Ремонт Дизайн Мебель

Найденные пиратские клады. Семь ненайденных сокровищ

По данным Гидрографического управления США за последние сто лет, в мире ежегодно гибнет в среднем 2172 судна торгового флота. И это только учтенные потери. С 1500 года, когда европейцы, прежде всего испанцы, положили начало ограблению Нового Света, и до середины нашего столетия, то есть за 450 лет, мировой гражданский флот потерял почти миллион судов. Только Португалия и только в XVI веке лишилась морских грузов на сумму 124 миллиона долларов. Если к этому прибавить стоимость самих погибших судов, сумма потерь возрастет до астрономической цифры.

И это только суда, судьба которых известна и отражена в документах. А сколько безвестных трагедий хранит Мировой океан? Считается, что на каждый известный и зарегистрированный случай гибели судна приходятся сотни неизвестных. На морских картах Адмиралтейства Великобритании отражена гибель почти 1600 судов, затонувших в Ла-Манше, и почти 6,5 тысяч, погибших у побережий Британских островов. Суммируя данные Адмиралтейства о погибших торговых судах и их грузе, можно заключить, что в морских катастрофах потеряно почти 20 процентов всего добытого на Земле золота и серебра.

А вот данные по Великим Американским озерам: с 1679 по 1951 год здесь затонуло 7167 судов с грузом меди, железа, свинца, леса, угля, муки, зерна, масла и наличных денег.

Итак, на дне океанов, морей и озер лежат огромные богатства, и половина их может быть поднята на поверхность с помощью современной подводной техники. Это значит, что поиск затонувших сокровищ надо считать не просто бизнесом, а Бизнесом с большой буквы, весьма привлекательным и для профессионалов и для любителей. Законный вопрос: почему же в таком случае поиск и добыча затонувших сокровищ не ставится на широкую государственную основу, с привлечением опытных профессионалов?

На самом деле это не совсем так. В Великобритании, Франции, Италии и США различные агентства занимаются спасением погибших грузов, в основном затонувших во время второй мировой войны. В перечисленных европейских странах соответствующие программы стали разрабатываться сразу же по окончании войны и реализуются до сих пор. Что касается США, то специальный отдел Министерства внутренних дел не располагает достаточным персоналом и оборудованием для подобных работ и вынужден ограничиваться проектами, предполагающими минимальные затраты при высокой ценности затонувших грузов. В то же время правительство как будто поощряет поиск и добычу подводных сокровищ частными предпринимателями.

На деле же профессиональные охотники за сокровищами редко берутся за крупные проекты из-за обычной в таких случаях бюрократической волокиты. Им легче и выгоднее заниматься мелкой работой, в которой нет недостатка, и не связывать себя официальными контрактами.

Работа охотника за подводными сокровищами трудна и опасна, и настоящий профессионал возьмется за конкретное дело, только имея хорошие виды на отдачу. Учитывается все, вплоть до состояния погоды: ведь оборудование подводника весьма дорого и задержка из-за погодных условий может лишить предпринимателя всех надежд на прибыль.

Каждое дело, каждый проект предоставляет охотнику за подводными сокровищами новый вариант, пополняет его профессиональный опыт. Такие факторы, как географические и топографические изменения морского дна, вызванные, например, тектоническими причинами, в свою очередь меняют направления течений, приливов и отливов. В результате затонувшее судно может быть полностью похоронено, скрыто донными материалами или же быть перемещенным в другое место. Движение судна на дне может создать и другие препятствия: сильную деформацию корпуса, которая не даст исследователю проникнуть внутрь.

Юг Флориды - популярный район среди искателей подводных сокровищ. Техника поиска проста: курсируй вдоль прибрежных отмелей и старайся обнаружить признаки затонувших судов. А самый верный признак - скопление крупных камней, остатки судового балласта. Такие камни бывают хорошо видны в воде до глубины 16 - 18 метров. Большинство затонувших у берегов Флориды судов находят на глубине 12 - 15 метров, обычно на рифах или отмелях. Так, недавно был найден 44-пушечный британский фрегат, пропавший в 1744 году.

Один из местных охотников за сокровищами, некий Арт Макки, известен тем, что нашел несколько слитков чистого серебра весом более 3 кг каждый. Кроме того, он обладатель множества других "даров моря", выставленных в его собственном музее. Большинство экспонатов - всевозможные предметы с испанских галеонов, ставших жертвами ураганов. Останки этих галеонов усеивают морское дно Флоридских проливов - от восточного побережья полуострова до Багамских островов.

Огромный галеон "Санта-Роза", шедший в Гавану из порта Веракрус (Мексика), затонул недалеко от Ки-Уэста (западная оконечность длинного, узкого острова Флорида-Кис, к югу от полуострова Флорида) с грузом золотых и серебряных слитков и других сокровищ на сумму 30 миллионов долларов. В наши дни он был обнаружен водолазами Военно-морских сил США к югу от Ки-Узста, в районе, закрытом для посещения.

Предварительный осмотр затонувшего судна показал, что его корпус, по-видимому, не поврежден, несмотря на то, что галеон покоится на дне не одну сотню лет. Естественно, он сильно оброс кораллами и моллюсками. После того как этот район будет открыт, водолазы намерены поднять сокровища.

