковья - ее общая высота с маковкой и крестом превышала 60 метров (во внутреннем помещении - более 40). Исследователи находят в архитектуре храма элементы, присущие готике и раннему Возрождению, но при этом церковь получилась удивительно русской, в ней нет ничего, что не принимала бы православная церковь и что было бы чуждо жителям Москвы шестнадцатого столетия. И общий облик церкви, «единого столпа», напоминающего скорее башню, граненую как кристалл, и «итальянские» пилястры и пилоны, и галереи, опоясывающие церковное здание, и готические элементы декора - все вызывало восторг и современников, и потомков. Этот храм не случайно называли «русской молитвой в камне». Летописец отметил: «Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою, такова не бывала прежде сего на Руси» .


Только патриарх Никон, при проведении церковной реформы в семнадцатом столетии, попытался воспротивиться строительству шатровых церквей, но позже архитекторы все равно вернулись к этой форме.



«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском.
Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России,
которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес.
Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора,
но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота
целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм.
Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
Гектор Берлиоз, французский композитор.

Вскоре после завершения строительства церкви Вознесения неподалеку от нее появилась отдельно стоящее здание колокольни, освященной в честь Георгия Победоносца. Она служила напоминанием и о стоящей здесь когда-то старинной Георгиевской церкви, возведенной князьями Дмитрием Донским и Владимиром Храбрым, и, одновременно, о рождении младшего брата Ивана Георгия. Увы, этот мальчик оказался тяжело больным, прожил недолго и не оставил заметного следа в истории. Храм Вознесения, колокольня и небольшая церковь Святого Георгия, появившаяся здесь в Х I Х веке, составляют единый гармоничный ансамбль.

Колокольня Георгия Победоносца и церковь, построенная в девятнадцатом столетии

Во время реставрации 1914-1916 годов шатер храма Вознесения был заново облицован специально изготовленным по старинным образцам кирпичом с клеймом: «1914».
За исключением отдельных, бережных реставрационных работ, за свою историю храм Вознесения не подвергался значительным перестройкам и сохранил древний облик, что делает его уникальным явлением среди других средневековых построек. В 1994 году ЮНЕСКО включило храм Вознесения Господня, как выдающийся памятник архитектуры, в список всемирного наследия (наряду с Кремлем и Красной площадью). В настоящее время по согласованию с Патриархией храм Вознесения находится в общем пользовании музея «Коломенское» и Патриаршего подворья.
К сожалению, в церкви не уцелели древние росписи, украшавшие ее стены. Их долго берегли и тщательно «подновляли» в семнадцатом столетии и в девятнадцатом, после военных событий 1812 года. В 1834 году, при очередном ремонте, архитектор Е.Д. Тюрин заботился об их сбережении. Сохранилось, например, его распоряжение относительно образа Вселенских святых и Московских чудотворцев, находившегося над «царским местом» в церкви: «образ святых, написанный на стене паперти сверх места царского, сохранить во всякой целости для чего заделать оный временно плотницкими щитами».
Но к концу Х I Х века прихожане решили, что храм пора расписать заново, «покрасивее». Старые фрески в 1884 году были уничтожены. Стены храма обили цинковыми листами и нанесли на них современную живопись, выполненную масляными красками. Без сомнения, это - страшная потеря для отечественной культуры.

Церковь Вознесения в селе Коломенском по праву считается одним из шедевров не только русской, но и мировой архитектуры. Созданный во второй четверти XVI века храм стал самым ярким примером каменного шатрового зодчества, удивительным образцом безграничных возможностей человека.

Немного из истории Коломенского

Древнее село Коломенское с давних времен привлекало к себе внимание правящей в Московском княжестве династии как отличное место для загородной резиденции. Тихое уютное место, скрытое от посторонних глаз сосновым бором, расположенное на берегу живописной речки, - все это и сделало выбор в пользу этой деревеньки. Особое внимание ей уделил небезызвестный князь Василий III, во время правления которого были построены и величавый деревянный дворец, и церковь Вознесения в Коломенском. Храм настолько впечатлил правителя, что по окончании его постройки пиршества и торжественные мероприятия продолжались три дня.

Наперекор архитектурной традиции

Церковь в Коломенском замечательна тем, что стала первым каменным зданием, выполненным в шатровом стиле. До этого в данной технике строились только деревянные храмы, а если использовали камень, то придерживались крестово-купольного проекта, завезенного еще при Владимире Святом из Византии. Решившись на такой эксперимент, безвестный мастер мог навлечь на себя гнев своих высоких заказчиков, однако результат превзошел самые смелые ожидания. На долгие годы этот храм стал своеобразным образцом и мерилом деятельности русских зодчих.

