Ремонт Дизайн Мебель

Подшивка свесов крыши по стропилам. Подшивка свесов крыши - доступные варианты и способы. Подшивка свесов крыши: варианты обшивки и техника выполнения

Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

Как подшить свесы крыши своими руками

Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки - доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

Свес имеет чисто практическое назначение - защиту стен от воздействия внешних факторов - дождя, града и снега.

Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

  1. Лист металлический оцинкованный.
  2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
  3. Доска - вагонка шпунтованная.
  4. Сайдинг виниловый.
  5. Софиты - специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.

Различают два вида свесов:

Фотогалерея: подшивка свесов кровли

Кровельные свесы, обитые вагонкой, хорошо дополняют внешний вид дома из бруса или оцилиндрованного бревна Подшивка обрезными досками применяется в качестве простого и недорогого способа отделки свесов Сайдинг служит дольше, чем дерево, поэтому кровельные свесы будут надёжно защищены не один десяток лет Металлические софиты не только придают дому законченный вид, но и служат для вентиляции подкровельного пространства

Отделка кромок свесов

Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.

Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

Оптимальный размер свесов

Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры - широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.


Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

Основные способы подшивки свесов

Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:


Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

Чем подшить свес снизу

Для формирования свесов применяются различные материалы:

  1. Доска из древесины хвойных пород - ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
  2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.


    При использовании вагонки не нужно набивать нащельники

  3. Сайдинг поливинилхлоридный. Этот материал принято применять для навесов на фронтонах, но используют его и для подшивки свесов. Материал ценен тем, что не нуждается в постоянном уходе. Пластины сайдинга устанавливаются под прямым углом к стенам. Крепление производится к деревянным планкам обрешётки самонарезающими винтами через предусмотренные для этого отверстия. Каждая очередная планка фиксируется к предыдущей детали замковым креплением. В комплект ПВХ сайдинга входят доборные элементы, при помощи которых можно скрыть концевые резы.


    Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе

  4. Профлист. Для подшивки свесов часто применяется профилированный лист. Для этой цели используют мелкогребенчатые сорта с высотой волны порядка 8–10 миллиметров. Их можно располагать по длине вдоль стены или в мелкой нарезке перпендикулярно. Такой профиль производится способом гибки на профилегибочных станах. Более удачным с точки зрения дизайна решением считается использование алюминиевого профилированного листа, полученного способом прокатки. Такой профиль может иметь анодированное покрытие самых разных цветов, в гамме которых можно подобрать нужный оттенок. Такой прокат долговечен и не требует постоянного ухода.


    Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

  5. Гладкий стальной лист. Его используют с защитным покрытием из цинка или алюмокремния. Выгода использования состоит в возможности придать листу нужную форму гибкой. Используются также листы с защитным покрытием в виде краски или пластика.
  6. Использование ОСП или фанеры. Это листовой материал, который хорошо подходит для отделки свесов. ОСП представляет собой изделие из специально ориентированной древесной щепы. Производится способом прессования с использованием полимерных связующих. Процесс происходит при высокой температуре и высоком давлении. В результате получается абсолютно не гигроскопичный материал высокой прочности. В то же время поверхность плит имеет оригинальный рисунок, позволяющий применять его в дизайнерских целях. Для отделки свесов применяется и фанера, изготовленная на полимерных связующих. Тем не менее наружные слои шпона подвергаются воздействию атмосферы и нуждаются в дополнительной защите после установки на свесы.


    ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений

  7. Софит - специализированный профилированный стальной лист для подшивки свесов. На заказ можно изготовить софиты длиной 0,5–8,0 метра. В стандартном исполнении их длина составляет 2,4 или 3,0 метра. Обращаем внимание, что кратность при этом составляет 0,5 или 0,6 метра. По внешнему виду софит имитирует укладку из бруса. Выпускаются двойные и тройные детали. Один или два выступа софита наделены перфорированной решёткой, обеспечивающей вентиляцию в подкровельном пространстве. Благодаря замковым соединениям софиты быстро и легко монтируются. Крепление на обрешётку производится саморезами. Применяются цветовые решения в пределах гамм RAL или RR, что позволяет подобрать любые тона, гармонирующие с цветом кровли и стен.


    Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры - длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

Подшивка карниза своими руками

Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:


Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.


Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

Видео: как правильно торцевать стропила

Подшивка свеса по коробу

Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:


Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

Установка софитов

При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.


Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

Видео: монтаж софитов

Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!

Обустройство крыши скатного типа всегда сопровождается таким процессом, как отделка карнизов крыши. Эти работы могут показаться не столь значительными, но от того, насколько правильно их выполнение, зависит дальнейшая эксплуатация кровли.

Обычно в качестве материалов для обшивки карнизов используются профнастил, вагонка или панели, специально предназначенные для этого.

Что такое свесы крыши и для чего они нужны

Свес крыши - это поверхность внизу кровли, которая отличается выступом за сами стены. Он нужен для того, чтобы защищать стены и фундамент дома от попадания на них влаги во время обильных осадков. Как правило, ширина данной детали колеблется в пределах одного метра. Правила строительства разрешают не делать подшивку этой части кровли.

Но все-таки, лучше всего, если свесы будут обработаны, так как сильный ветер, попавший через отверстия в них, может запросто сорвать кровлю со здания. Помимо практической функции обшивка свесов выполняет и декоративную, так как всегда лучше убрать изнаночную сторону кровли и эстетически обработать ее кромку.

Перед тем как сделать под крышей карнизы нужно завершить работы по возведению кровли, финишную отделку дома и выполнить монтаж отделочного материала на карнизы в последнюю очередь.

Виды свесов

Если посмотреть на крышу, то можно увидеть свесы со всех сторон. два из них - карнизные, два - фронтонные.

Карнизный свес

Это нижняя поверхность, благодаря которой воздух поступает в конструкцию крыши, и происходит вентиляция. На крышах с чердаком воздух проходит непосредственно туда, а на мансардных в саму конструкцию кровли, где находится воздушная полость. После того, как воздух проходит по всей кровле, он выходит через конек.

Если свес забить досками, то вентиляция не будет осуществляться, но в конструкцию кровли смогут попасть птицы, мыши и насекомые. Таким образом, свесы оформляются. Но не вплотную, а с небольшим зазором для прохождения воздуха.

Обычно вопрос оставления зазора решается подобными действиями:

  • Оставление щели между подшивкой и стеной дома. Для подшивки из профнастила зазор оставляется небольшой, от половины до одного сантиметра. При применении вагонки нужно оставить от сантиметра до полутора.
  • Если свесы оформляются металлом, то нужно устанавливать готовые металлические решетки, которые монтируются на отделку.
  • Если обшивка осуществляется с помощью досок, то нужно между ними оставлять щели до 1 см.
  • Если принято решение использовать софиты, то используется перфорированный материал, который создан для целей вентиляции.

Важно! Вентиляционное отверстие по площади должно составлять больше или столько же, сколько составляет одна пятисотая часть площади конструкции кровли. Для крыш, покрыты битумом такие отверстия делают еще больше.

Фронтонный свес

Это боковая часть ската крыши, которая примыкает к стенам дома. Вентиляция в случае с ним не важна, главное здесь - это защита от воздействия окружающей среды. Если на улице сильный ветер с дождем, то необходимо, чтобы свес фронтонного типа не пропускал влагу с ветром, так как есть риск увлажнения утеплителя кровли, который перестанет выполнять свою основную функцию. Именно поэтому на первом плане при оформлении этой части стоит герметичность.

Способы обшивки

Оформлять свесы крыши можно различными способами, например, в перпендикулярном и параллельном направлении от свеса. Также могут быть использованы различные целиковые материалы или их элементы. Рассмотрим способы крепления материала:

Подшивка по стропилам

Если крыша имеет уклон не более 30 градусов и малую часть выноса, приблизительно около 50 см и менее, то можно использовать данный способ обшивки. Для начала формируется обрешетка, которую крепят к стропилам, уже на нее монтируют материал параллельно, перпендикулярно или по торцу стропил.

Подшивка горизонтального типа

Такой способ оформления очень хорошо при сильном скате крыши. Для выполнения работ по обшивке нужно соорудить своего рода коробку, которая крепится к стропилам и стене. Для быстрого отвода воды, попавшей на свес, необходимо брус на стропилах монтировать чуть ниже, чем тот, который крепиться к стене.

Важно! При свесе более 45 сантиметров между брусьями укладывается еще один дополнительный.

Все брусья усиливаются досками, которые прибивают перпендикулярно стене.

Материалы для обшивки карниза

При выборе материала для карниза крыши нужно обращать внимание не только на его функциональную сторону, но и на декоративную, так как неподходящая по стилю обшивка будет смотреться крайне непривлекательно.

Отделка досками

Доски обязательно берут только хвойных пород и определенных габаритов. Ширина должна быть не менее 5 см и не более 25, а толщина около 2 см. Для того, чтобы исключить в будущем порчу дерева, доскам необходимо перед монтажом полежать под навесом около месяца. Также обязательно проводится обработка с помощью антисептика и декоративное покрытие лаком или краской по необходимости.

При перпендикулярном расположении досок места их крепления находятся с каждой стороны, в случае длинного свеса — дополнительно посередине. Если доска крепится параллельно стене, то крепеж устанавливается через каждый метр. Обязательно между досками оставляется щель приблизительно в сантиметр, чтобы осуществлялась естественная вентиляция кровли.

Отделка вагонкой

В отличие от обычной доски, вагонка - материал полностью готовый к монтажу и обработанный. Перед монтажом вагонку обязательно также оставляют под навесом на один месяц. Монтаж производится так же, как и в первом случае. Исключение составляет лишь то, что не нужно оставлять зазоры между элементами. К вагонке потом крепятся специальные металлические решетки для вентиляции.

Важно! Обшивка свеса производится только влагостойкой вагонкой.

Отделка ПВХ сайдингом

Для отделки карниза крыши сайдингом используется только те панели, которые имеют специальное влагостойкое покрытие. Дополнительно нужно будет приобрести все дополнительные элементы декора - специальные финишные полосы для отделки краев, уголки для маскировки мест соединения, решетки для осуществления вентиляции. Панели крепятся перпендикулярно стене с помощью трех-четырех крепежных элементов. Вдоль свеса лучше панели не крепить, так как они могут проломиться из-за того, что не отличаются высокой жесткостью, например, как деревянные доски.