Первым, кто нашел сокровища в Карибском бассейне, был известный своими злодеяниями пират XVII века Франсуа Олонэ - гроза испанцев, предводитель пиратов Тортуги. Во время своего знаменитого набега на Маракайбо (Венесуэла) Олонэ услышал о сокровищах на сумму 300 тысяч долларов, спрятанных на одном из соседних островов. Покончив с Маракайбо, Олонэ отправился на этот остров со своими головорезами. История свидетельствует, что Олонэ действительно нашел там сокровища, но умалчивает о их точном местонахождении и названии острова.

Бартоломью Португалец

Другой не менее известный пират Карибского моря, Бартоломью Португалец, оставил на дне у берегов Кубы испанский галеон с грузом золота и серебра на сумму полмиллиона долларов. История эта такова. Однажды Португалец шел на небольшом барке у западных берегов Кубы и, обходя мыс Корриентес, неожиданно встретил большой испанский галеон. Несмотря на неравенство сил - на барке было 40 человек и 4 пушки, на галеоне соответственно 70 и 20, - пираты напали на испанцев, но их первая атака была отбита. Со второй попытки галеон был захвачен и пираты повели его на запад. Однако почти сразу же они наткнулись на три других испанских корабля.

На этот раз схватка была недолгой: испанцы захватили пиратов, предводитель которых оказался среди пленных. Недавняя добыча пиратов - 70 тысяч пиастров и 120 тысяч мешков какао - снова перешла в собственность прежних хозяев, и испанцы на четырех галеонах, с пленными пиратами на борту, направились в Кампече (Мексика, западное побережье полуострова Юкатан). Местные купцы, узнав о пленных, хотели немедленно повесить Португальца, но казнь отложили до следующего утра. В то время как в городе сооружали виселицу, Португальцу удалось бежать с галеона. Под покровом темноты он миновал город и скрылся. Две недели он провел почти без еды и питья, пока в 40 милях от Кампече не набрел на шайку знакомых пиратов, высадившихся на берег в поисках воды. Португалец поведал им свою историю, не забыв, разумеется, упомянуть о привлекательном добре на борту испанских галеонов. После этого ему не составило труда собрать подходящую команду: двадцать пиратов с Португальцем во главе отправились в Кампече на небольших лодках.

Проникнув ночью в бухту, пираты захватили самый большой из галеонов и не дожидаясь утра ушли на нем в открытое море. Португалец вернулся к Кубе, где его застиг шторм. Галеон погиб на скалах у южных берегов острова, самому Португальцу с несколькими пиратами удалось добраться до берега. Второй раз Португалец лишился огромной добычи, которая и по сей день лежит близ скал Жардин-Рокс. Никто никогда не пытался достать сокровища этого галеона - золотые и серебряные слитки и монеты, стоимость которых оценивается в 2 миллиона долларов.

Бартоломью Португалец появляется на исторической сцене через два года после описанных событий. Он снова в том же районе, у острова Пинос, к югу от Кубы, на борту очередного испанского галеона. На этот раз его добыча - 12 тонн серебра в слитках. Но опять шторм губит судно - на скалах у восточной оконечности острова Пинос, где оно лежит до сих пор с нетронутым грузом чистого серебра.

История другого испанского галеона, "Санта-Паула", многие годы будоражит воображение искателей сокровищ. Галеон вышел утром 12 августа 1679 года из Гаваны и направился к острову Тенерифе (Канарские острова). В списке пассажиров значились испанские гранды, чиновники и прочие важные персоны, в том числе сестра губернатора Канарских островов. В трюмах галеона, кроме других ценностей, находился и "живой товар" - чернокожие невольники. Путешествие едва началось - галеон проходил в трех милях от юго-восточной оконечности острова Пинос (современный мыс Пунта-дель-Эсте), - когда капитану доложили, что из трюма доносятся какие-то странные звуки. Капитан Фернандес сам спустился в трюм и стал свидетелем ужасной картины: в днище судна зияла дыра, прорубленная одним из невольников, этаким чернокожим Геркулесом, и трюм стремительно наполнялся водой. Капитан ринулся на палубу и изменил курс, направив судно к Пунта-дель-Эсте в надежде добраться до берега, прежде чем галеон затонет.

Но "Санта-Паула" успела дойти лишь до рифов у юго-восточной оконечности острова и стала опрокидываться. Команда и пассажиры едва успели на шлюпках покинуть гибнущий галеон, который ушел на дно перед самым рифовым барьером. Разумеется, весь груз остался на борту, спасли лишь судовой журнал. Этот журнал впоследствии отправили в архив Адмиралтейства, где он и был обнаружен. Согласно реестру, на "Санта-Пауле" находился груз ценностью 3,5 миллиона долларов: слитки золота и серебра, монеты и прочее, а также шкатулка с изумрудами, принадлежащими сестре губернатора Канарских островов.
Единственный человек, видевший с тех пор "Санта-Паулу", - известный исследователь-подводник лейтенант Гарри Ризберг. В трюме галеона он нашел сундуки с монетами на сумму 65 тысяч долларов. Лейтенант Ризберг обнаружил "Санта-Паулу" на выступе подводной скалы, на глубине более 50 метров, с южной стороны рифа, простирающегося к востоку от Пунтадель-Эсте.

