Ремонт Дизайн Мебель

Советская пилотка. Как и когда появилась пилотка

Alexis : меня удивляет, что практически вс информация в интернете и выудить её можно максимум за час, если попутно пить кофе. Что я и проделал. А остальным, что, западло? Или интереса нет?

пилотки :

Пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны – шарики, набиты волосом, паклей, тряпками – кто чего доставал.

Пилотка (forage cap) (фуражная шапочка) – ведёт начало от небольшой шапки типа берета, который надевали английские кавалеристы в начале восемнадцатого века, когда занимались кормёжкой и чисткой лошадей. Шапка была очень удобной и постепенно стала использоваться во всей армии как вспомогательный элемент военной формы. Во время американской гражданской войны применялось специальное кепи, которое путают с пилоткой. В русский язык вошли слова «фураж» (корм), «фуражир», «фуражка», «кепи» и «кепка»

Впервые официально берет стал элементом военной формы в 1811 году в британской армии как заменитель громоздких головных уборов, которые было трудно использовать в стеснённых обстоятельствах. Однако известно, что неофициально берет использовался уже в 1768 году. Он был вязаный или перешивался из выслужившей свой срок формы, имел всегда круглую форму. Чаще всего она была синего цвета, так как синяя краска тогда была самым дешёвым красителем. Когда шапка стала использоваться как официальный элемент военной формы, были стандартизированы цвет, форма и размер. Головной убор получил в армии название «килмарнокская шапка без полей» (Kilmarnock Bonnet) по имени начавшей выпускать его в 1830 году мануфактуры. Носили боннет с одним опущенным, а другим поднятым боковыми краями, либо ровно.

Килмарнокский боннет был заменён в Шотландии беретом гленгэрри (гленгарри) в 1848, представлявшим собой тот же боннет, но с поднятыми и сплюснутыми обоими боковыми краями. Изобрел его полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри чтобы как-то выделить свой полк. В остальной армии Англии продолжали носить обычные береты. Когда появились воздушные силы, пилоты вынуждены были менять при полётах боннеты на шлемы. Береты складывал поплам, а затем отгибали края, превращая их в узкую полосу, которую удобно засунуть под погон, за пояс или в карман. Помпон убрали, чтобы не мешал. Разворачивать берет ленились и так и напяливали его в сложенном виде. Это и были первые пилотки. Называли их "fore-and-after" (можно перевести как «двуносые»). Вскоре их стали использовать все, кто служил в воздушных силах. Береты с помпонами стали парадной формой, сложенные пополам береты без помпона распространились во всей английской армии. Тогда их стали шить специально, превратив в настоящие пилотки. В Первую мировую войну пилотки, как удобная форма одежды, распространились в армиях всего мира. Про русский путь уже сказано. Сегодня пилотка используется как элемент форменной одежды в самых разных сферах.

К юбилею Победы сегодня везде раздают и продают пилотки. В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Александр Ситников

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.


В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.




Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел.

К юбилею Победы сегодня везде раздают и продают пилотки. В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Александр Ситников

Аннотация. В статье рассказывается о появлении в отечественных Вооружённых силах такого вида летнего головного убора, как пилотка, способах её кройки и пошива, правилах ношения.

Summary . The article describes the emergence at the domestic armed forces of such a kind of summer head gear, as forage cap, methods of its cutting and sewing, rules of wearing.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

Печейкин Александр Валерьевич - ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: [email protected])

ПИЛОТКА

В европейских армиях подобный летний форменный головной убор военнослужащих появляется с третьей четверти XIX века и называется полевой или фуражной шапкой. Так, во французской армии такая фуражная шапка очень напоминала прежние колпаки, вплоть до наличия кисточки. Существенным отличием являлись завёрнутые вверх поля, которые можно было при необходимости опускать, прикрывая ими уши. Лобная часть этого головного убора у фузилёров украшалась пятиконечной звездой, у вольтижёров - охотничьим рожком1.

Новый вид головного убора не сразу прижился в войсках. Лишь в годы Первой мировой войны пилотки стали носить военнослужащие различных технических родов войск, прежде всего авиаторы, артиллеристы, автомобилисты. Однако в межвоенный период они стали весьма широко применяться в полевых условиях. Занятно, что некоторые пилотки того времени всё ещё сохраняли доставшуюся от фуражных шапок кисточку. Такой была, например, испанская «исабелина», получившая широкую известность в годы гражданской войны 1936-1939 гг. Передняя кисточка и выпушка по краю бортиков носили цвета рода войск: в пехоте - красного, у егерей - зелёного и т.д. В ряде армий на пилотке размещались знаки различия воинских званий. Так поступали испанцы, итальянцы, французы. Офицерские пилотки, шившиеся из более качественных тканей, зачастую имели и специальную отделку, позволявшую отличать их от аналогичных головных уборов унтер-офицерского и рядового состава2.

