Ремонт Дизайн Мебель

Повесть временных лет летопись (Литература XI—XII веков). Повесть временных лет

За столом в тихой келье творит свои исторические писания мудрец. Во всю ширину его фолианта простираются тонкие писания - свидетели осторожных, но гениальных дум. Седина его поблескивает серебром, во взгляде чувствуется светлая душа и честь, его пальцы - инструмент благородного труда - отличаются гибкостью и длиной. Он - тот самый талантливый писатель, мудрый мыслитель в монашеской рясе, литературный самородок, написавший «Повесть временных лет». Краткое содержание летописи открывает нам то время, в которое жил Нестор Летописец.

Никто не знает, какое у него было детство. Неясно, что его привело в монастырь, кто учил его жизни. Известно лишь, что он был рожден после того, как ушел из жизни Ярослав Мудрый. Примерно в 1070 году в Киево-Печерском монастыре появился смышленый юноша, желающий принять послушание. В 17 лет монахи дали ему второе имя Стефан, еще чуть позднее он был посвящен в дьяконский сан. Во имя истины он сотворил свидетельство древнейших истоков и великий подарок отечеству - «Повесть временных лет». Краткое содержание летописи стоит посвятить тому периоду, который, помимо присутствия в произведении, сопровождал автора и в его настоящей жизни. По тем временам он был очень образованным человеком и отдал все свои знания литературному творчеству. помог людям больше узнать о том, что собой представляла Древняя Русь в 900-1100 годах.

Автор повести «Временных лет» застал в своей молодости то время, когда на Руси правили князья Ярославичи. будучи их отцом, завещал им беречь друг друга, жить в любви, но княжеская троица чуть было не нарушила просьбу отца. В тот период начались столкновения с половцами - степными жителями. Языческий уклад жизни толкал их на то, чтобы агрессивно заявлять свои права на существование в крещеной Руси: были вызваны бунты и народные восстания с предводителями-волхвами. Об этом рассказывает «Повесть временных лет».

Краткое содержание данных политических событий в летописи касается и жизни Ярослава Мудрого - основателя литературной сокровищницы, Из этой-то библиотеки и почерпнул свои знания послушник Киево-Печерского монастыря. Нестор Летописец творил во времена больших перемен: это был период княжеских и феодальных противоречий, которые все же не смогли сломить могущество Киевской Руси. Тогда столица жила под предводительством Святополка - алчного и хитрого правителя. Бедный народ не мог больше терпеть кабалу и феодальную эксплуатацию, и в началось народное восстание. Знать была вынуждена обратиться к Владимиру Мономаху - князю Переяславля, чтобы он взял ситуацию в свои руки. Он не хотел вмешиваться в правление чужой вотчиной, но, наблюдая бедствие Киевской Руси, не смог отказать народу в новой политике.

В произведении «Повесть временных лет» краткое содержаниедревнерусской истории Нестор Летописец обогатил своим опытом и добавил художественных образов: приукрасил заслуги князей и очернил недостойных правителей. Летопись дает ясное представление о том, откуда взяла истоки Русская земля, и кто стал первый княжить. Приметно то, что в оригинале необычайно длинное название повести поясняет краткое содержание. «Повесть временных лет» появилась на свет, когда автору было уже около шестидесяти лет. Мудрый и старательный Нестор в сердцах русских людей остался не только монахом, но и одаренным мыслителем, который сумел подробно и основательно описать начало нашего пути.

Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.

Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.

Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование - «Повесть времянных лет…»

История создания Повести временных лет

Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.

Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет - Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.

Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.

Жанр и особенности Повести временных лет

Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.

Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.

Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.

Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.

Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.

Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.

Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого , подвигах Никиты Кожемяки и других героев.

Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.

Таким образом, основу Повести временных лет составляют:

  • Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
  • Описание крещения Руси ;
  • Описание жизни великих князей: Олега , Владимира , Ольги и других;
  • Жития святых;
  • Описание войн и военных походов.

Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.

«Повесть временных лет» - древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12-го в.

Повесть представляет собой крупное сочинение, которое описывает события, происходящие на Руси начиная с прихода первых славян и заканчивая 12-м в. Сама летопись не является цельным повествованием, она включает в себя:

  • исторические записки;
  • погодичные статьи (начиная с 852 г.); одна статья рассказывает о событиях, произошедших за один год;
  • исторические документы;
  • поучения князей;
  • жития святых;
  • народные сказания.

История создания «Повести временных лет»

До появления «Повести временных лет» на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые в основном монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11-го и 12-го вв.

Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве. В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов. После написания Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты - 1037 и 1110 гг.

Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор - первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14-м в.

Жанр и идея «Повести временных лет»

Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.

Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.

«Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца - передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.

Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

Повесть можно условно разделить на три части:

  • в самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о для княжения, о становлении , о Крещении Руси и становлении государства;
  • основную часть составляют описания жизни князей ( , княгини Ольги , Ярослава Мудрого и др.), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и др.);
  • заключительная часть посвящена описанию многочисленных , войн и сражений. Кроме того, в ней содержатся княжеские некрологи.

Значение «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.

Полный вариант 5 часов (≈90 страниц А4), краткое содержание 10 минут.

Герои

Герои произведения – иерархи церкви и представители династии Рюриковичей.

О славянах

Трое сыновей Ноя делили Землю и договорились не нарушать границы владений друг друга. Страны на севере и западе достались Иафету. Однако люди еще составляли собой единую нацию и более сорока лет на поле рядом с Вавилоном сооружали столп до неба. Богу это не понравилось. Он при помощи сильного ветра разрушил сооружение и рассеял человечество по всему миру, поделив его на семьдесят два народа. Одним из этих народов являлись славяне, жившие на территории владений потомков Иафета. Затем славяне пришли на Дунай. Отсюда они разошлись по землям. Они осели около Днепра и стали называться в зависимости от места обитания. Поляне, которые жили в полях, по сравнению с остальными племенами были кроткими и тихими, с уважением относились к женщинам. Деревляне, которые обитали в лесу, убивали друг друга, питались различными нечистотами. У них не было браков, они просто воровали девушек.

О путешествии апостола Андрея

Апостол Андрей учил людей христианству на берегах Черного моря. В Крыму он услышал о Днепре и отправился вверх по его течению. На ночь он остановился под холмами. Наутро он глянул на них и сказал своим ученикам, что здесь появится великий город и возникнет большое количество церквей. Он поднялся на холмы, благословил их, поставил крест и стал возносить молитву Богу. Здесь в будущем на самом деле возникнет Киев.

Апостол вернулся в Рим и поведал его жителям, что в славянской земле, где в будущем появится Новгород, каждый день происходило что-то странное. Постройки из дерева, а не камня накаляли огнем и не боялись при этом пожара. Потом снимали всю одежду и оставались совершенно голыми. Затем обливались квасом, имеющим одурманивающие свойства, и начинали бить себя ветками. Били до тех пор, пока не выходили из постройки на последнем издыхании. И тут же обливались ледяной водой, после чего приходили в себя. Римляне поразились этому. Они не могли понять, почему славяне себя мучают. Апостол объяснил им, что таким образом они не мучают себя, а моются.

О Кие

На территории полян жили три брата. У каждого брата был собственный приднепровский холм. Звали их Кий, Щек и Хорив. Они создали город, который получил название Киев в честь одного из братьев, и стали жить в нем. Рядом с городом располагался лес. В нем поляне охотились. Кий отправился в Царьград. Там царь Византии оказал ему великую честь. Оттуда Кий направился к Дунаю. Там ему понравилось место, на котором он построил небольшой город и назвал Киевец. Однако жить здесь ему не позволили местное население. Он вернулся в Киев. Там он с достоинством завершил собственную жизнь. Его братья также скончались тут.

О хазарах

Когда братья скончались, на полян напал отряд хазар и потребовал плату дани. Те посоветовались и дали от каждого дома меч. Хазары передали это собственному князю и старейшинам и похвалились, что добыли необычную дань. Старейшины поинтересовались, где они ее взяли. Воины, наверное, не знали названия народа, у которого получили дань. Поэтому ответили, что взяли это в лесу, над Днепром. Старейшины спросили, что это у них. Воины не знали названия полученных вещей и без слов продемонстрировали мечи. Мудрые старейшины поняли значение необычной дани и предсказали князю, что народ, давший дань, сам будет получать дань с хазар. Это правдивое предсказание. В будущем русские возьмут верх над хазарами.

О названии «Русская земля». 852−862 гг.

В это время впервые употребили понятие Русская земля. Тогдашняя летопись Византии сообщила о нападении Руси на Царьград. Однако земля все еще являлась разделенной. Варяги получали дань с племен на севере, включая новгородских словен. Хазары же получали дань с племен на юге, включая полян.

Племена на севере изгнали варягов за пределы Балтийского моря, не стали больше собирать для них дань и делали попытки самоуправления. Однако у них отсутствовало законодательство. По этой причине у них часто случались междоусобицы и войны, приводящие к самоуничтожению. В конце концов они приняли договор между друг другом. Они договорились выбрать для себя общего князя, который был не из них. Этот князь стал бы управлять ими и судить в соответствии с законом. Племена отправили собственных представителей к племени варягов, носящих название русь. Они предлагали этим варягам стать их князьями. За дело принялись три брата. Рюрик стал князем в Новгороде. Синеус оказался князем в Белозерске. Трувор стал управлять в Изборске. Спустя два года после кончины братьев вся власть оказалась в руках Рюрика. Он раздал города для управления представителям руси. Отсюда и появилось название нового государства – Русская земля.

