Ремонт Дизайн Мебель

Культурно растущие и дикорастущие растения. Дикорастущие растения: название и значение

Растительный мир невероятно богат и разнообразен. Растения способны жить везде, приспосабливаясь даже к самым суровым условиям обитания. Их можно встретить в жарких пустынях, топких болотах и Северном Полюсе. Когда много лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством, весь растительный мир разделился на дикорастущие и культурные растения.

Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие - травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные - растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Виды культурных растений:

  • овощные;
  • зерновые;
  • плодовые;
  • декоративные;
  • прядильные.

Рис. 2. Пшеница - типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Дикорастущие и культурные растения

Дети, а замечали ли вы, что где бы вы не находились, везде нас окружают различные растения? Вы их видите, идя и возвращаясь со школы, гуляя в парке, отдыхая у речки или находясь в лесу. Растения есть везде. Они растут вдоль тропинок, на лугах, полях, огородах, в степях и даже высоко в горах. Растения даже можно встретить в безводных пустынях, в озерах, топких болотах и даже в Антарктиде.

Но сегодня мы с вами поговорим о тех растениях, которые растут на просторах нашей страны.

Растительный мир очень разнообразный по строению, месту обитания и по использованию растений человеком.

А задумывались ли вы о том, в чем сходство и в чем различие, например, между сосной и яблоней, или помидором и одуванчиком?

Конечно же, вы знаете, что и сосна и яблоня – это деревья, а одуванчик и помидор относятся к травянистым растениям. Но, их отличие заключается в том, что за яблоней и помидорами нужен уход, а вот сосна с одуванчиком могут расти сами по себе.

Дикорастущие растения

Вы знаете, что некоторые растения растут на полях, огородах, а некоторые на лугах, вдоль рек и озер, в парках и лесах. А как вы думаете, есть ли существенные различия между растениями, которые выращивает человек на своем огороде, саду или на поле? И чем эти растения отличаются от тех, которые можно встретить на лужайках, вдоль тропинок или в лесу? А все очень просто. Оказывается, все растения, которые вырастают сами по себе и без вмешательства человека называются дикорастущими растениями.

Теперь давайте поближе познакомимся с такими растениями. Среди дикорастущих растений могут быть не только травяные, но и к ним также относятся деревья, кустарники. Одним словом это те растения, которые растут везде и сами по себе.

Культурные и дикорастущие растения



Все те растения, которые мы можем встретить на нашей планете, делятся на две большие группы.

К первой такой группе относятся растения, которые выращивает человек и за которыми он ухаживает. Такие растения называют культурными.

Ко второй группе относятся деревья, кустарники и травяные растения, за которыми не нужно ухаживать, так как они растут где угодно и сами по себе. Эти растения являются дикорастущими.

Теперь попробуем более подробно рассмотреть, в чем же заключается разница между этими растениями.

Все дикорастущие растения произрастают, как правило, без вмешательства человека и на тех территориях, где для них созданы природой подходящие условия или же к этим условиям растения смогли приспособиться сами. Кроме того, за дикорастущими растениями, никто не ухаживает, и они растут сами по себе.

А вот за культурными растениями необходимо ухаживать. Такие растения человек сеет или сажает и чтобы получить хороший урожай культурных растений, человеку необходимо тщательно о них заботиться.

Как возникли культурные растения

Раньше, в древние времена, все растения, которые росли на земле, были дикорастущими. Человек, собирая их плоды, ягоды, травы и коренья, много времени тратил на их поиски. Потом люди поняли, чтобы за пищей не ходить за тридевять земель, можно ее иметь рядом со своим жилищем. Так по истечения какого-то времени, человек начал высаживать дикорастущие растения около своего дома и чтобы они прижились и дали хороший урожай, люди стали ухаживать за этими растениями. Со временем эти растения под зорким вниманием человека стали изменятся. Вот таким способом и появились культурные растения. Ведь, в переводе с латинского языка, термин «культура» переводится, как возделывать, или обрабатывать.

Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.

Однако это ненаучная классификация представителей флоры.

Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений

Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и К высшим относятся такие хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две — семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.

Разнообразие покрытосеменных

Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.

Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.

Многообразие голосеменных

Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.

Другие классификации растений

В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:

Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.

Дикорастущие и культурные растения: примеры

Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.

Их демонстрирует представленная ниже таблица.

Дикорастущие и культурные растения: группы, примеры, использование
Выращивание Группы Примеры
Дикорастущие лекарственные календула, валериана, шиповник, ромашка полевая, хвойные
для целлюлозно-бумажной и мебельной отраслей ель, береза, сосна
для употребления в пищу брусника, ежевика, черника, голубика
сорняки лебеда, мятлик, крапива, осот
Культурные декоративные нарцисс, роза, тюльпан, орхидея
бобовые соя, фасоль, горох
зерновые кукуруза, пшеница, рис, овес, пшено
сахароносные свекла сахарная
крахмалоносные картофель
волокнистые лен, хлопчатник, конопля, кенаф
масличные подсолнух
бахчевые арбуз, дыня
плодовые яблоня, груша, слива
овощные помидор, огурец, капуста, редис, редька, репа
стимулирующие кофе, чай, табак
кормовые свекла кормовая, турнепс

Теперь вы знаете, какими бывают культурные и дикорастущие представители флоры и на какие группы они делятся.