Отделка профлистом

Этот материал можно укладывать так, что скрывается сразу большая площадь. Обязательно между листами профнастила оставляются небольшие зазоры около сантиметра, чтобы панели не искривились при перепаде температур. Вентиляция осуществляется с помощью установки вентиляционных решеток по всей поверхности отделки.

Отделка металлом листового типа

Для целей обшивки карниза дома может использоваться медь, алюминий или сталь оцинкованного или полимерного типа. Длина используемых листов может быть до 6 метров, а толщина от 0,6 до 0,8 см. Вентиляция может осуществляться установкой дополнительных решеток или с помощью монтажа листов с перфорацией. Стальные листы обязательно на линии отреза нужно обработать специальными средствами, предупреждающими коррозию металла.

Отделка фанерой

Такой материал для свесов можно использовать, но только при условии, что он водоотталкивающий. Фанера имеет жесткие листы, поэтому крепить ее легко, в результате получается надежное покрытие, но обязательно оно должно быть покрашено, так как без обработки выглядит не особенно приглядно. Вентиляция осуществляется с помощью специальных решеток.

Отделка софитами

Софитами называются планки из различных материалов, которые изготавливают для обработки карнизов кровли. Благодаря большому ассортименту расцветок и материалов, для выполнения можно выбрать те софитные панели, которые по внешнему виду впишутся в общий дизайн экстерьера.

К тому же в наборах есть разнообразные доборные детали, которые ускоряют и упрощают обшивку карниза своими руками. Никакой особой сложности в монтаже нет, нужно лишь нарезать планки по размеру и закрепить соответственно имеющимся пазам.

Дополнительная отделка кромки карниза

У любого типа свеса есть незакрытые части конструкции. Для карнизного свеса такими элементами являются торцы стропил, а для фронтонного - торцы обрешетки. Их, также, как и сделанный свес, нужно оформлять, при этом защищая от атмосферных воздействий.

Важно! Карнизные свесы нужно оформлять водосточными желобами.

Эти элементы могут также быть оформлены разным материалом, в зависимости от того, какой его вид использовался. Обычно вместе с набором для обработки самого свеса предлагается и материал для отделки кромки.

Перед оформлением карнизного свеса обязательно вертикально на одном уровне обрезаются все стропила. Затем концы объединяются с помощью обвязочной доски, на которую крепится лобовая. На последнюю будет впоследствии смонтирован водосточный желоб.

Свес фронтонного типа обрабатывается с начальным срезанием концов обрешетки, которые выходят за стены так, чтобы они были параллельны стене. К данным концам прибивается торцевая доска. Кровельным материалом она прикрывается.

Подшивка карниза крыши: чем и как обшить

Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.

Деревянная вагонка . Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.

Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

Вагонка ПВХ . Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит . Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.

Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Профнастил . Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.

Каркас обшивки карниза

Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :


Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.

Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами . Это позволяет продлить срок службы подшивки.

Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

Подшивка свесов крыши: варианты обшивки и техника выполнения

Защита крыши дома и ее привлекательный вид – вопросы, требующие тщательного рассмотрения. Одно из возможных решений – аккуратная отделка свесов, которая надежно защитит стропильные элементы от атмосферных воздействий и обеспечит эстетичность крыши.

Карнизным свесом крыши дома обычно называют ее нижнюю часть, выступающую за границы стен. Он призван защищать стены и отмостку фундамента от намокания во время дождя.

Подшивка свесов крыши по требованиям СниП не считается обязательной операцией. Тем не менее многие специалисты рекомендуют не пренебрегать подшивкой карнизов крыши. Она позволит решить ряд важных вопросов, к примеру,

    при сильном ветре возникают восходящие потоки воздуха, которые, проникнув под свес, стремятся оторвать кровлю, а подшивка свеса крыши станет преградой на их пути и не даст косым струям дождя попасть в подкровельное пространство; подшивка свеса кровли скроет стропильные элементы, выпуски слоев кровельного пирога и покрытие кровли со стороны чердака и другое.

Отделка карнизов крыши – это завершающий этап в ее устройстве, поэтому подшив свесов кровли выполняют после

    ее устройства; утепления и отделки наружных стен; установки водостоков.

Виды свесов

    Карнизные или боковые. Это горизонтальные свесы, которые формируются нижней частью ската. Через них также проходит вентиляция пространства под кровлей. Пройдя через свес, воздух движется в сторону конька, подсушивая по пути слои кровельного пирога. Отсюда вывод, что закрывать их полностью нельзя. Но ведь и не обшивать конструкцию тоже крайне нежелательно. Значит, нужно найти разумный вариант, как подшить свесы крыши, чтобы не перекрыть доступ воздуха под кровлю, а вот птицам, насекомым или грызунам – да. Фронтонные. Они образуются наклонными краями кровельных скатов и не принимают участия в подкровельной вентиляции. Поэтому необходимость отделки карниза крыши для фронтонных свесов обусловлена другими причинами, а именно наклонной плоскостью конструкции. Она в высшей степени подвержена разрушительному воздействию влаги, которая задувается ветром. Это особенно опасно для мансардной крыши, поскольку края утеплителя оказываются незащищенными от намокания. Фронтонные карнизы обязательно должны быть полностью обшиты. Таким образом, подшивка фронтонных свесов крыши станет непроницаемой.

