Ремонт Дизайн Мебель

Как правильно обкатать новую бензопилу. Как пользоваться бензопилой: пошаговая инструкция Инструкция пользования бензопилой фирмы пит

Правильная эксплуатация любого инструмента должна обеспечивать эффективность его работы, безопасность рабочего и сохранность самого инструмента. К особенностям бензопил относится их высокая потенциальная травмоопасность. Поэтому требования безопасности в отношении бензопил, являются одним из основных составляющих в правилах их эксплуатации.

Готовой к эксплуатации считается такая бензопила, у которой:

  • исправны все узлы и механизмы;
  • установлена острая, правильно натянутая цепь;
  • заправлены топливный и масляный бачки;
  • отрегулирован карбюратор.

Правильное обслуживание бензопилы предполагает своевременное выполнение всех операций, обеспечивающих поддержание инструмента в исправном состоянии. К основным из них относятся: чистка воздушных фильтров, регулировка карбюратора, очистка свечи зажигания и регулировка зазора между её электродами, заточка цепи и замена быстроизнашивающихся деталей.

Новая бензопила требует обкатки в течение 40-50 минут на малых оборотах, после которой бензопила выключается и дополнительно проверяется натяжение цепи. Затем нужно сделать несколько пропилов, прикладывая слабое усилие, и только потом можно работать в нормальном режиме.

Установка цепи и регулировка ее натяжения

Подготовку пилы к работе начинают обычно с установки на нее новой или уже использовавшейся заточенной цепи, которая по своим параметрам (шагу и толщине хвостовика) соответствует установленной шине. Механизм натяжения цепи на бензопилах обычно реализуется в двух видах - стандартного линейного или быстродействующего. В зависимости от типа механизма, установка и натяжение цепи существенно различаются.

При использовании традиционного линейного механизма, надлежит снять крышку цепной звездочки (1), открутив гайки (2).

При этом важно помнить, что перед каждым монтажом или демонтажем защитной крышки цепной звёздочки, надо ослабить цепной тормоз, для чего необходимо потянуть упор тормоза (1) (см. фото ниже) в направлении рукоятки (2).

Штифт (1), входящий в отверстие шины, должен быть сдвинут в пазу в крайнее левое положение. Это осуществляется с помощью винта натяжения (2).

Цепь заводится за сцепление (1), надевается на ведущую звездочку и надевается на шину. При этом обращается внимание на расположение режущей кромки зуба - на верхней ветви цепи она должна быть направлена вперед. Цепь должна легко протягиваться, барабан сцепления должен поворачиваться при продвижении цепи.

Затем вращением натяжного винта (1) шина сдвигается вперед до тех пор, пока нижняя ветвь цепи не войдет хвостовиками в паз шины и не приляжет к её нижней кроме. Окончательная регулировка натяжения цепи и затяжка шины производится после установки крышки на место и предварительной (не до конца) затяжки винтов крепления.

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Правильно натянутая цепь не должна провисать снизу и иметь слишком сильное натяжение. Первое контролируется визуально, второе - протягиванием цепи по шине рукой. Последнюю операцию во избежание пореза необходимо проводить в рукавицах. Если нижняя ветвь прилегает к нижней кромке шины, и цепь при этом свободно протягивается рукой, значит ее натяжение соответствует норме.

При проверке натяжения цепи, тормоз цепи, если он случайно зафиксировал цепь, должен быть освобожден. Натяжение цепи следует проверять часто - новые цепи имеют тенденцию к удлинению во время использования.

Во время пиления, цепь вследствие трения нагревается и удлиняется. Натяжение цепи ослабляется и цепь на нижней стороне шины провисает. Если работа выполняется при очень низких температурах наружного воздуха, то разогретая до рабочей температуры цепь провисает настолько, что она должна быть подтянута. Если работа бензопилой прерывается, то цепь нужно немедленно ослабить, иначе при охлаждении до температуры окружающей среды, цепь натянется слишком сильно. В результате может произойти разрыв цепи, а также повреждение коленвала и подшипников.

Каждая подвижная деталь при первом вводе в эксплуатацию требует некоторое время для притирки. Несмотря на тщательную обработку, каждая поверхность имеет микроскопические шероховатости, которые сглаживаются при притирке. Для новых цепей время приработки составляет приблизительно три минуты. Двигатель должен работать без нагрузки (не пилить) с половинной подачей топливовоздушной смеси. В ходе этого времени поверхности деталей цепи сглаживаются и материал оседает, цепь провисает, и должна быть подтянута. При приработке силы трения особенно большие, поэтому важно обеспечить достаточную смазку цепи.

Заправка бензопилы

Двухтактные двигатели бензопил работают на топливной смеси, приготавливаемой из моторного масла для двухтактных двигателей и бензина. То есть смазка двигателя бензопилы осуществляется подачей масла в цилиндр вместе с топливом. В руководствах по эксплуатации производители бензопил указывают марки масла и октановое число бензина, которые должны использоваться при эксплуатации их инструмента. Часто они выпускают в продажу масла под их собственной маркой, которые рекомендуются в качестве наиболее подходящих. Указывается и точное соотношение масла и бензина, которое в зависимости от вида масла может колебаться от 1:25 до 1:100. Наиболее распространенным является соотношение 1:50. Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Продаются масла для двигателя и цепи там же где и бензопилы, например масло для двигателя, а - для цепи (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

Разведение масла в бензине выполняется в определенной последовательности. Сначала в емкость (канистру) выливается масло, затем в нее добавляется подходящий бензин для бензопилы - в объеме, составляющем примерно половину всего необходимого количества. После тщательного размешивания добавляется вторая часть. Перед заливкой смеси в топливный бак она еще раз хорошенько взбалтывается. Залив должен производиться аккуратно, без проливов. Не следует заливать топливо под самый верх бачка, необходимо оставить небольшое свободное пространство вверху. Объем топливных баков бензопил обычно около 0.5 л, а при мощности бензопилы 2 кВт (2.7 л.с.) и при расходе топлива около 1.2 л/час, такого объема хватит примерно на 30-40 мин. работы в режиме максимальной нагрузки. У менее мощных бензопил объем топливного бака обычно меньше.

Для смазки цепей производители бензопил рекомендуют использовать продаваемые ими специальные масла, содержащие адгезивные добавки, обеспечивающие удержание масла на цепи. Эксплуатационщики нередко заменяют их другими - трансмиссионными или моторными. Масло заливается в бачок одновременно с заправкой топлива.

Соотношение емкостей бачков для топлива и масла подобрано таким образом, чтобы при полной выработке топлива, в масляном бачке еще оставалось немного масла. При этом следует знать, что расход топлива бензопилы (см. выше) зависит от правильной регулировки карбюратора. Если последний отрегулирован неверно, топливо может заканчиваться гораздо быстрее, чем масло для цепи.

Если во время работы количество масла не уменьшается или уменьшается слишком медленно, это указывает на то, что смазка цепи бензопилы нарушена - из-за снижения проводимости каналов, по которым масло подводится к шине, или неисправности насоса. Необходимо определить и устранить неисправность. Производительность некоторых насосов может изменяться вручную с помощью регулировочного винта.

Для проверки работы системы смазки цепи, шину с вращающейся цепью подносят к какой-нибудь светлой поверхности (свежему срезу, например). Если на поверхности среза появляется след от брызг масла, значит, система работает нормально.

Потребность цепи в масле различается, в зависимости от ситуации. Большая длина распила, твердая, сухая древесина и толстая кора нуждаются в повышенном количестве масла. Распилы небольшой длины, мягкая и влажная древесина требуют меньшее количество масла.

Если режущая гарнитура в резе начинает дымиться (не путайте со светлым водяным паром) и/или цепь защемляется в пазу шины, то это объясняется чрезмерным нагревом. Одна из причин - это недостаток масла. Во внимание должны приниматься и другие причины: затупившаяся или неправильно заточенная цепь или слишком сильное натяжение цепи.

Если на конце шины не необслуживаемая звездочка (есть отверстия для её смазки), то она смазывается отдельно - масло на её подшипник не попадает.

Хорошо настроенная и отрегулированная бензопила должна легко запускаться в любых условиях. Перед запуском ее нужно установить на ровное место - так, чтобы шина не касалась земли. Тормоз цепи должен быть активирован, т.е. его рукоятка должна быть отодвинута в направлении конца шины. Запуск бензопилы производится в положении, при котором левая рука держит переднюю рукоятку пилы, правая нога упирается в заднюю ручку, прижимая ее к земле.

Особенность процесса запуска состоит в том, что в первоначальный момент в камеру сгорания нужно подать обогащенную топливную смесь - для облегчения ее воспламенения. Как только двигатель запустится, смесь нужно обеднить, иначе мотор "захлебнется". Различные модели пил имеют разные элементы управления этим процессом. В одних имеется рычаг воздушной заслонки, переключением которого обогащают смесь. В других - многоступенчатый переключатель, который, переключаясь с одной ступени на другую по мере запуска, управляет положением воздушной заслонки и степенью обогащения смеси. Кроме этого, во время запуска определенное положение должен занимать акселератор (рычаг подачи топлива), который также связан с воздушной заслонкой.

На примере бензопилы Stihl, процесс запуска двигателя выглядит следующим образом:


Запуск бензопилы: 1 - цепной тормоз, 2 - рычаг управления топливом, 3 - фиксатор рычага управления топливом.

  • Активизируйте цепной тормоз (1) (см. рисунок выше).
  • Если пила оборудована декомпрессионным клапаном для снижения давления в цилиндре, перед запуском его нужно открыть (нажать на кнопку). Это позволит запускать двигатель с меньшим усилием. При повышении давления в камере сгорания, при первых зажиганиях, клапан автоматически закрывается (кнопка выскакивает).
  • Если есть насос предварительной подкачки топлива (праймер), то нажмите его 5-7 раз.
  • Зафиксируйте в нажатом состоянии рычаг управления топливом (2). Для этого нажмите фиксатор рычага управления топливом (3) и одновременно рычаг управления топливом (2).
  • Комбинированный рычаг (4) установите в положение холодного запуска (A). При запуске прогретого двигателя, рычаг устанавливается в положение (B).


A - положение для холодного запуска. B - положение для запуска прогретого двигателя (положение полугаза).

  • Ручка стартера вытягивается до появления сопротивления и с силой выдергивается вверх (при несильном рывке есть риск залить свечу). При этом она не вытягивается до самого конца во избежание обрыва шнура и возвращается обратно постепенно, под натягом, чтобы шнур правильно лег на барабан. При необходимости производится несколько рывков. По возможности тяните вверх, так чтобы тросик не тёрся о корпус. Двигатель запускается только на короткое время и сразу глохнет, то есть в двигателе есть зажигание смеси топлива и воздуха.
  • Откройте дроссель путем перемещения комбинированного рычага вверх на одно положение фиксации (в положение полугаза), (B) на рисунке выше. Если рычаг остается в положении пуска холодного двигателя, то камера сгорания переполняется и двигатель захлебывается, придется выкручивать и сушить свечу, вентилировать камеру сгорания. Если есть декомпрессионный клапан, то его нужно снова открыть.
  • Снова потяните за пусковой тросик, так чтобы двигатель опять запустился.
  • После того как двигатель запустится и начнет работать, немедленно , коротко нажмите указательным пальцем на рычаг управления подачей топлива (2). При этом комбинированный рычаг перемещается в положение холостого хода I . Комбинированный рычаг может быть переставлен в положение нормального режима только рычагом управления подачей топлива - не применять силу. Двигатель должен переключатся на холостой ход немедленно - иначе при блокировке барабана сцепления тормозом, может произойти повреждение корпуса бензопилы и тормоза.
  • Медленно поднимите бензопилу с земли, при этом старайтесь не касаться рычага подачи топлива.
  • После этого отпустите цепной тормоз, левой рукой оттянув упор цепного тормоза на себя. При этом левая рука должна оставаться на рукоятке.
  • Перед тем, как приступить к работе, обязательно проверьте систему смазки цепи. Для этого поместите пилу на светлый фон (например, пень или лист бумаги, разложенный на земле) и дайте полный газ. Если на светлом фоне появятся пятна от масла, это означает, что система смазки цепей функционирует нормально.

Останавливают бензопилы переключением выключателя в положение "Стоп" (0), при котором происходит разрыв цепи зажигания.

Проверка работоспособности тормоза цепи

Перед началом работы необходимо проверить работоспособность тормоза цепи. Это можно сделать двумя способами:
  • При отключенном тормозе (его рукоятка отведена к ручке бензопилы) повышают число оборотов двигателя до средних значений (цепь движется со средней скоростью) и нажимают на рычаг тормоза, сдвигая его вперед. Если движение цепи прекращается, значит с тормозом все в порядке (см. фото ниже).
  • При холостом ходе и активированном тормозе цепи (рукоятка смещена вперед), увеличивают на короткое время (не более 3 секунд) обороты двигателя до максимальных. Если цепь остается неподвижной, значит, тормоз работает правильно.

Работа бензопилой с несправным тормозом цепи категорически воспрещается.

Способы работы и меры безопасности

Работу с бензопилой можно начинать только в том случае, если все ее узлы и механизмы исправны. При работе необходимо иметь устойчивое положение, под ногами не должно находиться ничего, что могло бы привести к нарушению равновесия или падению. Пилу следует крепко держать двумя руками за переднюю и заднюю ручки. При работе необходимо придерживаться следующих основных правил.

Пиление нужно начинать движущейся цепью. Пилить можно как нижней, так и верхний ветвью цепи, однако первый способ (А) является основным. При его использовании пила увлекается вперед, поэтому зубчатый упор должен упираться в дерево. При резке верхней ветвью (В) нужно быть готовым к тому, что пила отталкивается по направлению к оператору.

Нельзя перерезать несколько стволов или веток одновременно, нужно следить, чтобы при пилении одного ствола или ветки пила не касалась соседних.

Стволы с внутренним изгибающим напряжением следует подпиливать сначала со стороны сжатых волокон (сторона А на рисунке ниже) и перерезать окончательно со стороны растянутых (сторона В). Если делать наоборот, шина и цепь зажмутся в пропиле.

Нужно быть осторожным при пилении расщепленных деревьев, цепь может захватывать и выбрасывать с большой силой щепки. Кроме этого, расщепленные деревья могут зажимать шину.

При пилении лежащих на земле деревьев они должны быть зафиксированы от возможного перекатывания под воздействием пилы. Лучше всего уложить их на козлы.

Валка деревьев осуществляется двумя пропилами: подрезающим (А) и отсекающим (В).

Первый задает направление падения дерева (указано стрелкой). Он делается под прямым углом к требуемому направлению падения ствола, его глубина составляет от 1/5 до 1/3 толщины дерева. Сначала режется наклонная часть, затем горизонтальная. Отсекающий надпил располагают выше основания клина подрезающего и делают горизонтальным. Между подрезающим и отрезающим пропилами оставляют недопил примерно в 1/10 диаметра ствола.

Продолжительная эксплуатация бензопилы при максимальной нагрузке приводит к сильному нагреву ее деталей, поэтому при интенсивной работе рекомендуется делать непродолжительные перерывы, оставляя двигатель работать на холостом ходу.

Если цепь натягивалась во время работы бензопилы (будучи нагретой), после окончания работы ее следует ослабить, чтобы остывая и укорачиваясь, она не вызвала повреждений коленчатого вала и подшипников. При работе новой цепью ее нужно подтягивать во время работы, поскольку при приработке ее натяжение будет ослабевать.

Особое внимание следует обращать на опасность обратного удара, при котором шина с большой силой отбрасывается вверх.

Это происходит в том случае, если:

  • конец шины случайно натыкается на дерево или иной предмет;
  • цепь, находящаяся у вершины шины, защемляется в резе;
  • при резке шина случайно соприкасается с другим суком.

Как работать бензопилой, чтобы риск возникновения обратного удара был минимальным? Правила таковы:

  • не пилить вершиной шины;
  • прочно, надежной хваткой держать пилу обеими руками;
  • пилить при полной подаче топлива;
  • контролировать положение вершины шины;
  • не пилить за один раз более одного ствола или сука;
  • не держать бензопилу на высоте выше уровня плеч.
Однако, даже соблюдая все эти меры, нельзя исключить того, что обратный удар не произойдет. Чтобы предотвратить его нежелательные последствия, цепи оборудуются тормозом цепи, который практически мгновенно останавливает цепь во время обратного удара.

Очистка воздушных фильтров

При сильном загрязнении воздушных фильтров, снижается поступление воздуха в карбюратор, что приводит к переобогащению топливной смеси и падение мощности двигателя. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно очищать воздушные фильтры - в условиях особой запыленности и загрязненности несколько раз в день.


Фильтры очистки воздуха: 1 - крышка закрывающая фильтр тонкой очистки, 2 - фильтр тонкой очистки, 3 - крышка закрывающая фильтр грубой очистки, 4 - фильтр грубой очистки (фильтра грубой очистки может не быть).

Перед чисткой фильтров желательно закрыть воздушную заслонку карбюратора - как это делается при холодном запуске. После этого нужно снять предварительный (если он есть) и главный воздушные фильтры, закрыть всасывающее отверстие карбюратора чистой ветошью, во избежание попадания туда грязи, и приступить к очистке. Сначала фильтры продувают чистым воздухом, затем очищают мягкой щеткой. При сильном загрязнении промывают водой с каким-нибудь бытовым моющим средством, после чего хорошо просушивают. Нельзя в качестве моющих средств применять химически активные жидкости.

Регулировка карбюратора бензопилы

Правильная регулировка карбюратора бензопилы обеспечивает эффективную работу инструмента на полной мощности при экономном потреблении топлива. Она должна производиться при чистом воздушном фильтре и правильно натянутой цепи.

О том, как отрегулировать бензопилу конкретной модели, подробно описывается в инструкции по её эксплуатации. Для большинства применяемых карбюраторов регулировка осуществляется тремя винтами: для максимальных и минимальных оборотов и регулировки холостого хода. На фото ниже изображена бензопила Dolmar с тремя отверстиями для доступа к регулировочным винтам.

Обозначение H относится к винту максимальных оборотов, управляющему главным жиклером, L - к винту минимальных оборотов, управляющему жиклером холостого хода. С помощью винта S осуществляется точная регулировка оборотов холостого хода. Иногда, для упрощения настройки, количество доступных регулировочных винтов карбюратора уменьшают.

Настройка карбюратора бензопилы подразделяется на два этапа - базовый, осуществляемый при выключенном двигателе и окончательный, производимый на работающем прогретом двигателе. Точное значение углов поворота следует брать из инструкций по эксплуатации для конкретной бензопилы. Не соблюдение инструкции производителя может привести к повреждению двигателя.

Базовая регулировка карбюратора . Регулировочные винты максимальных H и минимальных L оборотов медленно поворачивают по часовой стрелке до упора, после чего выворачивают назад на 1.5 оборота.

Регулировка холостого хода . Перед регулировкой холостого хода двигатель необходимо прогреть в течение 3-5 минут, избегая при этом больших оборотов.

При вращении винта регулировки холостого хода S по часовой стрелке обороты повышаются, при вращении против часовой стрелки - снижаются. Вращением винта нужно добиться минимальных оборотов при одновременном обеспечении устойчивой работы двигателя. При этом цепь не должна двигаться. Таким образом, если двигатель останавливается на холостом ходу, винт S нужно довернуть по часовой стрелке, если цепь двигается, винт следует вывернуть против часовой стрелки.

Проверка ускорения . При плавном нажатии на акселератор двигатель должен уверенно и быстро набирать обороты от холостого хода до максимальных. Если обороты набираются медленно, с запаздыванием, винт L нужно медленно вывернуть против часовой стрелки, но не более чем на 1/8 оборота.

Проверка и регулировка максимального числа оборотов . Изменение максимального числа оборотов осуществляется винтом H. При его заворачивании (вращение по часовой стрелке) обороты увеличиваются, при выворачивании - уменьшаются. Двигатели бензопил имеют наибольшую скорость вращения около 13500 об/мин. Более высокую скорость не обеспечивает зажигание, кроме того, она становится опасной для двигателя. Предельные обороты можно определить по перебоям в зажигании. Если они наступают, винт H немного выворачивают против часовой стрелки.

После регулировки ускорения и максимальных оборотов следует снова проверить работу пилы на холостом ходу - двигатель должен работать устойчиво, цепь не должна двигаться. Если это условие не выполняется, настройка бензопилы должна повториться - за исключением этапа базовой регулировки.

Обслуживание свечи зажигания

Свечи зажигания рекомендуется менять примерно через 100 часов эксплуатации бензопилы. Признаком их неисправности являются недостаточная мощность двигателя, плохой запуск, перебои на холостом ходу. Если подобное наблюдается, останавливают двигатель и выворачивают свечу, предварительно сняв с нее колпак (1).

Во избежание ожога от горячего двигателя эту работу выполняют в рукавицах. При наличии нагара на свече, его убирают и проверяют зазор между электродами. В норме он должен составлять 0,5 мм. После очистки нагара и регулировки зазора проверяют работу свечи. Для этого включают зажигание, на свечу надевают колпак, зажав её в плоскогубцах с изолированными рукоятками, прижимают резьбой к цилиндру и дергают шнур стартера. Наличие яркой искры сигнализирует об исправности свечи, ее отсутствие - о неисправности. Исправную свечу устанавливают на место, неисправную - меняют на новую.

Замена быстроизнашивающихся деталей

Некоторые детали бензопилы, подверженные естественному износу, подлежат замене по истечении определенного срока эксплуатации. Их выход из строя не считается неисправностью. К быстроизнашиваемым деталям относятся цепь, шина, ведущая звездочка, элементы антивибрационной системы и некоторые другие.

Если не проводить вовремя замену быстроизнашивающихся деталей, их чрезмерный износ будет отрицательно сказываться на остальных узлах бензопилы. В частности, если не менять вовремя шину и ведущую звездочку, повышенная вибрация отрицательно скажется на подшипниках коленвала. Предельная глубина выработки зубьев звездочки должна составлять 0.5 мм. На практике звездочки нередко эксплуатируют до глубины износа 1 мм и более, - не подозревая о том, что это приводит к повышенной нагрузке на подшипники коленвала и ускоренному выходу их из строя. При износе 3-4-х цепей необходимо менять и саму шину, к этому времени ее износ достигает предельных значений.

Шина бензопилы изнашивается особенно сильно в зоне, резание которой выполняется наиболее часто, обычно, - это нижняя сторона направляющей шины. Для равномерности износа, шину при каждой замене цепи нужно перевернуть на 180° относительно горизонтальной оси.

При монтаже новой цепи следует ставить новую ведущую звездочку. Так как при нормальной нагрузке срок службы ведущей звездочки в два раза больше срока службы цепи, то целесообразно, использовать одну звездочку для попеременной работы двух цепей. Благодаря этому звездочка и цепи изнашиваются почти одновременно. Если новая цепь ставится на изношенную звездочку, то ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее. Для рентабельной эксплуатации бензопилы, расходуйте всегда совместно: одну направляющую шину, две ведущих звездочки, четыре пильных цепи.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Бензопила – отличный инструмент для резки древесины, отличающийся высокой производительностью и надежностью. Но прежде чем приступить к работе с ней, необходимо внимательно ознакомиться с прилагаемой инструкцией и выполнить ряд подготовительных операций. Они помогут избежать поломки агрегата и обеспечат его безопасную эксплуатацию. Приведенные здесь полезные советы при работе с бензопилами основаны на рекомендациях производителей оборудования и опыте профессиональных мастеров.

Если инструкция по эксплуатации бензопилы изучена вами, и вы разобрались с местоположением и принципом действия всех ее узлов, можно приступать к подготовке первого запуска инструмента. Сначала наружным осмотром убеждаются в полной комплектности бензопилы и в отсутствии видимых повреждений. Направляющая шина должна быть закреплена на штатном месте, а режущая цепь вставлена в ее пазы и введена в зацепление со звездочкой.

Важно, чтобы цепь имела оптимальное натяжение. При слишком плотной посадке возрастет нагрузка на двигатель, а ослабление зацепления может привести к соскоку и заклиниванию деталей . Для проверки потяните цепь в средней части шины вверх. При этом ее хвостовики должны выходить из паза на несколько миллиметров. Если этого не происходит или наблюдается сильное провисание, необходимо отрегулировать положение шины.

Заправка топливной смесью и маслом для смазки цепи

В соответствии с рекомендациями завода-изготовителя готовится топливная смесь из бензина указанной марки и масла для двухтактных карбюраторных двигателей. Соотношение для большинства зарубежных моделей составляет 1:40 или 1:50. Топливо заливается при снятой крышке заправочного бака, обозначенного значком бензоколонки . Отдельно система смазки цепи, отмеченная изображением капли , заполняется машинным маслом типа W30-W40.

Часто производители советуют использовать марки собственного бренда.

Первый запуск бензопилы

Новую бензопилу нельзя сразу эксплуатировать под максимальной нагрузкой. Все вращающиеся части инструмента должны сначала притереться друг к другу. Рекомендуется при первом запуске сработать полный бензобак, не прилагая к пиле высоких усилий . Если такое испытание прошло успешно, можно в последующем пилить бензопилой без дополнительных ограничений.

Запуск бензопилы производят на ровной горизонтальной площадке . Порядок пуска на примере пилы Stihl должен быть следующим.

  1. Протянуть вручную цепь вдоль шины, убедившись в плавности хода и отсутствии избыточного сопротивления.
  2. Включить тормоз цепи, отведя его рукоятку от себя.
  3. Открыть декомпрессионный клапан цилиндра.

  4. Несколькими нажатиями на праймер подать топливную смесь в карбюратор.

  5. Чтобы правильно заводить пилу, надо прижать заднюю ручку правой ногой к земле. Удерживая левой рукой переднюю рукоятку, правой зафиксировать в рабочем положении рычаг подачи топлива.
  6. Комбинированный переключатель поставить в положение холодного пуска.
  7. Рывком ручки стартера запустить зажигание двигателя, который почти сразу должен заглохнуть.
  8. Открыть дроссельную заслонку до положения полугаза.

  9. Повторным рывком тросика стартера снова запустить двигатель, сразу же переключив рычаг подачи топлива в положение холостого хода.
  10. Потянуть на себя рукоятку цепного тормоза, переведя его в рабочее положение.
  11. Поднеся дальний конец направляющей шины к чистой и светлой поверхности, убедиться в работе системы смазки цепи по разбрызгиванию мелких капель масла.

Убедившись в том, что все узлы и механизмы пилы исправны и на холостом ходу не издают посторонних шумов, можно переходить к работе под нагрузкой.

Меры безопасности при работе с бензопилой

Приобретая подобный инструмент, надо знать, как правильно пользоваться бензопилой. Охрана труда требует от работника пользоваться только исправным оборудованием . Поэтому эксплуатация бензопилы требует:

  • обязательного ее осмотра перед каждым запуском;
  • регулярной проверки состояния и настройки основных узлов;
  • своевременного добавления масла и регулирования натяжения цепи;
  • прекращения работы при обнаружении неисправности тормоза цепи и других важнейших деталей и приспособлений.

Нельзя вносить самодельные изменения в конструкцию инструмента или использовать непригодные для используемой модели запасные части. Некоторые умельцы рассказывают о том, как завести бензопилу без стартера . Но они забывают, что его крыльчатка необходима для охлаждения мотора, который начнет перегреваться с угрозой выхода из строя.

Работать бензопилой можно только в спецодежде с применением специальных перчаток, обуви с металлическими вставками, каски и средств защиты глаз. При этом инструмент держат двумя руками с прямой спиной, не наклоняясь далеко вперед и не поднимая пилу выше плеч. Не рекомендуется располагать части тела в плоскости распила. Техника безопасности запрещает перемещаться с бензопилой, у которой вращается режущая цепь.

Практическая работа с бензопилой при валке деревьев и резке сучьев требует соблюдения особых правил по недопущению травмирования работника падающими стволами. Особенно опасен обратный удар пилой, наткнувшейся на препятствие. Лесорубу нельзя:

  • валить деревья за один пропил;
  • одновременно резать несколько сучьев;
  • выполнять рез концом шины;
  • находиться в зоне падения дерева.

Техническое обслуживание бензопилы

Уход за бензопилой включает в себя:

  • содержание в чистом и сухом состоянии;
  • своевременную регулировку всех узлов и агрегатов;
  • замену изношенных деталей на новые.

Надо регулярно обслуживать бензопилу, выполняя следующие операции:

  • добавление топливной смеси и масла для смазки трущихся поверхностей;
  • регулирование натяжения цепи, которая со временем удлиняется;
  • смазывание ведомой звездочки шины;
  • продувка или промывка воздушного фильтра;
  • чистка камеры сгорания цилиндра;
  • замена цепи, направляющей шины и ведущей звездочки по факту истирания более 0,5 мм от номинальных размеров.

Все работы по техническому обслуживанию бензопилы выполняются только при выключенном двигателе.

При необходимости прекращения работы на длительный срок все агрегаты бензопилы тщательно очищаются . При этом металлические детали покрываются смазкой, а цепь снимается и погружается в масло. Топливо обязательно сливается. Хранить такой инструмент рекомендуется в теплом и сухом помещении.

Выполнение перечисленных в данной статье правил поможет вам эффективно и безопасно работать бензопилой в течение предусмотренного изготовителями срока службы.

Благодаря бензопилам, процесс валки леса, заготовки дров, ухода за садом стал намного проще. Большой топливный бак или электрический аккумулятор, компактные размеры оборудования, а также высокая мобильность гарантируют вам несколько часов комфортной и продуктивной работы. Некоторый типы бензопил можно применять не только для распилки дерева, но и для работы с бетоном или же камнем. Для этих целей используются, как правило, циркулярные или же сабельные пилы.

После покупки новой бензопилы, каждому владельцу скорее хочется начать ее использование. Однако стоит отметить, что особое внимание нужно уделить изучению техники безопасности и правил использования, заправке и смазке пилы, обслуживаю. Ведь именно это напрямую влияет на качество и продолжительность работы бензопилы, ее срок службы и эффективность результата.

Подготовка и начало работы бензопилой

Возможно, самый важный этап в использовании новой бензопилы - правильная подготовка к работе, поскольку именно от этого зависит, как будет пилить ваше оборудование. Для пользователя необходимо правильно собрать пилу, соблюдать соотношения компонентов при приготовлении топлива, заправить маслом, обкатать и т.д. Все эти шаги сказываются на работе и результате распила, а также влияют на срок службы бензопилы.

Комплектация бензопилы

Зачастую, каждый производитель поставляет свои бензопилы практически в собранном виде. Вам остается лишь установить шину, отрегулировать натяжение цепи и заправить оборудование маслом и топливом. Однако некоторые производители оставляют за собой право изменять комплектацию коробки дополняя ее аксессуарами и деталями, облегчающими обслуживание бензопилы.

Масло, топливная смесь и обкатка мотора

Каждая бензопила требует особенную топливную смесь, в которой бензин разбавляется небольшой долей масла. Так двигатель получает топливо для работы и необходимую смазку для ее плавности и легкости. Как правило, лучше выбирать качественный, свежий бензин, октановое число которого не ниже 92. Однако, есть модели импортных, дорогостоящих бензопил, которые работают на бензине А95 и не ниже.

Также важно соблюдать пропорции и на 1 литр бензина использовать 20 мл моторного масла. На самих упаковках с маслом вы найдете пропорцию 1:50.

Смазка цепи во время работы - залог хорошей и качественной распилки. Чтобы бензопила правильно пилила бревна без вреда запчастям и комплектующим, рекомендуется использовать качественное фирменное масло. Если же производитель пил не выпускает масел, то можно применять моторное масло, вязкость которого составляет W30-W40.

Правильное начало работы новым инструментом - еще один основополагающий этап, от которого зависит долговечность, исправность и качество работы бензопилы. Для того, чтобы сделать так званую “обкатку”, нужно дать поработать бензопиле вхолостую по несколько минут на разных скоростных режимах. Пила устанавливается на ровную поверхность, заводится мотор и работает 2-3 минуты на малых и средних оборотах.

После этой процедуры проверяется степень натяжения цепи, натягивается, если это необходимо и можно совершить пару пробных пропилов.

Как правильно пилить бензопилой?

Работа бензопилой - опасное занятие, при котором нужно думать не только о своей безопасности, но и об окружающих людях, предметах, сооружениях. В инструкции производитель всегда указывает несколько правил и советов, рассказывающих как работать бензопилой начинающему оператору. Перед началом работы необходимо удостовериться в исправности оборудования, достаточном количестве топлива и масла. Нужно осмотреть объект спила, рассчитать направления валки, очистить землю возле обрабатываемого дерева под углом 45 градусов со всех сторон вокруг дерева и по бокам от направления падения.

Безопасным считается расстояние, равное двум длинам дерева в любом из направлений. На этой территории не должно находится никак лишних предметов.

Правильно пилить бензопилой нужно заняв устойчивое положение, широко расставив ноги. Плечо упирается в ствол дерева, а направляющий подпил старайтесь делать как можно ниже, чтобы облегчить себе задачу по валке и оставить после работы маленький пень. Также важно, чтобы дерево не было гнилым, поскольку оно может упасть не по заданной траектории.

Что можно пилить бензопилой?

Достоинством бензопил является то, что они очень полезны и универсальны. Так, например, богатый ассортимент на рынке предлагает большой выбор бытовых, полупрофессиональных и профессиональных бензопил, которые отличаются мощностью, габаритами, весом, длинной шины и некоторыми менее значительными показателями и техническими характеристиками.

В зависимости от типа пилы, область ее использования также меняется. Вы можете бензопилой и дрова заготовить, и сухостой спилить ненужный. Используя пилы более профессионально, ими спиливают деревья, заготавливая доски и полена. В строительстве бензопилы могут применяться для разрезания пенобетона, пластиковых труб, камень и т.д. Опытные специалисты даже такой хрупкий материал на дсп могут пилить бензопилой. Для этих целей они используют либо пилы малых мощностей, либо же циркулярные дисковые пилы.

Частым вопросом на форумах является можно ли резать бензопилой лед? Можно, но придерживаясь некоторых правил. Масло для смазки можно не использовать, а пропил необходимо производить только кончиком шины. После резки цепь нужно качественно вытереть от воды, чтобы исключить появление ржавчины.

Как правильно пилить бревна разных размеров?

Для комфортной работы пилой по древесине разной породы и толщины, необходимо правильно подобрать полотно. Логично ведь, что при валке тонких и небольших деревьев, нет смысла использовать большие и тяжелые машины. Поэтому рекомендуется отталкиваться от диаметра ствола:

  • до 300 мм. используйте полотно до 35 см;
  • стволы 300-600 мм. требуют средние полотна, 35-65 см. длиной;
  • для ствола 600 мм. и больше используйте тяжелые полотна, длина которых 65 см. и более.

Правильный процесс валки больших и маленьких деревьев

Тонкие (до 15 см.) и невысокие растения можно пилить одним заходом. Однако же, если дерево имеет существенную высоту и большой объем ствола, такой метод валки не подходит. Правильно пилить большие деревья нужно следуя следующим шагам и правилам:

  • первый пропил делается со стороны, куда дерево должно упасть, под углом 45° и на четверть диаметра ствола;
  • второй пропил - горизонтальный, ниже первого до их состыковки;
  • третий - валочный пропил - осуществляется на противоположной стороне, параллельно второму надпилу и выше примерно на 5 см.

На следующей картинке изображена схема расположения пропилов:

После третьего пропила необходимо вынуть полотно пилы и отойти на безопасное расстояние.

Как правильно пилить лежачее бревно пополам и на доски?

При создании досок и полон хорошим помощником станет Big Mill - специальное приспособление для продольной распиловки бревен. Как же распилить бензопилой бревно вдоль? Для того, чтобы правильно пилить бензопилой доски, на бревне нужно сделать разметку, отбить ось, а только потом приступать к самой распиловке.

Правильная разметка - залог качественного и аккуратного распила. Чтобы это сделать корректно, следуйте следующим советам:

  • центр бревна определяется строительным уровнем: диаметр дерева делится пополам и середина отмечается карандашом прямо на брусе;
  • далее уровень располагается горизонтально на отмеченной точке и проводится вертикальная линия карандашом вдоль всей древесины;
  • повторяем действия на лицевой части;
  • обивочный шнур располагаем вдоль дерева с одной стороны бревна, натягиваем и сбиваем яркий мел, чтобы очертить ровную линию посередине всего бруска;
  • аккуратно следуя нарисованной линии, бревно распиливается на две части.

Особенности распиловки бревна на доски

В мастерской пилить бревна на доски разного размера не составит труда. Однако, если вы находитесь в условиях леса, то сделать с подручными материалами будет не просто. Но дальше опишем доступную инструкцию, как правильно пилить доски бензопилой, имея при себе сам пильный агрегат, самодельный станок и несколько саморезов.

  1. Из досок сооружается уголок, который будет играть роль направляющей. Для укрепления конструкции внутрь можете поместить деревянные бруски.
  2. Саморезами фиксируете этот уголок на обрабатываемом бревне.
  3. Прижимаете крышку крепления к одной из досок и делаете первый пропил.
  4. Уголок переставляется на вертикальную сторону и снова таким же образом фиксируется саморезами.
  5. После спила сторон с корой, можно приступать к распиловке досок. Важный момент заключается в том, что правильно пилить их, толкая бензопилу коленом или бедром, но никак не руками.

Работать бензопилой по камню, газобетону и другим материалам

Бензопилы также позволяют работать ними по бетону. Обычно для этих целей используются алмазные круги на электрических дисковых пилах, однако в некоторых условиях работать ими нет возможности. Как же правильно пилить железобетон, камень и другие материалы обычной бензопилой?

Наиболее подходящим вариантом для распиловки кирпича и других каменных материалом подходят так званые сабельные пилы. Средняя глубина реза у них составляет 30-40 см. Особенным достоинством можно отметить возможность входа пила и самого пиления с поворотом на 90 градусов. Такие движения делаются при строительстве оконных или дверных проемов, а также арок и ниш.

Пильный элемент в бензопилах сабельного типа - алмазная цепь. Ее отличительной чертой выступают сегментные напайки, которые делают цепь более прочной и надежной. Шина также отличается от шин бензопил, приспособленных для пиления дерева.

Шина сабельной цепи оснащена некоторыми каналами, через которые поставляется вода для охлаждения ленты и очистки рабочей зоны. В основном такие пилы имеют двухтактный двигатель невысокой мощности, что делает их удобными для бытового применения.

Приспособления, облегчающие работу бензопилой

Для того, чтобы сделать рабочий процесс наиболее комфортным и легким, существует ряд приспособлений и насадок на бензопилы.

Данные насадки используются для удаления коры, лишних и ненужных наростов и сучьев, вырезания чаш, углублений и пазов, придания плоскости округлым поверхностям и т.д. Разделяют барабанные и дисковые дебаркеры.

Устройство для вертикального распила

Правильно и ровно пилить доски вам поможет такое устройство, гарантирующее прямолинейное движение пилящим агрегатом. Он позволяет не только распилить древесину пополам или на 4 части, но и выпилить бруски, доски.

Приспособление для горизонтальной распиловки

Данное устройство, наоборот, позволяет совершать правильные распилы в горизонтальной плоскости, то есть пилить бревна (цилиндры). Например, они могут пригодиться для заготовки дров.

Возможные проблемы с бензопилами и их решение

Каждый производитель в руководстве по эксплуатации указывает ряд самых распространенных поломок или неполадок, с которыми может встретиться оператор до, во время и после работы оборудованием. Такие проблемы пользователь, как правило, правильно может решить самостоятельно, проведя небольшое техническое обслуживание. Если же проблему не удалось решить самому, рекомендуется обратиться в сервисный центр за помощью специалиста.

Во время самих пильных работ, пила может застрять в стволе дерева. В этом случае категорически нельзя ее резко вырывать, особенно, если двигатель еще заведен. Для таких случаев, большая часть бензопил оснащена системой аварийного стопа, при которой цепь резко останавливается для обеспечения безопасности оператора.

Правильным будет остановить мотор и наклонить ствол до тех пор, пока не выскользнет пила.

Также возможно, что при распиловке, бензопила начинает пилить в бок. Причин, по которым бензопила пилит криво, не много:

  • неправильная заточка цепи;
  • неподходящая цепь по параметрам;
  • гарнитура пилы уже порядком износилась.

Чтобы устранить данную проблему, попробуйте заменить цепь на новую, правильно подобрав ее для вашей шины.

Причины, почему плохо пилит бензопила также имеют основу в неправильном обслуживании. Так, например, было использовано некачественное топливо или смазочное масло. Возможно, вышли из строя настройки натяжения цепи или есть необходимость настройки карбюратора. Чтобы наверняка идентифицировать проблему, почему плохо пилит пила, необходимо провести техническое обслуживание.

Правильно держать бензопилу двумя руками, а не одной, а во время распиловки она должна находится сбоку от оператора. В таком положении пила в аварийных ситуациях не сможет травмировать пользователя. Конечно же, перемещение по территории нужно делать исключительно при выключенном моторе.

Помимо общей техники безопасности, не стоит забывать и о личной защите. Используйте специальную одежду и перчатки. Специальные очки, наушники и маска защитят органы чувств от громкого шума, пыли и щепок. Обувь должна быть закрытой и удобной.

Видео обзоры как правильно пилить бензопилой

После покупки бензопилы владельцу не терпится поскорее испытать ее в работе.

Хорошо, если он уже имеет навыки обслуживания и безопасной эксплуатации этого инструмента. Если же такого опыта нет, то не следует спешить с первым пуском.

Потратив немного времени на изучение методики подготовки бензопилы к работе, уяснив приемы безопасного обращения с ней, вы убережете себя от травм и продлите жизнь своей механической помощнице.

Советы о том, как правильно пользоваться бензопилой, делятся на четыре группы:

  1. Подготовка.
  2. Запуск.
  3. Приемы работы и техника безопасности.
  4. Обслуживание.

В этом порядке мы и рассмотрим их в нашей статье.

Подготовка инструмента

Бензопила – моторизованный инструмент, основу которого составляет двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он не может работать на чистом бензине, поэтому для запуска требуется приготовить бензомасляную смесь.