Сила, устремленная ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском имеет высоту 62 метра, а ее шатер достигает 28 метров. Такое построение придает всей конструкции воздушность, легкость и устремленность вверх. В этом, без сомнения, состоял особый смысл замысла архитектора: своим творением он хотел выразить порыв человеческой души ввысь, к Богу. Достичь этого можно, только отбросив все земное и ненужное, только всецело посвятив себя служению Христу.

Особенности конструктивного решения

Если смотреть на церковь Вознесения в Коломенском сверху, то в плане она будет представлять собой крест, все концы которого равны между собой. Данный стиль, характерный именно для XV-XVI вв., должен был указывать на все возрастающую силу православного учения: любой человек, находящийся в храме, оказывался как бы под защитой сводчатого креста. Никаких внутренних опор в храме нет, все держится за счет мощного фундамента и шатровой конструкции, вес равномерно распределяется по основанию. Весьма удачным следует признать и расположение окон: создается необычный эффект затененности вкупе с яркими световыми островками.

Значение храма в прошлом и в наши дни

Церковь Вознесения в Коломенском, помимо всего прочего, долгое время выполняла также функцию наблюдательного поста. При появлении кочевников стража была обязана зажечь сигнальный костер и предупредить москвичей о грозящей опасности. Сегодня храм, пусть и в несколько измененном виде, продолжает олицетворять собой не только силу русского православия, но и великие достижения русской культуры.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском возвели в последние годы правления великого князя Московского Василия III. Она стала своего рода памятником его княжению, а сегодня это шедевр мировой архитектуры, храм в Коломенском один из первых каменных шатровых .


Саша Митрахович 10.02.2017 09:52


История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.


Саша Митрахович 10.02.2017 09:55


Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала велич. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 10:45


Первый ремонт церковь Вознесения в селе Коломенском пережила еще в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утрачен пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». Вер. . .


Саша Митрахович 10.02.2017 11:07


К моменту падения советской власти над Вознесенской церковью нависла страшная угроза. Еще в 1970-е годы было решено повысить уровень воды в Москве-реке, тем самым улучшив условия для судоходства. В процессе укрепления берега прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог — берег заболотился, появились промоины, в 1981 и 1987 годах под храмом произошли оползни.

Страна в конце 1980-х годов переживала тяжелые времена. Средств не хватало, и тщательно изучать состояние спуска к реке никто не собирался. Трещины решили заделать кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества в воду не исчез.

Основной задачей последних двадцати лет стало спасение Коломенской церкви Вознесения Господня. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник «Коломенское» включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:20


Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь Вознесения Господня выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в нее ходили только члены царской семьи и ее приближенные. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал все зимнее время, по причине чего в нем так никогда и не появилось отопление.

Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам — мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно — не на стенах, а по углам четверика. Еще столько же оконных проемов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами черного и коричневого цветов.

Древний иконостас XVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла — горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз XVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери «Смоленская», Иоанна Предтечи, Божией Матери «Тихвинская». Однако были ли они в действительности в старом иконостасе—установить не удалось.

Особенность коломенского храма — обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развернута выставка, посвященная истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую обрели в подклете храма в 1917 году.


Саша Митрахович 10.02.2017 11:38


Существенные перемены в статусе церкви Вознесения Господня в Коломенском произошли в 1994 году. Тогда ее вместе с ансамблем Московского Кремля и Красной площадью включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Любопытно, что в том же году в храме после долгого перерыва возобновились богослужения, и он получил статус Патриаршего подворья.

Очередное освящение Вознесенского храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповедника «Коломенское» и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

Уже в XXI веке церковь Вознесения пережила очередной ремонт. В 2003 году правительство Москвы приняло комплексную программу развития и выделило средства на реставрацию уникального храма, стоящего на высоком берегу Москвы-реки. Для перелицовки использовали 40 тысяч кирпичей. К сожалению, деревянные конструкции крыш над папертями, которые достались церкви «в наследство» от разобранных дворцов, сохранить не удалось.

Вместе с тем по окончании работ оказался почти полностью воссоздан интерьер храма. В рамках музейной экспозиции, развернутой в подклете, представлены царские врата, изготовленные для Вознесенской церкви в конце XIX века в иконописной мастерской купца Н.А. Ахапкина. Посетить эту экспозицию может всякий желающий. Кроме того, в подклете действует выставка «Археология и реставрация церкви Вознесения Господня». Там можно увидеть старые рисунки и фотографии храма, кинохронику разных лет.

Что же касается основного помещения церкви, то доступ туда в целях защиты храма от новых повреждений и разрушений открыт только с мая по сентябрь. В холодное время года храм закрыт.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском пережила многочисленные ремонты и угрозы обрушения. Для сохранения памятника в разные эпохи пришлось потратить огромное количество сил и средств. Но благодаря этому легкий, стремящийся в небо силуэт храма до сих пор радует глаз многочисленных гостей Музея-заповедника «Коломенское».