Вольноопределяющийся рядовой переменного состава Севастопольской военной
авиационной школы А.Н. Демидов в складной суконной шапке
образца 1914 г.

В русской армии головной убор типа пилотки, называвшийся тогда мягкой складной шапкой, впервые был введён в 1913 году в авиационных и воздухоплавательных частях3. Отсюда, скорее всего, и его русское название: пилот - пилотка.

Складная шапка шилась из чёрного сукна и состояла из колпака и прилегавших к нему двух бортиков. В верхних швах колпака и по краям бортиков прокладывались красные выпушки. На налобной части размещалась кокарда для нижних чинов образца 1907 года. Офицерам также полагалась складная шапка аналогичного покроя. Её отличия заключались в следующем: бортики из чёрного бархата, по тулье и донышку колпака крестообразно пришивался серебряный галун шириной 1/2 дюйма с двумя красными просветами. На налобной части колпака крепилась кокарда офицерского образца. Эту шапку офицерам разрешалось надевать только в полётах, при работе у летательных аппаратов, на аэродромах между полётами, т.е. тогда, когда не было необходимости носить фуражку4.

С внедрением стальных шлемов складная шапка, теперь мы её будем называть пилоткой, широко распространилась в армии в качестве головного убора, носимого под шлемом. Единственным отличием от головных уборов авиаторов стал её цвет - цвет хаки5. Применялись пилотки обеими сторонами и в годы Гражданской войны, прежде всего лётчиками6.

После окончания войны пилотки в Красной армии продолжали донашивать, по мере износа избавляясь от них. Их «возрождение» произошло в 1934-1935 гг. и связано было «…с общим культурным ростом начальствующего состава армии и необходимостью улучшения внешнего вида командира»7. В 1933-1934 гг. разрабатывалась специальная форма одежды для военнослужащих мотомеханизированных частей и авиации РККА. Среди других предметов вводилась пилотка, причём для начсостава авиации - как рабочий головной убор.

В конце 1935 года приказом НКО СССР № 176 вводится новая форма одежды для личного состава всех родов войск РККА. Теперь пилотка полагается всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки со стальным шлемом и для работы в поле.

Пилотка командно-начальствующего состава шилась из мериносового сукна на сатиновой подкладке и состояла из колпака и бортиков. Колпак сшивался из продольного донышка с острыми концами и двух половинок полукруглой формы. Между донышком и половинками вшивалась суконная выпушка цвета рода войск, такая же выпушка шла по верху бортиков. Полукруглой формы бортики сшивались из двух слоёв основного сукна. Для авиации пилотки полагались синего цвета, для мотомеханизированных войск - стального, для всех остальных - цвета хаки. На лобную часть пилотки нашивалась суконная звезда цвета рода войск, на которую крепилась красная металлическая звёздочка малого размера (фактически до 1939 г. вместо «пилоточной» носили обычную звезду).

Пилотка для младшего командно-начальствующего и рядового состава имела следующие отличия: она шилась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск, исключая авиацию и танкистов (темно-синий и стальной цвета соответственно), не имела выпушек (за исключением ВВС) и суконной звезды. Пилотки командно-начальствующего и рядового состава ВВС украшались голубыми выпушками по колпаку и верху бортиков8.

Войска НКВД СССР этот головной убор получили 27 декабря 1935 года по приказу № 399. Пилотки для чекистов имели выпушки малинового цвета. Что касается суконной пятиконечной звезды, то у пограничников она была светло-зелёной, у внутренних войск - краповой9. Разумеется, не обошлось без исключений. Так, в войсках НКВД не предусматривалось ношение поверх суконной звезды красноармейского металлического значка, как, впрочем, и не запрещалось. Встречались также суконные пилотки командно-начальствующего состава без каких-либо следов суконной звезды.