Ее пропорция простая: на 1 литр бензина марки не ниже А92 (для дорогих импортных бензопил марка не ниже А95) берем 20 граммов специального моторного масла для бензопил. В инструкции эту пропорцию обозначают 1:50. Размешав в пластиковой емкости топливо и масло, открываем заливную горловину и наполняем бак горючей смесью.

Новичкам советуем быть внимательными, чтобы не перепутать горловину для топлива с горловиной для заливки масла, смазывающего цепь. На некоторых моделях бензопил они обе размещаются на одной стороне корпуса. Отличить их можно по специальной маркировке, нанесенной рядом с отверстием. На топливной горловине вы увидите значок бензоколонки. Рядом с маслозаливной горловиной наносится символ капли.

Хорошая смазка цепи – важное условие качественной работы бензопилы и долгой жизни пильной шины. Инструкция по эксплуатации бензопилы рекомендует использовать только фирменное масло производителя. Кроме него, допускается заливка качественного автомобильного моторного масла вязкостью W30-W40. Использовать для смазывания цепи грязную отработку и прочие нефтяные суррогаты мы не рекомендуем.

Отметка, до которой в бачок заливается цепное масло, всегда находится поблизости от заправочной горловины. Работая бензопилой, не забывайте периодически поглядывать на нее, чтобы не прозевать момент пополнения бачка. Кроме пильной цепи, изредка (1 раз в месяц) следует смазывать подшипник шины, расположенный на ее внешней концевой части. У некоторых шин там имеется специальное отверстие, в которое с помощью шприца вбрызгивают несколько капель масла. Заправку пилы топливом нужно делать только на горизонтальной твердой поверхности.

Запуск бензопилы

Залив топливную смесь и смазку цепи, можно приступать ко второму этапу – запуску бензопилы. Здесь вам также пригодится инструкция производителя.

В ней кратко и доступно описаны основные этапы данной операции:

  1. Проверка натяжения цепи (тянем за верхние средние звенья) . Если они поддаются с некоторым усилием, это значит, что цепь натянута достаточно хорошо. Если же пильная цепь провисает, то нужно воспользоваться натяжным механизмом и подтянуть ее.
  2. Тянем цепь вдоль шины . При нормальном натяжении она вращается легко. Если же вы перетянули цепь, то ее нужно немного ослабить. Попутно смотрим на положение цепного тормоза (широкий пластиковый щиток рядом с передней рукоятью). Он должен быть включен (отжат вперед от передней ручки, за которую держат пилу). При холостом ходе, когда двигатель прогревается, нам не нужно, чтобы цепь вращалась. Поэтому мы и ставим ее на тормоз.
  3. Устанавливаем бензопилу на ровную площадку . Переднюю ручку удерживаем левой рукой. На заднюю ручку ставим правую ногу, включаем кнопку зажигания, выдвигаем дроссельную заслонку и несколько раз резко дергаем за рукоятку стартера. Как только двигатель даст первую «вспышку», задвигаем дроссельную заслонку и снова резко вытягиваем рукоятку стартера до момента запуска мотора.
  4. Отключаем цепной тормоз, убедившись, что под пильной цепью нет посторонних предметов , которые она может подхватить, и пару раз нажимаем на газ, чтобы прогреть инструмент.
  5. Проверяем подачу смазки на цепь. Для этого подносим пилу к любому светлому объекту (лист бумаги, доска, срез пня). Если на нем появляется след от масла, значит, смазка в достаточном количестве поступает на цепь.

Описанная выше процедура запуска выполняется на холодном моторе. Если пила уже поработала некоторое время и была заглушена, то ее пуск делается рукояткой стартера без использования дроссельной заслонки.

Правила работы и техника безопасности

Цепная бензопила – травмоопасный инструмент. Этот факт не должен вызывать панического страха. Он призван побуждать владельца к постоянному контролю за своими действиями во время работы.

Итак, что требует техника безопасности при работе бензопилой?

Во-первых, не пожалейте денег на покупку комплекта спецодежды (перчаток, защитного шлема, костюма и специальной обуви). Он станет надежной защитой от повреждений.

В частности, перчатки для таких пил хорошо защищают пальцы рук от травмирования. Их ткань при контакте с цепью наматывается на нее и блокирует, спасая пальцы от острых зубьев. Защитный шлем не даст щепкам повредить глаза и защитит голову от падающих веток.

Обувь лесоруба снабжена стальными пластинами. При неожиданном отскоке пилы они принимают на себя режущий удар.

Во-вторых, не держите пилу прямо перед собой. Удерживайте ее так, чтобы ваши ноги находились сбоку от линии реза.

В-третьих, держите пилу крепко, обхватывая рукоятки всеми пальцами. При этом правую руку нужно держать на задней ручке, а левую – на передней.

Дополнить эти три базовых правила нужно другими не менее важными пунктами:

  • Осторожно вставляйте работающую пилу в сделанный пропил.
  • Остерегайтесь пилить кончиком шины (высока вероятность обратного удара).
  • Удалите из зоны работы все посторонние предметы, о которые можно споткнуться и упасть.
  • Выполняя резку, не наклоняйтесь очень низко, чтобы не потерять равновесие.
  • Не работайте, держа бензопилу выше плеч.
  • Не держите инструмент слишком далеко от себя, чтобы при долгой работе спина и руки не напрягались и не уставали.
  • Спину всегда нужно держать прямой, а ноги широко расставленными.
  • Распил можно вести обеими сторонами шины. При этом нужно учитывать, что при резке нижним краем цепь уводит пилу вперед, а при работе верхней частью она тянет пилу назад.
  • Перед тем, как перенести пилу на новое место работы, заглушите двигатель или поставьте цепь на тормоз (холостой ход).

Хорошее правило – работать не в одиночку, а с напарником, который сможет оказать первую помощь.

Перед спиливанием дерева, нужно встать справа от него и выполнить подпил (под углом 45 градусов на глубину не более ¼ диаметра ствола). Подпил делают со стороны падения дерева (направление естественного наклона ствола). После этого с другой стороны делается горизонтальный подрез – основной валочный пропил. Его на несколько сантиметров не доводят до наклонного подпила, чтобы дерево не рухнуло раньше времени (рисунки 1 и 2).

Для исключения зажима шины пилы в основном пропиле, в него вставляют деревянный клин.

Рис. №1 схема резки ствола бензопилой
Рис. №2 (1, 2 – верхний и нижний подпилы, 3 – основной валочный пропил)

При работе нужно следить за тем, куда движется ствол. Это правило поможет избежать серьезных травм, если ствол упадет в незапланированном вами направлении.

Когда дерево начинает падать, нужно быстро извлечь из разреза пилу, выключить ее двигатель и покинуть зону работы.

Повалив дерево, не следует расслабляться, поскольку основное количество травм статистика фиксирует именно на стадии обрезки веток.

Для безопасного выполнения данной работы следуйте таким правилам:

  • фиксируйте ствол подкладками, чтобы он не сдвинулся и не покатился;
  • стойте слева от поваленного дерева, а начинайте резку – с нижних веток;
  • толстые ветви спиливайте, начиная с их конца и постепенно продвигаясь к стволу.

Если при распиливании упавшего дерева бензопилу заклинило, не дергайте ее, пытаясь извлечь. Сначала отключите мотор и с помощью толстых веток-рычагов попытайтесь приподнять или наклонить ствол, чтобы расширить рез.

Обслуживание инструмента

Это показатель профессионализма владельца. Если за бензопилой организован своевременный и качественный уход, то работать она будет надежно и долго.

Закончив работу, инструмент нужно очистить от опилок и мусора. Не забывайте проверить степень натяжения цепи и уровень смазки. Правильное обслуживание бензопилы предполагает регулярную проверку состояния воздушного фильтра. Если не следить за его чистотой, то вам гарантированы проблемы с пуском.

Быстрее всего на данном инструменте изнашивается цепь, шина и ее ведущая звездочка. Поэтому их состояние также нужно постоянно контролировать.

Если в баке осталось топливо, то его нужно слить в отдельную емкость. Инструкция производителя рекомендует вырабатывать приготовленную смесь в течении 2-3 недель.

Практически каждый человек, проживающий в частном доме или имеющий дачный участок, время от времени пользуется бензопилой, работающей на бензиновом двигателе внутреннего сгорания. У новичков в этом плане часто возникает вопрос о том, как правильно заводить бензопилу. Тут стоит отметить, что профессиональные, полупрофессиональные и бытовые инструменты заводятся примерно одинаково. Как именно это делать - будет рассказано в материале.

Особенности запуска инструмента

Для запуска инструмента нужно, чтобы несколько процессов произошли одновременно:

  • под поршень двигателя должна быть подана топливная смесь;
  • она должна максимально сжаться;
  • в этот момент для воспламенения и запуска должна быть подана искра.

Каждый из перечисленных процессов происходит в момент, когда вы тянете ручку стартера. При использовании новой бензопилы нужно не забыть про обкатку.

Однако на деле все не так просто. Топливо для запуска инструмента в режиме горячего и холодного двигателя должно отличаться по качеству воздушной смеси . Так, горячий двигатель может заработать с нормальным уровнем воздуха, который обеспечит его стабильную работу и будет нормально держать обороты холостого хода. Однако аналогичного количества воздуха будет много для приведения в работу холодного двигателя. Перед запуском бензопилы стартер потребуется потянуть порядка 10 раз и, возможно, больше.

Чтобы снизить количество воздуха и увеличить подачу топлива в карбюраторе бензопилы, устанавливается специальная заслонка, отвечающая за вопрос регулировки количества воздуха при запуске двигателя . Заводить двигатель посредством пилы получится быстрее, поэтому продолжительность работы стартера и пилы в целом будет увеличена.

Очень опасно выполнять запуск пилы в месте заправки.

Запуск согласно инструкции

Разные модели бензопил имеют свои особенности запуска и свои механизмы. Алгоритм запуска устройства мы рассмотрим на примере популярной модели бензопилы Stihl M. S. 180.

Перед началом процесса запуска нужно отметить, что в инструкциях к некоторым моделям бензопил написано, что перед тем, как завести инструмент, следует включить тормоз экстренной остановки для обеспечения дополнительной безопасности. Но при фиксированном тормозе запуск произвести будет сложнее .

Соответственно, его будет лучше расфиксировать.

Если все делать правильно, то ничего сложного не будет. В случае если вы переживаете, что без фиксации бензопила в момент запуска причинит вред, то лучше вообще не рисковать и не приниматься за работу. Итак, алгоритм запуска инструмента «Штиль» следующий:

  • Перед тем как приступить к заведению инструмента, рычаг регулировки заслонки следует перевести в нижнее положение. Помните, что он двигается на пиле до низа только при условии нажатия кнопки газа. Кнопку газа нажмите и переведите вниз рычаг. Так вы закроете карбюраторную заслонку и зафиксируете газ в нажатом положении;
  • Далее, энергичными движениями дергайте ручку стартера, пока не услышите характерный звук попытки заведения инструмента. Он тут же должен заглохнуть. Затем рычаг регулировки положения заслонки переводится на шаг вверх;
  • В данном положении опять дерните ручку стартера, пока пила не заведется. И если она заведется, то из-за того, что ручка газа зафиксирована нажатой, работа будет проходить на высоких оборотах;
  • Потом один раз нажмите и отпустите кнопку газа, чтобы рычаг регулировки заслонки автоматически принял рабочее положение, а обороты снизились;
  • В случае необходимости приведения в работу прогретой бензопилы нужно поставить рычаг в рабочее положение, а затем ее заводить;
  • Чтобы остановить работу двигателя машины, рычаг регулировки заслонки нужно привести в положение вверх.

Удержание инструмента

Чтобы правильно запустить бензопилу в работу, следует в момент запуска ее удерживать верным способом. Здесь очень важно расположение пилы. Удержание в момент пуска может осуществляться двумя способами.

В первом случае пилу устанавливают на ровную поверхность, левую руку при этом нужно держать прямо и удерживать ею инструмент за верхнюю рукоятку, правую ногу поставьте на защиту для второй руки, а сам инструмент прижмите к земле. В подобном положении выполнить запуск инструмента будет удобно, поскольку ваша правая рука свободна, а инструмент при этом зафиксирован вполне надежно.

Независимо от того, в каком положении планируется проводить запуск пилы, обязательно включите тормоз пильной цени.

Во втором варианте нужно занять положение стоя и удерживать верхнюю ручку инструмента левой рукой, а заднюю ручку зажмите между ног. Благодаря такой позиции вы с легкостью заведете маломощный инструмент, и он будет надежно зафиксирован, тем самым вы защитите себя от несчастного случая.

Запуск без стартера

Часто многие домашние мастера интересуются тем, можно ли привести в действие бензопилу без помощи стартера. Ответ очень простой: это сделать в принципе нельзя.

Ни один из производителей не предусмотрел других альтернативных способов запуска. Поэтому даже если вы снимете стартер и попробуете запустить машину как-то по-другому, работать она все равно не будет, поскольку в системе охлаждения произойдут нарушения. В данной системе стоит улитка для передачи потока холодного воздуха от крыльчатки маховика в сторону цилиндра. Если ее не будет, то двигатель будет перегреваться и в итоге заклинит.

Причины, по которым бензопила не заводится

Проводить запуск инструмента нужно строго согласно инструкции. Но если вы выполнили все перечисленные пункты, а пила так и не завелась, это означает, что с ней что-то не так. Причин, по которым она может не завестись, есть несколько:

  • отсутствует искра;
  • топливо не подается;
  • засор воздушного фильтра.

Итак, что же нужно делать, чтобы выявить истинную причину, по которой инструмент не работает?

Во-первых, нужно обязательно сказать, если инструмент не запустился, винты на карбюраторе ни в коем случае нельзя крутить . А если вы не являетесь профессионалом в данной области, то даже не пробуйте своими руками ничего настраивать или пытаться заводить инструмент .

Перечисленные ниже действия, необходимые для того, чтобы инструмент начал работать, нужно совершать в строго указанной последовательности. Начинать выполнять следующий пункт нужно лишь тогда, когда предыдущий не сработал. Действия таковы:

В приведенном выше материале было рассмотрено, как правильно завести бензопилу на примере одной из моделей «Штиль», а также то, как вести себя, если инструмент не может завестись. Если вы новичок в этом деле или столкнулись с проблемой, то такая информация может вам пригодиться в будущем.