Тема урока : Культурные и дикорастущие растения.

Основные цели и задачи : Ознакомить учеников 2 класса с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.

План урока :

  1. Понятие культурных и дикорастущих растений
  2. Как появились культурные растения?
  3. Почему человек стремится окультуривать растения?

Ход урока

1. Понятие культурных и дикорастущих растений

Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша - в саду). А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).

А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя). Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов. Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.

Практическое задание (на развитие логики):

Как вы считаете, какие растения появились раньше - дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).

2. Как появились культурные растения?

Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные. В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими. Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.

Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку. Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.

Практическое задание:

Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы - сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).

3. Почему человек стремится окультуривать растения?

Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие. У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше. То же самое касается и малины - дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, - крупная и сладкая.

Все это - результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл - в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.

Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.

А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета. А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) - она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков - от бледно-желтого до темно-бордового. Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все - и любители кислинки, и поклонники сладостей.

Практическое задание:

Перечислите все виды капусты, которые вы знаете (правильный ответ - белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, савойская, кольраби, брюссельская, пекинская, китайская). Сообщить детям, что все эти сорта вывел человек в рамках селекции - специальной науки, которая занимается улучшение сортов растений или пород животных, а также выведением новых.

Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  • Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим?
  • Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает?
  • Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?

Кроме того, в связи с большим количеством практических заданий можно поощрить детей, которые были наиболее активны в течение урока.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики узнали:

  • Какие растения называются дикорастущими, какие - культурными.
  • Какая между ними разница.
  • Как появились культурные растения.
  • Зачем человек окультуривает растения.

Домашнее задание:

Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в России и о которых не упоминалось в ходе урока.

В дикой природе огромное разнообразие трав, деревьев, кустарников. Они встречаются вдоль речных берегов, в степях, в лесу и на дачных участках. Названия дикорастущих растений многим людям знакомы с детства, среди них есть очень красивые и полезные экземпляры. Однако много и опасных сорняков, от которых порой сложно избавиться.

В растительном мире флора классифицируется по характерным особенностям, продолжительности жизни и ареалу. Срок жизни делится на несколько вегетационных периодов:

По своему назначению делятся на съедобные, нейтральные, лекарственные и опасные для хозяйственной деятельности и здоровья человека дикие растения. Названия и свойства многих из них важно знать, чтобы избежать отравления.

  • Полезные - это растения, которые применяются в кулинарии или в фитотерапии.
  • Нейтральные не употребляются людьми в пищу и не являются вредными. Их поедают травоядные животные и птицы.
  • Опасные травы содержат ядовитые вещества или являются сорняками, замедляющими рост садовых культур.

Некоторые съедобные виды имеют своих окультуренных двойников. К ним относятся щавель и лесная земляника. От своих домашних собратьев они отличаются меньшими размерами листьев и плодов.

Многие дикорастущие травянистые растения по своим целебным свойствам превосходят аптечные препараты и широко используются в профилактике и лечении различных заболеваний. Одни произрастают только в дикой природе, другие давно выращиваются в домашних условиях. Наиболее популярные растения включают в себя следующие виды:

Такие травы, как мята и чабрец, не только обладают лечебными свойствами, но и придают отвару приятный вкус. Высушенные листья можно употреблять вместо чая круглый год.

Дикорастущие кустарники

В растительном многообразии важное место занимают более крупные виды флоры, которые относятся к семейству кустарников. Они неприхотливы к изменениям погоды, не требуют искусственного опыления и могут украсить любой участок. Кустарники, как и травы, делятся на группы:

Перед тем как перенести природные кустарники на свой участок, необходимо тщательно ознакомиться с их характеристиками и способом ухода за ними.

Самые привлекательные обитатели леса - это цветущие растения. У каждого из них свой период цветения. Поэтому любоваться неброской красотой лесных цветов можно с ранней весны и до глубокой осени.

Каланхоэ Каландива: уход и выращивание в домашних условиях

Первые весенние цветы появляются на лесных опушках, когда ещё лежит снег. Они называются подснежники. Когда почва окончательно прогревается, начинают цвести ландыши, фиалки, крокусы, анемоны. Среди декоративных сортов, выведенных селекционерами, на приусадебных участках встречаются и очень редкие виды:

Цветущие летом

Лето радует богатым разнообразием природной флоры. Дикорастущие цветы покрывают равнины и лесные поляны. Среди них особое место занимают растения с лечебным действием: