Ремонт Дизайн Мебель

День Петра и Февронии: история праздника, приметы и традиции. День петра и февронии

Несмотря на то, что святые Петр и Феврония жили в начале далекого 13-го века, День семьи, любви и верности - праздник очень молодой. В 2008 году супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана выдвинула инициативу этого торжества, и она была поддержана Государственной Думой. Кстати, именно Светлана Владимировна придумала и символ этого дня - ромашку.

Фото: www.globallookpress.com

Так были ли на самом деле такие исторические личности как Петр и Феврония, или это все дань легенде?

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях - сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат - князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям - в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось - 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.

Когда задаются вопросом, как в древней Руси относились к теме любви, то сразу вспоминают повесть о Петре и Февронии, историю двух святых, ныне покровителей семьи, любви и верности. В самой истории, как она дошла до нас со времен Ермолая-Еразма, слова «любовь» нет. Да и вообще, нам, приученным к слезливым голливудским сюжетам, геометрия отношений героев и их «love-story» показались бы сейчас весьма необычными.

Какие козни строит героям повести дьявол?

По сюжету, князь Петр спасает своего брата Павла от дьявольской напасти: к его жене начал летать змей «на блуд». Петру удается сразить змея мечом. Но змеиная кровь попадает на его кожу, и он покрывается язвами. Змей «уязвляет» князя, причем не только со стороны его тела, помимо язв и струпьев «прииде на нь болезнь тяжка зело» – какая-то другая, вторая болезнь, для которой нужен особый врач, а не те, к которым он обращался в Муроме. Феврония – тот самый врач, который может помочь. С другой стороны, чем может помочь девушка, далекая от целительства? О ее принадлежности к врачеванию нам ничего не известно. Кроме того, как же им встретиться: ему – Муромскому князю и ей – дочери бортника из Рязанской земли? Не затем ли Петру посылаются телесные и душевные страдания, чтобы он начал искать своего «избранного» врача, чтобы встреча двух противоположностей стала возможной?

Что значат загадки Февронии?

Князя привозят в Рязанскую землю. Отрок, пытаясь найти врача, заходит в один из домов и видит чудную картину: за ткацким станком сидит девица, а перед ней скачет заяц. Увидев гостя, она воскликнула: «Нехорошо быть дому без ушей, а горнице без очей!» Юноша ничего не понял из ее слов и надменно спросил, нет ли в доме мужчины. На что девица ему отвечает: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Снова отрок проиграл девице в мудрости, но сменил надменность на удивление. Для разума, который еще не дорос до таких вещей, Феврония поясняет: отрок пришел в дом, зашел в горницу и застал девушку в неприбранном виде, а если бы в доме был пес («уши» дома), то тот стал бы лаять. А если бы в горнице был ребенок («очи» дома), то сообщил бы ей о приближении гостя. Что касается отца и матери, то пошли они на похороны оплакивать покойника. Когда за ними смерть придет, то другие будут их оплакивать: это – плач взаймы. Брат же ее был бортником – когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Как видно, девица обладает каким-то особым умом. И не только. Заяц, который скакал рядом, – древний символ христианства, иногда изображаемый на иконах. Феврония, стало быть, чутка к гласу всевышнего.

Зачем Феврония лечит Петра?

Часто говорят, что князь Петр пообещал жениться на Февронии, если она его исцелит. Достаточно заглянуть в повесть, чтобы понять, что все было не так. Феврония, еще не видя князя в лицо, говорит его слугам: «Аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его». («Если я не стану супругой ему, то не подобает мне его лечить»). Слова мудрой девушки – не ультиматум князю и не плата за исцеление. Она говорит их сама себе: если она сможет стать супругой князя, то тогда ей следует его излечить. Феврония собирается спасать не князя, а свою половинку (если, конечно, князь согласится стать ею). По сути, слова девушки это классическая христианская мысль о том, что жена должна спасаться мужем, а муж – женою. Но князь считает, что дочь бортника ему не пара и решает обмануть ее. Феврония как будто знает, что так и будет. Она дает князю закваску, чудесным образом избавляющую от язв. Гордый Петр после исцеления не сдерживает обещание жениться и решает откупиться дарами. Вскоре прежняя напасть возвращается… Когда же князь приезжает к Февронии во второй раз, она говорит уже совсем по-другому: «Аще будет ми супружник, да будет уврачеван». Теперь князь поставлен в более жесткие условия: раз какая-то сила снова насылает на него хворь, то пора бы ему задуматься над своим высокомерием. Чтобы болезнь отступила, надо стать смиренным и сдержать обещание.

Именно так, не с первой попытки и преодолевая себя самого, Петр становится на путь спасения, где еще встретит немало испытаний и вместе со своей суженой Февронией сыщет себе славу святого. Едва ли «Повесть о Петре и Февронии» история о любви в нашем теперешнем ее романтическом понимании. Скорее, это притча о мирском спасении. Спастись можно только вместе – а для этого надо пойти на жертву. Так что герои повести оказываются вместе не благодаря, а вопреки: Февронии надо проявить жертвенную любовь, спасти ближнего, а Петру – стать смиренным и принять спасение кроткой девушки, которая в происхождении ему явно уступает. Не в этом ли древняя житейская мудрость возлюбленных?

Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Их история напоминает добрую сказку о любви - большой и чистой. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.

История большой любви

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

И тогда князю приснился вещий сон, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, и даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию.

Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр унаследовал княжество после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь бросил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

Святые

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день — это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.

День семьи, любви и верности

Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме.

Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так с 2008 года зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.

Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Восьмое июля в России стало аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных.

Традиции и приметы

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет.

По традиции, люди идут в церковь молиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь.

У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась.

В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты.

Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.

В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.

В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Жизнь Петра и Февронии являет собой отношения мужчины и женщины, которые преодолели трудности земной жизни и воссоединились на небесах. Их любовь и смирение отмечены православной церковью - благоверные считаются идеалом христианской семьи.

Икона Февронии и Петра,так же, как и их мощи, является чудотворной. Перед ней молятся об укреплении семьи и соединении любящих сердец. Просят о замужестве и рождении ребенка. Петр и Феврония - святые покровители семьи и брака. К ним обращаются в минуты радости и печали, уныния и скорби.

Образ благоверных святых

Основные святыни, связанные с Петром и Февронией, находятся в городе Муроме (Владимирская область). В Свято-Троицком женском монастыре лежат их мощи. А в историческом музее города можно найти икону, написанную в 1618 году. На ней изображены благоверные святые и сцены из их Жития. К памятнику святых приходят молодожены, чтобы возложить цветы и почтить память муромских благоверных.

Со временем история князя и княгини приобрела сказочные черты, обросла легендами и поверьями. Существуют разногласия между исследователями их жизни. По одной версии, муромские супруги княжили в XIV веке. По другой - князь Давид и его жена Ефросинья (в иночестве Петр и Феврония) упокоились в 1228 году.

Икона Февронии и Петрапоможет обрести мир и согласие в семье, убережет от ссор и несчастий. Эти святые являются покровителями брака, а их жизнь - воплощение мудрости, милосердия, терпения.

Болезнь Петра

Повествование об их жизни написал живший во времена Ивана Грозного Ермолай Прегрешный.

Петр был младшим братом муромского князя Павла. Жена Павла призналась мужу, что к ней на блуд стал летать змей. Князь посоветовал супруге выведать у супостата, как его изничтожить. Княгиня хитростью выведала у змея, что смерть к нему придет от «Петрова плеча и Агрикова меча».

Прознав об этом, Петр вызвался помочь брату. Он нашел Агриков меч и поразил змея. Но перед смертью тот обрызгал будущего святого ядовитой слюной. Петр покрылся язвами и струпьями. Никто не мог излечить его от болезни. В разные края были отправлены посыльные для того, чтобы найти лекаря.

Встреча с Февронией

В рязанской земле проживала девушка Февронья. Она имела дар ясновидения и исцеления. Петра, который уже не мог самостоятельно передвигаться, привезли к дому Февронии. Он пообещал большую награду, если девушка его исцелит. Но Февронии не нужны были богатства. Она сказала, что только будущего мужа сможет вылечить от такой тяжкой болезни.

Петр согласился на ее предложение. Но для себя решил, что негоже простолюдинке выходить замуж за княжеского наследника.

Феврония вылечила Петра, но не до конца - все струпья исчезли, кроме одной язвы. Девушка была набожна и знала, что Господь насылает болезни для очищения души. Поэтому и оставила один струп как свидетельство греховности Петра.

Но спустя время болезнь вернулась. И Петру снова пришлось ехать к Февронии. В этот раз он сдержал слово, и после излечения женился на девушке.

Житие благоверных святых

После кончины Павла Петр стал князем Мурома. Но бояре невзлюбили простую девушку Февронию. Они устроили кровопролитный бунт, во время которого князю и княгине пришлось покинуть город. Пока супруги отсутствовали, бояре не смогли прийти к мирному соглашению. Они попросили Петра вернуться в Муром.

Князь и княгиня правили долго. Они были мудры и смиренны, с молитвой на устах просили Господа вразумить их. Принимали странников, кормили голодных, одаривали нищих. Благоверные молились за свой народ, соблюдая все заповеди Господа. Их правление отличалось кротостью и милосердием.

С наступлением старости Петр и Феврония стали монахами. Они постоянно молились, чтоб умереть в один день. И даже подготовили один гроб на двоих, с тонкой перегородкой посредине.

Чудесное воссоединение после смерти

После их упокоения люди посчитали кощунством хоронить Петра и Февронию в одном гробу. Дважды их тела разносили по разным храмам. И оба раза благоверные чудесным образом оказывались вместе. Люди удивлялись их воссоединению после смерти.

Петра и Февронию так и похоронили вместе. А могила стала местом поклонения паломников - каждый страждущий мог обрести на ней исцеление и утешение. Канонизация благоверных состоялась в 1547 году.

Икона святых Петра и Февронии поможет найти любовь и обрести счастье в семье. Благоверные являются ходатаями перед Спасителем о благополучии и взаимопонимании между родственниками.

Икона «Петр и Феврония»: значение для православных

Благоверные на первое место ставили любовь к Богу. Они не имели детей. А позднее, после монашеского пострига, и совсем исключили интимную жизнь. Супруги полностью подчинили себя служению Господу. Они неустанно благодарили Спасителя за счастливую встречу, которая соединила их судьбы.

Умиротворением и счастьем дышит икона «Петр и Феврония». Значениеее заключается в том, что своей жизнью благоверные указали путь от земного счастья к небесному воссоединению. Их духовный подвиг состоял в безграничной любви к окружающему миру. Но именно Богу они отдали свою жизнь, неся в душе сосуд милосердия, терпения и доброты. Земная любовь - это только средство для любви к Господу.

По сей день приносит утешение отчаявшимся супругам икона Петра и Февронии. Молитва перед их ликом вернет успокоение заблудшим душам. Научит любить все сущее и благодарить Спасителя за каждый миг жизни. Образ святых - неподражаемый пример христианской добродетели супругов. Их верность и любовь уже несколько веков подряд являются символом крепкой семьи.

Канонические изображения благоверных

После канонизации Петра и Февронию стали изображать на иконах. А в конце XVI века образы святых супругов включили в роспись Архангельского собора (в Московском Кремле).

Позднее появились канонические и неканонические иконы благоверных. В чем их отличие?

  1. Каноническая икона - правильное изображение. Она может использоваться в церковных обрядах, домашних молитвах.
  2. Неканоническая икона - неправильное изображение. Она предназначена для художественного оформления книг или предметов быта.

Каноническаяикона Февронии и Петра - та, на которой благоверные изображены в полный рост. На них надето монашеское облачение. Обязательно на иконе присутствует образ благословляющего Христа. В руках Петра и Февронии могут быть четки или свиток. Фоном в таких иконах чаще всего служит панорамное изображение обители, в которой проживали монашествующие благоверные.

Неканонические иконы появились после утверждения светского праздника - Дня любви и семьи. На них отсутствует образ Христа (иногда его заменяют на ангелочка). Ярко выражена эмоциональность, чувственность супругов. Неканоническая икона святых Петра и Февронии содержит много лишних деталей.

Чудеса святых

В 1992 году мощи святых были перенесены из скита в Троицкий собор. Сразу после этого события монахини стали замечать по ночам два столпа света, которые возвышались над Муромом. Начали самовозгораться лампады у мощей. А икона, которая находилась на крышке раки, замироточила.

Один из спонсоров, который помогал восстановлению монастыря, поделился счастливой вестью. У него родился ребенок, хотя супруги уже не надеялись на обретение потомства.

В Муроме местные жители из уст в уста передают легенду о сорокалетних супругах. Они ежедневно молились святым благоверным, приходили поклоняться мощам. Их усердие и смирение принесло плоды - вскоре у пары появился малыш.

Чудотворная икона Февронии и Петраобладает силой исцеления. Существует множество свидетельств, когда после молитвы перед ней излечивались от тяжкого недуга. Женщины перед ликом святых просят о любви и замужестве. А семейная икона Петра и Февронии будет оберегать союз, способствовать миру в доме и рождению здоровых детей.

День поминовения

Уже который год в России отмечается праздник - День семьи, любви и верности. Его дата, 8 июля, является днем поминовения Петра и Февронии. В этот праздник паломники отправляются в Муром - поклониться святым мощам. В других городах устраивают массовые бракосочетания. Считается, что подаренная икона Петра и Февронии на свадьбу убережет молодых от развода, дарует им мудрость и терпение.

Символом Дня любви и семьи является ромашка. Почему была выбрана такая эмблема? Ее белоснежные лепестки - знак крепкой, дружной семьи. Они соединяются по центру золотым кругом - всеобщей Божьей любовью.

Икона Петра и Февронии: чем помогает?

К помощи святым благоверным прибегают тогда, когда ищут утешения в семейной ссоре. Или молятся у образа о наставлении заблудших детей. Чаще всего к иконе обращаются женщины с просьбой о замужестве или рождении ребенка.

Нужна ли в домашнем иконостасе икона Петра и Февронии? Чем помогаетона в семейной жизни? Образ святых принесет благополучие в дом. Защитит от неверных шагов, убережет от измен. Поможет наладить отношения с детьми. Сохранит любовь и уважение супругов на долгие годы, развеет обиды и недомолвки в семье.

Все основные реликвии святых находятся в Троицком соборе Мурома. Икону благоверных можно найти и в других городах России. В какой церкви находится икона Петра и Февронии в Москве? Ее можно увидеть в храме Вознесения Господня (на Большой Никитской) и в храме Знамения иконы Божьей Матери (на Петровке).

Не только в горестях и несчастьях стоит приходить к иконе благоверных. В минуты радости и спокойствия можно поблагодарить святых о заступничестве и поддержке. Попросить укрепления в вере и смирения к ударам судьбы.

Икона может стать замечательным подарком на рождение ребенка или свадьбу. Чудодейственный образ наполнит христианским благочестием дом, в котором он находится.

Это история верности, преданности и настоящей любви, готовой идти на жертву ради самого любимого и важного человека.

Супруги Пётр и Феврония княжили в Муроме в конце 12, начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день. Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Князь Пётр занял Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел. Его мучила проказа. Всё тело князя было покрыто язвами. Много целителей пытались его излечить, но никто не смог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

Видение Петра

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!". Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.
Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Повесть о Петре и Февронии

Существуют две красивые легенды о происхождении названия. Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила , откуда горы и получили название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог любви, согласия и дружбы, и, вероятно, отождествлялся со славянским богом Лель». Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии , в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром , перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века „премилыя горы” за то, что дали нам приют и убежище». У подножья гор протекает речка, которой святая княгиня дала название Муромка. Краевед А.А. Епанчин в своих изысканиях приводит такую легенду: святая Феврония, просто гуляя по горам, воскликнула: «Какие премилые горы!». С тех пор их стали называть «Перемиловы горы»8 . Само место проживания святых на Окских берегах носит название Перемиловой пустыни.

Точное положение Перемиловой пустыни и речки Муромки обозначено на картах Муромского уезда 1890-х гг. Епанчин дает подробное описание легендарного сюжета о прибывании Петра и Февронии на окских холмах. «На речке Муромке ныне стоит деревня Корниловка. Троице-Перемилова-Пустынь-погост также вполне исторический памятник. После того, как она пришла в запустение, на ее месте осталась приходская церковь. Память о пустыни сохранилась в названии местной пристани – „Монастырек”. После революции церковь была закрыта, сейчас погост носит название „Судострой”». Отмечается, что пенек от процветшего деревца находился напротив того места, где была колокольня, на самом западном краю погоста, и в 1987 г. был завален булыжниками. В настоящее время здесь располагается база отдыха с одноименным названием «Перемиловы горы», куда часто приезжают семейные пары, желающие приобщиться к истории и вдохновиться святыми покровителями Любви, Семьи и Верности, а также просто отдохнуть и восхититься великолепием местной природы.

Перемиловская возвышенность довольно плотно заселена. Интересно отметить что, многие населенные пункты сохранились с XVIII столетия до настоящего времени. Некоторые поменяли или видоизменили свое название. Самые крупные реки на Перемиловых горах – Муромка, Кутра, Кузома, Реут.

О разнообразной растительности в Перемиловых горах пишет в своем описании Муромского уезда Н.Г. Добрынкин. Но одно растение он выделяет особо: «Оскорь (осокорь) – произрастает только в предгорьях Перемиловских гор, преимущественно у села Спас-Седчино, где их разведено много даже в садах. Сохранившиеся там деревья достигли значительной высоты и толщины и громадностью своею составляют замечательную редкость края».