О судьбе Аскольда и Дира. 862−882 гг.

Рюрику служили Дир и Аскольд. Они не являлись ему родственниками. По этой причине стали проситься у Рюрика отправиться с собственными семьями в Царьград. Они плыли по Днепру и увидели небольшой город. Они спросили, чей это город. Им ответили, что тут жили Щек, Кий и Хорив. Братья создали данный город и скончались. Здесь отсутствовал правитель. Жители платили дань хазарам. Путешественники приняли решение остаться тут, набрали большое количество варягов и стали править в Киеве. Рюрик был князем в Новгороде.

Дир и Аскольд напали на Византию. Двести кораблей начали осаду Царьграда. Море было спокойно. Царь и патриарх Византии помолились об избавлении и обмакнули в море ризу Святой Богородицы. Внезапно появились большие волны. Корабли смело, прибило к берегу и разбило. Единицы из нападавших смогли уцелеть и возвратиться домой.

Тем временем скончался Рюрик. У него был сын по имени Игорь. Однако он еще очень мал. По этой причине перед кончиной Рюрик передал правление Олегу, который был его родственником. Олег стал захватывать города на юге. Он оказался у Киева и узнал о том, что там правили незаконные князья. Он спрятал в ладьях собственных воинов, подплыл к пристани с сыном Рюрика на руках и отправил местным князьям приглашение к себе, представившись купцом. Те прибыли к ладье. Тут же из нее выпрыгнули воины. Вынесли Игоря. Начался суд, на котором Олег изобличил Дира и Аскольда, после чего их убили.

О деятельности Олега. 882−912 гг.

Олег стал князем в Киеве и провозгласил, что этот город станет столицей. Он строил новые города. Помимо этого, князь покорил большое количество племен и брал дань с них.

С очень большим войском Олег отправился с войной на Византию и пришел к Царьграду. Греки закрыли цепями вход в залив. Однако Олег дал распоряжение собственным воинам соорудить колеса и установить на них корабли. Дул ветер в сторону Царьграда. Воины раскрыли паруса и помчались в направлении города. Греки увидели это и испугались. Они просили не губить город и пообещали любую дань. Они вынесли князю угощение. Но тот отказался от угощения. Оказалось, что в нем находилась отрава. Греки испугались окончательно. Они посчитали Олега бессмертным и стали молить о заключении мира. Олег приказал им выплатить дань всем воинам на кораблях и большим городам Руси. В знак победы князь повесил собственный щит на ворота Царьграда и вернулся в Киев.

Олега прозвали вещим. Вдруг на небе возникло нехорошее знамение. Это была звезда в виде копья. Князь находился теперь со всеми государствами в мирных отношениях. Он вспомнил о своем любимом боевом товарище – коне. Он долгое время не садился на него. Один из волхвов на его вопрос о собственной смерти предсказал, что гибель его ожидает со стороны любимого коня. По этой причине князь приказал не приводить к нему больше коня. Теперь князь призвал старого конюха и поинтересовался у того, где его конь. Конюх сообщил, что конь скончался. Князь стал говорить о том, что кудесник его обманул. Он отправился к останкам коня. После того, как он пнул ногой конский череп, из него выползла змея и укусила его. Из-за укуса князь заболел и умер. Предсказание сбылось.

О смерти Игоря. 913−945 гг.

После кончины Олега князем стал Игорь. Деревляне сразу затворились от него. Игорь пошел на них и стал брать с них дань еще больше, чем Олег.

Потом Игорь отправился в поход на Царьград с десятью тысячами кораблей. Но греки с собственных кораблей стали стрелять горящим составом по русским ладьям. Русские от огня прыгали в море и старались уплыть. Те, которые спаслись, вернулись домой, и рассказали об ужасном чуде в виде небесных молний, которые пускали греки и сжигали их.

Игорь долгое время собирал новое войско и вновь отправился на Византию. Он хотел отмщения за собственный позор. У него было огромное количество кораблей. Царь Византии отправил к Игорю самых знатных бояр. Он посулил князю дань больше той, которую он платил Олегу. Игорь в то время был около Дуная, собрал дружину и начал совет. Дружина опасалась и заявила, что следует согласиться, так как большего не нужно, а на чьей стороне окажется победа в случае битвы не известно. Игорь послушал дружину, взял дань, повернул назад и вернулся домой.