Как отделать кромки свеса

И на фронтонных, и карнизных свесах есть незакрытые элементы: торцы стропильных элементов и торцевая часть выпуска обрешетки, соответственно, которые необходимо отделать до того, как подшивать карниз крыши.

Выбор материала для отделки кромки карниза или ее торцевой части зависит от основного материала покрытия кровли. Довольно часто производители поставляют готовые наборы для отделки кромки вместе с кровельным материалом. Сам же процесс обшивки выполняют по одному из следующих алгоритмов.

    Все выступающие стропильные элементы или кобылки обрезают по одной прямой строго параллельно стене, то есть вертикально. Затем торцы стропильных ног соединяют обвязочной доской. На нее крепится лобовая доска кровли, размеры которой должны позволить перекрыть торцы: полностью либо частично с минимальным недобором. Именно на ней в дальнейшем будут установлены желоба водостока.

Изготавливается лобовая доска из металла или дерева. Для кровель из черепиц известных типов такая доска входит в комплект кровельного материала. Лобовую доску крепят к торцам стропильных элементов при помощи оцинкованных гвоздей или саморезов.

    Элементы обрешетки, которые выступают за ее пределы, обрезают параллельно стене на одном уровне. К ним прибивают торцевую доску и привязывают к торцу кровельного бруса. Если крепить доску стандартно только к каждому элементу обрешетки, то добиться достаточной степени жесткости не получится, поэтому рекомендуется использовать Т-образное соединение.

Для этого подшивают дополнительные элементы из досок или брусков, расположив их между лобовой доской и двумя соседними обрешетинами, начиная со второй, с шагом в один интервал, то есть выбирают каждую вторую и третью.

Варианты подшивки

В принципе подшивка свесов крыши выполняется любым удобным методом. Но при ближащем рассмотрении все их можно объединить в две техники.

Один из вариантов подшивки – непосредственно по стропильным элементам. Основным требованием при этом является расположение открытых концов стропильных ног в единой плоскости.

    Данный способ подходит для крыш с углом наклона не более 30˚, вынос свеса которых не превышает 0,4–0,5 м. Подшивочные планки набивают на основу деревянных деталей, прибитую к стропилам. Обшивать основу можно и вдоль, и поперек. Монтаж начинают с установки и крепления начальной и последней планки обшивки. Затем между ними натягивают строительную нить и, соблюдая выверенный уровень, выставляют остальные. При подшивке угла двух скатов планки должны быть закреплены к угловому стропилу с обеих сторон.

Горизонтальная подшивка свесов кровли используется на крутых скатах. Монтаж карниза крыши проходит достаточно быстро.

    Из деревянных брусьев сбивают коробку, которую крепят к прилежащей стене и основанию крыши, причем настенный брус необходимо расположить на 1 см выше, чем брус, прикрепленный к нижнему участку стропильных ног. Таким образом сохраняют наклон, необходимый для стока воды, попавшего благодаря ветру внутрь карниза. Чтобы обеспечить жесткость конструкции короба, крепление брусков шурупами дублируют дополнительным крепежем на пластины из металла и уголки. Затем приступают к его подшивке каким-нибудь удобным материалом.

Материалы

Для подшивки карниза крыши подходят различные материалы из металла, пластика или пиломатериалов.

    Самой распространенной считается подшивка свесов кровли доской толщиной в 15–20 мм. Ширина материала зависит от вылета карниза и колеблется в пределах 5–25 см. Эстетичность внешнего вида обшивки зависит от точного соблюдения постоянной ширины досок.

Несомненным преимуществом доски для подшивки свесов кровли является его способность обеспечивать качественную вентиляцию подкровельного пространства, поскольку воздух в этом случае равномерно поступает туда вдоль всего периметра крыши. Зазор между досками составляет 1–1,5 см.

    Если доски, используемые для подшивки достаточной длины, их привинчивают в нескольких точках, чтобы предотвратить возникновение деформации. Доски стыкуют, придерживаясь шахматного порядка. При этом необходимо оставить достаточное расстояние между двумя стыками. Единственным исключением являются углы вальмовых кровель, где деревянные планки при стыковке запиливают, разделив прямой угол пополам. Все элементы дважды обрабатывают антисептиками и антипиренами: перед началом монтажа и после.

    Еще один популярный материал – деревянная вагонка. Учитывая подверженность древесины ко всевозможным капризам погоды, к его качеству предъявляют особые требования:
    планки не должны иметь малую толщину; уровень влажности. Оптимальной считается естественная влажность вагонка, которую хранили на открытом воздухе не менее месяца.

Планки вагонки укладывают плотно, не оставляя зазоров между ними, как в случае доски. На готовой обшивке с шагом 150 см вырезают отверстия для вентиляции, которые накрывают решетками.