Опыт снабжения войск в условиях конфликтов на Дальнем Востоке, а также в ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. выявил множество недостатков как в самой одежде советских воинов, так и в организации их вещевого обеспечения. В частности, многообразие предметов и их расцветок мешало маневрировать запасами вещевого имущества и затрудняло его учёт. Данными вопросами занимались несколько комиссий, результатом работы которых явилось постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 129-55сс «Об изменениях в форме одежды и нормах снабжения вещевым имуществом личного состава Красной Армии и применении заменителей для людского и конского снаряжения», подписанное 18 января 1941 года. Народный комиссариат обороны 1 февраля 1941 года объявил этот документ своим совершенно секретным приказом № 005 с двумя приложениями, включавшими типовой перечень предметов вещевого имущества и нормы его отпуска. Согласно новым правилам пилотки для всех родов войск устанавливались цвета хаки, на пилотках командно-начальствующего состава отменялись цветные выпушки и суконные звёзды. Суконная пилотка отныне становилась предметом летнего парадно-выходного обмундирования для курсантов, младшего командно-начальствующего и рядового состава. Летом двум последним категориям, как и прежде, для работы в поле полагались хлопчатобумажные пилотки10.

Несмотря на отмену цветных выпушек, командирская суконная пилотка продолжала оставаться довольно сложной в изготовлении. Тем не менее до 1942 года никаких изменений в этом плане не происходило. Однако проблема удешевления и упрощения её конструкции требовала решения. С этой целью заинтересованными организациями СССР были рассмотрены пилотки вооружённых сил ряда стран Европы и в июне 1942 года принят новый образец суконной пилотки, более экономичный в производстве, имевший более широкое донышко и относительно больший внутренний размер.

Что касается хлопчатобумажных пилоток, они практически не претерпели изменений. Материалом для них служила шароварная трико-диагональ водоупорной пропитки цвета хаки. 7 октября 1942 года было разрешено шить пилотки с упрощённой подкладкой, не выкраивая отдельно донышко, а в случае пошива пилоток с дерматиновым налобником - не подгибать нижний край подкладки колпака.

1 января 1943 года был подписан приказ НКО СССР № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии», согласно которому суконная пилотка цвета хаки стала принадлежностью полевой формы командно-начальствующего состава; курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу в полевой и повседневной форме одежды полагалась исключительно хлопчатобумажная пилотка11.

Аналогичным образом обстояло дело и в войсках НКВД, для которых новые Правила ношения формы одежды личным составом были объявлены приказом от 18 февраля 1943 года № 12612.

Интересно, что военнослужащим-женщинам формально пилотки не полагались, вместо них следовало носить береты. В реальности, как доказывают фотоматериалы, женщины носили пилотки наравне с беретами.

Возможно, это покажется странным, но с точки зрения служб тыла пилотка в отличие от гимнастёрки или шапки-ушанки не относилась к «основным предметам» вещевого имущества, поэтому автору не удалось найти сведений о том, сколько было заготовлено нашей швейной промышленностью пилоток и какое количество в годы Великой Отечественной войны направлено в армию.

После Победы и до 1988 года существенных изменений в положении пилотки не происходило. Она по-прежнему оставалась предметом летней повседневной, полевой и рабочей формы одежды курсантов, сержантского и рядового состава армии. А вот приказ Министерства обороны СССР от 4 марта 1988 года № 250 серьёзно повлиял на ситуацию. По изменённым нормам снабжения с 1 января 1989 года офицерам, прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы вместо прежней шерстяной полевой фуражки полагалось выдавать шерстяную пилотку защитного цвета для ношения летом при повседневной форме одежды для строя. Пилотку полагалось надевать вместе с шерстяной курткой, заменившей прежний шерстяной китель. На офицерских пилотках вновь появились цветные выпушки по роду войск. Генералы при аналогичной куртке надевали повседневную фуражку13.

После распада СССР и создания Вооружённых сил Российской Федерации встал вопрос о новой форме одежды. Изобретать что-то новое тогда не пришлось, поскольку ещё в 1980-е годы велись активные работы по совершенствованию воинского обмундирования. 23 мая 1994 года был подписан Указ Президента РФ № 1010 «О военной форме и знаках различия по воинским званиям». Однако утверждение описания предметов одежды заняло почти четыре года, получив официальное оформление лишь в январе 1998 года. Тогда на снабжение военнослужащих поступила пилотка шерстяная. Для военнослужащих ВВС была утверждена пилотка синего цвета, для всех других - защитного. Она впервые полагалась и женщинам, причём бежевого цвета, но не вошла в перечень предметов формы одежды старшин, сержантов и солдат, проходивших службу по призыву. Статус пилотки необычайно повысился - она стала предметом одежды исключительно кадровых военных.