Впрочем, может быть, затонувшую "Санта-Паулу" видел не только лейтенант Ризберг. Как-то раз в офис президента Ассоциации охотников за подводными сокровищами (Флорида, США) Ф. Коффмана зашел человек, имевший немалый опыт подводных исследований в Карибском бассейне. Он рассказал, что обнаружил затонувшее судно неподалеку от острова Пинос, на глубине около 50 метров. Судно, по-видимому, затонуло давно: фальшборт отсутствовал, доступ в трюм был свободен. При видимости около 30 метров этот исследователь смог увидеть, что вдоль всего трюма размещались небольшие сундуки, плотно поставленные друг к другу. Все они были сильно занесены илом и песком, но в том, что это были именно сундуки, рассказчик не сомневался. Не имея никаких специальных средств для извлечения сундуков, он покинул место своей находки, надеясь вернуться сюда с соответствующим снаряжением. Эта территория принадлежит Кубе. После неоднократного обсуждения проекта с кубинскими чиновниками этот подводник не решился продолжать дело: было ясно, что кубинцы стараются выведать у него необходимые сведения, чтобы самим поднять сокровища.

Ф. Коффман, весьма искушенный в подобных делах эксперт, не отвергает вероятности того, что найденное судно - это "Санта-Паула".

С XVI века до 40-х годов XIX века Карибское море являлось ареной бурной и плодотворной деятельности корсаров и пиратов всех мастей, охотившихся за испанскими судами, перевозившими богатства из Мексики и Южной Америки через Гавану в Мадрид. Здесь действовали такие известные пираты, как Олонэ, Морган, Монбарс, Басилиано, Скотт, Дэвис, Боне, Роджерс, Гаспарилья, Тич (Черная Борода), Кидд, Пэйн, Боннетт и множество других, меньшего калибра.

В этом районе лежат на морском дне останки многих тысяч кораблей "серебряного флота" Испании, погубленных жестокими штормами и ураганами, коварными рифами и злодеями пиратами. Остров Тортуга у северо-западного побережья Гаити буквально окружен кольцом затонувших кораблей: сотен галеонов, фрегатов, шлюпов, барков и других, погибших на пути в Испанию с грузом золота и серебра из Нового Света. В двухстах милях к северо-востоку от Тортуги находится Банка-Силвер (Серебряная), где в середине XVII века погибли корабли испанского "серебряного флота" с грузом общей стоимостью 21 миллион долларов.

У восточного побережья Гаити, близ мыса Энтаньо, лежат на дне останки испанского судна "Золотая лань", попавшего в ураган 4 июля 1502 года. Судно везло королю Испании золото, серебро и драгоценные камни на сумму 5 миллионов долларов, которые губернатор Эспаньолы (так тогда назывался остров Гаити) - Бобадилья - "приватизировал" у туземцев. Большая глубина и сильные течения делают весьма проблематичной возможность достать эти сокровища, среди которых надо особо выделить стол из чистого золота - личный подарок Бобадильи королю Испании.

Некоторые подробности о сокровищах Банка-Силвер. Ежегодно испанский флот, прежде чем отплыть в Испанию, собирался в Пуэрто-Плата (северное побережье Гаити) с грузом сокровищ из Нового Света. Одна флотилия (она называлась Галеонской) "работала" вдоль берегов Новой Кастилии (Перу, Чили, Колумбия, Панама) , вторая - "Флора" - курсировала по Карибскому морю, собирая дань в Центральной Америке. Нагрузившись добычей, обе флотилии встречались в Гаване, а затем направлялись в Пуэрто-Плата перед 4000-мильным броском через океан.

Ноябрьским утром 1643 года испанский флот покидал Пуэрто-Плата. Возглавлял флот адмиральский корабль "Ла Сантиссима Тринидад". Зная, что крупные рифовые отмели располагаются цепью вдоль северного побережья Эспаньолы, моряки держали курс на север, в пролив между банками Мушуар и Силвер. Ветер был благоприятным, но неожиданно он стих, а потом подул с северо-запада, постепенно усиливаясь. Вскоре в проливе уже бушевал настоящий ураган, весь флот неотвратимо несло на рифы банки, носящей теперь название Силвер. Одно за другим гибли суда "серебряного флота", и только адмиральский корабль сумел обойти смертельные препятствия.

Через несколько дней, в жалком состоянии, он сумел вернуться в Пуэрто-Плато, принеся горестную весть о гибели флота с грузом 21 миллион долларов. Сорок лет спустя часть груза на сумму 1,5 миллиона долларов была поднята, а уже в нашем столетии лейтенант Ризберг нанес на карту местоположение затонувших судов. Старые документы Британского адмиралтейства свидетельствуют: "...банка состоит из двух крупных рифов и множества отмелей; расстояние между Северным и Южным рифами около 7 лиг. Испанский флот лежит почти посередине Северного рифа, длина которого 7 лиг, ширина 0,5 лиги".

Большинство остатков испанских судов находится на глубине от 15 до 30 метров; одно судно лежит на глубине 36 метров, еще одно - 60 метров. Весь флот насчитывал 16 судов, значит, затонуло пятнадцать. Близ острова Крукед-Айленд, к северу от восточной оконечности Кубы, лежит еще один большой испанский галеон, затонувший в 1668 году.

Удавалось накопить довольно большие сокровища. Существует великое множество легенд, посвящённых пиратским кладам .

Клады Генри Моргана [ | ]

Генри Морган

Генри Морган был одним из самых успешных пиратов за всю историю морских грабежей - настоящей легендой в пиратском мире. Самая известная легенда - легенда о кладе, который тот якобы зарыл на Панамском перешейке. Легенды гласят, что после своего рейда на Панаму Морган провел дележку «не по чести», утаив большую часть добытых сокровищ, а затем зарыл его «где-то на Панамском перешейке». Стоимость этого клада предположительно может составлять сотни миллионов долларов.

Вторая по значимости легенда о сокровищах Моргана - легенда о сокровищах, зарытых на берегу острова Кокос . Точная стоимость клада неизвестна, однако суммирование ценностей, упоминаемых в легендах, дает цифру свыше миллиарда долларов США . Легенда эта очень старая, она возникла ещё при жизни Моргана. Неоднократно предпринимались попытки найти эти сокровища (с середины XIX века на остров Кокос было отправлено свыше 300 поисковых экспедиций, однако ни одна из них не достигла успеха).

Ещё одним местом, где могут таиться сокровища великого корсара, являются Каймановы острова . В пользу этой версии говорит и то, что на одном из этих островов Генри Морган имел свой дом.

В 1669 году, после удачного рейда на Портобельо, Морган начал готовиться к новому походу. Сборным местом он назначил Коровий остров. На фрегате «Оксфорд» он устроил пир для офицеров. В разгар веселья произошёл взрыв. Лишь Моргану да ещё нескольким членам команды удалось спастись. Согласно легенде, на корабле хранилась войсковая казна Моргана. Её стоимость также очень велика.

Клады Оливье Левассера [ | ]

13 апреля 1721 года Джон Тейлор на корабле «Виктори» и Левасер на «Кассандре», действовавшие в паре, встретили у берегов острова Ренюньон сильно поврежденное штормом португальское судно «Вьерж дю Камп». Большинство пушек португальцы выбросили во время шторма, чтобы облегчить корабль. Пиратам без особого труда удалось захватить корабль. Добыча превзошла все ожидания: золотые и серебряные слитки, сундуки, ломившиеся от золота , кучи жемчугов , мешки алмазов , шелк , дорогие пряности … На каждого члена команды пришлось по 5 тысяч золотых и по 42 алмаза. Левассер свою добычу где-то спрятал.

В 1730 году , после боя с французским судном «Медуза» Левассер был взят в плен. Затем он был доставлен на Реюньон. Суд был коротким, и Левассера повесили. Согласно легенде, перед смертью Оливье Левассер бросил в толпу листок бумаги, исписанный различными знаками. «Можете забрать мои сокровища, если сможете это прочесть!» - крикнул он в толпу.

Есть две основные версии местонахождения: на острове Сент-Мари и на Сейшельских островах.

В 1941 году отставной британский офицер, по имени Реджинальд Херберт Круз-Уилкинс провел грандиозные раскопки на острове Маэ, одном из Сейшельских островов , в местечке Бель-Омбр. Однако, когда уже забрезжил свет надежды (была найдена пушка, мушкет и золотая монета времен английского короля Карла I) из-за недостатка денег раскопки были прекращены.

Кроме того, не исключается версия, что Левассер спрятал свои сокровища(находившиеся на борту корабля до схватки с «Медузой») на остров Реюньон.

Клады «Черной Бороды» [ | ]

Эдвард Тич

Пирата, носившего это прозвище, звали Эдвард Тич . Он был самым известным пиратом XVIII века. Тич, в противовес большинству пиратов, создал собственную базу-крепость на одном из Виргинских островов - острове Горда. Согласно легенде, именно там он хранил награбленное в рейдах на «золотые галеоны». По примерным оценкам клад «Черной Бороды» может стоить сотни миллионов долларов. Легенда о пиратских сокровищах и сейчас привлекает множество кладоискателей на остров.

Пиратские клады – да многим они не давали покоя, да и теперь мечты о том что бы найти награбленное некогда пиратами, не позволяет хорошо спать по ночам. Вы думаете, когда это все было, все что можно было уже найдено до нас, чего особо дергаться, однако это не так и по сей день еще остается очень много не найденных кладов на дне моря или затерянных островах морей и океанов.

Как знать, возможно вы станете одним из тех, кто найдет один из ниже перечисленных кладов?!

1. Остров Оук в заливе Фанди . Тут спрятаны клады Тича и Лафитта .

2. Побережье полуострова Кейп-Код . Место находки корабля пирата Беллами «Уайды».

3. Ки-Уэст . Здесь погибли галеоны «Нуэстра сеньора де Аточа» и «Санта-Маргарита», налетевшие на рифы в 1622 году. Груз этих сокровищ оценивают в 250 млн. долларов , хотя часть сокровищ уже поднята.

4. Багамские острова . Найдены останки испанского галеона «Консепсьон», затонувшего в 1641 году. Берт Веббер поднял лишь малую часть сокровищ – 32 тонны серебра.

5. Отмели Силвер-Бэнкс . Вдоль отмелей разбросаны останки 16 испанских галеонов, затонувших в 1643 году во время шторма. Общая стоимость груза оценивается в 65 млн. долларов .

6. Остров Хувентуд (Пинос) . Пиратская база в Карибском море. Возможно, что здесь спрятали свои сокровища Дрейк, Ван Доорн, Тич и другие знаменитые пираты.

7. Бухта Самана . В 1724 году затонули галеоны «Конде де Толоса» и «Нуэстра сеньора де Гваделупе» с грузом ртути, который сегодня оценили бы в 6 млн. долларов.

8. Остров Мона . Считается, что здесь зарыт клад пирата Дженнингса. Восточнее затонул его корабль, найденный в 1939 году.