    Подшивка карнизов крыши профнастилом с покрытием из полимеров выполняют по несложному алгоритму.
    При обшивке карнизов профлистом предварительно подготавливают листы нужного размера. Их прикручивают к готовому каркасу параллельно стене. Для крепления используют специальные саморезы. Стык, образованный плоскостью стены и профлистом, закрывают, установив доборные элементы: лобовую планку и внутренний уголок. Уголок крепится к профилированному листу, а планка, соответственно, к доске. Для закрытия внешних стыков профлиста используют наружные уголки. Подшивку фронтонов крыши (фото выше) выполняют вдоль стен. Планки закрепляют на внешнюю кромку карниза и скрывают под торцевой планкой и уголками. Полосы обшивки должны быть примерно на 2 см уже ширины свеса. Таким образом, забор воздуха будет происходить за счет высоты волны профиля. При монтаже карниза крыши отделку профлистом можно сделать в цвете, выбрав подходящий из разнообразия вариантов.

    ПВХ-сайдинг – это достаточно доступный и эффективный вариант подшивки карнизов кровли. Этот материал нередко поступает в продажу в специальной комплектации. Пластиковые панели дополнены полосами П-образной формы, необходимыми при оформлении кромок, уголками, а также вентиляционными решетками. Обшивку крепят параллельно кромке.

Пластиковые планки крепят на деревянный каркас в двух-четырех точках.

    Для подшивки карнизов кровли выпускают специальные пластиковые панели – софиты. Эти панели толще, чем сайдинг, и обычно снабжены специальной перфорацией, через которую проходит вентиляция подкровельного пространства. Кроме этого в пластик для софитов добавлены УФ стабилизаторы, которые обеспечивают материалу высокую стойкость к воздействию ультрафиолета. Нарезку софитов для подшивки выполняют по длине карниза и устанавливаю под прямым углом к стене.

Посмотрите различные варианты подшивка карнизов крыши на видео


Как устроить надёжные и красивые свесы кровли

Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

Как подшить свесы крыши своими руками

Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки - доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

Свес имеет чисто практическое назначение - защиту стен от воздействия внешних факторов - дождя, града и снега.

Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

  1. Лист металлический оцинкованный.
  2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
  3. Доска - вагонка шпунтованная.
  4. Сайдинг виниловый.
  5. Софиты - специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.

Различают два вида свесов:

    скатный свес является продолжением ската кровли;

Скатный свес образуется за счёт продолжения кровельной конструкции за габариты дома для защиты от осадков

Фронтонный свес формируется выступами кровельного покрытия и обрешётки на торцах здания. В некоторых видах кровли его может не быть

Фотогалерея: подшивка свесов кровли

Отделка кромок свесов

Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.

Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

Оптимальный размер свесов

Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры - широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.

Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

Основные способы подшивки свесов

Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:

    Подшивка по стропилам. В таком случае материал прибивается непосредственно к стропилам с нижней стороны на расстояние укрываемой части, к торцу стропильной ноги прибивается лобовая доска. Их часто оформляют ажурной прорезной резьбой и окрашивают в контрастный по отношению к стенам цвет. При этом нужно соблюдать цветовую гамму с финишным покрытием кровли.

Материал для подшивки по стропилам должен гармонировать с кровельным покрытием

Горизонтальная подшивка часто выглядит как декоративный короб

В софитах всегда имеются решётки для вентиляции подкровельного пространства

Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

Чем подшить свес снизу

Для формирования свесов применяются различные материалы:

  1. Доска из древесины хвойных пород - ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
  2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.

При использовании вагонки не нужно набивать нащельники

Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе

Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений

Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры - длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

Подшивка карниза своими руками

Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

Подшивка по стропиле

Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:

    Выровнять концов стропил. Эту операцию нужно выполнять перед настилкой полиэтиленовой плёнки. Нужно натянуть шнур между крайними концами стропильных ног таким образом, чтобы под него попадали все оконцовки. Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу. Необходимо проверить, чтобы расстояние до стен на крайних стропилах было одинаковым.

Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу стропильной ноги

Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.

Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

Видео: как правильно торцевать стропила

Подшивка свеса по коробу

Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:

  1. Концы стропил торцуются по шнуру, как описано выше.
  2. Для формирования каркаса коробчатой формы к стропильным ногам крепятся планки из бруска 50х50 миллиметров перпендикулярно стене. Второй брусок устанавливается вертикально по стене между первым и стропилом.

Каркас под обшивку свесов формируется из бруска 50х50 мм

Подшивку свесов по коробу можно производить обрезной доской или любыми другими материалами

Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

Установка софитов

При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.

Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

Видео: монтаж софитов

Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!

Подшивка карнизов крыши: Варианты по стропилам, по коробу- металлопрофилем, софитом, сайдингом +Фото и Видео

При постройке дома каждый этап является важным, будь то закладка фундамента или монтаж крыши. Подшивка карнизов крыши придает ей привлекательный внешний вид, а также служит защитой для фасада и способствует вентилированию здания. Варианты могут быть самые разнообразные от обычной деревянной вагонки до софитов.

Подшивка кровельного свеса выполняется после работ по монтажу стропильных конструкций и до обрешетки под кровельный материал.

Перед непосредственной подшивкой карниза необходимо будет проложить гидроизолирующий материал по кровле, а также рекомендуется утеплить крышу с чердачной стороны.

Защита и вентиляция

Главной задачей карниза является защита крыши от атмосферных осадков. Также он играет роль в естественной вентиляции, что является необходимым условием при строительстве любых зданий. Так скопления теплого воздуха должны выходить наружу утеплитель конька, проделывая путь с низа постройки по вентиляции карниза, через гидроизоляционные и зазоры в кровельном материале.