Однако дружина стала досаждать князю собственной жадностью. Они предлагали ему отправиться за данью. Игорь вновь послушался дружину и направился к деревлянам за данью. При этом он самовольно увеличил размер дани. Дружина же творила и другое насилие над деревлянами. С полученной данью князь хотел вернуться в Киев. Однако после недолгого размышления захотел большего, чем он собрал для себя. Он сказал дружине, чтобы они возвращались в Киев, а он вернется назад, чтобы собрать еще дани для себя. С некоторой частью дружины Игорь повернул назад. Деревляне узнали это и стали совещаться с собственным князем Малом. Они решили, что нужно убить Игоря, чтобы он не погубил их. Деревляне послали к Игорю, чтобы напомнить, что он уже забрал свою дань. Но князь не стал слушать их. Деревляне легко убили Игоря вместе с его дружиной.

О мести Ольги. 945−946 гг.

У Игоря была супруга из Пскова, Ольга. После убийства мужа она осталась одна с маленьким сыном Святославом. Деревляне решили, что Ольгу следует отдать в жены Малу. А с ее сыном собирались поступить на свое усмотрение. Они отправили ладью, на которой находились двадцать знатных людей, к Ольге. Княгине сообщили, что внезапно приехали деревляне. Она приняла гостей в тереме из камня. Она поинтересовалась у них о цели визита. Они ответили, что она должна стать супругой их князя. Княгиня пообещала утром воздать им положенные почести. Гости должны были теперь отправиться на свою ладью, а утром потребовать, чтобы их несли к Ольге в ладье. После их ухода она распорядилась выкопать большую могилу перед теремом. Утром княгиня послала за гостями. Жители Киева несли их в ладье. Во дворе ладью бросили в яму. Ольга повелела закидать их землей живьем.

Ольга отправила требование деревлянам, чтобы они прислали самых знатных представителей. Те выполнили ее требование. По приезду сватов княгиня отправила их в баню. Когда гости зашли в баню, ее заперли. Ольга дала распоряжение поджечь баню. Гости сгорели.

Ольга сообщила деревлянам, что уже отправилась к ним, и велела им приготовить большое количество хмельного меда, чтобы она смогла оплакать собственного мужа. Деревляне собрали большое количество меда и варили его. Ольга с небольшой дружиной пришла на могилу, оплакала супруга, велела дружине создать высокую насыпь над могилой. После этого дала распоряжение начать тризну. Деревляне сели пить. Слуги княгини по ее приказу ухаживают за ними. Деревляне поинтересовались насчет людей, которых посылали за княгиней. Ольга ответила, что они идут сзади. Когда деревляне напились, княгиня приказала собственным слугам пить за них. Потом она ушла, приказав высечь деревлян.

Княгиня вернулась домой, собрала большое количество воинов, отправилась на землю деревлян и победила. Некоторые деревляне укрылись в Искоростене. На протяжении всего лета Ольга не могла взять город. Тогда княгиня стала уговаривать их сдаться, говоря, что все их города уже сдались и платят дань. Деревляне же опасались ее мести за супруга. Ольга заверила их, что не будет мстить. А возьмет только дань. Попросила с каждого дома по три голубя и воробья. Те обрадовались. Собрали воробьев и голубей и послали к княгине. Ольга сказала, что они покорились ей и утром она отправится домой. Деревляне вернулись в город радостные, рассказали людям о словах княгини в собственном понимании. Ольга же раздала воинам по воробью и голубю, распорядилась привязать к ним по труту, который следовало обернуть небольшим платком и завязать ниткой. Когда стало темнеть, княгиня приказала поджечь труты и отпустить птиц. Птицы полетели в родные гнезда. Все дворы стали гореть. И не было возможности устранить пожар. Жители побежали из города. А княгиня велела собственным воинам их хватать. Она покорила город и целиком сожгла его, захватила старейшин. Остальных людей частично убила, частично отдала в рабство собственным воинам. Остальных жителей обложила тяжелой данью и отправилась по всей земле деревлян устанавливать налоги и повинности.

О крещении Ольги. 955−969 гг.

Ольга приехала в столицу Византии. Явилась к царю. Он разговаривал с княгиней, поражался ее уму и намекнул, что ей следует править с ним в столице Византии. Ольга поняла его и сказала. Что является язычницей. И согласилась покреститься, если ее будет крестить сам царь. Патриарх и царь окрестили ее. В крещении ее нарекли Еленой, патриарх благословил ее и отпустил. Затем ее пригласил к себе царь и сказал, что женится на ней. Ольга возразила, что не может стать его супругой, так как приходится ему духовной дочерью. Царь подтвердил, что она его перехитрила, одарил ее и отпустил домой. Когда княгиня вернулась в Киев, к ней прибыли послы от царя Византии, которые требовали обещанных ею ответных даров. Однако та развернула послов обратно.