9. Бухта Кумана . В результате диверсии в 1820 году взорвался галеон «Сан-Педро де Алькантра». Гарри Ризберг поднял часть груза, оцененного в 50 млн. долларов .

10. Остров . В начале XIX века здесь были спрятаны сокровища, собранные испанцами в Перу.

11. Залив Тобермори . Здесь обнаружен корабль Великой армады «Флоренция», но сокровищ найдено не было.

12. Залив Ваддензе . В 1799 году затонул голланский корабль «Лютин» с 1 375 000 английских фунтов на борту.

13. Залив Донегол . Найден галеас «Хирона», на борту которого в 1588 году находилось жалованье Великой армады.

14. Бухта Виго . В ходе сражения с англо-голландской эскадрой было потоплено 17 испанских галеонов. Их груз до сих пор не найден.

15. Азорские о-ва, остров Файял . В 1594 году англичане потопили португальский корабль «Чагас», перевозивший около 7 тонн золота.

16. Остров Порто-Санто . В 1724 году затонул голландский корабль «Слот тер Хооге» с 1500 серебряных слитков на борту. Часть груза поднята бельгийцем Стенюи.

17. Остров Святой Елены . В 1613 году португальцы потопили здесь голландский корабль «Витте Лиув» с грузом золота и 1311 бриллиантами.

18. Балаклавская бухта . Миллион фунтов стерлингов, утонувший вместе с кораблем «Принц» до сих пор не найден.

20. Сейшелы: о-ва Фаркуар, Альдабра, Провиденс, Маэ . Сейчас здесь ведутся поиски кладов французских корсаров.

21. Мадагаскар, мыс Масуала . В XVIII веке поблизости от этого мыса находились базы многих пиратов, в том числе Ингленда и Левассера.

22. Остров Маврикий . Здесь могут находиться клады Сюркуфа.

23. Остров Реюньон . Согласно свидетельствам, здесь в XVIII столетии спрятали свои сокровища пираты Ингленд, Тейлор и Левассер.

24. Малаккский пролив . В 1511 годуразбился на рифах флагман португальского флота «Флер де ла Мар». Его груз оценивается в 9 млрд. долларов .

25. Остров Сайпан . Здесь в 1638 году потерпел крушение галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон». Часть груза удалось спасти команде, а в 1987 году кладоискатели нашли на дне еще 1300 золотых украшений.

26. Манилльский залив . Франк Годдио обнаружил здесь потопленный в 1600 году испанский галеон «Сан-Диего».

27. Остров Грайген . Английский пират Робертсон зарыл клад, который может стоить о 2 до 20 млн. долларов.

28. Цусимский пролив . Крейсер «Адмирал Нахимов», потопленный японцами в 1905 году, по некоторым сведениям, вез жалованье русского флота.

Под землей и в глубинах океана спрятаны сокровища на миллиарды долларов. Где их искать?

По предположениям ученых, на нашей планете спрятаны и забыты клады на $900 млрд и более. Сокровища древних цивилизаций, драгоценности с затонувших кораблей, клады морских пиратов, утраченные мировые шедевры и религиозные реликвии — где их искать и стоит ли игра свеч? Мы собрали семь величайших сокровищ, которые не дают покоя кладоискателям всего мира. Читайте с осторожностью: золотая лихорадка очень заразна!

Могила Чингисхана

Место погребения основателя и первого хана Монгольской империи до сих пор не найдено, несмотря на усилия многих людей. Кладоискатели убеждены, что в могиле, кроме тела великого завоевателя, лежат несметные богатства: драгоценные камни, золотые монеты, дорогая посуда, изысканное оружие — клад стоимостью в несколько миллиардов долларов. К сожалению для них, Чингисхан был захоронен тайно в глухой местности и его могила намеренно была лишена опознавательных знаков. Одни ученые считают, что искать могилу нужно в России: в лесах Алтая, в районе Риддерской впадины. Другие верят преданию, согласно которому Чингисхан захоронен в тех же местах, где родился: в окрестностях горы Бурхан-Халдун в Монголии. Эта священная для монголов гора в июле этого года была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как место рождения и, возможно, погребения Чингисхана.

Сокровища с корабля Flor de la Mar

Кладоискатели называют сокровища с корабля Flor de la Mar («Цветок моря») самым большим кладом в мире, а само судно — самым ценным когда-либо затонувшим кораблем. На нем португальцы везли значительную часть трофеев, добытых при взятии Малаккского султаната. Однако видавшее виды парусное судно так и не довезло трофеи королю: оно затонуло в 1511 году и уже 300 лет лежит на дне Малаккского пролива в неизвестном месте. Кладоискатели со всего мира готовы в любой момент ринуться на поиски сокровищ в Индонезию. Так, американец Роберт Маркс, специализирующийся на кладах с затонувших кораблей, заявлял, что готов потратить $20 млн, чтобы найти и поднять на поверхность груз Flor de la Mar. Однако индонезийские власти все предложения отвергают, надеясь отыскать клад без помощи чужеземцев. В июле этого года было объявлено об археологической подводной экспедиции у берегов острова Суматра. По словам археолога Али Акбара, отыскать «Цветок моря» в Малаккском проливе будет непросто, так как это один из самых оживленных морских путей в мире — в нем может оказаться порядка 400 кораблей, затонувших в период между 1500 и 1800 годами: пойди разберись, где лежит тот самый, золотой…