Здесь не используется монтажная пена и герметики. Если создать герметичность, то это будет содействовать в образовании конденсата, что в свою очередь будет служить увлажнителем кровельного утеплителя.

На заметку: Вентилируемые карнизы применяются при подшивке скатов кровли. Глухие же используются для фронтальных свесов.

Понятие кровли

Свесом называется выступающая за стены конструкции нижняя часть кровли. Свес играет защитную роль для стен и фундамента дома. Бывает по ширине от 20см до 1м.

Крыша подшивается после выполнения всех ее отделочных работ, а также после утепления и отделке всех наружных стен дома. Подшивка карниза является финальным этапом в строительстве.

Свесы можно разделить на горизонтальный или карнизный и фронтальный.

Первый вид образуется на нижнем скате кровли. Главной задачей горизонтальных, как уже говорилось ранее, является создание вентилирования. Второй считается наклонным свесом, образующий сборку около фронтона. В случае фронтальных они служат стен защитой от влажности и ветра.

Способы устройства

Подшивку карниза выполняют по завершении всех монтажных работ устройства каркаса и подгонки выходящих стропильных краев по размеру.

Выделяют несколько способов:

  1. По стропилам;
  2. Горизонтальнаяотделка по коробу.

При первом способе необходимо сделать концы стропил по одному уровню. Между первой и последней планкой натягивается нить. Все последующие элементы монтируют по этому уровню.

Второй вариант является более распространенным. Здесь стропилы обрезают с двух сторон. Снизу стропил прибивают доски, к стене крепится брус повыше на один сантиметр, чем лобовая доска для обеспечения схода влаги. Если ширина свеса свыше 450 миллиметров, то в середине крепится дополнительная доска.

Материалы

Раньше карнизы крыш обивались обычной обрезной доской. Но сегодня используются такие материалы, как деревянная доска, деревянная и пвх вагонка, софиты, пвх сайдинг, металл, а также профнастил.

Дерево является натуральным материалом, идеально подходящим для подшивания ската крыши. Рекомендуют выбирать хвойные породы древесины с шириной 50-250 мм и толщиной 17-22 мм. Однако, у дерева есть такой недостаток, как способность к деформированию и гниению во влажных условиях. Для предотвращения этого используют специальные пропиточные и защитные вещества.

К сведению: Дерево, как и вагонка, должно выдерживаться на улице перед монтажом.

Для вентиляции доски укладываются не плотно, а с небольшими щелями. С деревом достаточно легко работать, но необходимо иметь соответствующий инструмент и навыки.

Для подшивки деревянную вагонку следует подбирать с учетом ее эксплуатирования на открытом воздухе, т. е. древесина должна быть большой толщиной, со средней влажностью, что бы предотвратить рассыхание иискривление.

ПВХ вагонка является более недорогим и простым в устройстве материалом. Преимуществом здесь является то, что ее не нужно дополнительно обрабатывать, она уже пригодна для работы.

Рекомендуют перед непосредственной укладкой вагонку около месяца подержать на открытом воздухе. Монтаж вагонки выполняется с шириной шага в 1,5 м, между чем устанавливают решетку, т.к. здесь нет возможности выполнить зазоры из-за крепления шип в паз.

Софиты представлены в виде алюминиевых, пластиковых, медных, виниловых или оцинкованных панелей. Внешне этот материал похож на сайдинг, но его изготавливают из пластика большей толщины и снабжают перфорацией для создания вентиляционных процессов. Данный материал отличается практичностью, стойкостью к природным явлениям и разнообразием цветовой гаммы.

Данные панели режут соответственно размеру свеса и прикрепляют под углом 90 градусов к стене.

В комплектацию входят:

J-образные профили имеют пазы. Они крепятся вдоль карниза, а сами листы располагаются между ними. Обладает большим количеством преимуществ. Он не подвергается гниению, на него не влияет влажность, а также выпускается в большом ассортименте. Он придает эстетический внешний вид и монтажные работы по его устройству очень простые. Ведь существует огромное количество различных специальных приспособлений для устройства, уголков, профилей.

Профнастилом называют стальные профилированные листы. Он обладает надежностью, высокой жесткостью, капитальностью, а также стойкостью к влияниям из вне и температурным перепадам. Листы разрезают болгаркой на полосы, соответствующие свесу и крепятся вдоль стены.

Наружные уголки закрепляются на внешних стыках листов. Для вентиляции предусмотрены решетки. Профили бывают от восьми до двадцати миллиметров в высоту. Для предотвращения коррозионных процессов по краям прикрепляют пластиковые полоски.

Вывод

Подшивка карнизов является неотъемлемой частью любых кровельных конструкций. Это отличная защита для дома и придание красивого внешнего вида. Вам нужно только определиться с способом прикрепления и приобрести необходимый материал. И огромным плюсом является то, что на сегодняшний день существует большое разнообразие вариантов.

Карнизный свес – это часть крыши, которая выступает за пределы стены дома, защищая ее и фундамент от атмосферных осадков. Но есть у этого элемента нижняя сторона, которая должна быть обязательно закрыта, потому что через нее в чердачное помещение будет врываться ветер, давя на кровельный материал снизу, пыль, насекомые, птицы и прочие неприятности. К тому же данная часть карниза является видимой, а значит, необходимо позаботиться о ее внешнем виде. Простой вариант закрыть свес – использовать профилированные листы. Карнизный свес кровли из профнастила – это прочная защита, плюс полное соответствие оформлению самой крыши, если она покрывается тем же кровельным материалом, что и свес.

Карнизный свес кровли дома, подшитый профнастилом

Ширина свеса не превышает 50 см. Это значительная площадь с учетом длины ската крыши, которую надо закрыть. Поэтому в первую очередь необходимо измерить ширину карниза в горизонтальной плоскости, чтобы определиться с длиною используемых отрезков профнастила. Затем измерить длину ската, чтобы точно определить количество требуемых отрезков.

Обычно стандартная рабочая ширина профлиста составляет 1 м. Если, например, длина ската – 10 м, значит, потребуется 10 вырезанных кусков шириною, равной ширине карнизного свеса.

Перед тем как переходить к подшивке карниза крыши профнастилом, нужно под последний соорудить каркас. Как это сделать?

Сборка каркаса под профлист

Свес (карниз) крыши представляет собой стропильные ноги, которые выходят за пределы стены дома. То есть, их концы будут являться началом сборки каркасной конструкции. С торцевой стороны стропила закрыты ветровой доской, расположенной в вертикальной плоскости. Именно ее нижний торец можно считать местом, к которому можно крепить внешнюю кромку профилированных листов.

Значит, от нее необходимо вести раскладку каркасной конструкции. То есть, в горизонтальной плоскости от нижнего торца ветровой доски к стене надо установить рейку или любой другой ровный материал. С его помощью на стене определяются точки, которые на стеновой поверхности создадут горизонтальную линию. Таких точек может быть две с каждого края карниза ската крыши. После чего их соединяют линией.

По этой линии производится установка деревянной рейки (обычно 50х50 мм), которую крепят к стене дома саморезами на пластиковые дюбели. Расстояние между крепежами 40-60 см. Как это сделать правильно:

  • в рейках высверливаются отверстие с требуемым шагом;
  • элемент каркаса прикладывается по нанесенной линии;
  • через отверстия на стене делаются метки;
  • рейка убирается в стороны и по точкам в стене высверливаются отверстия;
  • в них вставляются дюбели;
  • рейка ставиться на место и крепится к стене дома саморезами.

Монтаж профнастила для свеса крыши по лобовой ветровой доске

Далее два элемента каркаса под подшивку карниза нужно соединить между собой поперечинами из того же деревянного бруска. Таким образом достигается жесткость конструкции. Расстояние между поперечинами не более 50 см (под каждый профилированный лист минимум три поперечины: две по краям, одна посередине). Крепятся они к установленной на стене рейке и к торцу ветровой доски обычными саморезами по дереву длиною 50-70 мм.

Если ветровая доска не входит в конструкции кровли, то нужно по стропильным ногам установить горизонтальную рейку, к которой будут крепиться внешние края профлистов. Важно установку рейки провести так, чтобы ее нижний торец располагался точно по горизонтали. Значит, концы стропил придется подрезать. Поэтому сначала концы двух крайних стропил выставляются по одному уровню. Затем между ними натягивается нить (шпагат), которую выставляют горизонтально строительным уровнем. После чего концы всех остальных стропильных ног выставляют по этой нити. Выступающие части отрезаются.

Далее, как в предыдущем варианте – нижний торец набитой на стропила рейки является отправной точкой в сборке каркаса для карниза. Именно от него к стене здания переносятся точки, соединяемые в горизонтальную линию. По последней устанавливается опорная рейка.

Сборка каркаса из двух или трех продольных реек

Третий вариант сооружения каркаса – не крепить рейку к стене, а спустить от стропильных ног кобылки вдоль стены, которые к стропилам будут крепиться саморезами. А уже к ним крепить рейку.

Предлагаем посмотреть видео, как собрать каркас для обшивки карнизного свеса.

Установка профнастила

После сборки каркаса и определения размеров профилированного кровельного материала для обшивки карниза крыши, можно переходить к монтажным работам. В первую очередь по длине подрезаются куски профнастила. Затем, начиная с угла ската, проводится установка и крепление планок к каркасной конструкции.

Здесь используются те же правила монтажа, что и при покрытии кровли. То есть, листы укладываются внахлест в одну волну и крепятся к обрешетке саморезами в нижний профиль. Шаг крепления – через одну или две волны. Так как подшивка карнизного свеса не подвергается негативному воздействию природных осадков, то использовать для крепления можно любые саморезы по металлу (необязательно кровельные), лучше оцинкованные (серебристого цвета). Планки профнастила укладываются по каркасу карниза и крепятся к опорным рейкам.

Крепление профлистов к каркасу надо проводить оцинкованными шурупами

Следующий этап – подшивка лобовой доски или, если ее нет в конструкции свеса, то зазоров между стропильными ногами. Здесь также для покрытия используется профнастил, который подрезается с учетом расстояние от каркаса подшивки до кровельного материала. Панели укладываются точно также с нахлестом в одну волну. Крепления производится оцинкованными саморезами в нижнюю часть волны.

Обшивка лобовой (ветровой) доски

Обратите внимание, что профилированные листы подшивок, укладываемые в разных плоскостях, должны совпадать по волнам. То есть, нижние должны соприкасаться с нижними, верхние с верхними.

Волны профилированного материала должны совпадать на разных отделываемых плоскостях

Между горизонтальной и вертикальной обшивкой карнизного свеса, а также между горизонтальной обшивкой и стеной здания остаются зазоры, которые портят внешний вид сооружения. Их надо чем-то закрыть.

  1. Между двумя обшивками устанавливается уголок, которые крепится к стропильным ногам, к рейке или ветровой доске через профлисты. Уголок можно заказать под требуемые размеры из того же материала, что и профнастил. А можно его сделать самостоятельно.

Для закрытия угла между вертикальной и горизонтальной плоскостью подшивки используют декоративный уголок

  1. Между обшивкой и стеной здания можно установить уголок, только не внешний, как на фото выше, а внутренний.

Есть другой вариант обшивки вертикальной плоскости карнизного свеса. Для этого используется оцинкованный лист, окрашенный в цвет подшивки, который сгибается в определенную форму. На фото ниже этот вариант хорошо виден. Он удобен в том плане, что нет необходимости проводить дополнительные операции, связанные с установкой декоративного уголка.

Обшивка ветровой доски специальным металлическим элементом

Боковой карниз крыши

Фронтонная часть кровли также имеет небольшой карнизный свес. Обычно он не превышает 30 см. Его также можно закрыть профнастилом по тем же технологиям. Правда, здесь проще работать в плане сборки каркаса, потому что опорные элементы, к которым впоследствии будут крепиться металлические панели, сами крепятся к обрешетке крыши. То есть, ничего высверливать не надо. Все детали крепятся между собой саморезами по дереву.

Каркас собирается из двух реек или досок, которые укладываются параллельно между собой и вдоль свеса с креплением к обрешетке. Никакие дополнительные элементы здесь больше не требуются, потому что доски крепятся к обрешетке, которая собой представляет часто уложенные рейки. То есть, количество точек крепления достаточно, чтобы гарантировать прочность и жесткость каркасной конструкции.

Позиция «А» обозначает два каркасных элемента для обшивки фронтонного свеса профнастилом

Вентиляция каркасного свеса

Чердачное помещение должно быть снабжено вентиляцией для отвода влажного воздуха, который проникает из внутренних помещений дома. Для этого у конька оставляется зазор для вывода воздуха, а в системе свеса карниза должны оставляться отверстия для проникновения свежего воздуха. То есть, общий воздушный поток должен двигаться снизу вверх.

Если для обшивки карниза используются софиты, то это готовые изделия, в которых отверстия уже сделаны в заводских условиях. Для создания вентиляции крыши, свес которой закрыт профнастилом, придется продумать систему поступления воздуха в чердак. Самый простой вариант – сделать в профлистах отверстия дрелью и сверлом. Правда, вид такой отделки будет не самый презентабельный.

Есть другой вариант, в котором используются специальные декоративные решетки. Под них придется в обшивке свеса сделать отверстия, куда они и вставляются.

Вентиляционные решетки в карнизном свесе

Заключение

Карнизный свес кровли можно отделывать разными материалами, но профнастил обладает достаточной прочностью и долгосрочной эксплуатацией, плюс невысокой ценой по сравнению с теми же софитами. Именно поэтому материал часто используют для обшивки карнизов.

После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:

  • она придаст дому законченный вид;
  • обеспечит вентиляцию крыши;
  • защитит фасад.

Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.

Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

  • фронтальным;
  • боковым.

Рассмотрим каждый из них.

Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.

Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.

Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.

Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

  1. Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.

  2. стоят меньше, поэтому и пользуются большей популярностью при подшивке свесов. У них незначительный вес и приятный внешний вид, тем не менее они эффективно защищают кровлю от влаги. Процедура монтажа достаточно проста. В результате получается бесшовное полотно, которое обеспечивает хорошую вентиляцию. Сегодня существует несколько типов виниловых софитов – сплошные на три полосы, перфорированные и перфорированные на три полосы.

  3. Оцинкованные софиты хороши тем, что не требуют постоянного ухода за собой. Они характеризуются прочностью, огне- и влагоустойчивост ью. Недостатком можно считать только большой вес, из-за чего процедура установки может быть достаточно трудоемкой.

  4. отличаются легкостью и эластичностью, в случае необходимости их можно легко отремонтировать. Кроме того, краска, которая наносится на алюминиевую поверхность, очень стойкая, из-за чего цвет не блекнет даже при длительном воздействии солнечных лучей. Единственным минусом софитов из алюминия является неразнообразная палитра, состоящая лишь из коричневого или белого цветов .

Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.

Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».

Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.

Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:

  • по стропилам;
  • по коробу из дерева.

Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .

Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.

С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.

Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.

Процедура установки состоит из следующих этапов.

Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.

Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.

Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.

Что нужно знать при установке софитов

  1. Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
  2. Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
  3. Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
  4. Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
  5. Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
  6. Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
  7. Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.

Технология подшивки профнастилом

Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.

Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.

Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.

Собственно, установка профнастила завершена.

Технология подшивки вагонкой

Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.

Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.

Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.

Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.

Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.

Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.

Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.

Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».

Заключение

В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.

Видео – Подшивка крыши софитом