Конструктивно все пилотки состояли из донышка, стенок и бортиков. По верхнему краю бортиков (у высшего офицерского состава - ещё и по краю донышка) проложены выпушки цвета рода войск (бежевая пилотка цветных выпушек не имела). В верхней части стенок, по боковым сторонам, имелись вентиляционные отверстия. Спереди, на бортиках, посередине соединительного шва, крепилась кокарда установленного образца, а слева, на расстоянии 25 мм от переднего края стенок, над выпушкой бортика - эмблема, представлявшая собой стилизованный российский флаг. После учреждения военного геральдического знака-эмблемы Вооружённых сил Российской Федерации (Указ Президента РФ от 27 января 1997 г. № 46) приказом МО РФ от 28 марта 1997 года № 210 место стилизованного флага заняла золотистая металлическая эмблема длиной 46 мм. Пилотку полагалось носить при летней повседневной форме одежды для строя и вне его. Женщины бежевую пилотку надевали при летнем платье аналогичного цвета14.

Вместе с тем имелись и некоторые особенности, связанные с данным головным убором. Так, авиаторы носили синие пилотки при летней полевой форме одежды, заменяя ими хлопчатобумажные кепи камуфлированной расцветки. Командиры на это обстоятельство закрывали глаза, а сами лётчики приводили разные объяснения, суть которых сводилась к одному: чтобы с пехотой не путали. Сильное отторжение пилотка вызывала у пограничников. Мужчины их, конечно же, получали, но в конце концов пилотки негласно стали почти исключительно женским головным убором.

Сохраняются пилотки на снабжении военнослужащих и сегодня, почти не претерпев изменений с 1998 года. Правда, с января 2002 года пилотка ВВС потеряла свой синий цвет «в связи с реформированием Вооружённых Сил Российской Федерации и в целях унификации». С этого времени армейские пилотки приобрели единый защитный цвет. За исключением того, что Указом Президента РФ от 8 мая 2005 года № 531 военнослужащие ФСБ РФ, ФСО РФ и ССО при Президенте РФ получили пилотки иссиня-чёрного цвета15.

______________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Функен Л., Функен Ф. Европа XIX век: 1850-1900: Франция - Великобритания - Германия - Австрия - Россия / Пер. с фр. М.Ю. Крысина. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. С. 32-37.

2 Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 78, 241, 475; Дарман П . Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002; Samner Ian , Embleton Gerry . The French army. 1914-1918. London: Osprey, 1995 и др.

3 24 декабря 1913 г. Николай II утвердил доклад военного министра «Краткое описание формы обмундирования и добавочных предметов обмундирования для авиационных частей». Объявленный приказом по военному ведомству № 4 от 3 января 1914 г. этот документ, несмотря на скромное название, достаточно подробно описывал авиационную униформу. В частности, среди предметов «добавочного обмундирования», т.е. тех, что были необходимы непосредственно для полётов и работы с техникой, для нижних чинов предусматривалась складная шапка, которую полагалось носить с «обыкновенной» формой.

4 Униформа российского военного воздушного флота. Т. I. М.: Фонд «Русские Витязи», 2004. С. 55, 66.

5 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907-1917: Учебное пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. С. 56, 64; Корнаков П., Юшко В . Втрое рождение гренадер. Штурмовые команды российской армии. 1915-1917 // Цейхгауз. 1995. № 4. С. 20-22 и др.

6 Интересно, что термин «пилотка» тогда ещё не стал общеупотребительным. Так, в приказе от 31 августа 1918 г. № 44 о форме одежды авиационных частей Народной армии Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч), выступивших против большевиков, данный головной убор обозначен как «залётка».

7 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Цыпленков К.В. Указ. соч. С. 234.

8 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии (1918-1945 гг.). М.: МКЦ «Новикъ», 1993. С. 24-27; Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы). М.: Воениздат, 1999. С. 89 и др.

9 Центральный пограничный музей ФСБ РФ. Документальный фонд. Д. ДНВ-1755/16. Л. 1об.

10 Аналогичное постановление для войск НКВД было принято 15 апреля 1941 г. за №1010-405сс и объявлено приказом НКВД 16 мая. В целом, особых различий с РККА не имелось, но курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу полагались только хлопчатобумажные пилотки, поскольку головным убором их летнего парадно-выходного обмундирования осталась фуражка. См.: Центральный архив ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ). Ф. 66. Оп. 6. Д. 1. Л. 38-41.

11 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы)… С. 146 и др.

12 ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1-Т. Д. 182. Л. 116 об.—136.

13 Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1989. С. 124, 140, 143, 146.

14 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917-1990-е годы)… С. 365-395.

15 Новые Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. С. 448-468.