В один из жарких дней первой половины июня была совершена вылазка в музей-усадбу Коломенское для знакомства с непревзойденным памятником культового зодчества первой половины XVI века.


История великолепного памятника архитектуры мирового уровня достаточно известна, отмечу лишь, что официальный титул "первого каменного шатрового храма" поставлен под сомнение заслуженными историками древнерусской архитектуры В.В. Кавельмахером и его сыном С.В. Заграевским.


Храм был построен в летней резиденции московских князей итальянским архитектором Петроком Малым по заказу Василия III, как домовая церковь. Согласно летописи, освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии заказчика с супругой и двухгодовалым сыном Иваном.


Как и подобает шедевру, храм неоднократно исследовался и описывался с научной литературе, я же предлагаю ознакомиться с его столетней давности описанием, приведенным И.Э. Грабарем в "Истории русского искусства", который видел прообразом замечательного памятника архитектуры шатровые деревянные храмы, что, в принципе, подтверждалось и летописцем: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело» , а, заодно, сравнить нынешние виды храма с фотографиями конца XIX - начала XX века.


И так, вот, что пишет Игорь Эммануилович: Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности. Затея воспроизведения деревянного храма удалась превосходно.

С внешней стороны структура Коломенского храма ясно обнаруживает свой прообраз, создавшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырехскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на двух рядах кокошников; к основному четверику, по сторонам, примыкают выступы, соответствующие в дереве прирубам, покрытым «бочкой». Удержана даже прямоугольная форма алтаря, столь присущая деревянному крещатому храму.

Смелая мысль - поставить на крещатый низ обширный восьмерик - могла возникнуть лишь при взгляде на тождественный строительный прием, исполненный из дерева, где он так прост и легок в сочетании восьмигранных и квадратных срубов с прирубами, дающие крестообразность плану. Исполнить такую задачу в кирпиче и камне трудно, и нужно удивляться, как решительно и смело зодчий Коломенского храма справился с ней, не потеряв общей структуры и пропорций, свойственных деревянному храму.

При сумеречном вечернем освещении, когда теряется различие в цветах окраски, сильнее выступает сходство Коломенского храма с северными деревянными шатровыми церквами - потомками его прообраза. Круговая открытая галерея подклета с тремя широко раскинувшимися лестницами немало добавляет в указанном сходстве.

Коломенский храм кажется как бы прямым сколком с одной из многочисленных деревянных церквей русского севера. Особенно бросается это в глаза при сравнении его с церковью в Варзуге. Удерживая в себе всю декоративность верха деревянной церкви, он сохраняет вместе с тем и старозаветный световой купол, сопровождая и то и другое строго продуманными конструкциями.

Необычайное торжество освящения храма «всем собором» достаточно указывает на прием, оказанный новаторской затее великого князя. «Бет та же церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостию», отмечает летописец, говоря, что таковой не было ещё на Руси. Поощрение и благосклонность, оказанные новому приему каменного церковного строительства, окрыляют стремления художников новаторов на пути воспроизведения народных исконных форм.


Ознакомившись с наружным убранством, заглянем внутрь верхнего храма (справа дореставрационное фото)...

...где кроме иконостаса 2007 года изготовления...


...одни лишь белые стены и аналогичного цвета уходящий более, чем на 40 метров ввысь шатер.


Спустимся в подклет, где устроен музей, рассказывающий об истории храма.


В первом зале представлены архивные фотогрфии реставрации начала XX века...

Первое упоминание 1532 год Строительство - годы Статус Объект культурного наследия РФ № 7710007015 № 7710007015 Сайт Официальный сайт Церковь Вознесения Господня в Коломенском на Викискладе

Координаты : 55°40′02″ с. ш. 37°40′15″ в. д.  /  55.667222° с. ш. 37.670833° в. д. (G) (O) (Я) 55.667222 , 37.670833

Храм-башня

Знак Юнеско

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - православный храм Даниловского благочиния Московской епархии .

История

Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV , долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета, но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14.4 метра.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатер. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года :62 . По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана :65 .

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись .

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766-1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в елку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решетка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв от нас первоначальный замысел.

В 1866-1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина . Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и была сделана дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

Вид сверху на церковный компекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны , что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой . Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения . Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги . На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик , в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами . Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года ; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Разное

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду , икона Божией Матери «Державная» , с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

Примечания

Литература

  • Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском
  • Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском - исследования 1972-1990 годов
  • Гаврилов С. А. Иконостас церкви Вознесения в Коломенском - (на основе исторической справки 1996г. в редакции 2010 г.)