Княгиня любила сына, молилась за него и за других людей. Она кормила Святослава, пока он не вырос и не возмужал. Потом занималась внуками. Позднее она разболелась и спустя три дня скончалась.

О войнах Святослава. 964−972 гг.

Святослав собрал большое количество воинов и вел множество войн. Он отправился на болгар, победил их, взял восемь десятков городов около Дуная и стал князем в Переяславце. Печенеги напали на Русь и осадили Киев. Жители города отправили к Святославу с просьбой вернуться в родные земли и защитить их. Князь вернулся и прогнал печенегов. Он заявил, что будет княжить в Переяславце, так как туда со всех сторон свозились различные блага.

Князь отбыл в Переяславец. Однако болгары закрылись от него в городе, потом вышли к нему на битву. Болгары практически победили. Однако к вечеру князь победил и ворвался в город. Святослав начал угрожать грекам, что завоюет столицу Византии, также как Переяславец. Греки пошли на хитрость и попросили его назвать количество воинов, чтобы выплатить дань на каждого воина. Святослав сообщил им о численности собственного войска, увеличив его в два раза. Греки выставили против него войско в пять раз больше по численности, а дань не заплатили. Войско князя увидело множество греков и испугалось. Однако князь произнес мужественную речь и началась битва. Победу одержал Святослав. Греки бежали, а русский князь приближался к их столице и разрушал города.

Царь Византии собрал бояр, чтобы решить, что делать. Те посоветовали отправить князю подарки, чтобы проверить, как он отреагирует на это. Царь отправил князю дары с придворным, которому наказал следить за реакцией Святослава. Князю сообщили, что прибыли греки с подарками. Он велел пустить их. Греки положили перед ним дары. Князь смотрел в сторону и велел слугам убрать подарки. Греки вернулись домой и сообщили, что Святослав даже не посмотрел на них и распорядился убрать. Царю предложили отправить князю оружие. Князь принял этот подарок, похвалил царя и передал ему собственное почтение. Греки вновь вернулись домой и поведали царю обо всем. А бояре убедили царя дать князю дань, так как он очень лют, раз выбрал не ценности, а оружие. Святослав получил дань и большое количество даров.

Князь вернулся в Переяславец. Он увидел, что дружины осталось немного. Он боялся, что царь Византии узнает об этом, и решил собрать на Руси войско. он направился к Днепру. Болгары в это время сообщили печенегам, что мимо них будет проплывать князь, у которого много ценностей и пленных, но мало дружины. Печенеги перекрыли князю дорогу. Святослав остановился на зиму у порогов. У него закончилась еда, начался такой голод, что за голову коня отдавали по половине гривны. Весной князь продолжил свой путь. Но на него напал князь печенегов Куря. Святослава убили, взяли его голову, из черепа сделали чашу, оковали снаружи и пили из него.

О крещении Руси. 980−988 гг.

Владимир приходился сыном Святославу и ключнице Ольги. Но после смерти законных детей Святослава Владимир оказался единственным князем в Киеве. Рядом со своим дворцом он установил идолы язычества. Им в качестве жертвоприношения приводили дочерей и сыновей. У самого князя было четыре супруги, восемь сотен наложниц. Владимир был ненасытным в любовных отношениях. Он приводил к себе женщин, которые были замужем, растлевал девушек.

К князю явились булгары-магометане с Волги и сделали предложение принять их веру. Тот поинтересовался насчет тонкостей их веры. Булгары рассказали ему про обрезание, отсутствие свинины и спиртного в пище, о разрешении блуда. Князю понравились слова булгар, так как он любил женский пол и постоянный блуд. Однако ему не понравились речи про обрезание и свинину. А без вина по его словам невозможно веселье на Руси. Затем явились представители папы римского. Они заявили, что их Бог сотворил все живое и неживое, а на Руси богами являлись простые деревяшки. Князь поинтересовался насчет запретов в их религии. Посланники ответили, что у них все дозволено. Владимир прогнал их. Явились хазары, которые призывали князя вступить в иудейскую веру. Он спросил, где располагалась их главная земля. Те ответили, что в Иерусалиме. Владимир переспросил, а иудеи стали оправдываться тем, что Бог рассердился и рассеял людей по всей земле. Князь с возмущением ответил, что они не могут предлагать собственную веру и учить других, если самих Бог отверг.