Золото 11 испанских галеонов

300 лет назад, в 1715 году, у берегов Флориды затонуло 11 кораблей испанского флота, перевозивших сокровища из Нового Света, которые должны были пополнить казну испанского короля Филиппа V. На борту находились товары и драгоценности на сумму до 14 млн песо. Только на одном судне — Nuestra Senora de la Regla — было 300 сундуков монет и слитков, 23 сундука обработанного серебра и 62 сундука подарков королю и его свите, не считая сундучка с золотыми изделиями, дублонами и жемчугом. На другом судне —Santo Cristo de San Roman — согласно описи везли 684 сундука и мешка с песо, 53 сундука обработанного серебра, 14 сундуков китайского фарфора и многое другое… На том же флоте, погубленном сильнейшим ураганом, ехало приданое и подарки для новоиспеченной королевы Португалии Изабеллы Фарнезе — молодая жена Филиппа V так и не получила свои драгоценности. После того как галеоны затонули, испанцы четыре года вели поиски груза под водой, привлекая к ним индейцев: под угрозой смерти ныряльщики отправлялись в воду с тяжелыми камнями, привязанными к ногам. Удалось поднять 30% сокровищ. Однако из-за нападений пиратов, акул и восстаний индейцев поиски пришлось прекратить. Они были продолжены лишь через 250 лет, после того как строитель Кип Вагнер случайно нашел на берегу испанскую серебряную монету. В настоящий момент поисками занимается компания Брента Брисбена и местные кладоискатели. Шесть кораблей все еще остаются ненайденными, а те, что обнаружены, скрыты под слоем песка, что затрудняет доступ к несметным богатствам. Но то тут, то там дайверам удается выловить золотые монеты. Совсем недавно американская семья охотников за сокровищами .

Реликвии Иерусалимского Храма

На протяжении столетий кладоискатели, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского Храма, который стоял на Храмовой горе и был центром религиозной жизни еврейского народа с X по VI век до н. э. В первую очередь всех интересует судьба Ковчега Завета — еврейской святыни, которая символизировала союз Бога с народом Израиля. В этом ящике, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, согласно верованиям, хранятся скрижали Завета с десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона. Его подробные описания есть в Ветхом Завете, и, кроме прочего, сказано, что он отделан чистым золотом. Считается, что Ковчег Завета был вывезен во время разрушения Храма царем Навуходоносором, после чего был надежно спрятан, но где — тайна. Также бесследно пропали сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей из храмового хранилища. Подсказкой к их обнаружению, по мнению многих ученых, может стать Медный свиток — одна из легендарных кумранских рукописей, известных также под названием «свитки Мертвого моря». Этот древний документ, найденный в пещере Кумрана в 1953 году, представляет собой опись спрятанных сокровищ с указанием мест для поиска — правда, довольно абстрактных. Упомянуто более 60 тайников, в которых в сумме хранится 65 т серебра и 26 т золота. Текст с хрупкого Медного свитка с риском для артефакта был расшифрован в 1955 году, и с тех пор не утихают споры о реальности существования описанных богатств. Многие считают, что никаких сокровищ и не было, указывая на то, что ессеи кумранской общины, составившие этот текст в 50-100 годы н. э., не могли обладать такими ценностями, а прятать сокровища Иерусалимского Храма им не позволили бы строгие воззрения.

Восьмое чудо света

Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем, была вывезена немцами из Екатерининского дворца в Царском селе во время Великой Отечественной войны. Последний раз ее видели в 1945 году в Кенигсбергском замке за три дня до штурма города. Несмотря на версии о гибели Янтарной комнаты в результате пожара или разложения, ее продолжают упорно искать в разных частях света: не только в Европе, но даже и в Америке. Два года назад 90-летний Вильгельм Крафт, бывший солдат вермахта, сделал заявление, что шедевр был зарыт в землю в датской деревне Асаа. А в этом году российский историк Сергей Трифонов объявил о том, что практически нашел Янтарную комнату в Калининграде под тайным бункером последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. Бункер вел в ныне не существующий Кенигсбергский замок и был найден совсем недавно. В феврале Трифонов уже сделал первые исследования: с помощью зонда, опущенного в подземелье, он разглядел большой металлический ящик под бункером и входы в тоннели. Дальнейшая работа запланирована на осень 2015 года. Эпизод о поисках Янтарной комнаты вошел в новый документальный фильм телеканала «Моя Планета» о Калининграде-Кенигсберге.

Клад Байкала и золото Колчака

В 1918 году значительная часть казны императорской России оказалась в распоряжении адмирала Колчака, провозглашенного верховным правителем России. Эти 490,5 кг золота стали именовать «золотом Колчака», несмотря на то что уже в 1920 году адмирал был расстрелян, а деньги попали к большевикам. Часть запаса Колчак успел потратить на укрепление своей власти и покупку оружия, часть была разворована, а еще часть бесследно исчезла. Многие верят, что ящики с уцелевшим золотом упали в Байкал во время транспортировки и до сих пор лежат на дне самого глубокого озера в мире. Один из ярых сторонников этой версии — археолог Алексей Тиваненко утверждает, что видел свидетелей ж/д аварии. «Когда я еще был юнцом, я жил на берегах Байкала и много путешествовал. Местные жители показали, где именно в озеро упали вагоны военного эшелона. На дно ушло около 40 ящиков с золотом», — рассказывает Алексей. В 2008-2010 годах проходили поиски сокровищ Колчака на дне Байкала с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Экспедиции удалось найти обломки железнодорожного вагона и ящик с патронами времен Гражданской войны. Тиваненко, принимавший участие в погружениях, утверждал, что также были обнаружены четыре золотых слитка по 16 кг каждый, но так как они были зажаты камнями, все попытки захватить их щупом окончились ничем. Другой участник и спонсор экспедиции — мультимиллионер Михаил Слипенчук — недавно признался изданию Forbes, что легенду о золоте Колчака в Байкале он реанимировал специально для привлечения внимания к научной экспедиции, а на самом деле часть имперской казны априори невозможно найти в Байкале, так как густой рыхлый осадок, образующийся в озере, поглощает все, что попадает на дно.

Пиратские клады

По оценке одного американского банкира, все вместе пираты запрятали кладов на сумму в несколько миллиардов долларов, причем на сегодняшний день найдено не более 7% этих сокровищ. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, в этом году у берегов Мадагаскара археологи с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. «Те, кто скрывал сокровища, почти всегда оставляли записи об этом. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн. Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра. Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела (Энджел) на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка.

Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Но далеко не всем кладам суждено быть найденными: одни спрятаны слишком хорошо, а другие никогда не существовали, будучи лишь тревожащей умы легендой.

Кто из нас не зачитывался в детстве увлекательными романами о похождениях пиратов, о том, как они грабили корабли, а потом зарывали на отдаленных необитаемых островках, разбросанных в океане, свои сундуки, доверху набитые сокровищами?..

Смелые и жестокие, они не останавливались ни перед чем в желании наполнить трюмы и кошельки золотом, а желудки – ромом, носясь по морям и океанам в поисках вожделенной добычи. Детское воображение поражали сцены, описывающие захват, дележ богатой добычи и процесс ее сокрытия в глубинах очередного кокосового островка, где пиратские клады встречались гораздо чаще, чем грибы и ягоды…

Но так ли обстояли дела на самом деле? Закапывали ли пираты свои клады в таком количестве, которое описываются во всех известных романах о корсарах? Может быть, на самом деле все происходило не с таким размахом, а может… не происходило и вовсе! Возможно, многим эта мысль покажется настолько крамольной, что возникнет ощущение разрушения давно выстроенного в нашем сознании образа, согласно которому настоящий пират это тот, кто обязательно зароет свой золотой сундучок на острове сокровищ. Мы не хотим разочаровывать читателя, настроившегося на повествование о пиратских кладах, до сих пор ожидающих своего припозднившегося хозяина. Конечно, клады, зарытые джентльменами удачи, существуют и более того, периодически обнаруживаются в тех местах, где и должны быть, но происходит это не так часто, как должно было бы, если учитывать ту концентрацию пиратских кладов, которую указывают романисты в своих литературных произведениях.

Специалисты в области средневекового пиратства начинают сомневаться в том, что традиция пиратского братства зарывать сокровища в землю, носила массовый характер. Почему? На это, как они утверждают, были причины. Оказывается, пираты не были склонны к накопительству, считая это занятие совершенно пустой затеей. Они открыто говорили об этом, поскольку такая, обратная нормальной, жизненная установка, как раз и носила массовый характер, в отличие от желания накопить и припрятать награбленное на черный день. В эпоху, когда человеческая жизнь ничего не стоит, даже если говорить о человеке законопослушном, гражданском, стоило ли думать пирату о завтрашнем дне, если каждую минуту стоишь на грани жизни и смерти? Зачем золото в земле, если ты и сам уже в ней, или на дне морском? Проводя время в сражениях и погонях за золотом, каждый из простых пиратов, заботился только о насущном, текущем дне. Глупо откладывать деньги в долгий ящик, если удовольствие можно и нужно получить сейчас, незамедлительно, пока ты жив и есть вожделенные потребности! Вот и пропивали, прогуливали и проигрывали золото в кости и карты, получившие «получку» кровожадные вояки. Украл – гуляй, прогулял – кради! Под таким лозунгом корсары проживали свои короткие и бурные жизни: уходили в поход, возвращались, или исчезали навсегда, унося на дно свои клады.

Конечно, не все были такими, но оставшееся количество участников кровавых рейдов, несомненно, было в меньшинстве. Пираты – разношерстная компания, и нельзя всех называть людьми без будущего. Среди сброда беглых каторжников были и люди, которые рассматривали пиратство как неизбежное, но временное свое ремесло и хотели вернуться к нормальной жизни, скопив для начала нового мирного коммерческого предприятия, достаточный капитал. И вот эти немногочисленные, но, несомненно, существующие тогда, личности, конечно, могли и должны были доверять свои денежки самому надежному банку во все времена – земле. Уходя в походы, они расставались с ними, а возвращаясь – дополняли «вклады» новыми «процентами». Такие небольшие пиратские клады находили и находят до сих пор, в разных частях света, где в свое время орудовали банды пиратов. Естественно, что клады эти были сконцентрированы в местах, где были так называемые, пиратские базы. Целые острова, куда не совали свой нос корабли ни одного из морских государств, в боязни поплатиться жизнями и свободой их экипажей, морские порты и города, созданные и поддерживаемые пиратами, где сам воздух был пропитан терпким духом корсарства, греха и кровавого золота, добытого разбоем и убийством, давали приют и убежище многочисленной воинственной братии. Тут, в харчевнях и притонах спускалось награбленное, а в пальмовых рощах закапывали свои клады пираты, желавшие сохранить сокровища, накапливаемые на новую, будущую мирную жизнь.

Но в таких местах были не только пиратские клады: многие владельцы вертепов и питейных заведений, у которых барыши росли, как на дрожжах, доверяли земле свои накопления, поскольку в такой взрывоопасной атмосфере было рискованно хранить их непосредственно в самом заведении…

Но оставим мелких торговцев и «несчастных» пиратов, ведь была «рыба» и покрупнее – капитаны пиратских судов, владельцы целых пиратских флотилий, главари шаек разбойников, чьи капиталы невозможно было сосчитать, ведь они-то должны были прятать излишки, занимающие трюмы их судов, чтобы набить их снова вожделенным золотом!

Все эти Флинты, Морганы, Тичи и Лафитты, вот кто действительно мог прятать награбленное в песок островков, потерянных в океане! И они, естественно, прятали, но историки убеждены – совсем в других, меньших количествах, нежели привык думать обыватель. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, жизнь любого капитана не особо отличалась по продолжительности от жизни простого матроса, поскольку если капитан и не принимал участия в рукопашных схватках наравне с рядовыми пиратами, он мог быть однажды подстрелен из ружья, или легко расстался бы с жизнью, будучи пораженным выстрелом из пушки с атакованного корсарами, корабля. Прибавьте к сказанному и эпидемии неизлечимых, тогда, болезней, подстерегающих каждого морского путешественника. Закапывать клады на далеком острове также было не очень хорошим решением и по причине сложности в навигации и управлении парусным судном, а еще и тем основным фактором, который не давал возможности воспользоваться деньгами оперативно, в нужный момент, из-за малой скорости средневековых судов. Добавьте сюда еще и процедуру закапывания-откапывания сокровищ, которую можно было доверить далеко не каждому, а только проверенным людям. Мифы о зарытых вместе с кладами мертвецах, «охраняющих» пиратские клады, историки считают преувеличенными. Если даже такое и случалось, то убитыми были не пираты, а пленные, которых пираты заставляли таскать тяжелые сундуки с сокровищами.

Такие островки, на которых знаменитые пираты зарывали свои клады, выбирались ими не случайно. Парусные суда часто нуждались в обслуживании и ремонте – необходимо было поправлять такелаж после частых южных штормов, или полностью разгружать корабль, чтобы провести плановое кренингование, или, говоря сухопутным языком, очистить днище от ракушек, поскольку чистое дно пиратского корабля – это скорость, а скорость и маневренность – залог победы в коротком морском бою.

Пираты обосновывались в тихих бухтах отдаленных от основных транспортных путей, островов и спокойно занимались своими делами, в то время как капитан и приближенные люди устраивали судьбу сокровищ и денег…

Многие из этих островов известны современным кладоискателям, которые с упорством параноиков прочесывают дебри и прибрежные отмели в поисках пиратских кладов. В ход идет все, что может предложить сегодня индустрия поиска: металлодетекторы, щупы, радары. Там, где невозможно использовать ни то, ни другое, в ход идут кирки и лопаты, ведь золото не ждет: если ты не отроешь его сегодня, завтра его отроет кто-то другой!

Но над пиратскими кладами как будто тяготеет проклятие – не хочет оно отдаваться в руки алчным чужакам, а если и открывается, приносит новым владельцам одни несчастья. Да и как может быть по-другому, если эти богатства густо политы кровью невинных жертв, осквернены жестокостью пиратов, их захвативших, а теперь должны попасть в руки новым хозяевам, у которых глаза горят лихорадочным и недобрым блеском?

В поиске зарытых кладов, пещер, погребов и прочих хранилищ принимают участие тысячи поисковиков, людей самых разных национальностей, профессий и наделенных различными поисковыми способностями. Досконально изучены все международные исторические архивы, карты, составлены маршруты движения золотых пиратских рейдов, но толку ото всего этого мало, поскольку нет адекватной, затраченным силам, отдачи, оценить которую можно только по количеству найденного.

Есть немало мест, где люди, собирая на берегу выброшенные морем сокровища затонувших кораблей, достигают значительно больших результатов, нежели те, кто проводит годы в глубинах островов, надеясь найти сразу и много.

Нельзя с достаточной точностью сказать, сколько же в действительности могло быть спрятано пиратами золота и других богатств, включая жемчуг, драгоценные камни, изделия из серебра, поскольку эта масса была слишком подвижна, и не поддавалась никакому учету ни при жизни пиратского братства, ни тем более, сейчас, когда столетия разделяют нас и кровавых владельцев этих сокровищ.

Если отрешиться от мистических аспектов и попытаться трезво взглянуть на историю кладоискательства, оценить возможные перспективы, то может быть действительно, не стоит искать миллионы Флинта и Тича, коль нет уверенности в том, что они вообще что-то спрятали в землю?

Мы умышленно коснулись в этой статье только тех богатств, которые корсары, по многочисленным легендам, прятали именно в земле и не описываем подводных сокровищ, поиск которых проходит гораздо успешнее. Просто хотелось представить, насколько актуальна и достижима эта задача в современном мире, что ожидать в ближайшем будущем от тех, кто неустанно пытается опровергнуть гипотезу о крайне малой концентрации пиратских кладов, находящихся в земле.