Затем греки отправили философа, пересказывающего князю Новый и Ветхий заветы, продемонстрировал изображение Страшного суда. Владимир любил жизнь и со вздохом сказал, что хорошо на этом полотне людям с правой стороны, но плохо людям с левой стороны. Философ предложил ему покреститься, чтобы оказаться справа. Но князь решил подождать. Проводив гостя, он созвал бояр на совет. Те предложили отправить послов, чтобы посмотреть, кто и как служил богу. Князь послал десять человек. После их возвращения Владимир снова собрал бояр. Вместе с ними они выслушали посланников, которые рассказали о всех и верах и сделали вывод, что греческая лучше всех. Бояре добавили, что эта вера не могла быть плохой, раз ее приняла мудрая княгиня Ольга. Князь спросил у них о месте крещения. Место предоставили выбирать ему.

Спустя год князь все еще не покрестился. В это время он пошел на город греков Корсунь, начал его осаду и поклялся, что если одержит победу, то проведет крещение. Он победил, но клятву не сдержал. Затем у царей Византии он потребовал отдать за него замуж их сестру. А иначе грозился с Царьградом сотворить то же самое, что и с Корсунью. Цари в ответ сказали, что христианки не могут быть женами язычников. Они велели князю покреститься. Тот настаивал на том, чтобы сначала прислали к нему невесту, а те, кто прибудет с ней, окрестят его. Цари отправили в Корсунь священников, сановников и сестру. В городе красавицу встретили и проводили в палаты. У Владимира начали болеть глаза, он не мог видеть, сильно переживал и не мог сообразить, как поступить. Царица заявила ему, что если он не окреститься, то не сможет избавиться от болезни. Князь принял крещение, прозрел и взял византийскую красавицу в жены. Большинство дружинников тоже окрестились.

Князь с супругой и попами Корсуня отправился в Киев. Там он распорядился убрать идолов: какие-то порубили, другие сожгли, Перуна же бросили в реку.

Потом князь велел всем явиться к реке. Тех, кто не придет, объявляли врагом. Люди шли и говорили, что это на пользу, раз сам Владимир и бояре окрестились. Утром князь с попами Корсуня и Царицына вышел к Днепру. Народу собралось огромное количество. Некоторое количество людей вошли в воду на различную глубину. Те, кому места не хватило в воде, ждали. После завершения обряда все разошлись по домам.

На местах идолов князь распорядился поставить церкви. Он велел приводить на крещение всех людей.

О борьбе с печенегами. 992−997 гг.

Пришли печенеги. Князь вышел против них. Войска противников расположились на противоположных берегах Трубежа и не решались переправиться на другую сторону. Князь печенегов приблизился к реке, позвал Владимира и предложил выставить по одному бойцу. В случае победы русского бойца войны не будет три года, если победит боец печенега – война продлится три года. Князья разъехались. Владимир не смог найти желающего биться. Утром печенеги привели собственного бойца, а у русских нет бойца. Князь Руси снова обратился к собственным воинам. Старый воин сказал ему, что дома остался у него младший сын, которого никто ни разу не победил. Сын этот обладал большой силой. Привели его к Владимиру и тот разъяснил ему все. Парень попросил испытать его. Нашли быка, разъярили его и отпустили. Парень схватил быка за бок и вырвал ему кусок мяса. Ночью князь приказал воинам подготовиться, чтобы тотчас броситься на противника после поединка. Печенеги пришли утром. Противники сошлись в схватке. Боец Руси задушил печенега, хотя тот и был крупнее его. Раздался клич русских, печенеги бросились в бега. Русские прогнали их. Князь Руси заложил на месте брода город Переяславец и отправился в Киев.

Спустя три года к Киеву явились печенеги. Владимир вышел против них, но проиграл и скрылся от врага под мостом. Спастись удалось лишь в день Преображения Господня. Поэтому князь дал обещание построить церковь в честь этого дня. Освободившись от неприятеля, князь построил церковь и устроил большой праздник. Потом праздник организовали в самом Киеве. Так поступали ежегодно. Любой человек мог получить во дворе князя в этот день что угодно. На повозках возили еду по городу для тех, кто самостоятельно не мог добраться до дворца князя.

Печенеги устраивали постоянные набеги. Они вновь пришли и устроили длительную осаду Белгорода. Русский князь не имел возможности отправить туда помощь. В городе начался большой голод. Горожане приняли решение сдаться. Старше, который отсутствовал на собрании, услышав о решении, попросил не продержаться еще три дня и сделать то, что он скажет. Он попросил принести хотя бы по горсточке пшеницы, отрубей или овса. Горожане принесли. Женщинам он велел сделать болтушку для приготовления киселя. Выкопали колодец, туда вставили чан, в который вылили болтушку. Затем сделали второй колодец, тоже вставили чан и отправились на поиски меда. Отваром из него наполнили второй колодец. Утром послали за печенегами. Они предложили им посетить их город. Печенеги решили, что горожане пожелали сдаться, и отправили людей в город. Горожане им заявили, что не смогут печенеги их одолеть, потому что у них имеется еда прямо из земли, и предложили им самим взглянуть. У первого колодца они сварили при гостях кисель, из второго колодца добавили в кисель медовый взвар. Попробовали гости, подивились и сказали, что князья их не поверят, пока сами не попробуют. Дали им с собой полную корчагу ингредиентов. Князья печенегов сварили, попробовали и тоже подивились. Затем обменяли заложников, сняли осаду и ушли.

О расправах с волхвами. 1071 г.

В Киев явился волхв и предсказал, что спустя четыре года Днепр потечет в противоположную сторону. А государства поменяются местами. Ему поверили невежды. Христиане же смеялись над ним и говорили, что ожидает его смерть. Так и вышло. За одну ночь волхв пропал без следа.

Однако во время неурожая в Ростовскую область явились два волхва и заявили, что им ведомо, кто скрывал хлеб. В каждой волости они обвиняли женщин, принадлежащих к знати, в утаивании еды. Голодающие приводили к ним родственниц, у которых волхвы якобы доставали из порезанного плеча еду. Большинство женщин они убивали, а все, что эти жертвы имели. Присваивали себе.

Оказались данные волхвы на Белоозере. Их сопровождали уже три сотни человек. Тогда же с жителей этого места брал дань Ян Вышатич, который являлся воеводой князя Киева. Яну стало известно, что волхвами прикидывались смерды князя. Он отправил приказ людям. Которые следовали за волхвами, чтобы они выдали тех. Однако люди не стали слушаться его. Тогда он сам направился к ним, взяв с собой двенадцать дружинников. Люди были готовы напасть на воеводу в любой момент, поэтому он смог приблизиться к ним только с топориком. Навстречу ему вышли три человека и велели ему не ходить дальше. Ян дал приказ убить их и подошел к остальным. Они кинулись на воеводу, на него замахнулись топором, однако он нанес удар быстрее и приказал дружинникам убить остальных. Люди побежали прочь и убили при этом попа Яна. Воевода вошел в город и заявил жителям, что если не схватить волхвов, они не уйдут отсюда долго. Жители схватили волхвов и привели их к воеводе.

Он устроил допрос волхвам. Спросил для чего они погубили такое количество людей. Те ответили, что убивали тех, кто скрывал от других еду в собственном теле. Убив их всех, можно будет вернуть урожай. И предложили продемонстрировать достоверность собственных заявлений. Ян сказал им, что в теле человеческом содержались лишь кости, жилы кровь. Волхвы заявляли, что лишь им известно, как был сотворен человеческий организм. По их словам, человека сотворил дьявол из тряпки, а Бог вложил в него душу. Воевода спросил, как зовут их Бога. Те ответили – антихрист, который находился в бездне. Ян сказал им, что это не Бог, а бес, которого Бог прогнал с небес. Он сообщил волхвам, что убьет их. Те заявили, что это может сделать только князь. Об этом им якобы сообщили боги. Однако их избили, выдрали бороды, вставили кляпы, привязали к борту корабля и пустили его по реке.

Ян спросил у пленников, что сейчас им говорили боги. Те отвечали, что боги им сообщили о гибели от рук Яна. Они стали обещать воеводе, что если освободит их, то получит большое количество добра. А если нет, то, наоборот, много горя. Ян же утверждал, что если отпустит их, то Бог его накажет, а если убьет, то получит от него награду. Находящимся рядом он предложил отомстить волхвам за убитых родственников. Волхвов убили и повесили на дубе. Затем их тела съел медведь.

Очередной волхв появился в Новгороде. Он уверял, что обладает даром предвидения, и ругал христианство. Он обещал пройти по воде, как по земле. Ему поверили, началась смута, пожелали убить епископа. Тот одел ризу, взял крест, вышел и сказал, чтобы верующие в Бога шли за крестом, а те, кто верил волхву, отправлялись за ним. Князь Новгорода с дружиной примкнули к епископу. Остальные жители пошли к волхву. Князь спрятал топор под плащ, пришел к волхву и спросил у него о событиях, которые произойдут в течение сегодняшнего дня. Тот похвалился, что может предвидеть все. Тогда князь поинтересовался у него, что произойдет прямо сейчас. Волхв сказал в ответ, что будет творить чудеса. Князь топором зарубил волхва на смерть. Люди разошлись.

Об ослеплении теребовльского князя Василька Ростиславича. 1097 г.

В Любече собрали совет внуки и правнук Ярослава Мудрого для создания договора о мире. Они договорились объединиться между собой и управлять только собственными отчинами.

Давыд Игоревич и Святополк вернулись в Киев. Давыду сообщили, что василек и Владимир сговорились против него и Святополка. Он поверил этому и сказал Святополку, что Василько находился в сговоре с Владимиром совершить покушение на них. Святополк поверил ему. Давыд предложил схватить Василько. Святополк согласился.

Василько явился в монастырь рядом с Киевом. Святополк послал к нему с просьбой подождать четыре дня. Тот отказался. Давыд накручивал Святополка, говоря, что Василько не считался с ним, находясь здесь. А вернется домой, вообще захватит все города Святополка. Он настаивал на том, чтобы Святополк позвал его немедленно, схватил и передал ему. Святополк позвал Василько.

Тот поехал, а по пути встретил дружинника, который попытался отговорить его от визита. Но Василько его не послушал. Приехал он на княжеский двор, где его встретил Святополк. Гостю предложили позавтракать. Он согласился. Святополк ушел отдать распоряжение, оставив Василько и Давыда одних. Гость пытался разговаривать с Давыдом, но тот молчал. Потом Давыд встал и вышел. Василько же заперли, заковали и поставили стражу.

На следующий день Давыд предложил ослепить пленника. Ночью Василько вывезли из Киева. Он сидел в какой-то избушке, увидел, как затачивали нож и догадался о том, что его ожидает. Вошли конюхи. Они попытались повалить пленника на ковер, однако тот сопротивлялся. Появились еще люди. И всем вместе им удалось уложить и связать Василько. Сверху положили на грудь ему две доски. К пленнику подошел овчарь и попытался вонзить нож ему в глаз. Но промахнулся и порезал Василько лицо. Во время второй попытки он попал в глаз и вырезал его. Затем второй глаз. Пленник не двигался. Его вместе с ковром погрузили на телегу и повезли во Владимир-Волынский.

По пути остановились на рынке в Звиждене. С пленника сняли рубаху и отдали попадье, чтобы постирала. Она постирала, надела на Василько и стала оплакивать его, словно мертвого. Пленник пришел в себя, услышал плач и поинтересовался о собственном месте пребывания. Ему ответили. Потом он попросил воды, попил, опомнился, пощупал рубашку и спросил, для чего ее снимали.

Потом его доставили во Владимир-Волынский. Владимиру стало известно об участи Василько. Он тут же отправил к Олегу и Давыду Святославовичам с предложением исправить свершенное зло, чтобы не было братоубийства. Они собрались и послали к Святополку, чтобы узнать причину его поступка. Тот ответил, что это не он сделал, а Давыд. Однако князья возразили ему, что ослепление было совершено в его городе, а не Давыда. А если этот поступок совершен был Давыдом, то они требовали, чтобы Святополк схватил его или прогнал. Он согласился и князья заключили мир. Затем они прогнали Давыда в Дорогобуж. Там он и скончался. Василько вновь стал князем Теребовля.

О победе над половцами. 1103 г.

Владимир Мономах и Святополк Изяславич вместе с собственными дружинами проводили совещание в шатре насчет похода на половцев. Дружина князя Святополка отказывалась идти. Владимир стал стыдить их. Святополк согласился идти в поход. Послали за остальными князьями.

Половцы узнали о походе руси и организовали совет. Князь Урусоба предложил попросить перемирия. Однако другие князья заявили, что не боятся и готовы воевать. Войска противников двинулись друг на друга. При виде русских войск половцев охватил ужас, они замедлили свое наступление. Русские же бодро наступали на противника. Половцы бросились бежать. Во время битвы было убито двадцать князей половцев. Белдюзь оказался в плену.

К русским князьям привели пленного половецкого князя. Тот предложил выкуп за себя золотом, серебром, конями, скотом. Однако Владимир сказал ему, что вопреки обещаниям и клятвам половцы пролили много русской крови. Теперь он поплатится собственной головой за это. Он отдал приказ убить пленного, которого рассекли на части. Русские князья вернулись домой с добычей и победой.

“Повесть временных лет” — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе Д.С. Лихачева.

Так начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, — было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах.

Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", — их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после — уже при Олеге.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.

Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов. Из них же первые — сирийцы живущие на краю света. Имеют они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх Божьей веры. Иначе — у соседних с ними индийцев. Эти — убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны — там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если будут далеко от своей страны.

Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, — снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".

Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту — хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись.

По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы".